Updated: 02.03.2020
Иконопись — разновидность художественного искусства. Но, в отличие от других его видов, она несет в себе гораздо больше смыслов и значений. Миссия священного произведения кардинально иная, нежели у картин, пусть и духовного содержания. Немногие из православных иконописцев известны, более того — часто святые образы писались коллективно: мастер рисовал лик, а помощники — всё остальное. Вот пятерка, пожалуй, самых знаменитых икон в православном мире.
Икона Владимирской Божьей Матери
Один из наиболее почитаемых образов в русском православии — Владимирская икона с изображением Божьей Матери. По легенде она принадлежит кисти евангелиста Луки. Изображение, как гласит та же легенда, нанесено на деревянную столешницу, у которой собрались на трапезу Спаситель с Пречистой Девой и праведником Иосифом.
В Россию образ попал в 1131 году — его прислали в подарок Юрию Долгорукому. С тех пор он защищает Русь от иноземцев и являет чудеса. Так, рассказывают, что икона спасла землю русскую от Тамерлана, в 1480-м — от разорения Руси золотоордынским предводителем Ахматом, а в 1521-м избавила Москву от разгрома казанским ханом Мехмет-Гиреем.
Дионисий (около 1440 — 1502)
Исследователи считают московского иконописца Дионисия продолжателем традиций Андрея Рублева.
Интересный факт: фрески Ферапонтова монастыря, принадлежащие кисти иконописца, прекрасно сохранились и позволяют искусствоведам как можно больше узнать о манере письма художника. Эта работа мастера никогда не подвергалась серьезной реставрации, поэтому сохранилась практически в первозданном виде.
К известным работам иконописца относятся:
- роспись собора Рождества Богородицы;
- росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря;
- «Богоматерь Одигитрия»;
- «Крещение Господне»;
- «Сошествие в ад»
и другие.
«Троица» Андрея Рублева
В зале Третьяковки находится одна из известнейших икон православного мира — «Троица», написанная Андреем Рублевым — самое знаменитое произведение мастера. Она создавалась в начале 15 века (точную дату специалисты назвать затрудняются) для белокаменного величественного Троицкого собора.
Предполагалось, что икона будет стоять справа от Царских врат. Изображение многогранно и многослойно, исполнено символами и смыслами. А потому сюжету этого шедевра посвящено немало научных исследований.
Алипий Печерский (около 1070 — 1114)
Алипий Печерский был известным иконописцем, мозаичистом, ювелиром, жившем в 9 веке. Также он имел статус преподобного святого. Иконописи учился у греческих мастеров.
Искусствоведы нашли летописные источники, согласно которым стало известно, что он был почитаем на Руси, обладал даром целителя, совершал чудеса, также чудесную силу имели иконы, написанные им.
К сожалению, авторские произведения иконописца не сохранились до наших дней. В одном из источников сообщается, что художник написал пятифигурный Деисус, две наместные иконы.
Некоторые исследователи также пришли к выводу, что иконописец написал «Ярославскую Оранту», которая впоследствии была принесена в дар Успенскому собору, располагающемуся в Ростове.
Икона Казанской Божьей Матери
Чудотворная каноническая икона была обретена в середине лета 1579 года, через четверть века после покорения Казанского ханства Иваном Грозным. Патриарх Гермоген писал, что накануне 8 июля — дня обретения реликвии — в Казани приключился сильный пожар, из-за которого выгорело полгорода, в том числе и часть Кремля. Татары злорадствовали — дескать, высшие силы покарали нечестивцев, посягнувших на мусульманские земли. Стрелец Даниил Онучин собрался построить на месте сгоревшего новый дом, однако ему помешала десятилетняя дочка Матрона.
Девочка поведала, что в сновидении явилась к ней Божья Матерь и велела найти образ на месте будущей стройки. От малышки отмахнулись, но она снова и снова настаивала на том, что пожарище нужно раскопать.
В конце концов девочке уступили и принялись разгребать пепел и остатки сгоревшего здания. Так на пепелище и был найден образ Казанской Божьей Матери. Чудотворная икона излечивала болезни и вдохновляла воинов, перед ней накануне великих походов молились Петр I и Михаил Кутузов. В начале прошлого века икона была уничтожена, но многочисленные списки с нее разошлись по всему свету. Самый ранний можно увидеть в зале Третьяковской галереи.
Религия :
1. Владимирская икона Божией Матери
По преданию, Владимирская икона Божьей Матери была написана самим евангелистом Лукой. В Россию она была привезена в начале XII века в качестве подарка князю Мстиславу. Икону признали чудотворной, после того, как она трижды отводила войска захватчиков от Москвы.
