Весной 2010 г. жители города Елань Волгоградской области обрели редкую Августовскую икону Божией Матери – покровительницу донских воинов. Святыня хранилась в старом сарае частного дома. Еланский краевед Евгений Воротников сообщил, что на иконе сохранился нетронутым лик Божией Матери с младенцем, остальные же образы стерлись от времени. Находкой заинтересовались специалисты. Каковы же были изумление и радость, когда эксперты признали в ней старинную, считавшуюся утраченной, редчайшую икону Божией Матери Августовскую.
Комиссия Святейшего Синода
Была создана специальная комиссия из членов Синода, которые задокументировали показания очевидцев, тщательно изучили все подробности и официально подтвердили, что чудное явление действительно было. Комиссия начала работу в сентябре, сразу после описанных событий и записывала свидетельства в течение двух лет. Решением стало постановление о том, что икону следует запечатлеть в память о случившемся для поклонения в храмах и при домашней молитве. Синодом были подготовлены необходимые документы для прославления образа, но революция 1917 года, расстрел царской семьи и цепь прочих трагических перипетий отодвинули на долгие десятилетия прославление иконы. Лишь 28 февраля 2008 года по указу Патриарха Алексия II икона Божией Матери «Августовская Победа» была официально внесена в перечень чудотворных икон РПЦ.
История появления
Святой образ под названием «Августовская икона» еще называют «Августовской победой» или «Августовской свечой». Свидетелями чуда, случившегося в начале Первой мировой войны у города Августов, стали десятки солдат. Оно было подробно описано со слов нескольких человек.
Около полуночи часовой заметил на небосклоне яркую звезду, которая приближалась к земле. Затем он увидел явственный облик Богородицы с Божественным Младенцем. Видение длилось, по разным свидетельствам, от 10 до 30 минут. После чего стало медленно угасать и снова превратилось в звезду.
На следующий день (15 сентября по новому стилю) началось наступление русских войск, закончившееся разгромом врага. О событии было напечатано в газетах и журналах. Появились иконописные изображения, иллюстрации в печатных изданиях. Святейший Синод на протяжении 2-х лет рассматривал вопрос об увековечивании памяти чудесного явления, внимательно изучив сведения, полученные от военных священников.
В конце марта 1916 года Синод принял решение о признании Августовской иконы, как памяти о явлении Божьей Матери русскому воинству и благословить ее почитание в храмах и келейно.
Образ Богородицы
Слухи о произошедшем под Августовом событии быстро разлетелись по всей стране. В газетах были заметки о явлении Богородицы и о последующей победе русских войск. В различных волостях иконописцами была написана икона Божией Матери Августовская. К сожалению, когда к власти пришли большевики, и начались гонения на церковь, эта икона уничтожалась особенно рьяно. Удивительно, но она стала последней иконой, явленной в царской России. Можно сказать, что с ее появлением закончилось время самодержавия.
Память о чудесном событии
О заступничестве Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и кратким поясняющим текстом об этом событии. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласит: «Явление Богоматери русскому отряду пред поражением германцев в Августовских лесах». По имеющимся сведениям, большинство из них были отпечатаны в 1915–1916 гг. Неизвестным иконописцем по заказу донских казачек была написана икона Божией Матери Августовская. Сохранилась запись о создании этой иконы и надписи на ней: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов Василия, Семеона, Иоанна, Евсевия, Стефана, Иоанна, Василия, Александра, Иоанна, Алексия, Иоанна, Василия, Иоанна, Сергия, Андрея, Александра, Феодора, Стефана, Сергия, Феодора, Иоанна, Тихона, Николая, Петра, Тихона, Петра, Иоанна, Власия, Алексия, Александра, Иоанна, Трофима, Макария, Иоанна, Василия, Исаака, Петра, Кириака, Иоанна, Александра, Иоанна, Максима, Петра, Феодора, Тихона, Трофима, Александра, Павла, Василия, Николая, Даниила, Павла». Всего указано 52 имени воинов-казаков. Также приведена дата написания иконы – 1915 г. 12 ноября. Высота иконы – 107 см, ширина – 70 см. Выполнена предположительно маслом. Имя иконописца и место написания иконы достоверно не известны.
