Есть много различных представлений о вере. Много методик и учений. Я не буду вдаваться в них, не буду пытаться говорить вам, что хорошо, а что плохо. Мы поговорим с вами о том, что такое вера в Бога. Посмотрим, ЧТО о ней говорит Слово Божие. Я хочу сделать важный акцент. О том, что такое вера вообще, мы говорим на этой странице. Для нас приоритетом сейчас является понять, что такое ВЕРА В БОГА.
Вера в Бога является одним из начатков учения Христова. Обратите внимание, что эти начатки названы ОСНОВАНИЕМ, на котором строится путь к совершенству. Многие люди предлагают различные способы достижения совершенства. В основном – это развитие способностей человека, его возможностей.
Совершенство верующего заключается в том, чтобы преобразиться в образ Христа, умерев для себя. Задача служителей, поставленных в Церкви Христом, состоит в том, чтобы мы пришли в единство веры, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова.
Мертвая вера
Слово говорит нам что и бесы веруют, что Бог един. Но эта вера НЕ МОЖЕТ ПОДКРЕПЛЯТЬСЯ делами. Поэтому она мертвая. Она есть, но она мертва. Как и у многих людей – вера есть, но она мертва, потому что не производит дел.
Я подчеркну. Не просто делать хорошие дела надо. Именно вера в Бога должна осуществлять дела. К примеру.
Вы услышали просьбу человека и сделали для него доброе дело. И второй вариант. Вы услышали побуждение от Бога сделать доброе дело и, послушав Бога, сделали. В чем разница? В том, что если нет послушания и откровения, то некоторые просьбы вы можете игнорировать по СВОЕМУ усмотрению. А имея послушание – вы пойдете кормить даже врага.
Вы можете иметь 10 000 в кошельке и отдать нуждающемуся 500, руководствуясь СВОИМИ рассуждениями. А повинуясь гласу Господа – отдадите столько, сколько сказано. Когда вы услышите побуждение от Бога на служение – вы примите это верой, даже если это не будет соответствовать тому, на кого вы учились или о каком служении молились. Это будет дело веры. А можете служить по «корочке» или по способностям, точно также делая добрые дела.
Другими словами – вера в Бога подразумевает определенные дела. Я подчеркну – дела, исходящие из ВЕРЫ В БОГА. Не просто «я хочу или я решил». Одно из самых важных исповеданий – это «Иисус – Господь». Он – мой Господин.
Вера и как к ней прийти
Каждый человек рассматривает его относительно своего собственного отношения к религии:
- одни способны идти на многое ради Всевышнего и соблюдают все требования;
- другие думают, что достаточно просто иногда думать о Боге.
Все это очень относительно, но в основных задачах церковных наук есть пункт, который направлен на толковании его. Нам больше известно такое понятие как доверие. Мы способны полагаться на человека, опираясь на его поступки, поведение и отношение к нам. Также ситуация обстоит и с Господом.
Достаточно часто задают вопрос о том, как прийти к вере в Бога в православии? Все зависит от человека. Но точно известно, что это некое состояние, которое зависит от внутреннего душевного состояния, которое было определено наблюдениями и умовыводами.
Лучшая статья для Вас, переходите: Как спасаться православным в последние времена
Поверить в Бога человеку придется без возможности лицезреть Его. Никто так и не может точно сказать, как возникает это чувство. Кто-то сравнивает приход к вере в Господа с некой тайной встречей. Мы не можем быть к ней полностью готовы. Но есть мнение о том, что она снисходит на нас именно в тот момент, когда это нам наиболее необходимо.
Начаток учения Христова
Почему же вера в Бога является одним из важных оснований, на котором строится наша христианская жизнь? Потому что с этого все начинается. Вера в Бога является началом веры в СПАСЕНИЕ через Христа, в исцеление, в благословение. Нельзя верить в исцеление, дарованное нам через жертву Христа, не осознавая, не веря в Бога. Не живя делами этой веры. Это подделка получила название «аутотренинг», наравне с другими философскими методиками.
Это будет просто убежденность, что «все будет хорошо». Так же как и убежденность в том, что «я хороший. И так, как ничего плохого не сделал (в отличие от других), я пойду на небо». На многих похоронах про мертвых говорят – царство ему небесное.
С чего вдруг человек, который не жил так, как будто Бог реален, что Он есть, пойдет туда, где РЕАЛЬНЫЙ БОГ присутствует??
