Данная брошюра предназначена для тех христиан, которые хотят самостоятельно разобраться с порядком чтения книги Апостол за богослужением в церкви, а также для всех желающих расширить свой кругозор.
Во время службы в церкви читаются богослужебные книги «АПОСТОЛ» и «ЕВАНГЕЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета — великий момент богослужения. Сначала вещается слово апостолов. Нужно собрать все духовные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засорила и не заглушила его сорная трава.
Порядок чтения «АПОСТОЛА» и «ЕВАНГЕЛИЯ» — следующий:
Во время пения «Трисвятаго», или стихов поемых вместо него, чтец благословляется у иерея, и исходит с книгою «АПОСТОЛ» на средину церкви, в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.
Иерей возглашает: «Вонмем, мир всем
».
Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех молящихся, отвечает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кланяются в пояс без крестного знамения) — ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа.
Иерей: «Премудрость, вонмем
».
Чтец: «Прокимен
,
псалом Давидов
…», и сказывает прокимен и стих его. И паки повторяет самый прокимен.
Лик между тем трижды отпевает прокимен тот. Но кроме великих праздников, в седмичные и в воскресные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два прокимна, но три прокимна не бывают никогда, хотя бы и три зачала было.
Два же прокимна поются так: первый прокимен берётся от первого зачала апостола. Прежде читается прокимен дню, потом стих его, потом прокимен святому. Например, в воскресный день прежде читается воскресный, потом стих его, потом прокимен святому. Если святой в святцах в этот день не указан, тогда святому не читаем, чтем Богородице, аще настоятель изволит. Паче же если храм Богородицы, тогда чтем неотложно, если святаго нет. По прочтении прокимна чтецом, лик поёт его. По прочтении стиха прокимна чтецом, лик поёт первый прокимен. По прочтении второго прокимна чтецом, лик поёт второй прокимен. Стих же второго прокимна, а если будет три зачала, то и третий прокимен с его стихом, оставляются. Но из трёх оставляется прокимен от того апостола, который читается в середине, под главу первого (как читается второе зачало под главу перваго описано ниже).
По прокимнах иерей возглашает: «Премудрость».
Чтец сказывает надписание послания апостола, например: «К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение» или «Деяний святых апостол чтение» и т.п.
Посём иерей: «Вонмем
».
Чтец же чтёт послание апостола, те зачала, которые предписаны в этот день. Если два зачала, то оканчивая первый, чтец возвышает голос с небольшим наконец понижением. Первый и второй зачал начинает со слов надписания наверху или внизу страницы, например: «Братие, святии вси иже верою…» и продолжает читать текст зачала после звёздочки. Заканчивается чтение второго зачала возвышением голоса без понижения.
Перед началом чтения первого зачала, чтец и весь народ в церкви ограждает себя крестным знамением. Перед началом чтения второго зачала ограждать себя крестным знамением устав не повелевает.
Когда же будет три зачала, тогда первому не делается в голосе окончания, и второй начинается не с начального слова надписания «Братие…», но прямо с точки под главу первого, то есть читается как единое целое с первым зачалом.
По окончании чтения Апостола, иерей возглашает: «Вонмем, мир ти».
Чтец: «И духови твоему» (чтец кланяется в пояс).
Иерей: «Премудрость, вонмем».
Чтец: «Псалом Давидов, аллилуйя».
Тогда иерей от царских врат кадит на чтеца и на оба лика и всю церковь. Лик же по стихам чтеца поёт аллилуйя пятикратно. Первый раз по возгласу чтеца «Псалом Давидов, аллилуйя», второй и третий раз по прочтению чтецом стихов аллилуйных первого апостола, четвёртый по прочтению аллилуйного стиха второго апостола, пятый по возглашении чтецом «Аллилуйя».
Но когда бывает два стиха по аллилуйя второго апостола, то и второй стих его сказывается (два стиха соединяются и произносятся без приостановки в голосе). Если бывают аллилуйя не на Литургии, а на часах (например, когда совершается служба без священника или со священником, но когда нет возможности служить Литургию), тогда вместе с последнею аллилуйя сказываются причастные стихи обоих апостолов (написаны там же, после последнего стиха и обозначены словом «Причастен»).
Если бывает один апостол на Литургии и стихов для пятикратного прочтения не хватает, то к четвёртой аллилуйя чтец повторяет тот стих, который говорил по прокимне или по первой аллилуйя, а в пятый раз возглашает едину аллилуйя.
После этого чтец подаёт книгу Апостол на клирос, и положа три поклона, прощается, поклоняясь (в землю) прежде во алтарь ко иерею, потом (в пояс) на оба лика, и наконец на всю церковь.
Служба
Богослужебный «Апостол» – это книга, в которой описаны дела учеников Иисуса, а также их послания в христианские общины разных городов. Кроме этого, в нем имеются соборные послания. Несмотря на то что чтение «Апостола» во время литургии проходит в течение нескольких минут, богослужение это считается очень важным. Для его службы чтец «Апостола», взяв благословение у священника, выходит на середину храма, оказавшись среди паствы, и рассказывает о том, что делали, как призывали апостолы на заре христианства людей к подвигам во имя Бога. Происходит это во время Божественной Литургии перед началом чтения Евангелия. Также богослужебный «Апостол» читают на Царских Часах. Обратясь к востоку, чтец возносит молитвы не только от своего лица, но и от всех прихожан, стоящих в храме вместе с ним. При чтении прокимнов голос чтеца должен звучать громко, но не резко. Для этого он постепенно повышает его, призывая прихожан ко вниманию. Если прокимен не один, то в конце первого голос чтеца вновь опускается. Следующий читается не менее торжественно и заканчивается на высокой ноте с пропеванием алиллуария.
Очень важным считается момент ознакомления чтеца с прокименом, который будет произнесен во время литургии. Соборность Церкви Христовой несет в себе понимание того, что люди познают веру в Господа не из книг, а непосредственно из служб к Богу. Если священник и чтецы понимают, что они провозглашают народу, то это в виде познания переходит и пастве. Если же чтец и иерей относятся к служению формально, то и понимания в народе они не найдут. Именно поэтому чтец, прежде чем выйти с богослужебным «Апостолом» к людям, должен прочесть все, что ему предстоит огласить во время службы. Если что-то для него неясно, ему должен растолковать священник, чтобы слова дошли до сердца чтеца. Клир также должен быть посвящен в таинства данного служения, так как и на него возлагается ответственность повторять прокимны, а также петь алиллуарии, предназначенные для данной службы.
Привычное для православного слуха пение слов «Аллилуйя» считается не просто прославлением Бога, но и возвещением о Его пришествии на землю. Торжественность данного богослужения заключается не только в умении донести до прихожан смысл происходящего, но и в мастерстве клира помочь в этом пении, которое должно походить не на заученную партитуру, а на пение ангелов у престола Господня.
