В окружении неприступных крымских гор, недалеко от города Бахчисарай, спрятан в ущелье Святой Марии уникальный действующий мужской Свято-Успенский монастырь. Скалы вокруг него покрыты зеленью, высушенной на жарком крымском солнце, а возвышаются они на высоту до 140 метров. Только самый внимательный турист разглядит среди этих гор и растительности узкие каменные дорожки, крутые лестницы и золотые купола храма.
- Состояние объекта: действующий
- Дата основания: конец VIII века
- Возраст: 12 веков
Три версии появления монастыря
Первая версия гласит, что в 754 году, когда в Византии началась борьба с иконами, состоялся церковный собор, на котором было решено приравнять молитвы к идолопоклонничеству, а сами иконы к идолам.
Один смелый монах по имени Михаил решился на спасение иконы из монастыря. Он длительное время скитался по всему миру и в какой-то момент попал в Крым. Отдыхая у ущелья, во сне к нему пришла Дева Мария, она пообещала, что в скором времени гонения закончатся, а монаху лучше остаться в этом ущелье. Через несколько лет, в 780 году, все пророчества сбылись. В ущелье появился монастырь, гонения прекратились.
Вторая версия появления монастыря также связана с мужчиной пастухом по имени Михаил. Ежедневно он выгуливал в ущелье свое стадо. В какой-то день он заметил огонек и пошел на свет. Зайдя в пещеру, он заметил, что свет исходит от иконы Девы Марии.
Михаил решил забрать икону и отнести домой. Проснувшись утром, он не обнаружил иконы, обыскал весь дом, все постройки. Вернувшись в пещеру, обнаружил икону там. Опять забрал ее домой, а утром не обнаружил ее, вернувшись в пещеру, нашел ее там. И так продолжалось несколько раз.
Через какое-то время, Михаил, посоветовавшись со своими товарищами, решил возвести в ущелье монастырь и через несколько лет у них получился целый пещерный город.
15 августа, в день празднования Успения Божьей Матери, произошло первое явление иконы. В честь этого события монастырь получил свое названием – Свято-Успенский.
Третья версия гласит, что в былые времена, в этих местах водился громадный змей, который беспощадно истреблял скот местного населения. Люди длительное время молились Пресвятой Богородице, чтобы та их избавила от чудовища. Однажды крестьяне заметили в скале огонь от свечки, но дотянутся до нее никак не могли. Пришлось вырубить ступени, чтобы достать до свечи. Добравшись до нее, они увидели икону, возле нее лежал мертвый змей. Так и появился пещерный монастырь.
Возможно, что эта версия лишь подтверждает то, что христианство победило язычество. Именно в православной вере змей ассоциировался с язычеством. Лик змея можно найти на изображениях Георгия Победоносца или архангела Михаила, который пронзает горло млекопитающего.
Крымская лавра. «Монастырь – это место, где живут в другом измерении»
Крымской Лаврой называют Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь под Бахчисараем. Его корни уходят в седую древность христианства. На сегодняшний день это один из крупнейших монастырей полуострова, известный и посещаемый. Поскольку из-за пандемии коронавируса те паломники, в чьи планы входило знакомство со святынями Крыма, вынуждены с поездками повременить, мы решили накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы рассказать о православной обители, расположенной недалеко от средневековой столицы Крымского ханства. Бахчисарай в переводе с крымско-татарского звучит так: «дворец в саду». Или – «окруженный садами дворец».
Явленная икона Богородицы почиталась христианами и мусульманами
Очень грустно было читать в Интернете признание одной москвички, в прошлом году побывавшей в Бахчисарае на экскурсии. Она написала, что все церковные объекты ее интересуют только с архитектурной точки зрения. И, узнав, что вход женщинам в брюках или в шортах в монастырь запрещен, даже успокоилась. Решила осмотреть его «по периметру», так как больше всего ей хотелось увидеть «гамлетовскую лестницу», на ступенях которой звучит монолог Гамлета «Быть или не быть?» в исполнении Иннокентия Смоктуновского (фильм Григория Козинцева «Гамлет», снятый в 1964 году). Что тут скажешь? Что сегодня перед ревностными православными миссионерами простирается непаханное поле. Если человек, находясь рядом с величайшей святыней, безразличен к ней и сердце его глухо к Божественным законам, это и его, и наша беда… Но нельзя не порадоваться другому. Немалое число людей, (некоторые даже из-за тридевяти земель приезжают), искренне интересуется, как в святом месте пробивались ростки веры сквозь жесткую почву, препоны, смертельные угрозы и кровавые расправы над молитвенниками.
