Что значит быть православным человеком? Небольшое сочинение


Что значит быть православным христианином?

Мы продолжаем разговор на тему: «Быть Православным!», начатый правящим архиереем Майкопской и Адыгейской епархии епископом Тихоном. Сегодня мы предоставляем слово матушке Ольге Евенко.

Что значит быть православным христианином?

Сегодня, наверное, каждый человек, крещенный в православной церкви, считает себя христианином, но не каждый задумывается над вопросом: что это значит — быть православным христианином? Святитель Феофан, затворник Вышинский дал такой ответ на этот вопрос: «Значит и веровать право, и жить свято, и освящаться таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией Православной принадлежать, и всё ею повеленное строго исполнять…» [Святитель Феофан Затворник, Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни].

Например, человек крестился и считает себя православным христианином, но он не имеет даже приблизительного понятия о Христе, о домостоительстве нашего спасения, об обязанностях христианина перед Церковью. Если после Крещения человек не живет по-христиански, он теряет то благодатное общение, которое приобрел в Крещении. Священномученик Киприан Карфагенский писал: «Кто бы и какой бы он ни был, он не христианин, как скоро он не в Церкви Христа».

А если человек и заповеди старается соблюдать, и в церковь ходит регулярно, молится, постится, зажигает свечи, исполняет другие духовные правила, можно ли его считать православным христианином?

Мало выполнять правила, нужно жить по заповедям Божиим, возрастить в себе любовь к Богу и ближним, творить дела милосердия, стараться исправиться. Вера должна менять человека, преображать душу. Быть христианином – это не выполнение правил, это образ жизни.

Бог хочет видеть нас своими детьми. Об этом можно прочитать в Первом послании апостола Иоанна Богослова: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его.» (1 Ин. 3:1). То есть мы люди должны любить Его как своего Небесного Отца, должны понимать это отцовство. Не написано, что Бог хочет видеть нас своими рабами. Рабы выполняют повеления начальника ради заработной платы или из страха наказания, а дети выполняют все, что хочет отец из любви к нему. Как научиться любить Бога? Сам Господь научил нас этому, сказав: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Ин.14:15)

Людям Иисус Христос дал заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» (Мк. 12:30). Из этой заповеди ясно, что Бог хочет, чтоб мы Его любили. А когда любишь, то делаешь все чтобы не огорчить, не обидеть своим поведением Того, Кого любишь, стараешься радовать Его, благодарить за всякую малость, не расстраиваешься, если Он тебе чего-то не разрешает или не дает того, чего просишь. Любить Бога – значить посвящать ему время изо дня в день, чтобы помолиться, чтобы открыть перед Богом наши сердца, чтобы поблагодарить Его и прославить Его, чтобы поразмыслить над Его спасительным словом. И если истинно любишь Бога, то и ближнего будешь любить, потому что он тоже Божие творение, и в нем есть Его частичка. Любовь ко Христу и ближнему должна быть основой жизни христианина, его деятельности в церкви, поведения дома или на работе, ежедневного общения с семьей, друзьями, посторонними людьми. Она должна руководить мыслями, чувствами, разговорами, электронной перепиской христианина и непременно должна являться основой его литургической жизни.

Именно это означает — быть православным христианином. Не называться, не казаться, а именно быть.

Ольга Евенко

Разговор на тему «Быть Православным!» будет продолжен. Мы ждём новых материалов, размышлений и рассуждений от священников, богословов и мирян на эту непростую тему.

  • Православие и мы
  • Что значит быть православным?
  • Православие и либеральная идея
  • Зачем ходить в Церковь?

Взрослые — это пример для детей

Ребенок рождается без грехов. Ведь не может новорожденный кого-то оскорбить, обидеть и ненавидеть. С трехлетнего возраста, когда малыш уже начинает обращать внимание на окружающий мир, знакомиться с ним, его мировоззрение формируется согласно тому, что есть здесь и сейчас.

После 3-5 лет ребенок начинает познавать и хорошее, и плохое. Нередко дети начинают драться в песочнице, обзываться плохими словами. Откуда это берется? Даже если у одного ребенка семья дружная, но у другого мать и отец постоянно скандалят, то последний может уже сейчас копировать поведение родителей и передать негатив своим друзьям по песочнице. Так и развивается цепочка.

Начиная с 7 лет ребенок должен уметь отличать хорошие поступки от плохих. Что значит быть православным человеком? Ответы на этот вопрос кроются как раз в поступках, действиях любого человека.