Многие службы проходят торжественно, но без одухотворения. Даже если четко соблюден порядок чтения «Апостола», без духовного участия всех участников эта служба остается непонятной и мертвой. Многим прихожанам может показаться странным отсутствие иерея на таком важном богослужении. Это объясняется тем, что священник при чтении «Апостола» должен сидеть с южной стороны от Горнего места, как равный апостолам – учитель христианской веры.
Краткие правила служения по фрагментам богослужебной книги, содержащей деяния и послания апостолов, можно прочесть в брошюрах, изданных специально для чтецов. Отрывок из книги ясно показывает, что для человека, не приобщенного к церковным службам, будет стоить большого труда разобраться во всех этих премудростях.
Во время пения «Трисвятаго», или стихов поемых вместо него, чтец благословляется у иерея, и исходит с книгою «АПОСТОЛ» на средину церкви, в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.
Иерей возглашает: «Вонмем, мир всем».
Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех молящихся, отвечает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кланяются в пояс без крестного знамения) — ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа.
Иерей: «Премудрость, вонмем».
Чтец: «Прокимен, псалом Давидов…», и сказывает прокимен и стих его. И паки повторяет самый прокимен.
Лик между тем трижды отпевает прокимен тот. Но кроме великих праздников, в седмичные и в воскресные дни почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два прокимна, но три прокимна не бывают никогда, хотя бы и три зачала было.
Порядок чтения Апостола и Евангелия
В конце книги «Апостол» имеются указатели чтений: «СКАЗАНИЕ ИЗВЕСТНО ИЖЕ ПО ВСЯ ДНИ», «НАЧАЛО СВЯТЫЯ ЧЕТВЕРОДЕСЯТНИЦЫ», «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», «ПРОКИМНИ И АПОСТОЛИ И АЛЛИЛУАРИИ НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ РАЗЛИЧНИИ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ВОСКРЕСНЫ ОСМИ ГЛАСОВ», «ПРОКИМНИ И АЛЛИЛУАРИИ ДНЕВНИИ».
В этом разделе имеется:
- указание дня или праздника;
- прокимен и стих его;
- номер зачала, которое должно быть прочитано в данный день;
- аллилуйные стихи и причастны.
Весь текст книг АПОСТОЛ и ЕВАНГЕЛИЕ для удобнейшего чтения в церкви разделён на зачала. Зачало — это пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для пользования при совершении богослужений. Зачало — это не глава, это несколько стихов, но расположены они в определенной последовательности. Используя богослужебный круг чтения Апостола и Евангелия в течение всего года, вы прочтете весь Апостол и все Евангелия. Книга Апостол содержит:
а) Деяния святых апостолов;
б) семь Соборных посланий;
в) четырнадцать Посланий св. апостола Павла.
Все зачала идут непрерывным порядком. От начала Деяний до конца Послания к евреям всего 335 зачал, и отступлением от него служит лишь наличие двух 50‑х и двух 51‑х зачал: одни из них относятся к Деяниям Апостольским, а другие к Посланию св. апостола Иакова. 50-е и 51‑е зачала являются последними в книге Деяний, а в Послании св. Иакова 50-е и 51‑е зачала первыми. Причина такой нумерации зачал такова: книга Деяний разделена на 51 зачало, но из них 33‑е и 49‑е не читаются по ряду, а употребляются за богослужением в особые дни года (33 зачало 29-го августа — в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, а 49‑е зачало — 21 мая в день памяти святого равноапостольного Константина Великого).
Итак, рядовых зачал в Деяниях без двух оказывается фактически не 51, а 49, и поэтому следующие рядовые зачала в Послании св. Иакова обозначены цифрами 50 и 51.
Некоторые многоопытные уставщики по — иному объясняют факт наличия двух 50‑х и двух 51‑х зачал. Приведём такое объяснение. «Для начала следует уяснить, что строгого деления на главы/зачала в древних рукописях нет. Послание Иаковле в одних книгах начинается 50‑м зачалом, а в других 51‑м. Например в Чудовской рукописи Нового Завета писанной, по преданию, Алексием, митрополитом Московским, чудотворцем (ум. в 1378 г.) в Послании Иаковли пять 51‑х зачал и два 52‑х.!
Второй немаловажный момент выяснения от чего такая нестыковка в нумерации — это уяснить себе, какие были книги в употреблении Церковью. Первоначально были переведены с греческого Евангелие-апракос и Апостол-апракос. В апракосе текст расположен так, как он читается на церковных службах, начиная от Пасхи. Например в известном Остромировом Евангелии (1057г.) ежедневные чтения даны на период от Пасхи до Пятидесятницы. А на весь оставшийся год только чтения субботние и воскресные. В Апостолах-апракосах после Деяний св. Апостолов всегда шли Послания св. апостола Павла. А Соборные Послания находились в конце книги, также и сейчас они положены в конце годовых чтений после Послания к евреям. Например, такое расположение книг в Новом Завете (Деяния, Послания апостола Павла, Соборные Послания) принято на Западе у католиков и протестантов. На Востоке же при составлении четьего Апостола — Соборные Послания стали размещать после Деяний Апостольских. Вот тут, как я полагаю, и произошла нестыковка в номерах зачал. Деяния делятся на 51 зачало, а Послание Иаковле начинается с 50-го зачала. Деление на такое число, видимо не случайно, как символика Пятидесятницы и сошествия Святаго Духа. Например, диакон Аммоний в 4 веке Деяния разделил на 40 глав. Тоже символическое число!».
В Апостоле встречаются зачала, обозначенные словом «от полу», т.е. от половины. Само зачало в этом случае, имеет на полях два надписания. Например, зачал 280‑й (к Тимофею послание святаго апостола Павла) имеет такое деление. Первая половина читается 2‑го октября, а вторая в неделю 31‑ю.
Текст в богослужебных книгах печатается черным шрифтом, а все указания и объяснения красным шрифтом (киноварью). При каждом зачале стоит звездочка, а внизу указано, когда это зачало читается и какими словами надо начинать чтение этого зачала. Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла.
Зачала бывают:
- рядовые — на каждый день в течение года;
- для праздничных служб;
- для богослужений во время Великого поста;
- для «общих служб» святым;
- зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб).
Знакомиться с текстом, который будет читаться на службе, необходимо заранее. Следует помнить, что текст читаемый чтецом, понимающим смысл слов, могут понять и слушающие люди. Если же чтец сам не понимает смысла читаемого, то и люди слушающие не имеют шансов понять его, разве что кто-то заранее будет знаком с читаемым зачалом. Поэтому чтецу необходимо накануне службы, ознакомиться с прокимнами и их стихами, с зачалами и аллилуйными стихами на предстоящий день.
А порядок чтения Апостола и Евангелия следующий:
В ВОСКРЕСЕНЬЕ: Всегда прежде читается недельное, потом если есть, то святому, а если два святых, то и обоим, меньшего под главу недельного. А если нет святому, то к недельному прилагается второе Богородице, но во время Триоди, исключая недели мытаря, блуднаго, второй недели Великого Поста, Богородице не прилагается, разве только когда будет ей нарочитое праздненство, тогда в Триодный период10 Богородице не отлагается.
