Дивные дела Господа можно проследить на примере жизни и чудесного обращения святого апостола Павла. Ревностный гонитель христиан в короткое время обращается ко Христу и становится проповедником христианства, а затем даже принимает мученическую кончину за свою твердую веру. Что может быть чудеснее? Что яснее свидетельствует о чудесах Божиих, как не эта короткая жизнь, посвященная служению Христу.
Святой Павел не входил в число двенадцати апостолов и не был апостолом от семидесяти, но его называют «первоверховным». Почему?
Происхождение Павла
Родился он в Киликии, в городе Тарсе примерно в пятом – десятом году нашей эры. Точная дата не сохранилась до наших дней. Имя его было Савл, скорее всего так его назвали в честь царя Саула. Отец его был из колена Вениаминова, истинный фарисей. Сына он тоже воспитал в традициях фарисейства. От отца ему перешло римское гражданство. В то время немногие люди имели его.
Латинское имя Савла – Павел, что означает «малый». Скорее всего, это значение он имел ввиду, когда называл себя в посланиях «наименьшим из апостолов».
Савл с детства обучался иудейскому закону у раввина Гамалиила Старшего. Он в совершенстве выучил Тору и ее толкование. Кроме того, Савл обучался шитью палаток, что помогло ему в дальнейшей жизни. Если вспомнить его послания, он писал, что сам себя обеспечивает таким ремеслом, а не просит подаяния.
Неизвестно, был ли Павел женат или сохранил девство. В посланиях он намекает, что знаком с семейной жизнью. Это говорит в пользу того, что он был когда-то женат, может овдовел. Но предания называют его девственником наряду с апостолом Иоанном Богословом. Также из преданий стало известно, что его родные сестры – Зинаида и Филонила стали святыми мученицами.
Савл был обучен риторике, философии, литературе, различным языкам. В его посланиях заметно прослеживаются приемы античной риторики.
По описаниям того времени Савл был среднего роста, со сросшимися бровями, лысым и с выдающимся носом.
Павел как основатель христианского антисемитизма
Ввиду своего отрицательного отношения к еврейскому религиозному закону Павел из Тарса сумел стать главным инициатором отрыва христианства от иудаизма и превращения его в мировую религию. Христианство должно было порвать связи с еврейским религиозным законом именно потому, что многие прозелиты из язычников готовы были соблюдать лишь некоторые мицвот. По мнению Павла, язычник, принявший христианство и соблюдающий заповеди — не настоящий христианин. Старания Павла из Тарса отменить соблюдение заповедей принесли плоды уже во 2 в. Христиане не только отказались от соблюдения ритуальных предписаний еврейской религии, но и стали относиться с предубеждением ко всему образу жизни религиозных евреев. Хотя сам Павел не требовал от своих последователей-евреев отказа от соблюдения мицвот, их соблюдение евреями, желающими перейти в христианство, было запрещено уже в середине 2 в. Такова же была позиция церкви в средние века.
Истоки враждебности христиан к иудаизму опираются на писания и решения Павла из Тарса. Хотя Павел обычно демонстрировал любовь к еврейскому народу и веру в его грядущее спасение, в Первом послании к фессалоникийцам он прямо обвинил евреев в «богоубийстве» (1 Фес. 2:15-16). Положительные высказывания Павла из Тарса в адрес евреев не повлияли на отношение церкви к евреям в средние века и в эпоху Реформации.
Позиция Павла по вопросу о соблюдении предписаний еврейской религии прозелитами из язычников вызвала протест многих членов иерусалимской христианской общины, в том числе апостола Петра (см. выше). Дело не дошло до открытого раскола, поскольку бедная иерусалимская община была заинтересована в пожертвованиях единоверцев и в распространении новой религии среди язычников, однако для тех групп иудеохристиан, которые не присоединились к формирующейся христианской церкви, характерна ненависть к Павлу из Тарса и его делу.
Радикальное осуждение Павлом религиозного закона не могло быть целиком принято более поздним христианством, так как оно вело к антиномианизму, к отрицанию всяких религиозных обязательств. Слова Павла были подхвачены и в значительной мере фальсифицированы гностиком Маркионом (которому ряд историков приписывал авторство посланий Павла из Тарса), открытым врагом иудаизма, еврейского народа и его Бога.