В Свято-Успенском пещерном монастыре за минувшие века тоже всё это было. Но чудесное явление иконы Божией Матери помогло христианам Тавриды, возносившим молитвы Спасителю в самом центре ислама, укорениться в своей вере. Икона стала главной святыней обители – причем почиталась она и мусульманами (простыми, а также «высокопоставленными» – например, ханом, ставившим накануне военного похода перед святым образом пудовую восковую свечу). У иконы несколько названий: Бахчисарайская, Панагия, Крымская икона Богоматери и Мариупольская. До нас дошли разные предания относительно появления здесь чудотворного образа. Согласно одному из них, в каменных горах некий змий пожирал людей и скот. Греки и генуэзцы (это итальянцы, в средние века активно заселявшие Крымский полуостров вдоль Черноморского побережья) стали просить Пресвятую Богородицу освободить их от змия. И как-то люди увидели наверху свечу горящую, но гора была настолько крутая, что добраться туда оказалось невозможно. Тогда они вытесали ступени из камня и когда поднялись наверх, увидели: свеча горит перед образом Божией Матери. Кроме того, увидели мертвого змия: «его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начаша ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице» (из народного предания, сохраненного для нас русскими писателями ХVII века).
Другое предание связывает это чудо с пастухом по имени Михаил. Однажды Михаил загнал пастись свое стадо в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, в десяти саженях от земли, икону Богоматери, а пред ней свечу. Когда весть об этом дошла до слуха князька, у которого служил Михаил, тот приказал перенести икону в его дом. Несмотря на благоговение, с каким хозяин ее принял, на следующий день иконы в доме не оказалось – она вернулась на прежнее место на скале. То же самое повторилось и во второй раз. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы Ее святой образ находился в другом месте, кроме той скалы, где он явился. И решили устроить малый храм в скале, напротив места явления иконы. Изсекли внутри скалы пещеру, снаружи – лестницу к ней. И в пещере-храме поместили новоявленную икону. А ущелье получило название Марьям-Дере – ущелье Святой Марии.
Явление чудотворной иконы в XV веке произошло в день празднования Успения Божией Матери, поэтому храм, вырубленный в скальном массиве, стал Успенским. А история со святыней имеет, скажем, необычное продолжение, относящееся уже к XVIII веку, когда пределы Крымского ханства покинули почти все христиане. Домыслов и передергиваний фактов, как водится, в избытке. Мы же посмотрим объяснение этому в Житии святителя Игнатия (Газадини), архипастыря из Греции, который в 1769 году возглавил в Тавриде Готфейско-Кефайскую кафедру. В Житии сказано: «Семь трудных лет управлял своей кафедрой на этом месте святитель Игнатий, вознося слезные молитвы у престола Божия за притесняемую паству. Осознавая нависшую над православными угрозу духовного и физического уничтожения, он начал переговоры с Российским правительством и добился принятия в русское подданство крымских христиан. После Божественной литургии, 23 апреля 1778 года в пещерной церкви Свято-Успенского скита, он призвал верных начать подготовку к исходу из страны рабства и унижения. Гонцы по всему полуострову оповестили единоверцев, и не нашлось ни одного предателя, благодаря чему турецко-татарские власти Крыма ничего не узнали о готовящемся событии и не сумели ему помешать. Оставив свои дома и могилы предков, в июне месяце, с великой святыней – Бахчисарайской иконой Божией Матери, они вышли в путь. Вереницы подвод увозили христиан с полуострова. Военной стороной дела руководил Александр Суворов, а духовно-административной – владыка Игнатий. Более тридцати тысяч человек покинули пределы турецко-татарского Крыма. За проявленные подвиг и мужество, императрица Екатерина наградила святителя высокой наградой –»бриллиантовой панагией»».
Для переселенцев были выделены земли в Азовской губернии, но митрополит Игнатий обратился к графу Потемкину с просьбой разрешить обживаться людям южнее, в Павловском уезде, поскольку те земли их не удовлетворили. И там, южнее, был основан Мариуполь, который сегодня известен как город Донецкой области, входящий в десятку крупных городов Украины. А Бахчисарайскую икону, принесенную монахами, поместили в специально построенной для нее церкви в честь Успения Богородицы, и она прославилась чудотворениями. Что с ней стало после 1918 года – неизвестно…
«Что привлекло вас, братие?»
Многие историки из числа верующих и просто свидетели событий разного времени отмечали, что милосердие Пресвятой Богородицы к краю, где Бахчисарайская икона была явлена, проявлялось и после того, как святой образ покинул пределы Крымского полуострова. Если вдуматься: разве это не великая милость Царицы Небесной, что один ревностный архипастырь сберег христианское население, уведя его туда, где не было накала религиозной нетерпимости и где человек, исповедующий православную веру, мог открыто славить Христа? Разве это не благодаря Ее заступничеству за Крымскую землю появился здесь другой ревностный архипастырь, другая яркая личность – архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий (Борисов) – и взял на себя труды по восстановлению Бахчисарайской обители? Дату основания древнего монастыря под Бахчисараем – то ли в VIII веке он был основан греческими монахами, бежавшими из Византии от преследования за почитание икон, то ли в XV веке поселились тут первые монахи, нам не узнать. Но что касается возобновления монашеской жизни при архиепископе Иннокентии, дата известна: открытие обители, получившей название Бахчисарайского Успенского скита или Панагии, состоялось 15 августа 1850 года, в день празднования Успения Пресвятой Богородицы. К тому времени Крым уже был российским, и обитель в ущелье Марьям-Дере скоро снова стала духовным центром крымского Православия.
