Стослов духовных созерцаний и пастырских поучений Патриарха Сербского Павла


Биография

Родился Гойко Стойчевич в начале Первой мировой войны — 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы, которое в то время было частью Австро-Венгерской империи. Родители его были простыми крестьянами — отец, серб по национальности, отправился на заработки в Америку, но вернулся оттуда с туберкулезом и умер, когда мальчику едва исполнилось три года.

Мать была хорваткой и, оставшись после смерти мужа с двумя маленькими детьми, вышла замуж во второй раз, но во время третьих своих родов скончалась. Воспитывали Гойко и его брата родная тетка и бабушка, впоследствии он будет вспоминать свою любовь к тетке как любовь к матери, та любила племянника безмерно.


Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)

Мальчик рос крайне болезненным, поэтому ему разрешили получать образование, в отличие от брака, который с детства выполнял тяжелые крестьянские обязанности. Семья была крайне религиозная, поэтому дети сызмальства посещали воскресную школу, учили Закон Божий. Позже он говорил, что именно сиротство помогло ему с раннего детства обратится к Своему Отцу Небесному.

Успехи Гойко в начальных классах и средних (город Тузла) подтвердили способности ребенка к наукам, поэтому он был отправлен учится дальше — следующей ступенью стала гимназия города Белграда. Именно там открылись способности будущего пастыря к точным техническим наукам, но несмотря на них, семья настояла на духовном образовании и после окончания школы он поступает в семинарию в Сараево, где постигает Закон Божий полных шесть лет.

Желание Гойко стать богословом и священником было не твердое, он плохо запоминал информацию наизусть, поэтому обучение Катехизису было сложное и тяжелое. В итоге, не определившись с дальнейшим выбором, он поступает на медицинский факультет в Белгородском университете, но через время, осознав свои желания, все же переводится на богословский, где вскоре успехи позволяют занять должность старосты.

Вторая мировая война

Гойко заканчивает университет уже во время войны в 1940 году и работает секретарём Воислава Янича (министра церковных дел). Как только немцы начали наступление, он оставляет работу секретаря и устраивается военным медиком, однако наступление немцев и хорватских усташей заставляет бежать юношу из Славонии в Белград, как и других сербов.

В этот период он теряет брата — того убивают в родной деревне усташи. Приехав в столицу, Гойко устраивается прорабом на стройку — расчищает вместе с другими завалы и руины города. Слабое здоровье и бесконечные оккупации приводят Гойко в Овчарско-Кабларское ущелье, где располагался монастырь Святой Троицы, принимавший всех беженцев.

Врачи, осмотревшие мужчину там, обнаружили туберкулез и предположили скорую смерть в течение 3 месяцев. Однако у Господа были другие планы — Гойко выздоравливает и вскоре начинает давать уроки Закона Божьего детям и взрослым.

Кому не страшны полуголые

В Патриархии часто вспоминают один разговор между патриархом и дьяконом (который всюду его сопровождал) перед отъездом на службу в церковь на Бановом холме. – Как поедем, на машине? – спросил диакон, «подсказывая» ответ. – На автобусе! – решительно ответил патриарх. А день обещал быть жарким. Дьякону страшно не хотелось ехать городским транспортом. – Далеко, в автобусе душно, давка…- старался уговорить патриарха дьякон. – Поехали! – кратко и твердо отвечал Его святейшество, уже шагая вперед, решительно, со звоном, ударяя жезлом по асфальту. – Но… – семеня за ним, находчивый дьякон выдвинул новый, как ему казалось неопровержимый аргумент – Ваше Святейшество, лето, многие идут купаться на Аду Циганлию (белградский пляж), в автобусах полно полуголых людей…не удобно.. Патриарх на минуту остановился, повернулся к своему помощнику и сказал: – Знаете, отче, каждый видит то, что хочет!

Церковное служение

Жизнь при монастыре (вначале на Овчаре, а после в Вуяне) и чудесное выздоровление повлияла на мужчину, и он принял решение посвятить Богу свою жизнь: в 1948 году он принимает постриг в монахи и получает новое имя — Павел.


Отец Павел на богослужении

Насельник Павел служил 1949-1955 гг. в монастыре Рача, параллельно обучаясь в Призренской семинарии (1950-1951гг.). Сан иеромонаха он занял в 1954 году, однако на семинарии Павел не останавливается и в 1955 году становится аспирантом кафедры Литургики факультета Богословия в Афинах и получил там степень доктора богословия.

После завершения обучения его рукополагают в сан архимандрита, при этом он уже тогда был известен своей кротостью и острым умом, а также любовью к людям. Благодаря своему скромному поведению, образованию и мудрости Синод Сербской Православной Церкви принимает решение избрать его епископом Рашко-Призренским, для несения постоянной службы в Косове и Метохии.

Во время этого Павел находился в паломнической поездке в Иерусалим, а после назначения регулярно совершал подобные поездки со своими подопечными на Афон и Святые места. Рукополагал на епископство архимандрита патриарх Викентий в Призрене.

Сразу начав работу, епископ занялся возведением новых храмов, реконструкциями уже имеющихся и стремился сохранить и вернуть былой почет православным святыням своей епархии. Прихожане храмов Косово и Метохии с теплом отзывались о своем епископе, отмечая постоянную и кропотливую работу, заботу о верующих.

Епископа занимало все — он мог самостоятельно чинить замки в храмах, не гнушаясь обычной работой, а мог вести лекции в Призренской семинарии по пению, писал научные работы. Постоянно посещал разные приходы, не пользуясь автомобилем — священника часто встречали прихожане в обычном городском транспорте или на улицах.


