Пантелеимонов монастырь Афон в Греции. Фото, история, как добраться

Мiръ

Греция периферия Фессалия Пантелеимонов монастырь (Афон) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:40.2391612197099988179616048000752925872802734375,»lon»:24.2008834994449983923914260230958461761474609375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%90%D1%84%D0%BE%D0%BD)\» title=\»\u041f\u0430\u043d\u0442\u0435\u043b\u0435\u0438\u043c\u043e\u043d\u043e\u0432 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u0410\u0444\u043e\u043d)\»\u003E\u041f\u0430\u043d\u0442\u0435\u043b\u0435\u0438\u043c\u043e\u043d\u043e\u0432 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u0410\u0444\u043e\u043d)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u043e\u0434\u0438\u043d \u0438\u0437 20 \u00ab\u043f\u0440\u0430\u0432\u044f\u0449\u0438\u0445\u00bb \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0435\u0439 \u043d\u0430 \u0421\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0413\u043e\u0440\u0435 \u0410\u0444\u043e\u043d; \u0437\u0430\u043d\u0438\u043c\u0430\u0435\u0442 19-\u0435 \u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0432 \u0438\u0435\u0440\u0430\u0440\u0445\u0438\u0438 \u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0433\u043e\u0440\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u0442\u0440\u0430\u0434\u0438\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u043e \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0440\u0443\u0441\u0441\u043a\u0438\u043c»,»title»:»\u041f\u0430\u043d\u0442\u0435\u043b\u0435\u0438\u043c\u043e\u043d\u043e\u0432 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c (\u0410\u0444\u043e\u043d)»,»link»:»»,»lat»:40.2391612197099988179616048000752925872802734375,»lon»:24.2008834994449983923914260230958461761474609375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

40.27819; 24.217071

Греция, периферия Фессалия, автономное монашеское государство Святой Горы

периферия Фессалия

Греция

Телефон:

+30 2377 23252, +30 2377 23682 (канцелярия отвечает на звонки с 10:00 до 12:00)

Монасты́рь свято́го Пантелеи́мона

также известен как
Ро́ссикон
или
Но́вый Ру́ссик
— один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон; занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей, традиционно считается русским, хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны). Греческие названия: Μονή Αγίου Παντελεήμονος и Ρωσσικόν.

Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; насельники, по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы, обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь).

История[править]

Первоначальное русское монашеское поселение на Афоне существовало уже в XI веке и было признано в качестве отдельного монастыря в 1169 году (обитель Фессалоникийца

).

Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами. В конце XV—XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени.

В XVIII веке монастырь пришел в такое бедственное состояние, что в 1726 году в нём, по свидетельству Василия Григоровича-Барского («первое посещение Афонской Горы»), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.

Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века году монастырь был заново отстроен господарем Валахии Скарлатом Каллимахи; а Старый Россик остался действовать как скит.

После восстановления нормального течения жизни на Афоне (с прекращением турецкой военной оккупации) в 1830 году, после Адрианопольского мира, монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги; Протат даже хотел исключить обитель из списка монастырей, но такое решение было отклонено Константинопольским Патриархом Константием I.

Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию. Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты (в миру князя Ширинского-Шахзматова) и иеромонаха Иеронима (купеческого сына Иван Соломенцов; †1885).

После кончины 24 марта 1846 года общего духовника русских на Афоне старца иеросхимонаха Арсения отец Иероним стал преемником его по духовному влиянию на Святой Горе между русскими, и не только между ними, но даже и среди греков, болгар, сербов, и святогорцев других народностей. Отец Иероним не искал этого влияния, это было естественным плодом его подвижнической жизни, опытности духовнической и сердечного участия ко всякому нуждающемуся.

Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века значительно разросся и отстроился.

В 1861 году духовной собор старцев монастыря постановил отправить в Россию иеромонаха Арсения Минина для сбора добровольных пожертвований. В августе 1867 года он привёз в московский Богоявленский монастырь святыни из Пантелеимонова монастыря, для которых позднее, на деньги благотворителей, им была построена Афонская часовня (в 1929 году закрыта и снесена большевиками).

Первым русским игуменом стал в 1875 году архимандрит Макарий (Сушкин). Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне. В начале XX века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции (наряду с оттоманским подданством). Такая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после второй мировой войны Русская православная церковь и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно- или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Константинопольским Патриархатом было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении.

К концу XIX века стал самым большим монастырём на Святой Горе по площади и численности братии. К 1903 году там насчитывалось 1446 монахов, а к 1913 году — более 2000. Россикон многократно страдал от пожаров, наиболее известные случаи: в 1307 году, когда монастырь был сожжён каталонскими пиратами, и в 1968 году.

Монастырь отмечен подвигами ряда русских насельников, наиболее известный из которых — старец Силуан, скончавшийся здесь в 1938 году.

Вследствие политики Константинопольского патриархата, направленной на выдавливание русских монахов с Афона и действий властей Греции по ограничнию прибытия граждан СССР на Афон, в Пантелеимоновом монастыре в начале 1970-х годов осталось 13 монахов; в письме Патриарху Московскому Пимену от 9 сентября 1972 года схиархимандрит Гавриил (Легач) писал: «…Наш Монастырь находится в крайне затруднительном положении и, особенно из-за неимения братства. С течением времени постепенно число уменьшается — старики вымирают, а пополнения нет, такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадежность. Мы, зная любовь Русского Народа к Святому Афону, верим и надеемся, что Вашим Святейшеством и всей Русской Церковью будут приняты все возможные меры к тому, чтобы этот русский (почти последний на Афоне) уголок с его святынями оставался и продолжал свое существование для утешения каждого верующего русского человека…».

