Сретенский монастырь: история и современная жизнь обители


Древнейшая православная обитель в центре Москвы — Сретенский монастырь. В 1612 году он не последнюю роль сыграл в избрании на царство Михаила Романова, предоставив кров народному ополчению во главе с Дмитрием Пожарским. А в советские годы невольным насельником обители стал Лука Войно-Ясенецкий — заключенный сидел во внутренней тюрьме на Лубянке. Эти и другие подробности — в нашей статье.

Адрес Сретенского мужского монастыря в Москве

Адрес обители: ул. Большая Лубянка, стр. 19.

Метро

Неподалеку находятся станции:

  • «Чистые пруды»;
  • «Сретенский бульвар»;
  • «Кузнецкий мост»;
  • «Тургеневская»;
  • «Трубная площадь»;
  • «Лубянка»

Как добраться:

  1. От м. «Лубянка» и «Кузнецкий мост» можно пройти пешком или доехать на автобусе с633 до ост. «Сретенские ворота».
  2. От м. «Чистые пруды», «Сретенский бульвар» и «Тургеневская» дойти можно только пешком, следуя по Сретенскому бульвару в сторону Большой Лубянки.
  3. От м. «Трубная площадь» тоже пешком вдоль Рождественского бульвара до Большой Лубянки.
  4. Те же, кто приезжает в столицу на электричке и попадает на Площадь трех вокзалов, могут воспользоваться маршрутом автобуса с633. Автобус следует от Комсомольской площади. Выйти нужно на остановке «Сретенские ворота».

Сретенский монастырь: часы работы

Для прихожан и паломников, а также для многочисленных туристов, желающих побывать в этом благодатном месте, двери обители открыты ежедневно с 7 до 20 часов.

Расписание богослужений

В будние дни утренние службы начинаются, как правило, в 8 часов утра. В дни воскресений и великих праздников – на час раньше. В воскресные дни здесь проходят две Божественные литургии – Ранняя (в 7.00) и Поздняя (в 10.00).

Вечернее богослужение начинается обычно в 18.00.

Расписание начала служб можно уточнить на сайте обители: Расписание богослужений (monastery.ru)

Престольные праздники Сретенского монастыря

Ежегодно 8 сентября в монастыре с торжественностью отмечают Сретение Владимирского образа Богоматери – событие, в память о котором и возвели много столетий назад благодарные москвичи данную обитель.

Престольное богослужение в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре 8 сентября 2022 года. Фото Анатолия Горяинова

В старинном Сретенском соборе имеется нижний храм Воскресения Христова. Кроме него в соборе есть предел Рождества Иоанна Предтечи – события, празднующегося 7 июля, и новый предел в честь подвижницы V в. прп. Марии Египетской, аскетические труды которой Церковь прославляет 14 апреля, а также в пятую неделю Великого поста.

Второй собор обители также включает в себя два храма. Верхний посвящен Воскресению Христову и новомученикам, трагический жизненный подвиг которых православные чтут либо 7 февраля, если эта дата выпадает на воскресенье, либо в ближайшее воскресенье к этому дню. Нижний храм собора посвящен св. Иоанну Предтече и Двенадцати апостолам, собор которых отмечают 13 июля.

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Фото Ирины Мосиной

Как добраться до монастыря

Монастырская территория находится в 1,5 км к северо-востоку от Московского Кремля. За 15 минут до нее нетрудно дойти пешком от станций метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сухаревская», «Цветной бульвар», «Трубная», «Лубянка» или «Кузнецкий мост». До монастыря также можно доехать на автобусах № Н6, М2 и М9. Выходить нужно на остановке «Сретенские Ворота».

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 5.00 [2 Голоса (ов)]

← МОНАСТЫРИ МОСКВЫМОСКВА →

История Сретенского монастыря

В середине XII столетия здесь располагались сельские пашни. Владельцем их был боярин Семен Кучка (или, как иногда его именовали, Кучок), потому и прозвали окрестные жители данную местность Кучковым полем.