Были созданы около 15 списков иконы. Один из них – «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» – находится в нижней церкви храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона – «Явление Божией Матери русскому воинству» – хранится в Государственном Историческом музее. Она экспонировалась в Берлине с 13 мая 2004 г. в Немецком историческом музее на выставке «Мировая война 1914–1918. Опыт – воспоминания – память». Имеются иконы, посвященные этому Чуду, на Урале, в Сибири, на Украине, в Белоруссии. В Белоруссии они обычно называются «Свеча Августовская» или носят то же название, что и икона в храме Христа Спасителя в Москве.
Революционные годы надолго отбросили память об этих иконах, не успевших получить достаточно широкого распространения, хотя весть об Августовской победе в то время всколыхнула всю Россию. Наступили времена безбожья. А первообраз был безвозвратно утрачен.
Новая надежда
Не так давно стало известно, что в селе Мачеха Волгоградской области обнаружили икону. Местные уверяют, что она принадлежала их земляку. Казак в годы гонений на церковь спрятал драгоценную икону, и не сказал никому о месте тайника. После его смерти родные пытались отыскать тайник. Но попытки оказались тщетны. И лишь недавно при проведении ремонтных работ на подворье под старым сараем был обнаружен схрон, в котором и находилась дивная икона.
От времени она потемнела, но лики Богородицы и Младенца Христа сохранились на удивление хорошо.
Икона была передана священнику местной церкви. Слухи об обретении святыни разнеслись по окрестностям, и в маленькую деревеньку потянулись толпы «заинтересованных» лиц, большинство из которых интересовалось не духовной, а материальной ценностью находки. Ведь даже в таком виде обретенная реликвия может стоить сотни тысяч долларов. Во избежание трагедии, а также чтобы не утратить вновь обретенную святыню, ее передали на хранение, изучение и реставрацию в Волгоградскую администрацию.
Где можно найти оригинал и списки
Известие о чуде, случившемся под Августовым, не только обсуждалось во всех слоях российского общества. Художники и иконописцы отобразили событие в картинах и иконах. Первый вариант святого образа был напечатан через 2 месяца, в ноябре 1914 года, в журнале «Нева» одновременно с рассказом об Августовском явлении.
Весной 2015 года икона была распечатана в одесской типографии для домашнего богослужения. Верующие просили священнослужителей освятить списки, но сделать этого было нельзя. На протяжении 1915-1916 годов появилось еще несколько версий иконы. Образы создавались без благословения высших чинов РПЦ, но пользовались огромным спросом.
Московский митрополит Макарий благословил написание иконы в конце 1916 года. Было сделано 15 копий. События 1917 года помешали распространению списков со святого образа. С этого варианта иконы сохранилось 5 копий, одна из которых находится у потомков семьи Романовых в Канаде.
В Свято-Вознесенском Кременском монастыре (Волгоградская область, Клетский район) хранится один из списков с этой иконы, сделанный по заказу жен казаков, свидетелей явления Богородицы. На образе указана дата (1915 год) и фамилии 52 казаков Клецко-Почтовской станицы.
С 1918 по 1992 год икона находилась вне стен православного храма. Во время гонений на православие ее спас последний настоятель Свято-Вознесенской обители. Он прятал ее в пещерах на берегу Дона. После его смерти образ разъединили на 2 части, чтобы легче было сберечь от уничтожения. До 1992 года она находилась в недействующей церкви города Фролова (Волгоградская область).
В 1992 году здания бывшего Свято-Воскресенского монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. Августовская икона Божьей Матери была возвращена в обитель. В 2009 году в Еланском районе Волгоградской области было обнаружено еще одно изображение Августовского явления.
Символ Первой мировой
Так уж сложилось, что практически каждой войне, ведомой Россией, сопутствует своя чудотворная икона. Когда наши войска стояли на Куликовом поле в ожидании битвы, с ними пребывал образ Донской Божьей Матери. Свержение татаро-монгольского ига, произошедшее в решающей битве на Угре охранялось Владимирской Божьей Матерью. Минин и Пожарский шли на Москву во время Смуты с образом Казанской Богоматери. Отречение императора Николая от престола ознаменовалось обретением Державной иконы. А вот духовным символом Первой мировой стала Августовская икона Божией Матери. Фото этого святого образа можно встретить в различных вариациях, ведь в период войны было сделано около пятнадцати различных вариантов этой иконы.
