Среди всех Образов Богородицы своей фантастической, насыщенной событиями историей выделяется Филермская икона Божией Матери. Согласно существующей легенде, она была написана апостолом Лукой ещё при земной жизни Божьей Матери. Долгое время уникальная икона числилась среди наиболее чтимых святынь рыцарей Мальтийского ордена.
Позднее, более 100 лет этот святой Образ хранился в России, в царском доме Романовых. Сейчас Филермская икона Богородицы находится в небольшом городке Черногории: Цетине (Cetinje). Давайте побольше узнаем об иконе, объездившей весь мир.
Начало долгого пути иконы Богоматери
Свою историю икона ведёт ещё с начала 1 тысячелетия, когда была написана апостолом Лукой и получила благословение от самой Богородицы. Чуть позже сам Лука отвёз Образ в далёкий Египет, потом он попал в Иерусалим.
После этого императрица Византии Евдокия, известная своей благотворительной деятельностью, повелела переправить икону в Константинополь, в находящийся вблизи императорского дворца Влахернский православный храм.
Это произошло как нельзя вовремя. Ведь именно заступничество иконы Божией Матери, как гласят предания, сберегло от осквернения и уничтожения церковь во время нападения на город персов. По некоторым данным это событие стало поводом к сочинению первого акафиста — хвалебной песни, которую верующие должны были слушать обязательно стоя. Сидеть во время акафиста категорически запрещается.
Каталог икон на сайте PravIcon.com
Описание иконы Филермская
Источник: Диск «Православный церковный календарь 2011» издательства Московской Патриархии [2011]
Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В ХIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов.
Икона Филермская — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников [2011]
По преданию, Филермская икона Пресвятой Богородицы написана евангелистом Лукой. В V веке греческая императрица Евдокия перенесла этот образ из Иерусалима в Константинополь. После падения Константинополя в XIII веке, икона досталась рыцарям ордена иоаннитов, которые переправили её на остров Родос, а затем на Мальту. В 1798 году Мальта была оккупирована армией Наполеона. Покидая остров иоанниты увезли христианские святыни, в числе которых были десница святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая священные реликвии, иоанниты передали их российскому императору Павлу I, который к тому времени уже был магистром Мальтийского ордена. 12 октября 1799 года в Гатчине святыни были торжественно переданы российской стороне. Во время российской революционной смуты святыни были перевезены в Данию, где в то время проживала вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Через некоторое время после смерти императрицы мальтийск[…]
Описание иконы Филермская из книги Е. Поселянина
Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]
Икона Богоматери, называемая Филермской, написана, по преданию, евангелистом Лукой. Этим апостолом сей образ препровожден был в Египет к назореям. Отсюда уже он был перенесен в Иерусалим. В V веке греческая императрица Евдокия, супруга Феодосия Младшего, перевезла эту икону в Царьград, где образ Богоматери с честью был установлен во Влахернской церкви. Отсюда в XIII в. икона Богородицы была взята крестоносцами, овладевшими Константинополем, а потом досталась рыцарям ордена Иоаннитов, которые принесли ее с собой на остров Родос. В XVII веке этим островом завладели турки, и рыцари переселились на Мальту и перенесли сюда Филермскую икону. Когда в конце XVII столетия Мальтой завладели французы, рыцари отдались под покровительство русского царя Павла I. Этот император был избран ими «великим магистром», т. е. высшим начальником и защитником ордена. В благодарность за заступничество русского императора рыцари принесли ему в дар Филермский образ вместе с частью Животворящего Креста Господн[…]
У рыцарей-крестоносцев
В 1204 году Филермская икона была вывезена крестоносцами в другую страну — Палестину, где хранилась среди ценностей рыцарей-монахов Ордена иоаннитов. 18 лет госпитальеры пребывали на Кипре, после им удалось отвоевать у мусульман остров Родос. И, взяв свои реликвии, они обосновались там.
На пике горы Филеримос, на месте разрушенной древней церкви они построили храм во имя Божией Матери. Родосская гора, кстати, носит имя монаха, жившего здесь когда-то. А построенный рыцарями храм стоит и до сих пор. Рядом расположен монастырь, и там, насколько я знаю, и сейчас проходят Богослужения. А во дворе, путаясь под ногами у туристов, гуляют павлины.
В храме сейчас находится список Филермской иконы. И ещё одна интересная подробность. Само помещение церкви поделено на 2 части: в одной проходят Службы для православных верующих, а в другой — для приверженцев католической веры.
Но вернёмся к рыцарям… Более 200 лет проживали они на острове Родос. И вот настало неспокойное время. На их земли напал Сулейман Великолепный. После 6 месяцев яростного сопротивления члены ордена были вынуждены отступить.
Спустя несколько лет, император Карл 5 предложил монахам ордена остров Мальту в качестве нового места жительства. Конечно, предложение было принято, и рыцари Мальтийского ордена вместе с почитаемой ими Филермской иконой и другими древними реликвиями обосновались на новом месте.
Сразу же в столице живописного острова был построен собор во имя Иоанна Крестителя. Он и сейчас действует. Это огромный, изумительно красивый храм.
Его действительно неповторимой особенностью является его… пол. Пол нефа, оратория и даже часовни здесь покрыт мраморными плитами, под которыми захоронены многие члены Мальтийского ордена. На каждой такой плите изображён или герб рыцаря, или на латинском языке рассказывается о его подвигах, о его жизни.
Ходить по этому полу на острых каблуках, типа шпилек, не разрешается. Обычные тапочки можно купить у входа (и совсем недорого). Это я так, к слову. Может, когда-нибудь случится побывать и там (тапочки не забудьте!)
Специально для иконы Богоматери был построен богато украшенный серебром придел, куда торжественно и поместили Филермскую икону
Одной из самых значительных церковных святынь Санкт-Петербурга в XIX – начале XX вв. была ныне находящаяся в Черногории Филермская икона Божией Матери. В издаваемом в России православном церковном календаре под 12/25 октября до сих пор о (в 1799 г.). А в одном из недавних зарубежных русскоязычных изданий сообщалось о Филермском образе, что «оригинал иконы находится в Санкт-Петербурге»[1]. Однако в годы гражданской войны, ставшей подлинной трагедией в истории России, для нашей страны навсегда оказались утрачены многие величайшие культурные ценности и святыни. Ряд из них был уничтожен в ходе ожесточенных боев, сгорел при пожарах и т.д., но многие в период кровавой смуты и раскола государства безвозвратно покинули его пределы. Так случилось с одной из бесценных священных реликвий всего христианского мира, волей судеб оказавшейся в России – Филермской иконой Божией Матери.
Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408–450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом[2].
В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую[3].
В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами.
В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г.
В сентябре 1799 г. императорский двор прибыл в Гатчину, где была любимая загородная резиденция Павла I. К этому времени дочь императора великая княжна Елена Павловна была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание произошло в Гатчине 12 октября; в этот же день по указанию Павла I состоялось и торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь. Их поместили в Гатчинский придворный храм. Император принес свой дар церкви, повелев устроить золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями ковчеги для десницы св. Иоанна Предтечи и для части Креста Господня, а для Филермской иконы – новую золотую ризу. В память этого события по высочайшему повелению был учрежден ежегодный праздник, внесенный в церковный месяцеслов под 12 октября (старого стиля)[4].
