Свято-Покровский мужской Монастырь Харьковской епархии Украинской православной церкви

Мiръ

Украина Харьковская область Харьков Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:49.99171599999999671126715838909149169921875,»lon»:36.22881300000000237560016103088855743408203125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE-%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A5%D0%B0%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0425\u0430\u0440\u044c\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0425\u0430\u0440\u044c\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0421\u0432\u044f\u0442\u043e-\u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0425\u0430\u0440\u044c\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u0443\u0436\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:49.99171599999999671126715838909149169921875,»lon»:36.22881300000000237560016103088855743408203125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

49.991716; 36.228813

Украина, Харьков, Университетская улица, 8/10

Харьков,Харьковская область

Украина

Телефоны:

+38(057) 731 50 30 (дежурный монастыря)

Свято — Покровский монастырь


Свято-Покровский монастырь
православный мужской монастырь в историческом центре Харькова.

Основан в 1726 году Белоградским епископом Епифанием (Тихорским) на территории бывшей Харьковской крепости в связи с переносом в Харьков архиерейской школы (в 1731—1840 гг. — Харьковский Коллегиум). Название получил по присоединённому к монастырю синодальным указом от 1729 года бывшему приходскому храму Покрова Пресвятой Богородицы, в настоящее время являющемуся самым старым зданием города.

История[править]

Вид на Покровский монастырь на открытке начала XX века
История Харьковского Покровского монастыря неотделима от жизни и духовного подвига населявших или каким-либо образом связанных с этим монастырем людей.

Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году епископом Белгородским Епифанием Тихорским и князем Михаилом Голицыным Архиерейской школы в город Харьков, позже получившей статус Коллегиума. Переведенная из Белгорода школа-семинария именовалась греко-латино-славянской, а с 1734 года – Харьковским Коллегиумом. Одновременно здесь занимались до 500 детей из разных сословий населения Восточной Украины. Здесь работали знаменитые философ Григорий Сковорода и писатель С.Ф. Квитка-Основьяненко.

В 1799 году преосвященный Епифаний преобразовывает Коллегиум в училищный монастырь. Территория монастыря обосновалась вокруг выстроенного в 1689 году и освященного митрополитом Белгородским Авраамием Покровского храма.

Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, венцом украинской архитектуры 17 века. Это одно из самых старых каменных сооружений Харькова. Храм расположен очень удачно, он как будто парит над живописной долиной рек Харьков и Лопань.

Внутренние стены верхнего храма были расписаны учителем И.Е. Репина – талантливым украинским художником Бунаковым. В нижнем храме был установлен престол Трех Святителей. После обновления в 1846 году иконостаса храм освящен в честь воздвиженья Креста Господня.

Продолжение…

История возникновения

Датой основания мужской обители в центре Харькова считается 1726 год, когда по указу епископа Белгородского Епифания в город была перемещена богословская школа, позже получившая название Харьковский Коллегиум. К нему был присоединен приход Свято-Покровского храма, который сохранен по сей день и является старейшим зданием города Харькова. Монастырь также получил свое название и главный престольный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Интересно: В историю Харьковский Коллегиум при Покровском монастыре вошел тем, что в нем преподавал Г.С. Сковорода.

Имея прекрасную библиотеку с редкими книгами и блестящий педагогический состав, Коллегиум выпустил большое количество известных деятелей науки и религии, а ректор являлся и игуменом монастыря, где в первые годы подвизалось около двух десятков монахов.


Покровский монастырь в Харькове

С образованием отдельной епархии, на территории обители была организована Духовная Консистория. При этом верхний храм стал главным собором епархии, а сама территория монастыря значительно увеличивается — появляется здание Коллегиума, домовая церковь, Архиерейский дом, трапезная.

Описание[править]

На территории Свято-Покровского монастыря находятся храмы: Озерянской иконы Богородицы, Покровский, Крестовоздвиженский, Иоанно-Богословский домовой храм Архиерейской резиденции.

Сейчас на территории монастырского комплекса располагаются Харьковское епархиальное управление и духовная семинария. После реконструкции территория Покровского монастыря стала одним из самых живописных уголков города. Во дворе комплекса, утопающего в зелени, установили памятники к 2000-летию Рождества Христова и к 200-летию Харьковской епархии. При обители действует церковно-исторический музей, в котором представлены уникальные экспонаты, рассказывающие об истории Харьковской епархии.