Описание и значение в православии
Августовская икона с ликом Богородицы отличается от других изображений. Название святого образа объясняется названием места, где было видение Божьей Матери (город Августов). Икона написана в том виде, как описали произошедшее событие очевидцы. Пресвятая Дева Мария с младенцем Иисусом на левой руке стоит на облаке. На ночном небе видны звезды. Яркое свечение от головы Небесной Царицы озаряет стоящих на земле воинов. Жестом правой руки она указывает им путь к победе.
Явление Божьей Матери укрепило боевой дух армии, которая поверила в Небесную защиту на поле битвы.
Посещение Августова
Когда икона направлялась крестным ходом в Белград, путь ее пролегал через места явления Богородицы русским воинам, через город Августов. Организаторы крестного хода приняли решение написать точную копию иконы и для польской епархии, что и было сделано. Список для Польши был освящен в торжественной обстановке в день начала первой мировой войны 1 августа в Кронштадтском Морском соборе. Одновременно у этой иконы совершался молебен в России, Сербии и Польше. Так чудотворная икона объединила в молитве верующих трех государств.
Помощь Заступницы Небесной
«Первая мировая война началась вскоре после революционного движения 1905–1907 гг., – начинает свой рассказ историк Олег Меркулин. – В массе народ сознавал, что война – Божий суд и в бой надо идти с чистой совестью».
Молитва возносилась не только в тылу, но и на фронте. Русский солдат всегда отличался набожностью, чувствовал святость своего дела и отличался бесстрашием. При любой возможности солдаты и офицеры Русской Армии участвовали в богослужениях в тех церквях, что оказывались на их воинских путях. Молитвы, возносившиеся православными в тылу и на фронте, не остались без отклика. И одним из проявлений милости Божьей было явление Богородицы русским воинам в сентябре 1914 г. на Северо-Западном фронте. Известно, что наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии в августе 1914 г., начавшееся по просьбе союзной Франции, после месяца боев, тяжелых и кровавых, окончилось гибелью 2-й армии генерала Самсонова и отступлением 1-й армии генерала Ренненкампфа. Как писал впоследствии генерал Юрий Николаевич Данилов, наши армии «были отброшены обратно в наши пределы, понеся очень крупные потери в людях и материальной части и получив, вместе с тем, серьезный моральный урон». Последнее весьма существенно, ибо первые неудачи в любой войне всегда негативно воздействуют на психику военачальников и войсковых частей, вселяя в некоторых убежденность в превосходстве противника и чувство неуверенности в собственных силах.
«В начале сентября русские войска продолжали с боями отступать на Северо-Западном фронте, – продолжает Олег Николаевич, – 12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение (по названию города Августова в Сувалковской губернии России). Завязались ожесточенные бои. 14 сентября русские войска перешли в контрнаступление. В это время и произошло событие, которое вскоре стало известно во всей действующей армии и в тылу – явление в небе Божией Матери русским воинам».
Основной удар германским войскам наносила 10-я армия генерала В.Е. Флуга, выполнявшая задачу по вытеснению противника из Августовских лесов. Боевые действия в лесистой местности не позволяли немцам использовать их преимущество в тяжелой артиллерии. В своих мемуарах участник этих боев офицер Генерального штаба Б.Н. Сергеевский написал: «…германцы бросили в южном направлении ряд колонн, которые должны были задержать русское наступление. Колонны эти, наступая, совершенно перемешались в лесах с русскими колоннами, из которых одни двигались с юга, а другие с востока. В результате получился «слоеный пирог», в котором каждой русской и германской части приходилось действовать вне связи друг с другом и со своим командованием».
В небе над одной из русских частей в Августовском лесу и было видение Божией Матери – в сентябре 1914 г.
Укрепление красочного слоя на Августовской иконе Божией Матери
Краткое описание этого чудесного события, как рассказывает Олег Меркулин, дано генералом Ш. в письме, написанном им 18 сентября: «…После нашего отступления нашему офицеру, с целым полуэскадроном, было видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с растерянным лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой Она указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось на большой крест и скрылось».
После этого разыгралось сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой. К счастью, до наших дней дошло и еще одно документальное свидетельство этого чудесного явления. Полковник А.А. Егоров, командовавший в чине поручика конными разведчиками 30-го Сибирского стрелкового полка, так описал это событие: «…17 сентября 1914 г. по старому стилю, в день Веры, Надежды и Любви, мне пришлось стать причиной жестокого, возможно, за всю войну единственного расстрела немецкой колонны нашей артиллерией, перешедшего затем в трехдневный бой полка с превосходящими силами противника. …Я часто думаю о том, что отнесись наша кавалерийская разведка халатнее к своему делу, а немецкая прояви большую заботливость и инициативу – и на месте разбитых оказались бы не немцы, а мы. Наш полк, не допустивший занятия Августова, почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта».
