Народный праздник Борис и Глеб отмечается 6 августа (24 июля по старому стилю) каждого года. В этот день православная церковь чтит память невинно убитых мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида).
Другие названия праздника: Борис-Глеб Бессонники, Паликопна, Борис и Глеб Летние.
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства. Борис и Глеб не пожелали участвовать в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком — кротко приняли мученическую смерть и простили своих убийц.
О младших сыновьях Владимира Крестителя историкам известно немного. Борис и Глеб (во крещении — Роман и Давид соответственно) были сыновьями киевского князя от византийской царевны Анны из Македонской династии. Едва мальчики подросли, каждому в удел Владимир отдал по городу: Борису — Ростов, а Глебу — Муром.
Как выглядели княжичи — судить трудно, правда, сохранилось описание внешности Бориса, но записанное полстолетия спустя после его кончины. «Сказание о Борисе и Глебе» говорит, что юноша был «телом красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом».
О Глебе и таких скудных сведений найти невозможно, остается довериться фантазии или иконописной традиции, которая рисует Глеба совсем юным, длинноволосым и безбородым. Вот и все, что сохранилось до наших дней о двух молодых княжичах. Как будто они ничем не выделялись среди прочих отпрысков Владимира.
Надо отметить, что князь Красное Солнышко был многодетным отцом, от разных жен у него родилось несколько сыновей: Вышеслав от скандинавки Оловы, Святополк (по крови — сын убитого Владимиром брата Ярополка), Изяслав, Ярослав и Всеволод — от плененной князем после братоубийства жены Ярополка Рогнеды, Мстислав, Станислав и Судислав от Адельи, Святослав от «чехини» Мальфриды, Позвизд, чья мать неизвестна, и дети Анны Византийской Борис и Глеб.
Борис и Глеб были единственными из его сыновей, рожденными в христианстве, то есть, по мнению Крестителя, наиболее законными его детьми. В них текла кровь византийских базилевсов, которые в то время еще оставались образцом и авторитетом для русских правителей.
По отрывочным летописным записям, Владимир держал Бориса при себе, подумывая именно ему передать великое княжение, даже подчинил ему свою дружину. Однако к моменту смерти родителя Борис отправился в поход на печенегов, а Глеб оставался в своем уделе — Муроме. После кончины отца между его сыновьями разгорелась борьба за престол и земли.
На данный момент есть две версии, кто именно приказал убить братьев в 1015 году. Одна из них утверждает, что они погибли по приказу сводного старшего брата Святополка Окаянного. В другой говорится о том, что виновником их смерти был Ярослав Мудрый, являвшийся тоже их сводным братом.
За то, что они смиренно приняли мученическую смерть от единоверцев, церковь причислила Бориса и Глеба к лику святых.
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. © Иконописец Виктор Морозов 2006.
Когда день памяти Бориса и Глеба в 2022 году?
День памяти святых Бориса и Глеба в 2022 году отмечается трижды.
- 6 августа
– день памяти святых князей Бориса и Глеба. - 18 сентября
— убиение Глеба, во Святом Крещении Давида. - 15 мая
— перенесение мощей Бориса и Глеба.
По старому стилю день памяти Бориса и Глеба отмечался церковным календарем 27 июля. День убиения Глеба по церковному календарю — 5 сентября. Перенесение мощей святых Бориса и Глеба отмечается православной церковью по старому стилю — 2 мая. Даты не являются переходящими, отмечаются православной церковью в один и тот же день каждый год.
Приметы Борисова дня 15 мая
Практически со всеми народно-христианскими праздниками, к которым относится и Борисов день, связаны приметы и традиции. Так, 15 мая принято сажать огурцы и тыкву. Для получения хорошего урожая, нужно зарыть пестик от ступки. С этого праздничного дня начинают засевать поля.
Приметы в Борисов день:
- громкое пение соловьев сулит наступление настоящего лета;
- соловьиное пение в течение всей ночи сулит солнечный день;
- соловьи запели раньше кукушек – лето будет счастливым;
- восход ясного солнца сулит солнечное лето;
- в течение мая часто идет дождь – будет большим урожай;
- пением соловьем во время цветения черемухи – к похолоданию на 14 дней;
- сильный западный ветер ветки гнет – следующего дня будет ясная погода;
- утром слышно соловьиное пение – к хорошему дню;
- когда начинают петь соловьи, пора сеять поля;
- теплый праздничный день – будет темный хлеб;
- под солнечными лучами пригрелась и спит кошка – погода будет теплой;
- не слышно пения соловья – к похолоданию, дождливым дням;
- безоблачный закат – лето будет сухим.
