Когда празднуется день жен мироносиц, почитание и иконография

Классический женский образ во все времена ассоциировался с мудростью, добротой и миром. Каждая благочестивая женщина, не забывшая своего изначального предназначения, может именоваться мироносицей. Привнесение мира и гармонии в этот мир, рождение детей, верность и любовь к мужу – это черты, присущие каждой благочестивой христианке.

Однако история знает имена женщин, прославившихся истинными подвигами на этой стезе. Некоторые из них даже причислены к лику святых. В данном случае речь идет о Женах-мироносицах, хотя в Святцах найдется немало имен и других женщин, прославившихся в своей любви к Богу.

Икона святых Жен-мироносиц – это напоминание о великом подвиге женщин, сопровождавших Христа в жизни и не оставивших его после физической смерти. Неудивительно, что этот образ почитается в православной религии, а в честь Жен-мироносиц установлена целая неделя празднований.

Евангельские события

Даже человек, не слишком сведущий в вопросах богословия, знает, что у Иисуса Христа были ученики, именуемые апостолами. Поначалу их было 12, затем добавилось еще семь десятков. Кто-то служил Спасителю явно, кто-то – тайно, опасаясь гонений, кто-то и вовсе предал Иисуса, но не в том суть. За священными мужскими персонами часто теряются не менее почитаемые женские фигуры. Их в ранг апостолов церковь еще не возвела.

Каждый из одиннадцати апостолов удостоен персонального праздника. Также почитаются их отдельные иконы. Из списка по понятным причинам исключен Иуда Искариот, предавший Христа за 30 серебряников.

Тем не менее женщины тоже числились среди учениц Христовых. Они внимательно слушали его слова, помогали ему словом и делом, в том числе, и материально.

Ученицы Христа не оставили своего учителя даже тогда, когда он принимал муки на кресте. Они не убоялись беснующейся толпы и римских легионеров, охранявших крест. С ними были лишь Богородица и святой Иоанн – остальные апостолы в страхе разбежались.

А после кончины Спасителя его тайные ученики Никодим и Иосиф пришли к Пилату, дабы попросить выдачи тела Учителя. Они впоследствии пострадали за явленную смелость, но суровый прокуратор Иудеи все же отдал ученикам тело Христа.

Никодим и Иосиф умастили тело Господне, завернули его в белоснежный саван (плащаницу) и отнесли его в пещеру. Римские легионеры завалили вход в пещеру тяжеленным камнем, наложили печать и остались на страже. Посыл простой: не дать апостолам выкрасть тело Спасителя и имитировать его воскрешение, что подтвердило бы в глазах верующих его Божественную сущность.

После субботы, когда ветхозаветным каноном уже было дозволено действовать, именно жены-мироносицы пришли с миррой, дабы умастить чресла погибшего Учителя. Каково же было их удивление, когда они увидели, что колоссальный камень отодвинут, а плащаница пуста!

Мирра, миро – ароматное масло, применяющееся в некоторых церковных обрядах (в частности, миропомазании). Некоторые иконы периодически или постоянно мироточат (истекают миррой), что считается Божественным чудом.

Ночью разразилась страшная гроза, которая отодвинула камень (женщины очень волновались и советовались, как справиться с этим препятствием) и разогнала стражей. А ангел, сошедший с неба к пораженным женщинам, возвестил: «Христос воскресе!»

Женщины разбежались (то ли от страха, то ли с целью оповестить апостолов о радостном известии), у гроба осталась лишь Мария Магдалина. Она горько рыдала, думая, что тело Учителя выкрали. И когда воскресший Спаситель явился к ней, она поначалу его не узнала и приняла за садовника.

Узнав Христа по голосу, Мария бросилась к нему, но Спаситель запретил приближаться и повелел известить о своем воскрешении апостолам. А потом он явился и другим женщинам, идущим по дороге. Они встретили Спасителя радостными возгласами и бросились к его ногам. Согласно Евангелию, так и произошло чудо воскрешения Господня.

В Евангелиях детали воскрешения Христа сильно разнятся. Евангелисты даже расходятся во мнениях, сколько было жен-мироносиц. Однако сейчас принято считать, что их было семь.

Явление Господа всем Апостолам, кроме Фомы, – пятое, вечером в тот же день.

Лк. 24:36—40; Ин. 20:19—23.

В тот же первый день недели вечером, когда Еммаусские ученики еще говорили о бывшем с ними, и двери дома, где собрались ученики Господа, были заперты, из опасения от Иудеев, пришел Сам Господь Иисус, и стал посреди, и сказал им: мир вам! Они смутились и, испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. Сказав сие, Он показал им руки и ноги и ребра свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

Когда же они от радости еще не вполне верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. Он взял и ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах. Тогда отверз Он им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И сказал им Господь Иисус вторично: мир вам. Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, Он дунул и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

Что изображено на иконе

Как правило, на иконе изображают события Страстной недели, увенчавшиеся воскрешением Христа. В основе сюжетной композиции – изображение женщин у пустого Гроба Господня (виднеются остатки развернутых пелен). Очень часто на образах присутствует Богородица и один-два апостола.