Но вера в Бога подразумевает отказ от СВОИХ идей и мыслей, от своей жизни только потому, что есть Бог, Который и должен всем управлять. Который и есть мой Господь
Эмоциональная реакция на молитвы
В нашем мозге формируются как рефлексивные, так и нерефлексивные убеждения. В первом случае человек задумывается и старается найти объяснение. Когда происходит нерефлексивное убеждение, то объяснения искать не надо, а нужно просто прийти к какому-то умозаключению. В данном случае сильно влияние религии.
Астральная проекция: правда или миф? Медиумы объясняют феномен выхода из тела
Проверено поколениями: делаем эффективную подкормку для рассады
Куст розы высох до земли: как реанимировать цветок после зимы
Такое мышление дает возможность человеку осознать смерть своего близкого. Ведь человеку это сложно принять. Часто мы рассказываем об умершем близком человеке истории так, словно он находится рядом или еще жив.
Веровал Авраам Богу
В чем заключалась вера в Бога у Авраама?
Авраам согласился на то, что ему было сказано. И все, что он делал далее, основано было на этой вере. На том слове, что сказал ему Бог. Другими словами, глядя на дела Авраама, можно сказать, что он веровал. Если человек поверит, что на какой-то местности спрятан клад, то он сделает всё, чтобы этот клад стал его – купит эту местность, будет ежедневно копать, потратит массу времени и сил. Его жизнь и дела будут свидетельствовать о его вере, его убежденности в том, что клад есть.
Но!!! Первоначально у Авраама была только вера в Бога, которая впоследствии привела к делам . И Бог увидел эту веру, поэтому и посчитал Авраама оправданным. Мы видим далее ошибки Авраама, его сомнения. Но основной стержень всегда был в нем. И поэтому, когда Бог снова обращался к нему – тот не отвергал Его.
Вера в нашей жизни
Так же и в нашей жизни. Когда мы услышали и поверили в жертву Христа за нас – мы исповедали свою веру, призвав имя Господа. И в ответ Бог родил нас свыше. И далее, началась ДРУГАЯ, НОВАЯ жизнь для нас. Теперь, если мы согрешим – мы понимаем, что сделали неугодное в очах Бога, и вера в Его Сына, в жертву за нас, производит в нас исповедание этого греха. И, как следствие, очищение от всякой неправды.
Поэтому и водное крещение мы принимаем, давая обещание доброй совести, соглашаясь, что теперь наша жизнь должна соответствовать ДРУГОМУ стандарту – Слову Божьему.
И эта вера вменяется и нам в праведность. Мы СТАНОВИМСЯ ОПРАВДАННЫМИ по вере в Бога. Потом мы уже совершаем свое спасение, делаем дела веры, живем верой, возрастаем в ней. Или наоборот – терпим кораблекрушение в вере, отвергая добрую совесть, нашу ответственность перед Словом Бога за наши поступки. И уже нельзя сказать, что мы верим в Бога, потому живем и думаем так, как будто Его нет. Более подробно о вере в Сына мы говорим на этой странице.
Беседы с батюшкой. Что значит верить в Бога?
Аудио |
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает клирик храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков. Тему сегодняшней передачи можно было бы назвать детской, но на самом деле она объединяет всех нас. Тема звучит так: «Что значит верить в Бога?»
Недавно на улице я общался с женщиной, которая совсем еще не смотрит в сторону храма, но ее волнуют очень многие вопросы. Можно сказать, что эту тему подсказала она, потому что спросила: «А что значит верить в Бога?» Оказалось, что об этом можно и нужно говорить. Я переадресую Вам вопрос этой женщины.
– Конечно, тема может показаться очень простой, даже не имеющей основы, злободневности в нашей жизни. Но надо признать, что мы упрощаем эту задачу, которая стоит перед каждым из нас. Должно знать и понимать нашу веру. Во-первых, вера не исчерпывается догматическими истинами, которые тоже необходимо в той или иной мере знать каждому христианину. Нам говорит апостол Павел, что мы всегда должны уметь дать ответ о своем уповании, о своей вере. Мы должны знать, во что мы верим, в Кого и как.
Но, с другой стороны, знание догматических истин, Катехизиса не сделает нас верующими людьми. Мы в своей душе, сознании, сердце можем упрощать само содержание веры, саму сущность общения с Богом. Для чего мы веруем и называем себя верующими христианами?
И здесь надо признать и заострить особенную черту, отличающую христианство от других религий, и тем паче не упрощать христианство до язычества. Почему мы ходим в церковь? Почему посещаем Божественную литургию по воскресеньям? Почему молимся или постимся?
Можно все упростить до того примитива, который превалирует в языческих религиях. Тотемизм, анимизм – когда те или иные племена или народности (раньше или даже сегодня) веру в какой-то тотем, предка или в то, что ветер, вода, огонь есть некие божества, связывают с желанием испросить земного, примитивного, простого успеха от этих богов, духов. Сиюминутного, посюстороннего успеха в охоте, рыбалке, торговле.
