2 ноября весь православный мир отмечает день памяти святого великомученика Артемия Антиохийского. На протяжении веков этот праздник на русской земле называли «волчьим днём», а также Днём атаманов. И связано это было с множеством интересных обычаев, в которых причудливо переплелись как православные, так и языческие традиции.
Стойкий полководец
Артемий Антиохийский родился в первой половине IV века в Римской империи. К сожалению, история не оставила сведений о его происхождении, однако известно, что он с отроческих лет посвятил свою жизнь армейской службе. Одарённый юноша быстро проявил себя как талантливый стратег и тактик, за что был назначен военачальником самим Константином Великим. Вместе с императором Артемий принял участие во многих знаменитых походах и горячо поддерживал правителя в трудах по укреплению христианской веры. После смерти Константина его сын Констанций, так же, как и отец, глубоко уважавший мудрого полководца, назначил его наместником Египта. Своей провинцией Артемий управлял, во всём поддерживая христианскую веру. Однако все изменилось, когда на трон Константинополя поднялся Юлиан Отступник, который вошёл в историю как последний язычник великой империи. При нем возобновились гонения на христиан, сопровождавшиеся жестокими казнями. Как-то раз, пребывая в сирийской Антиохии, Юлиан приказал схватить и казнить двух епископов. Однако проезжавший в это время через город Артемий вступился за несчастных, прилюдно осудив действия императора. Разгневанный монарх, не посчитавшись с заслугами полководца, тут же приказал арестовать его и бросить в темницу. На протяжении нескольких дней Артемий подвергался страшным мучениям, во время которых палачи требовали, чтобы он отрёкся от Христа, но храбрый воин был непреклонен. Поняв, что никакие пытки не заставят благородного подвижника предать свою веру, Юлиан приказал обезглавить Артемия. Отправляясь на казнь, полководец предсказал императору-мучителю скорую смерть, которую Господь пошлёт ему в наказание за злодеяния, и это пророчество исполнилось в точности. Ровно через год после казни Артемия Юлиан погиб в битве при Маранге, сражённый своим же воином-христианином.
Рекламная кампания императора
Но Юлиан вовсе не хотел плодить мучеников, только укреплявших христиан в их вере. Он считал, что гораздо эффективней предоставить их самим себе. Вон в Александрии, как только узнали о смерти Констанция, толпа язычников буквально растерзала епископа-арианина Георгия — Юлиану и делать ничего не пришлось, оставалось лишь пожурить александрийцев за самосуд.
Император ездил по городам, где христиан было большинство, проповедовал просвещенное язычество, жаловался, что Каппадокия настолько «охристианилась», что местные язычники даже жертвы приносить разучились, и устраивал гигантские жертвоприношения, причем делал это с таким неподобающим его сану жаром неофита, что только давал пищу для анекдотов.
Мощи в царском кресте
После казни Артемия христиане Антиохии, невзирая на угрозу гнева императора, тайно похоронили останки полководца. Когда же Юлиан погиб, диакониса Антиохийской церкви Ариста перевезла мощи мученика в Константинополь, где они были возложены в храме Иоанна Предтечи. Надо сказать, что спустя некоторое время этот собор получил второе название — святого Артемия Антиохийского — благодаря многочисленным чудесам, происходившим у его останков. После принятия православия на русской земле мученик обрёл великое уважение и у наших предков, а потому в 1073 году частица его мощей была привезена в Киево-Печерскую лавру. На Руси прославился Артемий как хранитель воинов, и на протяжении веков высоко чтил его и простой люд, и коронованные особы. Так, царь Михаил Фёдорович Романов всю жизнь носил частицу мощей святого в кресте-мощевике и регулярно обращался к нему с горячей молитвой. Не забыт этот великомученик на земле русской и в наши дни. В 2022 году в городе Михайловске Ставропольского края было закончено строительство храма Артемия Антиохийского, который по праву можно назвать настоящим рукотворным чудом. Все его внутреннее убранство: иконы, алтарь, хоры и даже церковная утварь — вырезано из дерева самых разных пород, а такие украшения являются большой редкостью в наше время.