Жены-мироносицы

В руках скорбящих мироносиц – сосуды с маслом. Изображения Христа нет, но его незримое присутствие передается лучами Божественного света. В сюжете, как правило, присутствует ангел, возвестивший о воскрешении Спасителя. Антураж – горы, деревья, на заднем плане – Иерусалим.

Однако есть иконы, не имеющие четкого сюжета. Они обычно изображают группу стоящих женщин с подписями над их головами (чтобы молящиеся знали, кто есть кто).

Все иконы этого типа пронизаны светом, контрастирующим с чернотой Гроба Господня. Он символизирует радость женщин от воскрешения Христова и Божественное участие в этом событии.

Не все иконы жен-мироносиц написаны на канонических досках или полотне.

Особо выделяется Царевококшайская икона Божией Матери, вырезанная в камне. Это, пожалуй, самый чтимый образ из всего соответствующего иконографического ряда.

Имена мироносиц

История не сохранила точного списка всех женщин, пришедших к Гробу Господню, дабы умастить тело Учителя маслами. Тем не менее в ходе исследования богословских текстов вырисовалось не менее семи исторических персон, принимавших участие в этом событии. Все они были родом из Галилеи, впрочем, как и апостолы Христовы (разумеется, кроме Иуды Искариота).

Мария Магдалина

Мария Магдалина была, пожалуй, самой убежденной и преданной ученицей Христа.


Мария Магдалина

Быть может, поэтому ей выпала честь первой узреть воскресшего Спасителя во плоти. Во всяком случае, только ее из всех мироносиц церковь считает равноапостольной.

В юности Магдалина прославилась красотой, но вела грешную распутную жизнь и была одержима бесами. Спаситель изгнал бесов из грешницы, она превратилась в ярую приверженку его учения, последовала за ним в скитаниях и была рядом в самые тяжкие дни.

После воскрешения Христа Мария понесла весть о событии по миру. С ней она добралась аж до Рима, а потом и до Эфеса, где стала единомышленницей и помощницей Иоанна Богослова.

По легенде, именно от Марии Магдалины пошла традиция красить яйца на Пасху. Мария преподнесла красное яйцо римскому императору Тиберию и поведала ему об истории воскрешения и учении Христа.

Мария Клеопова

Из евангельских текстов не слишком понятно, о какой именно «другой Марии» идет речь, но большинство богословов сходится во мнении, что одной из мироносиц была Мария Клеопова.

Мария была дочерью Иосифа, а впоследствии стала супругой его брата Клеопы (в те времена это было обычным явлением). Она была очень дружна с Богородицей, коей приходилась падчерицей. Помимо этого, она была матерью учеников Иосифа и Иакова, а также мученика Симеона.

Мария-Клеопова – одна из самых преданных учениц Христа: вместе с тезкой Магдалиной она сопровождала Спасителя в земном пути, стояла у креста, сидела у пещеры, где было погребено Божественное тело.

Иоанна

Иоанна была супругой Хузы, служившего домоправителем у царя Ирода, владевшего четвертью Иудеи. Дворцы палестинских правителей в то время были невероятно роскошными, и Хуза, без сомнения, был весьма состоятельным человеком.

Об Иоанне известно немногое (собственно говоря, только имена ее и мужа), но ясно одно: высокий социальный статус не помешал ей стать верной последовательницей учения Христа и одной из мироносиц.

Марфа и Мария

Марфа и Мария лично познакомились со Спасителем, когда он пришел в Вифанию. Христос часто бывал в их доме и был дружен с их братом, Лазарем, которого впоследствии чудесным образом воскресил.

Марфа и Мария уверовали в учение Спасителя еще до чудесного воскрешения Лазаря, но впоследствии их вера только укрепилась: они помогали брату проповедовать и присутствовали в той самой пещере, у пустого гроба.


Марфа и Мария

Воскрешение Лазаря – одно из самых ярких чудес, явленных Спасителем. Весть о нем разнеслась по Иудее, что способствовало распространению веры в Христа и признанию его Божественной сущности.

Саломия

Саломия, жена простого рыбака, тоже стала святой мироносицей и осталась в истории христианства. Она, вместе с сыновьями-апостолами Иаковом и Иоанном, последовала за Христом в его странствиях.

Не особо разбираясь в нюансах теологии, Саломея испросила у Спасителя места на Небесном престоле для собственных сыновей, оберуч от самого Иисуса. Апостолы разгневались на темную женщину, но Христос терпеливо пояснил, что Царство Небесное существенно отличается от земного.

Несмотря на то, что тщеславные надежды Саломеи не оправдались, она осталась верной сподвижницей Спасителя.