Свято-Покровский мужской монастырь в Харькове

Описание

Свято-Покровский мужской монастырь в Харькове


История Свято-Покровского монастыря г. Харькова является живым свидетельством милости и благоволения Божия к нашему Слобожанскому краю. Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году архиерейской школы в Харьков Белгородским епископом Епифанием Тихорским, позже получившей статус Коллегиума. Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы. История не сохранила ни имен строителей ни других сведений о его возведении, известно лишь, что храм был освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, непревзойденным произведением украинской архитектуры XVII века. При монастырском Коллегиуме возникла первая библиотека, первый хор, была подготовлена почва для становления храма науки — Харьковского университета. Его основание в 1805 году благословил и приложил к тому немало трудов первый Святитель Харьковской Епархии епископ Христофор (Сулима) — человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор духовного управления, радетель насаждения всеобщего образования. Харьковский Коллегиум славился своими талантливыми педагогами, среди которых особое место занимает самобытный украинский философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, преподававший поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие. Незабвенной страницей в духовном просвещении народа являлась и многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарева) — стража христианского просвещения, открывшего более 60 церквей, благоустроившего духовные школы и основавшего философский журнал «Вера и разум», украсившим монастырь величественным храмом. Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые приделы — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где и нашел себе место упокоения Владыка Амвросий, а также покоились епископы Христофор (Сулима), Аполлос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), герой войны 1812 г. граф Орлов-Денисов, род Квиток. Также в усыпальнице Покровского храма почивали и святые мощи Святителя Мелетия (Леонтовича) Архиепископа Харьковского и Ахтырского. Современники вспоминают о нем как о любящем отце-архипастыре, бессребрянике, строгом аскете, молитвеннике и постнике. Позднее гроб Святителя был поставлен в алтаре нижней церкви Обители. Множество верующих притекало к святой гробнице с молитвенным упованием в его ходатайство перед Богом. В 1978 году Святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован, имя его внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, неустанно пекущегося о возрождении, сохранении и продолжении славных традиций монастырской жизни и увековечении памяти великих светильников веры. Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, обретенная чудесным образом и перенесенная в Обитель в 1787 году. Согласно историческому свидетельству известно, что одним из жителей с. Озерянки, косившим траву, икона была рассечена надвое и ему послышался стон. С духовным трепетом крестьянин поднял рассеченные части святой иконы и перенес в дом, а поутру проснувшись, не обнаружил их. Со слезами на глазах он вернулся на то место, где косою рассек икону и увидел ее сияющую дивным сиянием. Пораженный, он передал икону местному священнику отцу Феодору в Богородичный храм г. Мерефы. С того времени и до наших дней наш народ имеет в лике Озерянской иконы Божией Матери свою дивную перед Богом Ходатаицу. Отец Феодор уступил принадлежащую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, где и пребывала икона. По закрытии пустыни она была перенесена в Куряжский монастырь, а после его упразднения — в Покровский, где оставалась до 1797 года, когда после восстановления Куряжской Обители была туда снова возвращена. Чудотворный образ, от которого происходило множество исцелений и чудес, дважды в год необычайно торжественно и благоговейно переносился в Куряж и обратно при небывалом стечении народа. Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившимися в монастыре были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работы. Огромную ценность представляли собой кресты XVII в. с мощами Святых Печерских угодников и резной кипарисовый крест XVII в. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на библейские темы. В библиотеке монастыря имелись редчайшие издания — Библия Острожской печати 1581 года, Октоихи Московской печати 1618, 1683 года, требник Петра Могилы 1646 г, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое. О числе монашествующей братии известно, что в 1751 году здесь было: 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов. Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокуренные заводы, скотные дворы и земельные угодья. Благодаря неустанным трудам братии и сочувствию общества к огромной просветительской деятельности монастыря, он быстро достиг значительного духовного и материального расцвета. Процветание Святой Обители было пресечено безбожной властью после известных трагических событий начала века. В 1922 году монастырь был закрыт, многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа, их останки были найдены в июне 2000 года при очистке фундамента и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма. Монастырское имущество было разграблено, уничтожены уникальные ценности, библиотека, осквернена усыпальница. В монастырских постройках разместился музей, склады, военкомат. И только лишь 15 января 1990 года, благодаря святительским трудам и молитвам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, властями было принято решение о возвращении монастырских сооружений. И сегодня великолепие и духовную силу возрождающейся Обители составляют не только прекрасно воссозданные храмы, но и ее насельники. Братия, число которых постепенно возрастает, стремятся подвигом веры и труда прославлять Имя Господне в ревностном послушании, милосердии к страждущим, в непрестанной молитве, освящающей, невидимо охраняющей и укрепляющей православный народ. Среди братии монастыря есть имеющие высшее образование. Полученные ими знания в инженерной, архитектурной и медицинской сферах находят свое применение на послушаниях.