Павел из Тарса сыграл важнейшую роль в процессе формирования христианской догматики: он способствовал обожествлению Иисуса, относя к нему те библейские стихи, где говорится о Боге, и всячески подчеркивал идею спасения благодаря смерти Иисуса и его воскресению из мертвых. Церковь усвоила и усилила идею Павла о первородном грехе, но не приняла идеи предопределения, связанной с идеей абсолютной, ничем не обусловленной Божественной благодати.
Отцы церкви до Августина признавали идею свободы воли и значения добрых дел в спасении человека. Августин открыл заново учение Павла о предопределении Божественной благодати и неискоренимости греховности человека; после осуждения ереси Пелагия (431) католическая церковь практически приняла учение Павла из Тарса. Споры вокруг этого учения возобновились в 9 в., но вскоре угасли. Лишь М. Лютер и Ж. Кальвин возродили — каждый по-своему — некоторые важнейшие элементы учения Павла (паулинизма). По сей день продолжается спор между христианскими теологами о положительном и отрицательном влиянии Павла на облик христианства. Паулинизм повлиял на так называемую диалектическую теологию.
Православие считает Павла из Тарса одним из двух (вместе с апостолом Петром) основателей христианской церкви.
Гонение христиан
В те времена были распространены гонения на христиан со стороны фарисеев. Это объяснялось христианской общественной проповедью, несовместимой с ортодоксальным иудаизмом. Во-первых, крестная смерть считалась самой позорной для евреев. Таким образом расправлялись с особо опасными преступниками. А иудеи ждали Мессию, как царя израильского, который должен был прийти во всей помпезности и величии.
Во-вторых, многие христианские проповеди обличали культ Израильского храма. Это не устраивало фарисеев, даже оскорбляло их религиозные чувства.
Савл, как ревностный фарисей, до своего чудесного обращения, был участником гонения на христиан и даже принимал участие в некоторых расправах над ними. В частности, книга Деяний апостолов подробно описала, как во время казни святого первомученика Стефана, Савл стерег верхние одежды своих собратьев, забивающих камнями мученика.
Другими наказаниями христиан были: бичевания (сорок ударов в пять подходов) и заключение в темницы. Но избиение камнями было самой жестокой казнью. Даже наблюдать за такой процедурой было очень тяжело, зрелище не для слабонервных. А Савл спокойно наблюдал за этим, охраняя одежды палачей-фарисеев. Скорее всего, сердце его тогда было весьма ожесточенно.
Детство и юность
Будущий вдохновенный просветитель появился на свет в начале I века в крупном торговом и культурном центре провинции Киликии – городе Тарс (Малая Азия). Его родные были состоятельными и ревностными иудеями, потомственными гражданами Рима, что являлось исключительной социальной привилегией. По семейному преданию, происходили они из колена Вениаминова, как и первый еврейский царь Саул, в честь которого мальчик и получил свое имя.
Савл
После начального домашнего обучения одаренный юноша стал лучшим среди воспитанников авторитетного богослова Гамалиила в раввинской академии Иерусалима. К двадцати годам он сформировался в эрудированную личность – досконально изучил Пятикнижие, в совершенстве овладел греческим, библейским ивритом, латынью, был прекрасно сведущ в ораторском искусстве, в тонкостях философии, римского права, цитировал греческих поэтов. Как было принято среди законоучителей того времени, он также освоил простое ремесло – изготовление палаток для праздника Кущей, чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь собственным трудом.
«Каменование Святого Стефана», Рембрандт
Молодой человек всем сердцем верил в пришествие Спасителя, представляя его, как и многие соплеменники, в образе могущественного земного владыки. Плотник же из Назарета, равнодушный к соблазнам материального мира, не соответствовал этим ожиданиям. Поэтому Саул считал его самозванцем и угрозой для иудаизма. По распоряжению синедриона пылкий ревнитель Закона стал свидетелем побитья камнями первомученика Стефана – он охранял одежды мучителей. Затем Саул получил официальное право участвовать в религиозных расправах над приверженцами учения Христа.