Когда Москва разрослась, здесь стали собираться горожане. На этом месте они выслушивали княжеские указы, правили суд, выбирали тысяцких. И когда в конце XIV в. монгольский завоеватель Тамерлан, разорив рязанские земли, двинулся на Москву, на Кучковом поле вновь собрался весь город.

Богоматерь Владимирская с 64 клеймами «Повести на сретение иконы Богоматери Владимирской»

Здесь же 26 августа 1395 г. горожане во главе со святителем Киприаном встречали чудесный лик Владимирской Богоматери, который на руках переносили сюда из Владимира, чтобы защитить город от несметных Тамерлановых полчищ. Доктор наук Наталья Нарочницкая поясняет:

«Десять дней шел тогда крестный ход, и весь люд молил коленопреклоненно о спасении Руси, Веры и Церкви. Записи того времени рассказывают, что, когда пришла в Москву икона, «весь град изыди для сретения ея». И до сих пор светские историки не могут найти объяснение, почему Тамерлан через сутки снял свой лагерь и отправился восвояси. По Преданию же, ему явилась Богоматерь — «Великолепная Жена в окружении ангельского войска», и строго приказала остановится и уйти. Так трактует это церковная история».

В 1397 г. на месте сретения лика Небесной Заступницы благодарными жителями Москвы был воздвигнут этот удивительный монастырь.

Церковь Марии Египетской. Вид со двора Сретенского монастыря 1923 г. Церковь «что на Кучковом поле» — 1385 года, была древнее монастыря. В 1883 году её корпус обтянули связями для крепости строения. В 1930 году древнейшую постройку сломали.

21 мая 1521 г. в городе проходил еще один знаменитый крестный ход с Владимирским образом Богоматери, запечатленный в церковных архивах. В тот год крымский хан Мехмед I Герай (Гирей) пожелал возобновить получение дани с Московского государства, как это было во времена Золотой Орды. К нему присоединились враждующие с Русью литовцы, и общая численность вражеского войска достигла ста тысяч человек.

Интересный факт

Летописи того периода сохранили свидетельства о двух видениях: святому Василию Блаженному и некой незрячей монахине из Вознесенской обители. Им было явлено, как московские святители из-за неблагочестия жителей выносили из города Владимирскую икону, и только лишь по слезным прошениям св. Варлаама Хутынского да прп. Сергия Радонежского они вернули чудотворный лик обратно. Молва об этом дошла до митрополита и великого князя Василия III, вследствие чего решено было созвать крестный ход и отслужить молебен в Сретенской обители.

Небесная Владычица заступилась за горожан, и хан Мехмед I Гирей отступил от стен Москвы. Он повернул свои полчища на Рязань, где его встретило хорошо укрепленное и вооруженное пушками ополчение. После неудачного похода хан вынужден был навсегда покинуть русские пределы.

В храме-музее святителя Николая в Толмачах

В наши дни дивный лик Богоматери, спасший Москву от иноплеменного нашествия, находится в домовом храме Третьяковской галереи – церкви св. Николая в Толмачах. Святыня защищена непробиваемым киотом, внутри которого поддерживаются постоянные температура и влажность.

В Смутное время в Сретенской обители располагался штаб русского ополчения во главе с Дмитрием Пожарским. Получившему ранение в битве с неприятелем князю оказали здесь помощь. А после освобождения государства от польских завоевателей в стенах этого святого места встречали первого царя из рода Романовых – Михаила Феодоровича.

После Отечественной войны 1812 г. решено было вновь освятить поруганные московские святыни. Первым заново освященным московским храмом стал древний Сретенский собор.

Советские годы

В годы богоборчества сыграло роль месторасположение обители. Поскольку она находилась на Лубянке, то после упразднения в 1926 г. ее строения почти сразу же перешли в распоряжение органов госбезопасности.