Отец Павел отличался кротостью и скромностью

Живя в смешанном районе, где постоянно шла борьба между сербами и хорватам, епископ часто выступал в ООН по вопросу о межэтнических проблемах и отношениях, прося повлиять и решить эти проблемы. Многочисленные свидетели утверждают, что постоянная борьба за национальные права жителей и стремление епископа их прекратить привела к угрозам ему лично от албанцев.

Важно! Сам Павел никогда не жаловался и не доносил об угрозах в государственные органы, хотя обращения близких также не возымели никакого действия. Просьбы в ООН о вмешательстве также не были услышаны.

Все долгие 34 года, которые епископ Рашко-Призренский провел в многострадальных Косове и Метохии, он стремился возродить там истинную православную веру, которая серьезно пострадала от двух мировых войн, многочисленных оккупаций и безбожной пропаганды коммунистов. Аскетизм епископа, безграничная любовь к людям и миру сделал его одним из самых известных и уважаемых священников Сербской православной церкви.

«Смотрите, Патриарх!»

Однажды, когда патриарх Павел возвращался на трамвае в Патриархию, случилось невероятное. В переполненном трамвае, ехавшем к главному городскому вокзалу, кто-то воскликнул: «Смотрите, Патриарх!» и стал пробиваться к нему под благословение. За ним двинулись и другие, началась давка.

Тогда водитель остановил трамвай и потребовал, чтобы все, кроме патриарха, вышли на улицу. Оставив открытыми только одни двери, сказал: «А теперь по одному…» Люди построились и так, по одному, подошли под благословение.

Что зависит только от нас

Патриарх Павел говорил: «Мы знаем, что никто нас не спрашивал, хотим ли мы родиться или нет, хотим ли от этих или других родителей, в этом или ином народе, в той или другой духовной обстановке. Но будем ли мы жить и поступать по-человечески, это, верьте, зависит только от нас.

Я не знаю, было ли так важно для святых апостолов, кто из них будет сидеть рядом с Иудой, а кто не будет, однако знаю, что для них было важно, кто станет Иудой, а кто нет. Принцип этот должен быть важен и для меня, и для вас, а с кем рядом будем мы сидеть в трамвае, у нас не всегда есть возможность выбирать. Но кем будем мы сами, людьми или нелюдями, зависит от каждого из нас».

Лучшие люди в Белграде

Один гуляка, любивший коротать время в ресторанчике «Знак вопроса», что напротив Патриархии, как только видел, что патриарх Павел идет мимо, всякий раз бежал за благословением. И однажды, заикаясь сказал:

– Ваше Святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде! Патриарх, видя, что тот не вполне твердо стоит на ногах, ответил: – Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то становимся хуже всех. Конечно, патриарх не пил. Просто умел выразиться так, чтобы, словно беря на себя часть греха этого человека, его не осудить, а предостеречь.

Про отношения с Богом

«Молитва и есть наш разговор с Богом, с нашим Отцом Небесным. В Евангелии говорится, что Христос, Сын Божий, уединялся и молился. Это был разговор Сына с Отцом. Бог разговаривает с нами через Св. Писание, а мы должны отвечать Ему в молитве. Иначе что это за отношения, что за семья, в которой сыну нечего сказать своему Отцу?»

«Без милостыни и сострадания к другим мы не сможем спастись потому, что мы все, человечество – единое тело».

«Гордый человек искренне считает, что Бог ему должен, а не наоборот».

«Есть возможное, есть невозможное, и есть то, что ты должен. Чувство долга и его исполнение – вот главное».

До последнего вздоха

Патриарх Павел оставался Предстоятелем Сербской Церкви до самой своей кончины. Даже когда он был тяжело и предсмертно болен, Священный Синод решил не избирать нового главу Сербской Церкви — настолько невыразимо нужен был всем — и священникам, и мирянам — этот изможденный старец, тихо угасавший в те дни в госпитале Военно-медицинской академии. Патриарх — и просто человек, в жизни которого исполнились его собственные слова: «Когда человек рождается в мир, все радуются, а он один плачет. Но нужно прожить жизнь так, чтобы по кончине человека все о нем плакали, а он один радовался». И все действительно плакали — о той совершенной простоте хрис­тианства, которую, может быть, никто уже в их жизни не явит им в такой силе и глубине.

«Или как люди, или пусть нас не будет» — в этой присказке Патриарха Павла, одной из его любимых, отразилась, пожалуй, вся его душа. И тот образ жизни, который он вел и который порой для людей, приходящих в Церковь и не желающих в Церкви меняться, является той самой правдой, которая колет глаза. Но меняться — так, чтобы стать не просто ревнителями церковных обрядов, но и по­настоящему стать людьми — все равно придется. И слава Богу, если кто-то придет к этой мысли, прочитав биографию одного из праведников нашего времени. Человека, жившего так, как говорил, и говорившего так, как жил, — явившего пример удивительной цельности в нашу эпоху.

eparhia-saratov.ru

Внутреннее состояние отражается на других

«В добродетели нужно расти непрестанно, нужно достичь порога – «не могу грешить». Это глубинный внутренний процесс, конечно, передается и вовне.

Вот иногда человек просто мимо пройдет, а вам как-то легче, теплее, а почему – не знаете. И, наоборот, рядом с другим вам вдруг не по себе. Так люди «сигналят» друг другу о своем внутреннем. Можно приободриться, а можно заразиться.

После физической смерти существуют степени блаженства. Для роста человека в Боге, добре – нет преград».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]