Сошествие Духа Святого на апостолов: икона, картина, праздник, церковь


История возникновения праздника Святой Троицы

Согласно библейским заветам, считается, что в этот день должно было исполниться пророчество Христа, и Дух Святой должен спуститься на землю. Согласно Писанию, произойти это должно было на десятый день после того как душа Христа вознесется, и на пятидесятый после его воскрешения.

В этот день в ожидании чуда Матерь Божья и апостолы собрались в горнице в привычное время для молитвы. Неожиданно им послышался шум, и перед глазами их явился святой огонь, который горел, но не обжигал. Как раз в этот момент произошло схождение Духа Святого, что знаменовало о том, что они прошли крещение огнем и Святым Духом.

Со временем у дома собралась толпа. Люди пришли сюда из разных стран, чтобы увидеть чудо собственными глазами. К ним начали выходить апостолы и разговаривать с ними на их родном языке. Это не могло не удивлять, так как все знали, что ученики Христа были не учеными родом из Галилеи и не могли знать языки других народов.

Следующим чудом сего дня считается проповедь апостола Петра, который ранее никогда не проповедовал, а был лишь смиренным учеником своего Учителя. Но когда он заговорил, то всем окружающим стало понятно, что его устами говорит Сам Дух Святой. Проповедь была настолько проникновенной, что многие, кто слушал ее, уверовали в Христа и приняли Крещение в тот же день.

День Сошествия Святого Духа на апостолов считается днем рождения Церкви. Отныне все больше людей стало приходить к молебну апостолов и слушать их проповеди. А место Сошествия Святого Духа на апостолов со временем стало считаться священным, где каждый может помолиться.

Что можно и нельзя делать в Духов день

Что обязательно делать в день сошествия Святого духа:

Пост, который был на неделе накануне, закончен, поэтому никаких ограничений по принятию пищи нет.

Нужно сходить на богослужение в храм и помолиться за всех родных и близких.

Поставить свечку за упокой усопших – еще одна традиция у православных христиан, которая соблюдается не одно столетие.

Если вы занимаетесь заготовкой лекарственных трав, этот день идеально подходит для их сбора. Считается, что растения приобретают особую целительную силу, которая намного больше, чем обычно.

Можно сходить в гости к родственникам или друзьям либо провести время в семейном кругу за приятным общением.

В этот церковный праздник не стоит делать следующее:

Работать на приусадебном участке, заниматься ремонтом или чем-то еще, что можно отложить. Праздник является продолжением Троицы, поэтому заниматься любой работой нежелательно. Это не касается выполнения служебных обязанностей, на этот счет нет никаких ограничений.

Шить, вязать и выполнять другую подобную работу не стоит, хотя прямого запрета нет.

У православных в России с давних времен считалось, что в этот день ни в коем случае нельзя бегать. Человек может сбежать от собственной судьбы и тем самым навредить своей дальнейшей жизни.

Важно радушно принимать всех гостей в этот день, нельзя отказывать в гостеприимстве никому. Иначе до следующего праздника, по суевериям предков, денег в доме водиться не будет.

Ходить на кладбище также не принято, вместо этого лучше поставить свечу в церкви и помолиться за усопших.

Мыть посуду в этот день нежелательно, поэтому по возможности отложите и эту работу на следующий день.

Посещать могилы следует на Троицкую родительскую субботу, накануне праздника.

Как крещение огнем изменило жизнь апостолов

После этого дня ученики Христа очень сильно изменились. До этого дня они впадали в отчаяние и предавались унынию, так как не могли пережить смерть Учителя своего. Не все верили в то, что Сын Божий воскреснет и придет на землю уже в другом обличии, хотя Он не раз говорил им об этом. Но сошествие Святого Духа на апостолов резко изменило их. Они стали проповедниками Слова Божия, которые больше не предавали свою веру.

