Святой великомученик Мина 2022: какого числа по церковному календарю

Так уж получилось, что в этом небольшом монастыре мы были несколько раз. В первые годы наших посещений Кипра (а это как правило происходило в зимние месяцы) порой ездили на автобусные экскурсии, организованные для наших «соплеменников», постоянно проживающих на Кипре. От обычных туристических экскурсий они отличались небольшой ценой и, частенько, организованным в конце поездки пикником. Ну как тут не поехать? Пару раз нас завозили и сюда. Потом и сами заезжали − благо монастырь расположен вблизи таких «притягательных» деревень как Лефкара и Като Дрис.

В общем, если ваш путь наметился в сторону этих деревень, то запланируйте и посещение монастыря св. Мины. Хотя, что из них важнее посетить − это спорный вопрос. Многие едут в монастырь целенаправленно, а уж посещать или нет Лефкару решают потом. Давайте для начала немного расскажем о Мине, в чью честь назван монастырь.

Святой Мина

Ми́на Котуа́нский (Фригийский) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Известно, что Мина (на греческом языке произносится Минас) родился в Египте в III веке н.э. и в раннем возрасте принял христианство. Впоследствии Мина стал офицером римской армии и служил в конном легионе в городе Котуане во Фригии (область на западе Малой Азии). Видимо поэтому Мину часто на иконах изображают воином, почти всегда верхом на коне. Когда начались гонения на христиан, Мина оставил службу и стал отшельником. Спустя годы, решив, что готов пожертвовать собой ради веры, он вернулся в город, где во всеуслышание объявил себя христианином. Был тотчас схвачен и впоследствии предан мученической смерти. Это было в конце III века при императоре Максимилиане.

Его тело привезли в Египет. В Карм Абу Мена (на западе от Александрии) была построена гробница, потом базилика и приют для многочисленных паломников, которые позже были разрушены арабами. В монастырском храме хранится частица мощей святого Мины, который прославился своими многочисленными чудотворениями. Празднование памяти святого Мины в монастыре происходит 11 ноября. В этот день сюда стекается множество людей со всего Кипра.

История преображения


Дата основания монастыря святого Мины (Минаса в греческой транскрипции) точно не известна. Первые упоминания о нем содержит документ 1562 года — Парижский кодекс. Там говорится, что обитель основана в XII веке. Первые достоверные заметки о жизни монастыря были оставлены в 1608-1610 годах на венецианском издании Евангелия 1606 года, благоговейно хранимого монастырской братией долгие годы.

Жизнь братии того времени была нелегкой, а обитель – бедной и небольшой. Немногие тогдашние насельники занимались производством масла, примитивными ремеслами, чтобы выжить. Архивные материалы содержат подробные списки сельскохозяйственных инструментов, церковной утвари того времени. В течение следующих полутора столетий монастырь интенсивно строился. Главный монастырский храм возведен на старом фундаменте, что ярко символизирует преемственность православных традиций.

Храм пережил длительный период запустения со времен османского владычества. В середине прошлого столетия заботливые руки новых жилиц вернули обитель из забвения; она обрела вторую жизнь — стала женской.

Сестры приложили колоссальные усилия для того, чтобы отремонтировать храм, восстановить монастырские помещения, сделать их пригодными для проживания. Территория монастыря превращена трудолюбивыми монахинями в подобие райского сада.

История монастыря св. Мины

Точная дата возникновения монастыря доподлинно не известна. По одним данным он был основан католическим монашеским Орденом доминиканцев в XIII веке, в конце правления Лузиньянов. В других считается, что монастырь существовал уже в поздневизантийское время. Первые письменные упоминания о нём относятся к 1606 году.

В греческих источниках XVI — XVII веков сообщается, что жители деревни Вавла, которая находится неподалёку от монастыря, задолго до основания монастыря поклонялись на этом месте Пресвятой Богородице. О тех временах говорит нам пещера со священным источником в монастырском саду. Правда сам источник уже иссяк, но место, где он бил когда-то, сохраняется.

Как и многие обители Кипра, монастырь св. Мины за свою историю многократно подвергался опустошениям. В 1734 году здесь побывал русский паломник Григорович-Барский, о котором мы неоднократно уже упоминали. «Монастырец этот мал и убог и мало иноков имеет» − так написал он в своих воспоминаниях. Лишь через двадцать лет бывшая католическая обитель трудами игумена Парфения была возрождена уже как православная. В период расцвета в монастыре находилось до 45 монахов.

Архитектура монастыря представляет собой смешение византийского и готического стилей. Росписи храма датируются 1757 годом. К тому же времени относится создание иконостаса, отреставрированного в 2004 году. На северной и южной стенах храма сохранились фрески св. Георгия и св. Мины, кисти знаменитого кипрского иконописца Филарета.

В первой половине XX века монастырь пришёл в полное запустение. Только в 1965 году сюда снова вернулись монахи, вернее монахини, перебравшись сюда из монастыря св. Георгия Аламану. С тех пор монастырь стал женским.