Сретенский монастырь 1957 г. Москва, ЦАО, Мещанский район

Владыка Тихон (Шевкунов) рассказал:

«Вы знаете, что отец Иоанн Крестьянкин тоже был насельником Сретенского монастыря? Патриарх Сергий, святитель Лука Войно-Ясенецкий, отец Серафим Тяпочкин, патриарх Тихон — все они насельники Сретенского монастыря, потому что все они сидели здесь во внутренней тюрьме на Лубянке».

Восстановление обители началось в 1993 г. Храм в ту пору был заброшен, он даже не был отделен оградой от проезжей части. С 1994 г. на данной территории проходила непрерывная стройка: перестраивали братские корпуса, трапезную, здание семинарии.

Владыка Тихон вспоминал об этом:

«Мой духовник, отец Иоанн Крестьянкин, однажды благословил мне делать подворье Псково-Печерского монастыря, где я начинал служить, в Москве. Начали подбирать храм. Отец Иоанн сказал: «Большие храмы не бери. И первые два тоже не бери. Вот будет третий, его и возьмешь!» Мне показали большой храм в Измайлово, потом еще один, а потом «храмик» в бывшем Сретенском монастыре. Я тогда ничего не знал об истории этого места…

Приезжали и помогали все, кто только мог. Постепенно стали собираться послушники, начались постриги. Вначале была одна маленькая комнатка, потом присоединилась еще одна. А потом монастырь стал постепенно обретать те очертания, которые сейчас он имеет. Монастырь у нас самый маленький, но самый плотный по населенности».

Настоятели (наместники) Сретенского монастыря

Настоятелем является иеромонах Иоанн (Лудищев), с 25 августа 2022 г., выполняющий данное послушание по указу святейшего патриарха. В Сретенском монастыре он трудится с 1999 года.

В свое время обитель возглавляли также митрополит Тверской и Кашинский Амвросий (Ермаков) (до лета 2022 г.) и митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) (до весны 2022 г.)

Монастырь на новом месте

В XVII веке из-за возведения каменной стены Китай-города обитель перевели в ту часть Москвы, где она располагается сегодня. Все началось со строительства каменной часовни, но монастырь быстро разросся. Он получал щедрые пожертвования из царской казны, поэтому за короткое время здесь выросли храмы и братские корпуса.

Потом ситуация изменилась. В 1737 году в центре города случился сильный пожар, и огонь уничтожил несколько монастырских зданий. В 1764 году российская императрица Екатерина II провела церковную реформу. Обитель объявили заштатной, прекратили финансирование из казны, и разрешили жить в стенах монастыря не более чем семи монахам.

В XIX столетии московские митрополиты предприняли немало усилий по возрождению монастырской жизнь. Когда началась война с французами, в монастыре ежедневно проходили церковные службы, а в день Бородинского сражения из обители провели многолюдный крестный ход. Потом в монастырь привезли раненых русских солдат. Больных выхаживали, а те, кто умирал от ран, находили последний приют на кладбище монастыря.

К началу прошлого века обитель была широко известна, благодаря великолепным колокольным звонам. На монастырской территории существовали гостиница для паломников и церковно-приходская школа, а на здешнем кладбище хоронили представителей известных дворянских родов.

С приходом советской власти старинный монастырь закрыли не сразу. В начале 1920-х годов из храмов вывезли всю ценную богослужебную утварь, серебряные оклады и старинные иконы. Настоятеля монастыря епископа Иллариона арестовали и этапировали в ссылку под Архангельск. Потом его вернули в Москву, но вскоре опять заключили под стражу, судили и отправили на Соловки.

Монастырь ликвидировали в 1926 году. В стране шла активная антирелигиозная кампания, и были уничтожены все монастырские храмы, за исключением Сретенского собора.

Верующие очень сожалели об утраченной церкви Марии Египетской — одной из самых древних в Москве.