Обращение ко Христу
И вот такого жестокого и непробиваемого человека Христос смог обратить к Себе, и растопить его железное сердце. В Деяниях апостольских это чудо описано очень подробно.
Савлу было тогда около тридцати лет, и он шел по дороге в Дамаск. Вдруг неожиданно с неба сошел свет и ослепил его. Потом он услышал голос, упрекающий его: «Савл, за что ты гонишь Меня?!» Вероятно, это был голос Самого Христа. Ведь когда он принимал участие в гонении на христиан, мучил их, то мучил и Самого Христа, по евангельскому слову: «если вы сделали это одному из меньших сих, сделали и Мне».
Остальные люди не слышали этого голоса. После этого чудесного явления Савл ослеп и оставался в таком состоянии целых три дня. Его привели в Дамаск, где он принял крещение от апостола Анании. После крещения к Савлу вернулось зрение.
Таким чудным образом ярый гонитель христиан стал сам христианином за каких-то три дня. С тех пор имя его стало «Павел».
Житие
Апостол Павел Из деисусного чина Школа или худ. центр: Византия 1387–1395 гг. 149 × 97 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 12752 Икона входит в состав Высоцкого полуфигурного деисусного чина.
Происхождение
Будущий апостол родился в 1 веке в городе Тарсе Киликийском. Сейчас это территория Турции. Годы жизни апостола — 5-67 гг. Савл — именно так его назвали родители — вырос в глубоко верующей иудейской семье, следовавшей строгим канонам фарисейского благочестия. В лучшем понимании этого слова.
Судя по всему, семья Савла была очень не бедной, поскольку будущий апостол был гражданином Римской империи. А такой чести в Палестине удостаивались немногие. У подданных Рима была масса привилегий. Одна из них заключалась в том, что судить, в случае совершения какого-либо преступления, их мог только Кесарь. И в будущем это сыграло на руку Павлу.
Полезные материалы
Родители Савла мечтали видеть его раввином и отправили учиться в Иерусалим, к знаменитейшему в то время учителю и ученому Рабану Гамалиэлю бен Шимона ха-Закену. патриарху фарисейской партии. Стоит заметить, что несмотря на свой высокий сан, Гамалиэль (в христиансте — Гамалиил) придерживался весьма свободных взглядов и не раз призывал Синедрион не преследовать последователей Христа.
Заметим, что Савл весьма преуспел в науках. Он отлично знал Тору — священную книгу иудеев, А также ее толкования. Кроме того, юноша овладел искусством шитья палаток, и в будущем это позволило апостолу саму зарабатывать на жизнь.
Апостол Павел Из деисусного чина Школа или худ. центр: Москва Последняя четверть XIV в. 210 × 117 см Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия Инв. 3238 соб/ж-1391 Икона находится в деисусном чине собора.
Преследование христиан
В отличие от своего великого либерального учителя, Савл придерживался совсем других взглядов. Выросший в ортодоксальной иудейской семье, он был уверен, что человек, которого подвергли распятию – самой позорной казни, не может быть тем самым Мессией. Не может быть сыном Бога человек, разрушавший все устои и напрямую обращавшийся к Богу, минуя все храмовые ритуалы и не признавая первенства Иерусалима и Храма.
Он самым строжайшим образом чтил Моисеев закон и, еще будучи совсем молодым, прославился жестокими преследованиям христиан. Савл присутствовал на казни первомученика Стефана, хотя, в силу возраста, и не принимал в ней непосредственного участия.
Зато уже через год, достигнув совершеннолетия (в Палестине в те годы это был возраст 13 лет), он со всем рвением закидывал последователей Христа камнями и подвергал их мучениям. А вскоре, с разрешения Синедриона, Савл отправился из Палестины в Дамаск. Все с той же миссией — очистить мир от последователей Распятого.
Обращение
Но замысел Господень ведом только Ему. Савл смог убедиться в этом лично. По дороге в Дамаск произошло то, что превратило его из ярого преследователя христиан в величайшего учителя, несущего миру весть о воскресшем Христе.
