Богослужебный «Апостол»: содержание и порядок чтения

Данная бро­шюра пред­на­зна­чена для тех хри­стиан, кото­рые хотят само­сто­я­тельно разо­браться с поряд­ком чтения книги Апо­стол за бого­слу­же­нием в церкви, а также для всех жела­ю­щих рас­ши­рить свой кру­го­зор.

Во время службы в церкви чита­ются бого­слу­жеб­ные книги «АПО­СТОЛ» и «ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ». Чтение этих книг Нового Завета — вели­кий момент бого­слу­же­ния. Сна­чала веща­ется слово апо­сто­лов. Нужно собрать все духов­ные силы, чтобы не на камень пало слово Божие, чтобы не засо­рила и не заглу­шила его сорная трава.

Поря­док чтения «АПО­СТОЛА» и «ЕВАН­ГЕ­ЛИЯ» — сле­ду­ю­щий:

Во время пения «Три­свя­таго», или стихов поемых вместо него, чтец бла­го­слов­ля­ется у иерея, и исхо­дит с книгою «АПО­СТОЛ» на сре­дину церкви, в среду народа, как бы к наро­дам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.

Иерей воз­гла­шает: «Вонмем, мир всем

».

Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех моля­щихся, отве­чает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кла­ня­ются в пояс без крест­ного зна­ме­ния) — ответ­ное поже­ла­ние свя­щен­но­слу­жи­телю, пре­по­да­ю­щему бла­го­дат­ный мир, того же мира от Гос­пода.

Иерей: «Пре­муд­рость, вонмем

».

Чтец: «Про­ки­мен

,
псалом Дави­дов
…», и ска­зы­вает про­ки­мен и стих его. И паки повто­ряет самый про­ки­мен.

Лик между тем трижды отпе­вает про­ки­мен тот. Но кроме вели­ких празд­ни­ков, в сед­мич­ные и в вос­крес­ные дни, почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два про­кимна, но три про­кимна не бывают нико­гда, хотя бы и три зачала было.

Два же про­кимна поются так: первый про­ки­мен берётся от пер­вого зачала апо­стола. Прежде чита­ется про­ки­мен дню, потом стих его, потом про­ки­мен свя­тому. Напри­мер, в вос­крес­ный день прежде чита­ется вос­крес­ный, потом стих его, потом про­ки­мен свя­тому. Если святой в свят­цах в этот день не указан, тогда свя­тому не читаем, чтем Бого­ро­дице, аще насто­я­тель изво­лит. Паче же если храм Бого­ро­дицы, тогда чтем неот­ложно, если свя­таго нет. По про­чте­нии про­кимна чтецом, лик поёт его. По про­чте­нии стиха про­кимна чтецом, лик поёт первый про­ки­мен. По про­чте­нии вто­рого про­кимна чтецом, лик поёт второй про­ки­мен. Стих же вто­рого про­кимна, а если будет три зачала, то и третий про­ки­мен с его стихом, остав­ля­ются. Но из трёх остав­ля­ется про­ки­мен от того апо­стола, кото­рый чита­ется в сере­дине, под главу пер­вого (как чита­ется второе зачало под главу пер­ваго опи­сано ниже).

По про­ким­нах иерей воз­гла­шает: «Пре­муд­рость».

Чтец ска­зы­вает над­пи­са­ние посла­ния апо­стола, напри­мер: «К Корин­фя­ном посла­ния свя­таго апо­стола Павла чтение» или «Деяний святых апо­стол чтение» и т.п.

Посём иерей: «Вонмем

».

Чтец же чтёт посла­ние апо­стола, те зачала, кото­рые пред­пи­саны в этот день. Если два зачала, то окан­чи­вая первый, чтец воз­вы­шает голос с неболь­шим нако­нец пони­же­нием. Первый и второй зачал начи­нает со слов над­пи­са­ния наверху или внизу стра­ницы, напри­мер: «Братие, святии вси иже верою…» и про­дол­жает читать текст зачала после звёз­дочки. Закан­чи­ва­ется чтение вто­рого зачала воз­вы­ше­нием голоса без пони­же­ния.

Перед нача­лом чтения пер­вого зачала, чтец и весь народ в церкви ограж­дает себя крест­ным зна­ме­нием. Перед нача­лом чтения вто­рого зачала ограж­дать себя крест­ным зна­ме­нием устав не пове­ле­вает.

Когда же будет три зачала, тогда пер­вому не дела­ется в голосе окон­ча­ния, и второй начи­на­ется не с началь­ного слова над­пи­са­ния «Братие…», но прямо с точки под главу пер­вого, то есть чита­ется как единое целое с первым зача­лом.

По окон­ча­нии чтения Апо­стола, иерей воз­гла­шает: «Вонмем, мир ти».

Чтец: «И духови твоему» (чтец кла­ня­ется в пояс).

Иерей: «Пре­муд­рость, вонмем».

Чтец: «Псалом Дави­дов, алли­луйя».

Тогда иерей от цар­ских врат кадит на чтеца и на оба лика и всю цер­ковь. Лик же по стихам чтеца поёт алли­луйя пяти­кратно. Первый раз по воз­гласу чтеца «Псалом Дави­дов, алли­луйя», второй и третий раз по про­чте­нию чтецом стихов алли­луй­ных пер­вого апо­стола, чет­вёр­тый по про­чте­нию алли­луй­ного стиха вто­рого апо­стола, пятый по воз­гла­ше­нии чтецом «Алли­луйя».

Но когда бывает два стиха по алли­луйя вто­рого апо­стола, то и второй стих его ска­зы­ва­ется (два стиха соеди­ня­ются и про­из­но­сятся без при­оста­новки в голосе). Если бывают алли­луйя не на Литур­гии, а на часах (напри­мер, когда совер­ша­ется служба без свя­щен­ника или со свя­щен­ни­ком, но когда нет воз­мож­но­сти слу­жить Литур­гию), тогда вместе с послед­нею алли­луйя ска­зы­ва­ются при­част­ные стихи обоих апо­сто­лов (напи­саны там же, после послед­него стиха и обо­зна­чены словом «При­ча­стен»).

Если бывает один апо­стол на Литур­гии и стихов для пяти­крат­ного про­чте­ния не хва­тает, то к чет­вёр­той алли­луйя чтец повто­ряет тот стих, кото­рый гово­рил по про­кимне или по первой алли­луйя, а в пятый раз воз­гла­шает едину алли­луйя.

После этого чтец подаёт книгу Апо­стол на клирос, и положа три поклона, про­ща­ется, покло­ня­ясь (в землю) прежде во алтарь ко иерею, потом (в пояс) на оба лика, и нако­нец на всю цер­ковь.