После визита на Святую Гору Патриарха Пимена в 1972 году (первое в истории посещение Афона Всероссийским Патриархом), ситуация, при активном содействии правительства СССР, с пополнением братии стала немного улучшаться.

История Пантелеймонова монастыря

Первые русские иноки, которые потом заселили Старый Русик, жили от него на расстоянии 7 км, в скиту Пресвятой Девы Марии Ксилургу. В 1169 году множество братии греческих, русских народностей населяли монастырь. Главный церковный орган Протат принял решение передать им обитель. С тех пор она имела название «Нагорный». Здесь пострижен в монахи великий святитель Савва.

XVIII век ознаменовался тяжким для русских иноков по причине войны России и Турции, внутриполитических взглядов Петра I. Уже в этом столетии число братии стало сокращаться.

В 1765 году началось строительство новых монастырских стен на берегу моря, куда позже переселились монахи с основанной обители Нагорного монастыря, а старый стал называться скитом Старый Русик. В 1803 году греки и русские иноки были насельниками обители, общей для проживания.

За 50 лет до конца XVIII столетия число русских монахов увеличилось до 1000 человек, а в 1875 году избран новый игумен русской национальности. Благодаря настоятелю монастыря службы начали происходить на еще одном языке — русском.

Архитектурный вид Пантелеимоновой главной обители монастыря очень отличается от характерных стилей исполнения греческих монастырей. Отстраивание ее происходило в 19 веке, когда защитные конструкции не нужны были для защиты от пиратства. Храмовая роспись в русском традиционном стиле иконописи и все напоминает о России.

На колокольне расположился колокол весом 13 тн. Звон его слышен на другом берегу Афона.

В 1917 году русская паства не могла посещать святогорских подвижников. В 1959 году монастырь опустел, в нем оставалось не больше 50 человек. Пожары опустошили библиотеку, сгорело 6 церквей, гостиницы для паломников и кельи. По настоящее время число иноков медленно увеличивалось и с 13 дошло до 70. В основном это иноки славянского происхождения.

Здесь хранится и почитается старинная икона целителя Пантелеимона, больше 25 тысяч печатных книг.

Современное состояние[править]

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются около 70 монахов из России, Украины и Белоруссии.

Колокол храма св. Пантелеймона считается самым большим на Балканах. Находится он на первом этаже колокольни над Трапезной. Весит колокол 13 тонн, в диаметре 2,70 м и 8,71 м в окружности.

Монастырь имеет 15 часовен и 5 келий, из которых 2 находятся в Кареи. Он также имеет подворья Chromitsa, скит Xilurgu , Новая Фиваида и так называемое Paleomonastiro.

Храмы[править]

  1. Храм святого великомученика и целителя Пантелеймона
  2. Храм Покрова Пресвятой Богородицы
  3. Храм святителя Митрофана Воронежского, чудотворца

Главный соборный храм монастыря святого великомученика и целителя Пантелеймона был построен в начале 19 века и знаменит замечательными, росписями, выполненными в лучших традициях русской иконописной школы. Вторым соборным храмом монастыря является храм Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь находятся чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская», а также икона Иоанна Предтечи и древнейшая икона святого великомученика Пантелеймона. Третий храм назван в честь святителя Митрофана, воронежского чудотворца.

Параклисы[править]

  1. Вознесения Господня
  2. Рождества Пресвятая Богородицы
  3. Введения во храм Божией Матери
  4. Св. Архангелов
  5. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Господня
  6. Св. Богоотец Иоакима и Анны и св. Иосифа обручника
  7. Св. священномученика Харалампия
  8. Св. Николая чудотворца
  9. Св. великомуч. Димитрия Солунского
  10. Св. Константина и Елены
  11. Св. Саввы Освященного
  12. Св. великих князей – Равноапостольного Владимира и Александра Невского
  13. Преподобного Сергея Радонежского чудотворца
  14. Препод. Герасима Иорданского и Иеронима Стридонского
  15. В честь всех Святых Афонских (при братской больнице)
  16. Всех святых Русских Князей и Царей

Вне монастыря на разных местах монастырской земли, скитах, метохах и при отшельнических келиях — 36 церквей.

Подворья[править]

  • Подворья в Москве
  • Подворье в Санкт-Петербурге

Также монастырь имеет подворье в Стамбуле. Русское подворье и действующий храм Святого Великомученика Пантелеимона находится в районе Каракёй, по адресу Hoca Tahsin Sokak, No 19, Karaköy, Istanbul.

Cкиты[править]

Также монастырю Святого Пантелеимона в разное время принадлежали:

  • Старый (Нагорный) Руссик
    . Ныне в нём проживает один монах Иона.
  • Андреевский скит
    . После смерти последнего русского насельника, перешел к монастырю Ватопед.
  • Скит Новая Фиваида
    .
  • Скит Крумица (Кормилица)
    . Находится практически на границе Афона, недалеко от городка Уранополис. Вокруг скита расположены многочисленные виноградники монастыря. Скит являлся монастырской здравницей, во времена расцвета в нем было несколько сотен монахов. На данный момент скит восстанавливается несколькими насельниками, отправленными из монастыря св. Пантелеимона. Во время большого пожара на Афоне в августе 2013 года скит чудом уцелел. Примечательно, что огонь подошел к скиту в ночь на память св. Пантелеимона, и, хотя вокруг выгорела под корень вся растительность на многие километры, скит и виноградники остались нетронуты пламенем.
  • Ильинский скит
    . Основан преподобным Паисием Величковским, ныне приписан к монастырю Пантократор.
  • Скит Богородицы Ксилургу (Древодела)
    . Древнейшая русская обитель в мире, в 2016 году в скиту отмечается 1000-летие русского православия на Афоне.