МИНА

Ранняя иконография М. представлена памятниками V-VII вв., связанными происхождением с паломническим центром Абу-Мина в Марьюте. К ним в первую очередь относится группа ампул — плоских терракотовых сосудов с округлым туловом, узким горлышком и 2 ручками, предназначенных в качестве евлогий для паломников. На лицевой стороне ампулы (иногда на обеих ее сторонах) находится выдавленное штампом рельефное изображение М. Массовое производство этих паломнических святынь предполагало стандартизацию иконографии святого (классификация ампул М. предложена, в частности, в работах Kaufmann C. M. Zur Ikonographie der Menas-ampullen. Cairo, 1910. P. 62; Witt J. Die Menasampullen. Wiesbaden, 2000. P. 33-61. (Werke der Alltagskultur; 1); Gilli M. Le ampolle di S. Mena conservate negli Staatliche Museen di Berlino // Antiquité Tardive. P., 2002. N 10. P. 461-468). Основным типом иконографии стало фронтальное изображение М. в рост, с воздетыми в молении руками, т. е. в позе оранта; редко голова дана в развороте (см., напр.: Leclerq. 1907. Col. 1725. Fig. 449). Сохранившийся материал этого времени, а помимо ампул сюда входят резные рельефы, позволяет говорить о вариативности изображения святого внутри заданного типа иконографии оранта. Самым распространенным можно считать образ М.- безбородого юноши с вьющимися волосами, в короткой, до колен, подпоясанной тунике, в длинном плаще, cкрепленном фибулой и перекинутом через плечо или лежащем на спине, в сапожках или в сандалиях с поножами. Такой состав одежд характеризует святого как воина (напр., изображения М. на пиксиде, VI в., Британский музей, Лондон,- на плаще тавлион; на ампуле, VI в., Лувр, Париж,- на тунике просматриваются элементы доспеха). Вариантом данного извода являются изображения М. в длинном хитоне, иногда с орнаментированными элементами, напоминающими о воинском достоинстве святого (напр., на резной по слоновой кости иконке, 2-я пол. VII в., Городская коллекция прикладного искусства, Кастелло-Сфорцеско, Милан — см.: Weitzmann. 1979. Cat. 517. P. 578). Особняком стоит образ М.-оранта, показанного в преклонном возрасте, на ампуле VII в. (Лувр, Париж; на обороте св. Фекла) — изображение достаточно схематичное, посредственной работы, тем не менее различима клиновидная борода, святой облачен в длинный хитон с короткими рукавами; сохранилась надпись с именем: «ευλογια του αγι(ου) Μηνα αμη(ν)» (см.: Ibid. Cat. 516. P. 576-578 — атрибутирован со знаком вопроса).

Сщмч. Викентий, вмч. Мина и мч. Виктор. Миниатюра из Минология. 1063 г. (Sinait. gr. 500. Fol. 129v) Сщмч. Викентий, вмч. Мина и мч. Виктор. Миниатюра из Минология. 1063 г. (Sinait. gr. 500. Fol. 129v)

Образ М.-оранта представлен в одной из наиболее распространенных в иконографии святого композиции c фланкирующими его фигуру 2 верблюдами. Публикация копт. рукописи IX в. с текстом Энкомия в честь М. (NY Morgan. 590; факсимиле и пер. на англ. яз.: Dresher. 1946. P. 141-142) послужила отправной точкой для дискуссии о содержании и истоках этой иконографии (см., напр.: Dresher J. St. Menas’ Camels Once More // BSAC. 1941. T. 7. P. 19-32; Gilli M. Le ampolle di S. Mena: Religiosità, cultura materiale e sistema produttivo. R., 2002. P. 15-16). Ее разъяснение приобрело актуальность уже ко времени создания названной рукописи, поскольку в ней не только сообщается история сложения первого образа святого, но и излагается версия возникновения композиции. Так, военачальник Афанасий создал изображение М. в память о спасении корабля, когда напавших на судно морских чудовищ с головами верблюдов отогнал огонь, исходивший от тела св. мученика, и те благоговейно склонились перед ним: «…он сделал деревянную дощечку и изобразил на ней образ святого Апа Мины. Он также изобразил под его ногами подобие животных, которых видел в море, похожих на верблюдов, поклоняющихся ему (святому)» (Dresher. 1946. P. 142). Включение в Энкомий данного рассказа обусловлено уникальностью иконографии и в самом тексте объясняется необходимостью отвергнуть сомнения о неблагородном происхождении святого, возникающие при взгляде на его образ: «В наши дни, когда несведущие об этом люди видят изображение, сделанное верным человеком (Афанасием), они думают, что животные — верблюды, поэтому некоторые осмеливаются говорить об этом великом светильнике (М.), что он был пастухом» (Ibidem). Однако в Энкомии упоминается и др. чудо, положившее начало буд. прославленной гробницы святого: верблюды, перевозившие св. мощи М., отказались двигаться дальше, что стало знаком свыше для указания места его упокоения. Здесь Афанасий соорудил гробницу и на этом месте оставил первую икону святого, а др. такую же, освятив на мощах, взял с собой. Благодаря узнаваемости изображения атрибуция образа М. с 2 склонившимися перед ним верблюдами не представляет затруднений, в т. ч. при отсутствии подписи (на ампулах нередко по сторонам нимба святого имеется надпись: «ο αγιος Μηνας»); из ближайших ранних иконографических аналогий — образ прор. Даниила во рве львином. Одним из ранних примеров композиции М. с парой верблюдов у его ног считается рельеф V в. из Греко-римского музея в Александрии, на к-ром фигуры представлены на гладком фоне (см.: Weitzmann. 1979. Cat. 512. P. 573-574). О скульптурном изображении М. при его гробнице упоминает араб. географ, составивший в XI в. описание комплекса Абу-Мина: «С одной из сторон церкви (во имя М.) огромное мраморное надгробие с двумя верблюдами, над ними возвышается статуя человека, ноги которого опираются на верблюдов» (см.: Quatremиre E. Memoires géographiques et historiques sur l’Egypte et sur quelques contrées voisines. P., 1811; воспроизведение текста: Leclerq. 1932. Col. 346).

