Основоположники монастыря
Соловецкий архипелаг площадью 347 кв. км состоит из 6 крупных и 100 мелких островов. Сюда издавна приходили люди, но никто не решался поселиться на месте, с ноября по май полностью отрезанном от материка неспокойными водами Белого моря.
Первыми постоянными жителями на островах стали старец Савватий и молодой инок Герман. Здесь, на краю земли, в 165 километрах от Северного полярного круга, они выбрали безмолвное и уединенное место для служения богу.
В 1429 году на Большом Соловецком острове отшельники водрузили Поклонный крест и срубили скромные кельи, прожив 6 лет в трудах и молитвах. Так в суровом краю началась монашеская жизнь. Видя пришельцев, никто из мирских людей не дерзал поселиться на острове.
В 1435 году Герман отправился на материк, оставив Савватия. Через год, когда он вернулся с новым собратом, иноком Зосимой, узнал, что его единомышленник умер и погребен на побережье реки Выг.
Поселившись в кельях, Герман и Зосима встречали прибывающих на остров верующих, которые искали спасения от мира соблазнов. В 1478 году возникла монашеская обитель и две деревянные церкви – Преображения Господня и Николая Чудотворца.
Преподобный Зосима, раздавший имущество бедным и примкнувший к братству отшельников, стал игуменом Соловецкой обители и написал первый устав, определяющий жизнь братии.
Пять столетий истории Соловецкого монастыря
Подобно сказочному Китеж-городу восстает Соловецкий монастырь из холодных вод Белого моря. Внешний вал из дикого красного камня, белые стены церквей, часовен и монастырских зданий, а также бесчисленные золотые кресты, отражающиеся в солнечном свете, вызывают восхищение и преклонение.
Обзор комплекса
Главный архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря расположен на берегу бухты Благополучия Большого Соловецкого острова. Ансамбль включает храмы, жилые и хозяйственные строения. Парадный вход – Святые ворота, ведущие к соборному комплексу: Спасо-Преображенскому и Успенскому соборам с огромной Трапезной. Суровый внешний облик величественных строений скрашивают 3 церкви: Троицкая, церковь Благовещения и Николаевская.
Отдельно стоят каменные палаты, колокольня и водяная мельница, древнейшая каменная мельница России.
Пятиугольная территория монастыря окружена массивными стенами высотой 11 и толщиной 6 метров. На их фоне выступают расширяющиеся книзу 8 грозных башен и 7 массивных ворот. Стены протяженностью 1084 метра сооружены из огромных гладких камней-валунов размером до 5 метров и весом до 7 тонн.
Храмы и монастыри снаружи соединены крытыми переходами и окружены жилыми и хозяйственными постройками. В центральном дворе – корпуса с монашескими кельями. При входе в монастырь на стене – солнечные часы, на которых отображается время от 7 утра до 5 вечера.
Время расцвета монастыря
В XVI веке Соловецкий монастырь пользовался особым покровительством московских государей. В 1447 году на Церковном Соборе прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий, Соловецкие чудотворцы.
Обитель получила щедрые царские дары от Иоанна Васильевича Грозного: земельные угодья Сумской волости, колокола и драгоценную церковную утварь.
Игуменство святителя Филиппа
В годы игуменства святителя Филиппа (1548-1566) в монастыре началось каменное строительство. Новгородские зодчие возвели храм Успения Божьей Матери с Трапезной. Энергичный настоятель взялся за обустройство обители, которая пришла в упадок после разрушительного пожара 1485 года.
Игумен призвал иноков к упорному труду, и безмолвные до той поры леса ожили. Отшельники рубили деревья, осушали болота и рыли каналы, строили плотины и прокладывали дороги, копали пруды и удобряли для огородов каменистую почву. Многочисленные озера соединили каналами и поставили на них мельницы, в прудах монахи разводили рыбу, а на холмах закладывали березовые рощи. Развивалось монастырское хозяйство: на острове завели ферму, завезли лапландских оленей.
Стараниями игумена Филиппа убогие жилища братии сменили добротные просторные каменные помещения. Хозяйственные постройки также возводили из кирпича: для его производства недалеко построили кирпичный и железоделательный заводы. У гавани с пристанью установили необычные маяки – высокие кресты.
В 1566 году построили главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия, куда перенесли мощи первооснователей Соловецких.
Усердно заботясь о братии, игумен Филипп сам служил лучшим образцом руководства. Монастырь за время 18-летнего игуменства Филиппа превратился в твердыню.
