Икона Николая Чудотворца — житие, живописный образ и молитва

Святой Николай Чудотворец – один из наиболее почитаемых мужей, служителей Господа. Его также называют Николаем Угодником или Николаем Мирликийским (Святителем Николаем). К святому обращаются с самыми разными проблемами – ему возносят молитвы о том, чтобы забеременеть, выйти замуж, наладить свою судьбу. Конечно, ему можно молиться и о своем здоровье, о семье и душевных муках.

Житие Николая Чудотворца

Икона Николая Чудотворца — священное изображение одного из самых почитаемых православных святых. Николай Чудотворец родился в 3 веке в христианской семье в городе Патара (современная территория Турции). С юных лет он занимался изучением Священного Писания. По достижении необходимого возраста его рукоположили в священники. Позднее в городе Мира Ликийской области Николая возвели в сан епископа. После смерти родителей Николай раздавал свое наследство всем нуждающимся.

В 325 году Николай Чудотворец участвовал в Первом Вселенском Соборе, где выступал против арианской ереси. После многих трудов святой около 345 года мирно отошел ко Господу.


Православная икона святители Николая Чудотворца (XVI век)

Купить икону Спасителя

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить наиболее распространенные иконы Спасителя, большинство самых востребованных образов мы можем предоставить Вам в день “звонка”. Как писалось выше, иконография Господа Иисуса Христа обширна и разнообразна, по этой причине не все иконы могут быть в наличии мастерской, но если нужную икону Вы не нашли на страницах сайта, мы напишем любые иконы Спасителя, в рамках канона православной церкви, на заказ. Дорогие братия и сестры, желаем Вам обрести икону Иисуса Христа, которая займет достойное место в доме и сердцах всех Ваших домочадцев.

Особое почитание Николая Чудотворца на Руси

На Руси святитель Николай особо почитается практически сразу с момента принятия христианства. Так, в киевском Софийском соборе, построенного в середине 11 века, имеется мозаичное изображение Николая Чудотворца. К этому же времени относится первое документально подтвержденное чудо, связанное с помощью святителя Николая. В день памяти святых князей Бориса и Глеба (24 июля по старому стилю) по Днепру плыла в лодке семья. Ребенок выпал из лодки и утонул. Той же ночью в Софийском соборе перед образом Николая Чудотворца ребенка нашли живым. Он был весь мокрый, как будто его только достали из воды.

Количество написанных икон святого Николая занимает второе место после Богородичных образов. До 20 века имя Николай считалось самым распространенным на Руси.

Из истории жизни Целителя

Свое начало история жизни великого Целителя берет в древнем городке Малой Азии, именуемое как Никомедия. Там родился и рос сын язычника Пантолеон. Мать юноши была христианкой и прививала к дитю любовь и веру в Бога, однако она очень рано скончалась. В подростковые годы отец отдал его в языческую школу, а после и на попечительство известному на той час врачу Евфросину для ознакомления с врачебным делом.

Юноша был талантливый и с помощи веры в Иисуса Христа, принятой от священномученика Ермолая, исцелял тяжело больных

Молитвой он помог ребенку, излечив от яда и вернув того в мир живых. После этого случая он принял крещение и получил новое имя – Пантелеймон.

История о способностях юноши разлетелась в округе, многие врачи лишились прибыли, поэтому одного дня до самого императора Максимиана дошел слух о том, что Целитель навещает заключенных христиан и лечит их Божьим именем. Это разгневало правителя, и он решил провести испытание меж Пантелеймоном и языческими лекарями. Благодаря вере и истинного прошения Пантелеймон излечил больного. Многие люди увидав сие чудо приняли христианство, а Целитель заплатил за победу муками. Его бросали в море, вешали, топили, колесовали, сжигали, однако святой остался невредим. Тогда в 305 году император приказал отрубить голову. Великий лекарь молился и тогда его призвал голос, открывая путь в Небесное Царство. После смерти тело Целителя хотели сжечь, но эта попытка оказалась безуспешной. Его похоронили благодарные христиане, а голова святого была перенесена в монастырь на Афоне.