Существует др. тип этой композиции, в деталях к-рой подчеркнута соотнесенность ее с паломническим центром Абу-Мина. Так, напр., на упомянутой резной по слоновой кости иконе 2-й пол. VII в. (Городская коллекция прикладного искусства. Кастелло-Сфорцеско, Милан) М. показан на фоне кивория, к к-рому примыкают 2 симметричных объема, увенчанных куполами, с крестами на них; в проеме каждого, между завес, висит лампада, нижняя часть закрыта ажурной решеткой; у ног святого — верблюды, являющиеся здесь элементами сакральной топографии, поскольку, остановившись в пути, они указали место упокоения мощей М.; на верхнем поле — надпись с именем святого. Так же на фоне кивория с завесами, дополненного архитектурными деталями, но без верблюдов М. представлен на резной по слоновой кости пластине VII в. (Музей Средневековья, Париж). Под сенью архитектурного кивория, с верблюдами у ног М. изображен на рельефе из Музея истории искусств в Вене (между VI и VII вв.); в привычную иконографию привнесены расположенные слева и справа от фигуры святого меньшего масштаба фигурки 2 мужчин в длиннополых одеждах, очевидно паломников; внутренняя поверхность плаща М. декорирована многочисленными небольшими крестами (см.: Aurea Roma: Dalla città pagana alla città Cristiana / A cura di S. Ensoli, E. La Rocca. R., 2000. P. 602. N. 302; Redigolo. 2011/2012. Tav. III b. P. 129). Под киворием фигура святого с верблюдами у его ног представлена и на пиксиде VI в. (Британский музей, Лондон); это изображение является центральной частью рельефной композиции на сосуде, включающей также сцену мученичества святого. М.-оранту предстоят по сторонам кивория фигуры молящихся ему мужчины в одежде военного, как и у святого, и 3 женщин. Самая ранняя из известных сцена мученичества включает изображения вынесения приговора рим. префектом и казни: воин одной рукой схватил М. (поставлен на колено, руки связаны за спиной, обнажен, на бедрах повязка) за волосы, а другой занес над ним меч, рядом — слетающий с небес ангел с покровенными руками, готовый принять душу мученика. На ампулах в композициях с М.-орантом и преклонившимися верблюдами симметричные изображения равноконечных крестов по сторонам головы святого. Эти кресты могут представлять собой вариант сокращенного обозначения архитектуры места паломничества (напр., ампулы VII в., ГИМ — см.: Журавлёв. 2012. Рис. 1 на с. 92).

Мч. Виктор, вмч. Мина и сщмч. Викентий. Икона. X в. (Китийская митрополия, Кипр)

Мч. Виктор, вмч. Мина и сщмч. Викентий. Икона. X в. (Китийская митрополия, Кипр)

На тулове традиц. ампул помещали также оглавное изображение святого в профиль — в его характеристике сохраняются черты молодого безбородого человека с короткими, подчеркнуто кудрявыми волосами (см.: Leclerq. 1907. Col. 1728. Fig. 450); редко — оплечно анфас (см.: Idem. 1932. Fig. 7981).

Статус М.-воина определил его изображение в паре с др. наиболее почитаемым св. воином вмч. Георгием Победоносцем. М.-орант с верблюдами у ног и конный вмч. Георгий, поражающий змея, представлены на 2 половинках бронзового медальона, найденного в могильнике Лучистое (с инвентарем 1-й пол. VII в.; см.: Айбабин А. И. Хронология могильников Крыма позднерим. и раннесредневек. времени // МАИЭТ. 1990. Вып. 1. С. 68, 69. Рис. 55. 2, 3). Такой медальон, диаметром ок. 2 см, мог быть в т. ч. путевой иконкой. В ранний период на ампулах также помещали образ М.-воина на коне, при этом он принципиально отличался от традиц. изображения конного воина тем, что у святого сохранялось молитвенное положение рук в жесте орации (см.: Leclerq. 1907. Fig. 451; 1932. Fig. 7982, 7983). После араб. завоевания изображение М.-воина на коне получило распространение у коптов, в т. ч. благодаря описанию посмертных чудес, в к-рых святой является в виде вооруженного конника. Так он представлен на миниатюре в копт. рукописи IX в. (?) (The J. Rylands Lib., Manchester. Copt. S. 33; см.: Walter. 2003. Pl. 56). Всадником, в развевающемся плаще с копьем, направленным острием вниз, и щитом, М. изображен на листовой миниатюре в нубийской рукописи IX-X вв. (Lond. Brit. Lib. Orient. 6805. Fol. 10a — см.: Budge. 1909. P. 19). Над головой святого изображены 3 венца, что является, вероятно, отражением эпизода из копт. Энкомия, в к-ром святому были обещаны 3 венца: за девство, аскезу и мученичество; внизу изображена неидентифицированная фигура мужчины, который прикасается к копыту коня. Так же, с 3 венцами, М.-воин на коне представлен и на фреске VII-VIII вв. в егип. мон-ре Бауит: 1-й венец святому вручает слетающий к нему ангел, 2-й — уже украшает его голову, 3-й венец М. держит в руке (см.: Wilber. 1940. Fig. 10).

Вмч. Мина. Фреска кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в.

Вмч. Мина. Фреска кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в.

В копт. росписях храмов Египта сохранились самые ранние фресковые изображения М., датируемые в границах VII-IX вв. (Бауит, Абу-Гирге, Келлии, Тебтинис). В освященной во имя М. церкви (бывш. храм Рамсеса II) в древнем комплексе Мединет-Абу в Луксоре между VII и VIII вв. был создан ансамбль, включающий цикл изображений святого, связанный с его чудесами (см.: Ibid. Fig. 1 — графическая реконструкция; Fig. 2 — копия в цвете). В сев.-вост. углу храма вместе с сохранившимися фрагментами надписей на греч. языке c именем М. (см.: Ibid. Fig. 3) представлены 4 сцены, на которых святой показан молодым, безбородым человеком с рыжеватыми короткими волосами; на нем средней длины подпоясанная туника и плащ. Цикл открывается изображением М.-оранта, слева и справа от фигуры святого — разной высоты постройки. Далее следует сцена с изображением «чуда об обещанных верблюдах» (изложение чуда по копт. ркп. см.: Dresher. 1946. Р. 110-111): М. обращен к мужчине, держащему за поводья пару верблюдов; за ней — конный образ святого с воздетой левой рукой. Затем, как следует из надписи,- сцена воскрешения убитого паломника — М. прикасается к плечу воскрешенного, словно предъявляя его как свидетельство злодеяния стоящему тут же, справа, убийце (см.: Ibid. Р. 111-114). Завершают цикл фигуры, определяемые по надписи как Елисавета и ее дочь, очевидно ктиторы храма (в частности, его росписи).