В СЕДМИЧНЫЕ ДНИ: Прежде дню, а потом святому, а если два святых, то обоим, меньшему под главу дневного.
В СУББОТУ: Во время Триоди порядок тот же, как и в седмичные дни, но кроме Триоди, дневной уже не предшествует святому, но последует оному, произволяющие же читают и третие зачало за упокой, но по уставу за упокой Апостол и Евангелие читаются только, когда нет святому. Таким же образом заупокойные зачала Апостола и Евангелия читают не только в субботу, но и равно во все седмичные дни.
В ВЕЛИКИЕ ГОСПОДСКИЕ И БОГОРОДИЧНЫЕ, равно же и святым, ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ — чтение Апостола и Евангелия бывает только единому празднику, а рядовое дню читается в предыдущий день под главу.
Иногда бывает недостаток зачал Апостола и Евангелий до недели мытаря и фарисея. В этом случае необходимо отступить вспять и снова начать читать уже прочитанные зачала, по количеству недостающих седмиц, сколько их не хватает до недели мытаря и фарисея. Такое действие называется отступкой.
ПЕНИЕ АНТИФОНОВ. В великие праздники бывает пение особых праздничных антифонов в виде стихов из псалмов, содержащих пророчества или предуказания на данный праздник. В книге Апостол есть указание на пение таких антифонов в следующие праздники:
- В неделю Пасхи;
- в четверг Вознесения;
- в неделю Пятидесятную;
- в неделю цветную (Вербное воскресение);
- на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста;
- на Рожество Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа;
- на св. Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа;
- на Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа.
При этом к первому антифону бывает припев:
«Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко 2‑ому — «Спаси ны, Сыне Божии, рождеися от Девы…» или: «Преобразивыися на горе…» и т. д. «Поющих ти: Аллилуиа, (трижды)». Третьим антифоном являются стихи из псалмов, чередующиеся с пением тропаря праздника.
Во всех вышеперечисленных случаях после второго антифона на «Слава, и ныне» поется всегда торжественный гимн Воплотившемуся Сыну Божию, составленный по преданию императором Юстинианом: «Единородный Сын Слово Божие, безсмертен сый, изволивый спасения нашего ради воплотитися, от Святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распятся Христе Боже, смертию на смерть наступивыи, Едине сыи Святыя Троицы, спрославляемыи Отцу и Святому Духу, спаси нас».
Приведём конкретный пример действий чтеца при пении особых праздничных антифонов на праздник Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Текст антифонов этого праздника приведён в книге Апостол в разделе «СОБОРНИК, 12 МЕСЯЦЕМ», месяца января в шестой день.
Во время чтения ектении, чтец берёт книгу Апостол и становится перед иконой Спасителя (справа от Царских Врат). Благословляться перед этим не нужно. По окончании чтения ектении, чтец поворачивается лицом к ведущему клиросу, (назовём его — первый лик) кланяется в пояс и читает текст: «Во исходе Израилеве от Египта дому Ияковля из людий варвар. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя. Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает второй стих: «Бысть Иудея святыни Его, Израиль область Его. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется второму лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя, второй лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает третий стих также как предыдущие стихи. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к другому лику, кланяется в пояс и читает четвёртый стих тем же порядком. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Чтец кланяется первому лику в пояс и поворачивается лицом к иконе Спасителя. Первый лик тем временем отпевает этот стих. По окончании пения этого стиха, чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь. Молитвами Богородицы Спасе спаси нас». Второй лик тем временем отпевает этот стих.
Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом ко второму лику, кланяется в пояс и читает стихи второго антифона, тем же порядком, что и первый антифон. Дойдя до слов «Слава, и ныне», произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и останавливается. Лик поёт «Слава…, и ныне…» и торжественный гимн «Единородный Сын Слово Божие…».
Потом священником читается ектения малая, по окончании которой чтец поворачивается лицом к первому лику, кланяется в пояс и читает стихи третьего антифона, тем же порядком.
Чтец: «Исповедайтеся Господеви, яко благ яко в век милость Его. Во Иордане крещающуся Тебе Господи».
Лик же отпевает тропарь полностью: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утвержение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
По прочтении всех стихов третьего антифона до слов «Вход», все клирошане (первый и второй лик) выходят на центр храма и там поют последний стих. Чтец стоит лицом к иконе Спасителя, а по возвращении клирошан на свои места кладёт книгу Апостол.
При возглашении стихов антифона, следует обращать внимание на встречающиеся иногда вместо стихов надписи: «Той же и другая страна», или «Другая страна той же стих», или «Стих 1, дважды». В этом случае чтец повторяет ранее прочитанный стих.
Вышеуказанный порядок чтения антифонов применяется в том случае, если чтец не облачён в священные одежды. При чтении антифонов лицами в священном облачении, например свещеносцами, облачёнными в стихарь, чтец не стоит на одном месте перед иконой Спасителя, а переходит через красную дорожку (на которую могут наступать только священные лица) от одного клироса к другому. Во всем остальном порядок действий сохраняется тем же.
Примечания:
Обычно после того как «Святый Боже…» будет пропето в третий раз.
Так Господь после Своего славного Воскресения приветствовал Своих учеников. С этим Божественным приветствием Он послал их на всемирную проповедь Евангелия. Этим возгласом предлагается людям внять следующему: мир всем — означает соединение, ибо Христос разорил вражду между Богом и человеком, чтобы мир Божий превосходящий всякий ум, соблюдал сердца наши и разумения о Христе Иисусе.
Если служба совершается без священника, этот возглас не произносят и ничем не заменяют.
Возглас «Премудрость, вонмем» — обращает внимание людей на значение прокимна от псалма Давидова.
Если служба совершается без священника, этот возглас не произносят и ничем не заменяют.
Прокимен это краткий стих из псалмов, который предшествует чтению Священного Писания (пророческого, апостольского и евангельского) или пению других стихов, и выражает или силу и содержание следующего за ним чтения, или значение настоящего дня. Стих избранный в прокимен из псалмов Давида, один никогда не бывает, но за ним всегда следуют другие стихи, которые объясняют и подтверждают содержание и силу заключающуюся в нём. Его поют перед всяким стихом, сколько бы их не было, и сам он ещё раз после повторяется.
Слова «Прокимен, псалом Давидов …» не произносятся если первым читается зачал Богородице или святым отцам. Тогда чтец сразу возглашает: «Песнь Богородице…» или «Песнь отцем…».
Лик — хор певчих.
Возгласы «Премудрость» и «Вонмем», к началу чтения, употребляются только в смысле внимательного слушания читаемого.
Если служба совершается без священника, этот возглас не произносят и ничем не заменяют.
Это каждение установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святаго Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной.