Чтобы добротное здание бывшего собора не пустовало, его приспособили под общежитие для сотрудников НКВД. Потом в храме располагался гараж, а после него — мастерские реставраторов. В 1950-е годы на бывшем монастырском некрополе, где находились могилы участников войны 1812 года, выросло здание средней школы.

С 1958 по 1962 год фасады Сретенского храма отреставрировали. Тогда церковь еще не была восстановлена в правах, поэтому на обновленном храме не установили православные кресты. До 1990 года внутри храма находились реставрационные мастерские, и посторонних в здание не пускали.

В начале 1990-х годов старинный собор вернули верующим. Поначалу его сделали приходским, и здесь собирались члены возрождающейся церковной общины. Спустя два года храм получил статус подворья знаменитой Псково-Печерской обители.

Собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения

Летом 1996 года на базе собора восстановили мужской монастырь. Постепенно на территории появились колокольня и ограда. А с 1999 года в обители открыли училище, которое вскоре переросло в духовную семинарию.

Жизнь сегодня

О сегодняшней монастырской жизни митрополит Тихон рассказал следующее:

«Само расположение монастыря диктует наше послушание. В первую очередь, это духовническая деятельность. У нас 26 священников, которые исповедывают огромное количество людей. Исповедь в субботу и воскресенье у нас может длиться до глубокой ночи. Второе послушание — просветительское. Наш интернет-сайт «Православие.ru» каждый день посещает более ста тысяч человек».

На территории монастыря расположена семинария. Изначально ее организовали здесь для того, чтобы не отправлять иноков, в трудах которых нуждалась обитель, на обучение в Троице-Сергиеву лавру. Сейчас здесь обучается около 250 студентов, помогающих и в проведении богослужений, и в хозяйственных работах. Трудятся будущие служители и в подсобном хозяйстве монастырского скита.

Здесь созданы Просветительский и Молодежный центры, курсы катехизации. Имеется воскресная школа.

Святыни обители

Особенной реликвией является точная копия Туринской плащаницы, пребывающая здесь по благословению патриарха Алексия II.

Здесь имеется частица Животворящего Креста Господня, на котором распяли Искупителя.

В 1995 г. при входе установили Поклонный Крест, созданный скульптором В. Клыковым, в память о проводимых на этой территории расстрелах христиан.

Мощи, иконы

До революции главной ценностью обители считался список с Владимирской иконы Богородицы, созданный в 1514 году. Сегодня этот образ перенесен в храм Христа Спасителя. В монастыре же в настоящий период находится другой чтимый список. Он был создан в XIX в. и принадлежал старцу Псково-Печерской обители архимандриту Иоанну Крестьянкину. Эта икона – его благословение трудящимся над воссозданием данного места. Владыка Тихон (Шевкунов) пояснил:

«Это икона из его келии. Это икона, перед которой отец Иоанн молился, по крайней мере, три десятилетия».

Еще одной уникальной реликвией являются мощи свмч. Иллариона (Троицкого) – выдающегося богослова, настоятеля Сретенской обители в эпоху революционных перемен, соратника патриарха Тихона. Владыка прошел тюрьмы, Соловецкий лагерь и погиб в 1929 году. Над ракой с честным телом подвижника изображен его лик в окружении иных новомучеников. Владыка Тихон поделился воспоминаниями:

«В период моего воцерковления это был мой самый любимый, наряду с патриархом Тихоном, святой. Какой он веселый, мужественный! Какой он никогда не унывающий, непоколебимый, и, в то же время, не гордый. Удивительнейший человек! Прекрасно образованный. Вся жизнь священномученика была связана с Москвой. Здесь он родился, учился, был епископом. Он хотел был здесь… Мы служим братские молебны перед его мощами, которые перенесены сейчас в новый собор. А раку мы утвердили на камнях из Соловецкого монастыря, которые были ступенями Преображенского собора, по которому поднимались мученики, когда шли в этот собор».

В 2004 г. сюда привезены из Греции мощи прп. Марии Египетской. Они установлены в пределе подвижницы в Сретенском соборе.