Конечно, мы можем подняться на ступеньку выше: и в язычестве основа веры в богов и духов может быть связана с желанием достичь посмертной благой участи. Она по-разному истолковывается в разных религиях. Возможно, где-то есть вера в то, что душа не растворяется после смерти. Она будет где-то пребывать, и ей надо после смерти достичь места пребывания, улучшить его или приготовить.
Если религия связана с перевоплощением, реинкарнацией, с тем, чтобы эта реинкарнация была лучшей, комфортной (если это слово здесь уместно), то христианство не исчерпывается этими понятиями, настроениями и даже полностью перерастает их. Хотя надо признать, что эти настроения так или иначе встречаются среди христиан.
Мы приходим в храм, ставим свечи или приходим на молебен, чтобы испросить примитивных успехов: пусть не в охоте (мы уже не охотники, собиратели и, может быть, даже не земледельцы), а в карьере, работе, учебе. Вне этих вопросов Бог нам и не нужен.
Мы приходим в храм из-за страха, что будет с нашей душой после смерти. Этот страх наемника или раба превалирует над сыновним чувством к Отцу Небесному. Но мы понимаем, что вера в Бога имеет самое главное основание – сыновнее бескорыстное чувство, которое называется любовью к Отцу Небесному.
Любовь – это чувство, которое во многом сегодня девальвировано в наших отношениях (мы называем любовью и какие-то греховные отношения). Перенесем это понятие на наши общественные или личные отношения с человеком: если мы кого-то любим, то желаем общаться с ним, разговаривать, слышать, понимать его, исполнять его желания и угождать ему. Мы сразу вспоминаем, что святые назывались угодниками Божьими.
И здесь мы вспоминаем другое: не может быть веры без дел. По слову апостола Иакова, вера без дел мертва есть. Но и здесь надо делать поправку. Вопрос не в том, что мы что-то зарабатываем себе делами. Дела, особенно у святого человека (хотя и у рядового христианина дела – это порождение его духовной жизни), – не вымученные какие-то действия, из-под палки, а порождение его настроения, его устремленности к Богу. Дела порождаются из внутренней жизни, а не сверху, не внешне инкрустируют нашу жизнь. Вопрос о вере, о том, что она проявляется в делах добра, не должен нами забываться.
И здесь речь идет именно о духовности. Духовность порождает дела, а не наоборот: не дела порождают духовность. Хотя церковная дисциплина нас вводит в какие-то рамки, формы, потому что без формы не может быть религии. И здесь мы вернемся к началу.
Наша вера (или наше вхождение в веру) связана с крещением. Мы все были крещены: кто-то во взрослом возрасте, очень многие в детстве. Мы знаем, по слову евангельскому, Сам Господь сказал, что тот, кто не будет крещен водою и Духом, не войдет в Царство Небесное. Уже с крещения начинается наше вхождение в духовную жизнь, но мы понимаем, что крещение – это только начало, а дальше дело за самим человеком.
– Вопрос телезрителя: «Известно из богословия, что Бог – Источник Жизни, Дух. Если Бог является Источником Жизни, то как Он мог умереть на кресте? Тогда должна была прекратиться жизнь во всей вселенной. Так кто все-таки умер: Бог или человек?»
– Мы же знаем с вами, что Господь претерпел человеческую смерть на кресте. Он должен был это сделать, чтобы нас спасти. Господь принял в Свою Ипостась не только наше тело, но и нашу душу. Чтобы спасти наши души, Он должен был претерпеть смерть нашего тела: страшную, болезненную и позорную казнь на кресте, потому что это есть апофеоз того грехопадения, которое совершил первый человек.
Последствие греха – смерть. Мы все на себе испытываем последствия греха: и боль, и болезнь, и страдание, и отчаяние, и одиночество. Все, что на кресте претерпел Христос. И чтобы нас привить к Себе, как к лозе благородной, Господь должен был не искусственно, абстрактно воспринять на Себя нашу природу. Он в ответе за нашу свободу и волю, которой нас одарил. Все это Он освятил в Себе.
Что касается страданий, здесь даже речь не о смерти, а о страдании. И есть такая проблема в богословии – теопасхизм, которая до конца не была решена. Споры, может быть, до сих пор остались актуальными. Мы знаем с вами, что Бог не умирает и не страдает, но Сын Божий, или Сын Человеческий (как Он Сам Себя называл), претерпел человеческую боль и смерть.
