Рождественский монастырь в Москве: адрес, история основания, описание, фото

Расположенный в самом сердце старой Москвы Богородице-Рождественский монастырь входит в число древнейших женских обителей России. Основанный в конце XIV века и являющийся в течение более шести столетий неотъемлемой частью столицы, монастырь дал название двум улицам, на пересечении которых находится – Рождественскому бульвару и Рождественке.

Адрес монастыря: Москва, улица Рождественка, 20.

Пройдя в XX веке вместе со всей Русской православной церковью сквозь горнило тяжких испытаний, возрожденный в годы перестройки, сегодня он входит в число ведущих духовных центров страны.

Обет, данный княгиней Марией

По поводу того, где был первоначально основан в Москве Рождественский монастырь, у исследователей нет единого мнения, но все они сходятся в том, что это важное событие в истории столицы связано с именем княгини Марии Константиновны – матери героя Куликовского сражения князя Владимира Храброго. Она дала обет (в случае возвращения ее сына живым с поля брани) — основать в честь Царицы Небесной монастырь. Исполнив свое обещание и построив обитель, княгиня, по преданию, приняла в ней монашеский постриг с именем Марфа.

Преподобный Евфимий и святая Марфа – мать Симеона Столпника

Стоит сказать несколько слов о редких святых, которым посвящены приделы церкви в Образцово. Святой Евфимий Великий родился в городе Мелитине близ реки Евфрат и с раннего детства воспитывался в семье дяди – христианского пресвитера. Благочестие юноши отметил местный епископ Евтропий, который сделал его церковным чтецом. Со временем епископ посвятил Евфимия в священный сан, однако молодой подвижник тяготился жизнью в миру. В 29 лет он тайно бежал в Иерусалим и поселился в пещере около одной из лавр. Здесь Евфимий познакомился с пустынножителем Феоктистом, с которым затем жил неразлучно и делил свои отшельнические подвиги.

Через пять лет два подвижника сменили место обитания и переселились на крутую гору, заросшую лесом. Там они жили совершенно уединенно, питаясь травой и растениями. Однажды лесное обиталище Евфимия и Феоктиста случайно обнаружили пастухи. Они разнесли по округе весть о святых иноках, и с тех пор к лесному скиту ежедневно стали приходить люди.

Среди посетителей святого Евфимия был начальник сарацинов Теревон. Знатный юноша тяжело заболел и, испробовав все средства врачей и знахарей, в последней надежде отправился к келье преподобного. Евфимий помолился над больным, совершил крестное знамение, и болезнь отступила. Теревон, его отец и бывшие с ним сарацины, увидев это чудо, приняли святое крещение и стали христианами. С тех пор к преподобному непрерывным потоком несли больных для исцеления. В поисках большего уединения Евфимий скрылся на горе Марда около Мертвого моря, а потом в пустыне Зиф. Наконец, Евфимий поселился рядом со своим другом Феоктистом на другой горе, где основал известный в ту эпоху монастырь. Преподобный Евфимий совершал чудеса и исцеления, обратил к христианской вере много язычников. Евфимий Великий скончался в возрасте 97 лет в 437 году от Рождества Христова.

Преподобная Марфа была матерью святого Симеона – первого известного столпника в истории христианского монашества. Преподобный Симеон уже в 18 лет принял монашеские обеты, но искал сугубых подвигов: обматывал себя веревкой так, что она глубоко впивалась в тело, жил на дне пересохшего колодца, испытывал себя сорокадневным отказом от пищи. Наконец, святой Симеон придумал новый вид подвижничества – соорудил башню-столп и поставил на нем хижину высотой около метра. Столп с каждым годом становился выше, пока не достиг, наконец, высоты 16 метров!

Однажды дьявол решил искусить святого. Он явился ему в виде ангела на огненной колеснице, сказав, что пришел забрать его живым на небо, как пророка Илию. Святой Симеон поверил этим льстивым словам и уже поднял правую ногу, чтобы ступить в колесницу, но распознал обман, когда сотворил крестное знамение. Дьявол в облике ангела мгновенно исчез, а святой в знак покаяния решил целый год стоять неподвижно на одной ноге – той самой, который чуть не ступил в колесницу.

Преподобный Симеон принимал посетителей, мирил ссорившихся, убеждал еретиков отказаться от заблуждений, исцелял болезни, неотлучно находясь на своей башне. Он скончался столетним старцем, проведя на столпе около 80 лет жизни. На месте необычного жилища преподобного впоследствии построили церковь, а потом – монастырь. О матери его Марфе, известно, что она скончалась на 30 лет раньше в 428 году при столпе сына.

Посвящения престолов церкви в Образцово напоминают о разных периодах древней истории села. Главный придел Рождества Богородицы отсылал к первой деревянной церкви в вотчине Хабаровых, придел преподобного Евфимия Великого относился к почти двухвековому периоду, когда селом владел Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, а третий придел преподобной Марфы (тезоименитой святой супруги храмоздателя графа Платона Ивановича Мусина-Пушкина) указывал на эпоху Мусиных-Пушкиных.

