Петропавловский собор в Симферополе – одна из старейших православных церквей в столице Крыма – хорошо известен многим и на полуострове, и далеко за его пределами. Он относительно невелик, в особенности как для кафедрального прихода, но достаточно красив и гармонично вписывается в окружающий пейзаж, буквально приковывая восхищенные взгляды. Хотя его трудно назвать символом города, самой яркой его достопримечательностью, но редко кто из туристов пройдет мимо, не посетив это прекрасное строение.
- Где находится храм в Крыму?
- История: предпосылки к постройке
- Дальнейшая судьба Петропавловского храма
- Чем интересен собор Петра и Павла?
- Как добраться до собора?
Петропавловский собор
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Симферополе является ценнейшим наследием полуострова, уходящим корнями в конец XVII века, когда правление было в руках Екатерины «Великой».
В период своего существования он трижды возводился: то часы наложили свой отпечаток, то власти принялись уничтожать все, что связано с религией. Но с помощью неравнодушных жителей, которым действительно нужна Обитель Отца Небесного, строение сохранилось до наших дней. Это дает шанс прийти сюда и прочувствовать все величие, которое исходит от этой скромной постройки.
Это интересно: Песочная бухта в Севастополе, Крым: на карте, фото, пляжи, отзывы
Как добраться до собора?
Доехать до Петропавловского кафедрального собора на общественном транспорте несложно. От автовокзала Симферополя в его сторону идет несколько маршрутов. Сев на маршрутку №114, нужно выходить на остановке «пл. Ленина», на автобус №64 — «ул. Мокроусова». Идут сюда и другие виды транспорта.
На машине добраться до достопримечательности Симферополя можно так:
Туристу на заметку
- Адрес: улица Пролетарская, 5, Симферополь, Крым, Россия.
- Координаты: 44.949818, 34.10536.
- Телефон: +7-365-229-79-71.
- Официальный сайт: https://cspp.prihod.ru/
Петропавловский собор в Симферополе нередко называют самым интересным православным храмом Крыма, а многие утверждают, что после возрождения он стал еще прекраснее. Так это или нет – может узнать любой желающий, если посетит его или хотя бы официальный сайт церкви.
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Возрождение церковной постройки
Жители Симферополя решили дать новую жизнь Петропавловскому собору в 1866 г. Для этой цели создали особый строительный комитет, проектом нового здания занимался архитектор К. Лазарев, прибывший из Санкт-Петербурга. Для возрождения потребовалось собрать необходимое количество денег, бо́льшую часть внесли прихожане, остальную — Священный Синод. В сборе средств также принимали участие богатые купцы, приобщенные к церковным делам города.
- Летом 1866 г. разобрали деревянную постройку и заложили первый камень. Активное участие в этом благочестивом деянии принимали прихожане, профессиональные инженеры контролировали строительные работы, а за установку иконостаса отвечали видные мастера.
- Возведение каркаса собора завершилось спустя два месяца, но отделка продолжалась в течение четырех лет. Новый храм имел другую форму, — крестообразную, вытянутую с западной стороны на восточную.
- Церковь значительно приобрела в пространстве за счет большего числа окон, размещенных в барабане купола. Внутри помещение выигрывало за счет неподражаемого иконостаса, выполненного в византийском стиле.
- Отделочные работы завершились в конце лета 1870 г., и храм распахнул свои врата для православных прихожан Симферополя. При церкви существовало специальное попечительство, а также мужское и женское училища.
- В конце XIX столетия Петропавловский храм окружили ажурной оградой из металла, а внутри двора посадили крепкие деревья и изящные кустарники. Перед постройкой размещалось небольшое пространство, вымощенное камнем. С течение времени рядом стали появляться невысокие дома.
Что важно знать о православной вере:
- О десяти заповедях
- Пост в православии
- О православной символике
На заметку! В 2008 г. в Петропавловском храме Симферополя состоялось обретение и перенесение останков святителя Гурия. Вскоре совершились торжества и установление даты памяти преподобного — 17 марта. После Божественной литургии перед останками Гурия отслужили молебен, и прихожане стали поклоняться этой реликвии. Мощи перенесли в собор А. Невского после, того как его восстановили.
Святые мощи святителя Гурия в Петропавловском соборе
Практическая информация
Адрес: Симферополь, ул. Пролетарская, 5. Веб-сайт.
Добраться можно на автобусе или троллейбусе, идущем до остановки «Площадь Ленина».
Службы совершаются с понедельника по субботу — в 7:30 и 16:00. В воскресенье — в 6:30, 9:00 и 16:00 часов.
Скоро на «Тонкостях»: С этим не спорят: 5 правил, которые турист не должен нарушать
Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент
Спасибо! Теперь вы будете получать (не чаще, чем раз в неделю) наш фирменный дайджест. Осталось только подтвердить подписку по ссылке в письме, которое мы вам отправили.