Апракос значит недельный. Этим названием определяли Евангелие и Апостол, расположенные по порядку дневных церковных чтений при богослужении, начиная с недели Пасхи.
Апракос значит недельный. Этим названием определяли Евангелие и Апостол, расположенные по порядку дневных церковных чтений при богослужении, начиная с недели Пасхи.
ТРИОДЬ ПОСТНАЯ, ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ — службы предпасхального и послепасхального периода. Постная Триодь содержит молитвословия на дни Великого Поста и на недели, приготовительные к нему, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до Великой Субботы включительно. Цветная Триодь заключает в себе песнопения от Недели Пасхи до Недели Всех святых (девятая неделя по Пасхе или первая по Пятьдесятнице).
Антифон — означает попеременное пение церковных песнопений, которое исполняется на обоих клиросах, обоими ликами.
Антифон — означает попеременное пение церковных песнопений, которое исполняется на обоих клиросах, обоими ликами.
История христианства в богослужебной книге
В то же время «Апостол» несет в себе саму историю развития христианской церкви. Если читать его последовательно ежедневно, то можно узнать, что на заре христианства, судя по посланиям Иуды, уже существовала традиция среди нечистых в помыслах людей выдавать себя за апостолов – посланников Господа. Христианские общины, принимая таких людей, могли по их примеру и поучениям отойти от Бога.
Первые христиане были бывшими язычниками со своими грехами, которые было не так просто искоренить. Если же к ним приходили люди, призывавшие их продолжать творить всякие непотребства, то им, не окрепшим в своей вере, было легко впасть в искушение. Лжеапостолы же, чтобы их принимали более радушно, потакали людским слабостям, проповедуя богохульные мысли. Ведь люди эти приходили лишь для того, чтобы сытно поесть, предаться блуду и говорить о том, чего не понимают. Недаром святой Иуда сравнивает их с бессловесными животными, которые только и знают, чем себя осквернить. Они во всем ищут выгоду, общаясь с людьми, но при этом всем недовольны. Для них у Господа приготовлена кара, как для неверующих израильтян, выведенных Моисеем из Египта, для городов Содом и Гоморра, погрязших в блуде, как для ангелов, восставших против Господа. В своем послании Иуда предостерегает верующих от общения с подобными людьми, которые, словно тучи без дождя, блуждают, носимые ветром.
Настоящие же апостолы отличались нестяжательством. Посещая христианские общины в различных городах, они нигде надолго не задерживались, видя свое предназначение в распространении веры, а не в проповедях на одном месте. Для путешествий своих они просили в общине только хлеба, которого им должно было хватить до следующего города. Тем самым они показывали свою незаинтересованность в материальных благах.
Деяния святых апостолов. Глава 1
На главную
Все авторы
Главная → Библия → Деяния святых апостолов
1 Первую книгу написал я к
тебе,
Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала[1] Лк. 1:3. 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,[2] Мк. 16:15. Ин. 20:21. 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.[3] Мф. 28:7. Мк. 16:14.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,[4] Лк. 24:49. Ин. 14:26. 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.[5] Мф. 3:11. Мк. 1:8.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?[6] Дан. 7:18, 27. Ам. 9:11.
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.[8] Лк. 24:49. Деян. 2:32.
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.[9] Мк. 16:19. Лк. 24:51.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.[11] Дан. 7:13. Мф. 25:31; 26:64. 1Фес. 1:10. Откр. 1:7.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат
Иакова.[13] Мф. 10:2.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми
женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал 16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;[16] Пс. 40:10. Ин. 13:18; 18:3. 17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; 18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;[18] Мф. 27:5. 19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама́, то есть земля крови.
20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.[20] Пс. 68:26; 108:8.
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, 22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; 24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал 25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Следующая страница →
Деяния святых апостолов
2 стр. → Страницы:
1
Всего 29 страниц
© «Онлайн-Читать.РФ», 2017-2022 Обратная связь
Проповедь апостола Павла
В послании к римлянам Павел в первую очередь объясняет, что вера его не только для иудеев, что проповедовать он будет и язычникам. Однако, утверждая, что несет веру каждому, он обличает тех, кто не принимает ее, так как не может отказаться от своих грехов, совершаемых с верой в разуме, который склонен извращать любую истину. В то же время, зная, что творят беззаконие, они не только сами продолжают заниматься непотребствами, но и поощряют на это других.
Христианам же он запрещает осуждение. В первую очередь право судить есть только у Господа. Если же человек осуждает другого, то он как бы берет его грех на себя, что не может быть для него защитой перед Богом. С каким бы старанием человек ни делал добрые дела, если в нем нет веры и любви, то нет и проку во всех его начинаниях.
Борьба с грехами
И все же в посланиях к римлянам Павел скорбит о грехах, которые продолжали по немощи своей творить первые христиане. Он грозил страшным судом от Господа, который не потерпит быть обманутым внешним поклонением, когда внутри человек продолжает жить, как язычник. Однако справиться с искушениями этого мира не так просто. Именно поэтому Павел призывает не просто креститься, но принять веру духом своим, что даст возможность не творить зла не по закону, а по любви к Богу. Ведь израильтяне знали о пришествии Миссии, а когда он пришел, они не признали Его. Язычники ничего этого не знали, но приняли Бога всем сердцем и оказались среди избранных.
Деяния Святых Апостолов
1
И сказал первосвященник: так ли это?
2
И тот сказал: Мужи братья и отцы! Послушайте! Бог славы явился отцу нашему Аврааму, когда он был еще в Месопотамии, прежде поселения его в Харране, и сказал ему:
3
«выйди из земли твоей и из родни твоей и иди в землю, которую Я тебе укажу».
4
Тогда, выйдя из земли Халдейской, поселился он в Харране. И оттуда, по смерти отца его, Бог переселил его в эту землю, на которой вы теперь живете.
5
И не дал ему наследия в ней ни на стопу ноги, но обещал дать ее во владение ему и семени его после него, обещал, когда не было у него детей.
6
И Бог сказал так: «будет семя его пришельцем на земле чужой, и поработят его и будут творить ему зло четыреста лет.
7
И народ, которому они будут рабами, судить буду Я» – Бог сказал, – «и после этого они выйдут и будут служить Мне на этом месте».
8
И дал ему завет обрезания. И так родил он Исаака и обрезал его в день восьмой; и Исаак – Иакова, и Иаков – двенадцать патриархов.
9
И патриархи, позавидовав Иосифу, продали его в Египет. И был Бог с ним,
10
и избавил его от всех скорбей и дал ему милость и мудрость в глазах фараона, царя Египетского. И поставил его начальником над Египтом и над всем домом его.
11
И пришел голод на весь Египет и Ханаан, и скорбь великая; и не находили пищи отцы наши.
12
Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал отцов наших в первый раз.
13
И во второй раз узнан был Иосиф братьями своими, и стал известен фараону род Иосифа.
14
Иосиф же послал и вызвал Иакова, отца своего, и всю родню: семьдесят пять душ.