Царская опричнина в жизни монастыря
Слава о праведной жизни игумена Филиппа достигла царя Иоанна Грозного, который предложил ему кафедру митрополита Московского. Повинуясь царской воле, игумен Филипп принял сан.
Митрополит всея Руси нес свое звание достойно: он заступался за невинных людей и смело обличал царя, за что неугодного святителя сослали в Тверской Опричь монастырь. В 1569 году он принял мученическую смерть от руки Малюты Скуратова.
В 1591 году по прошению игумена Иакова к царю Федору Иоанновичу от имени всей братии мощи святителя Филиппа перенесены в Соловецкий монастырь. В 1652 году по царскому указу в монастырь прибыло посольство во главе с митрополитом Никоном.
Он привез грамоту, где государь Алексей Михайлович просит у великого подвижника Филиппа прощения своему предку. Государь высказал пожелание перенести мощи святителя Филиппа в Успенский собор Московского Кремля, что и было сделано с большими почестями.
С этого времени настоятели Соловецкого монастыря возводились в сан архимандрита. Монастырь освободили от уплаты пошлин и пожаловали новыми угодьями.
Государева крепость
В конце XVI века монастырь получает статус «великой государевой крепости» – он защищает северо-западные границы Российской державы. В 1578 году Иоанн Грозный передает обители-крепости артиллерию, а через 6 лет возводят каменные стены, на строительство которых ушло 12 лет.
Монастырь окружила 11-метровая громада стен из 7-тонных гладких валунов. В верхней части стен – бойницы для обстрела врага, на верху башен – дозорные площадки. Сторожевую службу нес отряд стрельцов, состоящих на монастырском содержании. Царь Михаил Федорович, понимая роль обители в обороне Поморья, увеличил число «воинских людей» до тысячи человек.
Как крепость выглядел величественный Преображенский собор, соединенный подземным ходом с Успенским собором. Здания снабжались водой из Святого озера и хранили внушительные запасы продовольствия, оружия и пороха на случай осады. Стены и башни монастыря настолько крепкие, что никакая вражеская сила не смогла повредить их.
Воинская слава пришла к монастырю во время Крымской войны. Хорошо укрепленный монастырь стал важной приграничной крепостью. 1025 насельников, владеющие воинскими навыками, выдержали единственную, но очень мощную бомбардировку англичан.
Канонада, продолжавшаяся 9 часов, закончилась безрезультатно. Выпустив из пушек 2 тысячи бомб и ядер, фрегаты отправились обратно. Оборону возглавлял архимандрит Александр.
В 1858 году монастырь посетил император Александр II. Царя сопровождали великие князья и дипломаты, писатели и художники. Они с изумлением осматривали древние реликвии, богатую ризницу и искусную церковную утварь, величественные храмы и образцовое монастырское хозяйство.
Соловецкое восстание
В 1657 году патриарх Никон провел церковную реформу, и из Москвы в обитель прислали для богослужений новые книги. Соловецкий монастырь остался верен старообрядчеству: монашеская братия не поддержала изменения обрядов, назвав их ересью.
Монахи написали царю челобитную с просьбой оставить старые обычаи. Долгое время царь Алексей Михайлович медлил, не решаясь усмирить бунтовщиков силой. Только в 1674 году царь направил на Соловки вооруженный отряд с приказом приступить к осаде монастыря, которая продлилась 8 лет и вошла в историю борьбы с мятежными монахами как «соловецкое сидение». Монахи не сдавались, строили укрепления, часть посланных на усмирение стрельцов перешла на их сторону.
Крепость пала 22 января 1676 года: в монастыре нашелся предатель, молодой инок указал замурованный в стене лаз, по которому царские войска вошли в укрепление. Началась жестокая расправа: 30 монахов, в том числе архимандрита Никанора, казнили на месте, остальных убили позднее. Ценное имущество и вотчины монастыря правительство конфисковало.
В 1702 году опальный монастырь посетил Петр I, посещение императора стало свидетельством прощения мятежной крепости: монастырю вернули старые вотчины и приписали новые земли.
Описание и архитектурные особенности
Сооружения монастыря есть на всех четырёх островах архипелага. Комплекс обители раскинулся на самом большом острове на побережье бухты Благополучия. Если смотреть на монастырь сверху, то он имеет пятиугольную форму и со всех сторон окружён высокими стенами. Для входа во двор предусмотрено семь ворот. По периметру возвышается восемь башен. Толщина стен каждой у основания достигает 5 метров, сверху — 1,5 метра.
Некоторые храмы сообщены между собой крытыми коридорами и окружены постройками — жилыми и хозяйственными.
Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря
Во дворе Соловецкого монастыря расположены треглавый Успенский храм и пятиглавый Преображенский. Их архитектурному стилю свойственна особая суровость. Оба строения появились во времена настоятельства святителя Филиппа. Кроме того, здесь имеется три церкви: Троицкая, Николаевская и Благовещения.
Особенностью Преображенского собора является его необычный архитектурный замысел. Угловые пределы напоминают крепостные башни. Верхние приделы стоят на сводах и соединяются системой крытых переходов. Над ними возвышаются угловые главы.
Перед монастырским подворьем стоят две часовни, которые были возведены в честь царских визитов Александра II и Петра I. Они не изменились внешне. Их построение относится к середине XIX века. Есть ещё одна необычная деталь, которая не характерна для Православия — у входа в монастырь стоят солнечные часы.
Любопытная история связана с иконостасом Преображенского собора. Во времена «Соловецкого сидения» он был вывезен из храма старообрядцами. В начале XXI века некий литовец объявил, что у него есть семь досок от этого иконостаса и он продаст их за 1 миллион 700 тысяч евро.
Иконостас Спасо-Преображенского собора Соловецкого мужского монастыря
Правительство страны, проанализировав ситуацию и рассмотрев заключение экспертов, сочло такое приобретение нерациональным, якобы из-за сомнительной подлинности реликвии. Но в 2007 году появилась информация от неназванных экспертов об оригинальности легендарных досок.
Монастырские владения
Монастырь владеет многочисленными подворьями и скитами. Здесь сохранились старинные церкви и часовни, биологическая станция и смолокурня, гидросамолетный ангар и орудийные позиции. Неподалеку от Святого озера – гулаговские бараки и здание лагерной управы, старинные постройки.
В живописном холмистом уголке, в котловине, с трех сторон окруженной горами, на берегу озера Нижний Перт, простирается Макариевская пустынь – Ботанический сад Соловецкого монастыря, где адаптировались к жизни на севере 500 видов растений.
Здесь монахи высадили яблони, которые плодоносят уже 130 лет, ягодные кустарники и кедры, разбили цветники. В отапливаемых теплицах, созревают арбузы, дыни, персики и виноград. На аптекарском огороде выращивают лекарственные растения для монастырской больницы – все это пример того, чего можно добиться трудом, соединенным с молитвой.
На берегу Игуменского озера – Филиппова пустынь, любимое место уединения игумена Филиппа. Здесь, по преданию, пред ним предстал Иисус Христос, а на месте Божьего явления забил ключ чистой воды, который настоятель сам углубил и поставил над чудесным источником часовню.
Монастырь владел солеварнями, кузницами, монахи добывали зверя и выращивали овощи. В начале XX века монастырь владел 6 скитами, 3 пустыням, 19-ю церквями с 30-ю престолами и 30-ю часовнями. Кроме того, обитель имела:
- училище для детей поморов;
- братское богословское училище;
- метеостанцию;
- радиостанцию;
- гидроэлектростанцию;
- литографию.
Здесь работала биостанция – первое научное учреждение на Беломорье. Обитель принимала 15 тысяч паломников в год, которых по морю доставляли монастырские пароходы. Богомольцы обретали на соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Их приводило в умиление молитвенное усердие иноков и уклад повседневной жизни обители.
Соловецкий монастырь – место ссылки
Жесткие перемены святой обители принес XX век. По решению Советской власти монастырь закрыли. А в 1923 году превратили в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), переоборудовав в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). На Соловки ссылали иерархов и священников, «белых» солдат и офицеров. Новая власть отправляла сюда неугодную ей творческую интеллигенцию и раскулаченных крестьян из России, Белоруссии, Украины.
Тюрьма на острове
В стенах и башнях монастыря для заключенных устроили камеры в виде усеченного конуса длиной 3, высотой и шириной 2 метра. Маленькие окошки предназначались для передачи еды, а не для освещения.
Узники, находясь в заключение, не имели права лежать, а спать им приходилось в полусогнутом положении. Количество тюремных камер со временем быстро росло: они становились темнее и теснее, превращаясь в темные каморки без дверей, куда через небольшие отверстия с трудом пролезал заключенный.
Особо опасных преступников закрывали в полуподземелье, маленькие низкие чуланы, где не было ни лавок, ни окон. Там многие из них сходили с ума.
Добровольное заточение
После закрытия монастыря в лагере добровольно остались 60 монахов, работающих на монастырских промыслах. До 1932 года разрешались богослужения, которые проводили в церкви на монастырском кладбище. Когда последних соловецких монахов выслали с архипелага, монашеская жизнь угасла.