Гатчина недолго оставалась местом пребывания перенесенных с Мальты святынь. Осенью 1799 г., с отъездом императорского двора, Филермская икона и остальные святыни были перевезены в Петербург. В 1800 г. празднование 12 октября уже совершалось в Зимнем дворце столицы. Затем, в течение 50 с лишним лет, святыни постоянно находились в соборе Зимнего дворца, а праздник перенесения их в Гатчину только указывался в календарях и святцах, но особо не отмечался.
В годы правления императора Николая I была возрождена традиция перенесения Филермской иконы в Гатчину. В память Павла I, основателя города, Николай I повелел воздвигнуть здесь соборный храм во имя св. апостола Павла. Собор был заложен 30 октября 1846 г., строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и был освящен 12 июля 1852 г.[5]
Осенью того же года храм посетил Николай I. Депутация от прихожан принесла благодарность императору и попросила о том, чтобы Филермская икона Богоматери и другие мальтийские святыни были помещены в новом храме на постоянное пребывание. Государь выслушал просьбу, но согласился только на временное ежегодное приношение святынь в собор для поклонения верующих. С того времени было восстановлено торжество праздника 12 октября, которое стало совершаться ежегодно вГатчинской придворной церкви и Павловском соборе города. В 1852 г. Николай I приказал также написать копию с Филермской иконы и в серебряном позолоченном окладе поместить на аналое Гатчинского собора. И вскоре у царских врат среднего иконостаса был поставлен на аналое список иконы, сделанный художником Бовиным.
Накануне праздника, 11 октября, Филермская икона Богоматери и другие святыни доставлялись из Петербурга в Гатчину. В дворцовой церкви торжественно совершалось всенощное бдение, и молящиеся прикладывались к выносимым на середину храма святыням. На следующий день, после ранней литургии во дворцовой церкви, с крестным ходом святыни переносились в собор, где они пребывали в течение десяти дней для всеобщего поклонения и молебствий. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября, после крестного хода по городу, святыни отвозились обратно в Петербург. В течение 60 с лишним лет этот праздник был главным для жителей Гатчины,а в остальное время года мальтийские святыни пребывали в соборе Зимнего дворца, в особом киоте с правой стороны царских врат. В 1915 г. старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена[6].
Вскоре после Октябрьской революции, в конце 1917 – начале 1918 гг., собор Зимнего дворца был закрыт и разорен, но мальтийские святыни удалось спасти. В числе других предметов убранства ликвидированных придворных церквей они оказались в ризнице принадлежавшего придворному ведомству Архангельского собора Московского Кремля. По благословению Святейшего Патриарха Тихона протопресвитер бывшего придворного духовенства Александр Дернов 6 января 1919 г. в двух футлярах перевез святыни из Москвы в Гатчину, где они были помещены в соборе св. ап. Павла[7].
Интерес к Филермской иконе у советских властей проявился только в начале 1920-х гг. 29 декабря 1923 г. Главное управление научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения попыталось в послании своему Петроградскому отделению (содержавшему целый ряд ошибочных суждений по истории иконы) выяснить судьбу реликвии: «Наркоминдел запросил о местонахождении вывезенной в 1799 г. Павлом I с острова Родос иконы Филермской Богоматери ввиду ходатайства итальянского правительства о возвращении иконы на Родос [в тот период колонии Италии]. Икона была во дворце Гея [?], а теперь якобы передана в Гатчинский дворец. Отдел по делам музеев просит в самом срочном порядке ответить, где находится эта икона в данное время, и представить заключение, настолько ли велика музейная ценность иконы, чтобы отстаивать перед Наркоминделом оставление ее в России»[8].
Этот запрос был сделан в связи с тем, что в 1923 г. итальянское правительство через своего посла в Москве обратилось к советским властям с просьбой вернуть святыни Мальтийского ордена. Наркомат просвещения, в свою очередь, послал запрос хранителю дворца-музея г. Троцка (Гатчины) В.К. Макарову, в котором просил выяснить судьбу этих реликвий. Вскоре В.К. Макаров обратился за разъяснениями к настоятелю Павловского собора протоиерею Андрею Шотовскому[9].
Однако отстаивать уже было нечего. Ни в Петрограде, ни в Гатчине иконы давно не хранилась. О ее судьбе говорилось в ответе на соответствующий запрос от 14 января 1924 г. протоиерея Иоанна Шотовского: «1919 года, января 6 дня протопресвитером Зимнего дворца о. А. Дерновым были привезены в Гатчинский Павловский собор святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня, десная рука св. И. Предтечи и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том же виде, в каком оне и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Бож. Матери – риза и ларцы для мощей и креста были в старинном драгоценном уборе. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были оставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей гор. Гатчины. Так оне оставались здесь до октября месяца, когда пришли «белые» и овладели Гатчиной. В один из воскресных дней, именно 13 октября, настоятелем собора был устроен в сопровождении этих святынь крестный ход кругом города. Когда крестный ход был совершен, и народ разошелся по домам, явился в собор настоятель протоиерей ИоаннБогоявленский в сопровождении графа Игнатьева и еще какого-то военного человека и, уложив святыни в футляры, в которых они были привезены в собор, взял их с собою и увез в Эстонию, не спросив на это разрешения ни у причта, ни у прихожан. О дальнейшей судьбе этих святынь, где они и что с ними – ни причту, ни Приходскому совету – неизвестно»[10].
Еще ранее эти события излагались в письме гатчинского протоиерея Алексия Благовещенского Святейшему Патриарху Тихону и протопресвитеру Александру Дернову от 6/19 октября 1920 г.[11]. Что касается копии, сделанной при Николае I с Филермской иконы Божией Матери, то она, по свидетельству протоиерея Андрея Шотовского, «в настоящее время [в январе 1924 г.] сохраняется в Павловском соборе, хотя серебряная риза с нее снята и сдана по требованию местного исполкома в Троцкий финотдел»[12].
Объяснить и в определенной степени оправдать поведение настоятеля Павловского собора можно. Ведь к осени 1919 г. уже многие священнослужители оказались репрессированы, были нередкие случаи вскрытия мощей святых, уничтожения икон и т.п. А в период реальной угрозы Петрограду со стороны войск генерала Юденича, когда город стали очищать от сомнительных элементов, планировались и антицерковные акции. Так, в заявлении делегации авторитетных священников и мирян, направленной 15 сентября священномучеником митрополитом Вениамином (Казанским) к председателю Петроградского совета Г.Е. Зиновьеву говорилось, что церковь взволнована «упорными слухами о поголовном аресте (или высылке) петроградского духовенства ввиду их контрреволюционности или же в качестве заложников…»[13]. Возможно, в этом были причины того, что протоиерей Иоанн Богоявленский (в монашестве Исидор, будущий епископ Таллинский) не только сам покинул Гатчину (можно вспомнить, что и писатель Куприн уехал из города с отступающими войсками Юденича), но и увез с собой наиболее ценные реликвии. Так Россия утратила эти важнейшие христианские святыни.
