Город Саратов, Троицкий собор: фото, расписание богослужений, часы работы, описание, адрес, телефон, история

На Музейной площади Саратова высится древний Свято-Троицкий собор. Слышали его стены и свист татарских стрел, и гомон многоязычной пугачёвской ватаги, и охрипшие от надрыва голоса революционных ораторов, призывавших «разрушить до основания и построить…», впрочем, что именно нужно строить, они и сами представляли смутно. Многое ими было уничтожено безвозвратно, но возродился из мрака и запустения дивный храм – краса и гордость Волжского края. Рассказ о его рождении следует начать, вернувшись на четыре века назад.

Деревянная предшественница собора

В 1590 году, при благочестивом государе Фёдоре Иоанновиче, основали стрельцы на берегу Волги сторожевой город, названный Саратовом. О том, в каких храмах молился православный люд в первые десятилетия его существования, сведений не сохранилось, но доподлинно известно, что в 1674 году благословил епископ Астраханский Парфений соорудить на единственной по тем временам городской площади деревянную церковь во имя Пресвятой Троицы.

Усердием прихожан возведена она была на том самом месте, где ныне высится знаменитый на всю страну Троицкий собор (город Саратов). Десять лет прослужила церковь во спасение душ людских, но в 1684 году попустил Господь случиться в Саратове большому пожару – частому гостю всех старорусских деревянных городов, и уничтожил огонь беззащитный бревенчатый храм.

Остались на месте церкви одни головешки – прихожанам скорбь, а её настоятелю протопопу Игнатию (Данилову) так вообще разорение. И пошли они бить челом Астраханскому митрополиту Савватию, чтобы тот разрешил постройку каменного собора, а своё архипастырское благословение подкрепил бы деньжатами, коих на такое дело требовалось преизрядное количество.

В помощь паломникам

Покровский открыт с 8.00 до 16.00. По будним дням Литургия совершается в 8.00, в воскресные и праздничные дни прихожане могут посетить в 7.00 раннее утреннее богослужение, в 9.00 — позднюю Литургию. В 17 .00 каждый день проводятся Вечерние богослужения.


Богослужение в Покровском храме

Расписание богослужений Покровского собора Саратова можно на сайте церкви. В понедельник и пятницу после богослужения прихожан молятся во время водосвятного молебна.

На субботнем богослужении в 16.00 читается Акафист перед святым образом Божьей Матери «Неупиваемая чаша».

Возведение каменного здания

Ну, насчёт денег неизвестно, а благословение своё владыка дал, и даже указал, какими особенностями должен отличаться будущий собор от своих собратьев, во множестве возведённых к тому времени на святой Руси. С получением митрополичьей грамоты работа на городской площади закипела, и в ней принял участие весь православный Саратов. Троицкий собор возводился не только на народные средства, то есть добровольные пожертвования горожан, но и их же руками. Известно, что все работы, не требовавшие специальной квалификации, выполнялись самими будущими прихожанами.

По завершении строительства в 1659 году из Астрахани был прислан архимандрит Иосиф, со всей строгостью освидетельствовавший новый собор и тогда же освятивший оба его храма – верхний, во имя Пресвятой Троицы, и нижний, в честь Успения Пресвятой Богородицы. До наших дней сохранился акт приёмки, составленный дотошным архимандритом. В нём подробнейшим образом перечисляются все конструктивные особенности здания, а более всего уделяется внимания роскошной и весьма редкой для провинциальных храмов голландской печи, установленной на первом этаже и покрытой «дивными изразцами».

Отзывы о храме

Что же говорят путешественники про Свято-Троицкий собор? Саратов, отзывы о котором в большинстве своем положительные, славится прежде всего этой церковью, выстроенной в стиле московского барокко. Для верующего человека это Дом Бога. Прихожане и паломники приходят сюда поклониться многочисленным святыням. Но и людям, далеким от веры в потусторонний мир, также будет интересно взглянуть иконы Христа Спасителя и Казанской Богоматери – они представляют собой историческую и культурную ценность. Вокруг собора разбит красивый сад с розовыми кустами и прудиком, в котором плавают золотые рыбки.

