Каноническое изображение
Святой апостол Петр на иконе изображен как мудрый старик с короткой бородой, иногда с кудрявыми волосами. Его верхняя одежда всегда золотистая по цвету, нижняя одежда темно-синяя или сине-зеленая. Правой рукой он благословляет или держит ключи Царства Небесного. В левой руке он держит свиток с текстом или евангельскими словами: «Ты Христос, сын Бога живого» (Мф.16: 16).
Святой апостол Павел на иконе изображен с высоким лбом, немного лысым, с темными волосами, с широкой бородой. Обычно он держит свиток, иногда в виде одной книги или как 14 рулонов, связанных друг с другом. Его верхняя одежда имеет коричневый или темно-фиолетовый цвет, а хитон светлый, синий или сине-зеленый.
Иконография
Икону святых апостолов Петра и Павла по сути, можно назвать иконографией их праздника. Традиция изображать их совместно происходит от времен его установления.
Апостолы Петр и Павел Школа или худ. центр: Средняя Русь Начало XVI в. Русская икона 1988: XVI в. ГИМ 2006: Начало XVI в. Дерево, левкас, темпера. 142 × 91 см Государственный исторический музей, Москва, Россия Инв. 58384 И VIII 5287
Самые первые артефакты, со стилизованными фигурами Христа и первоверховных апостолов, относятся к культовым предметам и датируются вторым, третьим или четвертым веком. Апостолов Петра и Павла изображали на донцах поминальных сосудов, которые, возможно, служили и для Евхаристии.
На донце из музея «Метрополитен» в США, присутствует рисунок лаврового венца, как бы парящего над фигурами апостолов. Венец — символ их мученичества, прославления Господом и триумфа, победы над смертью. Этимология триумфа происходит из эллинского искусства, в котором существовала весьма устойчивая традиция изображать воинов-победителей на всевозможной керамике.
Полезные материалы
Барельеф на камне, повторяющий интересующую нас иконографию, находится в Национальном археологическом музее города Аквилеи, в Италии, датируется пятым веком. Это один из возможных прототипов иконографического извода «Объятия святых апостолов Петра и Павла».
Объединение апостолов в одном иконописном образе стало естественным развитием сложившейся литургической практики. Последующие за ним фресковые иконные изображения имеют прямою отношение к житийному преданию о смерти апостолов в один день. Существует рассказ, что перед кончиной апостолы виделись.
Церковное предание сохранило точное описание внешности святых апостолов. Самые ранние образы их, многократно воспроизведенные на фресках, рельефах и поминальной утвари раннего христианства, постепенно перекочевали и в иконописные изображения. Вместе с появлением иконостаса – алтарной преграды, получила свое развитие и иконография святых.
Первая, дошедшая до нас икона святого апостола Петра, писанная на доске, в технике энкаустики (живопись восковыми красками), имеет те же самые характерные черты, что его более ранние фресковые изображения. Древний образ относится к шестому веку, хранится в монастыре св. Екатерины на острове Синай.
Апостол Петр VI в. Frühe Ikonen 1972: VII в. Очерки истории искусства 1987: VI в. Βοκοτοπουλος 1995: Вторая половина VI — начало VII вв. Bayet 2009: VI в. К истокам 2009: VI в. Энкаустическая икона 92.8 × 53.1 см Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Апостол изображен зрелым мужем, с густыми седыми волосами, у него большие добрые глаза и очень характерная линия лба. Синайская икона изображает апостола Петра, с ключами в руках, как бы иллюстрирует слова Господа:
«…блажен ты, Симон… и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
В руках св. Петра, посох – атрибут пастырского достоинства, а его крестообразная форма трактуется как символ мученичества. Синайская икона своего рода прототип последующих канонических изображений святого апостола Петра.
