В истории русской церкви были времена, когда веру хранили «белые платочки» – бабушки, пусть малообразованные, но воспитанные в православии и не мыслящие своей жизни без церкви. Это они ходили в храмы, не боясь преследований власти. Они тайно крестили детей и внуков – и те, уже взрослыми, оглянувшись на прожитую жизнь, понимали, что за сила хранила их, чьи молитвы защищали от бед и зла.
Это были времена, когда молитвы переписывали от руки в тетради, купить Новый Завет в книжном магазине было невозможно, а за крестик на шее могли исключить из комсомола.
Сегодня за веру не преследуют, строятся новые храмы, в каждом из них — книги, журналы. Есть воскресные школы для детей и взрослых. Существует множество православных сайтов, интернет-каналов. Священники проводят беседы, произносят проповеди. Тем более удивительно, что наряду с почитанием святых наши сограждане поддаются на уловки лжестарцев и лжепророков.
Один из них — «старец» Алексий, именуемый Пензенским.
Алексей Пензенский (Михаил Шумилин)
Биография
Обычно святых именуют по названию места, откуда они родом, где подвизались или где пострадали. Родился «старец» 10 ноября 1930 года в селе Ломовка Пензенской области. По-настоящему звали его Михаилом Шумилиным. В книгах о нем говорится «в миру», но на самом деле он и оставался в миру.
По каноническим правилась рукоположения в священный сан препятствием к этому служат физические заболевания и недостатки, препятствующие совершению богослужений (Апостольские правила 76 и 77). А Михаил Шумилин родился с тяжелым заболеванием: он не мог ходить (перемещался на инвалидной коляске, и то с помощью других людей). Плохо владел руками и не мог говорить – речь его была нечленораздельной.
Вряд ли столь тяжело больной человек был способен создать собственный культ и тем более сектантскую «церковь». Это «заслуга» окружавших его людей.
Мы знаем, как много значит мать в жизни человека и особенно в жизни святого: примерами самоотверженности матерей святителей, мучеников и мучениц наполнены жития святых. Матери воспитывали детей в вере — известны даже целые семьи, давшие церкви не одного, а многих святых (как семьи Василия Великого и Григория Богослова). Матери укрепляли чад во время мученичества (как святая София, мать Веры, Надежды и Любови).
Тем более странно, когда матери толкают своих детей —особенно больных и беспомощных — на ложный путь. Яркий пример такого — мать «отрока Славика Чебаркульского», из ребенка, умершего одиннадцати лет от лейкемии, сделавшая псевдосвятого, а из его памяти — культ.
Вот и при пензенском «старце» была его мать, Анна Шумилина. Она служила «переводчиком», потому что речь «святого» была невнятной.
Молодого инвалида в 1952 году перевезли в Пензу, где он проживал на квартирах «почитателей». Уже тогда появились люди, называвшие Михаила «прозорливцем». Вокруг него образовалась община отошедших от Православия людей. Они создали культ псевдостарца, следуя «пророчествам», которые представляют собой суеверия.
При этом сектанты использовали беспомощного инвалида в своих целях. На фотографиях видно, что «старец» с трудом удерживает голову, а во время поездок его привязывали ремнями, чтобы он мог сидеть. Его «пророчества» были невнятны, а истолковывали их состоящие при Шумилине женщины (сначала мать, потом одна монахиня).
8
Января
2005 года
«Старец Алексей Пензенский» скончался, но община его почитателей существует и в наши дни.
Архитектурный ансамбль
Строения на территории монастыря отличаются по стилю, некоторые отделаны в традиционных минималистических русских линиях, другие — поражают яркими цветами и узорами. Всего в приходе 8 храмов, самый главный — это Собор Воскресения Христова, был построен в 2002 году и получил прозвище «Белоснежная жемчужина».
Собор Воскресения Христова Варсонофиевского монастыря
Спроектировал собор архитектор Курбатов, который решил воздвигнуть большой 10-главый храм с колокольней. Заложили собор в 2002 году, а окончательно он был освящен и введен в эксплуатацию в 2004 году. Высота его колокольни достигает 39 метров, а общий вес 8 колоколов — 200 пудов. В длину собор всего 35 метров, а в ширину — 20 м, его общая площадь около 680 кв. м, а по своей форме собор напоминает крест.