Случилось это в жаркий солнечный день. Савл вместе со своими спутниками шел по дороге из Иерусалима в Дамаск. Вдруг его глаза поразил ярчайший свет. От страха ослепший юноша упал прямо в дорожную пыль и вдруг услышал голос:
«Савл, Савл! За что ты гонишь меня?» «Кто ты?»- еле прошептал преследователь христиан. «Я — Иисус, которого ты гонишь!» — прозвучало с небес, — Ступай в Дамаск, там ты узнаешь, что делать!»
Попутчики Савла слышали то же самое, однако яркого света они не видели — ослеп один Савл. Потрясенные до глубины души, они подхватили юношу и отправились туда, куда велел им Господь. В Дамаске Савла привели к христианину по имени Анания.
В течение трех дней он впитывал все, что тот мог рассказать ему о Христе и уже глубоко уверовавшим в Спасителя человеком, принял Святое Крещение. И, о, чудо! Лишь погрузившись в воду, Савл прозрел! С тех пор началась новая жизнь — величайшего христианского проповедника и учителя.
Апостол Павел Из деисусного чина Школа или худ. центр: Тверь Первая половина XV в. 111 × 43 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 15056 Икона относится к тверскому деисусному чину из собрания А. И. Анисимова.
Служение (1, 2, 3 миссионерские путешествия)
Сам себя апостол Павел именовал «Апостол языков» (то есть язычников). И не случайно. Вскоре после принятия святого Крещения бывший гонитель христиан сам стал гонимым и преследуемым. Свою деятельность и проповедь о Христе Савл начал среди аравийских иудеев, проповедуя в синагогах.
Однако такое положение дел не устроило ни самих иудеев, ни правителя Арета IV Филопатриса. В проповеди Савла они усмотрели подрыв основ веры, и проповедник был объявлен в розыск. В целях безопасности Савл бежал в Иерусалим.
Однако и там он не был принят с распростертыми объятиями. Если из Дамаска его выгнала ярость бывших единоверцев, то в Иерусалиме встретило недоверие братьев во Христе. Они никак не могли принять своего бывшего гонителя. На выручку Савлу пришел апостол Варнава — он взял его под свое покровительство.
Покинув Иерусалим, Савл пошел в свой родной город, а оттуда — в Антиохию. Где собственно, и началось его первое миссионерское путешествие, которое длилось 6 лет, с 45 до 51 года. В путь он отправился вместе со своим сподвижником, апостолом Варнавой.
Сначала они вернулись в Иерусалим, а оттуда отправились Крит. Попытка проповеди среди иудеев не принесла желаемого результата. Более того, Савла, а с этого времени уже Павла, иудеи подвергли жестоким преследованиям и побоям.
Однажды, после побивания камнями, они оставили его умирать. Но у Господа были свои планы. Проповедник выжил. И отправился с проповедью к языческим народам. Путешествуя, Павел с Варнавой основали общины в нескольких крупных населенных пунктах, среди которых Икония, Дервия, Листра, Антиохия Писидийская. В 51 году, при участии Павла, на первом соборе в Иерусалиме, было принято решение, что новообращенные братья могут креститься без предварительного соблюдения Моисеевых обрядов.
В 51 году Павел отправляется во второе путешествие. Сначала он побывал в малоазийских церквях, а после этого решил пойти с проповедью в Европу. Несколько христианских общин он основал в Македонии, встретился с евангелистом Лукой и отправился с проповедью в Грецию. После проповеди в Афинах, он пошел в Коринф, где также основал новую Церковь. Больше года Павел жил в доме своих новых друзей супругов Присциллы и Акилы. Оставив Коринф, Павел пошел в Антиохию, попутно зайдя в Эфес, Кесарию и Иерусалим.
В 56 году Павел снова отправился в дорогу. Это путешествие было самым коротким из всех — до 58 года. Как всегда, Павел вначале навестил основанные им общины, которые за эти несколько лет заметно выросли, а затем отправился в Эфес. Там, кстати, был написан один из самых знаменитых трудов апостола — 1-е послание к Коринфянам, а также послание к Галатам.