Другие достопримечательности рядом
- Краеведческий музей Симферополя
- Екатерининский сад
- Смотровые площадки Симферополя
А вот это лишнее
Симферополь и окрестности
- Где остановиться:
ворота Крыма и столица полуострова, Симферополь — идеальный вариант размещения для тех, кто не жаждет морских развлечений, а готов посвятить досуг знакомству с огромным количеством исторических достопримечательностей. При желании быть ближе к морю, можно обратить внимание на Ялту, Судак или Гурзуф. В конце концов, своих гостей ждет и расположенный через мост олимпийский красавец Сочи. - Что посмотреть:
в Симферополе первым делом стоит отправиться в исторический центр, чтобы увидеть собор, мечеть и кенассу, особняки 18-19 веков и деревья-долгожители: 750-летний дуб, платаны и каштан. Чуть дальше к окраинам — старинные дворянские имения, памятники палеолита и городища. Ну, а выбравшись из города, стоит съездить к Марсианскому озеру и водопадам Джур-Джур, увидеть пещерный город Бакла и спуститься в пещеры — Мраморную и Эмине-Баир-Хосар. - Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия.
- Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.
- 5 музеев-заповедников России, рассказывающих о давно минувших днях
- 5 малых городов России, в которых вам захочется остаться
- 7 лучших мест в России для отдыха на осенних каникулах
- Бесплатный отпуск для россиян: правила, цифры, подводные камни
- Москвичи и немосквичи: в чем разница и как с этим жить. 7 наблюдений
- Новые российские города, вызывающие удивление и восторг
- Эксперты назвали 5 самых красивых водопадов России
- Россия для иностранцев
Еще больше интересного в России
Реликвии
Утерянная реликвия
По свидетельствам епископа Гермогена (Добронравина) в соборе Петра и Павла сохранялась «замечательная древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей святых угодников, изображенных на иконе, в сребро-позлащенном кресте, с надписью 1693 год». Согласно легенде, во время Крымской войны неизвестный офицер оставил икону в церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, если же нет — она остается в храме. Война окончилась, но за иконой никто не пришел.
Реликвии в храме
- Икона с мощами Святителя Николая
- Икона Божией Матери «Иверская»
- Икона Пресвятой Богородицы Троеручица
- Мощи Святителя Гурия (Карпова), архиепископа Таврического
- Чтимая икона Святителя Николая Чудотворца и отпечаток на стекле ее киота
- Крест с частицей Честного Животворящего Креста Господня
Кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла в г.Симферополь
Описание
Ссылка на источник текста.
Построен он был в начале ХIХ века по просьбе и на средства жителей Симферополя (официальной датой основания города считается 1784 г.), тогда как татары называли это место Ак-Мечеть (белая мечеть).
Писатель, сенатор и член Российской академии Павел Иванович Сумароков (не путать с поэтом Александром Петровичем Сумароковым), посетив Симферополь в 1803 г., писал в «Досугах Крымского судьи», что нашел «одну русскую церковь (Константино-Еленинскую — прим. авт.) в беднейшем татарском домике, устроенную для квартировавшего здесь Владимирского бомбардирского полка, и одну греческую. А народонаселение города состояло из 66 дворян, других русских разного звания жителей, как то: купцов, ремесленников, рабочих и других, всего 360 душ; греков 42, армян 31, немцев 10, молдаван 19, евреев 32, цесарскоподданных 25 и турецкоподданных 50; всего до 1 тысячи душ, не считая квартирующих войск».
Строительство же нового храма, для чего православные прихожане собирали средства, началось в 1805 г., и 8 ноября 1806 г. новая церковь была освящена. Она была деревянной — так сказать, по средствам, без росписей, главным украшением являлся иконостас. Колокола для Петропавловской церкви были отлиты из меди, оставшейся после закрытия монетного двора Ак-Мечети.
Лет через двадцать с лишним обветшавший храм закрыли. В городе был возведен новый кафедральный собор, Александро-Невский, куда передали из Петропавловской церкви колокола, церковную утварь, ризницу.
Во второй половине XIX века в Крыму стараниями святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического (в миру Иван Алексеевич Борисов), была открыта новая епархия Православной Церкви. Деятельность свт. Иннокентия широко известна в православном мире не только значительной патриотической и духовной деятельностью в годы Крымской войны. Благодаря Святителю расширились границы епархии, возрождались монастыри, крепли позиции христианства на полуострове, началось активное строительство новых и реконструкция старых церквей.
В 1865 г. симферопольцы решили возродить Петропавловский храм, для чего создали строительный комитет, в который вошли бывший церковный староста Афанасий Иванович Тисов, священники Руднев и Лисневский, дьякон Антип Штенко, почетные граждане Кузьмин и Старцов.