Первым из руководителей России, посетившим Россикон, был Владимир Путин (9 сентября 2005 года).

Совершить виртуальную экскурсию по монастырю

Православная Жизнь

Ко дню памяти святого великомученика Пантелеимона, предлагаем вниманию читателей рассказ об обители вмч. Пантелеимона на Афоне и людях в разное время его населявших.

Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов.

Многие русские паломники используют Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они совершают поездки в разные места Святой Горы. Однако следует быть готовым к тому, что в соответствии с русской традицией вам предложат потрудиться на благо обители.

На Востоке у нас есть очень важная точка опоры, созданные самой историей нашей или народом, помимо всякого прямого участия наших властей: Афон.

Одно его значение – чисто церковное, православное, рассматриваемое без всякого отношения к национальности населяющих его монахов; если бы русских и вовсе не было на Афоне, если бы число и влияние их с каждым годом не возрастало, то и тогда Афон, как Святыня Православия, имел бы значение для нас, как одна из главных точек опоры православной политики на Востоке.

Константин Леонтьев, русский философ XIX в.

Первые русские иноки появились на Афоне ещё во времена равноапостольного великого князя Владимира. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский.

Иноки из России подвизались во многих афонских обителях, были среди них и отшельники. Постепенно многие русские монахи обосновались в обители Богородицы Ксилургу, расположенной на значительном (около 8 км) расстоянии от современного Русика. В 1169 году Протат передал братии Ксилургу вследствие её многочисленности (монастырь, как и многие обители того времени, носил смешанный характер: в нем жили русские, греки и представители других народов) ещё одну обитель, которая стала называться Нагорным, или позднее – Старым Русиком. Ещё её одно название — обитель Фессалоникийца (по всей видимости, оно связано с первым основателем монастыря неким фессалоникийцем). Здесь принял монашеский постриг великий сербский святитель Савва.

Высокие пирги (башни) Старого Руссика с южной и восточной сторон только каменными стенами отстаивают себя от вековых потрясений времени, в исполинском виде возникая над мёртвою тишиною пустыни и над непробудным сном давно почивших в Бозе её смиренных обитателей. Деревянные работы в пиргах истлели. Местность старого Русского монастыря чрезвычайно тиха и увлекательна безмятежием и строгостью отшельничества.

Нагорный лес со всех сторон утаивает монастырь, и только с северо-западной стороны его открывается поразительный вид заоблачных высот далёкого Олимпа и играющие волны Монте-Санто. Шумный ключ, выходя из соседственной горы и пробиваясь сквозь камни и живописную поляну, легко и быстро охватывает монастырь с севера и невдалеке от него, уносясь в дебри, теряется в её низменных кустарниках. На юго-восточной башне монастыря и поныне ещё не рассыпался маленький храм Предтечи Господня. Вековой деревянный крест осеняет эту сиротствующую святыню.

Иеромонах Сергий (Веснин)

Много благодетельствовали обители сербский жупан Стефан Урош, византийские императоры Андроник II, Иоанн VII и Мануил II Палеологи и валашские господари греки Григорий и Скарлат Каллимахи. Восемнадцатый век был особенно тяжёлым для русского иночества, как из-за войн, которые Россия вела с Турцией, так и из-за внутренней политики Петра I и его ближайших наследников. К концу этого столетия братия сильно сократилась численно и переселилась в новый монастырь на берегу моря (его строительство началось в 1765 году). Греки и русские иноки совместно начали возведение новых монастырских построек. В 1803 году обитель стала общежительной, а в 1812 году началось строительство соборного храма. Благодетель обители Скарлат Калимах принял мученическую кончину от турок вместе с патриархом Григорием V. Возрождение монастыря на несколько лет было приостановлено. Новая страница в жизни обители открылась с ростом числа русских иноков. Этот процесс начался в 1840-м и к 1895 году число братии Пантелеимонова монастыря достигло тысячи человек. В 1875 году был избран игумен русский по национальности, а службы стали совершаться не только на греческом, но и на русском языке. С именем обители связаны имена знаменитых старцев Арсения (Минина), Аристоклия и Кирика.

Последний, уйдя молодым в Пантелеимонов монастырь, спустя несколько лет был послан на Афонское подворье в Москву, где участвовал в издании книг святителя Феофана затворника. Позднее старец был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе. Здесь он обрел широкий круг духовных чад «от градоначальника до торговок». Вернувшись на Святую Гору, он вступил в борьбу с ересью имяславия. После октябрьской революции отец Кирик оставался в Свято-Пантелеимоновом монастыре, где был духовником братии.

Старец был опытным делателем сердечной молитвы и учил своих духовных чад не словами, а прежде всего примером своей подвижнической жизни. Отец Кирик часто напоминал, что, становясь на молитву, надо помнить, что Бог смотрит на молящегося; не на одеяния риз лепоту, но на потаенного сердца человека (см.: 1 Пет. 3, 4).

Архитектурный облик русской Свято-Пантелеимоновой обители сильно отличается от традиционных для Афона греческих монастырей; сыграло в этом свою роль и то, что отстраивалась она в XIX веке, когда уже не приходилось возводить крепостных укреплений для защиты от пиратских набегов. Внутреннее устройство монастырских храмов также очень напоминает о России; только, пожалуй, трапезная (построена в 1890, а расписана в 1897 г.) и храм вмч. Пантелеимона отделаны в обычном для Святой Горы стиле. Всего в обители 25 параклисов, в том числе: Покрова Пресвятой Богородицы, Александра Невского (вмещает 2000 человек), вмч. Димитрия, прп. Сергия, Успения Пресвятой Богородицы, свт. Митрофана Воронежского, апп. Петра и Павла, митрополитов Московских Петра, Алексия, Ионны, Филиппа, Архангелов, Серафима Саровского и Феодосия Черниговского, св. Еввулы, матери вмч. Пантелеимона и Преображения Господня. Главный соборный храм монастыря построен в начале XIX в. и расписан в традициях русской иконописной школы.