8 апреля 1990 года состоялось освящение и первая служба в Покровском храме, а 14 октября того же года впервые после долгих лет забвения был торжественно отмечен престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Через два года 27-28 мая 1992 года на территории монастыря, в здании Епархиального управления, состоялся исторический Харьковский архиерейский собор под председательством Владыки Никодима, который в своем «Историческом воспоминании» писал: «На нашу судьбу выпал священный жребий утвердить преданность Вселенскому Православию, орошенному кровию мучеников и исповедников 2000-летнего подвига веры дедов и прадедов». Сохранив канонический путь единства и чистоты Святой Церкви, Собор избрал ее Предстоятелем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана). Милостью Божией, святыми молитвами и попечением Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, Святая Обитель ныне переживает свое второе рождение: восстановлена красота и великолепие храмов, засиявших блеском куполов, реконструирован и облагорожен монастырский двор, яркой жемчужиной которого является уникальный памятник 2000-летию Рождества Христова. Он возведен по замыслу Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, его трудами и заботами, также как и памятник в честь 200-летия Харьковской Епархии, освященный Блаженнейшим Владимиром на торжествах в честь этого юбилея. Стройный ансамбль монастырских зданий украшает архиерейский дом, где разместилась резиденция Митрополита и Епархиальное управление. 9 октября 2000 года, в день празднования памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, было освящено здание Духовной Семинарии ее ректором Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом. Монастырь, вновь становящийся духовно-просветительским очагом края, пополняется и уникальными святынями. Так, в августе 2001 года в дар монастырю Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом было передано бесценное духовное сокровище — кивот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, Камни со св. горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, камень сорокодневной молитвы… А также Частицы Святых Мощей: Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя; Св. ап. Андрея Первозванного, Св. ап. Луки, Св. равноапостольной Марии-Магдалины, Свт. Иоанна Златоуста, Свт. Григория Богослова, Свт. Василия Великого, Св. вмц. Варвары, Преп. Сергия Радонежского, Св. вмч. и целителя Пантелеимона, Преп. Амвросия, Преп. Кукши, и многие другие, всего более 50-ти. Все приходящие в Обитель с необычайным благоговением прикладываются к Святыне, ощущая благодатную помощь и укрепляясь в вере.

(61003, Харьков, ул. Университетская, 8/10, Тел.: (057) 731-46-89, 731-50-30) Наместник: викарий Харьковской епархии архиепископ Изюмский Онуфрий (ЛЕГКИЙ Олег Владимирович) Насельники (в священническом сане): Благочинный монастыря игумен Нестор (ПЕТРЕНКО Вадим Владимирович), игумен Владимир (ГОЛОВКО Виталий Павлович), иеромонах Нафанаил (ДЕДУЛ Николай Константинович), иеромонах Глеб (СВИДЛО Юрий Александрович), иеромонах Феоктист (ЧЕРКОВ Андрей Валентинович), протоиерей Анатолий Павлович КВАША Клирики: диакон Назарий Викторович НОВИКОВ

источник

Святыни[править]

  • Озерянская икона Божией Матери

В 1787 г. в обитель была перенесена чудотворная икона Божией Матери «Озерянская», обретенная чудесным образом в с. Озерянка возле г. Мерефы.

Однако в 30-е годы 20 в. Чудотворный образ был утрачен. Остались лишь многочисленные списки, существенно отличающиеся от первообраза. 17 сентября 2010 года восстановлена точная копия главной святыни нашей обители и покровительницы всего Слобожанского края – Озерянская икона Божией Матери. Список с первообраза находится в Крестовоздвиженском храме.

Озерянская икона Божией Матери

  • Икона Пресвятой Богородицы «Всецарица»

В 2004 г. стараниями приснопамятного Священно-Архимандрита Покровского монастыря Митрополита Никодима в дар обители со святой горы Афон был передан точный список чудотворной иконы Богородицы «Всецарица» (память 31 августа н.ст.), к которой прибегают больные тяжкими недугами.

  • Киот со святыми мощами и камнями со Святой Земли

В Озерянском храме находится бесценное духовное сокровище — киот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, камни со св. Горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, Камень сорокадневной молитвы. А также частицы святых мощей Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя, св.ап.Андрея Первозванного, св.ап.Луки, св. равноапостольной Марии-Магдалины, свт.Иоанна Златоуста, свт.Василия Великого, св.вмц.Варвары, преп.Сергия Радонежского, св.вмч. и целителя Пантелеимона, преп.Кукши и другие, всего более 50-ти, которые были переданы в дар святой обители митрополитом Никодимом.

  • Частица мощей святителя Иоасафа Белгородского

Мощи святителя Иоасафа Белгородского – дар Владыки Онуфрия, архиепископа Харьковского и Богодуховского нашей святой обители.

  • Елецкая-Харьковская икона Божией Матери

Относительно обретения этого св. образа известно следующее. Когда преп. Антоний Печерский в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом, он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он искал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели, сияющею светлыми лучами, так что она казалась окруженною огнем.

Благодаря содействию черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери.

В апреле 2012 года был восстановлен первообраз Елецкой-Харьковской иконы, который в настоящее время находится в Свято-Покровском мужском монастыре г. Харькова.