Символично: проект нового храма был разработан архитектором из Санкт-Петербурга К. Лазаревым. Из требуемых для претворения проекта в жизнь 55-ти тысяч рублей 32 тысячи собрали прихожане, а 23 тысячи выделил Священный Синод. Для завершения работ пожертвовал 15 тысяч рублей купец Тисов, пробывший церковным старостой Петропавловского собора более 20 лет, а после кончины похороненный в левом приделе храма.
Старую деревянную церковь разобрали, и на ее месте 29 июня 1866 г. было заложено новое здание. Подрядными работами руководил К. К. Воронцов, контролировал выполнение работ губернский инженер Грачев. В августе 1866 г. строительство церкви было завершено, но еще 4 года продолжались отделочные работы. Храм, построенный в виде креста, имел 12 окон, устроенных в барабане. Особым изяществом отличалась внутренняя отделка храма. Восхищал своей красотой иконостас, выполненный мастером Зайцевым, с иконами византийского стиля.
Службы в Петропавловском храме возобновились 16 августа 1870 г., но уже с 1868 г. при храме работали церковно-приходское попечительство, а также мужское и женское училища.
Благодаря свидетельству епископа Гермогена мы знаем, что в соборе Петра и Павла сохранялась «замечательна древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей св. угодников, изображенных на иконе, в сребро-позлащенном кресте, с надписью 1693 год». Об этой святыне передают трогательную историю. Во время Крымской войны 1853—1856 гг. неизвестный офицер оставил икону в Петропавловской церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, а если же нет — завещал оставить в храме. Скорее всего, икона была семейной святыней. Благочестивый офицер с войны не вернулся. А икону в храме бережно сохраняли, по четвергам перед ней читался акафист.
В 1890 г. церковный двор прихожане обнесли ажурной металлической оградой, в самом дворе посадив деревья и декоративные кустарники. На небольшой площади, вымощенной булыжниками, проходили военные парады, народные гулянья. Территория вокруг Петропавловского храма и площади постепенно застраивалась одно- и двухэтажными домами — поскольку здания вокруг церкви не должны быть высокими, чтобы собор был хорошо виден со всех сторон.
В 1902—1903 гг. молодые художники из Академии художеств на средства церковного старосты С. И. Абрикосова расписали купол собора. В самом центре был изображен Господь Саваоф в окружении Небесных Сил, стены между окнами украсил орнамент, а по поясу барабана были написаны 12 медальонов с изображениями святых апостолов. В последующие два года была закончена и роспись стен.
Богослужения в Петропавловском соборе прекратились в безбожном 1937 г., страшном для нашего Отечества. Купол и колокольню большевики разобрали, в храме устроили склад, а по соседству — пункт приема стеклотары и пивную, для которых лучшего места, видимо, не нашлось.
Восстановлением Петропавловского собора, отходя от беспамятства, озлобления и забвения веры, власть занялась в конце 1980-х. Благодаря большой исследовательской работе, проведенной С. Л. Беловой в архивах Синода, удалось отыскать проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма. Автором восстановительного проекта стала архитектор О. И. Сергеева, а работы выполнялись ЗАО «Крымреставрация».
Современный архитектурный облик церкви соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с формами древнерусского зодчества. Высокие окна украшены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары, в которых устроены круглые ниши. Венчает здание световой барабан с куполом «луковичной» формы, при входе в храм устроена паперть, есть каменная лестница, над которой возвышается колокольня. Главный вход обрамлен тонкими полуколоннами, с фасада смотрят на прихожан яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, а также святых апостолов Петра и Павла.
В храме имеется два придела — в честь святого Иоанна Кронштадтского и святого Серафима Саровского.
С 2003 г. Петропавловскому собору был придан статус кафедрального.
Епархиальные источники сообщают, что в 2004 г. в храме произошло чудо — на стекле, за которым стояла икона святителя Николая Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Это стекло тоже теперь выставлено рядом с иконой для поклонения верующих.
Напомним, что аналогичное чудо с отпечатком Образа на стекле киота произошло в 1993 г. Киеве, в Свято-Введенском монастыре с Богородичной иконой «Призри на смирение».
Говоря о Свято-Петропавловском кафедральном соборе Симферополя, нельзя не вспомнить о том, что тут покоятся святые мощи крымского святителя Гурия Карпова, архиепископа Таврического, прославленного не только как местночтимый святой в землях Таврии, но и в Китае, где, будучи 18 лет епископом, он нес свет Православной веры. Прославление святителя Гурия в лике святых состоялось в этом же храме в августе 2008 г., торжественное прославление в лике святых архиепископа Гурия возглавил сам Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
Сейчас рядом с тем местом у алтаря, где постоянно пребывают святые мощи архиепископа Гурия, находится празднично украшенная икона «Собор святых мучеников китайских». Предполагается, что когда в крымской столице будет воссоздан взорванный в 1930 г. кафедральный Александро-Невский собор, в котором находилась архиерейская кафедра архиепископа Таврического Гурия (Карпова), его святые мощи будут перенесены в этот возрожденный соборный храм.