На высокой и мощной колокольне монастыря установлен колокол весом 818 пудов и 10 фунтов, т.е. более 13 тонн. Отлит он был в Москве на заводе почётного потомственного гражданина Андрея Дмитриевича Самгина мастером Иоакимом Воробьевским и привезён на Афон в мае 1894 года. Когда звонят в этот колокол – звон слышен на противоположном берегу Сигитского залива.

Двадцатый век стал периодом тяжелого испытания для монастыря св. Пантелеимона. Октябрьская революция 1917 г. сделала невозможными контакты между Святой Горой и Русской Церковью.

К 1959 г. русский монастырь пришел в полный упадок, в нем осталось всего 50 человек, самому молодому из которых было 54 года, а большинство монахов составляли древние старцы.

В 1959 г. в Пантелеимоновом монастыре произошел пожар, в результате которого сильно пострадала библиотека. Число братии продолжало уменьшаться. Огромный урон обители нанёс опустошительный пожар 23 октября 1968 г., когда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью церквами, сгорели гостиницы и кельи.

В1972 г. Святую Гору посетил Патриарх Московский и всея Руси Пимен — это было первое посещение Афона Московским патриархом. В августе 1974 г. двум кандидатам из шести предложенных Русской церковью было дано разрешение поселиться на Святой Горе, но только один из них — нынешний настоятель Пантелеимонова монастыря архимандрит Иеремия — на следующий год прибыл на Афон. Летом 1976 г. на Святую Гору прибыли сначала четыре монаха из Псково-Печерского монастыря, затем еще девять иноков. К тому времени в Пантелеимоновом монастыре оставалось 13 насельников.

С этого времени паломнические поездки делегаций Русской Церкви стали совершаться ежегодно на Пасху, а затем и на праздник великомученика Пантелеимона. В мае 1978 г. в монастырь св. Пантелеимона прибыли пять монахов.

16 апреля 1985 г. Кинот Святой Горы на чрезвычайном собрании принял обращение к МИД Греции с просьбой разрешить въезд на Афон шести русским, а также болгарским и румынским монахам.

В марте 1987 г. в монастырь св. Пантелеймона прибыли семь монахов, в числе которых был нынешний духовник монастыря иеромонах Макарий и представитель монастыря в Киноте иеромонах Кирион. За этой группой последовали другие, и ко времени визита на Святую Гору Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (июнь 1992 г.) братия насчитывала 40 человек.

В настоящее время в монастыре святого Пантелеимона подвизаются семьдесят монахов из Украины, России и Белоруссии.

В обители хранятся: главы вмч. Пантелеимона и прп. Силуана Афонского, частицы мощей Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, апп. Алфея, Тимофея, Иакова, Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, свт. Кирилла Иерусалимского, сщмч. Дионисия Ареопагита, прпмч. Стефана Нового, вмц. Марины, мчч. Трифона и Параскевы, свв. бессрр. Космы и Дамиана, прп. Исаакия Далматского, прав. Иосифа Обручника и других святых. В храме Покрова Богородицы находятся чудотворные списки с икон Божией Матери «Казанской» и «Иерусалимской». В обители много и других чтимых икон. В частности, древняя икона св. великомученика Пантелеимона, образ Иоанна Предтечи и мозаичная икона св. Александра Невского. В параклисе Покрова Пресвятой Богородицы хранится ценные печатное Евангелие и Святая Чаша, подаренные Руссику великим князем Константином Николаевичем в 1845 г.

В богатейшей библиотеке монастыря находится 1320 греческих и 600 славянских рукописных кодекса и сыше 25000 томов печатных книг.

Обители подчиняются несколько келий, в том числе святого Евфимия, Святых бессребреников, Живоносного Источника, святого Стефана и святого Георгия (последние две расположены около Кареи, первая примечательна своими уникальными фресками и недавно была отреставрирована, а во второй располагается представительство монастыря).

Обитель владеет подворьем в Хромице (Хромитиссе) в начале афонского полуострова неподалёку от Урануполиса, скитом в Ксилургу (греки называют его «Богородица»), Ново-Фиваидским скитом и Старым Русиком (известным также под именем «Палэомона́стиро».

Русский монастырь неразрывно связан с именем преподобного Силуана Афонского. Этот великий современный подвижник широко известен, не только в Греции и России, но и во всем православном мире.

Святой Силуан особо почитается на Святой Горе, еще недавно на Афоне можно было встретить монахов, которые лично были с ним знакомы.

Семен Иванович Антонов — будущий старец Силуан — родился в 1866 г. в простой крестьянской семье в Тамбовской губернии. На Афон он приехал в 1892 г., в 1896 г. был пострижен в мантию, а в 1911-м в схиму.

«Одни грехи принес я в монастырь», — вспоминал впоследствии он своём приходе на Святую Гору. Вся последующая жизнь преподобного Силуана была посвящена ежедневному духовному подвигу и стремлению к стяжании Божественной благодати. «Всю жизнь надо плакати о грехах своих — таков путь Господень», писал преподобный, — и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.

В своих записках Святой рассказывает об явлениях ему Господа и Пресвятой Богородицы. Старец постоянно вспоминал явление Спасителя и писал о том чувстве, которое поселилось в его душе: “Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить..” “И если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые — свои науки, а правители — свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость”.