Новые пожары и бедствия

Но печи, несущие в дома тепло и уют, таили в себе и реальную опасность. Вот и в 1712 году выпал у кого-то из-под чугунной заслонки горящий уголёк, и вновь заполыхал Саратов, большинство построек которого по-прежнему оставались деревянными. Этот пожар вошёл в историю как самый страшный и губительный из всех, случившихся в городе со дня его основания.

С болью описывал современник то, во что превратил огонь главную городскую святыню. Кровля, оконные рамы, двери и все прочие деревянные части здания полностью сгорели, остался лишь покрытый копотью каменный остов. Погибло и богатое внутреннее убранство собора, составленное на пожертвования боголюбивых прихожан.

Впрочем, кого на Руси этим удивишь? История большинства старинных храмов – это сплошная череда пожаров и последующих восстановлений. Вот и в Саратове православный люд, погоревав, полез в кубышки за пятаками и гривнами на ремонт святыни. Дело Божие – нельзя отказать.

Святыни

Самой древней достопримечательностью собора Троицы в Саратове является святой образ Спаса Нерукотворного, его еще называют Стрелецким Заступником или Троицким Спасом.

Главная святыня города является его хранительницей. Икона нерукотворного Спаса от дня основания собора находится в стенах храма. Около великой святыни всегда людно, пронзительный взгляд Спасителя не оставляет ни одну душу равнодушной, приходит покаяние, очищение и особая благодать.


Храмовая икона Святой Троицы в Саратовском соборе

Паломники и прихожане приносят свои молитвы к иконам Богородицы:

  • Казанской;
  • Иверской;
  • Августовской.

Святые образа святителей Иннокентия, Василия великого, Спиридона Тримифунтского, Никола чудотворца, Серафима Саровского и многие другие по сей час дарят молитвенникам чудеса исцеления и ответы на волнующие проблемы. Всегда людно у ковчега с мощами святых праведников, Божьих угодников.

Интересно! Нижняя Успенская церковь является хранительницей мощевика с 132 частями святых мощей. Афонская братия передала саратовской православной жемчужине несколько святых образов Богородицы, среди них «Скоропослушница», «Взыскание погибших», «Иверская». Икона целителя Пантелеимона также была привезена со святой горы Афон.

Восставший из пепла

Возрождённый после пожара, Саратовский Троицкий собор выглядел лучше прежнего. Трапезные нижнего и верхнего этажей были удлинены и соединены между собой арками. В верхней части здания соорудили крытую галерею и, что весьма важно, колокольню. По тем временам она не только созывала звоном колоколов богомольцев, но и служила наблюдательным пунктом, с которого следили за возможным приближением татар, вплоть до 1717 года неоднократно устраивавших набеги и опустошавших предместья.

Перестройка собора, ставшая следствием пожара, растянулась более чем на десять лет. С ней связано событие, вошедшее в историю Саратова. В 1722 году, отправляясь в персидский поход, его проездом посетил государь Пётр Великий со своей супругой императрицей Екатериной I. В городских архивах сохранились записи о том, что царь лично поднимался на леса, покрывавшие здание собора, и, имея, как известно, навык в плотницком и строительном деле, давал весьма дельные указания.

В 1774 году послал Господь саратовцам новые испытания. В мае случился в отстроенном к тому времени соборе очередной пожар, сильно повредивший верхний храм, а летом город пережил нашествие Пугачёва, подступившего к нему во главе многотысячного войска. Большинство из тех жителей, что бежали в леса и тем спаслись от смерти, вернувшись, обрели на месте своих прежних домов лишь пепелища, а из тех, кто оставался в городе, положившись на волю Божью, многие простились с жизнью, став жертвами «бессмысленного и беспощадного» бунта, захлестнувшего среди прочих городов и Саратов. Троицкий собор бунтовщики, однако, не тронули.

Великий русский «авось»

Следующий этап в истории собора охватывает период с 1786 по 1811 год и является весьма характерной иллюстрацией русской жизни. Дело в том, что в середине восьмидесятых годов на фасаде здания появились и стали постепенно увеличиваться трещины – очевидный результат проектных ошибок или строительного брака. Поскольку в таком состоянии собор представлял опасность (мог рухнуть в любой момент), правящий архиерей прислал губернатору распоряжение полностью разобрать аварийное здание и на его месте возвести новое.