Место смиренных богомольцев заняли лагерники и свирепая охрана. Верующие люди считали великой честью находиться на месте преподобных Зосимы, Савватия и Германа, несмотря на унижения, невзгоды и даже смерть. В 1939 году Соловецкая тюрьма была расформирована.
Почитание Соловецких святых
Почитание святых Савватия, Зосимы и Германа началось ещё в 15 веке, преимущественно среди жителей Поморья. К преподобным обращались с молитвой во время шторма на море. К их мощам привозили одержимых нечистыми духами.
Из документальных свидетельств о чудесах в 16-17 веке известен случай, произошедший с купцом Митрофаном. Однажды, когда он плыл по морю, подлялся сильный шторм и была опасность потопления судна. На помощь призывали Господа и Божью Матерь, но ветер не утихал. Тогда Митрофан вспомнил о Зисиме Соловецком. Как только он обратился к нему за помощью, то увидел преподобного на корабле. Тот своей мантией бил по волнам. Буря утихла. Пораженный случившимся, купец принял монашество на Соловках.
Как-то монах Иосиф находился на острове Кузове, который лежит западнее Соловецких островов. Взойдя ночью на гору для молитвы, он посмотрел на Соловки. Там он увидел два огненных столпа, восходивших от земли до неба из середины монастыря. Когда Иосиф рассказал об увиденном другим монахам, они сказали ему:
«Это основатели и начальники монастыря Соловецкого, преподобные Зосима и Савватий сияют из гробов своих. Ибо они духовные столпы, просвещенные Божественной благодатью».
В 1602 году священнику Григорию из города Тотьба Пермской губернии было явление преподобного Германа Соловецкого. Святой дал поведение написать его икону вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Многие приходившие к этому образу верующие получали исцеления от различных болезней.
Восстановление Соловецкого монастыря
Реставрация строений Соловецкого монастыря началась в 1961 году. В 1967 году создан Соловецкий музей-заповедник, реорганизованный в 1974 году в Соловецкий Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий и в настоящее время.
14 апреля 1989 года на Соловках зарегистрирована православная община, которой передали церковь и часовню святителя Филиппа в аварийном состоянии. 25 октября 1990 года открылся Зосимо-Савватеевский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь.
Восстановлены братские кельи, трапезная, развивается монастырское хозяйство.
21 августа 1992 года в память погибших узников соловецкого лагеря у Секирной горы воздвигли Поклонный крест.3 июля 1994 года у подножия горы Голгофы на острове Анзер воздвигли Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов.
В 1992 году комплекс памятников Соловецкого музея-заповедника внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 1995 году – в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
7 апреля 1995 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь». Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 года установлен праздник Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10(23) августа.
Соловки
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь – одна из святынь Вселенского православия. Соловки издавна называли царством монахов: с XV в. по Божиему произволению земля эта освещается духовными подвигами иноков, а в XX в. обагрилась святой кровью мучеников и исповедников российских.
Трудно выразить словами то впечатление, которое производит на мореплавателей, подходящих к острову, Соловецкий монастырь. Подобно сказочному Китеж-граду восстает он из северных вод Белого моря. Вот как описывает Соловки англичанин Артур Брайс, статья которого «Жизнь в русском монастыре» была опубликована в ноябре 1899 г.: «Я, иностранный еретик, прибыл в этот отдаленный угол Московской империи… в самое сердце грозного Белого моря – моря льдов, чтобы посетить одно из святейших мест всей России – монастырь Соловецких островов. Рано утром мы приближаемся к Соловецкой пристани… По обеим сторонам залива лежат зеленые полуострова, как бы простирая к нам руки для приветствия, далее вдоль песчаной дороги, которая служит набережной, группы монахов, одетых в черное, то размыкаются, то смыкаются. А за ними и над ними поднимаются золотые кресты Соловков во всей их изумительной красе. Мы глядим на них, очарованные. Прежде всего, громадный внешний вал из дикого красного камня, затем белые стены множества церквей, часовен и монастырских зданий, далее ряд над рядами зеленых крыш и купола за куполами, а надо всем этим и выше всего остального – бесчисленные золотые кресты отражают пламя солнечного света. Тут же близко – небольшой холм, окруженный темно-зелеными березами, спускается к зеркалу тихого озера. Картина закончена. Она дышит покоем порядка, чистой радостью, той красотой, которую я пришел искать издалека и которой, теперь знаю, я никогда не видел раньше… Острова всецело принадлежат монахам, все работы по земледелию, рыбной ловле и лесоводству ведутся исключительно ими самими… В целом это монашеское царство: народ и правители – все исключительно монахи в разных монастырских степенях».