Сейчас икона находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
2. Икона «Троица»
Знаменитая икона «Троица» была написана Андреем Рублевым в XV веке для иконостаса Троицкого Собора. За 600 лет существования икону подновляли пять раз, но после реставрации 1919 года был снова открыт авторский слой.
Сейчас икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.
3. Казанская икона Божьей Матери
Казанская икона Божьей Матери была обретена на пепелище в 1579 году после того, как Богородица трижды явилась во сне девочке Матроне. На сегодняшний день Казанская икона Божьей Матери – одна из самых популярных в России. Считается, что именно ее покровительство помогло ополчению Пожарского изгнать поляков из Москвы.
Из трех чудотворных списков до нашего времени сохранился только петербургский, сейчас он хранится в Казанском Соборе в Санкт-Петербурге.
4.Тихвинская икона Божией Матери
Принято считать, что Тихвинская икона Божией Матери была обретена в Тихвине в 1383 году. Икону почитают как чудотворную. По преданию, именно ее заступничество в 1613 году помогло спасти Тихвинский Богородице-Успенский монастырь от нашествия шведов.
Сейчас икона Тихвинской Божией Матери находится в Тихвинском Успенском монастыре.
5. Смоленская икона Пресвятой Богородицы
Смоленская икона Пресвятой Богородицы была привезена в Россию в XI веке. Ей приписывали множество чудес, в том числе спасение Смоленска от нашествия хана Батыя в 1239 году.
Существует множество списков Смоленской иконы, но первообраз был утерян во время оккупации Смоленска немецкими войсками в 1941 году.
6. Иверская икона Божией Матери
Иверская икона в IX веке хранилась в доме одной благочестивой вдовы, которая спасла ее от уничтожения, опустив ее в море. Два века спустя икона явилась монахам Иверского монастыря на горе Афон.
В XVII веке список чудотворной иконы доставили в Россию. Сегодня поклониться образу можно в Новодевичьем монастыре.
7. Донская икона Божией Матери
Донская икона Божьей Матери – двусторонняя, на обороте изображено Успение Богоматери. Авторство иконы приписывают Феофану Греку. По легенде, эту чудотворную икону казаки преподнесли в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году.
На сегодняшний день икона хранится в Третьяковской галерее и покидает ее каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю). В этот день образ перевозят в Донской монастырь для свершения праздничного богослужения.
8. Икона Знамение Пресвятой Богородицы
Икона Знамение Пресвятой Богородицы датируется XII веком. В 1170 году, когда Андрей Боголюбский осадил Великий Новгород, во время крестного хода по стенам, икону пробила случайная стрела. Икона заплакала, а войска Боголюбского в ужасе бежали.
До сих пор образ хранится в Софийском соборе в Великом Новгороде.
9. Курская-Коренная икона Божией Матери
Икона была найдена в лесу под Курском в день Рождества Пресвятой Богородицы в 1295 году. На месте обретенного образа тут же забил родник.
По преданию, после татаро-монгольского набега икона была разрублена пополам, но как только ее части совместили, она чудесным образом «срослась».
В 1920 году Курская Коренная икона Божьей матери была вывезена из России врангелевской армией. С 1957 года она хранится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
10. Феодоровская икона Божией Матери
Точная дата написания Феодоровской иконы Божьей Матери неизвестна, но первые упоминания датируются XII веком. Икону считают чудотворной, она несколько раз спасалась из огня, а в 1613 году этой иконой инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Романова при избрании на царство.
Поклониться чудотворной иконе можно в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре в Костроме.
11. Псково-Печерская икона «Умиление»
Икона «Умиление» является списком 1521 года с Владимирской иконы Божией Матери. По преданию, Псковско-Печерская икона защитила Псков от осады польского короля Стефана в 1581 году.
Сейчас икона находится в Успенском соборе Псковско-Печерского монастыря.
12.Святой Николай (Угрешская икона)
Угрешская икона явилась Дмитрию Донскому по пути на Куликово поле в 1380 году. Позже на том месте был заложен монастырь, в котором образ и хранился вплоть до закрытия монастыря в 1925 году.
Сейчас чудотворная икона находится в Государственной Третьяковской Галерее в Москве.
13. Икона «Спас Елеазаровский»
Явленный образ Спаса Елеазаровского был обретен в ноябре 1352 года. Икону признали чудотворной, а дерево, на котором была найдена икона, было замуровано в свод храма, построенного месте обретения иконы.