Святыни обители

Конечно же, украшением любого храма будут святыни, к которым приходят помолиться верующие люди. В Покровском монастыре города Харькова можно приложиться к таким духовным сокровищам:

  1. Икона Пресвятой Богородицы «Озерянская». К сожалению, оригинал чудотворной иконы до наших дней не сохранился, но в Крестовоздвиженском храме можно помолиться перед точной копией первоначальной иконы.
  2. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всецарица». По благословению митрополита Никодима в обитель была привезена точна копия чудотворного образа, оригинал которого хранится на Святой горе Афон. Перед этой иконой молятся об излечении от тяжких недугов и избавлении от тяжелых жизненных обстоятельств.
  3. Частица святых мощей святителя Иосафа Белгородского. Это почитаемый святой Слобожанской земли, который помогает всем, кто приходит к нему помолиться с чистым сердцем.
  4. Мощи со Святой Земли. Озерянский храм хранит поистине бесценный дар со Святой Земли — киот с различными святынями. Там находятся частицы Животворящего Креста Господня, камни с гор Голгофа, Синай и Фавор, частицы Гроба Господня. Кроме того, все верующие могут поклониться и приложиться к частицам мощей Иоанна Крестителя, апостолов Андрея Первозванного и Луки, целителя Пантелиймона и еще многих других почитаемых святых.
  5. Икона Богородицы Елецкая-Харьковская. Этот древний образ был обретен почти 1000 лет назад святым Антонием Печерским. Икона была восстановлена в 2012 году и доступна всем верующим в Покровском монастыре Харькова.


Икона Богородицы Елецкая-Харьковская

Приходя поклониться любым святыням, нужно помнить, что они не являются какими-то магическими амулетами для исполнения желаний. Просить помощи Божией можно только лишь с искренним покаянием в душе и желанием направить свою жизнь на исполнение Божьей воли.

Богослужения[править]

В храмах Свято-Покровского мужского монастыря Богослужения совершаются ежедневно.

По будням:

6.00 – Полунощница

6.30 – Часы, Божественная Литургия, Исповедь и Святое Причастие. По окончании Божественной Литургии — панихида.

В воскресные и праздничные дни:

6.30 – ранняя Божественная Литургия, исповедь и причастие. По окончании литургии — панихида (молитва о усопших)

8.30 – поздняя Божественная Литургия, исповедь и причастие, молебен празднику с освящением воды. По окончании — панихида.

LiveInternetLiveInternet

Leon_Meusi

все записи автора

Полуторамиллионный Харьков не только является одним из крупнейших городов Украины, но и населен представителями самых различных национальностей, свято придерживающихся своей веры и национальных традиций.В рамках 53 конфессий, церквей и религиозных направлений действует около 700 религиозных организаций. В их состав входят: 7 монастырей, 7 духовных учебных заведений, 667 религиозных организаций.Среди них кроме Украинской православной церкви (УПЦ) организации Украинской Автокефальной Православной Церкви,Украинской Греко-католической церкви, Римско-католической церкви, евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской, объединение хасидов ХаБаД Любавич иудейских религиозных громад и еще множества других религиозных организаций. Но Харьков прежде всего является городом, богатым на православные храмы и широко известен своми православными традициями. Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми наиболее известными православными храмами Харькова. Нашу экскурсию предлагаю начать со Свято-Покровского мужского монастыря, располагающегося в начале улицы Университетской, в трех минутах ходьбы от станции метро «Площадь Конституции» Холодногорско-Заводской линии или от станции «Исторический музей» Салтовской линии. Стоит вам только выйти из метро и вы окажетесь перед памятником «Летящая Украина», воздвигнутым в честь 20-летия независимости Украины и торжественно открытым 22 августа 2012 года.

Монумент является постаментом строгой геометрической формы с облицовкой из гранитных плит серого цвета, на котором установлена бронзовая фигура древнегреческой богини победы Ники на шаре. Фигура богини и шар выполнены из бронзы. Высота фигуры — около 6 м, шара — около 2,5 м, постамента — 8 м. Общая высота монумента составляет 16,5 м. Авторами являются харьковские скульпторы Александр Ридный и Анна Иванова.

На заднем плане, за памятником, видны строения Свято-Покровского мужского монастыря,

На территорию монастыря можно попасть через ворота, построенные архит. В.Х. Немкиным в 1891-1892 годах
Наиболее старым зданием на территории монастыря является Покровский собор, построенный в 1689 году бригадой неизвестных мастеров. В основу композиции собора положена схема трехсрубной украинской деревянной церкви, но выполненная в кирпиче.В тоже время многие детали плана и внешние украшения выполнены под влиянием русской архитектуры 17 века: барочная трёхкупольная («трёхбанная») церковь, установленная на характерном для русской церковной архитектуры тёплом зимнем храме.

