Храм иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле

Церковь иконы Божией Матери «Скоропослушница» — без преувеличения главная достопримечательность Верхней Санарки. На карте небольшого посёлка Челябинской области религиозная постройка появилась не так давно — в 2005 году. В июле того же года храм освятили во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Строительные работы начали тремя годами ранее — в 2002-м. Говорят, что инициатором идеи выступил бывший губернатор Челябинской области Игорь Сумин. Скорее, даже не он сам, а его жена Ольга. Деньги на возведение выделил благотворительный фонд «Благовест», привлёкший средства как крупных местных бизнесменов, так и пожертвования простых южноуральцев.

Нельзя сказать, что храм стал первым религиозным сооружением Верхней Санарки. До него в посёлке уже существовали часовня и церковь, названные в честь Святого Георгия Победоносца.

Предыдущий храм возвели в 1899 году. К сожалению, до наших дней он не дошёл — постигла участь большинства подобных строений: в советские годы разрушили колокольню, сломали иконостас, а служителей выгнали. Потом церковь превратили в клуб, а спустя какое-то время её и вовсе полностью разобрали.

© Челябинская митрополия во «ВКонтакте»

Архитектура санарского храма

Религиозное сооружение выделяется своей архитектурой в стиле русского деревянного зодчества.

Если вы подумали о постройке в духе известных Кижей, то не ошиблись — обе достопримечательности действительно похожи. За что, собственно, церковь иконы Божией Матери в Челябинской области и прозвали «Уральские Кижи».

Чтобы повторить успех карельских умельцев и построить сруб (крыльцо и лестницы построены по обычной технологии!) без единого гвоздя, местные мастера даже ездили к ним на обучение. Результат радует и впечатляет не одного туриста и прихожанина. Очень уж привлекательно выглядит храм из чистопородной сосны — материала, несвойственного для Южного Урала.

На строительство 15-главного храма понадобилось более 700 кубометров калиброванного бревна, а сам церковный участок занял площадь в 5 000 м². Чтобы сберечь православную святыню от пожара, сосну обработали специальным средством, защищающим от огня.

Сейчас сложно представить, но первоначально церковь в Верхней Санарке хотели возвести из камня. Сотрудники архитектурной мастерской Московской Патриархии переубедили, сказав, что древесина больше подчеркнёт характер русской глубинки.

© StarXnRp

Интерьер

Специалисты продумали каждую деталь. И даже то, что сосна со временем потемнеет и будет гармонично сочетаться с патиной, рано или поздно образующейся на медных поверхностях.

Правда, налёт в ближайшее время планируют почистить, а колокола заново развесить и перераспределить по балкам. Вполне возможно, что постройка обзаведётся и ещё одним, восьмым колоколом — отливали в Каменске-Уральском.

Довольно органично смотрится и внутреннее убранство. Над ним работали златоустовские умельцы. За счёт подбора ярких и сочных красок они смогли оттенить брёвна и добиться эффекта свечения, которое якобы исходит от стены с иконами. Росписями украсили только потолок.

Внутреннее убранство, © Челябинская митрополия во «ВКонтакте»

Скоропослушница в Анисовке

Как рождаются храмы и приходские общины – там, где их раньше не было, там, где их не было, может быть, никогда? Чьими усилиями процветает вдруг вера – в отдаленных селах, в запустевших, казалось бы, провинциальных уголках? Откуда эти простые, отнюдь не избалованные судьбой люди берут силы на то, чтобы созидать Божий Дом для себя, своих детей и внуков?


Храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Анисовке

Станцию Анисовка Приволжской железной дороги я проезжала тысячи, наверное, раз: ведь через нее идут все поезда из азиатских и предазиатских просторов – на Увекский мост через Волгу, на Саратов и далее – на Москву. Именно поэтому Анисовка играла очень важную роль во время войны и жила под постоянной угрозой бомбежек. Если еще немного истории – основана Анисовка была в 1894-м году как узловая станция Рязано-Уральской железной дороги, а название такое получила – потому, что неподалеку находился Аниськин или Аниськов хутор. Возможно, его хозяином был хуторянин по имени Анисим или хуторянка Анисья.

Но не так давно я впервые в своей жизни сошла в Анисовке с поезда. Это было темное зимнее утро. Эхо ушедшего состава – и тишина, только скудный снежок похрустывает под ногами: белеют в тумане березы, призраками возникают собаки, не сразу и найдешь человека, который покажет тебе дорогу к храму.

А в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» уже светло и людно. Это я вижу снаружи через узкие закругленные окна. У этой церкви необычный для наших мест облик, недаром ее называют византийской базиликой; и не верится, что это бывшая железнодорожная столовая.