В конце иконоборческого периода иконография М. претерпевает кардинальные изменения. На смену образу молодого мученика-воина (в копт. искусстве эта традиция продолжала существовать еще длительное время, см. напр., на фреске мон-ря св. Антония, 1232/33; Bolman. 2002) приходит образ мужа средних лет или старше, с проседью во вьющихся коротких волосах и с короткой же округлой бородой; в его воинских одеждах благодаря тавлиону на плаще подчеркнута принадлежность к визант. придворному кругу. Однако в данном случае следует говорить не о трансформации образа, а, как показала Н. В. Герасименко, скорее о параллельном и независимом от егип. традиции сложении «константинопольского» варианта иконографии М., вызванного общим процессом пересмотра Житий святых и формирования их иконографии после победы иконопочитания (Герасименко. 2008. С. 106). Одно из ранних изображений «константинопольской» традиции представлено на столичной работы резной по слоновой кости иконе-триптихе с Деисусом и святыми (X-XI вв., Музеи Ватикана), где М. изображен на правой створке в среднем ряду, оплечно, облачен в плащ с тавлионом; парный образ на левой створке — воин вмч. Меркурий; см.: The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era, A. D. 843-1261: [Cat.] / Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997; Cat. 79. P. 131-132). К-польское происхождение имеют и 2 иконы с центральным образом арх. Михаила, находящиеся в сокровищнице базилики Сан-Марко. На обеих образ М. благодаря композиционному расположению имеет важное значение (святой хорошо узнаваем в «константинопольской» трактовке облика; сохр. надпись с именем). На иконе кон. XI — нач. XII в. с ростовой фигурой арх. Михаила эмалевый медальон с поясным изображением М., держащего в руке крест, помещен на верхнем поле в своеобразном 3-фигурном Деисусе и составляет пару медальону с образом ап. Петра (см.: Il tesoro di San Marco. 1971. P. 23-25. N. 16). На второй, 2-сторонней иконе (1-я пол. XI в.) с поясным образом арх. Михаила, чеканный медальон с оплечным изображением М. помещен на обороте, в среднике, в основании креста; в средокрестии и на концах ветвей — образы святителей (см.: Ibid. P. 25-27. N. 17). О быстром распространении столичного варианта иконографии М. свидетельствует то, что его изображение охотно включали в роспись каппадокийских храмов (напр., в Йыланлы-килисе («Змеиной церкви»), кон. IX — 1-я пол. X в., в Куббели-килисе № 3 в долине Соганлы, кон. X — нач. XI в., Карабаш-килисе, 1060/61, и мн. др.).


Вмч. Мина. Фреска ц. свт. Николая Каснициса в Кастории. 2-я пол. XII в.

Вмч. Мина. Фреска ц. свт. Николая Каснициса в Кастории. 2-я пол. XII в.

На примере лицевых минейных рукописей, где изображение каждого святого закреплено под соответствующим днем памяти, становится особенно очевидным не только различение 2 святых с именем Мина — М. и мч. Мины Александрийского (Калликелада), но и вырисовываются специфические черты иконографии святого; там же, в минеях, определяется его совместное изображение со сщмч. Викентием Августопольским и мучениками Виктором и Стефанидой Дамасскими, чья память приходится тоже на 11 нояб., но их Жития никак не связаны. Так, в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 174, 1-я четв. XI в.) представлена сцена мученичества М., Виктора, Викентия и Стефаниды; М., над к-рым палач занес меч, показан средовеком, короткие с проседью волосы кудрявы, недлинная борода имеет округлую форму; он облачен в длинный хитон серо-голубого тона. Та же характеристика дана святому на миниатюре в Минологии из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. gr. 500. Fol. 129v, 1063 г.), где он занимает почетное место в центре, между стоящими фронтально в рост сщмч. Викентием и мч. Виктором; одежду М. составляют хитон и скрепленный фибулой на плече плащ с тавлионом (по тому же минейному принципу святые представлены вместе, напр. на миниатюрах в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266v, 3-я четв. XI в.) и в греко-груз. рукописи кон. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 86 об.- М. стоит первым; на Л. 54 об.- оплечное изображение в медальоне среди других наиболее почитаемых мучеников); в росписи храмов, напр. в Куббели-килисе № 3 в Соганлы, 1-я пол. X в.; в Нов. Токалы-килисе в Гёреме (50-е или 60-е гг. X в.); в ц. Варвары в Соганлы, между 1006 и 1021 гг.; в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в ц. Марторана в Палермо на о-ве Сицилия, 1143 г.; в кафедральном соборе в Монреале, там же, 1180-1190 гг.; в ц. ап. Андрея в Ливади на о-ве Китира, XIII в.; в ц. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1309-1319 гг.; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны, 1348-1350 гг.; в ц. Св. Троицы монастыря Козия, Румыния, ок. 1386, и др.

Вмч. Мина. Фреска ц. Николая Орфаноса в Фессалонике. Ок. 1320 г.

Вмч. Мина. Фреска ц. Николая Орфаноса в Фессалонике. Ок. 1320 г.

На миниатюре из рукописи мон-ря вмц. Екатерины на Синае представлена специфическая черта иконографии святого, к-рая станет своеобразным маркером для изображений святого в постиконоборческий период: в левой руке М. держит крест, в центре к-рого запечатлен оплечный образ Спасителя (о проблематике атрибуции такого изображения см.: Герасименко. 2008; Redigolo. 2011/2012); вариант этой иконографии — медальон с образом Спасителя на уровне груди святого. Один из ранних таких примеров можно видеть на кипрской иконе X в. (Китийская митрополия; см.: Sophocleous S. Icons of Cyprus 7th — 20th Cent. Nicosia, 1994. P. 124), схема композиции на ней аналогична изображению на миниатюре в Минологии из Синайского мон-ря с той разницей, что М. показан держащим перед собой, словно щит, изображение Христа Пантократора. Источником появления образа Иисуса Христа в иконографии М., видимо, стал эпизод посещения святого в темнице Спасителем. Об этом явлении и диалоге Христа с мучеником подробно рассказано в копт. и араб. версиях Мученичества. М. за исполнение Божия повеления получает мн. обетования (в т. ч. об устроении его гробницы, отпущении грехов всех, приходящих к его гробнице с молитвой, о том, что мученическое испытание (битва) будет продолжаться 20 дней) (NY Morgan. 590. Fol. 13v — 14v; пересказ на англ. языке см.: Drescher. 1946. P. 98-99). В варианте иконографии М. с образом Спасителя использован принятый в византийском искусстве прием сопоставления изображений, когда «функция центрального персонажа «раскрывается» через его соотнесенность с другим, более высоким по статусу» (Бутырский. 2002).