15
И сошел Иаков в Египет и скончался сам и отцы наши;
16
и были они перенесены в Сихем и положены в гробнице, которую купил Авраам ценой серебра у сынов Емморовых в Сихеме.
17
Когда же стало приближаться время исполниться обещанию, которое Богу угодно было дать Аврааму, возрос народ и умножился в Египте.
18
Так было, пока не восстал иной царь над Египтом, который не знал Иосифа.
19
Он, прибегнув к хитрости против рода нашего, в злобе на отцов, заставлял их бросать младенцев своих, чтобы те не оставались в живых.
20
В это время родился Моисей и был прекрасен пред Богом. Его кормили три месяца в доме отца.
21
А когда был он брошен, взяла его к себе дочь фараона и воспитала его как своего сына.
22
И научен был Моисей всей мудрости Египетской и был силен в словах и делах своих.
23
Когда же исполнялось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых.
24
И увидев, что кого-то обижают, он заступился и отомстил за страдавшего, поразив Египтянина.
25
Он думал, что братья понимают, что Бог рукой его дает спасение им; но они не поняли.
26
На следующий день он появился между ними, когда они дрались, и склонял их к миру словами: «мужи, вы – братья; почему вы обижаете друг друга?»
27
Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: «кто тебя поставил начальником и судьей над нами?
28
Не хочешь ли ты убить меня так же, как убил вчера Египтянина?»
29
И бежал Моисей из-за этого слова и стал пришельцем в земле Мадиамской, где он родил двух сыновей,
30
И по исполнении сорока лет, явился ему в пустыне горы Синая Ангел в пламени горящей купины.
31
Моисей же, увидев, дивился видению. А когда он подходил, чтобы всмотреться, раздался голос Господа:
32
«Я – Бог отцов твоих, Бог Авраама, и Исаака, и Иакова». Объятый трепетом, Моисей не посмел всматриваться,
33
И сказал ему Господь: «сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, земля святая.
34
Увидел Я, увидел притеснение народа Моего, который в Египте, и стенание его услышал и нисшел освободить их. И теперь иди, Я пошлю тебя в Египет».
35
Этого Моисея, которого они отвергли, сказав: «кто тебя поставил начальником и судьей?» – его-то послал Бог и начальником и избавителем, рукою Ангела, явившегося ему в купине.
36
Это он вывел их, творя чудеса и знамения в земле Египетской и в Чермном море и в пустыне сорок лет.
37
Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: «Пророка вам воздвигнет Бог из братьев ваших, как меня».
38
Это тот, кто в собрании в пустыне был с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими; тот, который принял слова живые, чтобы дать вам,
39
которому не захотели покориться отцы ваши, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту,
40
сказав Аарону: «сделай нам богов, которые пойдут впереди нас, ибо Моисей этот, который вывел нас из земли Египетской, – не знаем, что случилось с ним».
41
И сделали они тельца в дни те, и принесли жертву идолу, и радовались делу рук своих.
42
И отвратился Бог и предал их служить воинству небесному, как написано в книге Пророков: «Заклания и жертвы принесли ли вы Мне за сорок лет в пустыне, дом Израилев?
43
И взяли вы с собою скинию Молоха и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им, и Я переселю вас дальше Вавилона».
44
Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать её по образу, который тот увидел.
45
Её, получив по преемству, и внесли отцы наши с Иисусом во владения народов, которых изгнал Бог от лица отцов наших. Так было до дней Давида,
46
который обрел благодать пред Богом и молился о том, чтобы найти жилище Богу Иакова.
47
Соломон же воздвиг Ему дом.
48
Но не живет Всевышний в рукотворенном, как говорит пророк:
49
«Небо – Мне престол, а земля – подножие ног Моих. Какой дом вы построите Мне, говорит Господь, или какое место покоя Моего?
50
Не Моя ли рука сотворила это всё?»
51
Жестоковыйные и необрезанные сердцем и ушами, вы всегда Духу Святому противитесь, как отцы ваши, так и вы.
52
Кого из пророков не гнали отцы ваши? И убили они предвозвестивших пришествие Праведного, Которого предателями и убийцами вы теперь сделались,
53
вы, которые получили Закон в наставлениях ангельских и не сохранили.
54
Слыша это, они кипели бешенством в сердцах своих и скрежетали на него зубами.
55
А он, полный Духа Святого, устремил взор к небу и увидел славу Божию и Иисуса, стоящего по правую сторону Бога,
56
и сказал: вот я вижу отверстые небеса и Сына Человеческого стоящего по правую сторону Бога.
57
Они же, закричав громким голосом, зажали уши свои и устремились единодушно на него;
58
и, выгнав его за пределы города, побивали камнями. И свидетели сложили одежды свои у ног юноши, называемого Савлом.
59
И побивали камнями Стефана, а он взывал и говорил: Господи Иисусе, прими дух мой.
60
И склонив колени, воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им этого греха! И сказав это, почил.
Любая власть — от Бога
Отдельно он говорит о покорности всякой власти свыше, так как она всегда от Бога и дисциплинирует людей. Нужно только помнить об этом, не хулить, а исполнять все доброе, предписанное властью. Тогда тому, кто не делал злого, не будет кары, а кто делает доброе – будет награда.
В конце послания Павел перечисляет людей, которые успели славно потрудиться для распространения христианской веры, а также для укрепления христианской церкви. Это люди различных сословий из разных городов и, скорее всего, до обращения в христианство имевшие разные религиозные взгляды.
Мудрость Бога и безумие мира
В первом послании к коринфянам апостол Павел призывает общину к единству не по имени крестившего, а ради того, чье имя проповедуется. Таким образом, Павел, отрекаясь от себя, говорит, что он пришел к ним не как Павел, а как посланник распятого Иисуса Христа — только о Нем стоит помнить, только Его именем стоит называться. Объяснить силу своих проповедей Павел сам не в состоянии. Только Дух Святой, по его мнению, мог придать силы проповедям слабого и неуверенного в себе человека. Только Божье благословение могло объединить сильных и слабых, бедных и богатых. Лишь Господь мог дать силы неученым апостолам своим убеждать мудрецов их века и сильных мира.
Языческие корни первых христиан
Также апостол Павел в своем первом послании к коринфянам рассуждает о том, что Дух Святой, который помогает ему в обращении язычников в христианство, есть величайшая тайна для живущих на этой земле. Но тайна эта открыта для познания не разумом или душой, а тем же Духом, который объединяет их в единой вере. Не в вере Павла или других апостолов, а в вере в Господа Иисуса Христа.