В середине 1920-х гг. советское правительство передало в Италию некую икону Пресвятой Богородицы, названную Филермской, но это был лишь список. В апреле 1925 г. нарком просвещения А.В. Луначарский послал в Ленинград телеграмму: «Задержка передачи Филермской иконы из Гатчины вызывает неприятности с итальянцами; категорически предлагаю препроводить икону в Москву. Исполнение срочно сообщите». Выполняя это указание, административный совет Троцкого уездного исполкома изъял копию Филермской иконы и передал ее В.К. Макарову для отправки в Москву. С иконы была сделана фотография, оставленная в соборе. Таким образом, итальянскому послу в 1925 г. в Москве передали лишь выполненную в середине XIX века копию Филермской иконы Божией Матери, и именно она была помещена в римской резиденции мальтийского ордена (позднее эта икона была перевезена в Ассизи и помещена в храме Санта Мария дельи Анджели)[14].
Как уже говорилось, в октябре 1919 г. прежние мальтийские святыни были вывезены из Гатчины в Эстонию, затем их доставили в Копенгаген, где передали вдовствующей императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III. 13 октября 1928 г. Мария Федоровна скончалась. В том же году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали Филермскую икону (и две другие святыни) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, располагавшемуся в югославском г. Сремски Карловцы, и вскоре этот чтимый образ был доставлен в Германию и помещен в православном соборе Берлина.
Летом 1932 г. Первоиерарх Зарубежной Русской Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) передал гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. 20 июля владыка Антоний в письме к бывшему личному секретарю генерала П.Н. Врангеля Н.М. Котляревскому о[15]. Вскоре король поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 г. перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи.
В докладе владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: «Принимая названные Святыни, и, передавая их на хранение Его Величеству Королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских Императоров. Поэтому и преемники мои, как Председателя Архиерейского Синода, собственником Святынь должны признать Главу Российского Царственного Дома и если Святыни будут переданы кому-либо из моих преемников Королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к Главе Российской Династии за указаниями, как с ними поступить»[16]. К сожалению, это условие временной передачи в дальнейшем было забыто.
6 апреля 1941 г. нацистская Германия без объявления войны напала на Югославию, немецкие бомбардировщики совершили налет на Белград. Через два дня, 8 апреля, король Петр III Карагеоргиевич, уезжая ввиду военной опасности вместе с Сербским Патриархом Гавриилом (Дожичем) из Белграда, взял святыни с собой. Вскоре они прибыли на территорию Черногории – в монастырь св. Василия Острожского (Острог), вытесанный в скале на высоте 840 метров над уровнем моря.
Через несколько дней беглецы разделились, Патриарх остался в обители, а король вместе с членами сербского правительства 14 апреля вылетел в Иерусалим, передав Гатчинские святыни на сохранение Первосвятителю. Сразу же после прихода в монастырь немецких войск, 25 апреля, Патриарх был арестован, а затем вывезен из Черногории. Некоторое время находился под арестом и настоятель обители архимандрит Леонтий (Митрович). Святыни же, вместе с другими сокровищами королевской династии, были спрятаны в подполье кельи настоятеля, где хранились около 10 лет. Во время войны Архиерейский Синод Зарубежной Русской Церкви пытался разыскать и вернуть себе святыни, в связи с чем митрополит Анастасий даже встречался в середине июня 1941 г. с командующим немецкими войсками в Сербии генералом фон Шредером. Генерал заверил митрополита, «что будут приняты все меры для отыскания и возвращения святынь из Зимнего дворца», но отыскать их не смог[17].
31 декабря 1944 г. Черногория была освобождена от оккупации народно-освободительной армией Югославии, но реликвии еще около семи лет укрывались в монастыре. В 1951 г. гатчинские святыни были изъяты из Острожского монастыря во время конфискации церковных ценностей коммунистическими властями Югославии и вскоре переданы в музей г. Подгорица (в то время Титоград), а в 1960-х гг. перевезены в Исторический музей г. Цетинье – древнюю столицу Черногории.
Лишь 7 июля 1993 г., в день праздника Рождества Иоанна Предтечи, десницу Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня передали в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где они и хранятся в настоящее время. В мае 1994 г. глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Югославию, благословил народ Черногории десницей св. Иоанна Предтечи. 8 июня 2006 г. Черногорский митрополит впервые вывез десницу Иоанна Предтечи за пределы страны – в Москву. В течение 40 дней святыня побывала в 16 городах России, Украины и Белоруссии, где ей поклонились более двух миллионов верующих, а затем была возвращена в Цетинский монастырь.
Филермская икона Божией Матери, как представляющая большую художественную ценность, до сих пор находится в Народном музее г. Цетинье. Руководство Черногорской митрополии неоднократно обращалось с ходатайством о передаче иконы в ведение Cepбской Православной Церкви; представители Мальтийского ордена также стараются заполучить чудотворный образ, обещая при этом значительную материальную компенсацию[18].
Таким образом, гатчинские святыни оказались утрачены для Русской Православной Церкви. Однако в некоторых храмах России сохранились списки Филермской иконы. В Павловском соборе Гатчины копию иконы и живописное изображение десной руки св. Иоанна Предтечи изготовил протоиерей Алексий Благовещенский, служивший настоятелем храма до своего ареста и расстрела в феврале 1938 г. В первой половине 1950-х гг. в Павловском соборе появился пожертвованный серебряный крест-мощевик с частицей мощей св. Иоанна Предтечи, а в 1990-х гг. храму была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня. Установленный же в 1799 г. праздник с особой службой в память о перенесении мальтийских святынь в Гатчину и сейчас 12/25 октября ежегодно с особой торжественностью отмечается в Павловском соборе. В 1999 г., ровно через 200 лет после перенесения великих христианских святынь с острова Мальта в Россию, в Гатчине была возобновлена старинная традиция торжественного крестного хода[19].
К находящимся в Черногории Филермской иконе Божией Матери и другим бывшим гатчинским святыням в настоящее время приезжает большое количество паломников и туристов из России. Память об их пребывании в нашей стране продолжает сохраняться. Вероятно, следует поставить вопрос если не о возвращении Филермского образа в Россию, то хотя бы о его временном принесении в нашу страну и другие православные земли, где почитают эту икону, для поклонения верующих.
[1] Филеримос // VIP Родос. Родос, 2011. Б/с.
[2] Архимандрит Августин (Никитин). Филермская икона Божией Матери. СПб, 2003. С. 1.
[3] Филеримос; Рыцари Родоса // VIP Родос. Б/с.
[4] Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч. С. 2-5; Рыженко И. Церковь Гатчинского дворца// Старая Гатчина. СПб, 1996. С. 154; Гафифулин P.P. Об иконе Филермской Богоматери // Император Павел Первый и Орден Святого Иоанна Иерусалимского в России. СПб, 1995. С. 113.
[5] Гатчинские святыни / Ред.-сост. Г.М. Елфимова. Гатчина, 2006. С. 34-36.
[6] Лавры, монастыри и храмы на святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908. С. 120; Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч. С. 6-8; Гафифулин P.P. Указ. соч. С. 113-115.
[7] Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб, 1994. С. 63.
[8] Шкаровский М.В. Неужто погибла икона? // Ленинградский рабочий. 1991. № 7. 15 февраля. С. 13. Цитируемый документ хранится в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ф. 2555).
[9] Гафифулин P.P. Указ. соч. С. 114.
[10] Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 13. Цитируемый документ хранится в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ф. 2555).