Служба

Богослужебный «Апостол» – это книга, в которой описаны дела учеников Иисуса, а также их послания в христианские общины разных городов. Кроме этого, в нем имеются соборные послания. Несмотря на то что чтение «Апостола» во время литургии проходит в течение нескольких минут, богослужение это считается очень важным. Для его службы чтец «Апостола», взяв благословение у священника, выходит на середину храма, оказавшись среди паствы, и рассказывает о том, что делали, как призывали апостолы на заре христианства людей к подвигам во имя Бога. Происходит это во время Божественной Литургии перед началом чтения Евангелия. Также богослужебный «Апостол» читают на Царских Часах. Обратясь к востоку, чтец возносит молитвы не только от своего лица, но и от всех прихожан, стоящих в храме вместе с ним. При чтении прокимнов голос чтеца должен звучать громко, но не резко. Для этого он постепенно повышает его, призывая прихожан ко вниманию. Если прокимен не один, то в конце первого голос чтеца вновь опускается. Следующий читается не менее торжественно и заканчивается на высокой ноте с пропеванием алиллуария.

Очень важным считается момент ознакомления чтеца с прокименом, который будет произнесен во время литургии. Соборность Церкви Христовой несет в себе понимание того, что люди познают веру в Господа не из книг, а непосредственно из служб к Богу. Если священник и чтецы понимают, что они провозглашают народу, то это в виде познания переходит и пастве. Если же чтец и иерей относятся к служению формально, то и понимания в народе они не найдут. Именно поэтому чтец, прежде чем выйти с богослужебным «Апостолом» к людям, должен прочесть все, что ему предстоит огласить во время службы. Если что-то для него неясно, ему должен растолковать священник, чтобы слова дошли до сердца чтеца. Клир также должен быть посвящен в таинства данного служения, так как и на него возлагается ответственность повторять прокимны, а также петь алиллуарии, предназначенные для данной службы.

Привычное для православного слуха пение слов «Аллилуйя» считается не просто прославлением Бога, но и возвещением о Его пришествии на землю. Торжественность данного богослужения заключается не только в умении донести до прихожан смысл происходящего, но и в мастерстве клира помочь в этом пении, которое должно походить не на заученную партитуру, а на пение ангелов у престола Господня.

Многие службы проходят торжественно, но без одухотворения. Даже если четко соблюден порядок чтения «Апостола», без духовного участия всех участников эта служба остается непонятной и мертвой. Многим прихожанам может показаться странным отсутствие иерея на таком важном богослужении. Это объясняется тем, что священник при чтении «Апостола» должен сидеть с южной стороны от Горнего места, как равный апостолам – учитель христианской веры.

Краткие правила служения по фрагментам богослужебной книги, содержащей деяния и послания апостолов, можно прочесть в брошюрах, изданных специально для чтецов. Отрывок из книги ясно показывает, что для человека, не приобщенного к церковным службам, будет стоить большого труда разобраться во всех этих премудростях.

Во время пения «Трисвятаго», или стихов поемых вместо него, чтец благословляется у иерея, и исходит с книгою «АПОСТОЛ» на средину церкви, в среду народа, как бы к народам всего мира, сеять Слово Христа в сердца людей.

Иерей возглашает: «Вонмем, мир всем».

Чтец, стоя лицом к востоку, от лица всех молящихся, отвечает: «И духови твоему» (чтец и весь народ кланяются в пояс без крестного знамения) — ответное пожелание священнослужителю, преподающему благодатный мир, того же мира от Господа.

Иерей: «Премудрость, вонмем».

Чтец: «Прокимен, псалом Давидов…», и сказывает прокимен и стих его. И паки повторяет самый прокимен.

Лик между тем трижды отпевает прокимен тот. Но кроме великих праздников, в седмичные и в воскресные дни почти всегда читают по два, а иногда и по три зачала, поэтому тогда поются два прокимна, но три прокимна не бывают никогда, хотя бы и три зачала было.

Поря­док чтения Апо­стола и Еван­ге­лия

В конце книги «Апо­стол» име­ются ука­за­тели чтений: «СКА­ЗА­НИЕ ИЗВЕСТНО ИЖЕ ПО ВСЯ ДНИ», «НАЧАЛО СВЯТЫЯ ЧЕТ­ВЕ­РО­ДЕ­СЯТ­НИЦЫ», «СОБОР­НИК, 12 МЕСЯ­ЦЕМ», «ПРО­КИМНИ И АПО­СТОЛИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ НА ВСЯКУ ПОТРЕБУ РАЗ­ЛИЧ­НИИ», «ПРО­КИМНИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ ВОС­КРЕСНЫ ОСМИ ГЛАСОВ», «ПРО­КИМНИ И АЛЛИ­ЛУ­А­РИИ ДНЕВ­НИИ».

В этом раз­деле име­ется:

  • ука­за­ние дня или празд­ника;
  • про­ки­мен и стих его;
  • номер зачала, кото­рое должно быть про­чи­тано в данный день;
  • алли­луй­ные стихи и при­частны.

Весь текст книг АПО­СТОЛ и ЕВАН­ГЕ­ЛИЕ для удоб­ней­шего чтения в церкви раз­де­лён на зачала. Зачало — это про­ну­ме­ро­ван­ные фраг­менты тек­стов Еван­ге­лия и Апо­стола, на кото­рые они раз­де­лены для поль­зо­ва­ния при совер­ше­нии бого­слу­же­ний. Зачало — это не глава, это несколько стихов, но рас­по­ло­жены они в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти. Исполь­зуя бого­слу­жеб­ный круг чтения Апо­стола и Еван­ге­лия в тече­ние всего года, вы про­чтете весь Апо­стол и все Еван­ге­лия. Книга Апо­стол содер­жит:

а) Деяния святых апо­сто­лов;

б) семь Собор­ных посла­ний;

в) четыр­на­дцать Посла­ний св. апо­стола Павла.

Все зачала идут непре­рыв­ным поряд­ком. От начала Деяний до конца Посла­ния к евреям всего 335 зачал, и отступ­ле­нием от него служит лишь нали­чие двух 50‑х и двух 51‑х зачал: одни из них отно­сятся к Дея­ниям Апо­столь­ским, а другие к Посла­нию св. апо­стола Иакова. 50-е и 51‑е зачала явля­ются послед­ними в книге Деяний, а в Посла­нии св. Иакова 50-е и 51‑е зачала пер­выми. При­чина такой нуме­ра­ции зачал такова: книга Деяний раз­де­лена на 51 зачало, но из них 33‑е и 49‑е не чита­ются по ряду, а упо­треб­ля­ются за бого­слу­же­нием в особые дни года (33 зачало 29-го авгу­ста — в день Усек­но­ве­ния главы св. Иоанна Пред­течи, а 49‑е зачало — 21 мая в день памяти свя­того рав­ноап­о­столь­ного Кон­стан­тина Вели­кого).

Итак, рядо­вых зачал в Дея­ниях без двух ока­зы­ва­ется фак­ти­че­ски не 51, а 49, и поэтому сле­ду­ю­щие рядо­вые зачала в Посла­нии св. Иакова обо­зна­чены циф­рами 50 и 51.