До начала литургии еще полчаса. Но здесь – традиция: перед утренней службой группа прихожан читает акафист Божией Матери перед образом Ее, именуемым Скоропослушница. Я подхожу к ним, и мне тут же вручают распечатанный акафист: «Будете с нами читать? Вот отсюда…». Никак этого не ожидавшая, только-только вошедшая в совершенно незнакомый храм, я тут же включаюсь в его молитву:

– Странники и пришельцы есмы на земли и, по глаголу апостола, не имамы зде пребывающаго града, но к кому прибегнем, Владычице, в скорбех странствия нашего, аще не к Тебе, Всеблагая?..

Появляется батюшка, и все сразу к нему – за благословением и добрым словом

Появляется батюшка – отец Александр Ермошин, и все сразу к нему – за благословением и добрым словом. Сразу видно, что слова «отец» и «батюшка» здесь – не просто традиционное обращение. Снаружи доносятся удары колокола. Благословенно Царство…

Церкви в Анисовке не было никогда. Но верующие, конечно, всегда были. В августе 2014 года Приволжская железная дорога подарила православной общине станции Анисовка заброшенное здание столовой. До того момента у верующих была лишь приспособленная молельная комната; окормлял общину иерей Алексий Талалаев.

Здание столовой за 10–15 лет нашего безвременья пришло в ужасное состояние, а тут еще и пожар случился – уже после того, как община во главе с отцом Алексием начала понемножку ремонт.

– После пожара у нас крылья опустились, – говорит ветеран Анисовского храмостроительства Мария Тарасовна Шинкоренко, – мы думали – все, не будет у нас теперь храма. Но тут нам как раз прислали отца Александра, и мы продолжили нашу работу. Расчистили территорию от зарослей, от бурьяна – сколько деревьев выкорчевали, сколько костров пожгли! А потом начали разгребать и разбирать все внутри…

Конечно, не все было анисовской общине по плечу. Необычный внешне и теплый внутри анисовский храм – плод совместного труда прихожан, священников, жертвователей и архипастыря – епископа Покровского и Николаевского Пахомия, которому я, вернувшись из Анисовки, задала вопрос:

– Владыка, почему храм обрел именно такой облик?

– Это было связано с конструкцией здания. Мы просто смотрели и думали, что можно с ним сделать. Я попросил нашего епархиального архитектора Андрея Иванова поискать варианты его преображения, превращения в храм. И мы остановились вот на этом, несущем византийские черты. В скором времени у нас в епархии будет еще несколько не совсем обычных храмов.

Необычный внешне анисовский храм – плод совместного труда прихожан, священников, жертвователей и архипастыря

Владыка Пахомий любит анисовскую общину и уважает ее настоятеля, о непростом духовном пути которого мы расскажем чуть ниже; архипастырь по-хорошему гордится этими людьми, о чем свидетельствует его страничка в соцсети – а если кому не нравится слово «гордится», то можно сказать, что владыка Пахомий просто за них рад.

По словам отца Александра, переделать «лицо» здания удалось за один сезон – благодаря жертвователю, который предпочитает оставаться анонимным, и у которого (опять же, выражение отца настоятеля) «не только средства имеются, но и любовь в сердце»; и, конечно, благодаря дружной и совершенно безмездной бригаде прихожан:

– Некоторых из них нет уже с нами. Валентина Иосифовна Яковенко – такая великодушная старушка была, такие вкусные пироги пекла до последнего… Селиванова Галина Яковлевна, тоже отошла ко Господу… Кондратьева Валентина Емельяновна – она не пришла сегодня, потому что болеет. И Екатерина Яковлевна Троханенко, ей 82 года, тоже болеет; а ею много было сделано здесь. А вот Виктор Владленович, каменщик-огнеупорщик, строитель промышленных печей – первый, кто обследовал доставшуюся нам кирпичную кладку.

Анисовская община – разновозрастная, рядом с пожилыми – совсем молодые люди:

– Это Сережа – мы с ним вместе сюда впервые приехали, когда здесь еще разруха была. А это Саша с Таней Раковы, супруги, – они на клиросе.

Саша, оказывается, зарабатывает на жизнь столярным ремеслом. А здесь – просто незаменим. Как и каждый, наверное… А еще на клиросе сегодня помогали гости – прихожане Успенского храма, в котором отец Александр служил прежде. Впрочем, они против того, чтобы их называли гостями: «Мы же все свои!»

Они против того, чтобы их называли гостями: «Мы же все свои!»

