1. «Храмы Александра Невского в современной России»


Сайт: https://hramnevskogo.ru Email, Адрес: Ул. Лобачевского д. 23 Телефон Расписание богослужений: https://hramnevskogo.ru/raspisanie-bogosluzheniy.html
Проезд:

От станции метро «Проспект Вернадского» автобусами № 793, 788 От станции метро «Юго-Западная» автобусами № 688, 785 От станции метро » Кунцевская» автобусами №688 и 688к

Псков. Воинский храм

Храм во имя святого Александра Невского во Пскове стал первым восстановленным в России воинским храмом — в 1992 году здесь начались богослужения. Протоиерей Олег Тэор, настоятель храма, духовно окормляет военнослужащих знаменитой Псковской дивизии ВДВ, не раз бывал с ними в горячих точках. Храм оказывает материальную помощь военным, заботится о ветеранах. При нем действуют музей и библиотека.

— Задача священника — духовно укрепить человека, когда он находится на службе в армии. В этом служении мы можем опереться на традиции, которые существовали до 1917 года, — говорит отец Олег. — Жизнь и служение святого благоверного князя Александра Невского — это достойный образ служения отечеству, который может стать ориентиром и сегодня.

В церковном зодчестве тогда господствовали два главных стиля – русский и византийский (правильнее – неовизантийский). Для русского стиля было характерно применение луковичных глав или шатров, килевидной формы завершения арок, древнерусского декора, использование изразцов. Для неовизантийского – купольные формы, «полосатая» кладка фасадов, применение арок и скупого декора. Во внешнем облике доминировали величественные формы куполов, апсид и арок. Почти весь XIX век прошёл под знаком возведения соборов в честь святого Александра Невского. Его имя носили три императора – Александр I Благословенный, Александр II Освободитель и Александр III Миротворец.

Самый грандиозный из сохранившихся соборов находится в столице Болгарии – Софии. Он проектировался и строился строительным бюро А. Н. Померанцева в 1904–1912 годах. Идея возведения собора была озвучена в 1879 году, закладка камня на месте строительства храма состоялась в 1882 году, а первое заседание строительной комиссии – лишь в 1894 году. Проект собора отражал высочайший художественный и конструктивный уровень эпохи. Храм имеет массивный купол на барабане, окружённый с трёх сторон боковыми полукружиями апсид. Такой тип архитектурной композиции получил название триконха

(то есть три
конхи
– три полукупола свода). На запад к 51-метровой колокольне протянулись центральный и боковые нефы. Благодаря окружающей собор галерее композиция приобрела пирамидальный характер. Главный алтарь посвящался святому Александру Невскому, южный – святому царю Борису I Болгарскому, а северный — святым Кириллу и Мефодию.

Вместе с А. Н. Померанцевым над проектом работали его помощники – архитектор А. Н. Смирнов (1869–1928) и архитектор-художник А. А. Яковлев (1879–1951). Они же занимались и проектом внутреннего убранства и курировали роспись собора. Купол и своды храма доверено было расписывать художникам из России. В 1912 году роспись храма была завершена, а освящение всех трёх престолов состоялось 12, 13 и 14 сентября 1924 года. Единство творческого руководства обеспечило его художественную целостность.

Если собор в Софии служит примером храма неовизантийского стиля, то собор в Таллине во имя святого Александра Невского был построен в русском стиле другим великолепным мастером церковного зодчества, Михаилом Тимофеевичем Преображенским (1854–1930). Посвящение храма святому Александру Невскому было связано с чудесным спасением императорской семьи во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 года. В память об этом событии в России было построено множество храмов, среди которых таллинскому собору принадлежит едва ли не главная роль. В его декоративном облике выразительно отражена концепция «русского стиля императора Александра III», предпочитавшего формы московско-ярославского зодчества XVII века.

Собор строился в 1895–1900 годах и был призван стать самым значительным храмом города, его архитектурной доминантой. Он остаётся таковым до сегодняшнего дня.