Неко­то­рые мно­го­опыт­ные устав­щики по — иному объ­яс­няют факт нали­чия двух 50‑х и двух 51‑х зачал. При­ве­дём такое объ­яс­не­ние. «Для начала сле­дует уяс­нить, что стро­гого деле­ния на главы/зачала в древ­них руко­пи­сях нет. Посла­ние Иако­вле в одних книгах начи­на­ется 50‑м зача­лом, а в других 51‑м. Напри­мер в Чудов­ской руко­писи Нового Завета писан­ной, по пре­да­нию, Алек­сием, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским, чудо­твор­цем (ум. в 1378 г.) в Посла­нии Иаковли пять 51‑х зачал и два 52‑х.!

Второй нема­ло­важ­ный момент выяс­не­ния от чего такая несты­ковка в нуме­ра­ции — это уяс­нить себе, какие были книги в упо­треб­ле­нии Цер­ко­вью. Пер­во­на­чально были пере­ве­дены с гре­че­ского Еван­ге­лие-апра­кос и Апо­стол-апра­кос. В апра­косе текст рас­по­ло­жен так, как он чита­ется на цер­ков­ных служ­бах, начи­ная от Пасхи. Напри­мер в извест­ном Остро­ми­ро­вом Еван­ге­лии (1057г.) еже­днев­ные чтения даны на период от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы. А на весь остав­шийся год только чтения суб­бот­ние и вос­крес­ные. В Апо­сто­лах-апра­ко­сах после Деяний св. Апо­сто­лов всегда шли Посла­ния св. апо­стола Павла. А Собор­ные Посла­ния нахо­ди­лись в конце книги, также и сейчас они поло­жены в конце годо­вых чтений после Посла­ния к евреям. Напри­мер, такое рас­по­ло­же­ние книг в Новом Завете (Деяния, Посла­ния апо­стола Павла, Собор­ные Посла­ния) при­нято на Западе у като­ли­ков и про­те­стан­тов. На Востоке же при состав­ле­нии четьего Апо­стола — Собор­ные Посла­ния стали раз­ме­щать после Деяний Апо­столь­ских. Вот тут, как я пола­гаю, и про­изо­шла несты­ковка в номе­рах зачал. Деяния делятся на 51 зачало, а Посла­ние Иако­вле начи­на­ется с 50-го зачала. Деле­ние на такое число, видимо не слу­чайно, как сим­во­лика Пяти­де­сят­ницы и соше­ствия Свя­таго Духа. Напри­мер, диакон Аммо­ний в 4 веке Деяния раз­де­лил на 40 глав. Тоже сим­во­ли­че­ское число!».

В Апо­столе встре­ча­ются зачала, обо­зна­чен­ные словом «от полу», т.е. от поло­вины. Само зачало в этом случае, имеет на полях два над­пи­са­ния. Напри­мер, зачал 280‑й (к Тимо­фею посла­ние свя­таго апо­стола Павла) имеет такое деле­ние. Первая поло­вина чита­ется 2‑го октября, а вторая в неделю 31‑ю.

Текст в бого­слу­жеб­ных книгах печа­та­ется черным шриф­том, а все ука­за­ния и объ­яс­не­ния крас­ным шриф­том (кино­ва­рью). При каждом зачале стоит звез­дочка, а внизу ука­зано, когда это зачало чита­ется и какими сло­вами надо начи­нать чтение этого зачала. Счет зачал начи­на­ется с Пасхи, откры­ва­ю­щей «новый год» подвиж­ного годо­вого цикла.

Зачала бывают:

  • рядо­вые — на каждый день в тече­ние года;
  • для празд­нич­ных служб;
  • для бого­слу­же­ний во время Вели­кого поста;
  • для «общих служб» святым;
  • зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб).

Зна­ко­миться с тек­стом, кото­рый будет читаться на службе, необ­хо­димо зара­нее. Сле­дует пом­нить, что текст чита­е­мый чтецом, пони­ма­ю­щим смысл слов, могут понять и слу­ша­ю­щие люди. Если же чтец сам не пони­мает смысла чита­е­мого, то и люди слу­ша­ю­щие не имеют шансов понять его, разве что кто-то зара­нее будет знаком с чита­е­мым зача­лом. Поэтому чтецу необ­хо­димо нака­нуне службы, озна­ко­миться с про­ким­нами и их сти­хами, с зача­лами и алли­луй­ными сти­хами на пред­сто­я­щий день.

А поря­док чтения Апо­стола и Еван­ге­лия сле­ду­ю­щий:

В ВОС­КРЕ­СЕ­НЬЕ: Всегда прежде чита­ется недель­ное, потом если есть, то свя­тому, а если два святых, то и обоим, мень­шего под главу недель­ного. А если нет свя­тому, то к недель­ному при­ла­га­ется второе Бого­ро­дице, но во время Триоди, исклю­чая недели мытаря, блуд­наго, второй недели Вели­кого Поста, Бого­ро­дице не при­ла­га­ется, разве только когда будет ей наро­чи­тое празд­нен­ство, тогда в Три­од­ный период10 Бого­ро­дице не отла­га­ется.

В СЕД­МИЧ­НЫЕ ДНИ: Прежде дню, а потом свя­тому, а если два святых, то обоим, мень­шему под главу днев­ного.

В СУБ­БОТУ: Во время Триоди поря­док тот же, как и в сед­мич­ные дни, но кроме Триоди, днев­ной уже не пред­ше­ствует свя­тому, но после­дует оному, про­из­во­ля­ю­щие же читают и третие зачало за упокой, но по уставу за упокой Апо­стол и Еван­ге­лие чита­ются только, когда нет свя­тому. Таким же обра­зом заупо­кой­ные зачала Апо­стола и Еван­ге­лия читают не только в суб­боту, но и равно во все сед­мич­ные дни.

В ВЕЛИ­КИЕ ГОС­ПОД­СКИЕ И БОГО­РО­ДИЧ­НЫЕ, равно же и святым, ХРА­МО­ВЫЕ ПРАЗД­НИКИ — чтение Апо­стола и Еван­ге­лия бывает только еди­ному празд­нику, а рядо­вое дню чита­ется в преды­ду­щий день под главу.

Иногда бывает недо­ста­ток зачал Апо­стола и Еван­ге­лий до недели мытаря и фари­сея. В этом случае необ­хо­димо отсту­пить вспять и снова начать читать уже про­чи­тан­ные зачала, по коли­че­ству недо­ста­ю­щих седмиц, сколько их не хва­тает до недели мытаря и фари­сея. Такое дей­ствие назы­ва­ется отступ­кой.

ПЕНИЕ АНТИ­ФО­НОВ. В вели­кие празд­ники бывает пение особых празд­нич­ных анти­фо­нов в виде стихов из псал­мов, содер­жа­щих про­ро­че­ства или пре­ду­ка­за­ния на данный празд­ник. В книге Апо­стол есть ука­за­ние на пение таких анти­фо­нов в сле­ду­ю­щие празд­ники:

  • В неделю Пасхи;
  • в чет­верг Воз­не­се­ния;
  • в неделю Пяти­де­сят­ную;
  • в неделю цвет­ную (Верб­ное вос­кре­се­ние);
  • на Воз­дви­же­ние Чест­наго и Живо­тво­ря­щего Креста;
  • на Роже­ство Гос­пода Бога и Спаса нашего Исуса Христа;
  • на св. Бого­яв­ле­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Исуса Христа;
  • на Пре­об­ра­же­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Исуса Христа.