Образ апостола Павла так же имеет индивидуальные черты. Искусство римского портрета послужило к возникновению иконописного лика святого. Самая известная его русская икона пятнадцатого века — часть деисуса из иконостаса знаменитого Звенигородского чина св. Андрея Рублева, отчасти воспроизводит уже сложившуюся к этому периоду византийскую иконографию апостола.
Апостол Павел Из деисусного чина Рублев Андрей Школа или худ. центр: Москва 1410-е годы Выставка 1960: До 1407 г. (?) Антонова, Мнева 1963: 1420-е годы Лазарев 1966/1: Ок. 1410–1415 гг. Алпатов 1972: Начало XV в. Onasch 1977: Ок. 1407 г. Лазарев 2000/1: 1410-е годы Попов 2007/1: Ок. 1400 г. Сарабьянов, Смирнова 2007: Начало XV в. 160 × 110 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Инв. 12865
Интересно, что личное письмо «рублевского» Павла, художественно, очень близко к изображению шестого века, находящемуся в базилике Сан-Витале, в итальянской Равенне.
Иконным атрибутом святого апостола Павла считается меч, орудие его казни и знак мученичества. Постепенно с развитием образа, складывается традиция изображать апостола Павла в синем хитоне и красном плаще, который так же может быть вишневого или приглушенного киноварного оттенка. Ризы Петра, традиционно, золотистые или охристые, его хитон синего цвета.
Естественно, что в парный образ со временем перешла и вся символика отдельных изображений. Русская новгородская икона девятого века является прекрасным образцом византийского синкретизма. Парная «деисусная» икона апостолов традиционно являлась частью иконостаса, — «деисис» (или моление), очень распространенный иконография, послужившая возникновению и отдельных изводов.
Апостолы Петр и Павел Конец XIV — начало XV вв. Иконы Успенского собора 2007: Конец XIV — первая четверть XV вв. 196 × 138 см Успенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия Инв. 1078 соб.; Ж-270
Богословское содержание образа, известного, как «Объятие апостолов», исполнено глубокого евангельского смысла. Икона символизирует превосходство божественной любви над секулярной падшей природой человека, в Боге, во Христе, ничто не может разделить людей. Нет происхождения — «ни эллина, ни иудея», нивелируется социальный статус, не имеет значения нация или образование. Это евангельский образ о приоритете любви.
В чем помогает икона Петра и Павла
Перед апостолами Петром и Павлом на иконе молятся по большей части о делах, связанных с верой, ведь они были активными распространителями и проповедниками христианства. Даже теперь они могут помогать укрепляться в вере и становиться более праведными простым людям. Молитва может выполняться и к каждому святому по отдельности и к двоим сразу, если вы обращаетесь к кому-то одному в этом ничего ужасного, даже есть возможность более грамотно дифференцировать молитвы в зависимости от цели.
Если акцент делается на изображении иконе Петра и молитве этому апостолу, то к нему часто обращаются с просьбами утвердиться в вере, а также к нему обращаются рыбаки, которым святой содействует. В свою очередь святой Павел на иконе служит образом, к которому обращаются для того, чтобы получить благословение и помощь в учебе. Ведь Павел был глубоко образованной личностью и негласно считается помощником в различных делах связанных с учебой и образованием.
Как таковая икона Петра и Павла считается чудодейственной и может даровать исцеление. Искренняя вера способна делать чудеса, именно поэтому не следует чрезмерно строго ограничивать себя. Просить у иконы допустимо практически о чем угодно в рамках православной веры.
Ключ и меч
О святых апостолах Петре и Павле
Слава Богу, есть спасение.
У заблудшихся людей.
В покаянии с исправленьем
Провести остаток дней.
Прот. Валериан Кречетов
Уже в I веке в Церкви было установлено празднование в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которое с IV века стало повсеместным. Имена апостолов Петра и Павла навсегда слились воедино.
Апостол Петр
Святой первоверховный апостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат святого апостола Андрея Первозванного, ученика Иоанна Крестителя, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (камень) он получил уже от Самого Иисуса Христа.
