Что празднует Церковь в день памяти Александра Невского?

Жизненный подвиг князя Александра Невского хранится в памяти нашего народа из века в век. Интересно, что даже период гонений на Церковь не поколебал почтения к трудам и свершениям святого. Многие юноши, родившиеся во второй половине XX века считали его достойным примером для подражания.

Хочется надеяться, что нынешние и последующие поколения найдут в жизни и чертах характера великого князя Александра то, что благотворно отзовётся в их сердцах. Важно понимать, что храбрость, рассудительность, взвешенный подход в политике основывались у него на глубоком личном христианском благочестии.

У кого именины в эти дни

В церковном календаре – несколько святых с именем Александра. Традиционно верующие, носящие это имя, избирают своего покровителя:

  • по близости дня памяти к дню рождения христианина;
  • по причине особого почитания того или иного святого с именем Александра.

Таким образом, именины во дни памяти благоверного князя празднуют православные, носящие имя Александра и почитающие его, как своего небесного покровителя.

Другие даты

Кроме того, святой почитается вместе с угодниками Божиими:

  • Владимирскими (6 июля);
  • Новгородскими и Петербургскими (даты обеих празднований – переходящие);
  • Ростовскими и Ярославскими (5 июня);
  • Карельскими (3 июня);
  • Тульскими (5 октября);
  • Эстонскими (1 декабря);
  • Нижегородскими (дата праздника переходящая).

Все эти города, местности бережно хранят память о событиях жизни князя, связанных с ними.

Благочестие и духовный подвиг

Власть — тяжёлое испытание для любого человека. Если же он одарён талантами полководца, стратега, политика и дипломата… То власть способна смести все духовные приоритеты, смять ростки духовной чистоты.

В том, чтобы сохранить человеколюбие, сберечь навык со смирением смотреть на небо, и состоит главный аскетический подвиг правителя. История показывает, что даже на нашей православной земле такие государственные деятели большая редкость.

Святой благоверный князь Александр выиграл главное сражение, которое предстоит любому христианину — сражение за свою душу. За действиями воителя и политика чуткий взгляд видит ценные евангельские добродетели.

Смирением и упованием на Бога святой князь подавлял свою гордыню, когда ехал в Орду. Для того, чтобы снова и снова испрашивать для своих земель мира. Он горел желанием защитить веру своих отцов, когда говорил перед битвой со шведами: «Бог не в силе, а в правде».

Благоверный князь Александр уподобился библейскому Иосифу, когда снова и снова прощал своих братьев во Христе, новгородцев, которые высокомерно изгоняли его несколько раз. Он из года в год заботливо украшал и одаривал храмы, жаловал им земли, дарил утварь и книги. Тем самым укрепляя православную веру.

Монашество

В критические моменты основы внутренней жизни души проявляются наиболее явно. Кто-то паникует и опускает руки, кто-то начинает винить во всем окружающих, кто-то безумствует.

Сильный духом принимает удары судьбы стойко. Верующий ищет опоры в своём уповании на Бога. Именно в христианском благочестии следует искать истоки храбрости и мудрости благоверного князя Александра.

Последние дни жизни человека показывают основные цели жизни, которые он ставил перед собой. Постоянные переписывания завещания, суета и уныние – признаки того, что душа прикипела к богатствам этого мира. Пустой взгляд отчаяния – признак неверия.

Схима и принятие монашества – свидетельство приоритета христианской духовности в жизни. Потеряв телесные силы, святой благоверный князь Александр ступает на поприще сугубой молитвы перед Богом за свой народ. Судя по событиям последующих веков, и на этой стезе он не потерпел поражения.

Когда день рождения Александра Невского

Отмечен ли этот день в православном календаре?

Днем рождения князя долгое время считалось 30 мая 1221 г. Дату впервые назвал русский историк В.Н.Татищев. Однако, источники, которыми он пользовался, не найдены.

С середины 1990-х гг. историки выявили другую возможную дату рождения святого – 13 мая. К ней склоняются сейчас большинство ученых. С церковной точки зрения конкретный день рождения угодника Божия принципиального значения не имеет. За редчайшими исключениями (дни Рождества Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Крестителя, свт. Николая) обычно отмечается не рождение, а преставление святого, его переход к вечной жизни, либо перенесение мощей. Именно на эти даты обращается внимание также в случае блгв. кн. Александра.