Русским Златоустом называли святителя Иннокентия – высокоодаренного ученого-богослова и проповедника, чьи проповеди были переведены на греческий, французский, немецкий, сербский, армянский, польский языки. Проникновенное обращение Преосвященного к многочисленной пастве, собравшейся в тот памятный день поклониться списку чудотворной Бахчисарайской иконы, подтверждает его блестящий проповеднический дар. Вот из него фрагмент: «Где мы и что делаем? – спросил владыка. – Пред нами скала с ее допотопною, может быть, вершиною; за нами утесы с их неприступною высотою; вокруг нас дебри и пустыня. И в сию-то пустыню, к этой-то скале и утесам, стеклось столько людей и посетителей! Что привлекло вас, братие? Привлекли, очевидно, не земные побуждения и выгоды: что для них в этой пустыне? Не чувства плоти и крови: какая для них пища в этих голых камнях? А живая вера в Господа и Спасителя нашего, Коего пречестное и великолепное имя славится на месте сем; привлекла живая любовь к Пречистой Матери Его, которая, в дивной иконе Своей от лет древних, избрала гору сию в жилище себе… Вопреки всем превратностям времени и обстоятельств, вы продолжали веровать и любить святую гору сию. И вот Господь услышал желание ваше: любимое вами место восстанавливается в древнем его святом чине и благолепии». После совершения Литургии святитель сообщил собравшимся очень важную вещь: посещая это место, люди будут находить в нем не только молитву и богослужение, но и образ жития иноческого по чину Святой Горы Афон. «…мы будем иметь утешение зреть подобие древнего Афона», – сказал владыка. Далее произошло событие, которое спустя 170 лет не утратило свою значимость. Из среды священнослужителей выступили несколько человек в иноческой одежде и поверглись ниц перед архиепископом Иннокентием, прося его благословения на вступление в число братии Успенского скита. Таким образом число насельников новоустроенного скита неожиданно увеличилось…
До этого трогательного и символичного момента был другой – тоже символичный момент: провозглашение многолетия благочестивейшему Государю Императору и всему Августейшему Дому, Святейшему Синоду, благотворителям новой обители и всем православным христианам. На престоле находился Николай I (вспомним: жестоко оклеветанный западными и российскими демократами, завистниками и недоброжелателями. Но те, кто «глубоко копал» в истории – глубоко и непредвзято, нашли немало ценных свидетельств, что Николай I свое правление ощущал, как исполнение долга Помазанника перед Богом). Для братии нынешнего монастыря, как и для их предшественников, важно, что это святое место в разные эпохи посещали царственные и княжеские особы, начиная, к слову, с Екатерины II, разрешившей православным грекам перебраться в Россию вместе с митрополитом Игнатием. Была в монастыре и супруга Николая I Императрица Александра Федоровна. Был их старший сын Император Александр II – Царь-освободитель, великой заслугой которого стало освобождение крестьян от крепостной зависимости. Несколько раз посещал монастырь Царь-мученик Николай II. В последний раз – 30 августа 1913 года. Список высочайших особ, в некоторой степени покровительствовавших обители, немалый. Их имена с портретами можно увидеть на официальном сайте монастыря в разделе «Гости».
«Монастырь – это место, где живут в другом измерении»
Во время посещения одной из обителей, говоря о чуде возвращения святынь из небытия и строительстве новых храмов по лицу Русской земли, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что хотя чудеса в нашей жизни являются результатом Божественного действия, тем не менее, они всегда в себя включают и человеческий фактор. Потому что под лежачий камень вода не течет. Монастырь под Бахчисараем, в советскую эпоху разрушенный, стал возрождаться с 1992 года, когда в пещерном храме митрополит (тогда архиепископ) Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил Божественную литургию и освятил источник. Из Одесского монастыря приехал отец Силуан (Макей), назначенный наместником монастыря, и по свидетельствам прихожан, очень быстро была восстановлена пещерная Свято-Успенская церковь, вновь отстроена звонница, восстановлены кельи и некоторые хозяйственные постройки, пещерный храм во имя святого апостола и евангелиста Марка, храм во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Также была восстановлена наскальная иконопись над балконом Успенской церкви. Появились гостиница для паломников, ремесленные мастерские, помещения для скота.