А сейчас именно в кафедральный Свято-Петропавловский собор постоянно поступают свидетельства об исцелениях и чудотворениях, происходящих уже в наши дни по молитвам святителя Гурия.
Священные реликвии
Пройдя несколько этапов разорений, запустений и восстановлений, собор явился подтверждением несгибаемого духа православного народа. Посетить это божественное место может каждый желающий, необходимо только соблюдать правила поведения и одеваться соответствующе. Пребывание в соборе придаст ощущения облегчения от повседневной суеты.
В Петропавловском храме хранятся несколько священных реликвий, перед которыми стоит произносить искренние молитвы, чтобы обрести правильное видение вещей.
- Прихожане могут прикоснуться к мощам Николая Чудотворца, необычайно почитаемого во всем христианском мире.
- В церкви хранится «Иверская» икона Богоматери, утешающая в печалях и дающая плодородие.
- В этом же месте можно увидеть и воспеть молитвы священному образу «Троеручица», дарующему здоровье и семейное благополучие.
- В иконостасе располагается икона «Преображение Христа», изображающая служение Спасителя на Фаворской горе.
Эти реликвии освящены церковью и являются объектом глубокого поклонения, потому что приобщают к истинной религии и учат людей быть праведнее.
Важно! Священнослужители уверяют: частицы мощей и иконы являются прямыми носителями благодатной энергии, посылаемой Богом на землю.
Это интересно: Петропавловский собор в Севастополе: адрес, фото храма, отзывы, описание
Описание
Внутреннее убранство храма
Архитектурный стиль храма соединяет элементы разных стилей: классика сочетается с формами древнерусской архитектуры. Белокаменные наличники обрамляют высокие окна. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз. Венчает здание барабан с 12 окнами. Купол имеет форму «луковицы» чёрного цвета. При входе в храм устроена паперть, каменная лестница, над которой возвышается колокольня. Главный вход обрамлён тонкими полуколоннами, а на фасаде видны яркие мозаики с изображением Иисуса Христа и святых апостолов Петра и Павла.
Храм имеет два боковых придела: во имя Иоанна Кронштадтского и Серафима Саровского.
Петропавловский кафедральный собор
Собор во имя Святых Петра и Павла был построен в 1805 году по просьбе и на средства жителей Симферополя и действовал вплоть до возведения Александро-Невского собора.
8 ноября 1806 года Петропавловский собор был освящен. Он был деревянным, с большой колокольней и пятигранной апсидой. Главным украшением храма был иконостас. В течение двадцати лет медные колокола созывали прихожан на молебен. Со временем церковь обветшала, и в 1865 году был создан комитет по её возрождению. Проект нового храма разработал архитектор К. Лазарев. На собранные прихожанами средства в июне 1866 года на месте обветшавшего деревянного храма заложили новый каменный.
16 августа 1870 года строительство собора Петра и Павла с высокой шатровой колокольней было закончено. Современники отмечали особое изящество отделки храма. При нем открыли церковно-приходское попечительство, мужское и женское училища. Перед храмом была небольшая вымощенная из булыжников площадь. Там проходили все военные парады и народные гулянья.
Петропавловский собор постоянно обновлялся. В 1902-1903 годах живописцами из Академии художеств был расписан купол, а в последующие два года и стены.
Интерьер храма. Фото с сайта https://www.krim-palomnik.ru
Вновь освященный в 1870 году, он действовал до 1937 года, а затем был закрыт и превращен в склад. Более 40 лет храм находился в запустении: кресты не украшали его купол, не было колокольни и ограды. Для въезда грузовиков внутрь здания был сделан бетонный пандус. Здесь был пункт приема стеклотары и пивная.
В 1980-е годы началось восстановление Петропавловского собора. Реставрацией храма по проекту архитектора О.И. Сергеевой занималась ЗАО «Крымреставрация».
В 1990-е гг. храм был восстановлен. Собору возвращен прежний внешний облик. Сейчас в храме два придела: в честь святых Иоанна Кронштадтского и Серафима Саровского. Усилиями реставраторов собор стал даже лучше, чем был когда-то: в современном облике здания соединены классические формы и элементы древнерусского зодчества, вход в храм обрамлен тонкими полуколоннами с мозаичными изображениями Иисуса Христа, святых Петра и Павла, световой барабан с куполом «луковичной» формы завершают прекрасный вид храма.
12 июля 1991 года, в праздник апостолов Петра и Павла, после долгих лет запустения в возрожденном храме вновь зазвучали слова молитвы.
С 2003 года Петропавловскому собору придан статус кафедрального.
С 2008 года в соборе пребывают святые мощи святителя Гурия (в миру Григорий Платонович Карпов, 1814-1882), архиепископа Таврического. Ранее мощи находились в склепе Александро-Невского собора.