Вид на монастырь из бухты Благополучия Гравюра 1850
Духовная крепость
Начало монашеской жизни на Соловках положили в XV в. старец Савватий и молодой инок Герман, избравшие для служения Богу в безмолвии и уединении Соловецкие острова, расположенные на самом краю земли – в суровом Белом море, в 165 км от Северного полярного круга. В 1429 г. подвижники переправились на Большой Соловецкий остров и поселились возле горы, впоследствии получившей имя Секирной – в память происшествия, которым Бог явным образом указал на предназначение этих земель. Два Ангела высекли розгами жену рыбака, который со своим семейством осмелился обжиться на острове по примеру монахов, и повелели им немедленно удалиться отсюда, ибо «благоволи Бог на пребывание иноческого чина устроену быти месту сему». Преподобные Савватий и Герман прожили в северной пустыни шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему», затем остров ненадолго опустел: во время отъезда собрата, отплывшего на материк, преподобный Савватий почувствовал приближение смерти и, желая причаститься Святых Христовых Таин, в одиночку переправился в селение Сорока на реке Выг. Здесь, приобщившись у игумена Нафанаила, 27 сентября/10 октября 1435 г. отошел ко Господу.
Но уже в следующем году на Соловках вновь появились монахи – преподобный Герман вернулся с новым собратом – молодым иноком Зосимой. В 1436 г. они прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились в двух верстах от места, где теперь стоит монастырь. Господь показал преподобному Зосиме будущую обитель – ему явилась прекрасная церковь в небесном сиянии. На этом месте иноки построили первый на острове деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезной.
Так было положено основание монастырю, игуменом которого в 1452 г. братией избирается преподобный Зосима. По мере умножения братии неподалеку возводится церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда в 1465 г. были перенесены святые мощи начальника монашеского жития на Соловках преподобного Савватия.
17/30 апреля 1478 г. отошел ко Господу преподобный Зосима, а в следующем году – преподобный Герман.
Кончина основателей монастыря совпала по времени с падением Новгородского княжества – власть над его землями перешла к великому князю Московскому. Он подтвердил право обители на вечное владение Соловецкими островами, данное монастырю архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики. Московские государи заботились о процветании Соловецкого монастыря, видя в нем как оплот православия на Севере, так и опорный пункт против набегов шведов, датчан и финнов.
К середине XVI в. Соловецкая обитель достигла наивысшего духовного и материального процветания, хотя значительный ущерб монастырскому хозяйству наносили пожары (особенно разорительными были пожары 1485 и 1538 гг.). Наибольший расцвет обители приходится на годы игуменства святителя Филиппа (1548–1566), развернувшего грандиозное каменное строительство. В течение 1552–1566 гг. новгородские зодчие и братия возвели храм в честь Успения Божией Матери с Трапезной и Келарской палатами (1552–1557). В 1558–1566 гг. построен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия. Заботы святителя Филиппа распространялись на все монастырские земли: при нем на острове проложены дороги, озера соединены каналами, на острове Большая Муксалма устроена ферма.
Укрепление монастыря как «государевой крепости» продолжалось на протяжении последующих веков. При игумене Иакове в 1582–1594 гг. из природного камня возведены мощные стены и башни. Особенно усилилась оборонительная роль обители в игуменство преподобного Иринарха (1614–1626).
Надо отметить, что прибрежным жителям и монахам не было покоя от «свейских немцев» (шведов), так что отряд стрельцов, который нес сторожевую службу в обители, был увеличен до 1040 человек. Впрочем, усилия власти по превращению монастыря в оборонительную крепость отчасти обернулись против нее во время «Соловецкого сидения» 1668–1676 гг. Тогда соловецкие монахи отказались принимать церковную реформу Патриарха Никона, кстати, соловецкого постриженика. Восемь лет монастырь безуспешно осаждало царское войско, и, если бы не предательство одного из иноков, неизвестно, сколько бы еще могла сопротивляться укрепленная твердыня.
В 1694 г. во время морского вояжа Соловки посетил император Петр I, что стало свидетельством прощения опального монастыря. Во второй раз государь прибыл на острова в 1702 г. ввиду войны со Швецией, тогда же он встретился со своим бывшим духовником Иоанном (преподобным Иовом), впавшим в немилость и сосланным в северную обитель.