Мощи Марии Египетской в Сретенском монастыре

Здесь имеются реликварии с частицами мощей многих угодников: Андрея Первозванного, Георгия Победоносца, Ефрема Сирина, Николая Чудотворца, Серафима Саровского, патриарха Тихона и иных подвижников благочестия.

Храмы, часовни, подворья, скиты

В 1385 г. на этом месте стояла деревянная церковь прп. Марии Египетской. Именно здесь по Преданию и встретили жители города Владимирский образ. В XVI столетии на месте деревянного строения возвели здание из камня, простоявшее до 1930 г.

Снесённая колокольня Сретенского монастыря. Фотография Николая Найдёнова, 1882 год

В 2009 г. в честь преподобной праведницы освятили один из пределов церкви Сретения Владимирской иконы Божьей Матери. Иеромонах Лука (Ауле), руководитель IT-отдела обители, рассказал:

«В 1997 году мы грузили книги, и я увидел маленький акафистник. В содержании был акафист преподобной Марии Египетской. А потом мы составили ей молебен, который Милостью Божией мы служим каждый воскресный день после вечернего богослужения на протяжении уже 20 лет».

Храм Воскресения Христова и новомучеников был освящен в 2022 г. Владыка Тихон (Шевкунов) пояснил:

«Мы назвали храм в честь Воскресения Христова именно потому, что это был период возрождения Русской Церкви почти из пепла, и в честь тех людей, благодаря которым мы сохранили веру, — в честь новомучеников».

Даже в настенной росписи собора преобладает сочный зеленый цвет, символизирующий пробуждение живой природы.

Храм возвели в рекордные сроки. Владыка Тихон пожертвовал не строительство все средства от его знаменитого бестселлера «Несвятые святые». Высота строения – 61 метр. В нем несколько этажей и есть бесшумные лифты. Общая площадь храмовых фресок более 6 тысяч кв. метров. Их выполняла команда из 30 художников.

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери

Собор воздвигнут в конце XVII в. Реставраторы смогли расчистить и восстановить в нем старинные фрески, среди которых уникальная роспись 1707 г. «Христос исцеляет слепорожденного».

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери

В свое время здесь располагалось общежитие работников НКВД, и ценные произведения спасло от уничтожения лишь то, что они были заклеены обоями. Одним из мастеров, расписывающих здание, был знаменитый Леонтий Федоров – ярославский живописец, оформлявший храмы Толгского монастыря. Реставратор Алипий Балдин, трудящийся над восстановлением данного храма,проводит образное сравнение:

«Роспись – это проповедь в красках. На Руси роспись всегда была праздником для молящихся».

Роспись данного собора уникальна еще и тем, что это единственная роспись в столице, созданная в царствование Петра I.

Свято-Серафимовский скит

Скит расположен в Рязанской области, недалеко от г. Михайлова, в бывшей усадьбе фаворита Екатерины II генерала Александра Ермолова. Здесь организовано подсобное монастырское хозяйство для братии: огороды, овощные теплицы, помещения для домашнего скота и кур.

Насельникам пришлось немало потрудиться, чтобы скит приобрел ухоженный вид: обработать заброшенные колхозные поля, высадить плодовые деревья, восстановить постройки, отреставрировать историческую усадьбу. Насельники скита помогают расположенному неподалеку дому-интернату для трудных подростков.

Официальный сайт Сретенского монастыря

https://www.pravoslavie.ru/

Адрес

Москва, Большая Лубянка, 19

После того, как к власти пришли коммунисты, Сретенский монастырь в Москве долгое время оставался маяком христианской веры и, как мог, боролся с насаждаемым атеизмом. В страшные для православных христиан годы владыкой обители являлся архиепископ Илларион (Троицкий), талантливый богослов и проповедник, о печальной судьбе которого мы сообщили выше.