Вполне понятно, что только на демонтаж огромного каменного сооружения требуются немалые средства, а уж на строительство нового – тем более. Однако в архиерейской грамоте было много добрых пожеланий, но о деньгах не говорилось ни слова. Жители города, при всём их благочестии, такую сумму собрать не могли.

Поэтому было решено, положившись на Волю Божью да на великий русский «авось», собор не закрывать, а продолжать в нём богослужения, тем более что за долгие годы все к нему привыкли. Так и молились саратовцы, опасливо косясь на потолки, вплоть до 1795 года, пока из Астраханской консистории не прибыл чиновник со строжайшим указанием немедленно опечатать храм.

Запертым собор простоял до 1800 года, пока горожане не решили: раз уж до сих пор не рухнул, то и дальше Господь пронесёт. Печати сняли, службы возобновили, но учредили при храме комитет, состоявший из почётных граждан города. В его обязанности входило регулярно осматривать стены и давать официальное заключение – расползаются или нет. Одиннадцать лет почтенные мужи составляли технические отчёты, в которых единственным обоснованием продолжения работы храма была Божья милость.

Наконец, в 1811 году местный соляной промышленник и богач М. А. Устинов на свои средства произвёл работы по укреплению здания. К его стенам были подведены мощные вертикальные рёбра – контрфорсы, скрытые от глаз возведённой над ними крытой галереей и двухэтажной папертью. Его же трудами деревянное покрытие кровли было заменено железным, а внутри устроены новые богатые иконостасы. На том и завершился период, длившийся ровно четверть века, в течение которого собор то закрывали – обвалится, то вновь открывали – Бог милостив. На этот раз пронесло – всегда бы так!

Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Саратове

Одной из важных достопримечательностей Саратова является и расположенный в центре города храм, построенный в честь иконы Богоматери, именуемой «Утоли моя печали».

Он был возведен в начале ХХ века при Архиерейском доме по проекту, являющемуся фактически копией собора Василия Блаженного, только несколько уменьшенной. А главная храмовая икона церкви, как гласит предание, являлась точной копией чудотворного первообраза Богоматери со Святой Горы Афон.

Богослужения проводились в церкви до января 1930 года, после чего её здание было отдано вначале под Дом матери и ребёнка, а затем под планетарий.

В 1965 году церковь была отреставрирована, а в 1990 возвращена церкви. В период с 2005 и по 2009 годы в здании церкви были проведены масштабные реставрационные работы. Ныне эта саратовская церковь имеет статус объекта культурного регионального наследия.

Период благоденствия собора

В 1826 году в городе был построен и освящён новый кафедральный собор в честь святого благоверного князя Александра Невского. С этих пор он являлся центром, вокруг которого строил свою духовную жизнь Саратов. Троицкий собор стал обычным приходским храмом, но, снискав за долгие годы своей истории любовь саратовцев, пользовался их привязанностью и, что немаловажно, пожертвованиями. Так, в 1836 году купцом первой гильдии Ф. Я. Пулькиным к обеим трапезным храма были пристроены приделы, разобранные в советский период и не сохранившиеся до наших дней.

Начало XX века ознаменовалось подготовкой к большим работам по перестройке и реконструкции храма. Для их осуществления был создан комитет во главе с вице-губернатором Саратова — действительным статским советником В. Н. Азанчеевым-Азанчевским и его заместителем — настоятелем храма протоиереем Геннадием (Махровским). Комитет выполнил разработку плана по строительным и реставрационным работам, осуществить который помешали события 1917 года, захлестнувшие Саратов.

Современное состояние

Восстановленный изнутри и снаружи Троицкий собор ныне является духовной святыней, в окормлении у которой находится весь город.

Социальная работа воцерковленных христиан во главе со священниками включает:

  • обучение в воскресной школе детей и взрослых;
  • возможность участвовать в любительском хоре;
  • оказание благотворительной помощи нуждающимся и больным;
  • занятия по обучению звонарей.

Все желающие христиане могут присоединиться к волонтерской , здесь открыт музей.