В XIX в., несмотря на нехватку рабочих рук, строительство и благоустройство на Соловках продолжалось. В 1824 г. при кладбище деревянная церковь во имя преподобного Онуфрия Великого заменена каменной, в то же время архимандритом Макарием основана пустынь, теперь называемая Макариевской, – уникальное сооружение для северного края. Здесь были построены отапливаемые теплицы (тепло подавали по трубам от воскобелильного завода), разбит ботанический сад, где вызревали арбузы, дыни, персики, виноград. На аптекарском огороде выращивали лекарственные растения для монастырской больницы. Коллекция сада насчитывала более 500 видов редких цветов, растений, деревьев, включая кедры, из разных географических зон, – наглядный пример, чего можно добиться трудом, соединенным с молитвой.
Во время Крымской войны монастырю вновь пришлось вспомнить о роли крепости. В 1854 г. ее древние стены достойно отразили нападение с моря англо-французской эскадры. Во время обстрела монастыря было выпущено 1800 ядер и бомб, как потом насчитали иноки. Но Соловецкие чудотворцы защитили свою обитель: от ожесточенной бомбардировки не пострадал ни один человек, даже многочисленные чайки остались целы.
В 1859 г. в связи с увеличением числа паломников сооружен Свято-Троицкий собор. Над святыми мощами преподобного Германа вместо часовни построена в 1860 г. освященная в его честь церковь. В этом же году освящен храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в Савватиевской пустыни – на месте первых трудов преподобных Савватия и Германа, а в двух верстах от пустыни, на Секирной горе, где два Ангела явились жене рыбака, появился новый Спасо-Вознесенский скит. Одним из самых грандиозных гидротехнических сооружений того времени является Муксалмская дамба (1859–1866).
Устав Соловецкого монастыря запрещал держать поблизости скот, поэтому монастырский скотный двор был основан на острове Большая Муксалма, сообщение которого с Большим Соловецким затруднял пролив Железные Ворота. Это препятствие устранила дамба-мост (длина 1200 м, высота 4 м, ширина 6–15 м), при строительстве которой использовалась технология, впервые примененная в XVI в. для устройства Филипповских садков, – дамба сложена из местных валунов, уложенных без раствора.
Игумену Филиппу монастырь обязан и своей иконописной школой: при увеличении числа храмов святитель пригласил на Соловки иконописцев из Великого Новгорода и, возможно, из Москвы. Постепенно у них появились ученики, и в 1615 г. здесь была организована своя Иконописная палата, на базе которой в 1887 г. открыта живописная школа. Причем на протяжении двух веков иконописцы Соловецкого монастыря сохраняли традиционные черты русской темперной живописи, в то время как в других областях Руси иконописание пришло в упадок.
Фотография начала 20 века
К началу XX в. в монастыре насчитывалось 19 церквей с 30 престолами, 30 часовен, шесть скитов и три пустыни. При обители действовали училище для детей поморов, братское богословское училище, метеостанция, радиостанция, гидроэлектростанция, литографическая мастерская, биостанция – первое научное учреждение в Беломорье. В 1879 г. на Анзере силами монастыря была открыта спасательная станция. Монастырь содержал на архипелаге около тысячи трудников, работавших ради молитв преподобных, и несколько сот наемных рабочих. Число паломников достигало 23 тыс. в год. Богомольцы стремились к древним святыням, обретая на Соловецкой земле душевное умиротворение и покой. Но это было затишье перед бурей.
70 лет вавилонского плена
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845–1913) предсказывал: «Монастыри будут в великом гонении и притеснении… Истинные христиане будут ютиться в маленьких церквочках. И вы доживете до тех времен, когда опять будут мучить христиан, и мучения их будут подобны древним». Это пророчество исполнилось в XX в.
После октябрьского переворота 1917 г. богоборческая власть объявила войну народу и Церкви. В 1920 г. Соловецкий монастырь был закрыт, а в 1923 г. здесь размещен концлагерь – Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1937 г. в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).
Прибытие нового этапа Кадр из кф Соловки 1928
На Соловки ссылали иерархов Русской Православной Церкви, монахов, священников, участников Белого движения, представителей творческой интеллигенции, а с начала 1930-х годов – раскулаченных крестьян. В концлагере применяли изощренные издевательства, пытки, физическое уничтожение тысяч людей, так что само слово «Соловки» приобрело зловещее звучание.