Покровский Собор. Левее его Озерянская церковь.

Верхняя, холодная церковь окружена галереей — «опасанням» и объединяется «гульбищем» с шатровой колокольней. Узорные кирпичные наличники соседствуют с многопрофильными карнизами с небольшим выносом, пояс прямоугольных впадин дополняется изображениями солнца. Гармоничность вырастающих друг из друга объёмов, легко возносящихся вверх, соседствует с суровыми, тяжёлыми формами колокольни, напоминающей крепостную башню. Крепкие каменные стены собора, длинные узкие окна, похожие на бойницы. Все говорит о том, что собор входил в систему укреплений города.

Галерея («гульбище») Собора

Интерьер нижнего, зимнего храма, получившего название Крестовоздвиженского, и фрагменты настенных росписей.

Монастырь, пополняется и уникальными святынями: так, в августе 2001 года монастырю было подарено бесценное духовное сокровище — кивот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, в частности со св. гор Голгофы, Синай, Фавор, часть Животворящего Древа Господнего, часть Гроба Божией Матери, Гроба Господня, частицы Святых Мощей: Св. ап. Андрея Первозванного, Св. Пророка Иоанна Крестителя, Свт. Иоанна Златоуста, Св. ап. Луки, Свт. Григория Богослова, Св. равноап. Марии Магдалины, Св. вмц. Варвары, Свт. Василия Великого, Св. вмч. и целителя Пантелеймона, Прп. Сергия Радонежского, Прп. Кукши, Прп. Амвросия. Все посещающие обитель верующие с благоговением прикладываются к её святыням, получая благодатную помощь и укрепляясь в вере. Последним пополнением собрания святынь обители является икона Божией Матери Всецарица, подаренная одним из Афонских монастырей.

В нижнем Храме нашел себе место упокоения Владыка Амвросий, а также покоились епископы Христофор (Сулима), Аполлос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский),здесь же родовой склеп Квиток. В 1843году в склепе Покровского собора был похоронен герой Отечественной войны 1812 года, генерал граф В.В. Орлов – Денисов.

Портрет героя Отечественной войны 1812 года, графа В.В. Орлова – Денисова.

Главная святыня Покровского монастыря икона Озерянской Божьей Матери.

Образ Пресвятой Богородицы Озерянской по народному преданию был обретен вблизи села Озеряны, которое находится в трех километрах от Мерефы Харьковской области (родина легендарного кошевого атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко). Это событие произошло в период татарских набегов на Украину в XVII ст. О явлении чудотворного образа существует немало преданий. Одно из них гласит: Один из озерянских казаков, косивший траву за лесом, за одним взмахом косы услышал человеческий стон и при этом увидел половину холста со священным изображением, рассеченным мановением оконечности косы и пред нею горящую свечу при корне дерева здесь же росшего. Косарь, сокрушаясь о грехе, который он невольно совершил, слёзно просил Всевышнего простить его, взял обе половины, принес домой и поставил подле других икон. Утром следующего дня он обнаружил, что икона была сращена. На самом же месте обретения иконы заструился ключ чистой воды. Рядом с местом чудесного явления образа вскоре была построена церковь, где первоначально и хранилась икона, а затем в основанном здесь монастыре: «Озерянской Богородичной Пустыни».Первоначальное здание деревянной церквушки естественно не сохранилось, на этом месте стоит построенная уже в послевоенные годы.

На месте источника святой воды все это время существует колодец. Как ни пытались засыпать и замуровать его в годы советской власти ,родник упрямо пробивался наружу из-под земли . Мне приходилось бывать у места обретения чудотворного образа Озерянской Божьей Матери и удалось сфотографировать церковь(фото выше)и источник святой воды (фото внизу).

В 1787 году, во время пребывания Императрицы Екатерины II в Харькове, она подписала указ о передаче под руководство Григория Потемкина Харьковского наместничества. По воле «светлейшего князя Таврического» прекратили своё существование 15 монастырей Слобожанщины, среди них были закрыты Озерянская Богородичная пустынь, Змиевской Николаевский казачий монастырь, Святогорский монастырь. Имущество их было изъято в казну, а братия всех монастырей была собрана в Куряжском Преображенском монастыре, куда перенесли и икону Озерянской Божьей Матери. На фото ниже вид Куряжского Преображенского монастыря в дореволюционные годы.

После установления советской власти Куряжский Преображенский монастырь был закрыт, а в 30-е гг. ХХ в. окончательно затерялись следы чудотворной иконы. На территории монастыря разместилась Трудовая колония им. А. М. Горького. Она была организована в 1920 г. на Полтавщине выдающимся педагогом Антоном Семеновичем Макаренко (1888–1939), а в 1926 г. переехала поближе к промышленному Харькову — в Куряж. Сейчас там расположена исправительно-трудовая колония для детей и подростков.