[11] Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. С. 63.
[12] Гафифулин P.P. Указ. соч. С. 115.
[13] Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. 1000, оп. 79, д. 24, л. 16.
[14] Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч. С. 10-11; Гафифулин P.P. Указ. соч. С. 115.
[15] Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого). Джорданвилл, 1988. С. 198.
[16] Государственный архив Российской Федерации, ф. 6343, оп. 1, д. 128, л. 1.
[17] Синодальный архив Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке, д. Протоколы Архиерейского Синода 28 ноября 1940 – 18 сентября 1946 гг.
[18] Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч. С. 12-13.
[19] Гатчинские святыни. С. 32-33.
Филермская икона и Россия
Торжественное прибытие
В конце 18 века Наполеон со своими войсками захватил остров, и мальтийские рыцари приняли решение встать под надёжную защиту России. Для этого они выбрали нашего императора Павла 1 Великим магистром — главой Ордена.
Сентябрь 1799 года в России был ознаменован сразу двумя торжествами. Одно было значимо для царской семьи, другое же имело огромную ценность и значение для всей страны. Если говорить об этом подробнее, то первым было бракосочетание дочери Павла 1 и принца Мекленбурга. Второе — в Россию были перевезены бесценные реликвии, ранее хранившиеся у рыцарей Мальты. Это были: крестившая Иисуса Христа рука Иоанна Предтечи, кусочек Голгофского креста и написанная святым Лукой Филермская икона Пресвятой Богородицы.
Сразу же святыни привезли в придворную церковь Гатчины. В те годы в этом городе находилась загородный дом Павла 1, который он очень любил и часто посещал. Для священных во всём православном мире десницы Иоанна и фрагмента Голгофского креста были специально изготовлены золотые ковчежцы в форме двух ларцов, богато украшенных разнообразными драгоценными камнями. Филермскую икону стал обрамлять новый золотой оклад.
Кроме того, своим высочайшим повелением Павел 1 в честь этого торжества учредил новый церковный праздник, который был внесён в соответствующую церковную книгу и отмечался 12 октября по старому стилю.
Этой же осенью священные для всех верующих реликвии вместе с царём и его свитой переехали в Петербургский Зимний дворец.
Древний Образ Богородицы стал очень почитаем как в Санкт-Петербурге, так и во всей России. Обратившиеся к ней с молитвою получали исцеление, помощь и утешение.
Когда к власти в России пришёл новый император Николай 1, он, в память о своём отце, повелел построить в городке Гатчина собор, посвящённый апостолу Павлу. Спустя некоторое время, жители Гатчины обратились к императору с просьбой: они просили вернуть в новый собор когда-то вывезенные из города святыни. Выслушав их, Николай согласился привозить святыни в Гатчину ежегодно, на несколько дней, чтобы дать возможность приложиться к ним не только петербуржцам, но и всем желающим.
С тех пор в Гатчине появилась новая традиция — 11 октября Филермскую икону, крестившую Иисуса десницу и фрагмент креста, на котором распяли Иисуса Христа, привозили из Санкт-Петербурга в Гатчину, в собор святого Павла для поклонения. Их ставили посередине храма, и все желающие могли помолиться и поклониться святыням.
В храме проводилось Всенощное бдение, литургия, а после Крестного хода реликвии оставались в храме на 10 дней. В день почитания Казанской иконы Божьей Матери — 22 октября — реликвии, опять же, после торжественного Крестного хода, на который приходили, практически, все жители этого города, увозили в Зимний дворец.
60 лет эта традиция оставалась незыблемой для гатчинцев. Также по указу Николая 1 художником Бовиным была написана копия Филермского Образа Богородицы. Список в позолоченном окладе торжественно разместили на почётном месте в Гатчинском соборе — на аналое у царских врат.
История похищения
Начало 20 века. Неспокойное время началось в России: революция, гражданская война. Не говоря уже о человеческих жертвах, многие ценнейшие святыни были утрачены, утеряны или вывезены из страны.
Так и долгий путь Филермской иконы ещё совсем не окончен. Зимний Дворец в ходе революционных событий в нашей стране был разграблен. Многие из тех ценностей, что хранились там, исчезли неизвестно куда. Но мальтийские ценности сохранились. Каким-то чудесным образом они нашлись в соборе московского Кремля. Оттуда их и вывезли в Гатчину, где поместили в собор святого Павла.
Несколько лет прошли относительно спокойно. И вот в 1923 году от итальянских властей в нашу страну поступил запрос о возвращении им святынь Мальтийского ордена. Началось расследование, были опрошены все, кто хоть как-то мог иметь отношение к этой истории.
Оказалось, что говорить уже вообще не о чем. На поверхность всплыли совсем неутешительные подробности: ни в Питере, ни даже в Гатчине иконы уже не было несколько лет.
И вот, что выяснилось. Когда в Гатчину из Зимнего дворца были доставлены 3 святыни: Филермская икона в позолоченной ризе и два старинных ларца с десницей святого Иоанна и кусочком Креста Господня, как и положено, было проведено Богослужение. Реликвии какое-то время оставались в соборе, и прихожане обращались к ним с молитвами.
В это время в городе сменилась власть: в Гатчине стали править «белые». Наступил октябрь, 13 число, и, по давней традиции, под руководством гатчинского священнослужителя в присутствии большого числа людей, был проведён Крестный ход.
После этого в храм пришли люди в военной форме, сложили святыни в надлежащие футляры и куда-то унесли, естественно, ни у кого не спрашивая разрешения и особо никому ничего не объясняя. Что же касается списка с Филермской иконы, сделанного ещё при Николае 1, то сам он так и остался в храме, а вот его золотая риза оказалась утраченной.
После долгих переговоров именно этот список, выдаваемый за оригинал Филермской иконы, был передан итальянским властям.
Икона Богородицы Филеримской
Икона Богородицы Филеримской — уникальная реликвия, которая до сих пор остается предметом изучения историков и богословов. Даже о ее происхождении до сих пор не утихают споры.
Одни историки утверждают, что икона была в Византийском монастыре еще до прихода Рыцарей госпитальеров. Другие настаивают, что написана она была самим Апостолом Лукой еще при жизни богородицы, причем на досках, из которых состоял тот самый стол, на котором проходила Тайная Вечеря. Согласно этой версии в 5 веке икона попадает в Константинополь, из Иерусалима ее перевозит туда Евдокия, супруга Императора Феодосия II. В 1204 году в результате штурма города войсками крестоносцев она и попадает в руки Ордена св. Иоанна.
Существует и третья версия, согласно которой икону спас и привез на Родос, бежавший из Константинополя в период захвата Византии крестоносцами, монах Филерим. Для хранения иконы он построил крошечную часовенку на горе, откуда и произошло название Филеримос.
После того, как в 1522 году Родос был захвачен турками османами, икона покидает остров вместе с Орденом Иоаннитов. После долгих странствий по Европе в 1530 году она попадает на подаренный ордену Императором Карлом V остров Мальта, который хранит ее в своих церквях почти три века. Последние годы в соборе Сан-Джованни.