800-летие со дня рождения князя

В связи с большим значением князя как государственного деятеля, в 2022 г. было принято решение о всероссийском праздновании ее юбилея. Дата празднования определена была 13 мая, исходя из новейших исторических данных. Вместе с тем, различные конференции, выставки, посвященные памяти святого, проходят по России в течение всего года.

Служение своему народу и Отечеству

Исторической науке Святой благоверный князь Александр известен, прежде всего, как успешный военачальник, не проигравший ни одного сражения. Его отмечают как талантливого государственного деятеля, который смог заложить основу для формирования русской государственности.

Князь Александр родился в 1221 году в городке Переславль-Залесский. Стал княжить в Новгороде с семилетнего возраста.

С новгородскими боярами у него будут сложные отношения в течение всей жизни. Однако, этот город, как и северные княжества Руси обязаны ему своей сохранностью в период жестокостей монголо-татарского нашествия.

Правил великий князь 35 лет. Это были трудные годы для наших земель. Большая часть Руси была выжжена монгольскими завоевателями. Нужно было договариваться с ними о мире, чтобы сохранить то, что осталось. Западные и северные пределы захватывались орденами крестоносцев и шведами. Молодой князь малой дружиной победил на притоке Невы войско шведов, за что в народе его и прозвали «Невский». Затем на Чудском озере он также разбил крестоносцев Ливонского ордена. Теснил рыцарей Тевтонского ордена от пределов своего княжества. Им велись гибкие переговоры с Норвегией и Литовским князем, заключались торговые соглашения с немецкими городами.

В то время шла духовная экспансия католичества. Папа Римский обещал удельным князьям помощь и защиту от Золотой орды в обмен на принятие протектората. Однако, князь Александр отказался от такой лукавой «поддержки».

Русь была слаба. В это время могли рухнуть все её духовные, территориальные и культурные начала. В течение периода своего правления, проявляя мудрость, гибкость, рассудительность благоверный князь Александр заботился о том, чтобы сберечь уцелевшие княжества, отстроить сожжённые города, сохранить свой народ. Именно в этих трудах князь пребывал и до времени своей кончины. Приняв обеты монашества и схиму в 1263 году, с молитвой за свою землю и свой народ Александр Ярославович отошел ко Господу.

Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его.

Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».

После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего.

Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра.

Первый — по имени Таврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались.

Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от тех, кто участвовал в то время в этой битве.

Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сеннахириб, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и когда настало утро, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца.

На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих — одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив.

После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: «Покорим себе словенский народ».

А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их разорил и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, гордые, собрались и сказали: «Пойдем, и победим Александра, и захватим его».

Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец же Александра Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. И у князя Александра тоже было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и крепких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: «О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя». Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка».

Память об Александре в литературе и искусстве

В России и за ее пределами именем Александра Невского названо множество улиц, переулков и площадей. В честь святого сооружено множество храмов. Святой является незримым покровителем Северной столицы России и города Петрозаводска. К сожалению, из глубины веков до нас не дошло ни одно реалистичное изображения князя.

Во все времена художники изображали его согласно собственному пониманию и восприятию. Именно так появились работы Михаила Нестерова и Павла Корина. В скульптуре Александра Невского изображали разные мастера. Так, в Пскове на горе Соколихе находится памятник скульптора Козловского, изобразившего князя в окружении своего войска.

Поистине огромное значение имела героическая память об Александре Невском в годы войны. Для советских воинов был учрежден орден Александра Невского, на котором архитектор Телятников изобразил черты актера Николая Черкасова. Выдающийся петербуржец сыграл роль князя в одноименном фильме 1938 года. Именно его внешность до сих пор воспринимается потомками как правдоподобный образ древнерусского князя.

Среди более поздних кинолент стоит отметить фильм Игоря Каленова с Антоном Пампушным в роли князя. В 2015 и 2022 году вышли фильмы «Дружина» Михаила Колпахчиева и «Рюриковичи. История первой династии» режиссера Максима Беспалого. Образ великого князя русского средневековья продолжает интересовать современных историков.

Список использованной литературы:

  1. А.П. Богданов «Александр Невский».
  2. В.Т. Пашуто «Александр Невский».
  3. Новгородская первая летопись младшего извода.
  4. Софийская Первая летопись (по списку И.Н. Царского 1851).
  5. Псковские летописи.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]