Верили они, даже несмотря на то, что знали о всех мучениях, которые предстоит перенести. Как пророчил им Христос — жизнь их будет предана гонениям, их будут высмеивать и поливать грязью. Некоторых закрывали в тюрьмы, издевались, только чтобы «выбить» веру из их душ и прекратить нескончаемую цепь проповедей. Чтобы ноша апостолов не была столь тяжелой, Христос послал ученикам Своим Духа-Утешителя, который поддерживал в них веру и помогал переносить все тяготы, связанные с гонениями.

Отныне никто и ничто не могло заставить усомнится апостолов в вере своей. Даже во время казней, избиений, распятий на кресте дух учеников Христа все больше укреплялся.

Первые христиане жили праведно, соблюдая все заповеди, следовали учениям святым. Они молились каждый день, постоянно причащались, соблюдали все правила и обычаи. Старались поддерживать друг друга везде и во всем, как учил Христос.

Со дня Сошествия Святого Духа на апостолов верующих христиан начало становиться все больше и больше по всему миру.

Изначально свои проповеди апостолы читали только в Палестине. А потом ими было принято решение разойтись в разные стороны. Апостолы кинули жребий, дабы решить, кому в какую сторону идти. Андрею Первозванному выпал жребий идти в сторону русских земель.

«Троица», или «Пятидесятница»

В слово «Пятидесятница» заложено двойное название, что свидетельствует о его ветхозаветном происхождении. Понятие «Святая Троица» берет свое начало из Нового Завета. Но, несмотря на это, эти два понятия – названия одного и того же праздника.

Итак, внесем некую ясность. Изначально Пятидесятница никак не относилась к событию Сошествия Духа Святого на апостолов. Это был один из трех праздников, который относился к принятию законодательства во времена пророка Моисея. Тогда евреи у подножья горы Синай обещали Господу Богу быть верными Ему, а Он, в свою очередь, — оберегать их от гонений египетского фараона. Также Пятидесятница совпадала по времени со сбором урожая, что вызывало у людей двойную радость. Большое количество евреев, которые проживали в различных уголках Римской Империи, старались в этот день приехать в Иерусалим. Многие из них уже забыли родной язык, но обычаи народа чтили всегда. И хоть раз в жизни еще в те времена каждый еврей стремился совершить паломничество к родным местам.

А спустя более полутора тысяч лет новозаветная Пятидесятница обрела новый смысл. И в день, когда на пятидесятый день снизошел Дух Святой, начали сбываться все пророчества и исполняться обещания Сына Господнего, о том, что пошлет Он Духа-Утешителя от Отца Своего. И будет Дух истины свидетельствовать о Воскрешении Его. Тем самым Христос дал понять ученикам своим, что Святая Троица с ними до скончания дней их.

Таким образом, Пятидесятницу Сошествия Святого Духа на апостолов стали называть Святой Троицей.

Икона Сошествия Святого Духа на апостолов: описание

За основу в описании на иконе сюжета берется рассказ из писаний апостолов.

Именно из этого описания до наших времен дошла история об апостолах и Матери Божией, которые были освящены огнем. Но, несмотря на то что история едина, иконография Сошествия Святого Духа на апостолов имеет несколько вариантов. Это связано с тем, что традиции написания икон у каждого поколения были свои. Со временем образа несколько видоизменялись. И только в 8 веке были обговорены и зафиксированы правила написания икон.

Поэтому до нашего времени дошло несколько вариаций написания образа Сошествия Святого Духа на апостолов, которые делятся по двум направлениям. Исторический вариант написания – иконописец пытается максимально правдиво передать на холсте события, происходившие в то время. Литургический вариант — подразумевает раскрытие смысла события, которое произошло в тот вечер. Оба варианта имеют право на существование, но несколько отличаются между собой.

Приметы на Духов день

Этот день еще со времен Древней Руси наделяли особыми свойствами, поэтому с ним связано немало примет, которые многие помнят и до сих пор. Некоторые из них менялись вместе с представлениями об окружающем мире, другие остались практически в первозданном виде. Предки считали, что только после Духова дня можно быть уверенным в том, что ночных заморозков не будет, до этого тепло считалось обманчивым.