Икона Николая Чудотворца: особенности написания

По византийской иконописной традиции святой Николай чаще всего изображается по пояс. Он представляется в образе старца с Евангелием в руках. Иконы такого типа известны на Руси с 12 века. Святой Николай может изображаться в митре (головной убор епископа) или без нее. Также известны оплечные (изображения только головы, по плечи) варианты изображения.

Также в верхней части на иконах Николая Угодника иногда изображают Иисуса Христа и Божию Матерь. Это связано с участием святителя Николая в Первом Вселенском соборе (Никея, 325 год), где во время спора святитель ударил по щеке еретика Ария. В наказание с него сняли сан архипастыря и посадили в темницу. Однако некоторым участникам Собора во сне явились Господь Иисус со Своей Матерью. Они протягивали Николаю Угоднику Евангелие и омофор. После этого святому вернули сан епископа.

В 13 веке появилось новое иконографическое изображение святого Николая — в полный рост в святительском облачении (в фелони с омофором). Его правая рука находится в благословляющем жесте, в левой он держит Евангелие. Наибольшее распространение иконы такого типа написания получили на Руси, в Византии они мало известны. Примером такого изображения может послужить Зарайская икона, принесенная в город Зарайск (ныне Московская область) из Корсуни (Крым) в 1225 году.

С 14 века широкое распространение получают так называемые житийные иконы святителя. По краям основного изображения расположены небольшие клеймы с изображением сюжетов из жизни святого и его чудесной помощи. Наиболее известны подобные иконы псковского и новгородского письма.

Дальнейшее развитие новгородской живописи

Богаче всего представлена новгородская школа живописи XV в. В это время живописное творчество пользовалось в Великом Новгороде всенародной популярностью. Живописная икона отличалась образностью, динамизмом, былинно-сказочным ладом. Она имела не только религиозное, но и декоративное предназначение. Кроме того, новгородское творчество этого периода отличалось яркой самобытностью, оно создавалось без участия иноземных мастеров.

Св. Георгий. Русский музей Изображение святого Георгия на коне, пронзающего копьем змея, – не только воспоминание о посмертном чуде, совершенном святым Георгием, но и символ главного в жизни христианина чуда – победы над страстями и неверием. «Чудо о змии» – одно из самых известных чудес, явленных святым Георгием после его смерти. В озере у одного города поселился огромный змей, похожий на дракона. Он пожирал людей и овец и отравлял воздух ядовитым дыханием. Правитель города, жители которого были язычниками, обратился к богам, и они посоветовали ему каждый день отдавать в жертву змею юношу или девушку. Когда дошла очередь до единственной дочери правителя, девушку отвели к озеру и оставили на берегу. С ужасом она ждала гибели, но появился всадник на белом коне. Узнав о чудовище, воин бросился на вылезшего из озера змея. Он прижал копьем гортань чудовища к земле, а конь стал топтать его копытами. Затем воин приказал девушке накинуть на усмиренного змея пояс и отвести в город. Увидев чудовище, которое она вела, подобно смирному псу, горожане замерли от изумления. Святой Георгий объяснил им, что он одолел змея силой Христа. Когда по просьбе горожан святой убил змея, они приняли Крещение. На том месте, где змей был умерщвлен, построили церковь во имя великомученика, около которой забил целебный источник.

Среди новгородских иконописных композиций интересна «Битва суздальцев с новгородцами» как самое раннее живописное произведение на историческую тему: осада Новгорода войском под предводительством суздальского князя Мстислава Андреевича. В 1169 г. суздальское войско было разбито под Новгородом. Легенда рассказывает, что новгородцы вынесли на крепостные стены икону Богоматери. Суздальцы стреляли в икону. Тогда Богоматерь повернулась ликом к городу – и суздальцев поразила слепота. Их захватили в плен или перебили. Почему эта легенда стала популярна в Новгороде только в XV в.? В это время как раз началось движение Москвы за вхождение Новгорода в состав Московской державы, и суздальцы, видимо, отождествлялись с москвичами. Изображение трехъярусное: на верхней части показано торжественное перенесение иконы из церкви Спаса на Ильине в Детинец. В средней части навстречу друг другу едут посланцы обеих сторон. Внизу новгородская конница мчится на врага, причём суздальцы изображены в смятении.