О чем молятся
К Богородице с молитвою обращаются по любому поводу. У Ее икон всегда стоят верующие, зажигая свечи. Не стала исключением и Августовская икона Божией Матери. О чем молятся перед ней? Конечно, о заступничестве, о победе над врагами. Солдатские матери особо почитают эту икону. Пока их сыновья отдают долг Родине, матери просят об их возвращении, а потом благодарят Богородицу за то, что хранила сына. Молитва перед Иконой Августовской Божией Матери помогает сохранять мир и побеждать врагов как явных, так и незримых. В тексте молитвы верующие просят о сохранении государства Российского, о его укреплении и процветании.
Текст молитвы
О Пресвятая Владычице Богородице! Ты всю землю русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшавши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждавши. Посылавши воинству русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех, восстающих на нас, полагавши подножие ног наших. Ты некогда грозным явлением Своим от пределов московских полчища агарянские в бегство обратившая; даровавшая христолюбивому воинству русскому одоление двунадесяти язык. Ты дивным явлением Своя славы в августовском лесу сынам Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, – тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное. Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой – Державу Российскую – до скончания века в мире, целостности и благоденствии. Да будет воинство русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли российския, не ймут бо люди сии Божественного заступления, занё дом сей пуст есть. Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнёйший его. Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости пред-стательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых царственных мучеников дома Романовых и всех новомучеников и исповедников российских, – и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству православному, тако и ныне прийди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших. Да будет милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Аминь.
Молитва
Текст молитвы и тропарь Августовской иконы Божией Матери можно найти в своевременных молитвословах, ведь почитание этой иконы ввелось не так давно. Не во всех храмах можно встретить эту икону и помолится перед ней, но в церковных лавках в продаже есть Августовская икона Божией Матери. Акафист к ней и молитвенное правило можно также узнать в соответствующей литературе.
Икона Божией Матери Августовская является символом и покровительницей всех европейских христиан. Ведь явление Богородицы произошло в самом центре Европы.
Икона Божией Матери Августовская
«Икона реалистична по своему художественному строю. На ней изображено конкретное событие, которое видели солдаты в Августовском лесу. В небе на облаке, на невидимом для нас престоле сидит Богоматерь, – описывает находку искусствовед Елена Литвинская. – Она немного наклонилась в сторону и жестом левой руки обращается к солдатам, правой прижимает Младенца Христа. Очень выразителен лик Богоматери. На земле изображен большой холм, на нем еловый лес, за холмом долина, кущи деревьев закрывают горизонт. У подножия холма походные палатки, по-походному шатром сложены винтовки штыком вверх. Воины, прижавшись друг к другу, упали на колени — кто кланяется, кто крестится. Только два солдата расположены в глубине, что создает ощущение пространства. Один воин в изумлении взмахнул руками. Этот жест создает эмоциональный строй иконы. Любопытная, вполне реалистичная деталь: у этого воина во время бурного проявления чувств слетела фуражка и лежит рядом. С искусствоведческой точки зрения эта икона замечательна тем, что в ней невольно столкнулись два изобразительных стиля, можно сказать, два мировоззрения. Один — натурный, реалистичный, второй — иконный, надмирный. Иконописец, конечно же, не кончал Академии художеств, а воспитывался в иконописной мастерской, где лики позволяли писать только через тридцать лет, а до этого надо было краски растирать и смотреть, как пишут другие. Посмотрите, с какой любовью написал он видимый мир во всех трогательных деталях, сколько своего чувства вложил иконописец в простых солдат, в их народную, простую молитву. Это изображение сродни народному лубку и самодеятельному примитиву, который никогда не умирал в иконописной практике, и только в начале XX в. был признан как уникальная форма искусства. В результате получилось редкое оптимистическое соединение высокой иконографической формы и простого народного творчества».
Инга Иванова
«Верным в бранях помогающая»
Осень первого года Великой войны уже показала всем воюющим странам, что быстрой и легкой победы ни у одной стороны не будет. Сражения с первых дней войны приобрели ожесточенный характер с применением самого современного оружия, что приводило к массовым людским потерям.