Образ святого на фреске в ц. свт. Николая Каснициса в Кастории (2-я пол. XII в.) словно подытоживает иконографию святого, сохраняя в ней наиболее показательные черты изображений ранне- и средневизант. времени: М. (поясной образ) показан как орант с воздетыми в молении руками, а на его груди в напоминающем сферу медальоне — Христос Вседержитель; М. седовласый, с короткими вьющимися волосами и короткой же округлой бородой (см.: Χατζηδακης Μ., Πελεκανιδης Σ. Καστορια: Ψηφιδωτα, τοιχογραφιες. Αθηνα, 1992. Σ. 58. Εικ. 10); так же представлен и в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 86 об.).

Т. о., в иконографии М. средневизантийского периода можно выделить 3 варианта изображения. С крестом: на фреске ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192); на мозаике собора мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056); на мозаике мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) и др. С крестом и образом Спасителя: на юж. бронзовых вратах св. Климента базилики Сан-Марко в Венеции (Porta di San Clemente, К-поль, ок. 1110-1120) — крест в правой руке, медальон с образом Христа придерживает покровенной плащом левой рукой; фреска в сев.-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е — 40-е гг. XI в.) и в ц. Вознесения в Милешеве (ок. 1234) — крест с образом Христа М. держит в правой руке, левая перед грудью открыта в молении ладонью вовне. С образом Христа непосредственно на тавлионе — в ц. Св. Троицы в мон-ре Сопочани (1263-1268); с образом, нашитым в виде медальона (тавлиона) на плащ, по краю медальона, как и на полах плаща, имитация жемчужной обнизи — в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) — на тавлионе, и др.

С XIII в. большое распространение получают изображения М. в воинских доспехах, с мечом и щитом (напр., в ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, ок. 1290; в мон-ре Пантократора в Дечанах, 1348-1350), что объясняется общим характером развития визант. живописи и тем значением, к-рое приобрели к этому времени св. воины.

Вмч. Мина. Роспись церкви мон-ря вмч. Мины в Лефкаре, Кипр. XIX в.

Вмч. Мина. Роспись церкви мон-ря вмч. Мины в Лефкаре, Кипр. XIX в.

Сцена усекновения главы М. помимо Минология имп. Василия II включена в состав изображений Минология деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1340 гг., Фессалоника). В настенных минеях эта сцена представлена во фресках нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561).

В поствизант. живописи продолжали параллельно сосуществовать «мученический» и «воинский» варианты иконографии М. В хитоне и плаще (иногда поверх хитона надета рубаха с короткими рукавами, украшенная золотым оплечьем), с крестом в руке М. представлен в росписях ц. вмч. Георгия Кремиковского мон-ря, Болгария (1493), кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1546), ц. Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке (XVI в.), ц. Преображения в Климатье (Велцисте) (1568), галереи мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе; 1630); ц. Рождества Христова в Арбанаси, Болгария (1681), а также на иконах — «Христос Великий Архиерей, со святыми» (сер. XVI в., мон-рь Пантократор на Афоне); «Святые Мина, Викентий, Виктор» (нач. XVII в., мон-рь Хиландар на Афоне); «Святые Мина, Викентий, Виктор» (сер. XVIII в., Музей мон-ря Влатадон, Фессалоника), и др.

В военных доспехах, с копьем, мечом и щитом он изображен в росписях мон-рей Филантропинон (1531/1532) и Дилиу (1543) на о-ве оз. Памвотида (Янина), мон-ря Ставроникита на Афоне (1546), ц. св. Димитрия в Иматии (1570), румын. мон-рей Молдовица (1532-1537), Воронец (1547-1550) и Хурези (1694); на иконе — «Святые Мина, Викентий, Виктор», кон. XVI в. (Музей Павла и Александры Канеллопулос, Афины) и др.

Единоличные изображения М. в иконописи встречаются редко, напр., на иконе из мон-ря Хиландар (ок. 1700) он представлен в хитоне и гиматии, вероятно с мечом в руках (изображение частично утрачено).

Вмч. Мина. Фреска собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.

Вмч. Мина. Фреска собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в.

В поствизант. живописи возрождается тип конного изображения М., напр. на критской иконе ок. 1500 г. (Музей икон, Рекклингхаузен; см.: Бенчев. И. Иконы святых покровителей. М., 2007. С. 362), иконе XVII в. мастера Стилианоса Критского (Галерея Темпл), иконе 1-й пол. XVII в. критского мастера Иеремии, иконе XVIII в. (Византийский музей, Фессалоника). Конный образ М. с образом Спасителя на груди (XIX в.) является чтимым образом в кипрском мон-ре во имя св. Мины в Лефкаре. М. на коне представлен на гравюре на меди сер. XIX в. из мон-ря Симонопетра на Афоне.

Уникальный пример изображения М. в воинском облачении, сидящего на деревянном троне, представлен в росписи 1619/20 гг. храма М. в Монодендри, Греция. В постивизант. период встречаются редкие житийные иконы М., напр. образ святого с 6 сценами Жития работы иконописца Э. Ламбардоса: в среднике великомученик изображен в рост, в воинском снаряжении (1-я треть XVII в., Музей Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований, Венеция). На прориси 1-й пол. XIX в. М. в образе старца с небольшой остроконечной бородой и длинными усами; он представлен по пояс, в богатых доспехах, украшенных личиной на правом рукаве (собрание А. Макриса и Х. Маргаритиса). Храмовая икона М. находится в освященной в его честь церкви в Фессалонике. Описание облика святого включено в греч. пособие для иконописцев — Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733). В разд. «Святые мученики» о его единоличном изображении сказано: «Мина Египтянин, старец с круглою бородою» (Ерминия ДФ. С. 163. № 9); та же характеристика сохранена в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года»: «Святые Мина, Виктор и Викентий скончались в разных муках. Мина — старец с круглою бородою, Виктор и Викентий молоды» (Там же. С. 203, под 11 нояб.).

