Обычай читать Псалтирь по усопшим берет свое начало уже в первых веках существования Христианской Церкви. Однако, точно ответить на вопрос с чего началась традиция невозможно.
Для большинства примером считается история с Успением Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию, апостолы три дня молились и пели псалмы у гроба девы Марии.
Икона «Успение Пресвятой Богородицы». Российская империя, XIX — XX вв. Псалмопения у гроба Божьей Матери в течении трех дней дали начало традиции совершать Псалтирь по усопшим.
Совершение Псалтири по усопшим свидетельствует о большой любви человека к новопреставленному и приносит ему великое утешение
Вспоминая умерших молитвенно, мы обращаемся к Господу с просьбой о прощении грехов их, чтобы, представ перед судом Божием, они получили оправдание.
Молитва об упокоении новопреставленного способствует душевному успокоению людей, потерявших близких, помогает отвлечься от жизненной суеты. Молитва — это самая прочная и тесная связь между родными (живыми и усопшими).
Когда просишь Господа за близкого человека, то становиться легче и молящему, и тому, за кого молятся.
Чтение Псалтири по усопшему, при условии, что чтецов несколько, происходит непрерывно, днем и ночью, по возможности стоя. Родным и близким настоятельно рекомендуется также хоть иногда присоединяться к молитве.
Ведь молитвенный текст об усопшем — эта та помощь, которую живой человек может оказать умершему.
Случается, что чтение Псалтири, непосредственно над телом умершего, по каким-либо причинам затруднительно (если тело в морге).
В этом случае близкие и родные могут поделить кафизмы и время суток, и читать псалмы по отдельности, каждый у себя дома.
Псалмы необходимо произносить не торопясь, вникая в смысл читаемого.
Молитва приобретает особенную силу если она искренняя и идет от сердца.
Также сложился обычай заказывать чтение Псалтири за умершего в монастыре. При этом принято обязательно подавать милостыню просящим, в знак ходатайства за душу новопреставленного.
Псалтирь читают над телом умершего до его погребения и после, до сорока дней
В Православной церкви установился обычай чтения Псалтири над телом умершего до его погребения и после похорон до сорока дней.
Чтение псалмов является мольбой за душу новопреставленного и успокаивает сердце скорбящих родных и близких.
Неусыпаемая Псалтирь об упокоении в Храме (особый род молитвы, которая читается круглосуточно).
В Апостольских постановлениях сказано совершать чтение псалмов и молитвы по усопшим на третий день, девятый и сороковой. Однако, преимущественно чтение совершается в течении трех или сорока дней
Читать Псалтирь по усопшему разрешается как церковному чтецу, так и мирянину. Для этого благочестивому христианину необходимо обладать навыком чтения Псалтири.
Хорошо, когда таким навыком обладает родственник или близкий покойного, ибо молитвенное обращение к Господу со стороны знающих умершего людей обладает великой силой.
Читаются кафизмы одна за другой по порядку. Однако, для непрерывного чтения необходимо несколько человек. Если удалось установить череду, то Псалтирь читается все время до отпевания. Если нет — чтение продолжается по возможности.
Но желательно совершать Псалтирь по усопшему до 40 дней, читая хотя бы одну кафизму в день.
Кафизмы — это разделы на которые разделена Псалтирь. Всего в Священной книге 20 кафизм, примерно равной длины, каждая из которых содержит разное число псалмов.
Что такое Псалтирь
Псалтирь – одна из библейских книга Ветхого Завета, состоящая из полутора сотен «псалмов», особого рода песен, в которых запечатлены переживания и размышления благочестивой души при разных жизненных испытаниях. Среди книг Священного Писания книга Псалтирь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви, поскольку «Книгу песней царей Давида и Соломона» считают одним из наиболее выразительных и глубоких сборников текстов, обращенных к Богу. В более поздние времена Псалтирь даже стали считать книгой, которая могла позволить «отчитать» человека, одержимого бесами, и высвободить его душу.
Порядок чтения Псалтири по усопшему (по новопреставленному)
Традиция совершать чтение Псалтири по новопреставленному являет собой многовековую традицию. Со временем установился определенный порядок чтения Священной книги.
В момент смерти или непосредственно после нее чтение Псалтири по окончанию молитвословия следует начинать с «Последование по исходе души от тела».
Это молитвенное обращение должно облегчить душевные страдания умирающего. По ее прочтении родственники начинают чтение псалтыри по усопшим.
Перед первой кафизмой после канона «Достойно есть», необходимо произнести Канон по усопшему до 40 дней.
Если чтение Псалтири совершается у гроба новопреставленного, то сначала священнослужителем произносится «Последование по исходе души и тела». Затем начинают читать Псалтирь.
Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:
«Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу…» При чтении кафизмы по каждой «Славе» произносится: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! Аллилуя, Аллилуя, Аллилуя, Слава Тебе Боже! Упокой, Господи, души усопших раб Твоих:…» (имена умерших православных христиан перечисляются в родительном падеже).
Затем, перед чтением следующей части кафизмы, произносим:
«Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и во веки веков, Аминь!»
Следом читается «Молитва за единоумершего до 40 дней»:
«Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго,
и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя:
аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа,
Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве,
православно даже до последняго своего издыхания исповеда…»
По прочтению «Молитвы за единоумершего до 40 дней» читаются псалмы. По окончании чтения Псалтири чтец произносит Канон за единоумершего (об усопшим) следом чтение опять начинается с первой кафизмы.