Особенно тяжелые боевые действия развернулись на болотистой территории Восточной Польши между уездными городками Августов и Мариамполь, находящимися в 90 километрах друг от друга, вблизи границы с Германией. Гвардейская и казачья кавалерия Русской армии в этих боях несла многочисленные потери и была вконец измотана. За час до полуночи 1(14) сентября русский кавалерийский отряд остановился на привал в Августовском лесу. Большинство воинов не спали, они сидели или лежали у костров, говорили о предстоящем сражении. Состояние их было подавленным, и мало кто верил в успех предстоящего боя. Многие солдаты, особенно из старослужащих, молились Заступнице России – Божией Матери. Внезапно один из кавалеристов увидел в черном небе необыкновенно яркую звезду, которая стала образовывать мерцающее сияние из множества малых звезд.
Затем на небе появился образ Божией Матери со Спасителем на руках. Богоматерь медленно подняла правую руку и указала на запад в ту сторону, где должно было произойти сражение. За Божией Матерью светился православный Крест.
Воины бросились на колени и стали истово молится во спасение в предстоящем бою и во славу Богоматери. Видение продолжалось полчаса, а потом исчезло, превратившись снова в яркую звезду. На следующий день началось наступление русских армий и состоялось победоносное сражение при городе Августове, где русские войска одержали победу, а все воины, видевшие явление Богоматери, остались живы и даже не получили ни малейшего ранения. Полковник А.А. Егоров, командовавший тогда в чине поручика командой конных разведчиков 30-го Сибирского стрелкового полка, так описывает этот бой: «…Наш полк, не допустивший занятия Августова [немцами], почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта…».
Известие о чудесном явлении и воинской победе после него охватило всю Россию от казачьих станиц до столичных салонов и дворцовых покоев. Одни люди говорили, что божественного видения удостоились самые лучшие гвардейские кавалерийские части, другие утверждали, что это были казачьи сотни, третьи, что это были простые солдаты-обозники, отставшие от своего войска. Вот как сообщала об этом газета «Биржевые Ведомости» от 25 сентября 1914 года за № 14395 в заметке под заглавием «Чудо»: «…После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: „Ваше благородие, идите“. Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось… После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой». Одновременно в журнале «Вестник военного и морского духовенства» за № 21 было помещено полученное редакцией письмо священника Иоанна Стратоновича петербургского Лейб-Гвардии Кирасирского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка, следующего содержания: «1-го сентября сего года в 11 часов ночи обоз 2-го разряда Бригады Лейб-Гвардии Кирасир Его и Ея Императорских Величеств, находившийся близ города Мариамполя, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи на шоссе. Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой в бранех Помощнице. И что же? Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причем Божия Матерь рукою указывала на Запад. Кирасиры пригласили из квартиры офицера господина поручика Зернец. С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продолжавшееся около 1/2 часа, и призывали на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось, и обоз благополучно совершал дальнейшее следование».
Это сообщение было первым официальным сообщением об Августовском явлении. В это же время появились сведения о том, что одновременно под городом Августовом Богородица являлась и казачьим полкам.
В связи с этим в 1915 году была написана икона Августовской Божией Матери, где внизу была надпись: «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов». Ниже были написаны 52 имени казаков – свидетелей божественного явления.
Узнав из газет, журналов и устных рассказов об этом святом чуде, очень многие православные люди для молитв за сохранение жизни своих близких, ушедших на фронт, захотели иметь иконы с изображением заступницы воинов Русской армии Августовской Богоматери, как в народе стали называть образ Божией Матери, явившейся русским воинам. Об этом великом духовном событии было доложено императору Николаю II и по его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери и поясняющим текстом. Подпись на одной из листовок под образом Пресвятой Богородицы гласила: «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах».
Учитывая величие этого события и всенародный отклик на чудесное явление Богородицы в конце сентября 1914 года, Святейший Синод Русской православной церкви принял решение рассмотреть все факты и опросить всех очевидцев этого явления. Для этого расследования было заведено Дело Святейшего Правительствующего Синода «О расследовании чудесного события явления Божией Матери русским войскам под гор. Августовом».
Комиссия Синода рассмотрела доклады фронтовых военных священников, которые записали рассказы очевидцев данного события. В первую очередь был рассмотрен доклад благочинного 1-й гвардейской кавалерийской дивизии протоиерея Стефана Щербаковского, который лично опросил кавалеристов из обоза 2-го разряда лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка — кирасиров: Теха Ивана, Лакеева Ивана, Скрипеля Григория и Серегина Димитрия.