На Руси образ М. впервые появляется в соборе Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.): его поясное изображение в прямоугольной раме (парный образ — мч. Виктор) представлено в своде юж. арки в зап. внутренней галерее; характеристика образа соответствует изображениям кон. Х — сер. XI в., святой облачен в хитон и гиматий, в правой руке держит крест. Даваемая в рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) характеристика облика святого не позволяет отличить его от мч. Мины Александрийского (Калликелада) (см. в ст. Мина, Ермоген и Евграф). Так, облик обоих святых обычно уподобляется облику свт. Николая Чудотворца, и того, и другого подлинники предписывают изображать воинами (М.: «Воин, подобием сед, власы растрепались, брада аки Николина, височки из за ушей малы, риза санкирь с белил, испод киноварь, в руке крест и копие, а в другой меч в ножнах, ногавицы багор. В иных подлинниках пишет: власы кудрявы» — Филимонов. Иконописный подлинник. С. 189-190).

Вмч. Мина. Резная икона. XVII–XIX вв. (ЦМиАР)

Вмч. Мина. Резная икона. XVII–XIX вв. (ЦМиАР)

Образ М. часто входит в состав избранных святых, окружающих оплечный образ свт. Николая, напр. в среднике иконы «Свт. Николай, с избранными святыми» из Мироносицкой ц. во Владимире (кон. XV-XVI в. ГВСМЗ — в красном хитоне и охристом гиматии); на иконах «Свт. Николай, с деисусом и избранными святыми» (нач. XVI в., ГМЗРК, происходит из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове; 1-й пол. XVI в., ГРМ — М., седовласый старец с короткой бородой, одет в хитон и гиматий, с крестом в руке (см.: Св. Николай Мирликийский. 2006. Кат. № 27. С. 94-95)).

Образ М. в синем хитоне с нашивкой на рукаве, в красном гиматии входит в число предстоящих Спасителю святых, изображенных на боковой двери иконостаса с воинской тематикой («Чудо вмч. Георгия о змие», «Св. Никита, побивающий беса»; нач. XVI в.; происходит из ц. святых Мины, Виктора и Викентия в Твери, см.: Там же. Кат. № 25. С. 90-91).

Особое почитание М. получил на Русском Севере. Изображения святого в хитоне и гиматии, как мужа зрелого возраста, часто с проседью в волосах и бороде, с крестом в руке сохранились на ряде икон, где он представлен на полях среди др. святых. Полуфигура святого с короткой бородой, с проседью в волосах и бороде, с крестом в руке помещена на нижнем поле иконы «Положение Ризы Богоматери, с деисусом и избранными святыми» из Христорождественского собора в Каргополе (1-я пол. XVI в., ВГИАХМЗ); на нижнем поле иконы «Богоматерь Одигитрия, с избранными святыми» из ц. Спаса на Валушках в Каргополе (2-я четв. XVI в.), «Богоматерь Одигитрия, со Св. Троицей и избранными святыми» из Леонтиевской ц. в Вологде (2-я четв. сер. XVI в.) — везде в зеленом хитоне и красном плаще (или темно-розовом).

Среди св. воинов и князей М.- седовласый старец с короткой, кудрявой бородой, всклокоченными волосами; он изображен в рост в полном воинском облачении, с копьем, мечом, луком и щитом на вологодской иконе-двухряднице из Входо-Иерусалимской ц. Каргополя (кон. XVI-XVII в., ВГИАХМЗ). Среди св. воинов — на створке складня XVII в. с образом прп. Александра Свирского в среднике (Музей икон, Рекклингхаузен — см.: Бенчев. 2008. С. 285). Как воин, с копьем и щитом, он представлен в росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, мастер Дионисий с сыновьями), на юго-зап. столбе Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле (1564), в ц. Успения Пресв. Богородицы в Свияжске (кон. XVI в.), на юж. грани сев.-вост. столба собора Смоленского Новодевичьего мон-ря в Москве (кон. XVI в.), на сев.-вост. столбе Успенского собора Московского Кремля (1642-1643), в ц. Воскресения в Ростове (1670-1680), в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684; вместе с мч. Саввой Стратилатом) и др.

Вмч. Мина, со сценами Жития. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР)

Вмч. Мина, со сценами Жития. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР)

Со 2-й пол. XVI в. в рус. искусстве бытуют житийные иконы М. Одна из них, «Великомученик Мина в житии» (2-я пол. XVI в., ЧерМО) происходит из Воскресенского Горицкого мон-ря (см.: Рыбаков А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. № 43/44). Клейма: 1. Принесение мощей в отечество; 2, 3. Чудо о спасении задушенного купца; 4, 5. Чудо о Евтропии, обещавшем поставить блюдо в церковь Мины; 6. Чудо о спасении от воина женщины по имени София; 7. Чудо об исцелении хромого и немого; 8. Чудо о самарянке Афракии, спасенной от смерти и обращенной в веру; 9. Чудо об обращении эллина; 10, 11. Чудо о еврее и христианине; 12. Чудо о богатом эллине и бедной вдовице; 13. Чудо об обещанных верблюдах; 14. Чудо о пожертвованных дровах; 15. Чудо об исцелении бесноватого; 16. Чудо об укравшем вепря. Содержание 15 клейм житийной иконы М. (в среднике — в воинских доспехах, с копьем и мечом) из деревянной церкви во имя святого, стоявшей на месте Покровской ц. в с. Данилове Конаковского р-на Тверской обл. (сер. XVI в., ЦМиАР), сосредоточено на сценах мученичества святого и связанным с почитанием его св. мощей Чудом о воскрешении паломника: М. перед языческим судьей; его ведут в темницу; секут воловьими жилами; мучают железными когтями; вновь секут воловьими жилами; поджаривают на огне; снова секут; отрубают голову; погребение М.; обретение его мощей; некий человек плывет поклониться мощам М. с мешком золота для его церкви; человек останавливается на ночь в доме, где его обворовывают и обезглавливают; М. на коне являтеся хозяину дома; он находит в доме голову человека и предлагает убийце покаяться; М. молится Господу о воскрешении человека (см.: Святое воинство: Образы небесных защитников в рус. искусстве XII — нач. XX в. М., 2010. Кат. 42. С. 40, 93).