Поэтому в Христе две природы: Божественная и человеческая. Они неслитно, но и нераздельно в Нем были соединены. Конечно, богословские истины описывают нам примерные направления нашей мысли. Они не могут до конца исчерпать этой тайны. Они удерживают нас от уклонения в ересь. Более того, не может ум человека погрузиться в тайны: как Бог стал Человеком, как Бог пострадал на кресте в человеческом облике.
Мы должны знать и верить, что это было необходимо, чтобы нас спасти. Господь ежедневно буквально воплощается, сходит в ад нашей жизни в Евхаристии. В наши часто адские глубины, оскверненные грехом – глубины души, сердца, ума, интеллекта, сходит в Причастии, чтобы нас снова освятить. Это возможно только потому, что на кресте Он претерпел человеческие страдания и смерть. И это, конечно же, нам открыло дорогу из смерти в жизнь.
Мы сегодня и говорим о том, что смерть перестала быть дверью в отчаяние. Смерть стала переходом в вечность. Мы развивали сегодня эту мысль, что вера без дел мертва. Но мы не делами зарабатываем себе спасение. Мы угождаем Богу не искусственно, а угождает наш дух, который порождает добрые дела. И здесь, конечно же, важнейшим элементом является любовь. Церковная жизнь – это не наша попытка Бога сделать своим должником, это попытка свою жизнь приблизить к свету, теплу, благодати. Ее целью не является сделать Бога золотой рыбкой на посылках, исполняющей желания, прихоти и потребности (даже кажущиеся очень важными, чуть ли не насущными). Это попытка приблизить себя к Богу.
Как мне приятно быть с любимым и близким человеком, видеть его, общаться, а разлука с ним тягостна, так и для христианина должна быть тягостна разлука с Богом. Отчего она может произойти? Причиной может стать, например, грех. Или я уклонился куда-то (необязательно в ересь), изменил Богу. Несмотря на то, что у нас есть любимый Отец Небесный, бывает, наши плоть и душа, несущие на себе тяжесть последствий грехопадения прародителей, ищут радости не в общении с Богом, а в мирском. Мы подменяем веру в Бога верой в земное: вещи, телесные удовольствия, земные и преходящие достижения.
Говоря о крещении, которым мы вошли в Церковь, надо помнить, что об этом написано в Евангелии: мы крещены водою и Духом. Предтеча добавляет: «Придет Сильнейший меня, Который будет вас крестить Духом Святым и огнем». Это очень важная фраза, которую мы упускаем из виду. Вера не может быть без дел, и огонь – это в том числе принятие на себя креста Христова, который лежит сейчас посредине каждого храма для поклонения.
Господь нам говорит: «Возьми свой крест и иди за Мной». Именно крестом проверяется наше христианство, звание христианина, вера, наше членство в Церкви. Конечно, легко креститься, прийти в храм, отстоять службу. Но по выходе из храма начинается проверка нашего христианства: пришел близкий человек, просит утешения; или нас кто-то обидел, а мы мстим, вместо того чтобы принять человека, понять, простить и оправдать. Когда мы стоим в храме, нами даже могут любоваться: пришли причесанные, умытые, стоим ровно, не шелохнувшись. Нам даже может казаться, что мы пребываем в молитве, не рассеиваемся. Выходим из храма благостные − и начинается крещение огнем, проверка нашего христианства и веры. Готовы ли мы к милостыне, милосердию, самопожертвованию, смиренному принятию ближнего и того, что Бог решил о нас? Мы планировали сегодня, например, поехать за город или на курорт, а Господь решил, что этого не будет, − мы сразу начинаем гневаться, срывать злобу на ближних, дальних, даже гневаемся на Бога. То есть проверку мы не прошли, крещение огнем не приняли.
Многие считают, что легко и незатруднительно сказать: «Я верующий, православный». А дальше мы видим: молитва им неинтересна, чтение Священного Писания – тоскливо и скучно. Зато интересен сериал, фильм: боевик, комедия по телевизору, интернет-сообщества, социальные сети. На молитву, чтение духовной литературы уже не хватает времени. И это тоже проверка. Мало креститься и принять миропомазание (которым олицетворяется и символизируется возложение рук епископата), нужно еще пройти подвиг и заявить, проявить, доказать, что ваша вера живая. Вера в Бога – это живое личное общение с живым личным Богом. Это не партийность, не абстрактная теория, не отвлеченное знание, не философия или разглагольствование о догматических истинах, об исихазме, о том, Кто страдал на кресте. Вера заключается в том, готов ли я взять крест и идти за Христом. Хотя никто на меня сегодня не возлагает голгофского креста. Только лишь помолись, попостись, отдай что-то ближнему (необязательно материальное): часть времени, искренне поговори с ним, попытайся по-христиански разделить не только его печаль, но и радость. Настройся на это, а если не можешь, то покайся, а не оправдывай себя: я мог бы, но с другим человеком, а этот плохой. Вот в чем вера, вот какие проверки ее мы может встретить на нашем жизненном пути.