При этом к пер­вому анти­фону бывает припев:

«Молит­вами Бого­ро­дицы, Спасе, спаси нас», ко 2‑ому — «Спаси ны, Сыне Божии, рож­де­ися от Девы…» или: «Пре­об­ра­зи­вы­ися на горе…» и т. д. «Поющих ти: Алли­луиа, (трижды)». Тре­тьим анти­фо­ном явля­ются стихи из псал­мов, чере­ду­ю­щи­еся с пением тро­паря празд­ника.

Во всех выше­пе­ре­чис­лен­ных слу­чаях после вто­рого анти­фона на «Слава, и ныне» поется всегда тор­же­ствен­ный гимн Вопло­тив­ше­муся Сыну Божию, состав­лен­ный по пре­да­нию импе­ра­то­ром Юсти­ни­а­ном: «Еди­но­род­ный Сын Слово Божие, без­смер­тен сый, изво­ли­вый спа­се­ния нашего ради вопло­ти­тися, от Святыя Бого­ро­дицы, и Прис­но­девы Марии, непре­ложно воче­ло­ве­чи­выйся, рас­пятся Христе Боже, смер­тию на смерть насту­пи­выи, Едине сыи Святыя Троицы, спро­слав­ля­е­мыи Отцу и Свя­тому Духу, спаси нас».

При­ве­дём кон­крет­ный пример дей­ствий чтеца при пении особых празд­нич­ных анти­фо­нов на празд­ник Бого­яв­ле­ние Гос­пода Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Текст анти­фо­нов этого празд­ника при­ве­дён в книге Апо­стол в раз­деле «СОБОР­НИК, 12 МЕСЯ­ЦЕМ», месяца января в шестой день.

Во время чтения екте­нии, чтец берёт книгу Апо­стол и ста­но­вится перед иконой Спа­си­теля (справа от Цар­ских Врат). Бла­го­слов­ляться перед этим не нужно. По окон­ча­нии чтения екте­нии, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к веду­щему кли­росу, (назо­вём его — первый лик) кла­ня­ется в пояс и читает текст: «Во исходе Изра­и­леве от Египта дому Ияковля из людий варвар. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется пер­вому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля. Первый лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к дру­гому лику, кла­ня­ется в пояс и читает второй стих: «Бысть Иудея свя­тыни Его, Изра­иль область Его. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется вто­рому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля, второй лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает третий стих также как преды­ду­щие стихи. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к дру­гому лику, кла­ня­ется в пояс и читает чет­вёр­тый стих тем же поряд­ком. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает: «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Чтец кла­ня­ется пер­вому лику в пояс и пово­ра­чи­ва­ется лицом к иконе Спа­си­теля. Первый лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих. По окон­ча­нии пения этого стиха, чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом ко вто­рому лику, кла­ня­ется в пояс и читает: «И ныне, и присно, и во веки веком, аминь. Молит­вами Бого­ро­дицы Спасе спаси нас». Второй лик тем вре­ме­нем отпе­вает этот стих.

Потом свя­щен­ни­ком чита­ется екте­ния малая, по окон­ча­нии кото­рой чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом ко вто­рому лику, кла­ня­ется в пояс и читает стихи вто­рого анти­фона, тем же поряд­ком, что и первый анти­фон. Дойдя до слов «Слава, и ныне», про­из­но­сит: «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу» и оста­нав­ли­ва­ется. Лик поёт «Слава…, и ныне…» и тор­же­ствен­ный гимн «Еди­но­род­ный Сын Слово Божие…».

Потом свя­щен­ни­ком чита­ется екте­ния малая, по окон­ча­нии кото­рой чтец пово­ра­чи­ва­ется лицом к пер­вому лику, кла­ня­ется в пояс и читает стихи тре­тьего анти­фона, тем же поряд­ком.

Чтец: «Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви, яко благ яко в век милость Его. Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе Гос­поди».

Лик же отпе­вает тро­парь пол­но­стью: «Во Иор­дане кре­ща­ю­щуся Тебе, Гос­поди, Тро­и­че­ское явися покло­не­ние: Роди­те­лев бо глас сви­де­тель­ство­ваше Тебе, воз­люб­лен­наго Тя Сына именуя, и Дух в виде голу­бине извест­во­ваше сло­весе утвер­же­ние. Явлейся Христе Боже, и мир про­све­щей, слава Тебе».

По про­чте­нии всех стихов тре­тьего анти­фона до слов «Вход», все кли­ро­шане (первый и второй лик) выхо­дят на центр храма и там поют послед­ний стих. Чтец стоит лицом к иконе Спа­си­теля, а по воз­вра­ще­нии кли­ро­шан на свои места кладёт книгу Апо­стол.

При воз­гла­ше­нии стихов анти­фона, сле­дует обра­щать вни­ма­ние на встре­ча­ю­щи­еся иногда вместо стихов над­писи: «Той же и другая страна», или «Другая страна той же стих», или «Стих 1, дважды». В этом случае чтец повто­ряет ранее про­чи­тан­ный стих.

Выше­ука­зан­ный поря­док чтения анти­фо­нов при­ме­ня­ется в том случае, если чтец не обла­чён в свя­щен­ные одежды. При чтении анти­фо­нов лицами в свя­щен­ном обла­че­нии, напри­мер све­ще­нос­цами, обла­чён­ными в сти­харь, чтец не стоит на одном месте перед иконой Спа­си­теля, а пере­хо­дит через крас­ную дорожку (на кото­рую могут насту­пать только свя­щен­ные лица) от одного кли­роса к дру­гому. Во всем осталь­ном поря­док дей­ствий сохра­ня­ется тем же.

При­ме­ча­ния:

Обычно после того как «Святый Боже…» будет про­пето в третий раз.

Так Гос­подь после Своего слав­ного Вос­кре­се­ния при­вет­ство­вал Своих уче­ни­ков. С этим Боже­ствен­ным при­вет­ствием Он послал их на все­мир­ную про­по­ведь Еван­ге­лия. Этим воз­гла­сом пред­ла­га­ется людям внять сле­ду­ю­щему: мир всем — озна­чает соеди­не­ние, ибо Хри­стос разо­рил вражду между Богом и чело­ве­ком, чтобы мир Божий пре­вос­хо­дя­щий всякий ум, соблю­дал сердца наши и разу­ме­ния о Христе Иисусе.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

Воз­глас «Пре­муд­рость, вонмем» — обра­щает вни­ма­ние людей на зна­че­ние про­кимна от псалма Дави­дова.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

Про­ки­мен это крат­кий стих из псал­мов, кото­рый пред­ше­ствует чтению Свя­щен­ного Писа­ния (про­ро­че­ского, апо­столь­ского и еван­гель­ского) или пению других стихов, и выра­жает или силу и содер­жа­ние сле­ду­ю­щего за ним чтения, или зна­че­ние насто­я­щего дня. Стих избран­ный в про­ки­мен из псал­мов Давида, один нико­гда не бывает, но за ним всегда сле­дуют другие стихи, кото­рые объ­яс­няют и под­твер­ждают содер­жа­ние и силу заклю­ча­ю­щу­юся в нём. Его поют перед всяким стихом, сколько бы их не было, и сам он ещё раз после повто­ря­ется.