Рядовой Иван Тех показал, что поздно ночью их обоз остановился в одном немецком имении. Его оставили на карауле у лошадей. Рядом с ним стоял однополчанин кирасира Серегин, который обратил его внимание на небо, которое странно и быстро бледнело. Потом на нем стал обрисовываться лик Божией Матери. Фигура Божией Матери была очень четко видна до пояса, а ноги скрывались в облаках. Она указывала правой рукой на запад, и вокруг головы ее был венец из звезд. Он видел Богоматерь около минуты, потом она исчезла, и на ее месте показался огромный четырехконечный черный крест, тоже направленный на запад.
Воспитанник полка Иван Лакеев показал, что в это время он кормил лошадь и увидел замершую толпу солдат, глядящих в небо. Подняв голову, он увидел Образ Божией Матери. Голова ее была окружена звездами, а на левой руке был младенец Иисус Христос. Правой рукой она как бы благословляла русских воинов. Старослужащий полка старший писарь Григорий Скрипель полностью подтвердил слова своих молодых однополчан, добавив, что крест был на небе только 5 минут, само видение было в светлолазуревом четырехугольнике в виде рамы, и такого изображения Божией Матери с Младенцем на иконах он раньше никогда не видел. Кавалерист Димитрий Серегин тоже был дежурным по обозу, обходя его, любовался на небе очень яркой звездой. Он дал самые точные показания, в которых, в частности, говорилось:
«…Звезда эта постепенно исчезла, а кругом ее появились маленькие звезды. Затем в кружке этом небо стало темнеть и начало обрисовываться изображение Божией Матери. Божия Матерь была видна до пояса, а нижняя часть Ея фигуры была покрыта как бы пеленой. На левой руке Она держала Младенца, а правой рукой как бы благословляла…».
Он показал, что отчетливо видел лик Богоматери, который был спокойный и умиротворенный. Потом видение стало бледнеть, а потом совсем исчезло. На ее месте появился крест: «…не особенно отчетливо, но различить его было можно. Крест был в наклоненном положении, черного цвета и большого размера. Видение креста прошло скоро, и оба видения длились не более 15 минут. Крест исчезал постепенно, а затем явилась яркая звезда. Вслед за этим он видел на Млечном пути черную стрелу. Острием она была обращена на город. Стрела показывалась и исчезала несколько раз так примерно в течение трех минут». Показания подчиненных подтвердил старший унтер-офицер того же полка Василий Варнашев. Он показал, что сам не видел этого явления, так как находился в доме помещика, но, узнав об этом, опросил нижних чинов, и они все подтвердили факт появления на небе Божией Матери. К делу были приобщены и показания командиров этих воинских частей, которые подвергали сомнению показания своих подчиненных, так как, по их мнению, такое должно было явиться только боевым частям, а не тыловым «обозникам». Поэтому особенно важными оказались показания поручика Кирасирского Ее Величества полка А.Н. Зернеца. Он рассказал, что обозы вышеуказанных полков, отставшие от главных русских сил, героически сражаясь, отступали из Восточной Пруссии под непрерывным огнем неприятельских войск, что неминуемо должно было привести их или к плену, или разгрому противником. Измученные и израненные воины с обозами остановились на ночлег в верстах 6—7 от города Мариамполя, в немецком имении, и вскоре услышали в ночи движение крупных конных германских разъездов и шум неприятельских машин на близлежащем шоссе. Вскоре разведчики доложили, что по дороге двигаются германские блиндированные автомобили с пулеметами. Русских солдат ожидала неминуемая гибель в случае боевого столкновения.
Обоз занял круговую оборону, и все стали истово молится Богоматери во спасение своих жизней. В ответ на их молитвы на звездном небе появился образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на руке.
Комиссия Синода сочла показания поручика Зернеца очень важными и провела с ним дополнительный опрос.