− Вопрос телезрителя: «Как можно верить в Бога, если Он забирает лучших людей?»
− Лучшими людьми телезритель называет, наверное, апостолов, святых мучеников, святителей, других святых, которых Господь призывает так же, как и каждого из нас. Честна пред Господем смерть преподобных Его.
Кончина любого человека есть итог, проверка, это значит расставить все точки над «i», поставить точку в конце предложения. Именно христианской смертью подтверждается, завершается и утверждается наша вера. Это видно не только в уходе святого или лучшего человека, но и человека, не связывающего себя до конца с Церковью, не имеющего видимой ассоциации с ней. Мы знаем, по апостолу Павлу, что «закон Божий написан в сердцах». Нам помогает письменный закон, традиции, но бывает, что и нет: нам легче имитировать или мимикрировать роль христианина, тогда как внутри ничего нет. А есть люди, которые не играют и не притворяются, а внутри имеют христианскую незамутненную природу. По сути, на чем основано мое утверждение? На словах Тертуллиана, который говорил, что душа человека по своей природе христианка.
Вспомним А. П. Чехова. Есть описание, как он умирал в Германии, рядом не было священника. Кстати, именно его произведения оставили нам величайшие образы русского духовенства (как ни странно это может кому-то показаться). Это рассказы «Письмо», «Кошмар», «Святой ночью», «Архиерей». Чехов, умирая от туберкулеза очень молодым человеком, не был в страхе, истерике, тоске. В страхе была его супруга, находящаяся с ним в гостинице. Муж всячески утешал ее, и, как она потом вспоминала, умирающий Антон Павлович сумел ее рассмешить, вдохновить и настолько успокоить, что она даже заснула. Он же спокойно остался наедине с собой и мужественно принял смертный час. Не каждый, наверное, из нас так сможет.
Смерть и переход в вечность праведника, мужественного, здравого, созревшего человека − не бесцельны, не бессмысленны. Даже если мы говорим о ситуации, когда происходит смерть младенца: объединяется семья, близкие. Часто такая трагическая страница в жизни семьи сплачивает ее как единое целое, если, конечно, это переживать по- христиански, помнить, что у Престола Вседержителя появился еще один молитвенник за нас.
Многое еще можно сказать о смерти. Она – некая цель нашей веры, чтобы подойти к этому рубежу готовой, созревшей личностью и переступить эту страшную, но и радостную границу, за которой встреча с любимым Отцом, Утешителем. Встреча лицом к лицу, непосредственная встреча. Конечно, вопрос веры, религиозности требует глубочайшего осмысления, чтобы мы свою веру не упрощали и не низводили до языческих примитивных настроений и черт, которые являются святотатством, кощунством, оскорбительны для Бога.
Говоря о вере, надо заострить важнейшую тему: приход к вере, поиск веры и присутствие в Церкви – это всегда усилие по приближению себя к Богу и по укоренению себя в Духе Святом, что созидается страхом Божиим. Страх Божий – страх не наказания, а страх огорчить. В детстве у нас, наверное, бывал не только страх наказания, особенно перед мамой, но и страх огорчить ее, вызвать слезу огорчения, разочарования. В меня верили, в меня вкладывали слова поучения, утешения, а я обманул любящее материнское сердце. Так же надо относиться и к Богу. Бояться не кары, не наказания, а огорчить Того, Кто верит в нас.
Как говорил известнейший праведник и проповедник ХХ века Антоний Сурожский, не только мы должны верить в Бога, но мы должны свою веру основывать и утверждать на том, что и Бог верит в нас, Он доверяет нам и доверяется нам в Евхаристии. Он же приходит к нам и доверяется нам, что мы, причастившись, станем лучше и используем Святые Дары для улучшения себя, а не дадим поцелуя Иуды у чаши с мыслью, мол, я причащусь, поскорее убегу, а дома накрыт стол, жарятся котлеты, стоит в холодильнике холодное пиво. Когда такие мысли гуляют в голове во время присутствия на воскресной или праздничной литургии, тогда уже центром является не сама литургия, а пасхальный или праздничный стол, который ждет нас. А присутствие на литургии – такая традиция, нельзя же просто так сесть за пасхальный или праздничный стол, надо по-людски, отстоять службу, а уж потом… Праздник-то будет потом, а не сейчас. Сейчас это вынужденное простаивание для приличия, чтобы и родственникам показать, что ты православный.