Доброе сердце и хорошие поступки

Православный христианин часто приходит к священнику в храм, чтобы покаяться в грехах. Каких именно? Во всех. Под грехами подразумеваются не только плохие поступки (ударил, убил, украл), но и душевное состояние (ненависть, злоба, раздражение, зависть). Родители должны сами быть добрыми, ласковыми и заботливыми людьми. Разве это по-христиански, когда мать кричит на ребенка, лупит, а тот ревет на весь район целый час? Нет, конечно. Если ребенок шалил, то родители должны поступать мудро, наказывать осторожно и без скандалов. Нередко дети наследуют характер и привычки родителей.

Ребенок с семилетнего возраста допускается к исповеди. Что значит быть православным человеком в данном случае? Любить Господа Бога и всех людей, животных, птиц. Ведь любовь проявляется не только в заботе, но и в сострадании, помощи, утешении.

Апостол Павел в свое время объяснил, что такое христианская любовь, в чем она выражается. А именно: любовь не может завидовать, требовать, подстраивать под себя, ненавидеть, превозноситься над кем-то, радоваться печалям ближнего или расстраиваться, когда тот счастлив. Ещё много слов святой апостол сказал на эту тему.

Послушание

Для христианина важно находиться в послушании кому-то. Невозможно плыть по течению без руководства свыше. Маленький ребенок должен слушаться родителей, воспитателей. Если этого не будет, то он будет в опасности. В опасности находится и душа православного человека, если он возьмется самостоятельно руководить собой в жизни. Чтобы этого не произошло, нужно иметь духовного наставника в лице приходского священника или старца, например.

Детям важно слушаться не только родных, но и батюшку в церкви. Что значит быть православным человеком во время послушания? Например, священник на исповеди скажет ребенку, чтобы он перестал обижать одноклассницу, потому что это плохо, Богу не нравится его поступок. Это и есть послушание от духовника. Родители могут то же самое сказать. И это будет послушанием. Но почему нельзя обижать одноклассницу с духовной точки зрения, может объяснить батюшка.

В очередной раз можно напомнить о важности изложения своих мыслей, идей. Что значит быть православным человеком? Сочинение-рассуждение на подобную тему дети пусть напишут именно о доброте сердечной и любви к Богу.

Важность посещения храма

Взрослые люди не всегда задумываются, зачем посещают храм. Разве лишь потому, что так надо? Это неправильное мышление. На просторах интернета есть забавная карикатура: слева и справа нарисован храм, справа — надпись «в храм» — и стоят сотни людей, слева написано «к Богу» — и стоит всего человек пять. О чем это говорит? Сотня людей идут в храм, просто чтобы свечки поставить, записки написать, поболтать. А та небольшая часть людей приходит в храм помолиться Богу.

Детей нужно приучать к общению с Господом, молиться. В этом поможет предварительная подготовка. Например, детская Библия и жития святых. Они прекрасно рассказывают о том, что значит быть православным человеком. Для детей все должно стать интересным, иначе толку не будет.

Как написать сочинение

Не в каждой школе учителя затрагивают тему православия. Особенно сложно воспринять это тому ребенку, который вырос в атеистической семье или который воспитан иноверцами, в том числе и старообрядцами. Как в таком случае осторожно объяснить детям, что значит быть православным человеком? Ответ для 4 класса, где дети ещё мало понимают не только в духовной жизни, но и в повседневной, можно дать только действиями. Каким образом? Научить их относиться друг к другу с уважением. Практически в любом классе случаются шалости, ссоры, обиды. Важно научить детей уважать друг друга. Кто в классе постоянно кого-то обижает? Пусть обидчик поймет, что нельзя так поступать. Ему надо объяснить, что такое душевная боль. Обиженному стоит посоветовать не поддаваться, сразу простить, забыть и помириться. Ведь зло имеет свойство распаляться, обжигать очень больно.

Небольшое сочинение «Что значит быть православным человеком?» поможет детям развить чувство осмысления. Что это значит? Далеко не каждый взрослый человек понимает, зачем он живет. Пора задуматься над тем, какой должна быть жизнь, чтобы прожить ее с пользой. Случается, что пожилой человек перед смертью признается в том, что умирать не хочется и страшно, потому что мало хорошего сделал, перед Богом не каялся, да и вообще о Нем не думал никогда. Чувствует душа умирающего, что именно к Господу на суд пойдет она.

Пусть дети с раннего возраста учатся любить Бога и своих родных, друзей и даже врагов. Ведь Иисус Христос любил и любит абсолютно всех, даже тех, кто его убил.