С августа 2010 года икона Спас Елеазаровский хранится в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом.
14. Икона Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский)
Икона была написана в первой половине XVII века со знаменитой резной скульптуры, изображавшей Николая Чудотворца с мечом в руках. В 1993-1995 годах икону отреставрировали, открыв нижние слои краски.
Сейчас образ находится в церкви Сошествия Святого Духа в Можайске.
15. Икона Божией Матери Семистрельной
Явленный образ Иконы Божьей Матери Семистрельной был обретен в колокольне в Вологде. Долгие годы прихожане ходили по ней, принимая ее за доску пола. Образ признали чудотворным во время эпидемии холеры в 1830 году.
На сегодняшний день явленный образ утрачен, но один из знаменитых списков, мироточивая икона «Семистрельная», находится в храме Архангела Михаила в Москве.
16. Икона Святой Матроны Московской
Матрона Московская была канонизирована лишь в 1999 году, но ее икону, написанную в XXI веке, уже признали чудотворной. В списке содержится частица покрова и мощей святой.
Поклониться святыне можно в Покровском монастыре в Москве.
17. Икона блаженной Ксении Петербургской
Блаженную Ксению Петербургскую канонизировали в 1988 году, но почитать блаженную начали еще при жизни.
Самый известный образ находится в Смоленском храме в Санкт-Петербурге, где ему могут поклониться все желающие.
18. Икона Преображение Господне
Икона Преображение Господне была написана в 1403 году. Долгое время ее автором считался Феофан Грек, но последние исследования показали, что икону написал неизвестный иконописец того же периода. Создание образа связывают с восстановлением и переосвящением Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.
С XX века знаменитая икона хранится в Третьяковской Галерее в Москве.
19. Икона Святителя Спиридона Тримифунтского
Один из чудотворных образов Спиридона Тримифунтского находится в церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Внутри иконы заключен ковчег с мощами святого.
20. Икона Святого Василия Блаженного в молении ко Христу Икона была написана в конце XVI века для собора Покрова-на-Рву, который более известен как Храм Василия Блаженного.
Икона до сих пор хранится на прежнем месте и является одним из самых старых образов храма.
21. Спас Нерукотворный Симона Ушакова
Икона Спас Нерукотворный была написана Симоном Ушаковым в 1658 году. Иконописца подвергли критике за нехарактерное изображение лица Христа, но впоследствии именно этот образ стал наиболее популярным в России.
Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.
22. Икона Спас в силах Андрея Рублева
Икона Спас в силах был написан Андреем Рублевым и его подмастерьями для иконостаса Успенского собора во Владимире в 1408 году.
Икону можно увидеть в Третьяковской Галерее в Москве.
23. Икона Серафима Саровского Одна из наиболее почитаемых икон Серафима Саровского хранится в Даниловом Монастыре в Москве. Образ является точным списком с келейной иконы схиигумении Фамари и содержит в себе четки, часть мантии святого и часть камня, на котором он молился тысячу дней.
24. Икона Дионисия Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)
Икона Богоматерь Одигитрия была написана Дионисием в 1482 году. Долгое время образ хранился в Вознесенском монастыре в Московском кремле, но сейчас находится в Государственной Третьяковской Галерее.
25. Почаевская икона Божией Матери
Почаевская икона впервые упоминается в летописях в 1559 году, когда дворянка Анна Гойская подарила образ инокам Успенской Почаевской Лавры. Икона была признана чудотворной, когда ее покровительство избавило лавру от турецкой осады 20-23 июля 1675 года.
Образ до сих пор хранится в Успенской Почаевской Лавре на территории Украины.
26. Покров Святой Сергий Радонежский
Самое знаменитое и самое раннее изображение Сергия Радонежского — это не икона, а покров. Он был вышит в 1420-е годы, и сейчас находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.
27. Икона Апостолы Пётр и Павел
Икона Апостолы Петр и Павел была написана в Новгороде в XI веке и, с большой вероятностью, является самым древним из русских произведений станковой живописи. Трижды за свою историю икона покидала Новгород, но всегда возвращалась назад.
Сейчас образ находится в Новгородском музее-заповеднике в Великом Новгороде.
28. Икона. Спас Златая риза
Образ Спас Золотая Риза был написан в XI веке специально для Руси. Свое название икона получила из-за утраченного ныне сплошного позолоченного оклада.
Иконе можно поклониться в Успенском соборе в московском Кремле.