В то же время Павел осознает, что человек, выросший в среде язычников, не может мгновенно воспринять всю силу христианской веры. Он сравнивает их с младенцами, которых нужно кормить молоком, а не твердой пищей. Они должны осознать, что все, что делают апостолы – лишь помощь Господу, который есть и фундамент, и взращиватель всего. Люди же – священный храм, в котором обитает Святой Дух. Горе тому, кто разрушит тот храм. И тут же обличает своих учеников в великом блуде и гордыне, которая способна погубить не только отдельных людей, но, как плохая закваска, все тесто. И при этом тому, кто не согрешил, не стоит общаться с грешниками, но и судить их не нужно. Суд – дело Господа, только он видит человека не внешне, а изнутри.
Христианская семья
В этом же послании он дает четкие указания о семейной жизни христиан. Однако не настаивает на них, а лишь предлагает. Если выполнять их неукоснительно, то не впадешь в грех и не осквернишь себя перед Богом.
1. А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
Также Павел осуждает идолопоклонство, которое продолжало бытовать среди первых христиан, так как семьи многих из них оставались язычниками. Однако апостол призывает христиан бежать от общения с ними, чтобы не впасть в искушение. Лучше воздержаться телом, чем погибнуть духовно.
Таинство Святого Причастия
О принятии святого причастия Павел говорит, вспоминая Тайную Вечерю, во время которой был преломлен хлеб, символ Тела Христова, и испито вино – как Его Святая Кровь. Первые христиане, не ведая тайного смысла этой Вечери, собирались, чтобы поужинать, а потому напивались и наедались или оставались голодными, кому не хватило. Так они растрачивали свои духовные блага, удовлетворяя свою плоть.
Отдельно он говорит, что в проповедях и делах важны не знание и мудрость, не старания и трудолюбие, а только любовь.
1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
2. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6. не радуется неправде, а сорадуется истине;
7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Схема чтения Апостола (два/три чтения, два прокимена и аллиуария)
Диакон:
«Вонмем».
Священник:
«Мир всем».
Чтец:
«И духови твоему».
Диакон:
«Премудрость».
Чтец:
«Прокимен, глас… (называет глас и говорит текст 1-го прокимена).
Хор
поет 1-й прокимен.
Чтец
говорит стих 1-го прокимена.
Хор
поет 1-й прокимен.
Чтец:
«Прокимен, глас… (называет глас и говорит текст 2-го прокимена).
Хор
поет полностью 2-й прокимен.
Диакон:
«Премудрость».
Чтец:
надписание 1-го апостольского чтения.
Диакон:
«Вонмем».
Чтец
читает текст сначала 1-го, затем 2-го апостольского зачала, в обоих случаях начиная с вводных фраз.
Если читается три зачала, то чтение, которое полагается по Уставу «под зачало», не имеет вводной фразы и присоединяется к одному из двух других чтений; полученное составное чтение выглядит как зачало с преступкой.
Священник (по окончании чтения):
«Мир ти».
Чтец:
«И духови твоему».
Диакон:
«Премудрость».
Чтец:
«Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа» и сразу говорит 1-й стих 1-го аллилуария.
Хор:
«Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
Чтец
говорит 2-й стих 1-го аллилуария.
Хор:
«Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
Чтец
говорит 1-й стих 2-го аллилуария.
Хор:
«Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».
Годовой круг литургийных Апостолов и Евангелий = чтения для 33 седмиц и 32 недель между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее.
1. Евангелие от Иоанна читается семь седмиц Пятидесятницы, за исключением трех дней: вторника Пасхи, Недели жен-мироносиц и четверга — Вознесения Господня. Период Ин заканчивается на литургии Пятидесятницы (Троицы).
2. В День Святого Духа начинается чтение Евангелия от Матфея и продолжается 11 седмиц (т.е. первые 11 седмиц по Пятидесятнице).
3. В следующие шесть седмиц (12-17 по Пятидесятнице) в будничные (Пн -Пт) – Евангелие от Марка, при этом в Сб и Недели (воскресенья) – Евангелие от Матфея.
4. 18 седмиц (18-36) читается Евангелие от Луки: сначала в течение 12 полных седмиц один, затем с Евангелием от Марка, который занимает будничные дни, оставляя евангелисту Луке все субботы и Недели.
5. В субботы и Недели Великого поста преобладает Евангелие от Марка, до этого читавшееся лишь по седмичным дням.
Преступки (когда пропускаются некоторые рядовые чтения)
Отступки (когда рядовых чтений не хватает и зачала последних седмиц читаются повторно)
Сентябрьская или воздвиженская преступка (отступка)
= в понедельник после Недели по Воздвижении, вне зависимости от того, какой Недели и седмицы читались Евангелия до этого, положено читать Евангелие понедельника 18-й седмицы (Лк. зач. 10) и отсюда продолжать рядовые чтения из Евангелия от Луки.
Зимняя (или крещенская) отступка
имеет место в период между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее.
Евангельское чтение | Прокимен, Апостольское чтение и аллилуарий |
ОДНО ЧТЕНИЕ 1. Господский праздник в любой день 2. Богородичный, великий или бденный праздники в седмичный день (кроме Вс) 3. Нек-рые Вс Триоди Постной и Цветной, когда Минея отменяется – только рядовое чтение 4. Рядовое чтение в день беззначного святого 5. Отдание Господских двунадесятых праздников, если нет великого праздника | ОДНО ЧТЕНИЕ, ПРОКИМЕН И АЛЛИЛУАРИЙ 1. Господский праздник в любой день 2. Богородичный, великий или бденный праздники в седмичный день (кроме Вс) 3. Нек-рые Вс Триоди Постной и Цветной, когда Минея отменяется – только рядовое чтение 4. Рядовое чтение в день беззначного святого 5. Отдание Господских двунадесятых праздников, если нет великого праздника |
ДВА ЧТЕНИЯ 1. Вс, когда есть Богородичный праздник или святой, к-му Типикон указывает чтение, то Воскресн. чт. + Праздника (св.) 2. Седмич. дни, когда есть святой, к-му Типикон указывает чтение, то Рядов. чт. + Св. 3. Недвунадесятый Господский или Богородичный праздник и святой, к-му Типикон указывает чтение, то Празд. + Св. 4. Отдание Богородичных двунадесятых праздников: а. Ряд. + Празд. б. Празд. + Св. | ДВА ЧТЕНИЯ, ПРОКИМЕНА И АЛЛИЛУАРИЯ 1. Вс, когда есть Богородичный праздник или святой, к-му Типикон указывает чтение, то Воскресн. чт. + Праздника (св.) 2. Седмич. дни, когда есть святой, к-му Типикон указывает чтение, то Рядов. чт. + Св. 3. Недвунадесятый Господский или Богородичный праздник и святой, к-му Типикон указывает чтение, то Празд. + Св. 4. Отдание Богородичных двунадесятых праздников: а. Ряд. + Празд. б. Празд. + Св. |
ТРИ ЧТЕНИЯ 1. Предпразднства двунадесятых праздников, накануне праздников великим и бденным святым, а также накануне недвунадесятых праздников Господских и Богородичных, соединяемых со службой рядовому святому, почти всегда читается три Евангелия: рядовое чтение настоящего дня + рядовое чтение грядущего дня + чтение святого | ТРИ ЧТЕНИЯ, ДВА ПРОКИМНА И АЛЛИЛУАРИЯ 1. Предпразднства двунадесятых праздников, накануне праздников великим и бденным святым, а также накануне недвунадесятых праздников Господских и Богородичных, соединяемых со службой рядовому святому, почти всегда читается три чтения: рядовое чтение настоящего дня + рядовое чтение грядущего дня + чтение свя того 2. Вс, когда случился Господский недвунадесятый праздник, а также святой, то чтений три: праздника + рядовое воскресное «под зачало» + святого (прокимен, аллилуарий гласа отменяются) 3. В Недели пред Воздвижением и по Воздвижении, имеющие особые чтения, поскольку в эти воскресные дни не отменяется служба Минеи: Недели пред / по Воздвижением + рядовое воскресное «под зачало» + святого Минеи (гласовое отменяется) |
количество прокименов = количество Апостолов, аллилуариев и причастных:
Исключения:
1. Один прокимен и два Апостола Сб — мясопустная, сырная, 1-я и 5-я Великого поста, Троицкая), а также в отдания Богородичных праздников (когда поется прокимен праздника, а читаются Апостолы дня и праздника).