Адрес: ул. Октябрьская, 16.
История: предпосылки к постройке
Появлением храм обязан небезызвестному путешествию императрицы Екатерины II просторами полуострова. Будучи проездом в тогда еще небольшом и захолустном Симферополе, государыня обратила внимание на то, что во всем городе имеется единственный приход –
деревянная Константино-Еленинская церковь, находившаяся в плачевном состоянии, больше похожая на лачугу. Правительница сделала язвительное замечание князю Потемкину, тогдашнему генерал-губернатору Новороссийского края, а приближенные «светлейшего» восприняли это как руководство к действию.
Постройка первой церкви
Строительство церкви имени Святых Петра и Павла началось уже при внуке Екатерины – в 1805 г., после одобрения Святейшего Синода. Постройка первого храма продлилась немногим больше года – к осени 1806 г. новенькое здание возвышалось над окрестностями. Он имел прямоугольную форму с пятигранной апсидой, находившейся с восточной стороны, и высокую колокольню с западной.
Во внутренней части комплекс делился на три нефа – с высоким центральным и двумя меньшим по сторонам. Убранство церкви не отличалось ни особой пышностью, ни блеском – единственным ее украшением служил потрясающе красивый иконостас, особо выделявшийся на общем фоне. К 1825 г. она обветшала настолько, что заботясь о жизни и здоровье прихожан, ее пришлось закрыть в том же году.
Строительство нового собора
Спустя 40 лет заботами и стараниями горожан, решивших возродить Петропавловский храм на этом месте, началась строительство нового, в этот раз каменного сооружения. Неравнодушные жители собрали для этой цели 32000 рублей, еще 23000 выделил Святейший Синод. Доверили возведение Константину Лазареву, малоизвестному в то время петербургскому архитектору, сразу ухватившемуся за эту возможность и с энтузиазмом принявшемуся за дело в 1866 г.
Строительство продвигалась довольно быстро: уже к концу лета зодчий закончил основные работы, правда, внешняя и внутренняя отделка растянулась еще на 4 года. В 1870 г. новоявленный храм освятили и открыли для прихожан. Обновленный собор Петра и Павла Симферополь и его жители приняли с горячей благодарностью и по достоинству оценили труды петербургского архитектора.
История создания собора
Разрешение на постройку Священный Синод выдал только в 1801 г., несмотря на особый указ Екатерины II, вышедший ранее. Высший орган церковного управления долгое время рассматривал этот вопрос. Члены Синода внимательно изучали документы о количестве жителей в Симферополе и причинах, побудивших к постройке.
Православные верующие Симферополя нуждались в просторной церкви, потому что маленький собор в честь Константина и Елены не имел возможности вмещать всех желающих поучаствовать в богослужениях.
- Основание храма заложили в 1805 г., денежные средства собирались исключительно местным населением. Освящение постройки произошло в следующем году в начале ноября месяца.
- Храм представлял собой прямоугольную постройку из деревянного бруса. На восточной стороне располагалась пятигранная апсида (алтарный выступ), а на западной возвышалась примечательная колокольня.
- Внутренне убранство делилось на три нефа (вытянутых помещения) при помощи восьми столбов. В новоявленном соборе отсутствовали настенные росписи, единственным украшением был изящный иконостас. Материалом для колокола послужила медь, которая осталась после уничтожения симферопольского монетного двора.
- Собор Петра и Павла просуществовал в своем изначальном виде два десятка лет, но вскоре обветшал и был закрыт. В городе построили другую церковь, освященную в честь Александра Невского. Сюда перенесли ризницу, колокола и различную церковную утварь из Петропавловского храма.
Интересно! Епископ Гермоген утверждал, что в соборе хранился священный образ Троицы. Икона содержала часть хитона Христа и некоторые останки угодников, изображенных на полотне.
Легенда гласит: неизвестный офицер оставил этот образ в церкви, а сам отправился защищать родину во время Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. Он обещал вернуться за иконой, но не сдержал обещания. На сегодняшний момент эта священная реликвия считается утраченной.
Интерьер собора Святых Петра и Павла
Святыни
- Мощи святителя Гурия, архиепископа Таврического
- Икона Священномученика Сергия
- Крест с частицей Честного Животворящего Креста Господня
- Чтимая икона Святителя Николая Чудотворца и отпечаток на стекле ее киота
- Икона с мощами Святителя Николая
- Икона Божией Матери «Иверская»
- Икона Пресвятой Богородицы Троеручица
- Икона Преображение Господне
Мощевик:
- Великомученик Георгий Победоносец
- Преподобная Евфросиния Суздальская
- Преподобный Григорий Синаит
- Святитель Василий, епископ Рязанский
- Святитель Игнатий, епископ Ростовский
- Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
- Святитель Иоанн, епископ Суздальский
- Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
- Святитель Феодор, архиепископ Ростовский и Суздальский
- Святой благоверный князь Александр Невский
- Святой благоверный князь Петр Муромский
- Святые Давид и Константин Ярославские
Топ 6 православных храмов Симферополя
Сейчас мы поговорим о топ 6 православных храмов Симферополя. Эта статья написана наподобие 5 топовых церквей Севастополя, о чем можете прочитать, перейдя по ссылке. Итак, поехали.