Служба уже закончилась, но прихожане не разошлись. Это тоже традиция: после субботней или воскресной литургии – совместная трапеза. Шеф-повар тоже свой и тоже совершенно безмездный – Людмила Халилова: «Батюшка благословил, вот я и готовлю трапезу», – видно, что ей это в радость.

– Отец Александр, – спрашиваю я, – у вас очень добрый, открытый приход. Это само получилось или было как-то запрограммировано?

– Что вы! Разве я могу взрослых людей воспитывать! Они сами такие.

Прихожанка:

– Марина! Мы хотим, чтоб у нас был большой-большой приход! Чтобы все к нам ходили.

Спрашиваю, как сложилась традиция читать и петь акафист перед литургией. Отец Александр:

– Когда я был еще алтарником в храме Воскресения Христова, настоятель, протоиерей Александр Милованов, меня благословил – в субботу приходить в храм и до начала службы читать акафист перед иконой Божией Матери. И как-то очень умиляло меня это… Люблю я молитву Ей; большую помощь и заступничество получаем мы от Нее. И здесь я предложил это прихожанам, и они с радостью согласились, потому что тоже Ее любят.

– Батюшка, я знаю, что вы не с юных лет в Церкви, что к священству пришли не сразу. Кто вы по профессии?

– Энергетик, монтажник-высотник. Высоковольтные линии строил. В 2002-м году, в 33 года, впервые пришел в храм – в Свято-Троицкий собор в Саратове. Там служил тогда отец Геннадий Беляков, ныне покойный. Он выслушал меня с большой любовью, и слова его запомнились мне на всю мою последующую жизнь: «Если бы у меня была таблетка от всех твоих бед и проблем, я бы тебе ее сейчас дал. Но такой таблетки у меня нет. В Церкви есть таинства Исповеди и Причастия – приходи завтра». Так я впервые исповедовался и причастился Святых Таин. С 2009 года алтарничал в Новоузенске, где тогда жил – в храме Святой Великомученицы Екатерины, у отца Александра Милованова. Приезжал из командировок и спешил на службу.

Решение послужить Христу в священном сане пришло через несколько лет после первой Исповеди. В январе 2016, в 47 лет, епископом Покровским и Николаевским Пахомием Александр Ермошин был рукоположен во диаконы, в марте того же года – во иереи; семинарию закончил в 2018-м. Отец Александр прост, немногословен, он отвечает на мои вопросы кратко… но очень емко, на самом деле.

– Не трудно было в позднем уже возрасте перешагивать такой порог, брать билет в один конец?

– Трудно. Но Господь укрепил.

– А что самое трудное сейчас, в сегодняшнем вашем служении?

– Бороться со своими страстями.

– А самое радостное?

– Видеть счастливые глаза прихожан. Помогать им. Когда кому-то чем-то удалось помочь, это самая большая радость. Но это не моя заслуга, конечно, это воля Божия.

И тут опять вмешивается прихожанка:

– Когда вы приезжаете, мы так к вам бежим…

– Да, это меня очень… – тут отец Александр не находит подходящего слова, – в общем, я не могу к этому привыкнуть – к тому, как они меня встречают, как они провожают меня, когда я уезжаю.

– Вы, помимо всего прочего, еще и воспитатель в православном детском лагере «Гардарика». А чем юные прихожане отличаются от взрослых, в чем их особенность?

– Дети искренни, открыты, у них нет еще привычки ко греху, внутреннего компромисса с ним. Они могут, конечно, оступиться, но могут глубоко раскаяться на Исповеди. В наших детях очень много любви, сострадания – если они видят малыша, который расплакался просто от того, что соскучился по маме, – они сразу ищут, чем его утешить, могут отдать ему какую-то дорогую для них вещь. Вот эта жертвенность меня в детях очень трогала.

Я слушаю отца Александра, слушаю прихожан – и думаю, что это, может быть, характеризует всю анисовскую общину: у них тоже нет привычки. Привычки к церковной жизни (хотя многие из них в ней давно), привычки друг ко другу… Они уже не дети, но их восприятие свежо, как у детей, и такова же их вера.

Да, сегодня здесь, в храме, не так много людей, если сравнить со всем населением поселка при станции, но все, что я увидела и услышала здесь, вселяет надежду: «большой-большой приход» со временем будет.

Богослужения и святыни «Уральских Кижей»

Молитвы в храме читаются по субботам и воскресеньям (утренняя литургия) и в церковные праздники. В последний день Пасхи разрешают ударить в колокола.

Сюда нередко приезжают паломники из Пласта, Борисовки, Магнитогорска и Челябинска. Некоторые заглядывают проездом — деревянная постройка хорошо видна с трассы «Южноуральск-Магнитогорск». Места хватает всем: церковь вмещает 300 человек.