Вот здесь тоже проверка, тоже огненное крещение. Потому что Дух Святой не только Утешитель, он еще и Огонь. Недаром огонь сошел на апостолов в день Пятидесятницы, но он их не опалял. А Дух Святой, Который прикасается к нам и Который нам дан в крещении, нас не оставляет в покое. Крещение и миропомазание, что мы приняли в детстве или во взрослом возрасте, не только призвано нам помогать, нас охранять и оберегать. Мы часто думаем, что крещение – это некий оберег для нашей земной благополучной, комфортной жизни. Крещение – это еще и постоянная рана, ожог, это все время напоминает о том, Кому ты себя вручил и отдал. Уже не устроится человек крещеный по-язычески комфортно в мире, постоянно что-то внутри будет его беспокоить, волновать. Что-то я заработал, чего-то достиг, что-то у меня уже есть, а Дух Святой постоянно будет обжигать: нет, неправильно ты живешь, не туда идешь, не тому ты себя отдал, не тому ты служишь. Это крещение огнем, и мы должны его воспринять, правильно оценить и следовать этому крещению огнем, что нам дает Дух Святой.
– Вопрос телезрительницы: «Я к вере пришла не в детстве, а около 20 лет назад. Я теперь благодарю Бога не за то, что Он с нами, а за то, что мы с Ним. Я с Ним, Он меня к Себе призвал, я могу теперь к Нему обращаться, связь напрямую. С сестрой у нас возник спор. Чего больше у верующего человека должно быть – скорби по поводу греховности или радости, счастья и благодарности, что Бог нас спасает, что мы видим мир, живем? У меня больше радости. Я понимаю, что недостойна этого. Но говорится: даже за то, что мы познали имя Господне, Он нас спасает и защищает. Такое у меня настроение. Как Вы думаете, от чего это зависит – от характера человека или от его слабой веры, слабого понимания своей ответственности? Еще бы хотелось, чтобы свое мнение высказал ведущий».
– Мы в разговоре о христианской нравственности должны всегда избегать упрощений. С одной стороны, конечно, мы должны радоваться и благодарить Бога. Благодарность – это одна из составляющих веры. Не может быть веры без благодарности за то, что Он нам дарует видеть и зреть и духовные дары, и дары телесные. Благодарность – это и путь к счастью. Без благодарности ничто не в радость. Какие бы достижения мы ни сумели сегодня стяжать, если нет благодарности, они не радуют (или радуют только минуту).
Что касается покаянных чувств, тут тоже нельзя упрощать. Бессмысленно просто сидеть и стенать: я плохой. Особенно если человек зависимый или отягощен страстными привычками; например, алкоголизмом. Все смирились, что такой он человек. Примиряются и с ним, и с его болезнью, и с тем, что он гибнет… Мы и к Богу это применяем: «Сейчас я просто испрошу у Бога языческого прощения (мы к Богу относимся как к идолу), а потом, после временного воздержания, снова вернусь к тому же самому греху. А потом снова покаюсь перед Богом». Это не покаяние, конечно. Если речь идет об этом, то это бессмысленные стенания.
Покаяние – это изменение. Но изменения мои связаны только с тем, что я понимаю свою немощь, слабость, я не хочу Богу доказать свою духовную мощь, но прошу у Него одного: чтобы Он не пускал меня на распутье греха. Если я хочу от греха уклониться, я Ему разрешаю меня хорошенько, строго, властной десницей поправить и поставить на путь истинный. Зачастую этого мы боимся. Мы хотим по-язычески Бога умилостивить своим стоном, стенаниями, но не хотим, чтобы Господь меня хорошо и сильно поправил. Нет, надо сказать Богу: «Я не хочу больше служить греху, не хочу служить дьяволу. Да, я немощный, слабый. Я не считаю, что мои дела и усилия могут доказать людям или Тебе, что я нравственный, моральный, устойчивый христианин. Я просто хочу быть с Тобой». Здесь память о моей слабости, немощи нужна и необходима.
Радость, конечно, нужна. Радость о том, что нам дает Господь, в том числе это плоды земли. Но бывает так, что нам очень удобно размышлять (мне кажется, я такую нотку заметил в вопросе звонившей): мы же не монахи, мы не должны много молиться. Пусть монахи много молятся. Мы не должны поститься, мы должны радоваться в том числе и телесным удовольствиям. И все вроде бы это верно, но мы легко переходим грань. Да, конечно, я христианин, но не монах; значит, сегодня и пост не могу соблюдать, да он и не так важен… А это огненное крещение. Что для меня сегодня важно? Бог или мои удовольствия?