Годы тотального богоборчества

Троицкий собор находился на площади, ставшей в этот период центром политической жизни города. На ней постоянно проходили революционные и антирелигиозные митинги, сменявшиеся акциями всевозможных организаций и движений, включая такую скандально известную, как «Долой стыд!», провозглашавшую физическую наготу единственно возможной формой равенства.

Переживший в XVIII веке нашествие Пугачёва, Саратов вновь погрузился в кошмар произвола и беззакония. Начались повальные аресты представителей духовенства и наиболее активных прихожан. В сентябре 1919 года без суда и следствия были расстреляны настоятель Троицкого собора протоиерей Геннадий (Махровский) и целый ряд других клириков, а через месяц мученический венец приняли правящий архиерей Саратовской епархии и многие из его окружения.

Уже в начале тридцатых годов почти все храмы Саратова прекратили свою работу, многие из них были разрушены. Закрыли и Свято-Троицкий собор. Город Саратов стал ареной беспримерной по своим масштабам и дикости атеистической кампании. Памятник храмового зодчества, насчитывавший к тому времени более трёх веков своей истории, вначале использовали в качества склада, а затем определили под снос как не представляющий интереса для членов нового социалистического общества.

Московское барокко

Свято-Троицкий собор (Саратов) и его колокольня поначалу стояли отдельно друг от друга. Храм был полукруглый, корабельного типа, с алтарной частью в виде апсиды. По планировке здание представляло собой «восьмерик, установленный на четверике». Эта форма часто встречается в русском зодчестве церквей. Приземистый статичный и массивный «четверик» уравновешивается устремленным в небо «восьмериком». Богатый декор и пластичность форм относят саратовский Свято-Троицкий собор к стилю московского барокко. Колокольня была соединена с храмом лишь после перестройки 1837 года. Она также представляла собой в планировке восьмерик на четверике. Венчал колокольню восьмигранный шатер. Эта башня кажется легкой и изящной благодаря окнам в форме креста с равными закругленными концами. В двадцатых годах восемнадцатого столетия звонница, кроме колоколов, обзавелась еще и курантами.

Борьба за храм

И разделил бы он судьбу многих безвозвратно потерянных Россией Божьих храмов, но нашлись люди, не побоявшиеся подать голоса в его защиту. Это были не только прихожане, но лучшая часть городской интеллигенции. Главную же инициативу проявили сотрудники Саратовского университета и работники городских музеев. С их стороны это было проявлением беспримерного гражданского мужества, так как в те годы любые действия, направленные против генеральной линии партии, включавшей в себя и борьбу с религией, рассматривались как антигосударственные и могли привести к самым трагическим последствиям.

Но их борьба увенчалась успехом – Троицкий собор Саратова уцелел, хотя и оставался недействующим. Так продолжалось до тех пор, пока тяжелейшее положение на фронтах Великой Отечественной войны не заставило правительство пересмотреть своё отношение к религии, видя в ней мощную силу, способную сплотить народ и придать ему сил, необходимых для победы над врагом. Известно, что в эти годы вновь стали действующими многие храмы, прежде закрытые и использовавшиеся для хозяйственных нужд.

В октябре 1942 года возобновил работу и Троицкий собор (Саратов). Описание его тех лет способно наполнить болью сердце каждого человека – не только верующего, но и просто относящегося с трепетом к собственной истории. Вандалы-безбожники, в руках которых он находился многие годы, разломали иконостасы, разграбили ризницу, уничтожили богослужебные книги и иконы.

Однако горячая молитва прихожан согревала опустошённый и холодный Троицкий собор (Саратов). Расписание богослужений – небольшой листок бумаги, появившейся на его дверях – стал первой ласточкой духовной весны, время которой должно было обязательно наступить. И она приближалась. Её посланцами были тысячи людей, приходивших в храм в первые послевоенные годы, большинство которых составляли вчерашние фронтовики.

Восстановление внутреннего убранства собора растянулось на долгие годы. Причиной тому была крайняя бедность народа. Люди несли в храм лишь те малые средства, которые с трудом удавалось выкроить из скудного домашнего бюджета, но и эти деньги беззастенчиво изымались госчиновниками для пополнения ими «Советского фонда мира».

