Икона Богородицы Козельщанская — о чем молятся, в чем помогает

На иконе изображена Дева Мария с Богомладенцем на руках, который в правой руке держит крест. На столике рядом с изображением помещены чаша и ложка с крестом. В стороне от изображения стоит чаша и около неё лжица. Можно предполагать, что художник поместил около Предвечного Младенца эти изображения, имея в виду указать на Него, как на будущего установителя таинства Святого Причащения.

История

Икона имеет итальянское происхождение, написана в XV—XVI веках. Была ввезена в Россию фрейлиной государыни Елизаветы итальянского рода. Позже становиться родовой реликвией семейства графа Капниста.

Имя иконе дали по названию деревни Козельщины, в которой произошло первое чудо исцеления. 21 февраля 1881 года по молитве перед ней графинии Марии, дочери графа Владимира Капниста, страдавшей с 1880 года от болезни ноги.

Перед поездкой к врачам в Москву Мария обратилась с молитвой к Богородице и по семейной традиции почистила её ризу. По преданию, сразу после молитвы Мария почувствовала облегчение и приехала в Москву к врачам совершенно здоровой.

Размеры иконы:

  • высота — 45 см;
  • ширина — 36 см.

Неисчерпаемый источник чудесных исцелений: о Козельщанской иконе Божией Матери

5 марта (21 февраля по ст. ст.) Православная Церковь чтит чудотворный образ Козельщанской иконы Божией Матери, один из списков которой именуется «Неисчерпаемая Благодать».

История прославления этой иконы тесно связана с именитым дворянским родом Капнистов, владевшим имением в селе Козельщина Полтавской губернии на момент первого чудесного исцеления, полученного от этого образа. Икона являлась семейной реликвией жены графа Владимира Ивановича Капниста – Софьи Михайловны, урожденной Остроградской – перешедшей к ней вместе с имением от прежнего владельца Павла Козельского.

Владимир Иванович Капнист – внук известного в Украине и России драматурга, поэта, сатирика и общественно-политического деятеля В. В. Капниста (1758–1823 гг.). Он, как его отец и дед, немало потрудился на благо Отечества и православия. В частности, благодаря его усилиям и трудам, а также стараниям его супруги в 1885 году в Козельщине был основан Рождество-Богородичный женский монастырь, которому и была передана родовая святыня семейства – икона, получившая сразу же огромную известность по всей Украине и России вследствие многих происходивших от нее исцелений. Кроме того, при монастыре были созданы культурно-просветительский и благотворительный центры, проводившие активную работу до самого момента своего закрытия и разорения безбожной властью.

Козельщанская икона Божией Матери представляет собой образ итальянского письма неизвестного художника, время написания которого до сих пор не установлено. Богоматерь изображена в поясном виде в хитоне, усыпанном звездочками, сидящей у стола с Богомладенцем на коленях, Который держит в руке крест. На столе стоит сосуд и лежит лжица, как бы в знамение того, что Пречистая Дева есть Чаша, черплющая радость и являющая собой неиссякаемый источник благодатных чудес.

Согласно «Сказанию» об этом чудотворном образе, первоначально икона попала в Украину благодаря фрейлине императрицы Елизаветы, которая вышла замуж за запорожского войскового писаря Сиромаху. Надо заметить, что Козельщанская икона относится к числу образов, чудотворная сила которых была явлена сравнительно не так давно. Во всяком случае, до 1881 года никаких достоверных фактов об этом нет. Зато после этой даты сохранились документы, письма, записи, свидетельствующие о ее исцеляющей силе. Что же произошло в 1881 году?

У супругов Капнистов была несовершеннолетняя дочь Мария, очень резвая и активная девочка, которая внезапно заболела непонятным недугом, приведшим к искривлению и вывиху суставов, а затем к обездвиживанию. Лечение у разных докторов и прописанные процедуры ничего не дали. Отец девочки обратился к известному французскому профессору Шарко, и тот согласился осмотреть его дочь в Москве. Накануне отъезда мать посоветовала дочери для благополучного исхода поездки помолиться перед иконой и почистить ее ризу. Горячая и искренняя молитва привела к полному выздоровлению девочки, которую все же повезли в Москву, но уже для освидетельствования по случаю исцеления. Записи из истории болезни Марии, подписанные профессорами Шарко и Склифосовским, подтверждают этот удивительный факт. Сама Мария обо всем этом рассказала в 1920 году, находясь в Одессе, священнику о. Александру Введенскому, у которого проживала на квартире. Отец Александр много лет спустя поделился подробностями этой истории с матушкой Антонией (Желтковой) в своем письме.