После развала Советского Союза исторические судьбы двух некогда единых государств, России и Украины, расходятся все дальше. Несмотря на то что в нынешней Украине проживают и сегодня миллионы русских, с каждым годом все меньшее количество их идентифицируют себя, свое будущее с Россией. У нас разные валюты и паспорта, между нами пролегают таможни и границы, резко сужается пространство использования русского языка. У нас еще есть общее прошлое. Но история в обеих наших странах за последнее десятилетие претерпела существенные изменения. Теперь, кроме исторических корней и спорного Черноморского флота, для нас остается общей лишь Православная Церковь. По закону Церковь отделена от государства, но, как показывает практика, в нынешнем обществе Церковь не может существовать вне государства, вне политики. По крайней мере на Украине это именно так.

«МАТЬ ГОРОДОВ РУССКИХ»

В Киеве, кажется, каждый дом и даже каждый камень хранит следы истории. Есть, например, камень с такой надписью: «Отсюда есть пошла Русская земля». В Киев из России едут не столько туристы, сколько паломники – прикоснуться к древним святыням. Здесь сохранился один из первых христианских храмов на Руси – Софийский собор с мозаиками и фресками. Здесь земля апостола Андрея Первозванного и первых русских монахов.

Сегодня исторические храмы Киева отреставрированы и открыты для посетителей, но впечатление они производят неоднозначное. Золотые маковки церквей венчают не восьмиконечные, как принято в православии, а четырехконечные кресты. Такие же мощные четырехконечные кресты установлены на аллеях парков в память о жертвах голодомора – «геноцида украинского народа» и сталинских репрессий. Может быть, в крестах выражается современное стремление властей Украины сделать страну во что бы то ни стало непохожей на Россию («Украина – не Россия» – так писал в своей книге президент Леонид Кучма)? Но дело не только в крестах: с колоколен храмов слетают какие-то звуки, напоминающие, скорее, бряцание тарелок, чем привычный гулкий благовест. И наконец, если войдешь в любой древний храм в центре Киева, то увидишь, что все надписи в церкви, включая названия икон и православных праздников, сделаны на украинском языке. Наблюдательный глаз может заметить и совсем уж странные вещи. У входа в Михайловский златоверхий монастырь висит «афиша»: Литургия Иоанна Златоуста, музыка «такого-то», исполняет «такой-то» хор. В знаменитой Андреевской церкви, построенной в XVIII веке по оригинальному проекту Бартоломео Растрелли, продаются на лотке… журнал Newsweek и другие западные светские издания. Фасад церкви-ротонды на легендарной Аскольдовой могиле, спасенной от разрушения Николаем I, украшен барельефами Папы Римского и статуями плачущей Мадонны. Такой христианской эклектики, как в Киеве, не увидеть, пожалуй, ни в одном городе Европы.

«Три церкви – это слишком много для Киева, – писал в своем очерке о родном городе знаменитый киевлянин Михаил Булгаков. – Старая, живая и автокефальная… Положение таково: старая ненавидит живую и автокефальную, живая – старую и автокефальную, автокефальная – старую и живую. Чем кончится полезная деятельность всех трех церквей, сердца служителей которых питаются злобой, могу сказать с полнейшей уверенностью: массовым отпадением верующих от всех трех церквей и ввержением их в пучину самого голого атеизма». Это написано почти сто лет назад, но это же замечание великого мастера вполне можно отнести к Киев-граду и сегодня.

ПАТРИАРХА НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО

На самом деле в Киеве действуют не три Церкви, а гораздо больше. Одних только православных объединений, возникших за последние десять лет, около шести: и апостольские, и автокефальные, и обновленческие. Но все это мелкие трещинки, последствия более крупного раскола, который произошел в Украинской Православной Церкви (УПЦ) в 1992 г.

Если смотреть на мир философски, то в любом искусственном соединении двух вещей возникают центробежные и центростремительные силы. То же можно подметить и в обществе: сколько существовал союз России и Украины, столько же действовали на Украине и националистически настроенные организации, стремящиеся к независимости от Москвы. Конечно же в первую очередь речь шла о политической независимости. Но как только она была достигнута, и духовная связь с Московским Патриархатом показалась неоправданно тяжким ярмом: у «самостийной» державы должна быть и «самостийная» Церковь. Так возникла УПЦ Киевского Патриархата, главой которой объявил себя бывший Киевский митрополит, монах Филарет (Денисенко). Собравшийся в Москве Архиерейский Собор тут же назначил нового митрополита Киевского, Владимира, расстриг Филарета и предал анафеме, объявил УПЦ КП раскольнической группировкой. Но это не внесло особой ясности в сознание украинских верующих. К тому же новая «незалежная» власть на Украине, особенно после «оранжевой революции», старается всячески поддерживать именно «самопровозглашенный» Киевский Патриархат – как национально ориентированную Церковь. В результате такой церковной политики на Украине УПЦ КП, не признанная ни одной из православных Церквей мира, считается в Киеве выразителем украинской национальной идеи.