Сусанна

Имя Сусанны упоминается в Евангелие лишь однажды, но это не помешало ей стать одной из святых жен-мироносиц. Известно лишь то, что она сопровождала Спасителя в странствиях по Палестинским землям и всемерно помогало ему, в том числе, и материально.

В то время иудейские женщины не пользовались какими-либо свободами. Их многослойные одежды скрывали фигуру и лицо, а переступать порог дома они могли только лишь с соизволения отцов или супругов. В свете этого, подвижничество явно не бедной Сусанны выглядит истинным подвигом.

История обретения образа

Сюжеты, изображающие жен-мироносиц, появились еще на заре нашей эры. Во всяком случае, подобные изображения найдены в росписях римских катакомб III-IV столетия.

На Руси иконы этого типа появились на заре христианства, чуть ли не сразу после крещения. Во всяком случае, мотив жен-мироносиц стал очень распространенным в росписи храмов, а мироносицкая икона превратилась в неотъемлемый элемент церковного праздничного ряда. Со временем сформировалось несколько канонических изводов этого образа.

Наибольший интерес вызывает Царевококшайская Мироносицкая икона. Она была обнаружена первого (ныне 14-го) мая 1647 года крестьянином Андреем Жолниным поблизости от Царевококшайска (ныне Йошкар-Ола).

Икона, вырезанная в камне и обрамленная серебром, лежала на земле и излучала дивный свет. Сначала она не далась в руки крестьянину и переместилась на дерево, и только помолившись Андрей смог взять святыню.

На Царевококшайской иконе изображены три мироносицы у Гроба Господня. Помимо них, присутствуют фигуры ангела и апостолов Иоанна и Петра. Венчает композицию образ Христа в Спасе Нерукотворном. Есть и соответствующая надпись, выбитая в камне.

Икона Мироносиц вскоре стала являть чудеса исцеления. Ее забрали в Москву, потом вернули на место обретения, а вскоре там был выстроен Мироносицкий мужской монастырь с одноименной церковью.

В итоге святыня начала именоваться Мироносицкой иконой Божией Матери. Дело в том, что каменный образ мироносиц был вставлен в икону Владимирской Божией Матери и стал представлять с ней единое целое. К образу стали стекаться паломники со всей России.

Явление Господа шестое: опять всем и с Фомою.

Ин. 20:24—31.

Неверие Фомы .Балканы. Сербия. XIV в. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Неф.

Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Господь Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

После восьми дней опять были в доме ученики Господа, и Фома с ними. Пришел Господь Иисус, при запертых дверях, стал посреди них и сказал им: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Господь Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие.

Храмы, возведенные в честь Жен-мироносиц

В честь православной иконы жен-мироносиц было освящено множество храмов. На данный момент их около сотни по всему миру.

Храмы жен-мироносиц есть в Москве, Санкт-Петербурге, обоих Новгородах (Великом и Нижнем), Острове, Пскове, Соликамске и других российских городах.

Поклонение женам-мироносицам широко представлено во всем мире. Храмы и приходы, посвященные им, есть в Польше, Украине, Беларуси и даже Азербайджане и Венеции!


Церковь иконы Божией Матери Знамение, г. Нижний Новгород

Молитва к иконе

О святыя жены мироносицы, всехвальныя Христовы ученицы! К вам мы, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и во умилении сердец наших молимся. Вы паче всех благ земных Сладчайшаго Господа Иисуса возлюбисте и Тому чрез все житие добре последовасте, Божественным учением Его и благодатию души своя питающе и множество человек к чудному свету Христову приводяще. Испросите и нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую нас, да ею осеняемы, в вере и благочестии в подвизех любви и самоотвержения преуспевати будем, и Христу в ближних Его служити неленостно потщимся. О святыя жены! Вы бодренно благодатию Божиею житие на земли препроводивше и во обители Небесныя радостно отшедше, притекосте. Молите убо Христа Спаса, да и нас сподобит странствие наше земное, во временнем сем веце непреткновенно совершити, и в мире и покаянии житие наше скончати, да тако во святыни на земли поживше, вечныя и блаженныя жизни на Небеси сподобимся, и тамо с вами и со всеми святыми вкупе восхвалим Троицу Единосущную и Нераздельную и воспоим едино Божество, Отца и Сына и Всесвятаго Духа и истее благодати Божия причастники будем в невечернем дни Царствия Его во веки веков. Аминь.

Образ жен-мироносиц особенно важен в наше время, когда утрачен огромный пласт христианской культуры. Он подчеркивает важность исконной миссии женщины на Земле и помогает укрепиться в вере во Христа.


Смотреть все иконы в каталоге SUNLIGHT

25.10.21

Попытка Иудеев затмить истину воскресения.

Мф. 28:11—15.

Когда жены шли с благовестием о воскресении Господа к Апостолам, некоторые из стражи, вошедши в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. А сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали. И если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между Иудеями до сего дня.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]