В начале 20-х годов обитель лишили реликвий, а затем её захватили «обновленцы» — было такое сомнительное церковное объединение. Год в монастыре хозяйствовал епископ Антонин (Грановский), затем обитель благодаря усилиям священномученика Иллариона удалось вернуть под крыло Православной Церкви, но ненадолго — в 1926 году Сретенский монастырь закрыли. Почти все его сооружения сравняли с землей — «для расширения уличного движения». Предметы церковного обихода и иконы, которые коммунисты не успели национализировать, получили свою новую прописку в музеях и организациях культуры. К примеру, икона «Воздвижение креста», которая датируется XVIII веком, до сегодняшнего дня числится в коллекции Третьяковской галереи.

На монастырских землях в XX столетии было устроено общежитие для сотрудников НКВД, которые сотнями расстреливали людей прямо в обители. Чтобы почтить память жертв советского произвола и в качестве горького напоминания, у монастыря в 90-е годы установили поклонный крест.

Власть «рабочих и крестьян» не пощадила и кладбище при монастыре, где нашли своё упокоение участники войны с Наполеоном. На его месте появилась средняя школа — учёба на костях героев. В Сретенском соборе долгое время функционировал научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря. Вначале 90-х храм вновь стал действующим. Позднее на частные средства были заново возведены ограда и звонница, по стилю напоминающие архитектуру XVII столетия. В 1996 году Сретенский ставропигиальный мужской монастырь открыл новую страницу своей летописи.

За прошедшие годы московская обитель возродилась — проведена реставрация, построено несколько зданий для монахов (их сейчас насчитывается около 40 человек), открыта Сретенская духовная семинария, студенты которой серьёзно вовлечены в дела монастыря — они живут в обители, принимают участие в литургиях, выполняют послушания.

Сретенский монастырь ведёт широкую просветительскую работу — на его землях функционирует одно из самых больших православных издательств, ведётся портал Православие.Ru. При обители организован центр по исследованию Туринской Плащаницы. Отдельного упоминания заслуживает хор Сретенского монастыря. Он числится главным в Православной Церкви и поёт на больших богослужениях, а ещё выступает с концертами по всему миру.

Скиты

В ведении обители два скита. Один, названный именем преподобного Серафима Саровского, расположен на месте восстановленной братией усадьбы Красное в Рязанской области. Поселение монахов выглядит как круглая крепость, где есть церковь, братские кельи, пасека, грядки, пруд, скотный двор.

Там же, в Рязанской области, в Михайлове, монастырь опекает местный дом ребёнка, директором которого является священник — выпускник Сретенской семинарии.

Другой, женский, скит во имя пророка Ильи, находится в Московской области.

Святыни

В монастыре хранятся: список святого образа Владимирской Божьей Матери, мощи священномученика Иллариона и других святых угодников, детальная копия Туринской Плащаницы, икона преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.

Монахи

Решившие связать свою жизнь с обителью, молятся здесь не только лишь о спасении собственной души, но и о каждом православном христианине. Поскольку ежедневно это место посещает множество богомольцев, среди насельников очень четко распределены послушания. Наместник иеромонах Иоанн (Лудищев) объясняет:

«Прежде всего это богослужебные послушания. Это послушания ризничего, следящего за тем, чтобы было облачение, храм был чистым, в надлежащем состоянии. Затем послушание благочинного, который следит за соблюдением Устава монастыря.

Экономская служба, ведающая текущими ремонтами и хозяйственными работами. Просфорня, которой у нас занимается отец Киприан. Также братия имеет возможность служить ночные литургии по своему усмотрению, ставя в известность благочинного».

В обители сложилась традиция «братских служб», на которых присутствую все насельники. Для проведения таких богослужений был выбран четверг – день, в который Господь установил Евхаристию.

Издательство Сретенского монастыря

Издание просветительской литературы – важное направление деятельности обители.Книги, отпечатанные в обители, можно найти практически в каждой приходской библиотеке.