Для истории русской культуры важнейший интерес представляют соборы, построенные в XIX веке, но разрушенные в веке ХХ.

Собор в Вятке (1839–1864) посвящался памяти императора Александра I, посетившего город в 1824 году. Проект был разработан А. Л. Витбергом, который известен как автор первого проекта храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах в Москве. Но храм в Вятке представляет пример поиска национального стиля. Основа композиции – грандиозный купол на барабане в окружении боковых главок. Несмотря на обращение к неоготике, в его архитектуре много деталей, которые отсылают нас к московскому зодчеству позднего XVII века.

Собор во имя святого Александра Невского в Баку (1888–1898) – зрелое произведение «русского стиля императора Александра III», как и собор в Таллине. Но этот храм имеет шатровое завершение. Собор был заложен императором Александром III 8 октября 1888 года во время путешествия на Кавказ. Чин закладки возглавил экзарх Грузии, Преосвященнейший архиепископ Палладий.

Автор проекта архитектор Р. Р. Марфельд (1852–1921) продемонстрировал виртуозное владение техникой декоративной кирпичной кладки. Главной в композиции стала перекличка шатров. Шатёр на барабане окружали декоративные луковичные главки. Шатёр звонницы дополняло шатровое завершение крыльца. Собор был виден издалека, долгие годы он оставался самым высоким в городе. Он послужил прототипом храма Христа Спасителя в Борках, построенного позднее на месте крушения императорского поезда.

Стилистический диапазон русского стиля был настолько широк, что допускал использование мотивов различных периодов истории русского средневекового зодчества. Для собора святого Александра Невского в Варшаве (1894–1912) были избраны мотивы владимиро-суздальской архитектуры XII – начала XIII столетий. Император Александр III посчитал, что «православный собор в стиле русских церквей XII века, весьма близком к греко-романскому, более гармонировать будет с общим стилем выдающихся зданий Варшавы». Конкурс, в котором участвовали известнейшие мастера, выиграл Леонтий Николаевич Бенуа (1856–1928). Собор стоял на Саксонской площади и был самым высоким зданием города. Традиционное русское пятиглавие, луковичное завершение куполов, трёхчастная структура фасадов развивали традиции русской церковной архитектуры. Особенно изысканым был орнаментальный белокаменный декор стен, ритм куполов и арок, мозаичные композиции над входом в храм. Программа росписи принадлежала профессору Н. В. Покровскому. Росписи собора выполнили известные мастера: В. М. Васнецов, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев, М. С. Судковский, А. П. Рябушкин, Ф. Р. Райлян, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, М. А. Титов и другие. Главный алтарь украшала композиция «О Тебе радуется», выполненная по эскизу В. М. Васнецова.

Городские соборы в честь Александра Невского строились и в поволжских городах России. Два из них были возведены по проектам церковного зодчего Александра Александровича Ященко (1842–1893). Возведение собора в Ростове-на-Дону (1891–1908) было посвящено избавлению императора Александра II от руки убийцы 4 апреля 1866 года. Торжественная закладка состоялась на площади Нового базара в 1891 году. Архитектор обратился к традиционному пятиглавию. Площадь здания превышала 500 квадратных метров, и по высоте он превосходил все здания города. Стены и своды украшали росписи. Все три иконостаса и пол покрывались мрамором.

В 1901–1918 годах по его же проекту возводится собор святого Александра Невского в Царицыне. Здесь также композиция триконха

была дополнена декоративными боковыми главками, создавая характерный облик пятиглавого храма. Он возвышался над невысокой застройкой, формируя запоминающийся силуэт города.

Самым грандиозным из храмов, построенных в честь святого Александра Невского, стал 21-главый собор памяти освобождения крестьян на Миусской площади в Москве (1913–1917). Проект создавался А. Н. Померанцевым ещё в 1899 году. Собор был рассчитан на 5000 молящихся. Большая вместимость храма достигалась благодаря применению перекрещивающихся железобетонных арок (приём, широко применявшийся в храмостроении 1890-х годов). Благодаря многоглавому венчанию он напоминал московские храмы конца XV – XVI веков. Закладка состоялась 22 сентября 1913 года, строительство было почти завершено к 1917 году, но в конце 1950-х годов собор был разобран.