Слова «Про­ки­мен, псалом Дави­дов …» не про­из­но­сятся если первым чита­ется зачал Бого­ро­дице или святым отцам. Тогда чтец сразу воз­гла­шает: «Песнь Бого­ро­дице…» или «Песнь отцем…».

Лик — хор певчих.

Воз­гласы «Пре­муд­рость» и «Вонмем», к началу чтения, упо­треб­ля­ются только в смысле вни­ма­тель­ного слу­ша­ния чита­е­мого.

Если служба совер­ша­ется без свя­щен­ника, этот воз­глас не про­из­но­сят и ничем не заме­няют.

Это каж­де­ние уста­нов­лено в знак бла­го­го­ве­ния перед насту­па­ю­щим чте­нием Еван­ге­лия и ука­зы­вает на то, что через про­по­ведь еван­гель­скую бла­го­дать Свя­таго Духа, раз­лив­шись во все концы мира, обла­го­ухала сердца людей и обра­тила их к Жизни Вечной.

Апра­кос значит недель­ный. Этим назва­нием опре­де­ляли Еван­ге­лие и Апо­стол, рас­по­ло­жен­ные по порядку днев­ных цер­ков­ных чтений при бого­слу­же­нии, начи­ная с недели Пасхи.

Апра­кос значит недель­ный. Этим назва­нием опре­де­ляли Еван­ге­лие и Апо­стол, рас­по­ло­жен­ные по порядку днев­ных цер­ков­ных чтений при бого­слу­же­нии, начи­ная с недели Пасхи.

ТРИОДЬ ПОСТ­НАЯ, ТРИОДЬ ЦВЕТ­НАЯ — службы пред­пас­халь­ного и после­пас­халь­ного пери­ода. Пост­ная Триодь содер­жит молит­во­сло­вия на дни Вели­кого Поста и на недели, при­го­то­ви­тель­ные к нему, начи­ная с Недели о мытаре и фари­сее и до Вели­кой Суб­боты вклю­чи­тельно. Цвет­ная Триодь заклю­чает в себе пес­но­пе­ния от Недели Пасхи до Недели Всех святых (девя­тая неделя по Пасхе или первая по Пять­де­сят­нице).

Анти­фон — озна­чает попе­ре­мен­ное пение цер­ков­ных пес­но­пе­ний, кото­рое испол­ня­ется на обоих кли­ро­сах, обоими ликами.

Анти­фон — озна­чает попе­ре­мен­ное пение цер­ков­ных пес­но­пе­ний, кото­рое испол­ня­ется на обоих кли­ро­сах, обоими ликами.

История христианства в богослужебной книге

В то же время «Апостол» несет в себе саму историю развития христианской церкви. Если читать его последовательно ежедневно, то можно узнать, что на заре христианства, судя по посланиям Иуды, уже существовала традиция среди нечистых в помыслах людей выдавать себя за апостолов – посланников Господа. Христианские общины, принимая таких людей, могли по их примеру и поучениям отойти от Бога.

Первые христиане были бывшими язычниками со своими грехами, которые было не так просто искоренить. Если же к ним приходили люди, призывавшие их продолжать творить всякие непотребства, то им, не окрепшим в своей вере, было легко впасть в искушение. Лжеапостолы же, чтобы их принимали более радушно, потакали людским слабостям, проповедуя богохульные мысли. Ведь люди эти приходили лишь для того, чтобы сытно поесть, предаться блуду и говорить о том, чего не понимают. Недаром святой Иуда сравнивает их с бессловесными животными, которые только и знают, чем себя осквернить. Они во всем ищут выгоду, общаясь с людьми, но при этом всем недовольны. Для них у Господа приготовлена кара, как для неверующих израильтян, выведенных Моисеем из Египта, для городов Содом и Гоморра, погрязших в блуде, как для ангелов, восставших против Господа. В своем послании Иуда предостерегает верующих от общения с подобными людьми, которые, словно тучи без дождя, блуждают, носимые ветром.

Настоящие же апостолы отличались нестяжательством. Посещая христианские общины в различных городах, они нигде надолго не задерживались, видя свое предназначение в распространении веры, а не в проповедях на одном месте. Для путешествий своих они просили в общине только хлеба, которого им должно было хватить до следующего города. Тем самым они показывали свою незаинтересованность в материальных благах.

Деяния святых апостолов. Глава 1

На главную

Все авторы

Главная → Библия → Деяния святых апостолов

1 Первую книгу написал я к
тебе,
Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала[1] Лк. 1:3. 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,[2] Мк. 16:15. Ин. 20:21. 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.[3] Мф. 28:7. Мк. 16:14.

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,[4] Лк. 24:49. Ин. 14:26. 5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.[5] Мф. 3:11. Мк. 1:8.

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?[6] Дан. 7:18, 27. Ам. 9:11.

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.[8] Лк. 24:49. Деян. 2:32.

9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.[9] Мк. 16:19. Лк. 24:51.

10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.[11] Дан. 7:13. Мф. 25:31; 26:64. 1Фес. 1:10. Откр. 1:7.

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.

13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат

Иакова.[13] Мф. 10:2.

14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми

женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.

15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал 16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;[16] Пс. 40:10. Ин. 13:18; 18:3. 17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; 18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;[18] Мф. 27:5. 19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама́, то есть земля крови.

20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой.[20] Пс. 68:26; 108:8.

21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, 22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; 24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал 25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.

26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Следующая страница →

Деяния святых апостолов

2 стр. → Страницы:
1
Всего 29 страниц

© «Онлайн-Читать.РФ», 2017-2022 Обратная связь

Проповедь апостола Павла

В послании к римлянам Павел в первую очередь объясняет, что вера его не только для иудеев, что проповедовать он будет и язычникам. Однако, утверждая, что несет веру каждому, он обличает тех, кто не принимает ее, так как не может отказаться от своих грехов, совершаемых с верой в разуме, который склонен извращать любую истину. В то же время, зная, что творят беззаконие, они не только сами продолжают заниматься непотребствами, но и поощряют на это других.

Христианам же он запрещает осуждение. В первую очередь право судить есть только у Господа. Если же человек осуждает другого, то он как бы берет его грех на себя, что не может быть для него защитой перед Богом. С каким бы старанием человек ни делал добрые дела, если в нем нет веры и любви, то нет и проку во всех его начинаниях.

Борьба с грехами

И все же в посланиях к римлянам Павел скорбит о грехах, которые продолжали по немощи своей творить первые христиане. Он грозил страшным судом от Господа, который не потерпит быть обманутым внешним поклонением, когда внутри человек продолжает жить, как язычник. Однако справиться с искушениями этого мира не так просто. Именно поэтому Павел призывает не просто креститься, но принять веру духом своим, что даст возможность не творить зла не по закону, а по любви к Богу. Ведь израильтяне знали о пришествии Миссии, а когда он пришел, они не признали Его. Язычники ничего этого не знали, но приняли Бога всем сердцем и оказались среди избранных.