Апостол Петр первым поверил в Божественное посланничество Господа, вместе с апостолами Иаковом и Иоанном Петр был свидетелем воскрешения дочери Иаира, видел славу Господа на горе Фаворе во время Преображения. Он оставался со Христом в Гефсиманском саду накануне предательства Иудою.
И вместе с этим Петр не избежал страшного греха — отступничества, который искупал впоследствии всю жизнь.
После ареста Христа Петр по малодушию трижды отрекся с клятвою от своего Учителя. Но последовавшее искреннее раскаяние Петра было принято Господом.
После этого Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: «Паси овец Моих».
И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия.
Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек.
Хотя апостол Пётр проповедовал в основном среди иудеев, именно он первый крестил бывшего язычника — римского сотника Корнилия с его семьей. Этому событию предшествовало видение сошедшего с неба полотна, заполненного различными зверями и пресмыкающимися, которых иудеи почитали по закону нечистыми и в пищу не употребляли. Петру же голос повелел «заколоть и есть» и не почитать нечистым то, что очистил Бог. Это видение знаменовало собой обращение язычников ко Христу.
После Вознесения Христова на небо апостол проповедовал Евангелие в Самарии, в Иудее и в Сирии. Он основал Церковь в Антиохии и был ее первым епископом, а последние годы проповедовал и руководил христианской общиной в Риме.
Апостол Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу. Он свидетельствовал о Христе перед иудейскими начальниками и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но был освобожден ангелом.
Пётр побывал в разных странах Востока и Запада и, наконец, мученически скончался в Риме около 67 г. Приговоренный к кресту он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть, как Господь.
От апостола Петра остались два его Послания.
В Первом Послании он завещает христианам претерпевать все скорби и гонения с надеждой на вечную жизнь. Апостол раскрывает обязанности священников по отношению к пастве, народа — к его пастырям. Он говорит о высокой нравственной чистоте христианской семьи, особенно — о роли в ней женщины, убеждая христианок не подражать язычницам в стремлении к роскоши. Апостол Петр порицает эту ложную красоту, которая одних обольщает, у других вызывает чувство зависти, а главное — переполняет сердце человека гордыней. Он убеждает, что женщина должна украшаться кротостью и красотой духа. Апостол призывает не воздавать злом за зло, ругательством за ругательство, призывает на проклятие отвечать благословением, потому что христиане имеют обетованием благословенное Небесное Царствие.
Во Втором Послании апостол Петр пишет о будущем Церкви и мира. Он предупреждает, что в последние дни умножатся лжеучители, которые станут обольщать христиан пустой и ложной речью. Эти лжеучители будут лукавы, сребролюбивы, станут потакать человеческим страстям и похотям, чтобы привлечь людей к себе, будут горды, своевольны и злословны. Христиане же, напоминает апостол, ожидают не иного чего, но преображения мира: новой Земли и нового неба.
Апостол Павел
Святой первоверховный апостол Павел до принятия христианства носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный».
Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан. Воспитывался при известнейшем иудейском законоучителе Гамалииле. Савл вырос активным защитником отечественного закона и отеческих преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его негодование, и он стал одним из главных их гонителей. Он даже отправился в Дамаск, в котором скрылись от иудеев многие из учеников Христовых, с тем, чтобы доставить их в Иерусалим.
Во время пути с ним произошло чудо. Необычайный Свет, ярче солнца, пронзил бывших в пути. Воины упали на землю, а потрясённый Савл услышал: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна».
«Кто Ты, Господи?», — трепеща от ужаса спросил Cавл. «Я Иисус, Которого ты гонишь, — был ответ. — Но встань и стань на ноги твои; ибо Я для того и явился к тебе, чтобы поставить тебя служителем и свидетелем того, что ты видел и что Я открою тебе» (Деян 26. 14-16).