Житие святых Бориса и Глеба
Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. У Владимира имелось двенадцать сыновей от разных жен. Старшие дети Владимира часто враждовали между собой, они были рождены еще во времена, когда князь пытался укрепить языческую веру. Борис и Глеб родились позже, в годы Крещения Руси. Их мать была из Волжской Булгарии. Братья воспитывались в христианском благочестии и любили друг друга.
Когда сыновья стали взрослеть, Владимир поручил им управление территориями. Борису достался Ростов, а Глебу — Муром. Княжение Глеба в Муроме оказалось нелегким. Рассказывают, что муромские язычники не допустили его в свой город, и князю пришлось жить вне пределов городских стен, в пригороде.
Князь Владимир любил Бориса более других своих сыновей, во многом доверялся ему и намеревался передать ему Киев и великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе и со временем уже прославился как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей кончины великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Вскоре после отъезда Бориса Владимир умер, а Святополк, воспользовался своим положением и самовольно захватил власть в Киеве, провозгласив себя Великим князем Киевским. Он задался целью скорее избавиться от братьев-соперников, пока те ничего не предприняли и скрыл смерть отца. Тело Владимира завернули в ковер и отвезли в Киев, в церковь Пресвятой Богородицы, где и похоронили, не воздав ему должных почестей.
Борис, тем временем, вернулся обратно в Киев. Весть об успении отца и вокняжении Святополка застала его на берегу небольшой речки Альта. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско. Борис остался на Альтинском поле лишь с немногими своими слугами.
Святополк послал Борису лживое послание с предложением дружбы. Сам же, в тайне от всех, направил наёмных убийц убить Бориса. Бориса известили о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил конец. Душегубы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля (старый стиль) 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. Тело его завернули в шатер, положили на телегу и повезли к Киеву. Есть версия, что в дороге Борис еще дышал и, узнав об этом, Святополк послал двух варягов прикончить его. Тело Бориса привезли тайно в Вышгород и похоронили в церкви святого Василия. Ему было около 25 лет.
В живых еще оставался князь Муромский Глеб. Святополк хитростью заманил Глеба в Киев, отправив послание, что отец тяжко болен. В дороге Глеба настиг гонец от брата Ярослава, тот предупредил его о вероломстве Святополка. Глубоко скорбя, святой князь предпочел умереть, нежели войну с братом. Встреча Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Глеба зарезал его повар Торчин, по приказу убийц. Глебу было около 19 лет. Тело его было брошено на берегу, и так лежало в безвестности, между двумя колодами. Лишь через много лет, по повелению князя Ярослава, оно было перенесено в Вышгород и положено в церкви святого Василия рядом с Борисом. Позже Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый Борисоглебский собор.
Благоверные князья Борис и Глеб не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану. Князь Ярослав, собрав войско двинулся на Киев и изгнал Святополка из Руси. Решающее сражение между ними состоялось в 1019 году на реке Альте — на том самом месте, где был убит святой князь Борис. По свидетельству летописцев, когда разгромленный Святополк бежал с поля брани, напала на него болезнь, так что ослабел он всем телом и не мог даже на коня сесть, и несли его на носилках.
Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Православный календарь на 15 мая
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
15 мая (2 мая по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Пятница 4-й седмицы по Пасхе (четвёртой недели после Светлого Христова Воскресения). День постный. Сегодня совершается память девяти христианских святых, а также празднование в честь одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них.
***
Перенесение мощей благоверных князей-страстотерпцев Российских Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида. Честные останки этих угодников Божиих, первых прославленных русских святых, были обретены и торжественно перенесены в 1072-м и 1115 годах от Рождества Христова соответственно.
Сыновья равноапостольного великого князя Киевского Владимира, эти святые XI века от Рождества Христова должны были стать наследниками молодой христианской державы, однако их путь оказался иным: молодые князья Борис и Глеб завершили земную жизнь трагически. Подав всем русским главный исторический пример того, что люди, облечённые практически безграничной властью, способны добровольно ей жертвовать. И не только властью, но и жизнью.