Казнь
После этого обрадованный таким известием Великомученик Артемий стал горячо славить и благодарить Господа. На другой день его опять привели к Юлиану, чтобы заставить крепкого и славного воина поклониться и принести жертву языческим богам. Но, ничего не добившись, он опять подверг его страшным и мучительным пыткам. Но великий подвижник все страдания переносил без единого крика и стона.
Великомученик Артемий Антиохийский предсказал Юлиану, что того скоро настигнет справедливая кара Божия за то многочисленное зло, которое он причинил христианам. От этих слов император стал еще более лютым и опять приказал пытать верного христианина, но так и не смог сломить его волю.
В это время в Антиохии от ниспавшего с неба огня сгорел языческий храм – святилище Аполлона в Дафни. Юлиан, воспользовавшись случаем, тут же обвинил в этом христиан. А святому Артемию назначил казнь (362 г.). Сначала его придавили камнем, а затем отрубили мечом голову.
Хозяин волчьего корня
Почему же день памяти святого Артемия называют ещё и «волчьим»? Оказывается, 2 ноября во времена славянского язычества отмечался праздник этого серого хищника. Трудно поверить, но волк был «на хорошем счету» сразу у нескольких богов наших предков. Так, на протяжении столетий этот лесной разбойник являлся священным животным Велеса, в него превращался Перун во время «земных прогулок», и даже нежная красавица Лада оказывала хищнику покровительство. Однако же главным «патроном» серых бродяг считался леший, который строго следил за ними — не позволял излишне разбойничать, хотя иногда и насылал своих подопечных на скот человека, оскорбившего лесного владыку или же не проявившего к нему должного уважения. Когда же в конце осени леший погружался в зимнюю спячку, волки оставались без пригляда и в холодные, голодные месяцы могли натворить немало бед. Вот потому-то 2 ноября жители сел и деревень, чтобы избежать нападения хищников, выходили в лес, приносили там искупительную жертву, а затем дома проводили защитные магические обряды. Считалось, что младенец, родившийся в этот день, будет находиться под особым покровительством волка. Люди верили, что, подрастая, ребёнок научится понимать язык птиц и зверей, а также получит власть над заветным растением — волчьим корнем (так раньше на Руси называли аконит). Следует отметить, что этот заповедный цветок, который можно встретить во многих уголках нашей страны, — очень ядовитый и опасный. Согласно преданиям, вырос он из слюны адского пса Цербера и вместе со смертельной отравой получил от него великую силу. Считалось, что «волчий корень» способен победить любую болезнь, а также стать вечным оберегом от происков колдунов и ведьм. Некоторых из них (кто послабее) этот цветок даде может подчинить своей власти. Вот только сорвать аконит и воспользоваться его силой может далеко не каждый. Такая удача выпадала на долю могущественного мага — или счастливчика, родившегося 2 ноября. Удивительно, но с приходом христианства «волчий» праздник не был забыт. Однако теперь серые хищники больше ассоциировались с нечистой силой, а потому люди верили, что защитить их от лесных разбойников сможет… колокольный звон. Поэтому 2 ноября было принято обходить крестьянские дворы с маленьким колокольчиком. Его мелодичный звук давал гарантию, что в зимние месяцы ни одна животина в данном селении не погибнет от волчьих зубов. Но если в праздничный день серые хищники всё же подходили близко к деревне и их вой был слышен на улицах, это предвещало скудный урожай и голод в будущем году.
Артемий Веркольский день памяти
Отрок Артемий один из самых почитаемых на Руси. Он жил в шестнадцатом веке в селе Веркола под Архангельском. Еще с малых лет мальчик был смеренным, кротким, он вел благочестивую жизнь. В возрасте 12 лет Артемий погиб от попадания в него молнии во время грозы.
Односельчане, решив, что Бог наказал отрока, не стали его отпевать и хоронить. Усопшего оставили в лесу, забросав тело хворостом. Спустя около тридцати лет местный дьякон случайно обнаружил нетленные мощи Артемия, от которых исходило сияние.
Мощи перенесли в местную церковь, где от них стали происходить чудесные исцеления людей. Вскоре народ стал съезжаться отовсюду для исцеления. Было принято решение написать иконы святого отрока.
