Почему Красное Село, которое когда-то было разбросано по стенам города Москвы, было названо «Красным»? Нет, здесь не текли реки крови (хотя о каком уголке нашей Родины можно сказать так категорично?), Не красили дома алым, и Семен Михайлович Буденный мечом не махал. Просто издревле эти места были необычайно живописными, красивыми, «красными», что местные жители могли заметить только в названии поселения. «Какая красота, сладость!» — воскликнул бы Иоанн Васильевич, проехав он Красное Село, — но вполне возможно, что был, потому что первое упоминание о поселении появилось за сто лет до рождения грозного царя. В 18 веке Красное Село оказалось в черте города, а в 19 веке сюда перенесли Алексеевский женский монастырь, который отныне стал, соответственно, Новоалексеевским, на территории которого вскоре был построен Храм Всех Святых. — один из самых необычных храмов Москвы. Но прежде всего!
Как добраться до храма?
Самый простой способ посетить Красное Село в Москве и сам храм Всех Святых — воспользоваться услугами метро.
- Ближайшая к храму станция метро — Красносельская (как видите, топонимика в этом районе очень разнообразна, главное не запутайтесь).
- От метро поверните налево по улице Краснопрудной, пройдите под Русаковский путепровод, снова поверните налево и идите в заданном направлении, пока не увидите забор из красного кирпича (снова красный!). Вуаля, вы практически у цели: справа от вас будет вход в Алексеевский монастырь, которому принадлежит Храм Всех Святых.
Свято-Боголюбский Алексиевский мужской монастырь г. Владимира Епархиальные монастыри РПЦ
В 1238 г. монастырь был сожжен татаро-монголами. Монастырь вновь был открыт в 1362 г. другом и соратником Сергия Радонежского Алексием, который был настоятелем этого монастыря, а в последствии митрополитом Киевским и всея Руси.
В 1362 г., по прибытии в обитель, митрополит Киевский Алексий поставил игуменом своего ученика Пахомия Нерехтского.
Святитель Алексий дал указ построить деревянную церковь в честь святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Первоначально при монастыре была построена в 1362 г. соборная Царе-Константиновская церковь, которая в указе Синода 1752 г. уже числилась как соборная церковь во имя святых благоверных царей Константина и Елены. Несколько лет Пахомий управлял обителью, устраивал порядок жизни, назидая братию словом и делом. Восстановив монастырские порядки, Пахомий удалился в костромские земли, где основал Троицкий монастырь в с. Сыпаново, в котором почил с миром 21 марта 1384 г. и там же был похоронен.
В 1389 г. великим князем Василием Дмитриевичем «Костянти-новскому монастырю митрополичьему и съ селы» дана несудимая грамота, а в 1391 г. митрополит Киприан «по челобитью сиротъ монастырскихъ» дал своему домовому монастырю уставную грамоту, определяющую отношения монастырских людей к монастырю. Обязанности их по этой грамоте должны состоять в следующем: «большимъ людемъ изъ монастырскихъ селъ церковь наряжати, монастырь и дворъ чынити, хоромы ставить, игумновъ жеребей весь рольи враты взгокомъ, и сеяти и пожати и свезти, сено косити десятинами и во дворъ въ везти, язъ бити вешней и зимней, сады оплетать, на неводъ ходити, пруды прудить, на бобры имъ въ осенине поити, а истоки имъ забивати, а на Великъ день и на Петровъ день приходятъ къ игумену, что у кого въ рукахъ; а пешеходцемъ изъ селъ къ празднику рожь молоти и хлебы печи, солодъ молоть, пива варить, на семя рожь молотить; и ленъ даетъ игуменъ въ село и они прядутъ и сети и дели неводные наряжаютъ; даютъ изъ селъ все люди на праздникъ яловицу; а въ которое село игуменъ приедетъ въ братщину и сенцы даютъ по зобне овса конемъ игуменовымъ».
В 1478 г. митрополит Геронтий дал Константино-Еленинскому монастырю несудимую грамоту, по которой его (митрополита) наместники и тиуны «не въ езжаютъ и не высылаютъ къ архимандриту того монастыря ни почто, ни судятъ его, ни его чернцовъ, ни черницъ, ни слугъ монастырскихъ, ни христианъ, а судить и ведаетъ самъ архимандритъ; архимандрита же судитъ самъ митрополитъ».