В основу рубрики положены работы В. Г. Лисовского, А. В. Материкина, Ю. Р. Савельева, М. Т. Преображенского, К. А. Тизика.

Санкт-Петербург. Святой благоверный князь Александр Невский — небесный покровитель города

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра основана в 1713 году Петром I, здесь покоятся мощи святого благоверного князя Александра Невского, который стал святым покровителем Северной столицы. Считается, что Петра I более привлекал образ правителя и воина, нежели монаха. Однако наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий (Лавриненко) полагает, что в выборе императора важную роль сыграла именно духовная составляющая.

— Александр Невский ставил выше экономической угрозы угрозу духовного порабощения и поэтому вел войны на Западе, а на Востоке — тонкую дипломатию, — сказал архимандрит Назарий. — И Петр I, понимая благоверного князя и, наверное, мысля так же, как он, избрал именно святого Александра Невского покровителем новой столицы. Это его решение, как и основание на Неве одного из крупнейших монастырей во имя святого благоверного князя, может служить примером правильного духовного выбора.

Святыни и мощи храма

После закрытия и разграбления храма большевиками множество святынь, хранящихся здесь, были утеряны. С тех пор как собор вернулся церкви и стал восстанавливаться, сюда прибыло множество почитаемых икон и частиц святых мощей. Паломники могут поклониться мощам:

  • четырнадцати русских святых;
  • десяти старцев из Оптиной пустыни;
  • вмч. Пантелеимона;
  • прп. Евфимия Суздальского;
  • прп. Иоанна Дамаскина;
  • прп. Макария Желтоводского;
  • прав. Алексия Бортсурманского;
  • прп. Серафима Саровского.

Кроме ковчегов, святые мощи могут быть помещены в особые мощевики на образах святых. Например, в храме хранятся иконы Соловецких и Нижегородских святых с частичками их мощей. Особо почитается образ кн. Александра Невского с частицей его мощей.


Спас Всемилостивый


Пояс Пресвятой Богородицы


Рака с мощами св. прав. воина Феодора Ушакова

Новосибирск. Передовая борьбы, передовая милосердия

Александро-Невский собор был построен в 1899 году. Сегодня он стал миссионерским форпостом крупнейшего мегаполиса Сибири.

— Ежегодно наша миссионерская группа на корабле «Святой апостол Андрей Первозванный», на котором устроен храм, отправляется в отдаленные районы, где люди годами не видят священников, — говорит настоятель храма протоиерей Александр Новопашин.— Такие же поездки мы совершаем и на поезде, причем все время расширяем свою географию: в этом году побывали в Казахстане. При нашем храме действует антисектантский центр. И если святой Александр Невский защищал свое отечество и веру с мечом в руках, то мы защищаем наших сограждан от лжеучений и сект с помощью просветительской деятельности, проповеди. Еще при храме действуют дружина святого Александра Невского, православные детские и молодежные лагеря, а наши православные братство и сестричество помогают мало-имущим, поддерживают многодетные семьи…

История собора Александра Невского

Саратов в конце XVIII века развивался быстрыми темпами, росло производство, а, следовательно, и численность населения. Городская застройка вышла далеко за пределы городского вала и достигла современных улиц Радищева и Соборной. Здесь на пустом окраинном месте при образовании Саратовской губернии были построены усадьбы губернатора, вице-губернатора и присутственные места для губернских учреждений — присутствий.

В 1803 году городское правительство приняло новый план Саратова, по которому предусматривалось создание рядом с присутственными местами площади – административного центра города. Площадь была сделана. Сначала она называлась Позорной (от слова позор — «зрелище, что представляется взору»), а вскоре получила имя – площадь Присутственных мест. По тому же плану, на этой площади, должен был быть выстроен новый собор.