Однако проповеди миссионера были по душе далеко не всем. Некий серебряных дел мастер по имени Дмитрий, поднял бунт против проповедника, и Павел вынужден был оставить Эфес и уехать в Иерусалим, посетив при этом Македонию.
Заключение, смерть
Впрочем, Иерусалим тоже встретил Павла весьма недружелюбно. Против него возник мятеж, в результате которого проповедник был схвачен и арестован. Вот тут и пригодилось гражданство Римской империи. Проведя два года в заключении, Павел пожелал отправиться в Рим. Отказать в этом праве ему не могли.
Но корабль, на котором Павел отправился в путь, неподалеку от Мальты потерпел кораблекрушение. Так что в «Вечный город» Павел прибыл лишь в 62 году. Надо сказать, что чувствовал он там себя весьма свободно. Власти сквозь пальцы смотрели на его миссионерскую деятельность, и Павел совершенно свободно проповедовал на улицах. Здесь же, в Риме, были написаны несколько знаменитых его трудов — послание к Филимону, к Ефесянам и Колоссянам.
Достаточно противоречивы сведения о том, как сложилась судьба Павла дальше. Некоторые исследователи утверждают, что он был казнен в 64 году, как раз в то время, когда начались нероновские гонения на христиан.
Однако из других источников, в том числе и из посланий апостола Павла, становится понятно, что спустя некоторое время он вновь отправился на восток, погостив в основанных им церквях и рукоположив во епископа Ефеса своего ученика Тимофея. Потом, встретившись с апостолом Петром, вместе с ним прошел всю Италию и осуществил свою давнюю мечту — принес весть о Христе в Испанию.
Вернувшись в «вечный город», Павел был снова заключен в темницу, откуда уже не вышел до самой казни. Правда, сохранились предания о том, что апостол в эти годы учил даже при дворе Нерона.
Казнь апостола Павла состоялась в 67 году. Как подданному кесаря, ему отрубили голову. По преданию, в местах, где голова апостола трижды ударилась о землю, забили 3 источника. Сейчас на этом месте расположен монастырь у Трех источников.
Апостол Павел Из деисусного чина Школа или худ. центр: Тверь Конец XV в. Евсеева, Кочетков, Сергеев 1974: XV в. Салтыков 1981: Вторая половина XV в. София Премудрость Божия 2000: Последняя четверть XV в. 84 × 59 см Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия Инв. КП 994 Из деисусного чина конца XV в. из Весьегонского района Тверской области.
Начало проповедей Павла
Сразу же после крещения Павел отправился на свою первую христианскую проповедь. Она была для жителей Аравии (там тоже жили иудеи). После этого он вернулся в Дамаск, где его преследовал царь Арета.
Затем Павел отправляется в Иерусалим. Но жители этого города помнили Павла, как яростного гонителя христиан, а тут он обращается ко всем с христианской проповедью. Они не могли поверить в такое быструю перемену в его мировоззрении, поэтому опасались его. Особенно не принимали его апостолы. Только уверение апостола Варнавы помогло исправить дело.
Потом Павел пошел в свой родной город, откуда они с Варнавой отправились в Антиохию. Оттуда он поехал в свое первое апостольское путешествие по миру.
Из-за споров насчет обрезания был созван первый апостольский собор в Иерусалиме. На нем Павел выдвинул версию, что нет необходимости христианам проходить обрезание. Его точку зрения приняли и другие апостолы. Но когда он пришел в Антиохию, у него были споры с апостолом Петром насчет этого.
Биография
Апостол Павел не общался с Иисусом Христом при его земной жизни, не входил ни в ближайший круг учеников Спасителя, ни в число семидесяти проповедников. В биографии святого встречаются темные пятна и непонятные события. Павел – изначально ярый противник любого учения, гонитель последователей веры, однако написанные им тексты легли в основу фундамента новозаветной богословской мысли, а сам апостол превратился в одного из самых почитаемых христианских святых.