Деяния Святых Апостолов

1

И сказал первосвященник: так ли это?

2

И тот сказал: Мужи братья и отцы! Послушайте! Бог славы явился отцу нашему Аврааму, когда он был еще в Месопотамии, прежде поселения его в Харране, и сказал ему:

3

«выйди из земли твоей и из родни твоей и иди в землю, которую Я тебе укажу».

4

Тогда, выйдя из земли Халдейской, поселился он в Харране. И оттуда, по смерти отца его, Бог переселил его в эту землю, на которой вы теперь живете.

5

И не дал ему наследия в ней ни на стопу ноги, но обещал дать ее во владение ему и семени его после него, обещал, когда не было у него детей.

6

И Бог сказал так: «будет семя его пришельцем на земле чужой, и поработят его и будут творить ему зло четыреста лет.

7

И народ, которому они будут рабами, судить буду Я» – Бог сказал, – «и после этого они выйдут и будут служить Мне на этом месте».

8

И дал ему завет обрезания. И так родил он Исаака и обрезал его в день восьмой; и Исаак – Иакова, и Иаков – двенадцать патриархов.

9

И патриархи, позавидовав Иосифу, продали его в Египет. И был Бог с ним,

10

и избавил его от всех скорбей и дал ему милость и мудрость в глазах фараона, царя Египетского. И поставил его начальником над Египтом и над всем домом его.

11

И пришел голод на весь Египет и Ханаан, и скорбь великая; и не находили пищи отцы наши.

12

Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал отцов наших в первый раз.

13

И во второй раз узнан был Иосиф братьями своими, и стал известен фараону род Иосифа.

14

Иосиф же послал и вызвал Иакова, отца своего, и всю родню: семьдесят пять душ.

15

И сошел Иаков в Египет и скончался сам и отцы наши;

16

и были они перенесены в Сихем и положены в гробнице, которую купил Авраам ценой серебра у сынов Емморовых в Сихеме.

17

Когда же стало приближаться время исполниться обещанию, которое Богу угодно было дать Аврааму, возрос народ и умножился в Египте.

18

Так было, пока не восстал иной царь над Египтом, который не знал Иосифа.

19

Он, прибегнув к хитрости против рода нашего, в злобе на отцов, заставлял их бросать младенцев своих, чтобы те не оставались в живых.

20

В это время родился Моисей и был прекрасен пред Богом. Его кормили три месяца в доме отца.

21

А когда был он брошен, взяла его к себе дочь фараона и воспитала его как своего сына.

22

И научен был Моисей всей мудрости Египетской и был силен в словах и делах своих.

23

Когда же исполнялось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых.

24

И увидев, что кого-то обижают, он заступился и отомстил за страдавшего, поразив Египтянина.

25

Он думал, что братья понимают, что Бог рукой его дает спасение им; но они не поняли.

26

На следующий день он появился между ними, когда они дрались, и склонял их к миру словами: «мужи, вы – братья; почему вы обижаете друг друга?»

27

Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: «кто тебя поставил начальником и судьей над нами?

28

Не хочешь ли ты убить меня так же, как убил вчера Египтянина?»

29

И бежал Моисей из-за этого слова и стал пришельцем в земле Мадиамской, где он родил двух сыновей,

30

И по исполнении сорока лет, явился ему в пустыне горы Синая Ангел в пламени горящей купины.

31

Моисей же, увидев, дивился видению. А когда он подходил, чтобы всмотреться, раздался голос Господа:

32

«Я – Бог отцов твоих, Бог Авраама, и Исаака, и Иакова». Объятый трепетом, Моисей не посмел всматриваться,

33

И сказал ему Господь: «сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, земля святая.

34

Увидел Я, увидел притеснение народа Моего, который в Египте, и стенание его услышал и нисшел освободить их. И теперь иди, Я пошлю тебя в Египет».

35

Этого Моисея, которого они отвергли, сказав: «кто тебя поставил начальником и судьей?» – его-то послал Бог и начальником и избавителем, рукою Ангела, явившегося ему в купине.

36

Это он вывел их, творя чудеса и знамения в земле Египетской и в Чермном море и в пустыне сорок лет.

37

Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: «Пророка вам воздвигнет Бог из братьев ваших, как меня».

38

Это тот, кто в собрании в пустыне был с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими; тот, который принял слова живые, чтобы дать вам,

39

которому не захотели покориться отцы ваши, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту,

40

сказав Аарону: «сделай нам богов, которые пойдут впереди нас, ибо Моисей этот, который вывел нас из земли Египетской, – не знаем, что случилось с ним».

41

И сделали они тельца в дни те, и принесли жертву идолу, и радовались делу рук своих.

42

И отвратился Бог и предал их служить воинству небесному, как написано в книге Пророков: «Заклания и жертвы принесли ли вы Мне за сорок лет в пустыне, дом Израилев?

43

И взяли вы с собою скинию Молоха и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им, и Я переселю вас дальше Вавилона».

44

Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать её по образу, который тот увидел.

45

Её, получив по преемству, и внесли отцы наши с Иисусом во владения народов, которых изгнал Бог от лица отцов наших. Так было до дней Давида,

46

который обрел благодать пред Богом и молился о том, чтобы найти жилище Богу Иакова.

47

Соломон же воздвиг Ему дом.

48

Но не живет Всевышний в рукотворенном, как говорит пророк:

49

«Небо – Мне престол, а земля – подножие ног Моих. Какой дом вы построите Мне, говорит Господь, или какое место покоя Моего?

50

Не Моя ли рука сотворила это всё?»

51

Жестоковыйные и необрезанные сердцем и ушами, вы всегда Духу Святому противитесь, как отцы ваши, так и вы.

52

Кого из пророков не гнали отцы ваши? И убили они предвозвестивших пришествие Праведного, Которого предателями и убийцами вы теперь сделались,

53

вы, которые получили Закон в наставлениях ангельских и не сохранили.

54

Слыша это, они кипели бешенством в сердцах своих и скрежетали на него зубами.

55

А он, полный Духа Святого, устремил взор к небу и увидел славу Божию и Иисуса, стоящего по правую сторону Бога,

56

и сказал: вот я вижу отверстые небеса и Сына Человеческого стоящего по правую сторону Бога.

57

Они же, закричав громким голосом, зажали уши свои и устремились единодушно на него;

58

и, выгнав его за пределы города, побивали камнями. И свидетели сложили одежды свои у ног юноши, называемого Савлом.

59

И побивали камнями Стефана, а он взывал и говорил: Господи Иисусе, прими дух мой.

60

И склонив колени, воскликнул громким голосом: Господи, не вмени им этого греха! И сказав это, почил.

Любая власть — от Бога

Отдельно он говорит о покорности всякой власти свыше, так как она всегда от Бога и дисциплинирует людей. Нужно только помнить об этом, не хулить, а исполнять все доброе, предписанное властью. Тогда тому, кто не делал злого, не будет кары, а кто делает доброе – будет награда.