Александро-Невский кафедральный собор
На сегодняшний день носит статус главного храма Симферопольской и Крымской епархии. В нем расположена архиерейская кафедра и регулярно проводятся богослужения местным епископом (на момент написания статьи эту функцию выполнял митрополит Лазарь).
Александро-Невский кафедральный собор
Собор был построен в 1829 году и считается одним из старейших в Крыму, появившихся в имперское время. Спустя столетие его до основания взорвали большевики в 1930 году. Восстановительные работы проводятся по сей день. Нижняя церковь, где покоятся мощи святителя Гурия, уже полностью восстановлена. Снаружи храм тоже приобрел законченные формы, а вот внутренняя отделка главного верхнего храма ещё продолжается.
Собор привлекает своими объемами, колоссальными масштабами архитектурно-строительных работ. Перед центральным массивным входом высятся великолепные колонны. Храм богато украшен дорогой отделкой.
Культовое сооружение хранит в себе и другие святыни, помимо мощей свт. Гурия. Это частица с руки Лазаря Четырехдневного, частица мощей Александра Невского и др.
Интересно, что на очередных ремонтных работах в конце XIX столетия, в соборе трудился ещё молодой Максим Горький. Кроме того, в церкви была отслужена литургия, которую возглавлял епископ Феофан (Быстров) с преданием анафеме (отлучение от Церкви) Льва Толстого за его антицерковное философское учение.
Свято-Троицкий собор
Носит статус кафедрального собора Симферопольской и Крымской епархии канонической Православной Церкви Московского Патриархата. Расположен на территории Свято-Троицкого женского монастыря.
Свято-Троицкий собор
Главной особенностью храма является наличие в нем мощей такого известного святого в христианском мире, как святителя архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), доктора хирургии, профессора медицины. Кроме того, в здании находится чудотворная икона Божией Матери «Скорбящая» и множество частиц мощей святых.
Культовое сооружение построено на месте греческой деревянной церкви в 1868 году (прежняя церковь была построена в 1796). Храм украшен классическими архитектурными формами. На фасаде присутствуют большие мозаичные образа. Собор считают главной святыней Симферополя.
Петро-Павловский собор
Также имеет статус кафедрального собора, часто называя «старым», вместо «нового» восстанавливаемого Александра-Невского. Построен на месте деревянного храма (основанного в 1806 году) в 1866 году. По сей день сохраняет свой первозданный вид, поскольку в советское время не был разрушен, хоть и закрыт.
Петро-Павловский собор
Культовое сооружение вместило в себя разные архитектурные стили, такие как классика и древнерусский. Главный вход обрамляется изысканными полуколоннами. Фасад украшен мозаичными образами Иисуса Христа и апостолов Петра и Павла. В соборе присутствует два боковых придела в честь Серафима Саровского и Иоанна Кронштадтского.
В церкви находится большое количество святынь. Встречаются такие редчайшие реликвии, как Частица Креста Господнего, частица Дуба Мамврийского, нерукотворная стеклянная икона Николая Чудотворца. Кроме того, в храме хранятся частицы мощей Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, святителя Гурия (Карпова) и многих других. Хранятся чтимые иконы Божией Матери «Иверская» и «Троеручица». Даже трудно поверить, что такие вышеописанные святыни хранятся в Крымской земле.
Храм Константина и Елены
На четвертом месте среди топ 6 православных храмов Симферополя, мы поместили самый первый городской храм в честь святых равноапостольных благоверных князей Константина и Елены (эти святые особенно почитаются среди греков). Здание было построено на месте бывшей татарской избы, которую выкупили ктиторы в 1785 году, чтобы разместившийся русский гарнизон мог справлять христианскую службу.
Храм Константина и Елены
Церковь посещала императрица Екатерина II в 1787 году, во время своего турне из Петербурга в Крым. Именно она распорядилась построить «просторный» храм (в последствии Петро-Павловский собор), видя малость и простоту единственной Христовой обители в столичном полуостровном городе.
Церковь хранит в себе частицы мощей святых Константина и матери его Елены. В описываемом культовом сооружении чаще всего венчаются христиане города. Там же нередко и крестят детей. Храм небольшой, но очень изысканный. В нем присутствует старорусская иконопись.
Храм Всех святых
Является одним из старейших городских храмов (в 2014 году отметил свое 150-летие). Он единственный в нашем списке топ 6 православных храмов Симферополя, который не закрывался в советский период и продолжал функционировать. Сохранил свой первоначальный вид. Церковь нередко именуют «кладбищенской» из-за соседства со старым некрополем, на котором теперь не хоронят людей. Но традиция отпевать здесь христиан города продолжается.