После захвата и разграбления войсками Наполеона острова Мальта, Великий Магистр Фердинанд фон Гомпеш цу Болхейм умудряется увезти с собой три реликвии — десницу святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный Филермский образ Божией Матери в Австрию. Где Австрийский Император Франциск II отнимает у него все эти реликвии и отправляет их в подарок Императору Российской Империи Павлу I, так как он изволил принять на себя звание Великого Магистра Ордена.
Сначала Икона Божьей Матери Филеримской была размещена в Гатчинской придворцовой церкви, где получила новую золотую ризу, украшенную алмазами, рубинами и сапфирами. Прежние украшения были полностью сорваны французами.
Затем икона была перевезена в Петербург в церковь Нерукотворного Образа Спасителя в Зимнем дворце.
А с 1852 года ежегодно по указу Императора Николая I перевозилась из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Оттуда совершался многолюдный Крестный ход.
Крестный ход шел в специально построенный Павловский собор, где Святыня на 10 дней выставлялась на поклонение православного народа.
При Императоре Николае I художником Василием Никифоровичем Бовиным была написана копия иконы, а в 1915 году по просьбе Мальтийского музея были выполнены фотографии иконы Божьей Матери Филеримской.
Оригинал иконы после Революции 1917 года был тайно вывезен в Данию и передан Марии Федоровне, матери последнего Российского Императора Николая II. После смерти Марии Федоровны икона попадает в Русскую православную церковь в Берлине, а затем официально передается династии Карагеоргиевичей в Югославию. Далее судьба иконы доподлинно не известна, одни историки утверждают, что следы ее теряются после фашистского захвата Югославии в 1941 году. Другие, что оригинал иконы был вывезен и спрятан от фашистов в монастырь Острог в Черногории, где был обнаружен только в 1951 году.
В настоящий момент икона якобы хранится в отдельной Голубой часовне на территории Народного музея города Цетинье. Но на просьбы вывезти икону для обследования на предмет подлинности правительство и руководство музея отвечают категорическим отказом, апеллируя тем, что икона в плохом состоянии, а в музее для нее созданы идеальные условия.
Действительно ли это именно та, подлинная, чудотворная икона Божьей Матери Филеримской сегодня достоверно ответить не может никто.
Узнать Родос с агентством
Трипстер
Скитания древнего Образа
Как потом выяснилось, все 3 святыни были переправлены в Таллин, а оттуда — в Копенгаген, где некоторое время пребывали у супруги Александра 3, Марии Фёдоровны. После смерти императрицы реликвии передали в Синод православной церкви за границей (он в то время располагался в Югославии).
Когда фашистская Германия напала на Югославию, король Пётр 3, собрав бесценные святыни, укрылся от нацистов в Черногории. Оттуда он перебрался в Иерусалим. Но ценности: Филермскую икону, крестившую Иисуса десницу Иоанна и фрагмент Животворящего креста — спрятали в одной из келий монастыря святого Василия Острожского или, как называлась и называется обитель по-другому, Острог.
Святыни находились там более десяти лет. И только в 1951 году их обнаружили власти Югославии, производя конфискацию церковного ценного имущества. Конечно, и эти святыни были тут же изъяты и, в скором времени, стали экспонатами музея в Подгорице.
Через несколько лет их перевезли в древнюю столицу Черногории — Цетинье. Просто удивительно, свидетельницей каких жизненных перипетий пришлось стать иконе, в скольких странах побывать за многие годы существования.
Филермская икона Божией Матери — утраченная «гатчинская святыня»
О судьбе Филермской иконы Божией Матери, написанной по преданию евангелистом Лукой и освященной благословением Самой Пресвятой Богородицы, повествует данная публикация доктора исторических наук М.В. Шкаровского. Этот образ более ста лет находился на Русской земле и принадлежал в этот период Российскому Царственному Дому, однако в дальнейшем был нашими соотечественниками безвозвратно утрачен.
Одной из самых значительных церковных святынь Санкт-Петербурга в XIX — начале XX вв. была ныне находящаяся в Черногории Филермская икона Божией Матери. В издаваемом в России православном церковном календаре под 12/25 октября до сих пор о (в 1799 г.). А в одном из недавних зарубежных русскоязычных изданий сообщалось о Филермском образе, что «оригинал иконы находится в Санкт-Петербурге»[1]. Однако в годы гражданской войны, ставшей подлинной трагедией в истории России, для нашей страны навсегда оказались утрачены многие величайшие культурные ценности и святыни. Ряд из них был уничтожен в ходе ожесточенных боев, сгорел при пожарах и т.д., но многие в период кровавой смуты и раскола государства безвозвратно покинули его пределы. Так случилось с одной из бесценных священных реликвий всего христианского мира, волей судеб оказавшейся в России — Филермской иконой Божией Матери.
Этот образ имел многовековую историю. По преданию, икона была написана евангелистом Лукой в начале первого тысячелетия и освящена благословением Божией Матери. Вскоре самим евангелистом Лукой этот образ был препровожден в Египет, оттуда перевезен в Иерусалим, а около 430 г. императрица Евдокия, супруга Феодосия II (408-450 гг.), распорядилась доставить икону в Константинополь, где образ Богоматери был помещен во Влахернскую церковь. В 626 г., по молитвам жителей, возносивших свои прошения перед Филермским образом, город был спасен от нашествия персов. По этому случаю была составлена благодарственная песнь Богоматери, которую молящиеся должны были выслушивать стоя; это песненное чинопоследование было названо акафистом[2].
В 1204 г., во время IV-ro крестового похода, икона оказалась захвачена крестоносцами и снова перенесена в Палестину. Там она находилась в ведении монашеско-рыцарского ордена иоаннитов, или госпитальеров. Вытесненные в 1291 г. сарацинами из Палестины и Сирии, иоанниты в течение 18 лет жили на Кипре, а в 1309 г. перебрались на отвоеванный у мусульман после двухлетних сражений остров Родос. Для Филермской иконы рыцарями в XIV веке был построен храм Божией Матери на территории древнего поселения Ялиса на горе Филермиос (названной так по имени монаха Филеримоса), вблизи города Родос. Этот храм, возведенный на фундаменте древней византийской базилики, хорошо сохранился, как и расположенный рядом монастырь. В церкви Божией Матери на горе Филермиос в настоящее время находится список Филермской иконы и проводятся богослужения, причем храм разделен решеткой на две половины: православную и католическую[3].
В 1522 г. войска турецкого султана Сулеймана Великолепного после шестимесячной осады захватили Родос, и члены ордена через несколько лет (в 1530 г.) нашли прибежище на переданном им императором Карлом V о. Мальта, куда вместе с ними прибыла и Филермская икона Божией Матери, а также другие древние святыни. В 1573 г. в столице острова было начато строительство кафедрального собора во имя св. Иоанна Предтечи и, после его освящения, чтимая икона Богоматери была помещена в Филермском приделе, украшенном серебряными вратами.
В конце XVIII века Мальтой овладели французские войска под командованием Наполеона, и мальтийские рыцари решили перейти под защиту России. В 1798 г. они избрали императора Павла I главой ордена, и 29 ноября того же года император торжественно возложил на себя корону Великого магистра. Десная рука св. Иоанна Крестителя была привезена в Петербург в том же году, а Филермскую икону Божией Матери и часть древа Животворящего Креста Господня доставили в российскую столицу в 1799 г.