Рождество Христово. Новгородская школа. Первая половина XV в. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Это одна из самых замечательных икон, написанных на эту тему. Отдельные сцены иконы изображены на горках различной высоты. Богородица находится в центре композиции. В яслях, у входа в тёмную пещеру, лежит спеленутый младенец Христос, а над ним склонили головы лошадь и вол. Наверху и внизу – ангелы, волхвы, пастух, Иосиф и снова маленький Христос, которого две служанки собираются окунуть в купель. Евангельские события изображены здесь вне пространства и времени.

Страшный суд. Середина XV в. Новгородская школа. Государственная Третьяковская галерея (Москва) Даже в этой иконе устрашающий сюжет не на первом плане. Прежде всего обращает на себя внимание сияние красок, некий сказочный распев, занимательность отдельных эпизодов. Хотя в общем икона изображает картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников. Иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI-XII вв. Но эти сюжеты создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить его задуматься над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния» – именно этот посыл присутствует и в данной новгородской иконе. В сущности, XV веком и заканчивается история новгородского искусства, высших его достижений. Москва восторжествовала над феодальной раздробленностью, к ней же и перешло первенство в древнерусском художественном творчестве.

  • < Назад
  • Вперёд >

Образ святителя Николая на Руси

На рубеже 13-14 веков во время нашествия татаро-монгольского войска на город Можайск (современная Московская область) произошло чудесное явление. В небе появился святитель Николай, в правой руке он держал меч, а в левой — изображение города. На неприятелей напал страх и они в ужасе бежали. Это чудо легло в основу нового вида написания образа святого угодника.

Также с 15 века известна деревянная скульптура Николая Чудотворца во весь рост. В правой руке у него меч, а в левой макет города Можайска с храмом (автор скульптуры неизвестен). В настоящее время эта скульптура находится в Московской Третьяковской галерее.

Расцвет новгородской иконописи

Подробности Категория: Искусство Древней Руси Опубликовано 05.01.2018 17:49
В конце XII в. в новгородской иконописи начал формироваться собственный художественный стиль. Живопись постепенно отходит от византийских и киевских традиций и усиливает выразительность и эмоциональное воздействие через использование резких белых световых бликов. Чтобы представить наглядно эволюцию формирования приближения новгородского искусства к русскому народному мироощущению, обратимся к главе из книги Л. Любимова «Искусство Древней Руси», в которой он сравнивает две новгородские иконы св. Николая: одна написана в начале XIII в., а другая – в конце.

Чудеса от иконы Николая Чудотворца

В мае 2013 года в Киев (Украина) из Мюнхена (Германия) на поклонение верующим была привезена чудотворная икона святителя Николая Чудотворца. Ранее икона принадлежала преподобномученице Елизавете Федоровне (1864-1918). Через этот образ многие, с верою обращающиеся за помощью к Угоднику Божию, получали исцеление. Привезенную икону встречал настоятель церкви во имя святителя Михаила при Центральной клинической больнице священник Роман Барановский. В то время у него случилось обострение хронического гайморита, а лекарства он с собой не взял. Когда он вошел в часовню, где находилась икона, то он почувствовал, что отечность сама прошла. С того времени гайморит его больше не беспокоил.

Икона святителя Николая Чудотворца, привезенная из Мюнхена, на протяжении нескольких дней находилась в Киеве. В реанимации Александровской больницы в это время находилась сестра милосердия Татьяна. Ее знакомые приложили маленькую иконку святого к чудотворному образу и положили больной под подушку. Вскоре она вышла из комы и пошла на поправку.