Святая Правда: Благоверные князья Борис и Глеб – первые русские страстотерпцы
И в то же время сугубое почитание благоверных князей Бориса и Глеба на Руси никогда не было поводом к проповеди этакого толстовского «непротивления злу». Ведь не перед внешним врагом смирились страстотерпцы. Напротив, Церковь веками прославляет их именно как святых заступников нашей земли и Небесных покровителей всех русских властителей. И сегодня историю благоверных Бориса и Глеба и братоубийцы Святополка Окаянного особенно важно напомнить тем правителям, кто пытается разрушить единство православного Русского мира. Того самого мира Святой Руси, который создал равноапостольный князь Владимир.
Подробнее о благоверных князьях-страстотерпцах, их мученическом подвиге и уроке, а также о московской святыне, посвящённой этим святым страдальцам, вы можете узнать из нашего материала, опубликованного на страницах Царьграда.
***
Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский. Фото: pravoslavie.ru
Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский. Великий церковный учитель и богослов, автор многочисленных духовных сочинений, Предстоятель Александрийской Церкви в 328-373 годах от Рождества Христова. Прославился как борец с язычеством, иудаизмом и ересями.
Мученики Еспер Атталийский (Памфилийский), его супруга Зоя и их сыновья Кириак и Феодул. Раннехристианские страдальцы, принявшие тяжелейшие истязания и мученические венцы за верность Господу и Его Церкви в период правления императора-язычника Адриана, царствовавшего в Римской империи в 117-138 годах от Рождества Христова.
Святой царь Борис (Михаил) Болгарский. Фото: pravoslavie.ru
Благоверный и равноапостольный царь Болгарский Борис, во святом Крещении Михаил. Великий болгарский святой, подобно русскому великому князю Владимиру, принесший в свои славянские земли Свет Христовой веры. Вот что известно об этом угоднике Божием из его Жития:
Во время одной из войн болгар с греками взят в плен именитый придворный Феодор Куфара, ранее принявший иноческий постриг. Он был первым человеком, посеявшим семена Евангельские в душе болгарского царя. В одном из походов греками была взята в плен малолетняя сестра царя Бориса и воспитана при дворе византийского императора в Православной вере. Когда скончался император Феофил, царь Борис решил воспользоваться благоприятным случаем, чтобы отомстить грекам за предыдущие поражения. Однако вдова императора, Феодора, проявила мужество и послала вестника к болгарскому царю с предупреждением, что она сама готова защищать империю и посрамит противника. Царь Борис предпочёл мирный союз, и в знак примирения состоялся обмен пленных Феодора Куфары и царевны болгарской, которая ещё более расположила брата к христианской вере. Несколько позже в Болгарию был послан святитель Мефодий, совершивший Крещение царя Бориса, его семейства и многих бояр.
Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Цареградский. Первосвятитель Константинопольской Церкви в первой половине и середине XVII века, времени крайне тяжёлом для Православия в землях бывшего Ромейского царства (Византийской империи), захваченного турками-османами. Святитель Афанасий прославился строгой аскезой, а также тем, что за помощью обращался не к католикам (которые искушали его богатствами в случае принятия унии с Римским папой), но к братскому православному русскому народу. Отошёл ко Господу в 1654 году от Рождества Христова.
Святитель Афанасий III Пателарий, Патриарх Цареградский. Фото: pravoslavie.ru
Также сегодня совершается празднование в честь Путивльской иконы Божией Матери, чудотворного образа Пресвятой Богородицы, впервые явленного в 1238 году от Рождества Христова, а в 1635 году вновь явленного в курском Путивле.
Поздравляем православных христиан с днём этой святыни и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Христос Воскресе!
Где находятся мощи Бориса и Глеба
С разумной точки зрения смерть святых братьев кажется бессмысленной. Они не были даже мучениками за веру в подлинном смысле этого слова. Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву главной христианской ценности — любви. Святые братья сделали то, что в те времена на Руси, привыкшей к мести, было еще ново и непонятно, они показали: за зло нельзя воздавать злом. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признала их святыми. Это был переворот от языческого сознания к христианству.