Да много чего было сделано! Трудами наместника, братии, благочестивых мирян монастырь изменился до неузнаваемости. О непростом начале вспоминает в документальном фильме «Крымский Афон (Крымская Лавра)» иеромонах Аввакум (Губанов), (ныне – архимандрит). По признанию батюшки, случались такие дни, когда, казалось, строиться здесь ничего не будет – насельников выгонят отсюда и всё тут заморозится, умрет. Но проходило время какого-то оцепенения, уныния, в какой-то мере паники, и стройка возобновлялась. «Лучше всех это знает отец Силуан, – продолжил отец Аввакум, – потому что в его руках все рычаги управления. Он игумен, он сердце монастыря. Он и стройку держит в руках, и нас. Я ему очень благодарен, потому что этот человек как мать, как отец для нас всех. По крайне мере, я его так воспринимаю. Я знаю, что это мой начальник от Бога и воля Божия через ум и сердце отца Силуана сходит на меня и мною движет».
Восстанавливать монастырь было крайне тяжело не только из-за ужасающей разрухи и трудного экономического положения. Отслеживая сочувственные публикации в СМИ (клеветнических по этому поводу тоже хватает), видишь: несмотря на мирное время, братии пришлось по-настоящему держать оборону. Нешуточные угрозы шли от представителей меджлиса крымскотатарского народа. Это потом, в 2016 году, Верховный суд Крыма признал эту организацию экстремистским общественным объединением и запретил ее деятельность в России, а через несколько месяцев и Верховный суд РФ окончательно признал законным запрет деятельности меджлиса крымских татар на территории России. Но летом 2001 года ее лидеры собрали на площади перед входом в Свято-Успенский монастырь татар со всего полуострова и устроили бурный митинг протеста против возвращения обители ее исторических земель. Хотя территория всехристианской святыни хорошо известна по многочисленным документам, фотографиям, схемам, к тому же государственный акт на отвод земли был выдан лишь после огромной предварительной работы с архивами Крыма, Киева, Москвы, однако активисты меджлиса и спровоцированные ими на враждебные действия люди ничего не хотели слышать. Обстановка накалилась до такой степени, что пришлось вызывать бойцов спеподарзделения ОМОН «Беркут».
Агрессия по отношению к обители в разных формах проявлялась и в последующие годы. Свое настойчивое требование передать часть монастырской земли под рынок для крымскотатарских предпринимателей лидеры меджлиса в конце концов решили перевести в практическую плоскость. Весной 2004 года группа боевиков, вооружившись ломами и монтировками, принялась крушить временные навесы для отдыха паломников, установленные братией. Затем при поддержке местных властей татары установили торговые палатки на месте, где ранее стояли навесы. Воспользовавшись тем, что монастырь посещают тысячи туристов, торговцы стали бойко предлагать им сувениры, платки, украшения и прочее, прочее, не позволяя людям оторваться от мирских соблазнов, а, напротив, затягивая их в крикливую суету. Еще один факт из «горькой летописи противостояния»: в начале 2007 года в Бахчисарайской райгосадминистрации прошло совещание во главе с председателем городской администрации Ильми Умеровым. Да, с тем самым, которого в 2022 году судили как заместителя председателя запрещенного в РФ крымскотатарского меджлиса и признали виновным в экстремизме и публичных призывах к нарушению территориальной целостности РФ. Однако тогда он еще чувствовал себя полновластным хозяином, а православный монастырь под скальными сводами интересовал Умерова лишь в плане отъема значительной части его исторической территории.
На совещании в райгорадминистрации наместник монастыря архимандрит Силуан выступил с аргументированной речью – настолько четко обрисовал он истинное положение дел и твердо обозначил свою позицию, что, казалось бы, земельный вопрос можно закрыть раз и навсегда. (К сожалению, этого не случилось). Обращаясь к реалиям прошлого, отец Силуан тогда отметил, что ни в одном историческом документе нет данных о том, что ханы требовали убрать монастырь, забрать его землю. Приводя примеры теплых и доброжелательных отношений между христианами и мусульманами, батюшка вспомнил красноречивый факт, относящийся к не столь уж далекому XIX веку. Почитаемый и уважаемый всеми крымскими татарами известный писатель, поэт, общественный деятель Исмаил-бей Гаспринский в свою бытность городским головой Бахчисарая (1878-1883 годы) неоднократно встречал хлебом-солью архиереев, посещавших город и монастырь. Буквально по пунктам отец-наместник предложил разумные пути урегулирования болезненных вопросов и затем обратился к собравшимся со словами: «Считаю, что таким образом мы начнем восстановление того мира, спокойствия и лада, который существовал между монастырем, его наместниками и ханами до 1917 года, когда ни у кого из них не было друг к другу претензий ни по какому поводу, а были мир, совет да любовь». Жить в ладу с людьми другой веры и в любви к Отечеству – братия искренне молится об этом.