В сентябре 1799 г. императорский двор прибыл в Гатчину, где была любимая загородная резиденция Павла I. К этому времени дочь императора великая княжна Елена Павловна была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание произошло в Гатчине 12 октября; в этот же день по указанию Павла I состоялось и торжественное перенесение привезенных с Мальты святынь. Их поместили в Гатчинский придворный храм. Император принес свой дар церкви, повелев устроить золотые, украшенные бриллиантами и драгоценными камнями ковчеги для десницы св. Иоанна Предтечи и для части Креста Господня, а для Филермской иконы — новую золотую ризу. В память этого события по высочайшему повелению был учрежден ежегодный праздник, внесенный в церковный месяцеслов под 12 октября (старого стиля)[4].
Гатчина недолго оставалась местом пребывания перенесенных с Мальты святынь. Осенью 1799 г., с отъездом императорского двора, Филермская икона и остальные святыни были перевезены в Петербург. В 1800 г. празднование 12 октября уже совершалось в Зимнем дворце столицы. Затем, в течение 50 с лишним лет, святыни постоянно находились в соборе Зимнего дворца, а праздник перенесения их в Гатчину только указывался в календарях и святцах, но особо не отмечался.
В годы правления императора Николая I была возрождена традиция перенесения Филермской иконы в Гатчину. В память Павла I, основателя города, Николай I повелел воздвигнуть здесь соборный храм во имя св. апостола Павла. Собор был заложен 30 октября 1846 г., строился по проекту профессора архитектуры Р.И. Кузьмина и был освящен 12 июля 1852 г.[5]
Осенью того же года храм посетил Николай I. Депутация от прихожан принесла благодарность императору и попросила о том, чтобы Филермская икона Богоматери и другие мальтийские святыни были помещены в новом храме на постоянное пребывание. Государь выслушал просьбу, но согласился только на временное ежегодное приношение святынь в собор для поклонения верующих. С того времени было восстановлено торжество праздника 12 октября, которое стало совершаться ежегодно вГатчинской придворной церкви и Павловском соборе города. В 1852 г. Николай I приказал также написать копию с Филермской иконы и в серебряном позолоченном окладе поместить на аналое Гатчинского собора. И вскоре у царских врат среднего иконостаса был поставлен на аналое список иконы, сделанный художником Бовиным.
Накануне праздника, 11 октября, Филермская икона Богоматери и другие святыни доставлялись из Петербурга в Гатчину. В дворцовой церкви торжественно совершалось всенощное бдение, и молящиеся прикладывались к выносимым на середину храма святыням. На следующий день, после ранней литургии во дворцовой церкви, с крестным ходом святыни переносились в собор, где они пребывали в течение десяти дней для всеобщего поклонения и молебствий. В день празднования Казанской иконы Божией Матери, 22 октября, после крестного хода по городу, святыни отвозились обратно в Петербург. В течение 60 с лишним лет этот праздник был главным для жителей Гатчины,а в остальное время года мальтийские святыни пребывали в соборе Зимнего дворца, в особом киоте с правой стороны царских врат. В 1915 г. старший судья и председатель Судебной палаты острова Мальта Пулличино обратился к императору Николаю II с просьбой о предоставлении Мальтийскому музею фотографий иконы Филермской Богоматери. Вскоре эта просьба была выполнена[6].
Вскоре после Октябрьской революции, в конце 1917 — начале 1918 гг., собор Зимнего дворца был закрыт и разорен, но мальтийские святыни удалось спасти. В числе других предметов убранства ликвидированных придворных церквей они оказались в ризнице принадлежавшего придворному ведомству Архангельского собора Московского Кремля. По благословению Святейшего Патриарха Тихона протопресвитер бывшего придворного духовенства Александр Дернов 6 января 1919 г. в двух футлярах перевез святыни из Москвы в Гатчину, где они были помещены в соборе св. ап. Павла[7].
Интерес к Филермской иконе у советских властей проявился только в начале 1920-х гг. 29 декабря 1923 г. Главное управление научных и научно-художественных учреждений Народного комиссариата просвещения попыталось в послании своему Петроградскому отделению (содержавшему целый ряд ошибочных суждений по истории иконы) выяснить судьбу реликвии: «Наркоминдел запросил о местонахождении вывезенной в 1799 г. Павлом I с острова Родос иконы Филермской Богоматери ввиду ходатайства итальянского правительства о возвращении иконы на Родос [в тот период колонии Италии]. Икона была во дворце Гея [?], а теперь якобы передана в Гатчинский дворец. Отдел по делам музеев просит в самом срочном порядке ответить, где находится эта икона в данное время, и представить заключение, настолько ли велика музейная ценность иконы, чтобы отстаивать перед Наркоминделом оставление ее в России»[8].
Этот запрос был сделан в связи с тем, что в 1923 г. итальянское правительство через своего посла в Москве обратилось к советским властям с просьбой вернуть святыни Мальтийского ордена. Наркомат просвещения, в свою очередь, послал запрос хранителю дворца-музея г. Троцка (Гатчины) В.К. Макарову, в котором просил выяснить судьбу этих реликвий. Вскоре В.К. Макаров обратился за разъяснениями к настоятелю Павловского собора протоиерею Андрею Шотовскому[9].
Однако отстаивать уже было нечего. Ни в Петрограде, ни в Гатчине иконы давно не хранилась. О ее судьбе говорилось в ответе на соответствующий запрос от 14 января 1924 г. протоиерея Иоанна Шотовского: «1919 года, января 6 дня протопресвитером Зимнего дворца о. А. Дерновым были привезены в Гатчинский Павловский собор святыни: часть Древа Животворящего Креста Господня, десная рука св. И. Предтечи и икона Филермской Божией Матери. Все эти святыни были привезены в том же виде, в каком оне и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Бож. Матери — риза и ларцы для мощей и креста были в старинном драгоценном уборе. После богослужения, совершенного Петроградским митрополитом, эти святыни были оставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей гор. Гатчины. Так оне оставались здесь до октября месяца, когда пришли «белые» и овладели Гатчиной. В один из воскресных дней, именно 13 октября, настоятелем собора был устроен в сопровождении этих святынь крестный ход кругом города. Когда крестный ход был совершен, и народ разошелся по домам, явился в собор настоятель протоиерей ИоаннБогоявленский в сопровождении графа Игнатьева и еще какого-то военного человека и, уложив святыни в футляры, в которых они были привезены в собор, взял их с собою и увез в Эстонию, не спросив на это разрешения ни у причта, ни у прихожан. О дальнейшей судьбе этих святынь, где они и что с ними — ни причту, ни Приходскому совету — неизвестно»[10].
Еще ранее эти события излагались в письме гатчинского протоиерея Алексия Благовещенского Святейшему Патриарху Тихону и протопресвитеру Александру Дернову от 6/19 октября 1920 г.[11]. Что касается копии, сделанной при Николае I с Филермской иконы Божией Матери, то она, по свидетельству протоиерея Андрея Шотовского, «в настоящее время [в январе 1924 г.] сохраняется в Павловском соборе, хотя серебряная риза с нее снята и сдана по требованию местного исполкома в Троцкий финотдел»[12].