Второе и третье апостольские путешествия Павла
Во второе путешествие Павел отправился с апостолом Силой. В городе Листре он встретился с Тимофеем. Он становится учеником Павла, далее они путешествовали вместе. Путь лежал в Европу. Они побывали в Филиппах, где Павла ненадолго задержали. Потом пошли в Фессалоники. В Афинах Павел познакомился с Дионисием Ареопагитом. Затем они отправились в Коринф, где познакомились с благочестивой парой – Прискиллой и Акилой. Потом вернулись в Иерусалим.
Третье путешествие начиналось с Эфеса, где Павел написал свое первое послание к Коринфянам и Галатам. Затем он отправился в Македонию, где было написано второе послание к Коринфянам.
Потом Павел посетил Элладу, Филиппы, Троаду и Тир. Здесь было написано Послание к Римлянам.
Суд над Павлом
В Иерусалиме на него было воздвигнуто обвинение, что он разрешает язычникам ходить в Соломонов храм. На суде в Синедрионе, куда привели Павла, состоялась распря между саддукеями и фарисеями. По причине римского гражданства Павла не смогли казнить. Он был отправлен к прокуратору Феликсу на суд, который оставил его в узах. Прокуратор послал его в Италию к императору на суд.
Затем Павла, как пленника, отправляют на корабле. Но около острова Мелит корабль терпит крушение. Потом он отправляется в Сиракузы и в Рим. Здесь он прожил два года и написал множество своих посланий. В них он перечисляет свои страдания и мытарства, которые ему пришлось перенести за Христа во время своих проповедей. Также в них описываются и чудеса, такие как: открытие ангелом темницы, где находился Павел и другие.
Суть служения апостолов
Апостолы были не просто проповедниками новой веры, но и хранителями Слова Божьего. Апостолами было составлено Евангелие и Послания Апостолов, весь Новозаветный корпус текстов. Именно в нем разъяснены вероучительные тезисы и даны нравственные принципы жизни христианина. Они организовали Церковь Христову и распространили христианское вероучение среди не еврейских народов. Своим примером подвижнической жизни апостолы являются примером как любить ближнего и почитать Бога.
Суть апостольского служения заключается в донесении до людей Благой Вести, веры Христовой. Вся их жизнь была посвящена проповеди.
Сколько было апостолов? Кроме ближайших 12 апостолов и апостола Павла были избраны еще 70 апостолов из числа последователей Иисуса Христа. Но они не находились постоянно со Спасителем и не были очевидцами Его жизни. В Евангелии их имена не упоминаются, полный список был составлен в V – VI веках.
Четвертое апостольское путешествие
После этого Павел был освобожден и отправился в свое четвертое апостольское путешествие. Он посетил церкви, которые основал ранее. Тит был рукоположен Павлом на острове Крит епископом. Затем он рукоположил Тимофея в епископа Ефесского. В Коринфе он встретился с Петром и пошел с ним в Рим.
Затем Павел посетил Испанию, после этого вернулся в Рим, где был схвачен. Из темницы он написал свое второе послание к Тимофею.
Последние годы жизни
В Риме в заключении Павла приговорили к смертной казни. Но как римский гражданин он не мог быть распят. Поэтому ему отрубили голову мечом. Это произошло при Нероне в шестидесятых годах. Точная дата смерти его неизвестна.
На месте его погребения был установлен памятный знак. Позже на этом месте был выстроен храм Сан-Паоло-фуори- ле-Мура.
Католики отмечают его память 29-го июня. Православные празднуют 12-го июля по Юлианскому календарю. Поскольку два апостола –Петр и Павел больше всех послужили делу просвещения, то их называют «первоверховными апостолами».
Обнаружение мощей
В 2009-м году папа Римский издал указ о том, чтобы исследовать мощи, которые находились в храме Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Но камень саркофага оказался слишком толстым. Поэтому через отверстие в него ввели специальный зонд, через который производилось исследование останков. Были обнаружены кости и части сохранившейся ткани.
После окончания исследования, возможно, саркофаг с мощами будет открыт для поклонения в Риме (если найденные примеры останков совпадут с описанием внешности апостола).