Борис и Глеб были первыми святыми, канонизированными Русской Церковью. Даже их отец, князь Владимир, был причислен к лику святых намного позже. Их чтили в Константинополе, икона Бориса и Глеба была в константинопольской Софии. Их житие было включено даже в армянские Минеи.
Убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, недалеко от Киева. Позже были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи святого Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудесами. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне.
Где покоятся мощи
В 1020 г. деревянная церковь св. Василия сгорела, но огонь не повредил останки братьев. По велению Ярослава выстроили новую церковь, названную в честь святых, куда перенесли нетленные мощи.
В конце XI ст. на месте деревянного строения дети Ярослава возвели каменную церковь и 15 мая 1115 года собственноручно перенесли в нее благоухающие мощи страстотерпцев. Во времена нашествия хана Батыя здание храма было разрушено, а святыня оказалась утерянной.
Празднование
Праздник имел несколько названий. Одно из них – барыш-день. У святых просили успешной торговли и большого дохода. Проводили заговор на достаток в доме. Вечером купцы накрывали богатый стол, к которому приглашали и бедняков, ибо верили, что поделившись малым, можно получить большое.
Главная традиция – подготовка к посеву тыквенных культур, свеклы, капусты и других овощей. В северных регионах готовили теплые грядки под огурцы. Отсюда и возникло название — Борис и Глеб Сеятели, которых считают покровителями хлеборобов.
О чем молятся святым Борису и Глебу
Князей Бориса и Глеба считают заступниками и защитниками Русской земли. Им молятся о добрых нравах властей, об укреплении Православной веры и о преодолении неверия, избавлении от бед, голода, скорбей. Этих святых просят в молитве об укрощении всякой вражды и злобы между людьми. Благоверных князей просят также испросить у Господа для молящихся оставление грехов, единомыслие и здравие, сохранение от нашествия внешних врагов, внутренних междоусобиц и мужество перед лицом опасности.
День Бориса и Глеба подходит:
• для чтения заговоров от нервных расстройств; • для покупки поросят, цыплят и мелкой домашней живности (кролики, нутрии); • для налаживания контактов с теми, с кем находитесь в ссоре; • для обращения к начальству с просьбами, отказа сегодня точно не будет; • для диеты, принятия сауны и посещения массажиста.
История праздника
В тот день в 1015 году трусливые единоверцы невинно убили Бориса, который при жизни был ростовским князем, и Глеба, князя города Мурома, сыновей великого князя Киевского Владимира Святославовича.
Молодые люди, только что похоронив отца, не стали ввязываться во внутреннюю войну, разразившуюся между наследниками. Их сводный брат приговорил их к мученической смерти, желая как можно скорее прийти к власти. Он убедил его убить своих братьев. Глеб и Борис смиренно приняли смерть, прощая своих виноватых, за что церковь их канонизировала. И, несмотря на то, что дата их канонизации вызывает много споров, братья считаются одними из первых русских мучеников, и летописи неоднократно описывают целительную силу мощей верных мучеников-князей.
Князь Владимир (он же Владимир Креститель, также является Князем Красного Солнца) был женат несколько раз в течение своей жизни и имел много детей, которые были наполовину матерями друг друга. Его последняя жена Анна, византийская княгиня, родила Владимиру двоих детей. Эти дети, самые младшие из всех, родились в христианстве. Следовательно, они по праву считались законными наследниками в большей степени, чем остальное потомство. Во время обряда Святого Крещения Борис получил имя Роман, Глеб — Давид. Благородная материнская кровь Василия Византийского, которого в то время почитали русские правители, текла по жилам молодых.
Князь Киевский завещал взрослых мальчиков в собственное владение. Глеба назначили князем города Мур, Борис устал управлять Ростовом.
Согласно выпискам из летописей, киевский князь Владимир хотел передать свое княжество Борису и оставил мальчика при себе. Но, по совпадению, в момент смерти отца сын участвовал в походе, он пошел войной на пеценегов.
На сегодняшний день историки, спорящие о том, кто издал указ об убийстве братьев, делятся на две части. По одной из сторон, Бориса и Глеба приговорила к смертной казни их старший брат, сводная мать, Святополк Проклятый. Другая версия основана на предположении, что мучительной смерти их подвел другой родственник, брат (опять же наполовину) Ярослав Мудрый. В любом случае, толчком к этому конфликту могла послужить война за престол, разразившаяся между наследниками после смерти князя.