…В вышеупомянутом фильме «Крымский Афон (Крымская Лавра)» насельник монастыря отец Аввакум произносит слова, которые важны не только для монашествующих. Хорошо бы запечатлеть их в своем сердце каждому из нас. «Монастырь – это место, где живут в другом измерении», – говорит батюшка. А ведь именно с таким пониманием мы должны входить в ограду монастыря. И с большим уважением – к строгому строю монашеской жизни и молитвенной сосредоточенности, которую нельзя нарушать шумом, смехом, посторонними разговорами. Монахи несут свой молитвенный и трудовой подвиг, но и мы должны мысленно настраивать себя на то, что посещение монастыря – одного или нескольких – потребует мобилизации всех сил и только тогда могут появиться острота духовного слышания и полнота видения, а как величайшая награда – ощущение присутствия особой благодати. Приведу трогательное, почти поэтическое сравнение, взятое из публикации на сайте «Крымская Лавра. Свято-Успенский мужской монастырь»: «…к этому святому месту надо относиться с благоговением, так же, как к прозрачной снежинке, которая, если схватишь ее рукой, превратится лишь в капельку слезинки».
Без чувства священного трепета вряд ли стоит заходить туда, где, по словам насельника древнейшей пещерной обители, небо касается земли. Не физическое небо, подчеркнул отец Аввакум, а духовное.
Фото Владимира Ходакова и Екатерины Орловой Также предоставлены снимки из свободного доступа
Историческая справка
Ранняя история монастыря и его происхождение – это настоящее белое пятно. До XIV века о нем нет практически никаких сведений. Известен лишь один факт, что в XIII веке монастырь закрыли, и на протяжении 100 лет он находился в полном запустении.
В XIV веке, благодаря усилиям князей Московских, пещерный монастырь возродили. Из центра Руси монастырь получал щедрые подаяния, но все равно оставался в плачевном состоянии.
Интересный факт, что в 1457 году, во время османского покорения Тавриды, монастырь не пострадал. С XV века монастырь являлся резиденцией митрополитов Готфских.
Период развития монастыря пришелся на середину XIX века. На территории комплекса появилось 5 храмов, корпуса для проживания монахов и дома для паломников. Вокруг высадили великолепный сад.
В период Крымской войны монастырь играл роль госпиталя. На монастырском кладбище похоронено 170 офицеров и солдат.
В Советский период, с 1921 года, монастырь закрыли. Всех послушников и монахов расстреляли, а ценные вещи исчезли.
Во время Второй мировой войны монастырь опять становится госпиталем, а по ее окончании в его стенах открывают психоневрологический диспансер.
Лишь в 1993 году, монастырь получает «второе дыхание», его реставрируют.
История монастыря до наших дней
Мужской Успенский монастырь прячется под скальными сводами и похож на великолепный пещерный дворец. Он расположен в середине Мариам-Дере, ущелья, рядом с городом Бахчисараем. Храм окружен отвесными стенами 1,5 метров высотой. Монастырь часто называли «Лаврой» и даже ханы, исповедовавшие мусульманство, приходили ночами к иконе Богородицы для получения благословления.
История храма начинается приблизительно еще до 13-го века, когда он закрылся на 100 лет. Спасли монастырь финансовые вливания от московских князей. Благодаря этому храм «восстал из пепла», хоть и влачил жалкое существование. Когда Таврида в 1475 г. оказалась в плену татарской орды, обитель не разрушили и в нее приходили многие (в том числе и послы) на богослужения.
Малоизвестная достопримечательность Крыма – озеро Ай-Ефим —
Затем в монастыре десятки лет находился оплот митрополитов Готфских. Многие крымские ханы посещали обитель, а глава династии Гирей даже обеспечил храм свечами на целый год. В конце 15-го в. Крым захватили османы и потребовали дань за проведение богослужений. В 18 в. земли перешли к русской армии, и новые власти обязали монахов перебраться из пещерного храма в Мариуполь. С ними отправился и образ Богородицы.
Охранять пустой монастырь начал греческий святой отец К. Спиранди. С ним прибыла и новая святыня – уникальная икона «Успения Богородицы». Богослужения возобновились. Потом в Бахчисарае появился новый монастырь, куда перешло много прихожан.
Пещерный храм вновь закрылся. Возрождение его началось лишь с середины 19 в., реставрационные работы – с 1850 г. Монахам активно помогали простые люди. В итоге были куплены колокола, образа, утварь для богослужений. За короткое время храм снова начал функционировать в полную силу.
Управлял им тогда архимандрит Поликарп. В 1818 г. храм посещал Александр I, целовал икону Богоматери и поставил свечку. В ските также побывали Николай I и II, Александр II. После начала Крымской войны в храме располагался госпиталь, где выхаживались раненые.
Последующая реставрация храма шла еще много лет. Появились новые постройки и корпуса. Обрела «новую жизнь» Церковь Успения. Скит дополнился 3-мя ярусами, 11-ю кельями, колокольней, домом для настоятеля монастыря. Были построена пекарня, гостиницы для гостей, хозпостройки, кухня и столовая. Восстановили даже водопровод, который брал воду из подземного родника.