Что касается примет, самые известные из них таковы:

  1. Какая погода будет в день праздника, такая и продержится в течение следующих шести недель.
  2. После Духова дня должна наступить затяжная жара независимо от температуры окружающего воздуха.
  3. Если идет дождь, неважно, целый день или время от времени, грядущее лето и осень будут солнечными и теплыми. Приметы погоды считаются самыми значимыми, именно им чаще всего уделяют основное внимание.
  4. Желательно сходить на службу в церковь и принести оттуда хотя бы одну березовую веточку. Вместе с ней в дом войдет благодать и счастье.
  5. Нужно обязательно умыться утром. Лучше всего – росой, но в городах далеко не всегда есть такая возможность. В сельской местности можно использовать колодезную воду, а в городе – водопроводную. Но ее желательно налить заранее и дать отстояться хотя бы пару дней.
  6. Тому, кто от чистой души поможет нуждающемуся, весь год будет сопутствовать удача. Помощь может быть как материальной, так и любой другой – вплоть до волонтерской работы.
  7. Подметать пол в этот праздник нельзя – вместе с сором можно вымести из дома радость и удачу.

В разных регионах существуют свои приметы, которые могут отличаться от перечисленных. Это связано с тем, что многие из них произошли от языческих обрядов, корни которых уходят в дохристианские времена.

Распространенный вариант написания иконы

Чаще всего можно встретить икону Сошествия Святого духа на апостолов в центре с сидящим апостолом Павлом – литургический вариант написания. На ней изображено, как апостолы сидят полукругом с книгами и свитками в руках и ведут оживленную беседу. Сверху на них исходит свет, а снизу изображена тьма. Тьма символизирует мир, до снисхождения святого огня. Тут же помещены люди разных национальностей, которые ждут света Евангелия.

И что характерно в данном варианте написания, в центре сидят апостолы Петр и Павел. Хотя апостола Павла тогда не было на схождении. Но авторы многих книг не могут о нем забыть, так как он считается верховным апостолом. Поэтому иконографы помещают и его на икону Сошествие Святого Духа на апостолов. Фото (литургический вариант) располагается ниже, где апостолы написаны с нимбами над головами и языками пламени у рта. Это и является символом того, что они прошли просвещение Духом Святым.

На этом варианте под куполом одной из церквей Сошествия Святого Духа на апостолов изображено по кругу двенадцать учеников Христа. Посередине появляется царь. В руках у него двенадцать свитков. Над головой у этой фигуры вместо нимба надпись «Космос». Фигура в виде царя олицетворяет вселенную, наполненную разными народами. Апостолам предстоит пойти по миру и просветить всех их.

Японская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Икона Троицы или Пятидесятницы имеет сложную иконографию. Сегодня все, почитающие Дух Святой, отмечают день Пятидесятницы или Троицы, в который исполнилось обещание Иисуса послать апостолам в скором времени Утешителя, Духа Истины.

Он их всему научит и о всем напомнит. Это событие отмечается как день рождения кафолической, вселенской церкви. Праздник Троицы ассоциируется с поминанием предков, зеленью, самой длинной и самой красивой службой года.

После Троицы, на следующий день, отмечается День Духа Святого. Но так сложилось, что он меньше почитаем, чем воскресная Троица, хотя Пятидесятница – это день Святого Духа.

У католиков в этом смысле существет четкое разделение: два праздника разнесены календарно и отмечаются раздельно. Одно воскресение — Пятидесятница, как у Нас, второе — Троица.

У праздника таким образом есть две иконы. Одна – Троица, богословская идея которой наиболее прозрачно выражена в иконе Андрея Рублева, другая – Пятидесятницы или Сошествие Духа Святого на апостолов.


Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Эта икона находится в праздничном ряду иконостаса, в то время как икона Троицы находится на самом верху, венчая иконостас. Т.е. они даже разнесены по разным местам в иконостасе. О двух замечательных иконах мы и расскажем, сначала об иконе Пятидесятницы, потом о Троице.

Икона Пятидесятницы имеет очень интересную историю, поскольку ее иконография складывалась непросто, а окончательная схема праздника так и не установилась. На одних иконах изображается Богородица, на других остается пустое пространство, на одних иконах Дух Святой изображается в виде голубя, на других – в виде языков пламени, на третьих символы Духа Святого объединены в единый образ.


Греческая икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Дело в том, что в начале христианской эры праздник Вознесения и Пятидесятницы не были разнесены по времени, как сейчас, так же, как не были разъединены праздники Рождества Христова и Крещения Господнего.

Поэтому на первых образах два события – Вознесения и Пятидесятницы — были едины: Иисус Христос Возносится на небо и оттуда длань Божия посылает языки пламени на апостолов. Когда возникла необходимость разделить два образа, т.к. праздники стали отмечаться по-отдельности, то был найден самый простой способ – за основу взять одну и ту же схему – Богородица в центре стоящих группой апостолов, а сверху на них нисходят огненные языки.

Но богословски это было неточно, потому что Вознесение заканчивает период Христова домостроительства, а Пятидесятница открывает новый этап – создание церкви и начало домостроительства Духа Святого.

Выход был найден. За основу праздника Пятидесятницы был взят античный образ групповых портретов философов и мудрецов, сидящих полукругом. Сначала эта схема получила распространение в образе праздника Преполовения, где Иисус восседает в центре апостолов, потом эта же схема была взята для иконы праздника Собора Святых Отец, который отмечался в прошлое — седьмое воскресение по Пасхе, а потом и для праздника Пятидесятницы.


Икона «Преполовение». или «Иисус Христос среди учеников»

На иконе, которая считается канонической, мы видим апостолов, восседающих на дугообразной скамье по шесть человек слева и справа. В центре, между апостолами Петром (слева) и Павлом (справа), оставлено место – для Вознесшегося, но оставшегося главой Церкви, Иисуса Христа. Эту икону иногда даже называют второй Тайной Вечерей.

Внизу две полудуги образуют арку, в которой виден античный образ Космоса, что характерно для многих икон, например иконы Крещения, где Иордан изображен в виде седовласового старца, а море – в виде убегающей женщины.

Космос стоит на темном фоне со священным платом, на котором лежат 12 свитков. Они символизируют проповеди апостолов, которым предстоит, после принятия Святого Духа, по слову Господа, отправиться учить все народы, сидящие во тьме и сени смертной. Тьму олицетворяет фон, на которым мы видим Космос.


Каноническая русская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Сверху на апостолов нисходят лучи света с огненными языками пламени. На иконе все апостолы имеют нимб, в отличие от иконы Вознесения, на которой нимб был только у Богородицы, первой получившей Духа Святого.

Разногласия в иконах касаются двух вопросов: следует ли изображать в центре Богородицу? А второй – запрет Стоглавого Собора XVI века изображать Святого Духа голубем: в книге Деяний Дух Святой был в образе огненных языков, а не голубя. В виде голубя Он явился только на Крещение.

На Руси до XVII века было принято не изображать Богородицу среди апостолов, но постепенно, по мере обмирщения и все большей оглядки на запад, за основу брались католические образы Пятидесятницы, на которых Богородица изображалась всегда, начиная с X века. Учитывая культ Девы Марии, для запада это было естественным.


Эль Греко. Сошествие Святого Духа на апостолов

Но для России это было чужеродно, тем более, что в Деяниях апостольских, где рассказывается об этом событии, о Богородице в прямую не упоминается. Как впрочем, не упоминается и об апостоле Павле, который здесь тоже изображен. Его не могло быть среди апостолов, потому что он еще не был обращен из Савла в Павла и находился в стане гонителей христиан.