В Пантелеимоновом монастыре долгое время гостил один православный иностранец, на которого встреча со старцем Силуаном произвела неизгладимое впечатление. Он полюбил подвижника и часто ходил к нему; об этом узнали монахи. Как-то один из наиболее влиятельных соборных старцев, иеромонах Н., человек начитанный, встретив его в коридорах монастыря, сказал: «Не понимаю, почему вы, ученые академики, ходите к отцу Силуану, безграмотному мужику? Разве нет кого-нибудь поумнее, чем он?». «Чтобы понять отца Силуана, надо быть академиком», — отвечал ему гость обители.

Тот же иеромонах Н., продолжая не понимать, почему старца Силуана почитают и посещают «ученые» люди, беседуя с отцом Мефодием, монахом, много лет заведовавшим книжной лавкой монастыря, заметил: «Удивляюсь, зачем они к нему ходят. Он, небось, ничего не читает».

«Он ничего не читает, но все делает, а другие много читают, но ничего не делают», — ответил отец Мефодий.

Душа старца скорбела от того, что происходило в России и во всем мире. Молитву за человечество он со слезами ежедневно возносил ко Господу десятки лет.

Скончался преподобный Силуан 11(24) сентября 1938 г. После блаженной кончины старца в Пантелеимонов монастырь стали приходить письма, свидетельствующие о его предстательстве за обращавшихся к нему с молитвой, а после выхода книги старца Софрония Сахарова “Старец Силуан. Жизнь и поучения” был поставлен вопрос о канонизации, которая состоялась в 1978 г. в Константинопольском патриархате. В 1992 г преподобный Силуан был включен и в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Источник

Святыни[править]

В главном соборе

Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, посвящённом в
честь святого великомученика и целителя Пантелеимона
, хранятся
честная глава
этого великого святого, составляющая утешение и бесценное украшение и сокровище как храма и русской обители, так и всей Святой Горы Афонской. Многочисленные паломники многократно получали и получают исцеления и чудотворения от честной главы св. вмч. Пантелеимона Целителя. Кроме того, в этом храме хранятся и другие следующие святыни: частицы Древа Креста Господня и св. мощей: частица св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; голова св. преподобномученика Стефана Нового; голова св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины; частицы мощей: св. Иосифа Обручника, св. Апостола Фомы, преподобного Симеона Столпника; св. мучеников: Георгия Победоносца, Димитрия мироточивого; Иоакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феолора Тирона, священномученика Харалампия и некоторых из мучеников в Никодимии сожжённых. Здесь же есть значительная часть от камня, отваленного от гроба Господня, из которого сделан седмисвещник.

Второй собор русского святогорского монастыря — Покрова Пресвятыя Богородицы

. Святыни этого храма: несколько частиц Животворящего Древа Креста Господня; части св. мощей следующих святых: св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; св. Апостолов: Петра, Андрея Первозванного, Матфея, Луки, Филлиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы, Иоакова Алфеева, Тимофея, Прохора, Фаддея; св. Анны — матери Пресвятыя Богородицы; св. равноапостольныя Марии Магдалины; св. Архидиакона первомученика Стефана; св. Архидиакона Лаврентия; св. праведного Иосифа Обручника; св. Дионисия Ареопагита; св. равноапост. царей Константина и Елены; святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Александрицского, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского, Амвросия Медиоланского, Иоанна Милостивого, Григория Паламы архиепископа Солунского, Феоны митрополита Солунского, Григория епископа великия Армении, Григория Акрагантийского, Мефодия Патарского; патриархов Константинопольских: Тарасия, Мефодия, Павла и Нифонта; Модеста Иерусалимского; Амфилохия; Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанских; св. священномучеников: Пантелеимона, Георгия, Димитрия, Феодора Тирона, Иакова Персянина, Никиты, Артемия, Прокопия; св. мучеников: Гордия, Каллиника, Келсия, Антония, Анастасия, Полиевкта, Георгия нового, Агафангела, Трифона, Порфирия, Терентия, Исидора, Фалалея, Дометия, Кирика, Андриана, Елеазара (Маккавеев), Аифала, Аммуна, Евода, Ермогена, Вонифатия, Маманта, Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Арефы, Нестора, Мины, Платона, Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; Десяти мучеников Критских, Сорока мучеников Севастийских; Литовских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия; св. преподобномучеников: Анастасия Перского, Никона, Стефана нового; св. великомучениц: Екатерины, Варвары, Анастасии Узорешительницы, Евфимии Всехвальныя, Параскевы, Марины; св. преподобномученицы Параскевы; св. мученицы: Фотинии Самаряныни, Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Софии Домны, Каллисты, Кириакии, Агафии, Татьяны, Василиссы; св. новомучеников: Димитрия, Марка Хиосского, Полидора, Константия, Иоакова Афонского, Пахомия афонского, Нектария Афонского, три главы св.преподобномучеников Афонских:Евфимия, Игнатия и Акакия; св. безсребренников: Космы, Дамиана, Кира и Иоанна; преподобных: Феодосия великого, Хатитона исповедника, иоанн кущника, Георгия Хозевита, Исаакия Далматского, Дионисия Олимпийского, Феодора Студита, Парфения Лампсайского; Симеона столпника, Феоктиста, Андрея Критского, Сампсона странноприимца, Пафнутия,Иакова, Василия нового, Петра Афонского, Агафангела, Акааия Кавсокаливского, Евдокима Ватопедского, Михаила Синадского, Германа Валаамского, Александра Свирского, Давида Гареджийского, Нила Афонского, макария нового, Герасима нового, Павла Латрского, Гедеона Афонского; Матроны Солунския, Макрины, Пелагии, Феоктисты, Мелании и Иоанна нового (русского).

В целом, в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся части мощей более 300 греческих, русских, грузинских святых

.