После окончания революции и расправы над царской семьей, храм был закрыт (начиная с 1921 г.), разграблен, а иноки расстреляны. На месте обители открылась Трудовая колония им. Артема. Бесценными церковными томами топились печки. В 1925 г. верующие обратились к советской власти с просьбой отдать им на хранение старинные монастырские вещи. В итоге часть икон была спасена и отправлена в бахчисарайский музей.
В 1927 г. случилось сильное землетрясение, разрушившее многие постройки. Осталась целой только Успенская церковь. До Великой Отечественной разрушенный храм оставался нежилым, а потом вновь был приспособлен под солдатский госпиталь. После в нем обосновалась психоневрологическая клиника.
Следующее возрождение храма пришлось на 1993 г. Настоятелем стал одесский иеромонах Силуан. Он и занялся восстановлением пещерного храма. Деньги собирались «всем миром». Большую часть внесли паломники. Они также приезжали, чтобы работать и физически. В итоге был восстановлен Храм Успения, ступеньки к монашеским кельям, роспись под балконом. Новые церковные колокола подарил храму металлургический завод в Днепродзержинске.
Описание
Основное сооружение комплекса – Свято-Успенская церковь, возведенная на месте явления чудотворной иконы Божией Матери. Она как бы нависает над обрывом. Имеет прямоугольную форму. Перед церковью расположена небольшая колокольня, с колоколом в 58 пудов.
Попасть к ней можно по широкой, но высокой лестнице (83 ступени). Она не новая, а полностью восстановления.
Вдоль лестницы идет высокий забор. На нем красуются изображения святых мест планеты.
Напротив церкви находятся хозяйственные постройки и монашеские кельи. Они все высечены в скале и покрыты штукатуркой белого цвета.
Гефсиманская часовня и фонтан расположены около нижнего пролета лестницы к храму. Возвели их в 1867 году. Ранее часовня находилась в саду, от него осталось лишь несколько деревьев.
Сегодня монастырь открыт абсолютно для всех. Но все посетители обязаны придерживаться церковных канонов. Мужчинам не допускается посещение в шортах, а женщины должны быть обязательно в юбках и в косынках.
Монастырский комплекс представляет собой трехсоставную обитель:
- Верхний этаж. На нем расположено 3 церкви: Успенская, святых Равноапостольных Царей и святого Евангелиста Марка, колокольня и 13 келий.
- Средний этаж. На этой платформе только одна церковь – Иннокентьевская, фонтан и 3 келий в скале.
- Нижний этаж. Здесь расположено 2 гостиных дома, служебные помещения и трапезный корпус, два фонтана и святые врата.
С левой стороны скалы расположено кладбище и Георгиевская церковь.
Весь пещерный город окружен роскошной зеленью, где обитают множество птиц. Недалеко от скита, с южной стороны виднеется фруктовый сад.
Бахчисарайская чудотворная икона Божией Матери
Эта древняя византийская икона находилась в обители с XVII века. Она прославилась своим чудотворным действием во времена эпидемии холеры в 1848 году. Также иконе приписывают заступничество за город в 1855 году и спасение его от англо-французской эскадры. Существуют и другие чудотворения иконы, которые сохранены в записях Херсонской духовной консистории. В начале XX века икона Божией Матери сильно обветшала. Последнее упоминание о ее судьбе датировано 1918 годом. В наше время в монастыре хранятся копии чудотворной иконы.
Храмы скита
На территории пещерного города всего 5 храмов.
Церковь во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, расположена немного ниже Успенского храма, также высечена в скале. Появилась она в 1859 году. Немного выше церкви, в скале есть библиотека и ризница.
Храм во имя святых Равноапостольных Царей Константина и Елены был возведен в 1857 году, под скалой. Недалеко от него находится прах Берковой, большой благотворительницы Крымского полуострова.
Храм Георгия Победоносца был возведен на военном кладбище в честь военных, положивших свои жизни за Россию во время Крымской войны.
На средней площадке монастыря возвышается еще один собор во имя Святителя Иркутского Иннокентия.
Современное состояние монастыря
Монастырь находится в Мариампольском ущелье Крымских гор. Считается главной святыней всего Крымского полуострова. Церковь относится к Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Настоятелем храма является архимандрит Силуан.
На территории монастыря находится два кладбища – воинов Великой Отечественной войны и воинов Крымской компании.
Ещё по теме: Дивный монастырь Флорищева пустынь, чем запомнится он паломнику
В церкви есть копия нерукотворной иконы Божией Матери «Одигитрия Мариампольская». Находится она в гроте, высеченном в главном храме монастыря.
На сегодняшний день монастырь функционирует, его посещают паломники, проводятся экскурсии, но всё же ведутся ещё и восстановительные работы.
Другие здания скита
На средней площадке около храма возведен настоятельский дом, построенный в 1862 году. Внутри дома расположена трапезная, 6 келий для монахов и кухня с пекарней.