Только не надо думать, что мы Богу угождаем постом. Пост – это тренировка, дисциплина, когда правильно расставляются приоритеты. Очень легко превратить какую-то вещь в идола. Да, нам даны радости жизни, надо им радоваться. Но начинается: мы не подвижники, не монахи, не преподобные, не святые. Как не святые?! А «Святая святым» – это к кому обращается Церковь на литургии? В этот момент мы святые, мы причащаемся. Вышли из храма, сели за стол – «ну, мы ж не святые». В храме мы были святые, нам дали Святые Дары, потому что мы христиане, освященные крещением; вышли из храма – и уже не святые. Вот эта амплитуда не должна уходить от нашего внимания. Трезвость, внимательность, строгость и честность должны быть на первом месте.
– Я вспоминаю замечательную книгу «Несвятые святые». Когда я впервые услышал название, у меня возник недоуменный вопрос, как это может быть. Но когда прочел книгу, увидел, что самое лучшее – когда человек приходит к Богу от радости. Мы часто приходим к Богу от горя, а от радости приходим чрезвычайно редко. От благодарения, что мы увидели этот мир. Радость – это же здорово, очень хорошо. Другой разговор, что есть радость, которая нас лишает критического сознания. Однажды я проходил мимо, когда одна женщина собеседнику говорила: «Мне уже 60 лет, мне поздно меняться, поздно ходить в церковь». Это меня совершенно поразило. Можно ли хотя бы когда-нибудь сказать, что поздно меняться?
– Еще к вопросу о радости. Настоящая, подлинная радость, в том числе от созерцания мира, от прикосновения к миру, может быть только духовная. Да, прикосновение телесное к телесному, но подлинная радость может быть только духовная, когда в этом прикосновении, в этом вкушении земного есть Бог и благодарность Ему. Когда мы всё делаем в Духе Святом. Если принимаем родившееся чадо на свои руки как дар Божий, то ощущаем космическую радость, что не сравнить с той радостью, которую может ощущать неверующий человек, воспринимающий рождение ребенка как простой и понятный биологический процесс. Здесь, конечно, нечему радоваться. Это все очень просто, банально и объяснимо для неверующего, который «контужен» научно-популярной литературой.
А для верующего человека хлеб – радость. Потому что он видит в этом Бога. Он видит в этом руку Божию. И в луче света, из окна падающего на пол его комнаты, из которой он выйти не может по какой-то причине. Есть люди, которые не могут выйти на свежий воздух. Может быть, они больны, прикованы к постели. Но настоящий, глубоко переживающий свою веру человек радуется и благодарит Бога даже за этот луч света, что проник в его комнату или келью через окно. Он радуется, благодарит и веселится всем сердцем этому простому, но дорогому подарку от Отца Небесного.
Возьмем неверующего человека, который всем себя уже обрадовал: последним дорогим сортом вина, невероятным блюдом за круглую сумму, последней обновкой, которая называется писком моды. Но при этом он пребывает в жесточайшем унынии и радует себя только на одну секунду, забивая шкафы новыми одежками, затаривая холодильник новыми продуктами, которые портятся, – и он их выбрасывает в ведро. Но радости как не было, так и нет.
– Вопрос телезрительницы: «Человек умер, душа отделилась. Где она находится до Второго Пришествия Иисуса Христа, когда будет Суд и души распределят в ад или в рай?»
– Мы возвращаемся к теме кончины. Да, никогда не поздно пожелать самому себе найти подлинную радость. Даже в сорок, пятьдесят, семьдесят лет человек имеет право и достоин подлинной радости, которую он может переживать. Пройдя все этапы жизни, все этапы поиска радости в какой-то вещи, напитке, веществе или в каком-нибудь вкусном шашлыке, он этого не нашел. Пусть теперь он попытается доставить себе радость от общения с Богом, Который накормит его Духом, духовной жизнью даже через луч света.
Господь говорит: в доме Отца Моего обителей много. Наверное, учитывая разность наших жизненных событий и решений, которые мы принимали по тем или иным вопросам, душа до Страшного Суда находится или ниже, или выше. Или ближе к Богу, или дальше от Него. Потому что там нет некого общежития или многоэтажек, где управдомы раздавали бы квартиры лучше и хуже. Там уже несколько другие приоритеты и другие рамки, если такое слово вообще к духовной жизни применимо. Мы знаем, что и до Второго Пришествия души святых и праведников находятся рядом с Богом. Это самый главный ответ – рядом с Богом. Чем ближе мы к Богу здесь, на земле, тем ближе к Богу будем там. Задача и цель духовной жизни, веры в Бога, которую мы восприняли в себя, – это приближение себя к Богу. Если нас на земле уже сейчас радует луч света, упавший на пол нашего дома, значит, уже все не так плохо, значит, и там нам будет с Богом хорошо. Это самая главная проверка – если есть радость от простой вещи. От хлеба на столе, от луча солнца, от того, что мы видим солнце, желтую листву, белый снег или красивый цветок.