Особо почитаемы

в русском святогорском монастыре хранящиеся здесь главы и части глав:
св. вмч. Пантелеимона Целителя
; прп. Силуана Афонского; верхняя часть главы св. Апостола и Евангелиста Луки; сщмч. Анфима, еп. Никомидийского; прпмч. Игнатия Афон­ского, Евфимия Афонского и Акакия Афонского; часть от левой ноги aп. Андрея Первозванного в серебряном ковчеге; часть правой руки прав. Иоанна Русского и многие другие святыни.

Чудотворные иконы:

Икона Матери Божией, именуемая «Иерусалимскою», над царскими вратами; Икона Матери Божией «Ка­занская» в Покровском храме; Икона Матери Божией «Игумения Святой Горы Афонской»; икона св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеимона; икона св. священномученика Харалампия из Скита св. Анны.

Близ монастыря находится так называемая гробница, с церковью во имя Апостолов Петра и Павла, где упокоеваются братья, переселяющиеся от этой временной жизни в вечную. Недалеко от нее церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Близ нее в новом большом корпусе церковь Преображения Господня, где пользуются врачеванием болеющие иноки-келиоты и пустынники, и миряне. Там же еще два параклиса: Божией Матери «Скоропослушницы» и свв. Иоанна Златоуста и Макария Великого. В последнее время еще построены и освящены две церкви в одном корпусе; во имя cвятителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и во имя св. Архангела Рафаила.

В монастыре есть много ценнейших икон, реликвий и церковных облачений. Богатейшая библиотека монастыря насчитывает 1320 греческих рукописей, 60 славянских и более 20.000 книг, греческих и русских.

Посещение Пантелеимонова монастыря

Самым известным обычаем Святой Горы является аватон. Это свод правил, запрещающий появление и вход определенных категорий людей во избежание соблазна.

Правила:

  • Афон (Греция), Пантелеимонов монастырь на которой принимает сотни паломников каждый день, не допускает появление женщин любого возраста, монахинь на святой земле. Этот запрет не только греческого полуострова, но и Пресвятой Богородицы прежде всего. По завету Матери Божьей никакая женщина не может ступить на Святую Землю кроме нее. Такой устав прописан еще в 1045 году императором Византии Константином 9 Мономахом. Правило прописано в 186 статье Устава Святой Горы от 1924 года.
  • В дополнение и домашние животные женского пола также под запретом.


Президент Греции в 1953 году подписал указ о наказании в виде тюремного заключения для женщин от 2 месяцев до 1 года за нахождение на Афоне.
Чтобы не попадать в неприятные ситуации следует руководствоваться некоторыми условиями и правилами при паломничестве на Афон:

  1. Запрещается носить шорты, надевать одежду с короткими рукавами на богослужения. Ее можно носить только после богослужения и только за пределами храма.
  2. Чтобы обезопасить себя в непредвиденных ситуациях лучше путешествовать на Афон не в одиночку. Например, монастырские ворота закрываются в 18.00, учитывая это и собственный расчет времени по Солнцу у Афонских монахов, есть риск оказаться ночью под открытым небом.
  3. Святая Гора содержит ядовитых пресмыкающихся и скорпионов. Их убийство не благословлено.
  4. На юге Афона, на Карулиях, чтобы увидеть отшельников, идти приходится по цепям на скалах. В начале пути есть табличка, открыто предупреждающая об опасности прохождения. Не редки случаи, когда люди обрываются в открытое море, погибают.

  5. Проживать и питаться в монастыре и скиту можно бесплатно. Паломническое пожертвование – акт доброй воли.
  6. Услуги перевозчиков и другие оплачиваются банкнотами евро.
  7. Запрещено вывозить старинные вещи, иконы, книги, облачения, церковную утварь, антиквариат. Разрешено приобретать только сувениры и общедоступные церковные предметы назначения.
  8. Запрещено снимать на видеокамеру, кроме тех случаев, когда есть разрешение. Его берут в ряде инстанций и, дополнительно, требуется благословение от священного Протата (высшего органа исполнительного назначения 20 монастырей). В основном благословляется снимать в больших монастырях. Аппаратуру могут конфисковать на пароме, без разрешения на нее.
  9. Не благословляется купаться в море.
  10. Запрещается курить.
  11. Запрет на служения для русских священников в святогорских храмах, из-за разногласий РПЦ с Вселенской церковью.
  12. Запрет для мирян: нельзя будет больше причаститься и исповедаться.

Престольные праздники[править]

  • Пантелеимон, целитель, великомученик
    — 9 августа
  • Икона Богородицы «Светописанная» (Светописанный образ)
    — 3 сентября
  • Силуан Афонский, преподобный
    — 24 сентября
  • Покров Пресвятой Богородицы
    — 14 октября

Паломнику[править]

Телефон:

+30 2377 23252, +30 2377 23682 (канцелярия отвечает на звонки с 10:00 до 12:00)

Проезд:

Пантелеимонов монастырь расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Паломнику, желающему посетить Пантелеимонов монастырь, предоставляется бесплатное проживание в обители в течение суток при наличии свободных мест. За это время паломник может участвовать во всех богослужениях и трапезах, отдохнуть в гостевой комнате (архондарике), поклониться святыням, оставить поминальные записки, посетить достопримечательности обители и монастырскую лавку.

Забронировать место в архондарике можно лично, через паломническую организацию или турфирму, переслав свои паспортные данные в Паломническую службу Пантелеимонова монастыря на электронный адрес

При желании остаться в монастыре более чем на одни сутки, паломник должен в заявке на посещение обители указать дни своего пребывания на послушании.

Паломники могут добраться до монастыря Святого Пантелеймона а) паромом из Урануполис или из Дафни, или из монастыря Ксенофонт, б) пешком от монастыря Ксенофонт или от монастыря Ксиропотам.