Под скалой расположены еще 16 высеченных в скале келий и две отдельно стоящие. В одной из скальных келий расположена просфорня. Сами кельи плохо приспособлены к постоянному проживанию, там очень высокая влажность.
Для приезжих паломников в нижней части монастырского комплекса возведено 2-этажное здание из камня.
При выезде непосредственно из города стоят ворота с кельями.
Буквально в 1 км от монастыря расположен естественный скальный источник с родниковой водой. Глубина скважины около 4 метров. В 1896 году от этого источника проложен водопровод в скит.
На небольшом расстоянии от скважины возведен бассейн, на лицевой стороне которого вделана икона Успения Божией Матери и каменный крест.
Предания, связанные с монастырем
С Успенской лаврой связано три предания.
- На месте обители пастух Михаил нашел икону Божьей Матери. После того, как икону переносили на новое место, она снова возвращалась на скалы. Тогда селяне догадались, что здесь следует построить храм. Чудо произошло 15 августа, на Успение Пресвятой Богородицы, поэтому храм назвали Успенским.
- В далекие времена на жителей Крыма нападал хищный змий. Люди обратились с молитвой к Богородице и попросили у нее помощи. Через некоторое время они заметили на скале пылающую свечу. Прорубив к ней дорогу, люди увидели икону Божьей Матери и мертвого змея. На месте чудотворного явления была построена Успенская лавра.
- Икона была перенесена из храма, расположенного в Византии, недалеко от города Трапезунда.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Внешний вид паломников должен соответствовать тематике поездки. Открытая и короткая одежда не уместна. Женщинам перед входом в лавру следует надеть платок.
Интересные факты
На лестнице скита отсняты кадры из фильма «Гамлет», именно на них главный герой произносит часть своего самого известного монолога «Быть или не быть».
В разные периоды существования монастырь имел разные названия: Крымская лавра, пещерный город, пещерный монастырь, скит долины святой Марии.
В пещерах скита удивительная акустика. Если даже на площадке перед пещерой находится много людей, и они шумят, то следует только зайти внутрь, как сразу шум полностью исчезает. Связано это с тем, что пористый крымский известняк интенсивно поглощает практически любые шумы.
Монастырь посещали императорские особы: Александр I, II и Николай I.
К интересному выводу пришли исследователи. Монастырь расположен как бы на границе двух миров между христианским и языческим. Недалеко от скита найдены христианские могильники VI века. Они являются пускай и непрямым, но все же доказательством, что здесь издревле были христианские поселения, которым требовались храмы для богослужений. Рядом располагались алано-готские поселения (языческие), к которым и несли христианство иноки (И́ноки) монастыря.
Легенды об основании монастыря
Доподлинные сведения о том, как и когда была заложена обитель, неизвестны. Вокруг истории возведения святыни ходит немало легенд. Одна из них рассказывает о пастухе Михаиле, который каждый день выпасал в горах отару овец. Однажды он увидел странное свечение, исходившее из пещеры неподалеку пастбища. Заглянув внутрь, парень обнаружил образ Богородицы, окутанным ярким светом. Пастух принес икону домой, однако наутро та исчезла. Каково же было его удивление, когда он вновь увидел ее в той же пещере. Мальчик снова забрал святыню с собой и история повторилась. Прознавшие об этом жители поселка, где жил Михаил, истолковали необычное происшествие, как божественный знак, а вскоре совместными усилиями устроили на месте обретения святого Лика пещерный храм.
Свято-Успенский пещерный монастырь вблизи Бахчисарая
Еще один миф, связанный со Свято-Успенским монастырем, гласит о злом драконе, повадившемся уничтожать молодых парней и девушек. Отчаявшиеся односельчане воззвали к Пресвятой Богородице, моля Ее об избавлении от кровожадного змия. Спустя некоторое время трагические смерти прекратились. Осмелевшие жители деревни поднялись на гору, где и нашли поверженного гада, над которым парил сияющий образ Богоматери. Чтобы почтить Заступницу Небесную, они обустроили церковь в скале, куда стали приходить для вознесения благодарственных молитв.
Самой правдоподобной является легенда о греческих иноках, которые во время христианских гонений перебрались на Крымский полуостров. Ища новое пристанище, они были покорены красотой ущелья Марьям-дере, столь похожего на их родные места. Там они и возвели храм, а вскоре обосновали небольшое поселение. Позже археологи обнаружили на территории обители древние захоронения, датированные VI веком, что придало этой версии еще большую правдоподобность.
Как добраться
От железнодорожного вокзала Бахчисарая курсирует автобус № 2. Выходить следует на остановке «Староселье». От остановки попасть в скит можно по тропинке, пролегающей по живописной балке Марьям-Дере. Идти необходимо из бывшего поселения под названием Староселье. Тропинка начинается сразу за мостом через Чурук-Суд. Дорога пролегает по каменистой тропе, с ощутимым подъемом. Справа открывается вид на каменные глыбы, с левой стороны – обрыв.