Киевскому Патриархату передано множество старинных соборов и отреставрированных монастырей. Кафедральным храмом УПЦ КП стал знаменитый Владимирский собор, сохранивший росписи великих русских художников Виктора Васнецова и Михаила Нестерова. Восстановленный в 2000 году Михайловский златоверхий монастырь был также отдан руководством страны Киевскому Патриархату. Стены древних храмов своим внешним видом и внутренним убранством привлекают не только туристов и паломников, но и простых киевлян, не слишком искушенных в церковных спорах. Да и не так-то просто объяснить человеку, пришедшему к Богу, почему он пришел не в тот храм. Служба в приходах УПЦ КП ведется по тем же служебникам, что и в канонических приходах.

Правда, текст службы переведен на государственный язык, но поскольку украинский в чем-то ближе к церковно-славянскому, чем русский, то это не режет слух.

Подумаешь, вместо «паки-паки» они поют «ще и ще», вместо Патриарха Московского поминают «патриарха» Филарета – разве в этом дело! И те и эти молятся одному Богу – так какая разница, куда идти! Так может возразить мне любой прихожанин.

На Украине нет явного разрушения и поругания православных храмов, что можно увидеть в Сербии.

Трудно признать и литургию, совершаемую на украинском языке, каким-то святотатством. Но именно эта исподволь подведенная ложь, просачиваясь в умы верующих, наполняет сомнениями души, сеет смуту и рознь.

Любопытно, что в московских храмах практически нигде не увидишь фотографии Патриарха Алексия II. Разве что на календаре в церковной лавке. В Киеве же фотография предстоятеля Церкви, к юрисдикции которой относится данный приход, может служить своего рода опознавательным знаком для христианина, поскольку большинство храмов в Киеве построены в лучших традициях русского зодчества. А вот какой Церкви они отданы – это большой вопрос. Если в храме висит фото какого-то пастора – то протестантам, если Папы Римского – то грекокатоликам. А если в храме есть фотография митрополита Владимира, значит, вы пришли в храм Московского Патриархата, можете располагаться и чувствовать себя как дома.

ТРУДНО БЫТЬ РУССКИМ

За исключением официального «оплота» УПЦ МП – Киево-Печерской лавры – сотни приходов Московского Патриархата в Киеве располагаются в спальных районах города. Довольно многочисленные православные общины буквально ютятся в небольших деревянных строениях, а то и на съемных квартирах.

Настоятель храма имени преподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев – известный в Киеве священник. Он несколько лет ведет на одном из местных телеканалов детскую православную передачу «На сон грядущий». Отец Андрей – постоянный автор одного из лучших православных интернет-журналов для подростков «Отрок.ua». «Легко ли на Украине быть русским?» – с таким вопросом мы обратились к батюшке.

«В России для русского человека быть русским – значит быть православным. Неправославный русский мне непонятен так же, как американец, который ест палочками. Но для русских, живущих на Украине, вопрос национальной самоидентификации очень непростой. Я считаю себя русским по культуре, по уму, по мироощущению. Это ощущение точнее, нежели определение национальности по крови. Тогда и нашего царя Николая II вряд ли можно считать русским. Сегодня на Украине русским быть трудно. К сожалению, Россия ассоциируется у людей с массой негативных вещей. И тем, кто сознательно исповедует свою принадлежность к русской культуре, приходится нелегко.

Есть шаблонная русскость в смысле красной икры, беспробудного пьянства, сквернословия и мордобоя.

Но есть в России и другое: бесстрашные офицеры, великие ученые, талантливейшие представители искусства, святые подвижники. В этом смысле нам надо быть достойными этой русскости».

Православные приходы в Киеве хотя и относятся к Московскому Патриархату, но не получают из России какой-либо помощи, обходятся своими силами. Привозят из Москвы литературу, организовывают поездки, оказывают помощь детским домам и приютам; почеловечески, по-христиански. Есть в Киеве православные братства, которые пытаются оказывать воздействие и на политику в сфере образования и нравственного воспитания. В этом году в Киеве проходит эксперимент по преподаванию в школах «Основ христианской этики».

Можно сказать, что на Украине Церковь пытается решать те же проблемы, что и в России. Только все это на фоне раскола, постоянного «перераспределения» собственности между старыми и вновь возникающими Церквами. Если все это представить себе, то становится понятно, что Украина – это тоже Россия, тоже наша земля. И может быть, православные там в чем-то даже более русские, чем мы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]