В помещениях Спасо-Вознесенского скита на Секирной горе размещался штрафной изолятор, в котором с особой жестокостью пытали и калечили людей. Под горой приводили в исполнение смертные приговоры. На Анзерской Голгофе был устроен стационар медчасти, сюда свозили заключенных, заболевших тифом, как вспоминают очевидцы, – не лечить, а умирать. Многие не выдерживали мук, ломались духовно и физически, но немало было и тех, кто показывал чудеса мужества, заставляющие вспомнить о временах первых мучеников за христианскую веру. Среди верующих многие даже воспринимали заключение на Соловках как знак особой милости Божией. Ю.И. Чирков, попавший в лагерь 15-летним подростком, рассказывает: «Сквозь дрему я услышал тонкий жалобный плач, отец Василий, священник из Рязани, с зеленоватой от старости бородой, стоял в углу на коленях, молился и плакал. Я не мог вынести и спустился, чтобы утешить старика. Оказалось, он плакал от радости, что умрет не где-нибудь в тайге, а на земле, Зосимой и Савватием освященной».
Более 30 новомучеников и исповедников Соловецких были прославлены Церковью и канонизированы юбилейным Архиерейским Собором 2000 г., в том числе священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский (1937); Александр (Щукин), архиепископ Семипалатинский (1937); Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский (1929); Петр (Зверев), архиепископ Воронежский (1929); Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский (1932); протоиерей Владимир (Лозина-Лозинский, 1937), протоиерей Александр Сахаров (1927); священник Иоанн Скадовский (1937); иерей Иоанн (Стеблин-Каменский, 1930); преподобномученики архимандрит Вениамин (Кононов, 1928), иеромонах Никифор (Кучин, 1928) и многие другие.
Cсыльный епископат стал авторитетным органом Церкви, голос которого из тюремного застенка был слышен всей России. В мае 1926 г. духовенством СЛОН было составлено знаменитое «Обращение православных епископов из Соловецких островов к правительству СССР», в котором были изложены принципы, определяющие отношение Церкви к государству. До 1929 г. на Соловках еще проводили богослужения. После закрытия монастыря около 60 человек братии добровольно остались в лагере в качестве вольнонаемных. Они совершали богослужения в церкви преподобного Онуфрия Великого на монастырском кладбище. С 1925 г. в богослужениях было разрешено принимать участие и заключенным. «Службы в Онуфриевской церкви нередко совершало по несколько епископов, – пишет Олег Волков. – Священники и диаконы выстраивались шпалерами вдоль прохода к алтарю… Богослужения были приподнято-торжественными… ибо все мы в церкви воспринимали ее как прибежище, укрывающее от врагов. Они вот-вот ворвутся». В 1932 г. последних соловецких монахов выслали с архипелага, богослужения запретили.
В 1939 г., когда обострились советско-финляндские отношения, Соловецкая тюрьма была расформирована. Бывший узник СТОНа академик Александр Баев вспоминает: «В один из июльских дней 1939 г. вдруг загремели открываемые засовы камер. Все насторожились: что это значит? Поголовное уничтожение? Но происходило совершенно иное: обитателей камер выпустили на обширный монастырский двор и все увидели то, что так тщательно скрывала тюремная администрация до той поры, – обитателей Соловецкой тюрьмы. Соловецкие острова передавались в ведение учебного отряда Северного флота. Ценные предметы Соловецкого монастыря, хранившиеся в музее концлагеря, вывозились в музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Заключенные распределялись по северным лагерям – в рудники Норильска, шахты Воркуты, на Кольский полуостров. Остатки Соловецкого концлагеря подлежали уничтожению».
Во время нахождения в монастыре учебного отряда были уничтожены чудесные росписи Спасо-Преображенского собора 1863 г. Сохранилось лишь изображение лика Господа Вседержителя в куполе. После Второй мировой войны на острове располагались различные подразделения вооруженных сил. С 1967 г. все здания и сооружения перешли в ведение Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника, реорганизованного в 1974 г. в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, существующий и сейчас.
«Бог поругаем не бывает»
В конце прошлого века началось возрождение православной жизни в России. На Соловках 14 апреля 1989 г. была зарегистрирована православная община, которой переданы находившаяся в аварийном состоянии церковь и часовня во имя святителя Филиппа и келейный корпус Филипповой пустыни. Первые богослужения совершали в часовне, освященной 2 июля 1989 г. игуменом Германом (Чеботарем), бывшим настоятелем храма во имя Преподобного Сергия села Ширша Архангельской области, ныне – духовником Соловецкого монастыря.
25 октября 1990 г. определением Святейшего Синода благословлено открытие Соловецкого монастыря, и уже 28 октября в домовой церкви, устроенной братией в одном из корпусов, была отслужена первая литургия. Исполняющим обязанности наместника был назначен игумен Герман (Чеботарь).