Людская молва дошла и до государя Алексея Михайловича. Он дал указ поместить мощи в раку и основать монастырь. Днями памяти Артемия Веркольского считаются 6 июля и 2 ноября.
Гуляй, станица!
Кроме того, существовали в нашей стране и другие обычаи, связанные с днём Артемия. 2 ноября считалось подходящим временем для того, чтобы начинать солить капусту. Этот овощ наши предки ценили очень высоко, да и сейчас белокочанную смело можно назвать королевой блюд. Ну а приготовленная на Артемия закуска из капусты отличалась удивительным вкусом, давала обильный сок и хранилась долгое время. Мужчинам же в этот день следовало заняться починкой ворот и ограды, так как после Артемия через прорехи во двор и дом могли попасть несчастья и беды. А вот хорошо укреплённый забор сулил щедрый урожай в будущем году. Также в Артемьев день те, кто страдал грыжей, молили святого, дабы он избавил их от этого недуга. Считалось, что великомученик всегда откликался на такие просьбы, и вот по какой причине. Церковное предание гласит, что когда язычники истязали Артемия, то положили ему на живот тяжёлую каменную плиту, от веса которой внутренности святого вывалились на землю. После этого Господь наделил его даром исцелять людей, страдающих кишечными заболеваниями. Но веселее всего проходил день Артемия на юге России в казачьих станицах. Там этот праздник называли Днём атамана и отмечали с размахом. Утром «казаки с семьями спешили в храм, где молились святому, дабы тот уберёг их в бою от гибели. Затем в станицах начиналось весёлое пиршество, на которое собирались и стар и млад. Перед застольем атаманам принято было подносить подарки: сабли, ружья, трубки, а иногда даже породистых охотничьих щенков. Надо сказать, что все эти дары, какими бы дорогими они ни были, никто не рассматривал как взятку. Конечно же, гулянье в станицах продолжалось до позднего вечера. Однако за шумным весельем казаки не забывали славить святого Артемия — своего хранителя и заступника.
Журнал: Тайны 20-го века №45, ноябрь 2022 года Рубрика: Приметы и поверья Автор: Елена Лякина
Метки: биография, религия, православие, христианство, Тайны 20 века, традиция, месяц, волк, праздник, ноябрь, Велес, осень
- Назад
- Вперед
«Узок круг этих революционеров. Слишком далеки они от народа»
У Юлиана начинали сдавать нервы. Язычество в том виде, в каком он пытался его возродить, было неизвестно большинству язычников, даже самим жрецам. Поэтому народ, как и прежде, относился к служению своим богам холодно и небрежно; случалось, одни старухи присутствовали при жертвоприношениях императора-жреца.
Для интеллектуалов он был слишком суеверен, для простого народа — слишком заумен. Привыкшим к вольной жизни жрецам не нравились новые правила и ограничения (им теперь полагалось щедро заниматься благотворительностью и запрещалось посещать непристойные зрелища, таверны, читать легкомысленные книги и заниматься сомнительными делами).
Юлиан чувствовал это и приходил в отчаяние. Наконец он решил — по совету жрецов-авгуров, наперекор здравому смыслу — показать всем силу старых богов, отправившись в военный поход на Персию.
Он вообще перед каждым важным делом привык консультироваться с авгурами. Возможно, именно поэтому инцидент, случившийся в Антиохии, где он на несколько месяцев застрял перед ставшим для него фатальным Персидским походом, имел столь трагические последствия.
Иконография
Первые иконы Артемия Веркольского писались на берестяных досках, покрывавших гроб с обретёнными мощами.
Икона Артемия Веркольского
В православной иконописи существуют три основных извода:
- На индивидуальной иконе располагают поясное изображение юноши. Он облачен в белую повседневную рубаху. В левой руке он держит развернутый лист со словами акафиста. В правой ладони сжимает основной символ христианства — крест. Иногда вместе с крестом отрок держит оливковую ветвь — символ вечного мира.
- Индивидуальные иконы, изображающие праведного отрока, интересны разнообразными задними планами. На некоторых из них размещается изображение храма, символизирующего монастырь. На других изображены сцены из земной жизни святого юноши.
- Особое место в иконографии святого Артемия занимают житийные иконы, клейма которых посвящены чудесным явлениям, произошедшим после обретения его честных мощей.