После видения Божественного Света Савл ослеп. Потрясённого его привели в Дамаск. Там Савл три дня не ел, пребывая в молитве. В это время апостолу Анании, жившему в Дамаске, было повелено Господом исцелить Савла, которого Господь назвал при этом Своим «избранным сосудом», и апостол исполнил Божью волю — разыскал слепца в Дамаске и возложил на него руки.
Савл прозрел — физически и духовно. Апостол Анания крестил его. Отныне Божий избранник стал именоваться Павлом.
С этого времени Павел сделался новым человеком.
Апостол Павел совершил множество чудес, основал многие церкви, произнес множество речей, написал послания, 14 из которых дошли до нас.
Сам Апостол Павел говорит о себе: «…я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп 3. 5-8, 12).
В другом Послании он пишет о том, что он презрел все мирское и хочет знать лишь одного Христа, и притом распятого (см.: 1Кор 2. 2).
Павел не видел Спасителя во плоти, но после того как принял крещение, на три года удалился в Аравийскую пустыню, и там Господь Сам являлся ему и учил Евангелию, как прежде — Своих учеников. Поэтому апостол Павел и говорит, что он научен не людьми, а Самим Богом.
Ничто не могло отлучить святого Павла от любви Божией во Иисусе Христе.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор 13. 1-8).
Он потрудился больше всех апостолов, проповедовал на территории от Аравии до Испании, образуя повсюду Церкви Христовы. Именно в Антиохии верующие во Спасителя стали именоваться христианами.
Апостола Павла также не обошла чаша мученичества. Он был казнён в 67 году одновременно с апостолом Петром, но как римский гражданин был не распят, а обезглавлен. Мощи его, как и апостола Петра, были погребены в Риме.
Ключ и меч
Оба Апостола имеют одну славу, одно величие, одни дарования, одно духовное прозрение, они стоят рядом у престола Божия.
На некоторых иконах апостол Петр изображается с ключами в руках, а апостол Павел — с обнаженным мечом.
Ключи — знак власти прощать и разрешать грехи, то есть — символически — открывать двери в Царствие Небесное.
Ключи в руке апостола Петра — прежде всего символ отпущения грехов, право на которое дал Господь своим ученикам, а через них — всем священникам.
Апостол Павел изображается с обнаженным мечом в руках. Меч — это Слово Божие (см.: Еф 6. 17), проникающее до самой глубины человеческого сердца. Это — проповедь апостолов, Евангельское учение — зеркало нашей души и жизни. Меч — оружие воина. Словом своим апостол Павел отвоевал у темных духов души грешных людей и обратил их ко Христу.
Дар как благо для всех
Бог дает каждому служение и дары: кого Бог «предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим 8. 30). И «каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор 12. 7). Избрание Божие сделало Павла апостолом, и служение его, как и служение апостола Петра, принадлежит всей Церкви.
На исповедании апостола Петра (первом среди исповедания всех верных) строится Церковь, потому что он избран, чтобы свидетельствовать, что единственное основание этой Церкви — Христос, Сын Бога Живаго.
Понимать и принимать других
Апостолы Петр и Павел встречались на Иерусалимском соборе в 51 году. Это был первый собор Церкви, на повестке дня которого стоял первый сложный вопрос церковной жизни: должны ли христиане, обращенные из язычества, соблюдать иудейский Закон?
Петр ратовал за строгость, Павел — за разумное снисхождение к людям иной культуры. Решение этой проблемы стало компромиссным: бывших язычников не обременили выполнением ветхозаветных норм, за исключением запрета на блуд и употребление в пищу идоложертвенного и крови.
Апостолы Петр и Павел были очень разными людьми, но в историю Церкви они вошли вместе. Оба апостола посвятили свои жизни Иисусу. Помимо различий во взглядах у них была общая любовь — Христос. Следуя за Ним, они могли находить общий язык друг с другом и действовать на благо Церкви, не раздирая ее противоречиями, а скрепляя мудрыми решениями. Каждый из них, придерживаясь своих убеждений, мог услышать и расслышать другого.