Значительные улучшения наступили лишь в начале пятидесятых годов, когда известный художник-палешанин П. Л. Парилов написал для собора сорок икон, вошедших в иконостасы верхнего и нижнего храмов. К этому времени удалось провести и многие фасадные работы. Вплоть до конца восьмидесятых годов Троицкий собор (Саратов), фото которого представлены в статье, оставался одним из двух действовавших городских храмов.

Хор

Главная причина, по которой многие люди издалека приезжают, чтобы посетить Свято-Троицкий собор (Саратов) — рождественские богослужения. Хор этого храма славится далеко за пределами области. Даже после Октябрьского переворота традиции церковного православного пения не были забыты, а бережно хранились и развивались. Несмотря на неприятности на работе, многие музыканты Саратова считали своим христианским долгом петь в хоре собора. Сейчас в храме насчитывается несколько певческих коллективов: любительский (мужской и женский) и два профессиональных. Один исполняет хоровую капеллу по будням, а второй – только по церковным праздникам. Послушать этот последний в собор приходят даже атеисты. Коллектив хора состоит из тридцати человек. Все певчие обладают высшим музыкальным образованием. Хор часто выступает с гастролями в других городах России и за рубежом. Но на праздники всегда возвращается в Свято-Троицкий собор (Саратов). Рождественские, пасхальные службы по случаю Успения Богоматери и Сошествия Святого Духа проходят под их сладкозвучное пение.

Благие перемены девяностых

Важным событием в жизни Троицкого собора стало его посещение святейшим Патриархом Алексием II в 1993 году и совершённая им Божественная литургия – первая за четырёхвековую историю Саратова, которую отслужил в нём Предстоятель Русской Православной Церкви.

Однако для достижения своего нынешнего великолепия, во всех деталях повторяющего прежний облик, ещё долгий и трудный путь должен был пройти Троицкий собор (Саратов). Часы работы его по-прежнему были ограничены. Но перестройка уже внесла в жизнь страны новое, а точнее, старое, ещё дореволюционное отношение к религии и вопросам веры. Благодаря этому каждый смог для себя решить, что для него значит дорога к храму и каким святыням он готов поклоняться.

Свобода совести перестала быть пустой декларацией. Но перестройка принесла с собой и много проблем, в том числе и материальных. По всей стране верующим были возвращены отнятые у них прежде храмы, и на их восстановление требовались значительные средства, которых не было в городских бюджетах. Не имел их и Саратов. Троицкий собор, история строительства и благоукрашения которого неразрывно связана с добровольными пожертвованиями прихожан, также пребывал в бедности.

Перемены наступили с назначением в Саратовскую епархию нового правящего архиерея – епископа Лонгина (Корчагина), сумевшего в сжатые сроки изыскать и материальные средства, и договориться с министерством культуры РФ о составлении проекта реставрационных работ, и найти нужных специалистов. Но главную роль, как всегда, сыграли прихожане, помогавшие в меру сил и возможностей – кто рублём, а кто и выполняя посильную работу.

Сегодня среди многочисленных российских храмов занял достойное место и Троицкий собор (Саратов). Расписание богослужений, вывешенное при входе, свидетельствует о том, что службы в нём ведутся в полном объёме, предусмотренном церковным уставом, как это было прежде, в дореволюционные годы. Вновь его двери широко открыты для всех, кто ищет свой путь к Богу, а таких с каждым днём становится всё больше.

Описание верхнего яруса

Реставрационные работы здесь продолжались значительно дольше. Надо было привести в порядок «восьмерик», а также крытую галерею над контрфорсами, купола и колокольню. Работы были завершены полностью лишь в 2014 году. Верхний храм был, как и раньше, освящен в честь Живоначальной Троицы. Здесь, как и в нижнем ярусе, был полностью заменен иконостас, велась роспись стен. Были заново выполнены все мелкие архитектурные детали интерьера. На освящение в Свято-Троицкий собор (Саратов) приехал патриарх Кирилл. Это было в ходе Первосвятительского визита. После службы Кирилл издал патриарший указ. В нем он возвращал храму статус кафедрального собора Саратова. Но теперь он официально называется «Сошествия Святого Духа». Внутри собора две церкви. Верхняя носит прежнее имя храма – Свято-Троицкая, в то время как нижняя называется Успенской.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]