2. Два прокимена и один Апостол случаются очень редко. Н-р, Неделя Всех святых (прокимены воскресный 8-го гласа и святых, а читается одно зачало: 330-е к Евреям).
3. Два прокимена и один аллилуарий случаются очень редко. Н-р, Неделю 2-я Великого поста и Неделю Всех святых.
4. Один прокимен и два причастных. Н-р, Недели 3-я, 4-я, 5-я и 6-я по Пасхе, когда поются прокимен Триоди и два причастных: Пасхи («Тело Христово…») и воскресный («Хвалите Господа…»).
5. Два прокимена и один причастен в Уставе не встречаются, разве только в тех случаях, когда дневной причастен совпадает с причастным святого; н-р, если память преподобного Харитона исповедника (28 сентября) случится во вторник, то поется только причастен «В память вечную…».
Литература:
Кашкин А. С.
Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 105-147.
ИРЦ.
Церковное управление и иерархия.
Послание к Галатам святого апостола Павла
К галатам Павел обращается по прошествии длительного времени с начала своих проповедей. В первую очередь он пытается доказать целостность и правильность своих проповедей тем, что исходят они от Господа, а только Ему готов служить и угождать Павел. Никто — ни люди, ни ангелы — не способен опровергнуть истинность его проповедей.
В послании к Галатам он разъясняет, почему кого-то из апостолов направили к иудеям, других же — к язычникам. Каждый трудится на поприще, уготованном именно для него. Долгие годы Павел странствовал по странам язычников, изредка навещая Иерусалим для нового благословения. Так и другие апостолы шли каждый по своей стезе.
Судя же по призваниям, которые он высказывает в своем послании, галаты, приняв изначально веру в Христа всей душой, постепенно отклонились от нее, впав в соблюдение законов, которое несет в себе лишь пустое исполнение. Только помощь друг другу, совершение добра с любовью и верой во имя Христа помогут принять Господа всем сердцем и не впасть в искушение плоти.
1. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
2. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
3. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
4. ибо каждый понесет свое бремя.
5. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
6. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
7. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
8. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
9. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
АПОСТОЛ
Энинский Апостол. Кон. XI в. (Л. 33 об.)
Энинский Апостол. Кон. XI в. (Л. 33 об.)
Рукописная традиция слав. А. беднее евангельской, число сохранившихся рукописей (до XV в.) значительно меньше. Древнейшие глаголические списки (серб. или хорват. языкового извода) представлены лишь отрывками XII в.- Листками Гршковича (Загреб. АХАЗУ. Фрагм. глаг. 1; содержат Деяния и Послания) и Михановича (Там же. Фрагм. глаг. 2; краткий апракос). Единственным представителем старослав. кириллической традиции является древнеболг. Энинский Апостол кон. XI в.- отрывок А. апракоса краткого (София. НБКМ. № 1144). Др. древнейшие списки А. апракоса краткого: среднеболг.- Охридский Апостол (РГБ. Григор. № 13, кон. XII в.), Зографский Апостол (Ath. Zogr. №14 (I. д. 2), кон. XII или нач. XIII в.), А. Софийской НБКМ № 880 (1-я пол.? XIII в.), Струмицкий Апостол (Прага. Народный музей. IX Е 25, 2-я пол. XIII в.) и др.; рус. списки XIII в. сохранились лишь в отрывках (РНБ. F. п. I. 81; ГИМ. Щук. № 890); серб. в составе Апостол-Евангелий (РНБ. Гильф. № 16, 2-я пол. XIII в.; РНБ. Гильф. № 22 и Архив ЗЕС ИРИ РАН. № 680, обе кон. XIII — нач. XIV в., и др.). Начиная с XII в. известны списки А. апракоса полного: среднеболг.- Слепченский Апостол кон. XII в. (хранится частями в БАН, РГБ, РНБ, ЦНБ НАНУ и Национальной б-ке «Иван Вазов», Пловдив), Мануйловский Апостол кон. XIII — нач. XIV в. (отрывки хранятся в БАН, РГБ, РНБ и НБКМ) и др.; древнерус.- Синайский Апостол («Апостол Добра») кон. XII — нач. ХIII в. (Sinait. slav. 39) и отрывок XIII-XIV вв. (РНБ. F. п. I. 22); серб.- Шишатовацкий Апостол 1324 г. (Белград. Патриаршая б-ка. № 322). Ркп. А. служебного (Деяния и Послания) сохранились с XIII в.: болг.- Каракальский Апостол 1-й пол. XIII в. (Ath. Karakal. Slav. 1), А. НБКМ. № 882 и Пирдопский Апостол (НБКМ. № 497 и № 90), оба 2-й пол. XIII в., и др.; серб.- Матичин Апостол кон. XIII в. (Нови-Сад. Б-ка Матицы Сербской. № 184), А. Раевского (ЦНБ НАНУ. ДА/53Л) и А. Радича (Загреб. ХАЗУ. IV d 1), оба кон. XIII — нач. XIV в., и др.; древнерус. списки известны не ранее XIV в. (датировка списка РНБ. Q. п. I. 5 кон. XIII — 1-й пол. XIV в. ошибочна, эта рукопись кон. XIV в.). Ранние списки толкового А.- только древнерус. происхождения: Христинопольский (Городищенский, Городисский) Апостол сер. XII в. (ЦНБ НАНУ. VIII. 3 и Львов, Гос. Ист. музей. Ркп. 39) и Ростовский Апостол 1220 г. (ГИМ. Син. № 7 — Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 1. С. 141-154); первый содержит особую редакцию толкований на основе Бесед св. Иоанна Златоуста, неизвестную по др. спискам (текст в наст. время готовится к изданию A. M. Молдованом и А. Ю. Ясиновским).