С 1992 по 2009 г. наместником Соловецкого монастыря являлся архимандрит Иосиф (Братищев).
Перед праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, 4 апреля 1992 г., наместник совершил малое освящение Благовещенской церкви. Вечером, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, состоялся первый постриг в монашество двух насельников возобновленной обители. Имена давали по жребию: одному досталось имя Савватий, в честь преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца, другому – Елеазар, в честь преподобного Елеазара Анзерского. С тех пор наречение имен по жребию из числа Соловецких святых при монашеских и иноческих постригах стало традицией в монастыре.
Накануне престольного праздника обители, 17 августа 1992 г., наместник монастыря совершил малое освящение Спасо-Преображенского собора.
19–21 августа 1992 г. произошло долгожданное событие: честные мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев, были перенесены из Петербурга в Соловецкую обитель. Торжества возглавлял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, где были поставлены мощи Соловецких чудотворцев. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II с 1993 г. установлено празднование Второго перенесения святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа 8/21 августа, а на следующий день, 9/22 августа, совершается память Собора Соловецких святых.
Продолжая древнюю соловецкую традицию, братия монастыря воздвигла Поклонный крест у Секирной горы 21 августа 1992 г. в память всех погибших узников Соловецкого лагеря. 3 июля 1994 г. Поклонный крест в память пострадавших православных иерархов воздвигнут у подножия горы Голгофы на острове Анзер. Благословением Святейшего Патриарха от 7 апреля 1995 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, восстановлен исторический титул обители: Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 25 марта 2000 г. установлено празднование Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа. С июня 2003 г. возобновлена монашеская жизнь в Свято-Вознесенском скиту на Секирной горе.
В октябре 2009 г. наместником Соловецкого монастыря назначен архимандрит Порфирий (Шутов), ранее исполнявший послушание казначея Свято-Троицкой Лавры.
В настоящее время богослужение в обители совершают постоянно во всех восстановленных храмах: в церкви святителя Филиппа, надвратном храме Благовещения Пресвятой Богородицы; в летнее время – в Спасо-Преображенском соборе и в храме Успения Пресвятой Богородицы. На острове Анзер постоянное богослужение проводят в церкви Воскресения Христова. В храмах скитов, большинство из которых еще не восстановлено, богослужение проводят периодически, как правило, в летнее время.
В обитель с каждым годом приезжает все больше паломников. Вновь зазвучали молитвы Соловецким чудотворцам. Соловки постепенно становятся тем, чем они были на протяжении шести веков, – островами молитвы среди житейского моря.
Среди святых, подвизавшихся в разные годы в Соловецком монастыре, особо почитаются в России преподобные Зосима, Савватий и Герман (XV в.), преподобный Елисей Сумский (XVI в.), преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские (XVI в.), преподобные Вассиан и Иона Пертоминские (XVI в.), святитель Филипп, митрополит Московский (XVI в.), преподобный Иринарх, игумен Соловецкий (XVII в.), преподобный Диодор (в схиме Дамиан) Юрьегорский (XVII в.), преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого скита на острове Анзер (XVII в.), преподобный Иов (в схиме Иисус), основатель Голгофо-Распятского скита на острове Анзер (XVIII в.) и многие другие.
Имя Божие не бывает поругаемо
Соловецкий остров – особое место в нашем Отечестве. Здесь творилось человеческое безумие, несшее смерть. Соловецкие монахи уверены: «Как бы человек, следующий гордыне диавольской в своей земной жизни, ни пытался восстать против Бога, он будет посрамлен».
Ныне мы видим, в какой славе пребывают святые новомученики и исповедники российские. Если в 20-е годы XX века слово «Соловки» звучало зловеще, то сейчас сюда прибывают паломники и туристы, когда сходит сковывающий Соловецкие острова лед.
Соловки постепенно возвращаются к прежней жизни, становятся островами молитвы среди житейского моря. Имя Божие не бывает поругаемо!
Русская Голгофа
Соловецкий монастырь занимает особое место в истории России. Расположенный «на краю света», он тесно связан с судьбой Русского Севера. Его неоднократно осаждали иноземцы. Затем эти места оказались оплотом старообрядчества и подверглись разорению самими же русскими. В 1930-е годы само название Соловки внушало ужас у всякого человека. Тогда же была популярна поговорка: «Сегодня на Соловках — завтра по стране». Что же это за место? Почему на протяжении многих столетий туда тянулись и продолжают тянуться верующие?
Стены Соловецкого монастыря