Вход в Куряжскую исправительно -трудовую колонию для детей и подростков. Слева от ворот бюст А. С. Макаренко.

Куряжский монастырь был известен во всей Российской империи, считался отличным местом для молитвы и лечения. Его часто посещали коронованные особы. В 1821 году в монастырь заехал Император российский Александр І. Отстоял службу и даже пел с монахами на клиросе. Царь был известен скромностью, носил полковничий мундир. Он затесался среди певчих, и никто его не узнал, пока не прибыл харьковский губернатор со свитой и не узнал самодержца, наслаждающегося церковным пением.Так как оригинал чудотворной иконы был утерян, то сейчас в Покровском Монастыре хранится список с иконы Озерянской Божьей Матери, от которой продолжают совершаться многие чудеса. Она исцеляла от физических недугов там, где медицина была бессильна. Перед Озерянской иконой отступала даже холера.. Считается , что по чудотворности Озерянская икона уступала только главной святыне российской империи — иконе Казанской Божьей матери. Многим слепым икона даровала зрение. Перед ней прозрел и основоположник украинского сентиментализма, классик украинской литературы Григорий Квитка-Основьяненко.

.

Квитка-Основьяненко (настоящая фамилия ‒ Квитка; псевдоним ‒ Грицько Основьяненко) Григорий Федорович , украинский писатель. Родился в дворянской семье. Являлся издателем и редактором журнала «Украинский вестник» (1816‒17); возглавлял профессиональный театр в Харькове. Был предводителем дворянства, председателем харьковской палаты уголовного суда (с 1840) и др. В украинских школах обычно подробно изучали его творчество, ну а российский читатель и кинозритель знаком с творчеством Квитки-Основяненко по экранизации его пьесы «Шельменко-денщик», где главную роль сыграл Михаил Пуговкин.

В пятилетнем возрасте Григорий Квитка перенес золотуху и ослеп. Несколько лет мальчик провел в Куряжском монастыре в качестве послушника в молитвах перед иконой Озерянской Божьей Матери. Молитва и омовение глаз из святого источника помогли вернуть зрение.


Могила Григория Квитки-Основяненко

С харьковской святыней был связан сложный ритуал, утвержденный лично императором Николаем II. Летом икона хранилась в Куряжском монастыре близ Харькова. На зиму она переносилась в Покровский мужской монастырь, где сохранялась вместе с мощами святых Печерских угодников и старинным Евангелием, подаренным харьковчанам светлейшим князем Г.А. Потемкиным-Таврическим. В конце ХIХ века для хранения реликвии построили отдельную Озерянскую церковь (архит. В.Х. Немкин).Она была выполнена в довольно редком для православной архитектуры базиликальном стиле, декорирована была византийскими и русскими мотивами и 12-ю московскими главками-луковицами

В 1825 году на территории монастыря по проекту петербургского архитектора В. Лобачевского был построен архиерейский дом. Это здание — архитектурный памятник времен расцвета русского классицизма. В настоящее время здесь располагается управление Харьковской Епархии.На переднем плане виден памятник в честь 2000-летия Рождества Христова и 200-летия Харьковской Епархии. Идея памятника принадлежит митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму, возглавлявшему Харьковскую Епархию до 2011 года, а воплощение скульптору И. Ястребову и архитектору М. Ядченко.

Правее архиерейского дома виден скромный двухэтажный домик красного кирпича. Нынче в нем расположена Харьковская духовная семинария.

В этом доме,некогда принадлежавшем Харьковским полковникам, сначала Г.Е. Донцу, затем его зятю Г.Ф.Шидловскому в 1709 году проживала семья князя Меншикова, находившегося с русскими войсками под Полтавой. Здесь же из-за болезни княгини Меншиковой вынуждена была задержаться и прибывшая с Петром Екатерина Первая. В 1726 году дом Шидловского был продан за 500 рублей под переведенную из Белгорода в Харьков греко-славянско-латинскую школу.

После объединения школы с Покровской церковью был создан Училищный Покровский монастырь, преобразованный позже в коллегиум.

В Харьковском коллегиуме в то время обучалось более 400 учеников. Воспитанники славились своей ученостью, ибо здесь преподавали грамматику и синтаксис русского языка, пиитику, риторику, философию и богословие, греческий и латинский языки. А затем добавились рисование, французский и немецкий языки. В1768 году при коллегиуме для дворянских детей открыли прибавочные классы, в которых кроме многих языков изучали математику, геометрию, рисование и черчение, геодезию, артиллерию, фортификацию, историю и географию, вокальную и инструментальную музыку. В Харьковском коллегиуме учился известный русский поэт, переводчик «Илиады» Н.И. Гнедич, русский историк, профессор и ректор Московского университета М. Т. Каченовский, первый русский клиницист, проф. Е. И. Базилевич и другие. С 1760 по 1766 год в коллегиуме преподавал Григорий Савич Сковорода (1722-1794 гг.) — выдающийся украинский мыслитель, литератор и педагог, отец украинской философии,который закончил Киево-Могилянскую академию и стажировался за границей.