Апостол. Вильна, 1525. Титульный лист
Апостол. Вильна, 1525. Титульный лист
С XIV в. (в большей мере с XV в.) число списков А., особенно непрерывной разновидности, возрастает. В XVII в. с распространением московских и белорусско-укр. печатных изданий рукописная традиция служебных А. (обоих видов) сокращается и по существу сходит на нет.
Печатная традиция слав. А. начинается в XVI в. в основном в форме четьего текста. Впервые А. издан Ф. Скориной в 1525 г. в Вильне, источником его наряду с рукописными списками 4-й ред. перевода послужила печатная чеш. гуситская Библия 1506 г. Издание предназначалось для правосл. богослужебной практики: подобно рукописным А., оно снабжено месяцесловом, указателями подвижных чтений (синаксарем) и чтений на потребы (этому правилу следует и вся позднейшая традиция изданий А.). В 1547 г. А. был издан в Тырговиште (Валахия) в типографии Димитрия Логофета. Глаголическое (1562-1563) и кириллическое (1563) издания А. в составе НЗ, вышедшие в филиале тюбингенской типографии в Урахе (издатель П. Трубар на средства барона Г. фон Унгнада), представляют собой перевод на хорват. язык (переводчики — Антун Далматин и Степан Истрянин) и связаны с протестант. традицией изданий Библии. Состав А., вышедшего в Москве в 1564 г. при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном и по благословению свт. Макария Московского (печатники — диак. Иван Фёдоров и Петр Мстиславец), определил во многом позднейшую восточнослав. традицию издания А. В 1574 г. А. был издан Иваном Фёдоровым во Львове, в 1591 г.- в типографии Мамоничей в Вильне, в 1597 г.- Андроником Тимофеевым Невежей в Москве; с этого времени издание книги в восточнослав. типографиях становится регулярным. В XVII — нач. XVIII в. неск. раз издавался также А. апракос (вместе с Евангелием апракосом) на Украине: Угорцы (типография Павла Домжива-Лютковича Телицы), 1620; Луцк (типография Братского мон-ря), 1640; Львов (типография братства), 1706. Старообрядческие издания А., во всяком случае до XIX в., неизвестны.
А. А. Турилов
Актуальность древнего Богослужения
Прочтение богослужебного «Апостола» не имеет цены для того, кто желает укрепиться в вере, а также всей душой приобщиться к христианству. В каждой главе и в каждом Деянии можно найти ответы на вопросы, которые актуальны до сих пор.
Трудность восприятия этой службы состоит лишь в том, что читается богослужебный «Апостол» на церковно-славянском языке, который, к сожалению, все больше утрачивает свою актуальность в обиходе. Однако вопрос понимания этого служения состоит не только в понимании самих слов (в настоящее время «Апостол» переведен на современный русский язык), а в том, чтобы все поучения принять сердцем и не выискивать в них разумом непонятное.
Чтение апостола
После Трисвятого в храме происходит чтение апостола. Эта часть Литургии Слова очень древняя. Когда в первые века христианства община собиралась для воспоминания о Тайной вечери, прежде всего ей возвещалась благая весть. Приходил апостол и начинал по Писаниям доказывать, что Иисус есть Христос, приводил отрывки из пророчеств Ветхого Завета о мессии, тем самым показывая, что то, что говорится в Ветхом Завете, то, что говорится в Священном Писании, сбылось именно на Иисусе, который был распят и воскрес. Это была самая главная часть апостольского благовестия. Отрывки этой проповеди зафиксированы в прокимнах, которые возглашаются после Трисвятого перед чтением Деяний или Посланий святых апостолов. Это отрывки ветхозаветных пророчеств, прежде всего, конечно же, отрывки Псалтири царя и пророка Давида, в которых наиболее очевидно и часто встречаются пророчества о пришествии Христа. Раньше они зачитывались и пропевались полностью, но со временем сократились до двух строчек, одна из которых обычно является начальной строчкой псалма, а другая взята из середины. В западной римской евхаристии, мессе, псалом до сих пор перед чтением Евангелия прочитывается полностью и как бы является настоящим прокимном, предвозвестником следующего чтения Нового Завета. В православной Церкви ветхозаветное пророчество полностью читается на вечерне при службе Великим праздникам, — это так называемые Паремии, то есть отрывки из Ветхого Завета, посвященные памяти Пресвятой Богородицы, Великим праздникам Господским или памяти святых. Выбираются отрывки из Священного Писания соответствующие по духу и по смыслу празднуемому событию. Так называемые избранные псалмы также пропеваются нами во время величания на утрене, — хор провозглашает строчку из избранного псалма, посвященного празднику, и потом, как рефрен, поет величание. Все это отголоски той древней Литургии, на которой чтение Священного писания и особенно Ветхого Завета занимало очень большое место. Затем, после чтения ветхозаветных текстов, пришедший в общину апостол говорил о самом Христе. Он возвещал учение Христово, которое потом стало Евангелием (ведь Евангелие сначала было Священным Преданием Церкви, и только спустя несколько десятилетий апостолы зафиксировали свою устную проповедь письменно). Каждый апостол нес Евангелие, которое было либо его личным опытом общения со Христом, либо пережитым им рассказом, услышанным от тех людей, которые видели и слышали Христа. Как пишет Иоанн Богослов в одном из своих соборных послании, — то, что видели наши глаза, то что слышали наши уши, то, что мы осязали своими руками, это мы и возвещаем вам. Поэтому место Евангелия — это место самого апостола, прочитывающего это Евангелие. Апостольская Церковь живет апостольской проповедью, и сейчас, когда мы слышим чтение апостольского послания, — это присутствие самого апостола в Церкви. Апостолы писали Церквам. То, что мы знаем как послания апостолов, это их письма, самые обыкновенные письма своим близким людям, знакомым им общинам из ссылки, из путешествий, с места своей проповеди. Эти письма от своего учителя, с которым не было возможности общаться лицом к лицу, община прочитывала по сыновнему, очень внимательно и с большой любовью, а потом передавала соседнему храму, соседней общине. Так эти письма становились доступными всем христианам. И сейчас мы их читаем и слышим. Они как бы встали перед Евангелием, между пророчеством Ветхого Завета о Христе и исполнением этих пророчеств в самом Евангелии. Чтец, который читает эти послания, стоит посередине храма, как сам апостол, пришедший в общину христиан и возвещающий людям спасение, которое Господь принес в мир, а дьякон совершает каждение алтаря, того, кто читает апостол, а потом всех молящихся. Священник во время чтения апостола сидит, как равноапостольный, как тот, кто теперь в общине знаменует собой присутствие апостольства, является продолжателем апостольского служения, — ведет людей ко Христу, и возвещает людям правду Божию. Вот смысл чтения апостольского и потом евангельского. После того, как Апостол прочитан, чтец возглашает — Аллилуия, это относится уже не к Апостолу, а к чтению Евангелия, о котором мы будем говорить позднее.