Все люди разные. В этом наша слабость, но в этом и наша сила. Если мы будем бессмысленно спорить и доказывать свою правоту, каждый останется один на один со своей правдой. Если же научимся слышать друг друга и находить общий язык, то вместе мы способны улучшить и изменить мир к лучшему. И святые первоверховные апостолы Петр и Павел служат нам примером того, что это возможно.
Каждый из нас связан с апостолами, связан жизнью и призванием своим, и с апостолом Петром, и с апостолом Павлом.
Мы связаны с апостолом Петром, потому что мы все возрождены в крещении в Церкви Христовой. Мы все восприняли веру апостолов, мы все относимся, принадлежим к телу Христовой Церкви и мы воспринимаем то, что апостолы передали Церкви, передали общинам две тысячи лет назад.
И все мы связаны с апостолом Павлом. Нам так же, как и Павлу, Господь не являлся в Своей земной жизни. Так же, как и Павел, никто из нас не видел Господа ходящим по Палестине. Никто из нас не слышал Его непосредственных слов. И удивительность этой параллели в том, что Павел, по свидетельству его самого, по свидетельству Церкви, по свидетельству Писания, потрудился больше всех других апостолов.
И каждый из нас, будучи сыном, дочерью Церкви Христовой, должен становиться вторым Павлом, потому что каждый из нас призван к тому, чтобы возвещать Христа — не видев Его, чтобы радоваться о Нем — не слыхав Его, чтобы свидетельствовать о Его реальном присутствии тогда, когда, казалось бы, свидетельство невозможно, по причине того, что нас окружает сегодня, и что нас отделяет от Него более двух тысяч лет.
Архим. Рафаил (Карелин). Путь христианина. — М.: Изд-во Московского подворья СТСЛ, 2005.
Диак. Августин Соколовски. Апостолы Петр и Павел. drsokolovski.livejournal.com.
Прот. Александр Шаргунов. Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. www.pravda.ru.
Пётр и Павел: рыбак и интеллигент. www.newfresh.name/publ/…pavel/15-1-0-1160.
Почему Петра и Павла «объединили»? www.pravda.ru.
А. Десницкий. Апостолы Петр и Павел: два непохожих апостола. www.pravmir.ru/petr-i-pavel-dva-nepoxozhix-a.
Александр А. Соколовский
История святых
История каждого из этих святых является уникальным рассказом о вере и преданности Христу. Они имели совершенно разный путь к вере, но при этом в итоге стали одними из самых почитаемых святых. Как правило, икона апостолов Петра и Павла есть практически в каждом храме.
Петр на протяжении многих лет был рыбаком и встретил Христа, когда занимался, так сказать, собственной профессиональной деятельностью. Он стал последователем Спасителя и в итоге вошел в число двенадцати апостолов, а после Воскресения проповедовал по разным странам.
Павел в свою очередь на протяжении многих лет был противником Христа и хулил его веру. Тем не менее, после того как Спаситель явился ему чудесным образом, Павел уверовал и стал апостолом. Хотя он не входит в число ни 12, ни 70 апостолов, он считается первоверховным апостолом – таково его особое звание.
В итоге каждого из них казнили в Риме в один день в 67 году. Именно потому часто апостолы Петр и Павел изображаются на иконе в объятиях друг друга. Они приживаются щеками подобно тому как прижимается Христос к собственной Матери на иконе Умиление, где таким образом символизируется стремление души к духовному миру, а не просто взаимосвязь взрослого и ребенка.
Апостолы в свою очередь символизируют собой единство людей в церкви и объединяющую веру
Также они символизируют собой противоположные характеры, ведь Петр был по сути простаком, который искренне уверовал, а Павел был образованным человеком, и он уверовал со всей мощью своего разума. Таково значение иконы Петра и Павла и если смотреть в чем помогает такой образ, то нужно отметить помощь святого образа в возможности наставить другого человека на путь истинный.