Современный статус Пантелеимонова монастыря

Афон (Греция), Пантелеимонов монастырь на которой находится в статусе правящей ставропигии с другими монастырями, объединяет их главным святогорским центром Кареей.

Этот статус присваивается монастырям и дает особенные правовые привилегии, делает их независимыми перед местной епархиальной властью. Объекты подчиняются только Патриарху или священному Синоду. Статус ставропигии является самым большим. Крестоводружение указывает на тот факт, что крест, в любом из ставропигиальных монастырей, водружался самим Патриархом.


Пантелеимонов монастырь на Святой горе, Афон, Греция

В порядке официального назначения иерархической последовательности 20-ти монастырей, Пантелеимонов занимает 19 позицию. Создавать другие монастыри запрещено.

Старый Русик носит статус скита, является вторым по значимости центром русского представительства Православия. В XX веке тут возведена церковь святого Саввы Сербского на месте маленького древнего храма Иоанна Предтечи. Скит находится под начальством монастыря Прибрежного Русика, как и Ксилургу.

После перенесения центра на другое место был, традиционно, перенесен и Успенский храм, сохранивший статус собора. Таким образом сохранена духовная преемственность исключительного по значению для Православной Руси Успенского собора, в дополнение к этому символизируется непосредственная связь с древней обителью монахов Ксилургу.

Прибрежному Русику подчиняются несколько келий: святого Евфимия, Стефана и Живоносного источника.

Новое начало возрождения служения началось после разрушения коммунистической богоборческой власти на Родине. Численность иноков постепенно увеличилась до немалого количества — 80 человек на 2000 тысячи афонских монахов.

Последнее время в монастыре реконструировались и подлежали капитальному восстановлению разрушенные обители с помощью Православной Церкви России. В 2016 году Патриарх прибыл в монастырь по событию 1000-летия русского монашества на горе. С братией Патриарх совершал молебен и поклонился святыне – главе святого Пантелеимона.

Фото[править]

  • Пантелеимонов монастырь*
  • В Пантелеимоновом монастыре*
  • В Пантелеимоновом монастыре*
  • Общий вид на главный вход монастыря*
  • Справа в храме — икона святого великомученика и целителя Пантелеимона*
  • Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона*
  • Пантелеимонов монастырь*
  • Пантелеимонов монастырь
  • Пантелеимонов монастырь
  • Архимандрит Евлогий (Иванов), настоятель Пантелеимонова монастыря

(*) Автор фото: прот. Константин Пархоменко

Нагорный Руссик

В связи с увеличением численности насельников монастырь был переведен на новое место – в окруженную горами красивую лощину, где располагалась пришедшая к тому времени в упадок и находящаяся в полуразрушенном состоянии древняя славянская обитель Фессалоникийца с главным храмом во имя святого великомученика Пантелеимона.

Сохранился Акт Освященного собора Святой Горы Афон (Прота Иоанна и других игуменов), датированный 1169 годом, о передаче навечно игумену Ксилургу Лаврентию и его монахам монастыря святого великомученика Пантелеимона и о подтверждении их права собственности на Ксилургу. С тех пор обитель стала именоваться Нагорным Русиком.

На протяжении XIII-XIV веков Свято-Пантелеимонов монастырь (как и другие афонские обители) подвергается безжалостному разграблению со стороны крестоносцев и морских пиратов. Это положение Русского монастыря усугубляется еще и тем, что нарушаются связи обители с Русью, которая почти на два с половиной столетия попадает под монголо-татарское иго (1243-1480). Все эти обстоятельства приводят к тому, что число русских иноков уменьшается, монастырь нищает, клонится к упадку. С этого времени монастырь по составу насельников становится преимущественно сербским. Его ктиторами (покровителями) до 1489 были сербские правители из династий Неманичей, Хребеляновичей и Бранковичей, предоставивших монастырю большие пожертвования и вклады и тем самым обеспечившим его восстановление.

Значимость Руссика на Святой Горе растет. В третьем Типиконе (Уставе) Святой Горы, изданным в июне 1406 года, Свято-Пантелеимонов монастырь значится пятым в порядке иерархии среди афонских обителей. После захват турками в 1453 году Константинополя и падения Византийской империи Афон был включен в состав Османской империи (султанской Турции).

Несмотря на подтверждение султанскими указами прав и привилегий Свято-Пантелеимонова монастыря и его монахов, которыми они пользовались в Византийской империи, турецкие власти притесняли обитель. Они обложили ее большими налогами, конфисковывали монастырские земли, заставляя выкупать их по высоким ценам. Огромный ущерб наносили произвол и поборы турецких чиновников. Положение усугублялось набегами морских пиратов и пожарами.

Установление османского ига в Сербии (с 1489 года) поставило Свято-Пантелеимонов монастырь в крайне тяжелое положение. Основным источником его существования становятся пожертвования княжеств Валахии и Молдавии (XV-XVI в.), а с конца XV в. (после освобождения Руси от монголо-татарского ига) – московских великих князей, митрополитов, затем русских царей (с 1547) и патриархов (с 1589).

Пожертвования делали также московские придворные и духовенство. Помимо денежных пожалований монастырские посланники получали богатые вклады (иконы, церковные утварь и облачения, богослужебные книги). После 1497 года братия монастыря начинает пополняться за счет иноков, прибывающих из Руси.

С 1507 года ктитором обители стал великий князь Московский Василий III. Покровительствовал монастырю после смерти своего отца и русский царь Иоанн IV, который называет Свято-Пантелеимонов монастырь своей «первой богомолией». В 1561 году братия Свято-Пантелеимонова монастыря насчитывала 170 человек, в т.ч. игумен, 15 священников, 7 диаконов. В монастыре было 15 храмов, житие – общежительное. В скиту Пресвятой Богородицы (Ксилургу) было 4 храма. С 1584 года щедрую помощь монастырю начинает оказывать сын Иоанна IV царь Феодор.