29. Икона. Устюжское Благовещение
Устюжское Благовещение – одна из немногих сохранившихся икон домонгольского периода. Она была написана в начале XII века в Великом Новгороде, а перевезена в Москву – в середине XVI века.
Последние 85 лет икона хранится в Государственной Третьяковской Галерее.
30. Боголюбская икона Божьей Матери
Боголюбская икона Божьей Матери является одной из древнейших русских икон (1155 год) и почитается как чудотворная.
Во время реставрации 1946 года икону сильно повредили, но последующие работы смогли частично спасти образ. В 2009 году образ снова пострадал, когда его поразил грибок, появившийся на иконе из-за неправильного хранения. На сегодняшний день икона сохраняется во Владимиро-Суздальском музее в специальном помещении. Ученые опасаются, что новая реставрация может полностью уничтожить образ.
Автор
Русская Семерка
Поделиться
Комментировать
«Спас Нерукотворный» Симона Ушакова
Наиболее, пожалуй, интересная старинная икона — «Спас Нерукотворный» — написана в 1658 году в мастерской Симона Ушакова, царского иконописца 17 века. Интересна она своей неканоничностью и реалистичностью — до этого образы писались по строжайшим правилам. Лицо Спасителя на убрусе выглядит человечным и доброжелательным, тщательно прописаны даже ресницы — это нехарактерно для древнерусской иконописи.
Сюжетом иконы послужила библейская легенда. Однажды Спаситель омыл лик, утерся полотенцем и образ его остался на ткани. Он и стал первым изображением Иисуса. Нерукотворный лик — один из наиболее сакральных и почитаемых в христианстве. И именно его неоднократно воспроизводил Симон Ушаков в своих творениях. Самый известный убрус авторства Ушакова сегодня бережно хранится в Третьяковке.
Федор Зубов (около 1647 — 1689)
Художник Федор Зубов был руководителем жалованных иконописцев при Московском Кремле. Искусствоведы считают, что он писал свои работы в стиле барокко.
Он был создателем большого количества икон, образы его кисти можно увидеть на стенах множества русских монастырей.
Интересный факт: иконописец проработал в столице более 40 лет, стать мастером при царском дворе и получать жалованье за свою работу его подтолкнуло несчастье, в его семье в 1660-е гг. царил голод.
Исследователи его творчества пришли к выводу, что основными чертами его произведений являются:
- каллиграфический стиль;
- преобладание декоративного «узорочья»;
- стремление к объединению древних традиций иконописи и новаторских достижений.
Наиболее известными его работами считаются:
- «Спас Нерукотворный»;
- «Святитель Николай»;
- «Иоанн Предтеча»;
- «Рождество Богородицы»
и некоторые другие.
«Спас в силах» Рублева
Очень символична икона «Спас в силах» знаменитого Андрея Рублева. По замыслу создателя, она представляет собой образ Христа, находящегося в центре Мироздания. Фактически, это наглядная схема христианского мироустройства со всеми его атрибутами.
Икона «Спас в силах» — важнейшая из реликвий в православии, и поэтому ее всегда помещают в центре храмового иконостаса, над Царскими вратами. Изображение авторства Андрея Рублева сегодня находится в Третьяковской галерее, в стеклянном саркофаге, где созданы особые условия для его хранения.
Прохор «с Городца» (15 век)
Исследователи предполагали, что иконописец был учителем Андрея Рублева. Сведений о жизни и работах Прохора «с Городца» дошло да наших дней очень немного. Те, что сохранились в Троицкой летописи, сообщают о том, что он вместе с другими известными иконописцами расписывал Благовещенский собор Московского Кремля.
Специалисты предполагают, что Прохор был значительно старше и опытнее других иконописцев, работающих вместе с ним, в летописи о нем всегда говорилось, как о «старце».
Искусствоведы приписывают его кисти следующие работы:
- «Воскрешение Лазаря»;
- «Вознесение»;
- «Тайная вечеря»;
- «Положение в гроб»;
- «Успение»;
- «Распятие»;
- «Сошествие Святого Духа»;
- «Сошествие в ад».
Для справки: для всех перечисленных выше работ характерны одни и те же особенности написания, то есть автор, создавая их, применял технику нанесения сочных бликов, резких высветлений. Также на этих образах схожи фигуры святых, они имеют небольшие руки, островатые носы.
Искусствоведы считают, что отпечаток на творчество иконописца отложило знакомство с работами иных московских мастеров, например, Гойтана, Ивана и некоторых других.