На протяжении 6 лет работы его трижды увольняли за вольнодумство и протест против произвола церковных властей. С 1870 года оставил преподавание и как странствующий философ пешком прошел всю Слобожанщину. Во время этих путешествий Г. С. Сковорода и написал большинство своих произведений, подготовленных к изданию историком Д. И. Багалеем к 100-летию со дня его смерти. О преподавательской деятельности Сковороды в Харьковском коллегиуме напоминает каменная стела, установленная во дворе Свято-Покровского монастыря и памятник в террасном сквере рядом с монастырем.


Стела в честь украинского философа Г.С Сковороды во дворе Свято-Покровского монастыря.

Памятник Г. Сковороде (арх. Ю. Шкодовский, скульпт. И. Кавалеридзе) в террасном Покровском сквере рядом с монастырем.

Фонтан в террасном Покровском сквере.

В 2009 г. проведена реконструкции сквера, он передан в ведение Свято-Покровского мужского монастыря. На вершине фонтана установлен православный крест, вода в фонтане освящена.

Серия сообщений «ХАРЬКОВ»:
Часть 1 — ПАМЯТИ ЛЮДМИЛЫ ГУРЧЕНКО… Часть 2 — Как исполнилась мечта Маэстро и Макарыча… Часть 3 — Памятные места Харькова:Свято-Покровский мужской монастырь. Часть 4 — Знаменитые харьковчане. Сергей Василькивский Часть 5 — Памятные места Харькова. Собор успения Пресвятой Богородицы. … Часть 21 — Семья Алчевских (ч.2) Часть 22 — Харьковский вертеп-фест 2022 Часть 23 — Дивы в шляпках по-русски. Нина Русланова

Престольные праздники[править]

Покров Пресвятой Богородицы

— 14 октября

12 ноября — Озерянской иконы Божией Матери

Воздвижение Животворящего Креста Господня

— 27 сентября

Иоанн Богослов, апостол

— 21 мая, 9 декабря

Димитрий Солунский, великомученик

— 8 ноября

Православная Жизнь

На территории монастыря, в здании Епархиального управления, состоялся исторический Харьковский архиерейский собор, на котором Предстоятелем УПЦ был избран Митрополит Владимир (Сабодан).


Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году архиерейской школы в Харьков Белгородским епископом Епифанием Тихорским, позже получившей статус Коллегиума.

Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы.

История не сохранила ни имен строителей, ни других сведений о его возведении, известно лишь, что храм был освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, непревзойденным произведением украинской архитектуры XVII века.

При монастырском Коллегиуме возникла первая библиотека, первый хор, была подготовлена почва для становления храма науки — Харьковского университета. Его основание в 1805 году благословил и приложил к тому немало трудов первый Святитель Харьковской Епархии епископ Христофор (Сулима) — человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор духовного управления, радетель насаждения всеобщего образования. Харьковский Коллегиум славился своими талантливыми педагогами, среди которых особое место занимает самобытный украинский философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, преподававший поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие. Незабвенной страницей в духовном просвещении народа являлась и многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарева) — стража христианского просвещения, открывшего более 60 церквей, благоустроившего духовные школы и основавшего философский журнал «Вера и разум», украсившего монастырь величественным храмом.

Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые приделы — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где и нашел себе место упокоения Владыка Амвросий, а также покоились епископы Христофор (Сулима), Аполлос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), герой войны 1812 г. граф Орлов-Денисов, род Квиток. Также в усыпальнице Покровского храма почивали и святые мощи Святителя Мелетия (Леонтовича), Архиепископа Харьковского и Ахтырского. Современники вспоминают о нем как о любящем отце-архипастыре, бессребрянике, строгом аскете, молитвеннике и постнике. Позднее гроб Святителя был поставлен в алтаре нижней церкви Обители. Множество верующих притекало к святой гробнице с молитвенным упованием на его ходатайство перед Богом.

В 1978 году Святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован, имя его внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, неустанно пекущегося о возрождении, сохранении и продолжении славных традиций монастырской жизни и увековечении памяти великих светильников веры.

Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, обретенная чудесным образом и перенесенная в Обитель в 1787 году. Согласно историческому свидетельству известно, что одним из жителей с. Озерянки, косившим траву, икона была рассечена надвое и ему послышался стон. С духовным трепетом крестьянин поднял рассеченные части святой иконы и перенес в дом, а поутру проснувшись, не обнаружил их. Со слезами на глазах он вернулся на то место, где косою рассек икону и увидел ее сияющую дивным сиянием. Пораженный, он передал икону местному священнику отцу Феодору в Богородичный храм г. Мерефы.