Храм Всех святых
В церковной ограде были похоронены такие выдающиеся деятели, как епископ Михаил (Грибановский), святители Лука (Войно-Ясенецкий) и Гурий (Карпов) до их прославления.
Церковь построена в классическом императорском храмовом стиле. Она довольна проста и уютна. В ней находится выдающаяся реликвия: отобразившаяся в виде негатива на стекле икона Христа Спасителя. Собранная научная комиссия пришла к выводу, что образ нерукотворен. Химический состав отобразившийся иконы состоит из 2х органических кислот и воска.
Храм Трех святителей
По-другому, церковь называют «семинарской», поскольку она изначально была построена для окормления обучающихся семинаристов. Является одной из старейших культовых сооружений города. Построена в 1902 году и стоит по сей день.
Храм построен в виде средневековой базилики с добавлением классического русского пятиглавия. Старорусский стиль выполнен в манере позапрошлого столетия с добавлением некоторых элементов классики, основа церкви – базиликальная. Культовое сооружение продолговатой формы и может вместить большое количество верующих.
Храм Трех святителей
В здании находятся частицы мощей свт. Луки и свт. Гурия (это не удивительно, поскольку в самом Симферополе находятся их цельные мощи). Есть возможность на богослужении послушать мужской семинарский хор, исполняющий как классические напевы (знаменский и прочие), так и византийские. Но иногда на клиросе поет и наемный женский (смешанный) хор. Нередко в церкви можно заметить молодых девушек, желающих познакомиться с будущими священнослужителями.
На описываемой церкви мы оканчиваем наш топ 6 православных храмов Симферополя. Читайте в нашем разделе топ 3 культовых сооружений других примечательных городов Крымского полуострова.
comments powered by HyperComments
Новая страница в истории
Когда было принято решение заново отстроить Петропавловский собор, деревянное строение храма разобрали до основания в 1866 году, а на его месте по проекту начинающего петербуржского зодчего К.Лазарева возвели новый собор. Стоимость строительства составила 55 тысяч рублей, и 32 тысячи из них опять были пожертвованиями жителей города.
Вновь построенный собор имел форму креста и световой барабан с двенадцатью окнами. Внутренняя отделка собора отличалась особым изяществом: иконостас в византийском стиле был создан руками известного мастера Зайцева.
Петропавловский собор открыл свои двери прихожанам вновь 16 августа 1870 года. Теперь это был красивейший храм с богатым убранством, он был особо любим жителями города и на протяжении всей его длительной истории они неизменно занимались его благоустройством. Роспись в виде библейских сюжетов и тончайших орнаментов полностью покрывала все внутренние стены храма.
Вся эта красота была безжалостно уничтожена после революции новой властью. Уникальные фрески были соскоблены с церковных стен, храм был запущен, полуразрушен и превращен в овощной склад. В это время были сняты кресты, колокола, утрачены ограда и частично убранство, собор находился в ужасном запустении.
Важно: Новая веха в его истории началась в 1980 году, когда началось его очередное восстановление.
Реставрация вернула собору возвышенный архитектурный образ, теперь это вновь блистательное творение русской архитектуры с куполами традиционными луковичной формы, наличниками девственно белого цвета, вставками красивейшей мозаики на монументальных стенах. Классические архитектурные традиции изящно объединены с самобытностью старорусских орнаментов.
Статус кафедрального Петропавловский собор получил в 2003 году.
История
История Свято-Троицкого женского монастыря берет начало в декабре 1796 года, когда в Симферополе была построена деревянная приходская церковь Святой Троицы по прошению греческой общины. Однако рождением монастыря считается день его освящения, а это случилось в 20 января (7 по старому календарю) 1797 года. Первым настоятелем стал иеромонах Евфимий.
© Алена Панаит
В 1830 году было принято решение о косметическом ремонте храма. За помощью духовенство обратилось к архитектору И. Ф. Колодину. Сначала никто не планировал полную реконструкцию, но к 60-м годам план пересмотрели и решили полностью разобрать здание и воздвигнуть новое, каменное. Строительство проводилось на деньги и церкви и прихожан и было закончено в 1868 году, тогда и освящено.
В 1902 году монастырь получил систему отопления, а также небольшую библиотеку из 135 книг, это были последние хорошие новости до революции. С приходом к власти большевиков церковь отделилась от государства и потеряла защиту. Свято-Троицкий монастырь постоянно грабили, заставляли описывать все свое имущество и каждое пожертвование, чтобы при случае забрать нужное.
© Клавдия Машкова
В 1927 году Свято-Троицкий храм решили закрыть, но община ходатайствовала в ЦИК с прошением об отсрочке. Храму дали всего 10 месяцев на расформирование и община обратилась к греческому послу. Это дало времени до 1932 года, пока ЦИК опять не решил ликвидировать монастырь. Споры дошли до высших инстанций, но успехов так и не возымели, несмотря на фальсификации партийных чиновников.