При этом опросе он добавил следующее: «Приблизительно в 11 или в начале 12-го часа ночи вбегает ко мне нижний чин и говорит: «Ваше Высокоблагородие, пожалуйте на двор». Думая, что и на этот раз принесли какое-либо новое тревожное известие, я не спешил выходить. Когда же, немного погодя, я вышел, то увидел такую картину. Наши солдаты, конносаперы и другие без фуражек, одни, стоя на коленях, другие прямо, на ногах, смотрят на небо, крестятся, молятся, а некоторые плачут. На вопрос, в чем дело, они указали на небо. Так как я пришел довольно поздно, то и начала явления (видения) не видел. Поднявши глаза вверх, я увидел — небо чистое, звездное. В том направлении на небе, куда глядели нижние чины, я увидел облака серые, дымчатые, как дым от пушечных выстрелов. Сначала я ничего не разобрал. Но, всмотревшись в эти облака, я ясно увидел очертание фигуры Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на левой руке, а правая рука протянута по направлению к западу, причем от оконечностей пальцев правой руки исходил свет (как бы фосфорический). Видение это продолжалось 1 или 2 минуты. Потом эти облака начали светлеть, расплываться, и на месте изображения Божией Матери с Младенцем появился крест из облаков (линии креста были не прямые, а волнообразные), который постепенно бледнел. Крест был виден недолго, так как облака быстро разошлись, двигаясь с востока на запад. После всего этого на месте видения открылось ясное звездное небо. Видение это было в ночь с 31 августа на 1 сентября между 11 и 12 часами. Следствием этого видения Божией Матери было то, что нижние чины, бывшие пред этим в большом душевном смущении и испуге, совершенно успокоились, ободрились и даже легли спать, в надежде, что теперь с ними ничего дурного не случится, что и оправдалось». Опрос проводился и среди других воинов, которые полностью подтвердили явление Божией Матери.
В это время по всей России православные люди вырезали из газет и журналов рисунки и картинки, нарисованные художниками к этому событию, чтобы освятить их как икону с изображением «Знамения Августовския Пресвятые Богородицы», которая должна была оберечь их родных и близких, как уберегла она русских кирасиров в Августовских лесах.
В народе ее стали называть икона «Августовская Победа» и «Августовская Свеча». В Святейший Синод и Духовный Цензурный комитет шли сотни писем от приходских священников, хозяев церковных лавок и иконописных мастерских, а также просто от обычных людей с прошением разрешить писать и приобретать эту икону.
Военные ведомства зачастую не обращали внимание на то, что икона Августовской Божией Матери не утверждена Святейшим Синодом и заказывали ее изображение для печати в типографиях для распространения на фронте. Так, с официального дозволения Одесской военной цензуры были отпечатаны такие изображения Богоматери. Тираж данных военных икон был настолько велик, что их стали передавать или продавать в тылу, в военных лазаретах и книжных лавках. Священники постоянно писали в Синод о великой потребности утвердить одобренные Церковью изображения для иконы Августовской Божией Матери. Они писали, что светские художники заполнили газеты и журналы изображением этого явления и православные люди вырезают их для совершения молитв и просят священников освятить данные изображения как иконы, на что те не имеют права. Видя огромную потребность россиян в Августовских иконах, им вторили издатели и хозяева типографий, присылая на рассмотрение Синода выполненные по их заказу всевозможные изображения этого святого явления. Многими из предпринимателей двигало не желание заработать, а благородное желание помочь Отчизне. Так, вдова присяжного поверенного Ольга Александровна Ильина сама создала изображение иконы и просила разрешения приступить к его изданию и продаже с целью передать всю вырученную прибыль великой княгине Ольге Александровне для раненых и увечных воинов. А солдатка Параскева Сергеевна Агапитова обратилась к Екатеринбургскому Епархиальному Начальству с прошением следующего содержания: «Наши мужья призваны на поле брани защищать отечество. И один Бог знает, что ожидает их в кровавых боях со злым врагом. Скорбь наша велика, и никто из земных не может ее ослабить. Одна у нас надежда на Бога и на Заступницу всех скорбящих Пресвятую Владычицу… И вот у нас, солдатских жен, явилось желание по иллюстрациям художников соорудить святую икону Богородицы. Но живописцы отказываются написать икону, ссылаясь на то, что все иконы пишутся по одобренным Церковною властию рисункам. Снизойдите к просьбе скорбящих жен воинов и благословите по представленному рисунку соорудить святую икону Заступницы, Владычицы».
Несмотря на эти мольбы, Святейший Синод рассматривал вопрос об этом православном чуде с сентября 1914-го по ноябрь 1916 года.
После тщательного изучения всех сведений Синод принял следующее решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…».
По всей православной Руси началось создание и распространение Августовских икон Пресвятой Богородицы. Они появились в каждом блиндаже и окопе Русской Армии, и в каждом православном доме россиянина. Для церквей, храмов и монастырей самые лучшие иконописцы создавали образы Августовской Божией Матери. Практически каждый воин носил с собой этот образ на солдатских иконках.