Объяснить и в определенной степени оправдать поведение настоятеля Павловского собора можно. Ведь к осени 1919 г. уже многие священнослужители оказались репрессированы, были нередкие случаи вскрытия мощей святых, уничтожения икон и т.п. А в период реальной угрозы Петрограду со стороны войск генерала Юденича, когда город стали очищать от сомнительных элементов, планировались и антицерковные акции. Так, в заявлении делегации авторитетных священников и мирян, направленной 15 сентября священномучеником митрополитом Вениамином (Казанским) к председателю Петроградского совета Г.Е. Зиновьеву говорилось, что церковь взволнована «упорными слухами о поголовном аресте (или высылке) петроградского духовенства ввиду их контрреволюционности или же в качестве заложников…»[13]. Возможно, в этом были причины того, что протоиерей Иоанн Богоявленский (в монашестве Исидор, будущий епископ Таллинский) не только сам покинул Гатчину (можно вспомнить, что и писатель Куприн уехал из города с отступающими войсками Юденича), но и увез с собой наиболее ценные реликвии. Так Россия утратила эти важнейшие христианские святыни.
В середине 1920-х гг. советское правительство передало в Италию некую икону Пресвятой Богородицы, названную Филермской, но это был лишь список. В апреле 1925 г. нарком просвещения А.В. Луначарский послал в Ленинград телеграмму: «Задержка передачи Филермской иконы из Гатчины вызывает неприятности с итальянцами; категорически предлагаю препроводить икону в Москву. Исполнение срочно сообщите». Выполняя это указание, административный совет Троцкого уездного исполкома изъял копию Филермской иконы и передал ее В.К. Макарову для отправки в Москву. С иконы была сделана фотография, оставленная в соборе. Таким образом, итальянскому послу в 1925 г. в Москве передали лишь выполненную в середине XIX века копию Филермской иконы Божией Матери, и именно она была помещена в римской резиденции мальтийского ордена (позднее эта икона была перевезена в Ассизи и помещена в храме Санта Мария дельи Анджели)[14].
Как уже говорилось, в октябре 1919 г. прежние мальтийские святыни были вывезены из Гатчины в Эстонию, затем их доставили в Копенгаген, где передали вдовствующей императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III. 13 октября 1928 г. Мария Федоровна скончалась. В том же году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали Филермскую икону (и две другие святыни) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, располагавшемуся в югославском г. Сремски Карловцы, и вскоре этот чтимый образ был доставлен в Германию и помещен в православном соборе Берлина.
Летом 1932 г. Первоиерарх Зарубежной Русской Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) передал гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. 20 июля владыка Антоний в письме к бывшему личному секретарю генерала П.Н. Врангеля Н.М. Котляревскому о[15]. Вскоре король поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 г. перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи.
В докладе владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: «Принимая названные Святыни, и, передавая их на хранение Его Величеству Королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских Императоров. Поэтому и преемники мои, как Председателя Архиерейского Синода, собственником Святынь должны признать Главу Российского Царственного Дома и если Святыни будут переданы кому-либо из моих преемников Королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к Главе Российской Династии за указаниями, как с ними поступить»[16]. К сожалению, это условие временной передачи в дальнейшем было забыто.
6 апреля 1941 г. нацистская Германия без объявления войны напала на Югославию, немецкие бомбардировщики совершили налет на Белград. Через два дня, 8 апреля, король Петр III Карагеоргиевич, уезжая ввиду военной опасности вместе с Сербским Патриархом Гавриилом (Дожичем) из Белграда, взял святыни с собой. Вскоре они прибыли на территорию Черногории — в монастырь св. Василия Острожского (Острог), вытесанный в скале на высоте 840 метров над уровнем моря.
Через несколько дней беглецы разделились, Патриарх остался в обители, а король вместе с членами сербского правительства 14 апреля вылетел в Иерусалим, передав Гатчинские святыни на сохранение Первосвятителю. Сразу же после прихода в монастырь немецких войск, 25 апреля, Патриарх был арестован, а затем вывезен из Черногории. Некоторое время находился под арестом и настоятель обители архимандрит Леонтий (Митрович). Святыни же, вместе с другими сокровищами королевской династии, были спрятаны в подполье кельи настоятеля, где хранились около 10 лет. Во время войны Архиерейский Синод Зарубежной Русской Церкви пытался разыскать и вернуть себе святыни, в связи с чем митрополит Анастасий даже встречался в середине июня 1941 г. с командующим немецкими войсками в Сербии генералом фон Шредером. Генерал заверил митрополита, «что будут приняты все меры для отыскания и возвращения святынь из Зимнего дворца», но отыскать их не смог[17].
31 декабря 1944 г. Черногория была освобождена от оккупации народно-освободительной армией Югославии, но реликвии еще около семи лет укрывались в монастыре. В 1951 г. гатчинские святыни были изъяты из Острожского монастыря во время конфискации церковных ценностей коммунистическими властями Югославии и вскоре переданы в музей г. Подгорица (в то время Титоград), а в 1960-х гг. перевезены в Исторический музей г. Цетинье — древнюю столицу Черногории.
Лишь 7 июля 1993 г., в день праздника Рождества Иоанна Предтечи, десницу Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня передали в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, где они и хранятся в настоящее время. В мае 1994 г. глава Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, посетивший Югославию, благословил народ Черногории десницей св. Иоанна Предтечи. 8 июня 2006 г. Черногорский митрополит впервые вывез десницу Иоанна Предтечи за пределы страны — в Москву. В течение 40 дней святыня побывала в 16 городах России, Украины и Белоруссии, где ей поклонились более двух миллионов верующих, а затем была возвращена в Цетинский монастырь.
Филермская икона Божией Матери, как представляющая большую художественную ценность, до сих пор находится в Народном музее г. Цетинье. Руководство Черногорской митрополии неоднократно обращалось с ходатайством о передаче иконы в ведение Cepбской Православной Церкви; представители Мальтийского ордена также стараются заполучить чудотворный образ, обещая при этом значительную материальную компенсацию[18].
Таким образом, гатчинские святыни оказались утрачены для Русской Православной Церкви. Однако в некоторых храмах России сохранились списки Филермской иконы. В Павловском соборе Гатчины копию иконы и живописное изображение десной руки св. Иоанна Предтечи изготовил протоиерей Алексий Благовещенский, служивший настоятелем храма до своего ареста и расстрела в феврале 1938 г. В первой половине 1950-х гг. в Павловском соборе появился пожертвованный серебряный крест-мощевик с частицей мощей св. Иоанна Предтечи, а в 1990-х гг. храму была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня. Установленный же в 1799 г. праздник с особой службой в память о перенесении мальтийских святынь в Гатчину и сейчас 12/25 октября ежегодно с особой торжественностью отмечается в Павловском соборе. В 1999 г., ровно через 200 лет после перенесения великих христианских святынь с острова Мальта в Россию, в Гатчине была возобновлена старинная традиция торжественного крестного хода[19].
К находящимся в Черногории Филермской иконе Божией Матери и другим бывшим гатчинским святыням в настоящее время приезжает большое количество паломников и туристов из России. Память об их пребывании в нашей стране продолжает сохраняться. Вероятно, следует поставить вопрос если не о возвращении Филермского образа в Россию, то хотя бы о его временном принесении в нашу страну и другие православные земли, где почитают эту икону, для поклонения верующих.
[1] Филеримос // VIP Родос. Родос, 2011. Б/с.