Попытки продолжались до начала Второй Мировой войны, внесшей свои коррективы. Уже в 1941 Крым был захвачен, и Третий рейх начал возрождении церкви, чтобы убедить мир в своих намерениях не захватывать, а освобождать. Таким образом храм получил неплохой ремонт, в стенах стала действовать школа.
© A.Savin
После освобождения Крыма в 1944 году из него депортировали более 14 тыс. греков и болгар — основных прихожан. В 1946 в обитель вступил архиепископ Лука — знаменитый борец с антирелигиозной политикой, которые впоследствии был причислен к лику святых. Его мощи до сих пор хранятся в стенах монастыря и представляют для верующих огромную ценность.
После распада СССР Свято-Троицкий собор, как и остальные, начал активно разрастаться, прихожан стало больше. Женский монастырь был учрежден в 2003 году. Сегодня здесь работает пекарня, мастерские, воскресная детская школа и Архиерейский хор, глубоко почитаемый и за пределами Крыма, а также музей святителя Луки.
© Венера Зейтунян
Дальнейшая судьба Петропавловского храма
Украшение и обустройство прилегающей территории продолжалось и после окончания строительства, на это не жалели ни средств, ни усилий. В 1890 г. двор обнесли кованой ажурной оградой, а напротив центрального входа вымостили небольшую площадь, где в праздничные дни любили собираться жители Симферополя. В 1902-1903 гг. на средства, собранные церковным старостой Абрикосовым, несколько молодых художников, чьи имена сейчас неизвестны, покрыли прекрасными росписями купола. После этого полные энтузиазма молодые люди еще почти 2 года занимались росписями стен,
нанося на них восхитительные по исполнению орнаменты и медальоны, чем превратили комплекс в настоящую жемчужину.
Но все это, создававшееся годами с любовью и заботой, безжалостно ликвидировали безбожники-большевики, планомерно и целенаправленно уничтожавшие храм на протяжении нескольких лет. В 1937 г. новые крымские власти запретили проводить тут богослужения, саму церковь закрыли и начали по-варварски разрушать. Сначала разобрали купол, снесли колокольню, соскоблили росписи, а потом и вовсе превратили в овощной склад.
Лишь спустя почти полвека, пребывавший в жалком и удручающем состоянии, храм решили возродить и вернуть ему первоначальный облик. Занялась этим подающая надежды женщина-архитектор О.И. Сергеева. Вместе с С.Л. Беловой они отыскали в Симферопольском городском архиве копии проекта Лазарева и другие документы, относящиеся к Петропавловскому собору. По ним в точности воссоздали купол, колокольню и некоторые элементы внутреннего убранства. Первозданный вид строению вернуть, конечно же, так и не удалось, но все же после этого храм, ставший в 2004 г. кафедральным, вернулся к жизни.
Архитектура собора
Сегодняшний облик демонстрирует единство элементов, присущих различным архитектурным стилям. Классическое зодчество здесь переплетено с формами древнерусского стиля. Окна обрамлены планками из белого камня. В верхней части собора располагается ступенчатый карниз и своды со встроенными нишами круглой формы. Барабан церкви продолжен «луковичным» куполом.
На входе расположено крыльцо, к высокой и вытянутой колокольне ведет каменная лестница. Основной вход запоминается тонкими колоннами, внутреннее убранство озаряют мозаичные облики Мессии, а также Петра и Павла, давшие имя этому храму.
Статус кафедрального собор получил в 2003 г. Сегодняшним настоятелем является отец Александр (Якушечкин).
Служба в соборе Святых Петра и Павла
Чем интересен собор Петра и Павла?
Нынешний кафедральный собор интересен, прежде всего, внешним видом – его архитектура, воплощенная Лазаревым,
очень тонко сочетает классический стиль с элементами старорусских изысков, присущим древним церквям Суздаля, Пскова, Новгорода. Характерны в этом наличники, обрамляющие оконные проемы, выполненные из белоснежного камня, ступенчатый карниз, паперть у входа и луковичная форма купола. К этому добавлены полуколонны, украшающие центральный вход, совершенно чуждые для древнерусского зодчества и особенно яркие, цветные мозаичные панно.
Но больше всего интересны реликвии, хранящиеся тут. Среди них особое место занимает икона Пресвятой Троицы конца XVII века, с частицей ризы Господней в серебряном ковчежце, оставленная на хранение еще в деревянной церкви неизвестным русским офицером, погибшим в годы Крымской войны. Среди других святынь стоит выделить образы: с мощами Святого Николая, Иверской Божьей Матери, Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, с отпечатком на киоте. Особо почитаем жителями Симферополя Крест с частичкой Животворящего Креста Господня, мощи святых и праведников, многое др.