Революционные годы, а потом годы Гражданской войны и Советской власти уничтожили большинство этих православных святынь. Новая власть особенно безжалостно уничтожала эти иконы с изображением воинов «империалистической армии», которые сражались и умирали за Веру, Царя и Отечество. Тем не менее, многие Августовские иконы были сохранены православными людьми как на территории России, так и в эмиграции.
В современной России ее возвращение стало особым явлением, символизирующим неразрывную связь нашего исторического прошлого и настоящего. Особенно ярко это стало проявляться в последние годы, которые показали, что необходимо защищать свою культуру и традиционные религии не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. И разумеется, неслучайно столь массовым стало распространение и почитание различных списков Образа Августовской Божией Матери на территории России, Белоруссии, Молдавии, Украины и других странах, где живут православные люди. Самые известные Августовские иконы имеются в нижнем Преображенском приделе храма Христа Спасителя в Москве, в государственном Историческом музее, на Дону, в Кременско-Вознесенском мужском монастыре, храмах Ставрополя, Житомира, Гродно. В День Победы икону приносят и на Мамаев курган.
28 февраля 2008 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внести в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.
И как бы в ответ на это произошло новое чудесное событие, когда Софринская бригада ВВ МВД в служебно-боевой командировке в Дагестане создала походную часовню в честь явления Августовской Божией Матери. После этого между воинами бригады и террористами произошел жестокий бой, в котором наши солдаты и офицеры не понесли ни одной потери.
К 100-летию начала Первой мировой и 100-летию явления Августовской Божией Матери русским воинам по всей нашей стране прошли и идут Крестные ходы с этой святой иконой. Особенно торжественно они прошли в Калининградской области, на местах сражений 1914 года, и территориях Казачьего Войска.
В Санкт-Петербурге, военной столице Великой войны 1914-1918 гг., был проведен молебен во славу столетия явления Августовской Божией Матери рядом с Зимним дворцом, который с 1915 по 1917 год был «Лазаретом Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого князя Алексея Николаевича» и где проходили лечение воины, бывшие свидетелями этого православного чуда. Данное мероприятие было организовано и проведено по инициативе и под руководством петербургских организаций, работающих в области общественно-культурной и военно-патриотической деятельности: НКО МФПК «МАСТЕР КЛАСС» и Фонд «Воинский собор». Учитывая значимость этого события, его поддержали Комитет по культуре Государственной Думы Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, командование Западного военного округа, ЮНЕСКО, Государственный Эрмитаж.
14 сентября 2014 года в 12 часов после орудийного выстрела с Петропавловской крепости на Дворцовую площадь Санкт-Петербурга будет вынесена икона Августовской Божией Матери, перед которой пройдёт молебен. К этому моменту вокруг Александрийского столпа будет подготовлена художественная экспозиция в форме красного креста. Эта композиция символизирует Красный Крест – знак Российского Общества Красного Креста, она будет составлена из красных живописных холстов. По окончании мероприятия холсты, использованные для композиции, будут переданы художникам, учащимся художественных школ, молодежным организациям и учебным заведениям Санкт-Петербурга, которые напишут на них картины на тему «Милосердие». Картины, по предложению Правительства Санкт-Петербурга, будут выставлены в Манеже города, где будет проведена их благотворительная продажа. Полученные средства планируется передать на лечение ветеранов войны, раненых воинов Вооруженных сил Российской Федерации – участников боевых действий, а также на лечение больных детей из малоимущих семей.
Необходимо еще раз вспомнить слова героя Первой мировой войны, благочинного 1-й Гвардейской (Кирасирской) дивизии Кавалергардского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны полка протоиерея Стефана Щербаковского на явление Августовской Божией Матери Русской армии в 1914 году: «Матерь Божия не оставляет нас Своею помощью и ходатайством пред Своим Божественным Сыном и Богом. А если Божия Матерь за нас, то кто же нам страшен?».
Из Акафиста иконе Божией Матери «Августовская Победа»:
«Взбранной Воеводе победительная, Яко избавльшая от гибели в лесу Августовском Христолюбивое воинство русское, Благодарственно взываем Ти: Яко имущая державу непобедимую, От всяких нас бед свободи, зовущих: Радуйся, Матерь Божия «Августовская Победа», Верным в бранях помогающая»