Как воин М., держащий в разведенных по сторонам руках крест и копье, предстает и на единоличной рельефной иконе, выполненной в кон. XVII в. (поновления — XIX в., ЦМиАР). Вмонтированная в доску фигура святого, очевидно, первоначально была объемной и помещалась в киоте; верхняя часть изображений вырезана из дерева, ноги от колен вылеплены из меловой массы (см.: Там же. Кат. 43. С. 24-25, 40). На иконе из ц. Богоматери «Одигитрия» в дер. М. Шалга Каргопольского р-на (икона кон. XVI в., рама с навершием — 2-я пол. XVII в., АМИИ) М. изображен в воинском облачении. На раме представлены сцены мучений святого (см.: Иконы Рус. Севера: Шедевры древнерус. живописи АМИИ. М., 2007. Т. 2. Кат. № 138. С. 176-185). Один из самых подробных житийных циклов, включающих 24 сюжета мучений и чудес М., изображен на иконе кон. XVII в. (ГРМ; см.: Русская иконопись / Авт.-сост.: Г. С. Клокова. М., 1991. С. 192-193) — святой в среднике представлен в молении ко Христу, у его ног лежит оружие.

В иконописи Нового времени изображение М. встречается среди избранных святых: на иконе «Святые Уар, Мина, Александр Свирский, Артемий Веркольский» (нач. XVIII в., музей икон Рекклингхаузен, см.: Бенчев. 2008. С. 291) — как воин; вместе с мч. Виктором на новгородской иконе (XIX в., собрание И. В. Вырикова) — как мученик. На минейных иконах он чаще представлен как мученик с крестом в руке: напр., на мстёрской иконе на ноябрь (1-я пол. XIX в., частное собрание — см.: Там же. С. 351); на невьянской иконе «Воскресение-Сошествие во ад, с годовой минеей» (1-я пол. XIX в., музей «Невьянская икона»); на минее из собрания П. Д. Корина (XIX в., ГТГ) и др.

В древнерус. искусстве на минейных иконах М. предстает как зрелый муж с проседью в волосах и бороде.

Лит.: Murray M. A. St. Menas of Alexandria // Proc. of the Society of Biblical Archaeology. L., 1907. Vol. 29. P. 25-30; Leclerq H. Ampoules // DACL. 1907. Vol. 2. Col. 1722-1747; idem. Mènas Saint // Ibid. 1932. Vol. 11. P. 1. Col. 324-397; Budge E. A.W. Texts Relating to St. Mêna of Egypt and Canons of Nicaea in a Nubian Dialect. L., 1909; Wilber D. The Coptic Frescoes of St. Menas at Medinet Habu // The Art Bull. N. Y., 1940. Vol. 22. N 2. P. 86-103; Drescher J. Apa Mena: A Selection of Coptic Texts Relating to St. Menas. Le Cairе, 1946; Il tesoro di San Marco / А cura di H. R. Hahnloser. Firenze, 1971. Vol. 2: Il tesoro e il museo; Weitzmann K., ed. Age of Spirituality. Late Antique and Early Christian Art IIIrd to the VIIth Cent. N. Y., 1979; Chatzidakis M. et al. Naxos. Athens, 1989. P. 69-70. Pl. 1; Connor J. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton, 1991. p. 17; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. P., 1991. P. 104,187, 274; Byzantium: Treasures of Byzantine Art and Culture from British Collections / Ed. D. Buckton L., 1994. Cat. 123, 124. P. 111, 112; Евсеева. Афонская книга. С. 214, 258; Бутырский М. Н. Образ всадника на щите: (К иконографии имп. портрета на ранневизант. монетах) // [Докл. на Х Всерос. нумизматич. конф. Псков, 2002. [Не опубл.]; Bolman E., ed. Monastic Visions: Wall Paintings in the Monastery of St. Anthony at the Red Sea. New Haven; L., 2002. Fig. 4.6, 4.7; Walter C. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003; Св. Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX ст. из собр. ГРМ. М., 2006; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2008; Герасименко Н. В. Мина Египетский (Фригийский) или Мина Калликелад?: К вопросу об одной иконогр. особенности // Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой. М., 2008. С. 103-114; Журавлёв Д. В. Две глиняные ампулы с изображением св. Мины из Крыма // Рос. Арх. 2012. № 3. С. 91-96; Redigolo A. San Mena: Iconografia, origini e diffusione del culto (corso di laurea magistrale). Venezia, 2011/2012.

Э. В. Шевченко, Е. М. Саенкова

Монастырь сегодня

Монахини, живущие в этом монастыре, помимо служения занимаются иконописью, а также сельским хозяйством. Например, сбором олив, за которым их можно застать в зимние месяцы, медовым промыслом − весной и летом. Плодоносящие вокруг миндальные деревья, цитрусовые и даже целебные травы также не остаются без их внимания. Вот такое чудо цветения миндаля можно застать в феврале неподалёку от монастыря. Да и оливы здесь знатные.

Мы не могли удержаться от соблазна купить пару баночек монастырских сластей с тёртым миндальным орехом.

Лефкара

Деревня Лефкара неподалеку от монастыря святого Минаса славится народными промыслами: традиционной вышивкой, серебряными изделиями филигранной работы. Но еще более она славна храмом Честного Креста, где хранится частичка Животворящего Креста Господнего.


По свидетельствам исторических источников, строительство церкви Святого Креста началось на территории современной деревни еще в 1341 году.

Правое крыло иконостаса, скрытое за деревянными воротами, бережно хранит крест в изумительном серебряном окладе. Центральная часть креста содержит главное сокровище храма – Святую частицу Животворящего Креста Господнего. Она доступна для обзора, для желающих имеется возможность приложиться к великой христианской святыне.