К сожалению, судьба самой Марии Капнист сложилась очень неудачно. Девочка в порыве благодарности за исцеление дала обещание Богу не выходить замуж, но не сдержала его. Ее первый супруг оказался горьким пропойцей и рано погиб, второй – известный геолог, профессор Киевского Императорского университета П. Я. Армашевский, был расстрелян чекистами в 1919 году. По свидетельству отца Александра, Мария умерла как подлинная христианка в полном примирении со всеми с молитвой на устах и была похоронена на Одесском кладбище в 1921 году под фамилией Армашевская.

После невероятного выздоровления Марии в 1881 году весть об этом чуде быстро разнеслась по всей России. Уже в Москве, когда семья приехала туда на консультацию к профессору Шарко, к дому Капнистов собирались православные, желавшие воздать честь образу Богородицы, благодаря которому произошло исцеление девочки. В Москве с иконы со временем сделали список, получивший название «Неисчерпаемая Благодать». От московского списка Козельщанского образа Пресвятой Богородицы верующие тоже начали получать помощь. Когда семья вернулась в Козельщину, паломники ринулись туда. Сначала молебны служились перед иконой прямо под открытым небом, затем была воздвигнута часовня, позже церковь и собор при монастыре. Помещение и внутреннее убранство собора считалось одним из лучших в Украине и России того времени. Особенно обращал на себя внимание удивительный иконостас из белого мрамора.

В неспокойное для России время накануне Русско-японской войны обитель посетил будущий страстотерпец Император Николай II, пожелавший поклониться чудотворному образу Божией Матери. О том, что Козельщанская икона Божией Матери помогла многим людям, рассказывали письма, которые часто стали приходить графу В. И. Капнисту. Так, одним из первых пришло письмо из села Солоныци Кременчуцкого уезда от мещанина М. К. Миргородского. Житель этой деревни Г. И. Пилипенко по совету мещанина посетил Козельщанскую чудотворную икону вместе с сыном, больным тяжелой падучей болезнью. После молебна и прикладывания к иконе мальчик получил исцеление. Во времена господства безбожной власти Козельщанская обитель подверглась разорению. Монахини был разогнаны, некоторые арестованы. Накануне закрытия монастыря в 1929 году на лике образа Божией Матери, находившемся на вратах обители, выступили кровавые слезы. Советская власть, чтобы не привлекать внимания к чуду, принуждала игуменью Олимпиаду и еще нескольких сестер подписать ложную бумагу, подтверждающую, что на иконе проступила краска. Сестры отказались и были отправлены в Полтавскую тюрьму. В 1938 году игуменья Олимпиада (Вербицкая) была зверски замучена в тюрьме – на груди ей вырезали крест. Место ее погребения осталось неизвестным.

С начала Великой Отечественной войны и до своего второго закрытия в 1949 году обитель функционировала. В период гонений и закрытия чудотворный образ хранился в разных местах, а с 1961 года – в киевской квартире у бывших насельниц монастыря. В 1993 году после восстановления обители чудотворная икона вернулась в Козельщину. Первые чудеса начались сразу же еще по пути следования иконы в обитель. В г. Кременчуге, где она была выставлена для поклонения, получил исцеление мальчик с опухолью на ноге, которого готовили к операции. 23 февраля 1993 года, когда сестры монастыря вышли встречать образ, совершилось новое чудо: исцеление от болезни архимандрита Антония с Гомельской епархии, который был болен гриппом, но, невзирая на недомогание, все же приехал на торжество. Как только он принял на руки чудотворный образ, то сразу же запел, хотя до того не мог даже разговаривать. Присутствовавшие при этом люди свидетельствовали, что архимандрит пел громче и лучше всех. Весной того же года приехавший с паломниками из Кировограда мужчина с экземой получил уврачевание от своего недуга после использования масла от лампады чудотворной иконы. О многих чудесах, происходящих по обращению и молитве к этому чудотворному образу, можно узнать из монастырской книги, в которой ведется учет необычных случаев.

В 2007 году произошло еще одно удивительное событие. В главном храме не так давно обустроенного Мелитопольского мужского монастыря святого Саввы Освященного на стекле киота списка иконы Козельщанской Божией Матери отобразились лики Пречистой и Богомладенца. Киот был старый, и плотник должен был заменить его новым. Разбирая киот, он обнаружил отображение. После этого и икона, и стекло в отдельных киотах были помещены в храме для поклонения верующих. Отображения на стекле довольно четкие.

Козельщанскую икону называют «жемчужиной» Полтавщины. Она является одним из самых почитаемых среди православных верующих образов Божией Матери, продолжающим оказывать помощь, укреплять веру, даровать силы и исцеления. Об этой иконе можно сказать словами замечательного стихотворения, выражающего всю суть надежды и ожидания каждого верующего, обращающегося к Владычице мира со своими искренними молитвами:

К Ее иконе в час молитвы Из грешных кто не припадал, Как новобранец перед битвой, Кто о спасенье не взывал?

И телом страждущих, и духом, Избитых жизнью горемык, – К ним обращалась чутким слухом, На их души спешила крик.