В конце послания Павел перечисляет людей, которые успели славно потрудиться для распространения христианской веры, а также для укрепления христианской церкви. Это люди различных сословий из разных городов и, скорее всего, до обращения в христианство имевшие разные религиозные взгляды.

Мудрость Бога и безумие мира

В первом послании к коринфянам апостол Павел призывает общину к единству не по имени крестившего, а ради того, чье имя проповедуется. Таким образом, Павел, отрекаясь от себя, говорит, что он пришел к ним не как Павел, а как посланник распятого Иисуса Христа — только о Нем стоит помнить, только Его именем стоит называться. Объяснить силу своих проповедей Павел сам не в состоянии. Только Дух Святой, по его мнению, мог придать силы проповедям слабого и неуверенного в себе человека. Только Божье благословение могло объединить сильных и слабых, бедных и богатых. Лишь Господь мог дать силы неученым апостолам своим убеждать мудрецов их века и сильных мира.

Языческие корни первых христиан

Также апостол Павел в своем первом послании к коринфянам рассуждает о том, что Дух Святой, который помогает ему в обращении язычников в христианство, есть величайшая тайна для живущих на этой земле. Но тайна эта открыта для познания не разумом или душой, а тем же Духом, который объединяет их в единой вере. Не в вере Павла или других апостолов, а в вере в Господа Иисуса Христа.

В то же время Павел осознает, что человек, выросший в среде язычников, не может мгновенно воспринять всю силу христианской веры. Он сравнивает их с младенцами, которых нужно кормить молоком, а не твердой пищей. Они должны осознать, что все, что делают апостолы – лишь помощь Господу, который есть и фундамент, и взращиватель всего. Люди же – священный храм, в котором обитает Святой Дух. Горе тому, кто разрушит тот храм. И тут же обличает своих учеников в великом блуде и гордыне, которая способна погубить не только отдельных людей, но, как плохая закваска, все тесто. И при этом тому, кто не согрешил, не стоит общаться с грешниками, но и судить их не нужно. Суд – дело Господа, только он видит человека не внешне, а изнутри.

Христианская семья

В этом же послании он дает четкие указания о семейной жизни христиан. Однако не настаивает на них, а лишь предлагает. Если выполнять их неукоснительно, то не впадешь в грех и не осквернишь себя перед Богом.

1. А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

2. Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

6. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

Также Павел осуждает идолопоклонство, которое продолжало бытовать среди первых христиан, так как семьи многих из них оставались язычниками. Однако апостол призывает христиан бежать от общения с ними, чтобы не впасть в искушение. Лучше воздержаться телом, чем погибнуть духовно.

Таинство Святого Причастия

О принятии святого причастия Павел говорит, вспоминая Тайную Вечерю, во время которой был преломлен хлеб, символ Тела Христова, и испито вино – как Его Святая Кровь. Первые христиане, не ведая тайного смысла этой Вечери, собирались, чтобы поужинать, а потому напивались и наедались или оставались голодными, кому не хватило. Так они растрачивали свои духовные блага, удовлетворяя свою плоть.

Отдельно он говорит, что в проповедях и делах важны не знание и мудрость, не старания и трудолюбие, а только любовь.

1. Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.

2. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

3. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,

5. не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

6. не радуется неправде, а сорадуется истине;

7. все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;

10. когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Схема чтения Апостола (два/три чтения, два прокимена и аллиуария)

Диакон:

«Вонмем».

Священник:

«Мир всем».

Чтец:

«И духови твоему».

Диакон:

«Премудрость».

Чтец:

«Прокимен, глас… (называет глас и говорит текст 1-го прокимена).

Хор

поет 1-й прокимен.

Чтец

говорит стих 1-го прокимена.

Хор

поет 1-й прокимен.

Чтец:

«Прокимен, глас… (называет глас и говорит текст 2-го прокимена).

Хор

поет полностью 2-й прокимен.

Диакон:

«Премудрость».

Чтец:

надписание 1-го апостольского чтения.

Диакон:

«Вонмем».

Чтец

читает текст сначала 1-го, затем 2-го апостольского зачала, в обоих случаях начиная с вводных фраз.

Если читается три зачала, то чтение, которое полагается по Уставу «под зачало», не имеет вводной фразы и присоединяется к одному из двух других чтений; полученное составное чтение выглядит как зачало с преступкой.

Священник (по окончании чтения):

«Мир ти».

Чтец:

«И духови твоему».

Диакон:

«Премудрость».

Чтец:

«Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа» и сразу говорит 1-й стих 1-го аллилуария.

Хор:

«Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец

говорит 2-й стих 1-го аллилуария.

Хор:

«Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец

говорит 1-й стих 2-го аллилуария.

Хор:

«Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Годовой круг литургийных Апостолов и Евангелий = чтения для 33 седмиц и 32 недель между Пятидесятницей и Неделей о мытаре и фарисее.

1. Евангелие от Иоанна читается семь седмиц Пятидесятницы, за исключением трех дней: вторника Пасхи, Недели жен-мироносиц и четверга — Вознесения Господня. Период Ин заканчивается на литургии Пятидесятницы (Троицы).

2. В День Святого Духа начинается чтение Евангелия от Матфея и продолжается 11 седмиц (т.е. первые 11 седмиц по Пятидесятнице).

3. В следующие шесть седмиц (12-17 по Пятидесятнице) в будничные (Пн -Пт) – Евангелие от Марка, при этом в Сб и Недели (воскресенья) – Евангелие от Матфея.

4. 18 седмиц (18-36) читается Евангелие от Луки: сначала в течение 12 полных седмиц один, затем с Евангелием от Марка, который занимает будничные дни, оставляя евангелисту Луке все субботы и Недели.

5. В субботы и Недели Великого поста преобладает Евангелие от Марка, до этого читавшееся лишь по седмичным дням.

Преступки (когда пропускаются некоторые рядовые чтения)

Отступки (когда рядовых чтений не хватает и зачала последних седмиц читаются повторно)

Сентябрьская или воздвиженская преступка (отступка)

= в понедельник после Недели по Воздвижении, вне зависимости от того, какой Недели и седмицы читались Евангелия до этого, положено читать Евангелие понедельника 18-й седмицы (Лк. зач. 10) и отсюда продолжать рядовые чтения из Евангелия от Луки.

Зимняя (или крещенская) отступка

имеет место в период между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее.