Вместо эпилога

«- Скажите, Шура, честно, сколько вам нужно денег для счастья? — спросил Остап. — Только подсчитайте все. — Сто рублей, — ответил Балаганов, с сожалением отрываясь от хлеба с колбасой. — Да нет, вы меня не поняли. Не на сегодняшний день, а вообще. Для счастья. Ясно? Чтобы вам было хорошо на свете. Балаганов долго думал, несмело улыбаясь, и, наконец, объявил, что для полного счастья ему нужно шесть тысяч четыреста рублей и что с этой суммой ему будет на свете очень хорошо.»

© «Золотой теленок», И. Ильф, Е. Петров

Вот этой цитатой, которая, скорее всего, заставила вас задуматься, мы пожалуй и закончим рассказ. Но сначала немного поясним. Ходит поверье, что икона святого Мины в этом монастыре приносит материальные блага. Поэтому сюда часто приезжают просить Мину о необходимой сумме денег или какой-то конкретной материальной просьбе. То есть прошения типа «хочу быть богатым» здесь «не прокатят». Так что продумайте заранее размер просьбы, почувствовав себя на время Шурой Балагановым.

Новая жизнь старой обители


Повседневная жизнь монастыря состоит из ежедневных богослужений, забот о своем храме, послушания в виде хозяйственных работ. Монахини занимаются шитьем, вышивают, делают свечи, ладан. Большой популярностью пользуются варенье, мед, сладости, продающиеся в монастырской лавке.

Сведенное к определенным правилам общежитие — главная форма монастырской жизни. Сестры вместе делят пищу, кров, заботы. Духовным наставничеством занимается преподобная мать монастыря.

Во время посещения можно ознакомиться с уставом жизни древних и современных монахов. Надо понимать, что пребывание в монастыре предполагает удаление от мира, а вовсе не обслуживание досужих туристов. При посещении монастыря следует проявить такт, деликатность, соответственно вести себя, одеваться, уважая чувства верующих.

Насельниками монастыря являются 17 сестер (монахинь). Древние стены хранят атмосферу радушия, благочестия, покоя, мира. После посещения этих мест вы почувствуете, что сюда надо вернуться, – монастырь влечет обратно благочестивые сердца.

С каждым годом растет число паломников из России по святым местам Кипра. Их привлекает чистота, сердечность киприотов, которые пребывают в православии многие столетия, впитали все лучшее, чем богата наша вера.

Как добраться

Со скоростной трассы, пролегающей между Лимасолом и Ларнакой, надо свернуть на съезде в сторону деревень Скарину (Skarinou) и Лефкара (Lefkara). Здесь есть приметные ориентиры − большой столб с эмблемой Макдональдса наверху и магазин Альфа-Мега. Их трудно не заметить с трассы. Свернув в сторону Лефкары, двигаемся примерно 7,5 км до поворота влево к деревням Като Дрис (Kato Drys) и Вавла (Vavla). После поворота двигаемся ещё 6,5 км, минуя Като Дрис, до поворота к монастырю св. Мины. Здесь по указателю поворачиваем налево и буквально сразу оказываемся на площадке рядом с монастырём.

Был ли армянином святой Минас Флорентийский?

Это — народная легенда. А что говорят источники?

Источник, из которого черпают исследователи сведения о жизни и мученичестве святого Минаса — это флорентийские Новые хроники . Об авторе хроник, летописце Джованни Виллани, известно что жил он во Флоренции в XIV веке, служил дипломатом, был банкиром и много путешествовал. Летописец подробно рассказал о многих важных исторических событиях во Флоренции и в регионе Тоскана. Описал масштабные строительные проекты, рассказал о наводнениях, пожарах, голоде и эпидемии чумы (от которой, кстати, Виллани и умер). Вдохновляясь преисполненными страстных сюжетов историями раннехристианских мучеников, Джованни Виллани в красках описал жизнь и смерть святого Минаса. В интерпретации Виллани, после того как святому отрубили голову, Минас поднял её, и, приложив к телу, отправился знакомой дорогой прямиком в пещеру на Монте-ди-Фиренце, где окончательно отдал Богу душу.

Согласно Archivio Parrocchia, первая легенда о Миниато была написанна сразу после 1000 года. В ней повествуется о многочисленных мучениях, которым этот человек подвергался. Сначала он вышел невредимым из раскаленной печи, затем, будучи прикованным к дыбе, чудесным образом избавился от кандалов. Отправленный на съедение диким животным в расположенный за городом амфитетар, Минас крестным знамением заставил прыгнувшего на него льва замертво упасть. [Изогнутый периметр этого амфитетатра до сих пор узнаваем во Флоренции. — Прим. ред.]. В финале истории его обезглавили. Но даже с отрубленной головой флорентийский мученик ещё некоторое время жил.

В IV веке на месте праведной кончины святого построили часовню, а в 1018 году епископ Гильдебранд решил воздвигнуть здесь церковь, которая долгое время считалась самой красивой в городе. Мощи Минаса и ныне покоятся в склепе Сан-Миниато аль Монте, привлекая тысячи паломников. Кто-то приходит с чистыми молитвами и искренней верой [считается что святой Минас помогает от головной боли. — Прим.ред.], а кто-то из «спортивного» интереса.

Факт несения собственной отрубленной головы Минасом оспаривается сейчас даже самой католической церковью. Этому есть логичное обоснование. Дело в том, что посвященная Минасу церковь и его захоронение находились на холме — в то время за чертой города. Чтобы создать повод для масштабного паломничества в отдаленную от города точку, была придумана для народа впечатляющая легенда. Именно поэтому, как считают исследователи, было сказано, что после казни Миниато встал, и, схватив голову рукой, побежал в Монте-ди-Фиренце — пещеру, расположенную среди оливковых деревьев и лавра. Там он и умер, «ясно свидетельствуя о своем желании быть похороненным и почитаемым именно в этом “благословенном месте”».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]