Споры в ученом мире

В целом эта версия событий не встречает возражений, споры же ведутся по поводу того, где именно был заложен монастырь. По одной версии, он первоначально находился в пределах Кремля и на свое нынешнее место был перенесен столетие спустя — уже в период правления Великого князя Ивана III.

Однако многие историки придерживаются версии, согласно которой Рождественский монастырь (Москва) был заложен именно там, где и находится ныне. Их мнение основано на том, что в конце XIV века эти земли принадлежали самому герою Куликовской битвы − князю Владимиру Храброму, и его мать – основательница монастыря проживала здесь в принадлежавшем ей деревянном дворце. Кроме того, в монастырском соборе находятся могилы двух невесток князя Дмитрия Донского – Елены и Марии. Это также наводит на мысль о том, что обитель находилась здесь задолго до начала княжения Ивана III.

Действующий и поныне в Москве Рождественский монастырь является своего рода памятником победы россиян в Куликовском сражении, и тому есть несколько причин. Кроме того, что он был основан матерью одного из главных героев этого события, его первыми насельницами стали вдовы участников битвы. В нем же был создан приют для всех, кто потерял в битве с Мамаем своих кормильцев – мужей, сыновей и братьев.

Монастырь строгого устава

Согласно сохранившимся данным, среди трех женских обителей, действовавших тогда в Москве, Рождественский монастырь выделялся особой строгостью принятого в нем общежительного устава и полной независимостью от действий, предпринимаемых настоятелями мужских монастырей. Статус женской обители отнюдь не воспрещал гостить в его стенах инокам мужчинам. Так, известно, что в 90-х годах XIV века он на короткое время стал прибежищем преподобного Кирилла Белозерского.

Княгиня Мария Константиновна, скончавшаяся через несколько лет после того, как ей был основан в Москве Рождественский женский монастырь, приняла там незадолго до смерти монашеский постриг и была погребена под алтарем главного храма. Ее невестка – жена князя Владимира Храброго Елена Ольгердовна — завещала монастырю свои подмосковные земли, включавшие в себя и знаменитое Святое озеро, с которым, по преданию, связано основание Москвы.

Согласно летописи, в 1500 году Москву охватил страшный пожар, что нередко случалось в эпоху, когда почти все ее постройки были деревянными. Огнем был уничтожен и Рождественский монастырь. Восстановлен он был по личному указанию Великого князя Ивана III, повелевшего возвести в нем новый каменный собор. Его освящение, совершенное в 1505 году, стало как бы итогом жизни князя, скончавшегося вскоре после этого.

Храмоздатели Мусины-Пушкины

С 1701 года история Богородице-Рождественского прихода тесно связана с новыми владельцами села Образцово Иваном Алексеевичем Мусиным-Пушкиным и его сыном Платоном Ивановичем. 24 января 1701 года граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин был поставлен царем Петром I во главе особого ведомства – Монастырского приказа. Вместо жалованья графу было передано село Образцово, которое до этого, как указывалось выше, принадлежало Спасо-Евфимиеву монастырю. Эта передача изначально была временной, однако граф смог в 1710 году добиться у царя полной собственности на село Образцово. Спасо-Евфимиев монастырь пытался оспорить это решение, пользуясь тем, что граф вскоре впал в немилость царя, однако в итоге вотчина все же осталась за Мусиным-Пушкиным, что было подтверждено новой жалованной грамотой в 1722 году.

В 1730 году Образцово перешло по наследству сыну Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина – Платону Ивановичу, который и построил нынешнюю каменную церковь. Отец и сын Мусины-Пушкины оставили после себя добрую память, как храмоздатели. По их заказу были возведены несколько каменных церквей в Подмосковье: в 1725 году Троицкая (Борисоглебская) в Раменском, в 1728 году Рождества Иоанна Предтечи в селе Новорождествено (не сохранилась), в 1737 году были освящены церкви в селе Глазове (не сохранилась) и селе Горетове Можайского уезда.

В 1733 году Платон Иванович Мусин-Пушкин начал постройку каменной церкви в селе Образцово. Новый храм сохранял древнее посвящение Рождеству Богородицы и придел преподобного Евфимия Великого, но храмоздатель также желал добавить второй придел – в честь преподобной Марфы, матери Симеона Столпника. Редкая святая была небесной покровительницей супруги Платона Ивановича – Марфы Федоровны Хомяковой.

Каменный храм Рождества Богородицы был построен в 1736 году, а уже через 4 года граф Платон Иванович Мусин-Пушкин был подвергнут суду по делу о заговоре против императрицы Анны Иоанновны. Главным заговорщиком был назначен противник «бироновщины» Артемий Волынский. 23 июня 1740 года три лидера заговора были казнены, а граф Мусин-Пушкин, как один из «конфидентов», был лишен всех имений и сослан в заточение в Соловецкий монастырь. В северной ссылке граф, однако, пробыл недолго: в декабре того же 1740 года ему разрешили вернуться и жить в одной из своих деревень в Можайском уезде. Так или иначе, Образцово Мусиным-Пушкиным больше не вернули.