И снова повторяется в том же порядке во все время чтения Священной книги.
Когда вся Священная книга прочитана, следом положены специальные молитвы после Псалтыри по усопшему. В молитвослове они называются «по прочтении Псалтири или нескольких кафизм».
Существует также и другие правила чтения псалмов по усопшему у гроба. В Псалтири, изданной Московской Патриархией в 1973 году, рекомендуется после первой и второй «Славе» произносить «Молитву за всякого усопшего христианина»:
После прочтения кафизм, читаются «Тропари покойны»:
«Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.»
Следом читаются молитвы, которые положены по прочтении кафизмы.
Во время пасхальной седмицы прочтение Псалтири в Храмах останавливается, но, тем не менее, в настольной книге священнослужителя сказано:
«можно не отлагать чтение Псалтири над умершим в дни Светлой седмицы.» Достаточно по окончании кафизмы и «Славы» добавить пасхальные песнопения.
Читать Псалтирь об усопшем следует до 40-го дня (и более) хотя бы по одной кафизме в день.
На совершении Псалтири, в отличие от Литургии, разрешено поминать и некрещеных умерших (это оговаривается с духовником).
В заключение стоит добавить, что читается Псалтирь (в ногах у гроба усопшего), преимущественно стоя, разве только исключительная крайность не вынуждает его сесть.
Панихида
Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах. По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь. Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В переводе с греческого слово «панихида» означает «всенощное пение». Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя свои дела пред Господом, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его суда над душами наших усопших. Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся.
Сорокоуст о упокоении
Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.
Заказать в монастыре в Иерусалиме
Дома читать Псалтырь за упокой можно с благословления батюшки и при соблюдении определенных правил
Помимо церковного чтения, сложилась давняя православная традиция совершения Псалтири дома — келейно. Каждый христианин может читать Священную книгу самостоятельно дома, без участия священника.
Дома Псалтирь читается с разрешения батюшки, при зажжённой свече, соблюдая правила чтения
Православные верующие часто задаются вопросом — как читать Псалтирь по усопшему? Как правильно читать.
Совершать чтение Псалтири можно по соглашению — несколько верующих объединившись, прочитывают весь Псалтирь за день. Если читают двадцать человек, то каждый произносит по одной кафизме.
Если десять, то по две кафизмы. Если человек один читает Священную книгу — одна кафизма в день.
Для прочтение Священной книги дома рекомендуется соблюдение определенных правил, которые складывались на протяжении многих веков:
- прежде чем приступить к чтению Псалтири, желательно получить благословление у батюшки;
- дома Псалтирь читается при зажжённой свече или лампаде;
- правильная расстановка ударений особенна важна при прочтении псалмов. Допущенная ошибка может привести к искажению смысла не только одного слова, но и целых фраз. Перед прочтением молитвы следует прочесть толкование на псалмы;
- чтение должно быть монотонным, негромким, без лишних эмоций. Это помогает человеку сосредоточиться на молитве, быть более внимательным, повышает понимание текста;
- название псалмов читать не обязательно;
- вовремя произнесении псалмов разрешается сидеть. Только во время прочтения Славы, предначинательных и заключительных молитв необходимо стоять;
- нри домашнем чтении на Славах произносятся псалмы о здравии и по усопшим;
- не стоит смущаться или унывать, если смысл молитв не особо ясен. Со временем смысл древних текстов раскроется и будет понятен.
Порядок чтения Псалтири по усопшему келейно (то есть, у себя дома)
Получив разрешение читать псалмы дома, верующий, стараясь соблюдать все вышеизложенные правила, может приступить к совершению Псалтири.
К дополнению необходимо ознакомиться с порядком чтения Псалтири по усопшему:
- прежде чем начать читать Псалтирь настоятельно советуется произнести предначинательную молитву. С не начинается любое молитвословие и читается она перед всеми другими молитвами. Найти предначинательную молитву можно в любом православном молитвослове;
- на каждой «Славе» во время домашнего чтения следует поминать усопших. При этом называется имя умершего с присоединением «новопреставленного»;
- после каждой кафизмы произносятся положенные тропари и заупокойная молитва;
- по совершении всей Псалтири должны читаться специальные молитвы, называемые в молитвослове «по прочтении Псалтири или нескольких кафизм». Все их вы сможете найти в Псалтири.
В заключении стоит добавить, что читать Псалтирь необходимо с покаянием, смирением и благодарностью. Эти неотъемлемые черты молитвы делают ее живой.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Вместо первого молитвослова и… букваря
Мы часто слышим гимны во время Литургии, на вечернем богослужении, поминальной службе и даже не знаем, что на самом деле они взяты из Псалтири.
И в иудейской, и в христианской традиции любовь к псалмам передавалась из поколения в поколение.
По преданию, над гробом Богородицы апостолы пели гимны царя Давида. Дети и взрослые на Руси учились читать не по букварю, а по Псалтири. Известный святой, Сергий Радонежский, в детстве очень переживал из-за того, что не может читать псалмы ровно, четко, без ошибок и заминок.
Сегодня дети уже не изучают грамоту по Книге псалмопевца Давида. Но со временем, уже будучи взрослыми, они часто приходят к вере и осознают важность хвалебных гимнов. Читая и глубоко вникая в тексты царя Давида, мы аккумулируем молитвенный опыт многих поколений христиан.
Такая молитва, если она творится с верой, искренне, с желанием вникнуть и понять, приятна Богу. Вот поэтому принято молиться по Псалтири как за усопших, так и за живых.