Здесь уже вступает в силу Предание, а не Священное писание. Согласно Преданию, Богородица присутствовала в момент нисхождения Духа Святого вместе с апостолами, но если Богородица уже получила Духа Святого раньше, то второй раз получать Его вроде бы уже и не надо.

Другими словами, существует несколько образов Пятидесятницы, которые в православии принимаются с равной каноничностью: без Богородицы и с Богородицей, с голубем или без голубя.


Коптская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

Но мне нравятся не только русские иконы, но и те, что несут на себе очень ярко следы этнографической особенностей восприятия праздника.

В самом начале текста размещена японская икона Пятидесятницы, очень лаконичная, без излишних деталей, но узнаваемая с первого взгляда. Она мне очень нравится, потому что чем-то похожа на картины Малевича.

Чуть выше по тексту- коптская икона – тоже понятная, но имеющая свою особенность: здесь мы видим в центре Богородицу, которая заняла место Иисуса.


Китайская икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»

А вот икона китайская со своей национальной спецификой и тоже с Богородицей в центре. И все иконы очень интересные, все необычные, со своим богословским смыслом и своей образной картиной. Есть иконы эфиопские, армянские, греческие.

В России в основном сохраняется верность ранней традиции написания иконы Троицы, которая очень точно и прозрачно отражает суть Пятидесятницы.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Исторический вариант написания иконы

В историческом изображении иконы, несмотря на то что по преданию святого евангелиста Луки, который описывал Сошествие Духа, событие было без присутствия Матери Иисуса Марии, ее лик является центральным. На иконе все апостолы сидят полукругом, но уже без нимба, в отличие от литургического изображения, и на них исходит благодатный огонь сверху. Нимб есть только над головой Девы Марии, что свидетельствует о том, что она первая получила благодать Святого Духа.

Этот образ очень напоминает икону Вознесения. Еще ее называют Малая Пятидесятница. Также на иконе часто изображают Святого Духа в виде голубя, но такое изображение считается не каноничным. Как мы знаем, из всей Святой Троицы образ имеет только Сын Божий. А что касается Отца Святого и Духа Его, то испокон веков они не имеют ипостасного воплощения.

Именно на Стоглавом Соборе, который проходил в середине 16 века в Москве, был поднят вопрос о том, что нельзя изображать Святого Духа в виде голубя, кроме как во время празднования Крещения. Согласно евангельскому писанию, только в день Крещения Святой Дух явился народу в виде голубя. А на иконе Пятидесятнице было постановлено изображать Святого Духа в виде огненного пламени, как он и являлся в тот вечер апостолам.

Не стоит также забывать про икону «Святой Троицы», которую часто отождествляют с иконой «Пятидесятницей». Хотя это совершенно разные изображения. Икона Андрея Рублёва еще на Стоглавом сборе была объявлена каноничной. На ней изображено три ангела, которые олицетворяют собой Лица Пресвятой Троицы.

Молитва на Сошествие Святаго Духа

О, Небесный Царю, Утешителю Святый, Душе Истины, везде сый и вся исполняяй, никогдаже начинаемый, ниже престаяй, но со Отцем и Сыном присно Сущий, первее во Ангельских Воинствах действовавый, священие даруя;

и при миробытии в начале верху воды носивыйся, яко жизни Податель, в рай же первозданныя люди дыханием жизни воодушевивый и сладким общением Божественным утешавый я, по грехопадении же прародителей наших не восхотевый с падшими сынами человеческими пребывати, зане плоть быша, но точию во избраннех патриарсех и пророцех древле отцем глаголавый,

в последок же дней сих, восхотев излити от Духа Своего на всяку плоть, первее на Честнейшую Горних Сил Пресвятую Деву Марию низшедый и велие таинство Воплощения Сына Божия Тою неизреченно совершивый, и паки на Том же Сыне Божием,

во плоти на Иордан пришедшем, в виде голубине почивый, по сем же в великий день Пятидесятницы существенно в видении огненных язык на Апостолы сошедый и сими всю вселенную просветивый и Святую Церковь до скончания века Своею Божественною благодатию изобильно исполнивый, во еже падшее естество наше обожити и паки к райскому блаженству возвратити!