Вид на монастырь открывается неожиданно, через 0,5 км пути. Сразу же виден Успенский храм в скале.
Дойти до скита можно от Ханского дворца буквально за 30 минут. Это узкая дорога с указателями, вдоль живописного ландшафта. На пути встречаются древние надгробные плиты и пещеры.
Добраться до скита можно на личном автотранспортом средстве. Перед Бахчисараем, на кольце, если двигаться со стороны Симферополя, через пару минут необходимо повернуть налево. На повороте установлен указатель, до монастыря примерно 2,5 км. Двигаться по объездной дороге необходимо около 5 минут, повернуть налево недалеко от Ханского дворца и двигаться до поселка Староселье. Далее только пешком по тропинке.
Адрес: г. Бахчисарай, ул. Мариамполь,1. Координаты GPS:44.7449311074355, 33.9100376050919.
Советы при посещении монастыря
Свято-Успенская мужская обитель – это православная святыня, а потому вести себя на ее территории следует согласно церковному уставу. Несколько правил, которые помогут избежать неприятных ситуаций:
- фото- или видеосъемка запрещена;
- мобильные телефоны следует перевести на беззвучный режим или выключить;
- женщины должны покрыть голову и быть в скромном наряде.
Сделать памятные фото можно только с разрешения настоятеля, заплатив монастырю символическое пожертвование.
Совет автора
В гостевом доме, который расположен здесь же, можно остаться на несколько дней. При этом питание и проживание бесплатны. Взамен от паломника требуется помощь по хозяйству, а также соблюдение местного устава.
Видеосъемка на территории запрещена
Мобильные телефоны следует выключить
Перед входом женщина должна покрыть голову
Свято-Успенский мужской монастырь – живописнейшее место среди крымских гор, куда стремятся попасть паломники со всей России. Сюда приезжают посмотреть на местные красоты, помолиться чудотворной иконе и просто отдать дань великой истории этой святыни.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Свято-Успенский пещерный монастырь на карте, GPS координаты:
Посещение Свято-Успенского пещерного мужского монастыря в Бахчисарае понравится не только верующим людям, паломникам. Но и каждому, кто ценит историю, древние памятники архитектуры и уникальные сооружения. Не стоит сбрасывать со счетов красивейшие пейзажи. Всем приятного, максимально интересного отдыха!
Станислав рекомендует:
- Где отдохнуть в январе
- Где отдохнуть в феврале
- Где отдохнуть в марте
- Где отдохнуть в апреле
- Где отдохнуть в мае
- Где отдохнуть в июне
- Где отдохнуть в июле
- Где отдохнуть в августе
- Где отдохнуть в сентябре
- Где отдохнуть в октябре
- Где отдохнуть в ноябре
- Где отдохнуть в декабре
Храмы[править]
Список всех храмов Бахчисарая смотрите ЗДЕСЬ
.
Храм Феодоровской иконы Божией Матери (Бахчисарай)[править]
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в Бахчисарае освящен в честь фамильного образа рода Романовых. Храм не относится к древним святыням, но уже отметил значимый юбилей – 100 лет.
Адрес:
Россия, Республика Крым, Бахчисарайский район, г. Бахчисарай, ул. Македонского, д. 2
Церковь располагается в западной части городской черты, неподалеку от Бахчисарайского ЖД-вокзала, Администрации города и Дома купца Дмитрия Пачаджи.
Проезд:
Удобнее всего добираться до церкви на маршрутках №2 и №3, выходите на остановке «Дом быта». Затем пройдите несколько десятков метров на северо-запад.
Часовня Архангела Михаила (Бахчисарай)[править]
Часовня Михаила Архангела в Русской слободке Бахчисарая является памятником славным героям Крымской войны.
Во время этой войны погибших и умерших от ран хоронили возле старого армянского кладбища.
Здесь устроили братское кладбище и похоронили около 4 тысяч русских солдат.
С того времени этот район города называется Русской слободкой.
В настоящее время часовня не действует.
Адрес:
г. Бахчисарай, ул. Пушкина, 42а
Храм святителя Николая Чудотворца (Бахчисарай)[править]
Этот храм является продолжением истории Никольского Собора, построенного в 1798 (1799) году греческой диаспорой. Во время войны собор был разрушен.
После этого под храм было приспособлено жилое помещение, которое ведёт свою историю примерно с конца 40-х годов ХХ столетия и по сегодняшний день.
За эти годы храм святителя Николая стал родным не только для жителей Бахчисарая, но и для многих жителей Севастополя и других селений, которые продолжают приезжать сюда молиться, креститься, венчаться.
График работы храма: ежедневно с 9:00 до 16:00
Адрес
: Республика Крым, город Бахчисарай, улица Комсомольцев-подпольщиков, 9.