Существует издательство с 1993 г. Главный редактор Мария Георгиевна Жукова вспоминает:

«Когда создавалось издательство, был большой духовный голод у людей. Книг было мало, а была очень большая потребность в чтении книг духовного содержания. В первую очередь молитвословов, Священного Писания, святых отцов. Издательство размещалось тогда в двух комнатках, сотрудников было мало».

Михаил Родионов, руководитель производственного отдела, также делится воспоминаниями:

«В 90-е годы в магазинах кроме протестантской Библии было очень трудно что-то купить. Люди читали «Жития святых» дореволюционного издания, Священное Писание, Лествицу. Все было с ятями и твердыми знаками. Нужно было уже что-то на русском языке, с новой орфографией. В это время и начался перевод книг со старой орфографии на новую и издательство блока святоотеческих книг. Мы много стали уделять внимания изданию детской литературы».

Сегодня здесь создают наряду с богословской и духовно-просветительской литературой, книги исторического и художественного содержания, а также энциклопедии и учебники. Каждый год выходит более 100 наименований книг различного жанра общим тиражом до 3 миллионов экземпляров.

Хор и песнопения

Во всех монастырских храмах превосходная акустика. Такого эффекта добились посредством высокопрофессиональной аппаратуры. Каждое слово церковнослужителя слышится здесь очень четко.

Монастырский хор известен не только на Родине, но и за пределами государства. И не только благодаря божественным песнопениям. В репертуаре коллектива присутствуют произведения русского фольклора, а также песни фронтовых лет. Регент хора Никон Жила поясняет:

«В этих песнях для нас заключается мысль проповеди не только внутри Церкви для верующего человека, а просто для человека. Эти песни можно назвать молитвой светского человека, ведь они о самых главных вещах: о дружбе, о вере, о чести, о любви, — о том, без чего не может и не должно жить наше общество».

Семинарский хор, как считают специалисты, звучит ничуть не хуже профессионального хора обители. Студенты также дают концерты и участвуют в богослужениях. Иеромонах Афанасий (Дерюгин), благочинный обители, поясняет:

«Все праздничные богослужения поются двумя хорами: нашим знаменитым монастырским и хором Сретенской семинарии».

Избранные песнопения хора Сретенского монастыря

Предлагаем посмотреть видео и послушать: Рахманинов. «Всенощное бдение» в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.

Просветительские курсы

Курсы открылись при обители в 2014 г. Проводят их в конференц-зале и других аудиториях Сретенской семинарии с одновременной видеозаписью, транслирующейся затем на интернет-портале. Каждую подобную запись смотрят в среднем 30000 человек.

В лекциях рассматриваются многие вопросы православных: особенности толкования Библии, тонкости отечественной догматики, история становления Церкви. Занятия проводят педагоги семинарии, священнослужители и миряне.

В Просветительском центре проводят детские курсы.Возглавляющий центр послушник Марк Сикоев поясняет:

«Мы проводим абсолютно разные мероприятия. Здесь дети могут проводить игры, встречи с преподавателями. В центре шесть студий и все они тематически оформлены так, чтобы там было очень приятно находиться. Очень большое значение уделяется творческим дисциплинам, где дети раскрываются и делают что-то своими руками».

Татьяна Расновская

Храмы монастыря

Сретенский собор

Находится в середине монастырского двора. Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г.

Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть.

В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его. Внутри сохранились фрески 1707 г., выполненные по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы.

Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.

Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.

Церковь преподобной Марии Египетской

Находилась к востоку от собора. Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет №3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.

Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в 1706 г. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас — времени Александра I.

Церковь разрушена в 1930 г. На ее месте пустырь. В 1930-х гг. при разборке храма установлено, что он построен не позже XVI в.

Храм святитель Николая Чудотворца

Храм находился в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходил на улицу Б. Лубянка — с севера от нее. Был построен по разными сведениям в конце XV — XVII вв. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д. Д. Мещанинова». В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.

Закрыт в 1924 г.; разрушен в 1928 г.

В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей».

Сейчас на ее месте пустырь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]