Призри убо в сей великий, совершенный и конечный Пятидесятный праздник на моления рабов Твоих коленопреклоненно Тебе возносимыя, и очисти нас священным наитием Твоим от множества согрешений наших во всем житии нами содеянных. Едине Чистый и Пресвятый Душе,

очисти нас от многия нечистоты нашея, да не паки оставиши нас, аще по плоти жити будем, яко не имать обитати Дух Твой в человецех плоть сущих, зане плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут. Сего ради молим Тя:

угаси живоносным дыханием Твоим весь пламень страстей наших, да не творим плотоугодия в похотех, но водимии Тобою, да будем прославляти Тя в душах и телесех наших.

И избави нас от духа праздности, уныния, печали и гордости и даруй нам дух кротости и чистоты, дух смирения и целомудрия, дух терпения и любве, да приидеши во внутреннюю храмину душ наших и воцаришися тамо над страстями нашими,

во еже сеяти нам ктому уже не в плоть и тление, но в дух, да от Духа Твоего пожнем живот вечный в последнее Воскресение и прославим Тя с лики святых со Отцем и Сыном во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Картина «Сошествие Святого Духа на апостолов». Врубель

Известный сюжет в исполнении художника Михаила Врубеля стал частью фрески в Кирилловской церкви города Киева. На картине изображено двенадцать апостолов, которые пришли после воскрешения Христа с Его Матерью и молились. Матерь Божья изображена в центре. Над ее головой исходит Священный огонь, в центре которого летает голубь. Его лучи расходятся над головами каждого апостола. У участников картины свитки в руках отсутствуют, а нимб есть над головами каждого из них.

Традиции и приметы на Пятидесятницу

Троицу, Сошествие Святого духа на апостолов принято праздновать три дня. Накануне праздника все хозяйки приводят в порядок свои жилища. Убирают и раскладывают по дому ветки ивы, березы или липы. Это является символом начала новой цветущей жизни.

День до праздника считается поминальным. В церковь несут дары, чтобы помянуть усопших родственников своих.

К празднованию хозяйки пекут пироги, готовят много вкусных блюд.

Первый день праздника называется Зеленое воскресенье. Считается, что в этот день вылезет вся нечисть, которая забирает невинные души, а зелень, разложенная по дому, является защитой от всяких мифических персонажей. С утра люди идут в церковь на богослужение. После уже ходят друг другу в гости. Зачастую организовываются массовые гулянья в виде ярмарок.

Сегодня Троица почему-то считается праздником незамужних девушек, которые плетут венки именно в этот день и отправляют плыть по реке. И смотрят, куда венок поплывет, с той стороны к ней жених явится. Также выпекается каравай и раздается девушкам. Кусочки каравая они засушивают, а потом во время свадьбы его сухари подмешивают в тесто каравая. Считается, что такая волшебная выпечка принесет в дом благополучие, достаток. Гулянье продолжается до вечера с пикником и ряжеными.

Клечальний понедельник — второй день празднования, когда священники после службы идут на поля и читают там молитвы, чтобы урожай был хороший.

Третий – Богодухов день. Парни сами выбирают себе невесту. Также в этот день по селам освящают воду в колодцах.

Считается, что если на Троицу пойдет дождь, значит, урожай будет хороший, а лето — теплым. По традиции каждое утро девушки умываются росой, которая выпадет в один из трех дней, чтобы сохранить как можно дольше свою красоту и молодость.

Также на празднование имеются и свои запреты. В эти дни запрещается работать на земле. Но наряду с тем, можно собирать лечебные травы. Опасным считается купание в реке. По старинному поверью, русалки выходят из воды и живут на полях и в лесах. А опасны они тем, что могут защекотать встретившегося им путника до смерти.