[2] Архимандрит Августин (Никитин). Филермская икона Божией Матери. СПб, 2003. С. 1.
[3] Филеримос; Рыцари Родоса // VIP Родос. Б/с.
[4] Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч. С. 2-5; Рыженко И. Церковь Гатчинского дворца// Старая Гатчина. СПб, 1996. С. 154; Гафифулин P.P. Об иконе Филермской Богоматери // Император Павел Первый и Орден Святого Иоанна Иерусалимского в России. СПб, 1995. С. 113.
[5] Гатчинские святыни / Ред.-сост. Г.М. Елфимова. Гатчина, 2006. С. 34-36.
[6] Лавры, монастыри и храмы на святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб., 1908. С. 120; Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч. С. 6-8; Гафифулин P.P. Указ. соч. С. 113-115.
[7] Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб, 1994. С. 63.
[8] Шкаровский М.В. Неужто погибла икона? // Ленинградский рабочий. 1991. № 7. 15 февраля. С. 13. Цитируемый документ хранится в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ф. 2555).
[9] Гафифулин P.P. Указ. соч. С. 114.
[10] Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 13. Цитируемый документ хранится в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ф. 2555).
[11] Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. С. 63.
[12] Гафифулин P.P. Указ. соч. С. 115.
[13] Центральный государственный архив Санкт-Петербурга, ф. 1000, оп. 79, д. 24, л. 16.
[14] Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч. С. 10-11; Гафифулин P.P. Указ. соч. С. 115.
[15] Письма Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого). Джорданвилл, 1988. С. 198.
[16] Государственный архив Российской Федерации, ф. 6343, оп. 1, д. 128, л. 1.
[17] Синодальный архив Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке, д. Протоколы Архиерейского Синода 28 ноября 1940 — 18 сентября 1946 гг.
[18] Архимандрит Августин (Никитин). Указ. соч. С. 12-13.
[19] Гатчинские святыни. С. 32-33.
https://www.bogoslov.ru/text/3741485.html
Где и как можно увидеть святую икону
Сейчас чудотворный Образ находится в черногорском городе Цетинье. Филермская икона Богоматери украшает собой Народный музей.
Специально для неё отведён отдельный зал, стены в котором окрашены в насыщенный синий цвет.
Адрес национального музея Черногории в Цетине: Novice Cerovića, Cetinje. Координаты: 42.38923, 18.92292.
Ниже приведен список всех музеев города Цетине и прайс-лист со стоимостью входа в каждый из них. Да, да. За то, чтобы увидеть чудотворную Филермскую икону Божией Матери, сегодня придется заплатить. Без билета войти внутрь не получится. Цена для осмотра народного музея искусств в 2022 году составляла 4Е для взрослого и 2Е за ребенка.
Если планируете посетить несколько городских цетинских достопримечательностей, то выгоднее будет купить абонемент стоимостью 12Е (для детей — 6Е). В этом случае вход во все музеи Цетине будет бесплатным.
График работы музея: ежедневно, с 9 до 17 часов. В среду не приходите, там выходной день. Но несмотря на то, что я приехала в Цетинье в пятницу, Филермскую икону увидеть мне не удалось. Оказалось, что в музее идут ремонтные работы, которые растянутся где-то на 2 месяца. Так жаль… Такой долгий путь. Но, видимо, есть шанс оказаться в этом месте еще раз.
Тот список, который когда-то после революции в России был выдан за оригинал и отдан в Италию, почти полвека находился в Риме. Сейчас он украшает базилику пресвятой Марии Ангельской одного из многочисленных городов Италии.
Но самым известным сейчас является изображение иконы на большом Мальтийском кресте. Так выглядит медальон де ла Валетта, являвшегося Великим Магистром Ордена в 16 веке. В настоящий момент он хранится в коллекции Оружейной палаты в Москве.
В России, в 2006 году выпущена книга, в которой рассказывается о Филермской иконе и других, чтимых ещё с древних времён, святынях. Также в некоторых соборах и храмах, есть списки чудотворной иконы.
В частности, в Гатчинском соборе, хранится список когда-то находившегося там оригинала. Верующие молятся перед ним о восстановлении здоровья для себя и своих близких, о достатке и мире в родном доме. И Богородица помогает. Она помогает всем, кто обращается к ней за помощью.
Моя поездка в горный черногорский город Цетине состоялась 7 февраля 2022 года.
На карте ниже представлены другие достопримечательности Черногории, где мне удалось побывать.
Поделитесь в комментариях внизу, какие еще интересные факты об иконах Божьей Матери вам известны, какие из них кажутся самыми чудесными и необычными.
История
Филермская икона датируется 46 годом от Рождества Христова, лик был написан святым Лукой, который и принес икону в храм. С тех пор образ находился в Иерусалиме, но позднее ситуация изменилась и икона была вывезена со Святой земли.
Филермская икона Божией Матери
Произошло это в 430 году, когда супруга византийского императора Евдокия, совершая паломничество на Святую землю, вывезла образ из Иерусалима. Евдокия привезла лик в Константинополь, где он хранился во Влахернском храме.
В 1204 году крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь, таким образом, икона перешла в руки католиков, которые на протяжении многих лет хранили образ, оберегая его от турок. Чтобы спасти образ от крестоносцев, его вернули на Святую землю. В Иерусалиме икону встретили рыцари-иоанниты, находившиеся в городе Акре.
Спустя 88 лет, Акра подверглась атаке турок, захват города и разграбление вынудило рыцарей бежать на Крит, остров в Эгейском море. Все это время хранители оберегали образ и прятали его, они перевозили его с собой. В результате долгого скитания рыцари расположились на острове Родос.
Остров Родос стал пристанищем для Филермской иконы на два века. Но в 1522 году турки решили вернуть остров себе и устроили осаду, которая продолжалась шесть месяцев. Спустя полгода, рыцари подняли белый флаг, они долго сопротивлялись, но не смогли отстоять остров. Опасаясь того, что турки могут уничтожить образ, хранители заключили мир на своих условиях. Они пообещали туркам отдать Родос и другие острова взамен на то, что те позволят им вывести все ценности и иконы. Для того чтобы погрузить святыни на корабль, у рыцарей было 12 дней.
В распоряжении рыцарей находились следующие святыни:
- Филермская икона.
- Десница Святого Иоанна Крестителя.
- Священные сосуды из церкви Святого Иоанна.
- Крест, изготовленный из части древа Креста Господня.
Еще одним условием заключения мира было то, что церкви, которые были построены рыцарями на острове, не должны быть разрушены и поруганы.
Хранители перевозили святыни около семи лет, за это время они побывали во многих городах Италии, но остановились на Мальте.
В 1530 году с легкой руки императора Священной Римской Империи Карла V Орден ионитов получил несколько островов в вечное пользование. Среди этих земель был и остров Мальта. Рыцари обосновались на новой земле и решили построить храм. Он функционирует и по сей день, отличительной чертой храма является то, что он разделен на две половины решеткой.
Одна половина храма предназначена для католиков, а другая для православных. Богослужение идет в обеих половинах. А также в стенах храма был создан слепок с иконы, который находится на острове по сей день.
Но нападение Наполеона на Италию привело к тому, что икона вновь отправилась в другую страну, которой на этот раз стала Российская Империя.