В XVII в. после Смутного времени и с воцарением династии Романовых игумены и старцы Свято-Пантелеимонова монастыря неоднократно приезжали в Москву за пожертвованиями. Жалованными грамотами от царей Михаила Федоровича (годы правления 1613-1645), Алексея Михайловича (годы правления 1645-1676), Иоанна V и Петра I Алексеевичей (правили совместно в 1682-1696) подтверждались льготы монастырских посланцев и выдавалось царское жалование на исправление обители.

Однако к концу XVII века монастырь вновь переживает большие трудности и практически остается без материальной поддержки покровителей. Здания постепенно ветшали, численность братии уменьшалась. В 1705 году решением Константинопольского патриарха Гавриила III совершенно запустевший Свято-Пантелеимонов монастырь снова восстанавливался как русская обитель и передавался русским инокам во главе с архимандритом Варлаамом.

С начала XVIII века помощь монастырю оказывал первый российский император Петр I, который по просьбам неоднократно приезжавших в Москву игуменов Свято-Пантелеимонова монастыря выдавал из царской казны щедрые пожертвования, богослужебные книги, церковную утварь.

С 1744 года Указом Священного Синода устанавливается ежегодная выплата монастырю. Однако из-за осложнения русско-турецких отношений в результате происходивших в XVIII веке войн (1735-39, 1768-74, 1787-91) связи России с монастырем постоянно прерывались. Османские власти всячески препятствовали поездкам монастырских иноков за воспомоществованием в Россию и приезду в монастырь русских монахов.

Тяжелое положение монастыря продолжалось до середины XIX в. В этот период помощь поступала в основном от частных лиц, духовенства, купечества, посадских людей, служилого дворянства, украинских казаков, больше всего из Смоленской губернии и Левобережной Украины. Сложившаяся обстановка отрицательно сказалась на судьбе монастыря. Многие русские иноки были вынуждены покинуть клонившуюся к упадку обнищавшую и разрушавшуюся обитель, страдавшую от непомерных тягот турецких повинностей.

Не имея достаточных средств для восстановления обветшавшей обители и испытывая трудности из-за ее удаленности от моря, иноки около 1770 года решили переселиться на новое место – в принадлежавшую монастырю небольшую прибрежную келлию с храмом в честь Вознесения Господня, расположенную около монастырской арсаны (лодочной пристани). На этом месте монастырь находится и по сей день.

Ссылки[править]

  • Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеймона на святой горе Афонской
  • Русский Пантелеймоновский монастырь на Афоне в Facebook
  • Пантелеимонов Монастырь
  • Великая стража — Книга первая. Иеросхимонах Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря
  • MountAthos 360. Виртуальный тур по Афону
  • Go-athos. Пантелеимонов монастырь
  • Путеводитель по Афону
  • Афон

Поселения монахов на Афоне

На Афоне в общей сложности насчитывается 20 монастырей. Число это неизменное согласно со Святой Уставной Хартией. Монахам разрешено проживать в скитах и кельях, каливах, пустынях, отшельнических кельях, на территории, относящейся к определенному из 20 монастырей.

Эти единицы являются нисходящими в Святогорской Иерархии от XVI века, все, что в ней написано неизменно. Давно на Святой Горе насчитывалось не один десяток скитов, но до настоящего времени их число сводится к 11, некоторые из них едва жизнеспособны.

Это монастыри:

  1. Скит Святой Анны зависим от главного монастыря – Великая Лавра. Он возведен в XIV веке. Монахи ведут строгий образ жизни, не ложатся спать ночью перед принятием Святых Таин. Здесь хранится святыня – стопа матери Девы Марии.

  2. Скит Кавсокаливия принадлежит Великой Лавре с храмом Иоанна Богослова. Тут находится очень старинная икона «Страшный Суд», датируемая X веком.
  3. Скит Андреевский – общежительный, зависим от Ватопедского монастыря, возведен в XVII веке Патриархом Афанасием. Патриарх Серафим построил скиту 2 церкви: Пресвятой Девы Марии и Андрея Первозванного. До наступления 1917 года тут жительствовали русские иноки, теперь — греческие.

  4. Скит Ксилургу – общежительный скит Пантелеимонового монастыря, окружен густым лесом. Соборный храм Успения Пресвятой Девы Марии основан дружиной святой княжны Ольги в 10 веке.

Из других скитов:

  • Продром;
  • Малая Анна;
  • святого Димитрия (Лаккоскит);
  • Ильинский;
  • Новый;
  • Благовещенский;
  • Старый Русик.

В основном русские и румынские скиты живут по общежительному правилу, а греческие по идиометрическому, когда у каждого монаха есть личная келья. Вместе они трапезничают в воскресные дни и пребывают на молитве – пограничная форма перехода от общежительского типа к отшельничеству.

Скиты лишены своей земли и самоуправления. Более мелкие монашеские поселения находятся на уклонах скал, в легкодоступных и труднодоступных местах.

Карулия – монашеское объединение, в переводе с греческого означает «катушка, цепь». Они лучше всего подходят для молитвы. По специальным натянутым тросам продукты передают к удаленным хижинам.

К труднодоступным внутренним Карулиям можно попасть только по горной тропе, по ней протягиваются цепи и лестницы, чтобы передвигающийся по ним не упал в море. Расположены на высоте 70 м. В хижинах подвизаются в основном славянские монахи – русские и сербы, для практики умное делание, Иисусову молитву.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]