Церковные традиции

Церковь празднует день Святого Духа всегда в определенном порядке, который складывался сотни или даже тысячи лет. Корни всех описанных традиций уходят глубоко в древность, некоторые со временем менялись, но основная часть осталась практически неизменной.

Нужно отметить, что первая праздничная служба начинается еще накануне вечером. Священнослужители всегда читают молитву «Царю небесный». Обязательно троекратное преклонение колен прихожанами и священниками. В процессе просят об упокоении душ умерших, также принято петь каноны. А на следующий день обязательно проводят долгую утреннюю службу.

Считается, что Троица и Духов день символизируют вечную жизнь, поэтому издавна у священнослужителей принято облачаться в зеленые одежды. Церкви украшают березовыми ветками, эта традиция берет свое начало еще в ветхозаветных временах. Считается, что с первых лет христианства люди приносили в дар первую зелень. А помещение, в котором молились апостолы, когда к ним сошел Святой дух, было украшено зелеными ветками.

Во времена Нового завета традиция приобрела новое значение и стала символизировать зарождение новой жизни благодаря схождению Святого Духа. Каждый год природа обновляется и тем самым цикл жизни продолжается снова и снова. Важно понимать, что этот праздник – неотъемлемое продолжение Троицы, посвященное одной из ипостасей Бога, которой уделяется не так много внимания, как другим.

Принято ставить свечки за упокой тех, кого уже нет с нами, вспоминать их добрым словом и читать молитвы об упокоении души. А после службы многие накрывают стол и приглашают близких людей, чтобы пообщаться в тесном кругу.

Особенности празднования Пятидесятницы в храмах

В храмах Сошествие Святого духа на апостолов отмечают с особым почтением. Это один из главных христианских праздников в году, который приравнивается по своей значимости к Пасхе и Рождеству Христову. В первую ночь с субботы на воскресенье проходит ночная служба. В первый день праздника отменяются обычные песнопения. Вместо них в храмах в этот день можно услышать особые праздничные песни.

Вся служба проходит не так, как обычно. После литургии начинается вечерняя служба, во время которой снисхождение благодати славится тремя специальными молитвами. Сами священники на этот праздник надевают красивые изумрудные одеяния. Церковь так же, как и дома, украшают различными зелеными веточками и цветами.

Стоит помнить, и о том, что после праздника целую неделю можно не соблюдать пост.

Часто задаваемые вопросы

Когда нельзя трогать землю?

Запрет распространяется на время всех значимых церковных праздников. Это связано с тем, что при нарушении покоя земли человека будут ждать беды и несчастья. Это касается не только урожая, но и других сфер жизни. Просто возьмите за правило завершать все срочные дела накануне, чтобы не нарушать запреты.

Почему нельзя трогать землю в Духов день?

Старая поговорка говорит о том, что в духов день земля – именинница. Потому проводить какие бы то ни было работы в этот праздник запрещено. Это своеобразный день рождения земли, когда посевные работы завершены и остается только ждать нового урожая. Поэтому важно дать земле немного покоя, чтобы потом она отблагодарила хорошим урожаем.

Духов день – это церковный праздник или нет?

Это, без сомнения, церковный праздник, который всегда отмечают на следующий день после Троицы. Но при этом с ним связаны и некоторые народные традиции, уходящие корнями еще во времена язычества. В церкви есть ряд правил, касающихся этого праздника. Наступает он раньше, т. к. всегда проводится вечерняя служба накануне. Отдельной иконы нет, так как Святой Дух никак не изображается, используются те же атрибуты, что и на Пятидесятницу.

Какие молитвы читать в Духов день?

Чаще всего в этот день читают молитву «Царю небесный», она традиционна для Духова дня. Есть и другие, адресованные Святому Духу. Но, как отмечают священнослужители, в праздник важен сам факт молитвы, можно читать то, что вы знаете, главное – обратиться к Господу в этот день.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]