– Или ливень.
– Да, как некую весть от Бога, что Господь с нами. Если в любом явлении природы мы видим расположение Бога к нам. А ведь, по слову евангельскому, Господь посылает дождь и свет на всех нас; значит, все хорошо в душе, уже неплохо.
– Всякое дыхание да хвалит Господа. Если мы отвечаем на вопрос о вере в Бога, мы вечно будем задаваться этим вопросом и вечно это доказывать.
– Вечно. Это и любовь, и благодарность, и доверие, и смирение. Все это – вера, и все это порождает радость.
– Путь к радости…
– Это путь веры.
– Я чрезвычайно благодарен Вам каждый раз, когда Вы приходите в студию. Благословите наших телезрителей.
– Помощи Божией всем, дорогие, крепкой веры и плодов веры – любви друг к другу, радости друг о друге и дел милосердия, которыми вы себя тоже будете только радовать. Отдавая, будете приобретать.
Ведущий Глеб Ильинский
Записали Наталья Культяева и Маргарита Попова
Церкви утверждались верою
Мы все понимаем, что утверждение происходило на основании веры в Бога, веры в Иисуса Христа. Это значит, что люди видели дела веры у других верующих и сами ДЕЛАЛИ дела веры. Не просто «что-то делали». Не просто занимались «баснями и родословиями», не просто спорили о мнениях.
Так же и сегодня. Если в церкви вы не будете делать дела веры, не будете видеть дел веры в других – значит, церковь НЕ УТВЕРЖДАЕТСЯ верой. А наоборот, разрушается, становится мертвой и не способной слышать Бога, не способной быть водимой Духом.
Какие есть веры в Бога
Часто встречается среди людей понятие: “у каждого своя вера” “верю по своему” “своя вера” — на сколько верно это понимание? Это я ещё не говорю о тех, кто говорит о деноминационных верах, как например: “православная вера”, “католическая вера”, “мусульманская вера”, “протестантская вера” впрочем их так же можно отнести к разделу — “у каждого своя вера”
В Писании сказано, что вера одна, не своя у каждого, а одна — Божия. То есть вера по Божиему, а не по человеческой мудрости — “по своему”. И доказательство тому слова Духа Святого из Писания:
То есть вера должна утверждаться на Духе Святом, не на обрядах, не на постановлениях человеческих и догматах, а на Духе — силе Божией, ибо сила Бога в Духе Святом и эту силу Бог дал нам.
Верим по действию Его силы
Как мы уже говорили, вера в нас появилась не благодаря нашим усилиям, а через воскресение Иисуса Христа. И появление, и дальнейшее действие веры имеет источник – Божью силу, Самого Бога.
С греческого это будет звучать так –
верующих, доверяющих через действие, деятельность силы, мощи, могущества Его возможностей, Его силы.
Может показаться немного не ясным. Но порассуждайте
Божье могущество и способность, Его мощь и сила создали действие, создали силу, которая воскресила из мертвых Иисуса, которая производит вашу веру.
Другими словами, говорить, что у вас НЕТ ВЕРЫ, или говорить, что вы НЕ МОЖЕТЕ верить – это значит не верить Богу, в то, что Он для вас сделал, унижать Бога, действие могущества Божьего. Дело не в вас. Мы – сосуды, в которые Бог наливает то, что Он хочет, чтобы использовать, когда Ему надо. Так же веру не надо просить. Ей надо пользоваться.
Здесь рассуждение о неверии
Склонность к религиозным представлениям
Когда человек погружается в какую-то религиозную практику, то его мозг сразу же становится активным. Как известно, люди имеют склонность к религиозным представлениям. Это есть во всех культурах. Из-за того, что теменная доля мозга отвечает за ощущение собственного «Я», границы между человеком и Богом или Вселенной начинают плавно размываться. Вот тогда и наступает единение.
«Вокруг лишь пустота…»: как понять, что устала ваша душа (а не тело)
Эпидемиолог рассказала, возможна ли повторная вакцинация «Спутником V»
Мастерица показала, как она использует лотки для яиц (и подарить не стыдно)
Лобная доля мозга человека способствует религиозным взглядам. Если даже прекратить разговоры о вере, но человек верит, то Бог и религия станут неотъемлемой часть его жизни.