В 1504 г. великий князь Иоанн III Васильевич подтвердил «Константино-Оленинскому» монастырю с его селами несудимую грамоту, по которой княжеские наместники и волостели игумена, священника и старцев монастыря и монастырских людей «не судятъ ни въ чемъ опричь душегубства и разбоя». В это время, по указанию данной грамоты, монастырю принадлежали села: Суромна, Константиновское (село Доброе) и деревня Пенки.
В начале XVII в. Константино-Еленинский монастырь не избег Литовского разорения, подобно Боголюбову монастырю.
В 1694 г. этому монастырю кроме села Доброго принадлежала деревня Суромна, да «въ Володимере внутри городе противъ Рожествена монастыря монастырской осадной дворъ да монастырская мельница на речке Сунгире».
В 1715 г. архимандрит Дионисий. В 1721 г. по ветхости зданий и скудности средств содержания Константино-Еленинский монастырь был упразднён и приписан к Боголюбову монастырю, но в 1727 г. по просьбе братии опять восстановлен и оставлен на прежнем основании под управлением игуменов.
По штатам 1764 г. монастырь сделан второклассным с настоятелем архимандритом.
Архимандритом Константино-Еленинского монастыря Авраамием было начато возведение пятиглавой каменной Константино-Еленинской церкви.
В 1775 г согласно указу Святейшего Синода, за ветхостью зданий Константино-Еленинский монастырь был окончательно упразднён и братия его переведена в Николо-Волосовский монастырь, с настоятелем, братиями и церковной утварью, отчего тот иногда именовался Цареконстантиновским Николаевским монастырем.
Обитель была закрыта, храм был передан общине села Доброе.
В начале XIX в. Константино-Еленинская церковь была достроена, в 1865 г. расширена, и в трапезе устроено два придела. Престолов было три: в холодной во имя равноапостольных царя Константина и матери его Елены, в приделах теплых во имя Николая Чудотворца и во имя свят. Алексия, митрополита Московского.
В 1885 г. на средства крестьянина М.Д. Куликова рядом с церковью была построена кирпичная колокольня.
В церкви находился образ равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, древнего письма. Эту икону с 1771 г. ежегодно с 21 мая по 16 июня брали во Владимир и носили по домам вместе с иконой Боголюбской Божьей Матери.
Храм действовал до ареста в 1938 году служившего в нем архимандрита Иосафа (Хрисанфова).
Усилиями жителей села Доброе храм сохранил своё благолепие до 1960 г. Затем по указу местных властей всё было сломано, вывезено, частично сожжено.
В 1994 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.
В январе 2003 года Свято-Боголюбовский мужской монастырь был переведен в помещения бывшего Константино-Еленинского прихода города Владимира.
Расписание служб храма Всех Святых в Красном Селе
Часы богослужений регулярно вывешиваются на стендах у входа в монастырь, в притворе самой церкви и на официальном сайте, поэтому, если вам нужно что-то уточнить, обратитесь к одному из этих источников информации. В целом порядок оказания услуг следующий:
- утреня и Божественная литургия совершаются с понедельника по пятницу в 6:40, вечерня в 16:40;
- по субботам с 8:00 — Панихида, с 8:30 — Божественная литургия, с 17:00 — Всенощное бдение;
- воскресенье с 8:00 — Молебен, с 8:30 — Божественная литургия, до 16:00 — Вечерня и Молебен, а также акафист перед иконой Божией Матери «Царица».
- Накануне великих праздников двенадцати лет совершается Всенощное бдение.
Монастырь сегодня
С 2013 года Алексеевская обитель — действующий женский монастырь. Кроме того, главный монастырский храм выполняет роль Патриаршего подворья. Богослужения проходят в церкви Всех Святых. Службы начинаются в 7.00 и 18.00 по будним дням, и в 9.00 и 17.00 по воскресеньям.
При монастыре существует частная школа. Здесь дети изучают обычные общеобразовательные предметы, посещают уроки церковнославянского языка, основ православной веры и церковного пения, а также ездят в паломнические поездки.
Ворота Мемориального комплекса «Аллея славы»
С 2012 года открыт музей монастыря. В нем выставлены материалы, рассказывающие об истории обители, старые книги, документы и личные вещи бывших насельниц. Отдельный раздел посвящен жизни игуменьи Антонии (Троилиной), благодаря которой монастырь процветал и расстраивался в XIX веке.