Надгробие Николая Петровича Кисель-Загорянского

С 1740 года, после ареста Мусина-Пушкина, имение перешло к Алексею Петровичу-Бестужеву Рюмину, затем к его сыну Андрею и племянникам Алексею и Михаилу Волконским. В XIX веке Образцовым владели также купцы Мещаниновы и Ляпины, а последними хозяевами села до революции 1917 года были дворяне Кисель-Загорянские. Великолепный надгробный памятник майора Николая Петровича Кисель-Загорянского в виде скалы-голгофы до сих пор сохранился на погосте церкви Рождества Богородицы в Образцово. Еще одно интересное надгробие сберегло память о гонимом храмоздателе – справа от входа в храм погребен Иоанн Кулешевский – «верный слуга графов Мосиных-Пушкиных», как гласит текст на могильной плите.

Надгробие Кулешевского «слуги графов Мосиных-Пушкиных»

Грех Великого князя Василия III

Богородицкий Рождественский монастырь (Москва) стал ареной многих событий, вошедших в отечественную историю. Так, осенью 1525 года в нем была насильно пострижена в монахини бесплодная жена Василия III – Соломония Сабурова. Это вопиющее нарушение церковного устава избавило Русь от междоусобиц, которые могли бы учинить его братья при отсутствии наследника.

Но за княжеский грех пришлось расплачиваться всему народу – вторая жена, Елена Глинская, произвела на свет Ивана Грозного – безумного тирана, залившего страну кровью невинных жертв. Кстати, через полгода поле его венчания на царство монастырь вторично сгорел. На этот раз причиной стал крупнейший за всю историю Москвы пожар 1547 года.

Последующие два столетия в жизни обители

Несмотря на свое начало, насыщенное драматическими событиями, XVII век оказался весьма благоприятным для Богородице-Рождественского женского монастыря. В Москве стало престижным селиться на Рождественке, и на эту улицу, проходившую мимо стен обители, перебрались многие представители высшей знати. Сделавшись постоянными прихожанами храмов, они вносили щедрые вклады в монастырскую казну, что позволило произвести большой комплекс строительных работ и существенно повысило уровень жизни самих сестер.

Последовавшее затем XVIII столетие внесло существенные изменения в экономическое положение обители. В результате проводившейся Екатериной II секуляризации монастырских земель, то есть их отторжения и передачи в государственную собственность, сестры лишились всех обширных земель, пожертвованных им щедрыми вкладчиками. Но в то же время они стали получать государственные дотации, что позволило в определенной степени компенсировать убытки.

Как добраться

Ближайшая станция метро — Трубная. Монастырь находится по адресу улица Рождественка двадцать, поэтому можно воспользоваться общественным транспортом или такси.

Автор публикации

не в сети 3 года

Ника

18

Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.

Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018

Ника Достопримечательности, Статьи, Экскурсионный туризм

Наполеоновское нашествие

Наиболее яркие события XIX века для монастыря связаны с наполеоновским нашествием. Несмотря на то что французы разграбили все, что попалось им на глаза, основную часть ценностей удалось надежно спрятать и сохранить. На стенах обители регулярно вывешивались так называемые ростопчинские афишки – писанные от руки сводки боевых действий, выдаваемые за программы театральных представлений. Они помогли уберечь население от разного рода панических слухов и укрепить его веру в скорое изгнание оккупантов.

В начале XX века на территории монастыря были развернуты масштабные строительные работы, руководимые известным архитектором Ф.О. Шехтелем, но после захвата власти большевиками их результаты оказались полностью перечеркнуты.

Возрожденная святыня

Лишь в 1993 году, на волне перестройки, Рождественский монастырь был возвращен Церкви, и после выполнения комплекса ремонтно-восстановительных работ в нем возобновилась духовная жизнь. Сегодня отреставрированы и возрождены к жизни три его храма, освященные в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божьей Матери и Иоанна Златоуста. Вошло в традицию, что ежегодно на престольный праздник, отмечаемый 21 сентября, в главном храме монастыря совершается патриаршее служение.

При обители действуют курсы катехизации, а также трехгодичная женская певческая школа. Не забыты и маленькие прихожане. Их обучение азам православия ведется по воскресным дням. Но основное внимание уделяется литургической жизни, в которой наряду с инокинями принимают участие и многочисленные прихожане Богородице-Рождественского монастыря (Москва).

Расписание проводимых в нем богослужений едва ли отличается от графиков, установленных в большинстве отечественных храмов. По будним дням они начинаются в 7:00, а по воскресным — в 9:00. Вечерние молебны, независимо от дня недели, проводятся с 17:00.

Архитектурные памятники

Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах.

Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.

Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.

С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.

Колокольня с церковью Евгения Херсонского

С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.

Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]