Варсонофиевская церковь, которая была построена самой первой в приходе в 1756 году и называлась ранее Никольской, за все время существования почти полностью разрушилась. Но после ухода советской власти монахини начали ее восстановление.
Интересно! После долгой реставрации храм вновь освятили в 1992 году (тогда же она стала Варсонофиевской) и сразу же начали проводить богослужения в ней. Она построена по типу базилики и имеет всего один купол.
Домовая церковь, которая была построена в 2010 году и освящена в честь целителя Пантелеимона. Она расположена в том же здании, где разместили и богадельню, только на его первом этаже.
Домовый храм, который был освящен в 2000 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы располагается в келейном корпусе, на нижних этажах. А в мансарде расположили храм Святителя Николая, который освятили в 1999 году. Здание с этими храмами было перестроено из сельской школы, оно претерпело многочисленные изменения и была восстановлена почти из руин.
На территории святого источника возвели церковь иконы Божией Матери «Живоносный источник» вместо старой деревянной часовни. Церковь, в здании которой также располагается закрытая часовня, была освящена в 2012 году епископом Климентом.
Надвратная церковь Архистратига Божия Михаила — одна из самых молодых на подворье,её построили в 2005 году и освятили в 2012 г. Она имеет также, как и Варсонофиевский храм всего один купол, но строительство его и отделка все еще продолжаются.
Церковь Михаила Архангела в Варсонофиевском монастыре
К приходу также относят деревянная церковь в честь священномученика Владимира в деревне Новые Выселки (1,5 км от монастырского подворья) и старый деревянный храм Рождества Христового в Покассах — он является архитектурным памятником XIX столетия.
Когда и как возникла община почитателей
В советское время «михайловцы» были подпольной общиной, но в 1990-е, когда все запреты были сняты, они выходят на свет, начинают ездить по святым местам, а параллельно с этим ведут работу по созданию собственной «церкви», которая в конце 90-х завершается постройкой храма в поселке Победа и созданием «обители».
Последователи «старца» утверждают, что он провел свою жизнь в непрестанной молитве, славен многими исцелениями, а также изрекал пророчества, согласно которым живут члены его общины.
Интересный факт
В 2007 году вышла книга под названием «По вере вашей да будет вам…». В ней излагается «правда» о Алексее Пензенском.
Так, в книге говорится, что постриг он принял в начале 1960-х, а благословение на это получил от преподобного Амфилохия Почаевского. Подчеркивается, что Алексей получает духовное преемство от Глинских старцев. А постриг в схиму в 1992 г. якобы благословил архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим. Доподлинно известно, что Серафим не только не давал такого благословения, но и к «михайловцам» и их деятельности относился отрицательно, особенно выступая против постройки ими храма.
Обманом является упоминание, что книги «Дорога к старцу» и «По вере вашей да будет вам…» изданы по благословению церкви.
Деятельность прихода
Руководит приходом с февраля 1992 года архимандрит Алексий (Дегаев). Он прошел путь от настоятеля монастыря, до духовника и игумена. Сегодня он руководит всей деятельностью прихода, проводит богослужения и встречи с паломниками и прихожанами.
Монахини проявляют особую заботу о подрастающем поколении, поэтому тут открыт приют для детей-сирот или тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Сегодня тут постоянно проживают и воспитываются 5 детей-инвалидов, а также от 3 до 18 девочек, нуждающихся в жилье и помощи.
Проживающие в приюте, часто живут в кельях с монахинями, чтобы те положительным примером помогали им расти духовно здоровыми людьми. На территории действует детсад для детей, чьи матери проживают в обители как монахини.
Работает при монастыре и богадельня — в ней проживает около 20 насельниц и престарелых женщин, которые нуждаются в уходе и заботе. Все проживающие регулярно посещают богослужения, а лежачие участвуют в Таинстве Евхаристии посредством помощи монахинь.
Богослужение в монастыре проводит игумен Алексий
Сестры с медицинским образованием при богадельне открыли центр амбулаторного приема и принимают паломников, местных жителей и монахинь, стараясь облегчить болезни и оказать первую помощь. Монастырь полностью обеспечивает себя с помощью сельского хозяйства. Тут монахини занимаются:
- выращиванием овощей и фруктов, а также пшеничных культур и кормовых;
- разведением скота (производство молочных продуктов);
- содержанием птичника (куры, утки, индюки);
- пчеловодством;
- травничеством (в местном саду выращиваются аптечные травы, делаются мази и бальзамы и составляются лечебные сборы);
- рыболовством (в местном пруде выращивают карпов).