В январе 1808 года в Саратове началась чума, был объявлен карантин и выставлены кордоны. Для борьбы с чумой в Саратов из Петербурга приехал сенатор О.П. Козодавлев с целой свитой секретарей. Многие в городе говорили, что нет никакой эпидемии чумы, как объявил Панчулидзев, а были только отдельные случаи. Несмотря на это Козодавлев усердно ходил в церковь на службы, проводил вместе с Панчулидзевым время на обедах, ужинах и танцах. 20 апреля того же года карантин был снят, разрешены свободный въезд и выезд из города. За успешную «борьбу» с чудовищной чумой по ходатайству О.П. Козодавлева, Панчулидзев, стал саратовским губернатором, а несколько позднее был награжден орденом Александра Невского и сам Козодавлев. В память об избавлении Саратова от смертельной чумы решили поставить на площади Присутственных мест храм. Это была первая предпосылка создания собора на новой площади.

Проект храма поручили разрабатывать известному архитектору В.И. Суранову. На представленном им чертеже пятиглавый соборный храм с колонными портиками, выглядел буднично, мало отличаясь от церквей подобного типа – проект утвержден не был.

А тем временем, на дворе уже 1812 год, начались войны с Наполеоном. В составе ополченских сил в боевых действиях принимали участие и саратовские ратники. После войны саратовцы пожелали, чтобы храм был посвящен памяти героев-ополченцев, павших на полях сражений. Это уже вторая предпосылка создания собора.

В это же время новый собор решили сделать кафедральным, где бы совершал богослужения епископ. Такой храм царь Александр I поручил спроектировать известному русскому архитектору Василию Петровичу Стасову, который при планировании исходил из традиций древнерусской архитектуры. По проекту, здание собора напоминало украшенный со всех сторон куб, покрытый низким римским куполом. Проект был принят сразу, и уже 30 августа 1815 года состоялась закладка нового кафедрального собора.

Может из-за неправильных расчетов, может из-за чего другого, но весной 1822 года рухнул каменный купол, обрушив при этом верхнюю часть стен. Эта авария несколько задержала постройку собора. Он был готов и освящен 28 марта 1826 года.

Строительство колокольни велось всего два года, с 1840 по 1842 год. Главным архитектором этого проекта был назначен Григорий Васильевич Петров.

Теперь стоит отметить вопиющие случаи воровства и коррупции, процветающие в элите Саратова, которая, кстати говоря, и руководила строительством собора. Председателем строительной комиссии храма был сам губернатор А.Д. Панчулидзев. Другие члены комиссии отзывались о нем крайне неприятно:

«…ничего не мог пропустить мимо себя Алексей Давыдович — будь то чужая жена или чужие деньги, а уж о чужой славе и говорить не приходится».

Так, за время строительства собора губернатор не пропустил мимо себя деньги, которые должны были использовать на строительство собора: 25 тысяч рублей казарменного капитала, 47 тысяч — остатки суммы, собранной на формирование егерского полка во время войны, 9 тысяч — остатки от собранных дворянством недоимок. Со временем эхо о злоупотреблениях нашего губернатора достигло Петербурга. В 1826 году в Саратов с проверкой приехал сенатор Н.И. Огарев. Результаты его ревизии просто поражают: за Панчулидзевым насчитали 30 тысяч рублей долга, которые он так и не выплатил, умерев.

Существует такое придание, что когда сенатор Огарев спросил: «При губернаторе Белякове Саратовская губерния хоть Богу молилась, а при Вас 20 лет что делала?», Панчулидзев на это ответил: «Плясала, Ваше превосходительство, плясала».