Если кто-то из близких отклонился от веры и сбился с пути (в метафорическом смысле) следует обратиться к этому образу, который может помочь вам объединиться с другим человеком на почве общей веры.
История появления святого лика
Апостолы пришли к вере различными путями, но грандиозная верность и любовь к Господу возвысили их имена и объединили судьбы. Проповедуя вместе, они уберегли многих людей от безбожия и грехопадения.
Апостолы Пётр и Павел
Петр был сыном простого рыбака и видел впоследствии все события из жизни Христа. Апостол три раза отрекся от учения Спасителя, но каждый раз возвращался с покаянием. Павел же изначально ненавидел христиан, убивал и преследовал несчастных, и, будучи великим оратором, вводил народ в заблуждение. Однако вскоре он сменил ярость на пламенную любовь.
Самый знаменитый образ великих учеников Христа имеет восточнославянское происхождение и создан в середине XI столетия. Икона считается ранним образцом русской станковой живописи, она хранится в коллекции Новгородского музея.
Предание гласит, что полотно с двумя апостолами привез из Корсуни (Херсонеса) князь В. Мономах. Академик В. Лазарев предполагает, что чудотворная икона писалась в Новгороде, так как именно в этом городе чаще создавали священные лики значительных размеров. Автором этого произведения церковного искусства считают византийского мастера, который вдохновлялся фресковыми изображениями. Спустя время после создания икону декорировали позолоченным серебром.
- Образ святителей три раза вывозился из родного Новгорода: в XVI столетии это сделал царь Иоанн IV, во время ВОВ её выкрали немецкие войска, а в 2002 г. — одалживали российские реставраторы. Однако икона всегда возвращалась на исходное место.
- Священный образ писали на пяти полотнах из липы, которые скреплялись при помощи фигурных шпонок, о чем свидетельствуют следы на обратной стороне. Обновление иконы совершили русские мастера в XVI столетии, в середине XX века её покрыли специальным воском. В период с 2002 по 2008 гг. полотно освободили от оклада и исправили ошибки прошлых восстановительных работ.
- На образе великие апостолы представлены в полный рост, сверху них располагается полуфигура Мессии. Головы Петра и Павла несколько повернуты, в руках первого располагается древо креста, священный свиток и ключи от небесного царства, у второго — книга. Икона хорошо сохранилась, от изначальных красок XVI в. остались фрагменты одеяний и фона. Однако полностью утрачена изначальная живопись конечностей Павла и Петра.
На заметку! В молитве перед этой древней иконой верующие прославляют великих апостолов за их самоотверженность и стремление отдать жизнь ради Истины. Далее, говорится о сокрушенных сердцах христиан, которые видят вокруг себя огромные беды и молят о защите от хищных волков греховности. Верующие просят апостолов стать великими защитниками, потому что сами не способны противостоять великим соблазнам.
Молитвы перед иконой апостолов Петра и Павла
О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
(3 оценок, среднее: 4,33 из 5)
Особенности их изображения
Исследователи пришли к выводу, что описание святых, приводимое в ранних преданиях, по всей видимости, соответствует действительности, и на его основе сформировался образ, который передаёт икона. Пётр и Павел жили в ту эпоху, когда составлялись первые хроники их подвижнического служения, авторы которых вполне могли быть с ними знакомы, или, по крайней мере, видеть. Этим, вероятно, и объясняется неизменность, придаваемая их портретным чертам.
Считается, что икона «Пётр и Павел» этим необычайным постоянством обязана традициям римского скульптурного портрета, доведённого к тому времени до совершенства. Авторы первых фресок, обнаруженных на стенах катакомб, несомненно, были знакомы с техникой портретирования, что позволило им придать образам апостолов правдивые и реалистичные черты.