На подворье действует печатная, переплетная и пошивочная мастерская, пекарня (выпекается хлеб и просфоры), коптильня и посолочная (на зиму запасают рыбу, овощи фрукты). В 2016 году при приходе был открыт церковно-исторический музей, посвященный истории села, культуре Мордовии и традициям местного народа. Насельницы обязательно участвуют в работе, принимая обязанности в одном из направлений деятельности прихода.
Святыни и престольные праздники
В монастыре главной реликвией считается святой источник в честь Божьей Матери «Донская», чьи воды считаются чудодейственными и исцеляющими. При источнике построена небольшая одноименная часовня (в 2000 году) и закрытая купальня, которая пользуется для освящения воды на Крещение и в другие праздники.
Мозаичная икона святителя Варсонофия на надвратной церкви монастыря
Послушницы обители особо почитают святителя Варсонофия епископа Тверского, памятные дни о котором отмечают 11 апреля и 4 октября, а также священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского, памятные дни которого приходятся на 25 января и 14 июня. Отмечаются и праздники, в честь которых были названы местные церкви:
- святого Иоанна Богослова (21 мая);
- святого Иоанна Крестителя (6 октября);
- иконы Богородицы «Знамение» (10 декабря);
- святителя Николая (19 декабря);
- Покров Богородицы (14 октября);
- влмчн. Пантелеимона (9 августа);
- Архангела Михаила (21 ноября);
- иконы Богородицы «Живоносный Источник» (пятница Светлой седмицы).
В обители наиболее почитаемы два образа святого Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского.
Чудеса
Все произошедшие тут чудесные события связаны со святым источником, который расположен на территории обители, но в некотором удалении от главных зданий. Началось все задолго до основания тут обители — когда тут была расположена лишь деревянная церквушка местная деревенская девочка, которая страдала от слепоты молилась и просила Божью Матерь исцелить ее.
Храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
Богородица услышала чистые и искренние молитвы ребенка и ночью явилась ей во сне, указав на источник. Ребенок пошел на указанное место и умылся там чистой водой. Девочка была исцелена сразу же и увидела явившуюся ей икону Богородицы Донской.
Интересно! С тех пор, источник считается чудесным, многие люди, молящиеся у него и пившие его воду, получали исцеления от болезней, освобождались от бесов и грехов.
Второе явное чудо произошло во время строительства собора в монастыре. Архитектор долго не мог выбрать правильное и хорошее место под здание. Он начал молиться, и просить у Бога мудрости, в ответ на молитву произошел страшный пожар на территории — сгорела постройка местного противника-атеиста, которую он построил из остатков старых церковных досок.
Тут и решили строить новый собор. Во время возведения, поздней осенью на потолке недостроенного строения вдруг проступил большой крест из инея, который оставался там вплоть до Великого поста.
Как относится к нему Русская Православная Церковь
Именуемая также «Михайловской обителью», «община старца Алексия» находится в поселке Победа. Сегодня поселок входит в черту города. На захваченном участке община выстроила церковь Архистратига Михаила. Также на территории есть постройки, где проживают члены секты. Они называют себя «Истинной (или катакомбной) православной церковью», но к Православию это не имеет отношения. Те, кто «служит» в храме, не рукоположены должным образом, и каноническая принадлежность их вообще неизвестна.
И, хотя паломников уверяют, что это один из храмов Пензенской епархии, на самом деле это не соответствует действительности. Для вида на «службах» возносят имена Патриарха и правящего Пензенского архиерея. На деле же никакого канонического общения с Русской Православной церковью у «михайловцев» нет.
Почитание и значение в православии
Память прп старца Алексия Зосимовского почитают в день его кончины, 2 октября. Также почитают батюшку 18 ноября в числе отцов Поместного церковного собора.
В беседах с отцом Алексием люди находили безмерную любовь и утешение. Совершая молитвенные и монашеские подвиги, он обладал даром прозорливости. Словами своими батюшка Алексий исцелял людские души, а молитвой к Господу Богу – и их тела. С исповеди уходили с чувством облегчения, благодати и любви. Преподобный старец показывал духовным чадам силу и мудрость Божественного провидения, неуклонно призывал паломников к смирению и молитве.