Тем не менее строительство Александро-Невского собора закончилось. Заплатили за него саратовцы 311 583 рубля 60 копеек. Колокольня собора была построена на средства известной в то время благотворительницы Марии Федоровны Дмитриевой, которая из своего кармана дала 21 тысячу рублей. Кроме того, она пожертвовала колокол весом 550 пудов (8,8 тонны) и богатые ризы с драгоценными каменьями на местные иконы. М.ф. Дмитриева была по постановлению Синода причислена к прихожанкам собора и определена его попечительницей, а вскоре, в ее честь будет названа целая улица Саратова.

Сразу после открытия Александро-Невского собора площадь, вокруг него, переименовали в Новособорную (так как Соборная площадь уже была в Саратове). В советское время её назвали Коммунарной, в честь Парижской Коммуны, потом называли именем Чернышевского, после распада союза — площадь переименовали в Соборную. Сейчас это вновь площадь имени Н.Г. Чернышевского.

Спустя чуть более века, на волне отрицания царского строя, и пересмотра истории, войну 1812 года не признавали за Отечественную, в ней, со стороны России видели всего лишь реакцию на «прогрессивную освободительную политику Наполеона». Это была одна из главных причин, из-за которых саратовскому кафедральному собору, как и многим другим памятникам 1812 года, суждено быть включенным в обширный план борьбы с памятью о 1812 года.

Сначала, правда, на колокольне собора в 1918 году был установлен очень крупный колокол, что несомненно внушало большие надежды на продолжение достойной жизни храма, но вскоре церковные службы в нём были прекращены. Некоторое время там работали два саратовских театра — Крестьянский и Юного зрителя. В 1930 году Кафедральный собор был передан сельскохозяйственному институту, затем рабочему клубу, затем «Сарпромкредитсоюзу». В 1934 на его месте собираются строить летний закрытый театр. В конце 30-х годов прошлого столетия, здание собора было окончательно разрушено, на его месте был устроен, по ведомству НКВД, стадион «Динамо».

Городец. Монах, покровитель учащихся

В этом городе князь принял монашеский постриг с именем Алексий. Здесь же в монастыре во имя Феодоровской иконы Божией Матери он скончался.

— В честь святого Александра Невского здесь названы две православные гимназии, — говорит священник Алексей Парфенов, благочинный Городецкого и Боровского округов. — Я бы не стал к этому относиться исключительно как к дани памяти. Ведь мы не только должны дать ребенку сумму научных знаний и культуру мышления, но и сформировать у него правильное отношение к этим знаниям, привить стремление к правде, к правильным, нравственным поступкам. Святой Александр Невский — образец того, как можно послужить вере и отечеству, как все свои таланты, знания и умения употребить во благо.

Центральная часть

Фрагмент центральной части.

Вид на центральную часть слева.

Фрагмент центральной части.

Иконостас.

Центр, вид от Иконостаса.

Икона Донской Пресвятой Богородицы.

Москва. Пример для дипломатов

В честь благоверного князя Александра предполагается освятить и строящийся храм при МГИМО (У) МИД России.

— Благоверный князь Александр известен как один из выдающихся дипломатов русского Средневековья, — говорит настоятель строящегося храма священник Игорь Фомин. — Он стал примером не только смелого и искреннего служения своей родине; святой Александр — еще и пример человека, чьи действия всегда согласовывались с его верой и с моральными установками, которые дает человеку христианство. Этот пример особенно важен для будущего дипломата, которому в своей дальнейшей работе, возможно, не раз придется столкнуться со сложными проблемами, в том числе и в области морального выбора.

На заставке фрагмент фото: Википедия

Притвор

Двери в Притворе.

Роспись купола Притвора.

Господь Вседержитель.

Покрова Пресвятой Богородицы.

Слева направо: Олег Брянский, Андрей Боголюбский, князь Борис.

Слева направо: князь Глеб, Федор Новгородский, Василий Ростовский.

Князь Василий Ростовский.

Основатель Нижнего Новгорода: князь Георгий Всеволодович.

Южная Арка

Вид на Иконостас Южной Арки.

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Крещение Господне.

Преображение Господне.

Рождество Христово.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]