И утолив мирян печали Святою мерою сполна, Чтоб духом впредь не обнищали, Просила Господа Она.

В чём помогает

Исстари установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на святой иконе, вытирая ее осторожно ватой или чистым полотенцем. Сколько раз молитва при подобном обращении была услышана. Козельщанской иконе Богоматери молятся:

  • при психических расстройствах;
  • при телесных болезнях;
  • для устройства семейного благополучия;
  • чтобы выйти замуж.

Описание чудотворного образа

Чудотворная икона Богородицы Козельщанская, говорящая верующим о значении Евхаристии, написана была на дощечке из дерева размером всего 30*40 см.

По типу иконописного изображения Божией Матери — это Одигитрия. Впервые икону такого типа, по легенде, написал евангелист Лука.


Козельщанская икона Божией Матери

Полулежащий на руках Матери Христос смотрит прямо на молящегося, держа в правой руке крест. Рядом с Христом и Богородицей на небольшом столике Чаша и Лжица, говорящие о непревзойденной роли Таинства Причастия в духовной жизни православных.

Таинство Причастия или Евхаристия установлено для всех православных самим Христом во время Тайной Вечери, когда Он преломил хлеб и сказал ученикам: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое», благословил вино со словами «сия чаша есть новый завет в Моей Крови».

О других Таинствах Церкви:

  • Таинство исповеди
  • Таинство миропомазания
  • Таинство Крещения

Важно! Членом Церкви можно назвать только того, кто регулярно с чистым сердцем приступает к Чаше и соединяется тем самым со Христом.

О чем просят этот чудотворный лик Богородицы

Эта икона считается целительной. Она помогает:

  • при болезнях (в первую очередь заболеваниях глаз, спины, ног и рук);
  • при любых других заболеваниях;
  • при духовных недугах (в том числе некрепкой вере, смятении, депрессии);
  • если человек осознает, что ему или кому-то из близких не хватает терпения, мудрости;
  • при скандалах в паре или семье, когда отношения на грани разрыва;
  • девушки просят о том, чтобы в их жизнь вошел достойный молодой человек, а если таковой уже есть, то о замужестве и счастливой жизни после венчания и росписи;
  • ну и просто об обретении силы на борьбу с одолевающими проблемами.

Молиться можно разными словами. Но есть и отдельная молитва, адресованная именно Козельщанской богоматери:

Кроме того, создан тропарь (песнопение, восхваляющее эту икону). Вот его слова:

Чудеса святого лика

Чудесами исцеления москвичей, которые молились Козельщанской иконе сразу после первого явленного ею исцеления, не исчерпывается благодатная помощь, которую подает верующим сама Богородица через свой образ.

  • В 1941 году в разгар бомбардировок Москвы ни один снаряд не упал на больницу Святителя Алексия, митрополита Московского.
  • В сентябре одна из работниц больницы обошла ее территорию с иконой Божией Матери «Козельщанской». Этому образу Богородицы была посвящена и одна из церквей на больничной территории.
  • Одна из прихожанок этой церкви рассказывала историю о матери солдата, воевавшего на фронте Великой Отечественной войны. Женщина усердно молилась перед Козельщанской иконой Пресвятой Богородицы о здравии своего сына. И солдат не просто вернулся с войны, но и не получил ни одного ранения.
  • В непростые годы спасала Козельщанская Божия Матерь и от арестов: молитва жены перед этой иконой в 30-е годы избавила от репрессий одного из инженеров-авиаконструкторов Бориса Попова.


    Козельщанская икона Божией Матери

Возрождение обители

В 1941 году монастырь был открыт, но не в полном объёме. В 1949 году обитель вновь закрыли, и только в 1990 году, когда началось массовое возвращение верующим церквей и других зданий культового назначения, начались службы и в Рождество-Богородичном женском монастыре.

Весь период лихолетья Козельщанская икона Божьей Матери сохранялась на частной квартире у верных православию людей. В 1993 году чудотворный образ торжественно вернулся в стены обители, где находится и в настоящее время. В монастыре непрерывно ведутся работы по воссозданию первоначального облика всех его сооружений. Большую помощь оказывают прихожане храма и многочисленные паломники. Скоро обитель обретёт свой исторический вид.

Значение иконы

Значение Козельщанской иконы связано со своеобразной композицией и присутствующими на ней символами Причастия. Младенец Иисус полулежит на коленях у Богородицы, в правой руке у него находится крест. Рядом изображен столик с Чашей и Лжицей – богословскими символами, указывающими на установление Таинства Причастия.

С одной стороны, иконописец подчеркнул величие и жертвенность Иисуса Христа, как установившего Таинство Причастия и отдавшего людям для вкушения свою кровь и плоть.

С другой стороны, эти символы указывают и на то, что Богородица и есть неисчерпаемый источник чудес и благодати. Один из списков иконы так и называется «Неисчерпаемая благодать».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]