Достопримечательности и святыни храма
- В облике храма сочетаются элементы, характерные для традиционной русской архитектуры, и романтические мотивы. Сама по себе уникальна трехглавая колокольня, примыкающая к храму и придающая ему форму, напоминающую форму корабля.
- Иконостас храма выполнен из красивого белого мрамора в русско-византийском стиле. Удивительно созвучны росписи свода и фрески мастеров Троице-Сергиевой лавры в стиле, имитирующем византийский.
- В храме находился престижнейший некрополь Новоалексеевского монастыря, где нашли свое последнее пристанище многие выдающиеся деятели: поэт А.М. Жемчужников, физик П.Н. Лебедев, меценат и верный друг П.И. Станиславского и многие другие. К сожалению, некрополь не сохранился до наших дней.
- Храм знаменит своими святынями: список иконы Божией Матери «Царица» и частицы мощей Филарета Московского, считающегося святым, мученицы Татьяны, пострадавшей за свою веру, и Серафима Саровского, один из самых почитаемых приверженцев Православной церкви.
икона Божией Матери Царицыны
мощи Филарета Московского
Ново-Алексеевский женский монастырь
История храма Всех Святых неотделима от истории Алексеевского монастыря, созданного около 1360 года на Остожье и перенесенного в середине XVI века в черту Белого города. В связи с тем что на место, где распологался Алексеевский монастырь, было решено возвести храм Христа Спасителя, обитель была перемещена в Красное село.
В середине 20-х годов ХХ века в связи с упразднением Алексеевского монастыря, храм Всех Святых был закрыт. В 1990 году храм Всех Святых был возвращен верующим. Освящение храма состоялось в Лазареву субботу в 1991 году. Главной достопримечательностью храма является чудотворный образ Божией Матери «Всецарица».
Закладка храма Всех Святых девичьего Алексеевского монастыря состоялась 23 августа 1887 года. Через 4 года храм был построен по проекту архитектора А.А. Никифорова в национально-романтических формах, использующих мотивы русского зодчества XVI-XVII вв. Здание выполнено из красного кирпича с элементами белого камня.
Однокупольный, двухэтажный, трёхапсидный храм с примыкающей к нему одноярусной «о трех главах» колокольней имеет форму корабля. В верхнем ярусе перехода к колокольне были устроены церковные хоры и келья.
Центральный престол храма посвящён Всем Святым, а правый придел — в честь чудотворного образа Казанской иконы Божией Матери.
Храм Всех Святых обладал уникальным иконостасом, выполненным по проекту архитектора Д.Н. Чичагова из белого резного мрамора в русско-византийском стиле. Своды и подкупольное пространство были расписаны в византийском романтическом стиле иконописцами Троице-Сергиевой Лавры. Ими же, наряду с монастырскими иконописцами, были выполнены иконы и фрески, некогда украшавшие храм Всех Святых.
В годы существования монастыря в нижнем ярусе храма существовала усыпальница для лиц духовного и монашеского звания, а также монастырских меценатов (в настоящее время придел в честь Казанской иконы Божией Матери перенесён в нижний храм, где раньше располагалась усыпальница). В единый архитектурный комплекс, созданный архитектором А.А. Никифоровым, помимо храма входили два парных двухэтажных монастырских корпуса, соединявшиеся с храмом оградой.
В середине 20-х годов XX века в связи с закрытием монастыря храм Всех Святых перестал функционировать. Здания были отданы под административно-хозяйственные цели, что нанесло колоссальный ущерб всему художественно-архитектурному храмовому ансамблю. Актом вопиющего вандализма стало уничтожение монастырского кладбища.
С 1960-х до 1989 года в здании закрытого храма хранился архив земской управы; часть территории занимал филиал московского завода по производству зонтиков. На куполе и колокольне были сломаны кресты, от их покрытия осталась одна обрешётка.
К 1990 году храм Всех Святых был возвращён верующим. Несколько раз откладывалось освящение храма, покуда, наконец, оно не свершилось в Лазареву субботу в 1991 году. Примечательно, что этот день совпал с празднованием памяти преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя монастыря. 12 июля 1991 года храм торжественно отметил свое 100-летие.
Источник: https://sobory.ru/article/?object=03605
Фото храма Всех Святых в Красном Селе
Красносельский храм Всех Святых «прекрасен» в любое время года.
Прихожане гордятся своей церковью и особенно необычной «трехглавой» колокольней».
Этот корабль переносит своих прихожан в светлое будущее!