В храме можно приложиться к мощам Петра и Февронии и других православных святых. Также здесь хранится список с древней иконы Божие Матери «Скоропослушница». Оригинальный чудотворный образ находится на горе Афон.

Крыльцо и лестница, © Полина П

История

Мочище — это железнодорожная станция в Новосибирской области, которая появилась на карте России по причине строительства Транссибирской магистрали. Для размещения людей, выполнявших работы по строительству и обслуживанию объекта, были построены бараки вдоль дороги. Постепенно станция Мочище разрасталась по мере приезда новых людей. Судьба одной семьи имеет отношение к открытию в Мочище храма Пресвятой Богородицы в честь иконы Послушницы.

Идашины приехали в населенный пункт Мочище в 1903 году из Симбирской губернии. Для проживания ими был построен просторный дом вблизи пересечения железнодорожных и автомобильных путей. По меркам властей 1930 года семья Идашиных была признана зажиточной, в связи с чем была полностью раскулачена и дом был передан простолюдину. Но размеры постройки были большие и поэтому здание решили передать под начальную школу, которая оставалась в помещении до 50-х годов, когда для детей была построена каменная школа.

Дом Идашиных остался пустым, но со временем был разобран до основания. Через несколько лет на пустыре решили построить ясли-сад. Возвели два сруба. Получилось просторное помещение, которое отказывались брать на баланс местные организации в качестве детского учреждения. Бесхозным здание простояло до 1974 года, пока не было отдано под аптеку.

В 1991 году жители станции Мочище наблюдали чудесное явление — с восточной части к центру станции приблизились лучи, которые переливались разными цветами, напоминающими радугу. Необычный свет остановился именно над зданием аптеки. Местные жительницы приняли это явление как знак для основания храма для верующих жителей.

Женщины, мечтавшие об открытие церкви в Мочище, занялись вопросом разрешения на передачу аптечного здания под храм. Благословение на открытие церкви дал владыка Тихон, являвшийся архиепископом Новосибирской епархии. Это событие совпало с православным праздником почитания иконы Пресвятой Богородицы Скоропослушницы (22 ноября 1993 года), что и послужило поводом для наименования церкви.

За разрешением использовать помещение аптеки под храм иконы Скоропослушницы жители ездили в Новосибирск, обивали пороги местной администрации, собирали подписи людей, которые были согласны на строительство церкви в Мочище. В итоге положительный результат был получен и с помощью материальной поддержки местных жителей, организаций начались ремонтные работы.

В 1994 году архиепископ Тихон Новосибирский благословил открытие церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы Скоропослушницы.

В 1995 году храм на станции Мочище Новосибирской области посетил отец Александр Новопашин и передал в дар храму икону Скоропослушница, с которой через некоторое время произошло чудо. Икона имела невзрачный, потертый вид из-за своего возраста. Но благочинный отец сообщил прихожанам, что имеет надежду на то, что в храме икона засияет новым светом. Самообновление иконы Божьей Матери Скоропослушницы произошло через несколько месяцев в 1996 году в день Крещенского сочельника.

Постепенно церковь в честь иконы Скоропослушница обустраивался. К основному зданию пристраивалась колокольня, книжная лавка, трапезная, Воскресная школа и другие подсобные строения. В 2005 году на колокольню был установлен купол и крест. Это событие было отмечено таинственным явлением, — в небе над храмом прихожане наблюдали радугу, которая появилась 18 марта. Это явление подтвердило правильность намерений верующих со станции Мочище об открытии храма в своем населенном пункте.

Фотографии

Для общего представления о храме на станции Мочище в Новосибирской области и о святынях церкви можно изучить следующие фотографии здания святыни, почитаемой у местных верующих и паломников:

Святыни храма

Жители Мочище, близлежащих населенных пунктов, гости из других городов и регионов России посещают храм, чтобы помолиться и прикоснуться к двум святыням прихода:

  • Икона Пресвятой Богородицы Скоропослушница, почитаемая православными верующими, как святыня, помогающая всем, кто просит Богоматерь от чистого сердца. В храме на станции Мочище, расположенном недалеко от Новосибирска, находится список с чудотворного образа Пресвятой Богородицы Скоропослушницы на Афоне.

  • Икона Пресвятой Богородицы Иверская почитается как образ, источающий миру и несущий вокруг особое благоухание. Помогает всем просящим в избавлении от всякого рода болезней.

Есть в храме и другие святыни: св. Николая Чудотворца, образ Спаса-Вседержителя, Иисус Христос в терновом венце, икона Серафима Саровского.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]