С того времени и до наших дней наш народ имеет в лике Озерянской иконы Божией Матери свою дивную перед Богом Ходатаицу.

Отец Феодор уступил принадлежащую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, где и пребывала икона. По закрытии пустыни она была перенесена в Куряжский монастырь, а после его упразднения — в Покровский, где оставалась до 1797 года, когда после восстановления Куряжской Обители была туда снова возвращена.

Чудотворный образ, от которого происходило множество исцелений и чудес, дважды в год необычайно торжественно и благоговейно переносился в Куряж и обратно при небывалом стечении народа.

Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившимися в монастыре были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работы.

Огромную ценность представляли собой кресты XVII в. с мощами Святых Печерских угодников и резной кипарисовый крест XVII в. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на библейские темы.

В библиотеке монастыря имелись редчайшие издания — Библия Острожской печати 1581 года, Октоихи Московской печати 1618, 1683 года, требник Петра Могилы 1646 г, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое.

О числе монашествующей братии известно, что в 1751 году здесь было: 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов.

Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокуренные заводы, скотные дворы и земельные угодья.

Благодаря неустанным трудам братии и сочувствию общества к огромной просветительской деятельности монастыря он быстро достиг значительного духовного и материального расцвета.

Процветание Святой Обители было пресечено безбожной властью после известных трагических событий начала века. В 1922 году монастырь был закрыт, многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа, их останки были найдены в июне 2000 года при очистке фундамента и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма.

Монастырское имущество было разграблено, уничтожены уникальные ценности, библиотека, осквернена усыпальница. В монастырских постройках разместился музей, склады, военкомат. И только лишь 15 января 1990 года, благодаря святительским трудам и молитвам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, властями было принято решение о возвращении монастырских сооружений.

И сегодня великолепие и духовную силу возрождающейся Обители составляют не только прекрасно воссозданные храмы, но и ее насельники. Братия, число которых постепенно возрастает, стремятся подвигом веры и труда прославлять Имя Господне в ревностном послушании, милосердии к страждущим, в непрестанной молитве, освящающей, невидимо охраняющей и укрепляющей православный народ.

Среди братии монастыря есть имеющие высшее образование. Полученные ими знания в инженерной, архитектурной и медицинской сферах находят свое применение на послушаниях. 8 апреля 1990 года состоялось освящение и первая служба в Покровском храме, а 14 октября того же года впервые после долгих лет забвения был торжественно отмечен престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Через два года 27-28 мая 1992 года на территории монастыря, в здании Епархиального управления, состоялся исторический Харьковский архиерейский собор под председательством владыки Никодима, который в своем «Историческом воспоминании» писал: «На нашу судьбу выпал священный жребий утвердить преданность Вселенскому Православию, орошенному кровию мучеников и исповедников 2000-летнего подвига веры дедов и прадедов».

Сохранив канонический путь единства и чистоты Святой Церкви, Собор избрал ее Предстоятелем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).

Милостью Божией, святыми молитвами и попечением Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, Святая Обитель ныне переживает свое второе рождение: восстановлена красота и великолепие храмов, засиявших блеском куполов, реконструирован и облагорожен монастырский двор, яркой жемчужиной которого является уникальный памятник 2000-летию Рождества Христова. Он возведен по замыслу Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, его трудами и заботами, также как и памятник в честь 200-летия Харьковской Епархии, освященный Блаженнейшим Владимиром на торжествах в честь этого юбилея.

Стройный ансамбль монастырских зданий украшает архиерейский дом, где разместилась резиденция Митрополита и Епархиальное управление.

9 октября 2000 года, в день празднования памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, было освящено здание Духовной Семинарии ее ректором Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом. Монастырь, вновь становящийся духовно-просветительским очагом края, пополняется и уникальными святынями. Так, в августе 2001 года в дар монастырю Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом было передано бесценное духовное сокровище — кивот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, Камни со св. горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, камень сорокодневной молитвы… А также Частицы Святых Мощей: Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя; Св. ап. Андрея Первозванного, Св. ап. Луки,

Св. равноапостольной Марии-Магдалины, Свт. Иоанна Златоуста, Свт. Григория Богослова, Свт. Василия Великого, Св. вмц. Варвары, Преп. Сергия Радонежского, Св. вмч. и целителя Пантелеимона, Преп. Амвросия, Преп. Кукши,

и многие другие, всего более 50-ти. Все приходящие в Обитель с необычайным благоговением прикладываются к Святыне, ощущая благодатную помощь и укрепляясь в вере.

По материалам eparchia.kharkov.ua

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]