В чем помогает икона святого Пантелеймона

В первую очередь икона Святого Пантелеймона Целителя помогает приболевшим и людям, страдающим от бед, так как покровительствует не только медикам, но и больным, морякам, которые так же часто подвержены заболеваниям и непогоде – шторм, и военным.

Икона Пантелеймона защищает здоровье и здоровый дух, придает сил, помогает со сложной работой и содействует скорому излечению от тяжелых недугов. Каждый молящийся независимо от веры может рассчитывать на помощь великодушного святого, прославившегося своей искренностью в благословении Господа и бескорыстием в спасении человеческих жизней.

Молитва святому Николаю Угоднику

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию! Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Влияние раскола церкви на изготовление меднолитых икон

Русская православная церковь раскололась в XVII веке, что повлияло на все сферы жизни населения Руси, в том числе и на изготовление меднолитых икон.

Расколом церкви руководил патриарх Никон. Его цель заключалась в том, чтобы добиться единообразия в книгах, календарях, иконах согласно древней византийской традиции. Священники православной церкви осознавали, что богатая история существования русской церкви, продолжавшаяся более 5 столетий, привела ко множеству разрозненных трактовок, расхождений в литературных произведениях, в иконографии и практике. В основном это объясняется традиционным переписыванием книг вручную. Ошибки – и специальные, и непреднамеренные – переписывались и накапливались. Реформа обрела как последователей, так и противников, что застопорило ее развитие. Православные люди объединялись с тем или иным лагерем, считая, что только их выбор позволяет сохранить настоящие церковные традиции. Приверженцы старых традиций стали называться старообрядцами, а их церковь получила название старообрядческой.

Также в XVIII веке государство на официальной основе включило церковь в свою систему. Старообрядцы столкнулись с ограничительными мерами от государства – например, оно попыталось уничтожить имеющиеся иконы и наложить запрет на изготовление новых изделий, изображающих двуперстное крещение. Государственные деятели стали преследовать «неверные» образы. А в 1723 году был выпущен приказ о полном запрете на изготовление металлических икон. Этот приказ не выполнялся, однако люди стали по-другому относиться к меднолитым иконам, воспринимая их в качестве элемента старообрядчества.

А старообрядцы стали активнее поддерживать меднолитые православные иконы. Медное литье отличалось легким тиражированием – достаточно было иметь матрицу (деталь с зеркальным отображением отливаемой детали для обеспечения формы отливки). Любую икону можно было использовать в качестве модели для производства новых образов. Такие иконы стали символизировать вечность, истинную веру, поскольку они были прочные, легко сохранялись и передавались от старшего поколения к младшему.

Старообрядцы считали, что истинная Церковь может быть исключительно гонимой, что выразилось в идеологии согласия странников. Меднолитые иконы подходили к условиям постоянных странствий. Такие изделия были защищены от трещин, падений, осыпания слоя краски.

Старообрядцы и в самом деле сохранили множество исторических памятников, включая редчайшие меднолитые иконы. Выпуск и производство литых икон не останавливался. Люди воспринимали новоделы в качестве настоящих, древних, правильных икон, так как они изготавливались по образу старых, со строгим соблюдением правил производства и оформления. Так как население почитало древние традиции, изготовление медных икон распространилось по всему государству, выйдя далеко за границы областей проживания старообрядцев.

Меднолитые иконы получили особое распространение в XVIII-XIX веках, так как этот период характеризуется резким развитием металлургической промышленности, особенно на Урале – в центре металлургического производства. Это обеспечило массовое изготовление и выпуск металлических изделий.

Также активное распространение литых икон объясняется тем, что среди старообрядцев часто были обеспеченные, знаменитые люди – например, Морозовы, Третьяковы, Гучковы. Созданные в «медницах» меднолитые иконы сохранились и до наших дней. Сегодня это технические и художественные шедевры того периода, характеризующиеся тонкой мастерской работой, умелым золочением или серебрением, использованием эмали различных цветов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]