Евангельское чтениеПрокимен, Апостольское чтение и аллилуарий
ОДНО ЧТЕНИЕ
1. Господский праздник в любой день 2. Богородичный, великий или бденный праздники в седмичный день (кроме Вс) 3. Нек-рые Вс Триоди Постной и Цветной, когда Минея отменяется – только рядовое чтение 4. Рядовое чтение в день беззначного святого 5. Отдание Господских двунадесятых праздников, если нет великого праздника
ОДНО ЧТЕНИЕ, ПРОКИМЕН И АЛЛИЛУАРИЙ
1. Господский праздник в любой день 2. Богородичный, великий или бденный праздники в седмичный день (кроме Вс) 3. Нек-рые Вс Триоди Постной и Цветной, когда Минея отменяется – только рядовое чтение 4. Рядовое чтение в день беззначного святого 5. Отдание Господских двунадесятых праздников, если нет великого праздника
ДВА ЧТЕНИЯ
1. Вс, когда есть Богородичный праздник или святой, к-му Типикон указывает чтение, то Воскресн. чт. + Праздника (св.) 2. Седмич. дни, когда есть святой, к-му Типикон указывает чтение, то Рядов. чт. + Св. 3. Недвунадесятый Господский или Богородичный праздник и святой, к-му Типикон указывает чтение, то Празд. + Св. 4. Отдание Богородичных двунадесятых праздников: а. Ряд. + Празд. б. Празд. + Св.
ДВА ЧТЕНИЯ, ПРОКИМЕНА И АЛЛИЛУАРИЯ
1. Вс, когда есть Богородичный праздник или святой, к-му Типикон указывает чтение, то Воскресн. чт. + Праздника (св.) 2. Седмич. дни, когда есть святой, к-му Типикон указывает чтение, то Рядов. чт. + Св. 3. Недвунадесятый Господский или Богородичный праздник и святой, к-му Типикон указывает чтение, то Празд. + Св. 4. Отдание Богородичных двунадесятых праздников: а. Ряд. + Празд. б. Празд. + Св.
ТРИ ЧТЕНИЯ
1. Предпразднства двунадесятых праздников, накануне праздников великим и бденным святым, а также накануне недвунадесятых праздников Господских и Богородичных, соединяемых со службой рядовому святому, почти всегда читается три Евангелия: рядовое чтение настоящего дня + рядовое чтение грядущего дня + чтение святого
ТРИ ЧТЕНИЯ, ДВА ПРОКИМНА И АЛЛИЛУАРИЯ
1. Предпразднства двунадесятых праздников, накануне праздников великим и бденным святым, а также накануне недвунадесятых праздников Господских и Богородичных, соединяемых со службой рядовому святому, почти всегда читается три чтения: рядовое чтение настоящего дня + рядовое чтение грядущего дня + чтение свя того 2. Вс, когда случился Господский недвунадесятый праздник, а также святой, то чтений три: праздника + рядовое воскресное «под зачало» + святого (прокимен, аллилуарий гласа отменяются) 3. В Недели пред Воздвижением и по Воздвижении, имеющие особые чтения, поскольку в эти воскресные дни не отменяется служба Минеи: Недели пред / по Воздвижением + рядовое воскресное «под зачало» + святого Минеи (гласовое отменяется)

количество прокименов = количество Апостолов, аллилуариев и причастных:

Исключения:

1. Один прокимен и два Апостола Сб — мясопустная, сырная, 1-я и 5-я Великого поста, Троицкая), а также в отдания Богородичных праздников (когда поется прокимен праздника, а читаются Апостолы дня и праздника).

2. Два прокимена и один Апостол случаются очень редко. Н-р, Неделя Всех святых (прокимены воскресный 8-го гласа и святых, а читается одно зачало: 330-е к Евреям).

3. Два прокимена и один аллилуарий случаются очень редко. Н-р, Неделю 2-я Великого поста и Неделю Всех святых.

4. Один прокимен и два причастных. Н-р, Недели 3-я, 4-я, 5-я и 6-я по Пасхе, когда поются прокимен Триоди и два причастных: Пасхи («Тело Христово…») и воскресный («Хвалите Господа…»).

5. Два прокимена и один причастен в Уставе не встречаются, разве только в тех случаях, когда дневной причастен совпадает с причастным святого; н-р, если память преподобного Харитона исповедника (28 сентября) случится во вторник, то поется только причастен «В память вечную…».

Литература:

Кашкин А. С.

Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской епархии, 2010. С. 105-147.

ИРЦ.

Церковное управление и иерархия.

Послание к Галатам святого апостола Павла

К галатам Павел обращается по прошествии длительного времени с начала своих проповедей. В первую очередь он пытается доказать целостность и правильность своих проповедей тем, что исходят они от Господа, а только Ему готов служить и угождать Павел. Никто — ни люди, ни ангелы — не способен опровергнуть истинность его проповедей.

В послании к Галатам он разъясняет, почему кого-то из апостолов направили к иудеям, других же — к язычникам. Каждый трудится на поприще, уготованном именно для него. Долгие годы Павел странствовал по странам язычников, изредка навещая Иерусалим для нового благословения. Так и другие апостолы шли каждый по своей стезе.

Судя же по призваниям, которые он высказывает в своем послании, галаты, приняв изначально веру в Христа всей душой, постепенно отклонились от нее, впав в соблюдение законов, которое несет в себе лишь пустое исполнение. Только помощь друг другу, совершение добра с любовью и верой во имя Христа помогут принять Господа всем сердцем и не впасть в искушение плоти.

1. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

2. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

3. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,

4. ибо каждый понесет свое бремя.

5. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

6. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:

7. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

8. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

9. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

АПОСТОЛ

Энинский Апостол. Кон. XI в. (Л. 33 об.)

Энинский Апостол. Кон. XI в. (Л. 33 об.)

Рукописная традиция слав. А. беднее евангельской, число сохранившихся рукописей (до XV в.) значительно меньше. Древнейшие глаголические списки (серб. или хорват. языкового извода) представлены лишь отрывками XII в.- Листками Гршковича (Загреб. АХАЗУ. Фрагм. глаг. 1; содержат Деяния и Послания) и Михановича (Там же. Фрагм. глаг. 2; краткий апракос). Единственным представителем старослав. кириллической традиции является древнеболг. Энинский Апостол кон. XI в.- отрывок А. апракоса краткого (София. НБКМ. № 1144). Др. древнейшие списки А. апракоса краткого: среднеболг.- Охридский Апостол (РГБ. Григор. № 13, кон. XII в.), Зографский Апостол (Ath. Zogr. №14 (I. д. 2), кон. XII или нач. XIII в.), А. Софийской НБКМ № 880 (1-я пол.? XIII в.), Струмицкий Апостол (Прага. Народный музей. IX Е 25, 2-я пол. XIII в.) и др.; рус. списки XIII в. сохранились лишь в отрывках (РНБ. F. п. I. 81; ГИМ. Щук. № 890); серб. в составе Апостол-Евангелий (РНБ. Гильф. № 16, 2-я пол. XIII в.; РНБ. Гильф. № 22 и Архив ЗЕС ИРИ РАН. № 680, обе кон. XIII — нач. XIV в., и др.). Начиная с XII в. известны списки А. апракоса полного: среднеболг.- Слепченский Апостол кон. XII в. (хранится частями в БАН, РГБ, РНБ, ЦНБ НАНУ и Национальной б-ке «Иван Вазов», Пловдив), Мануйловский Апостол кон. XIII — нач. XIV в. (отрывки хранятся в БАН, РГБ, РНБ и НБКМ) и др.; древнерус.- Синайский Апостол («Апостол Добра») кон. XII — нач. ХIII в. (Sinait. slav. 39) и отрывок XIII-XIV вв. (РНБ. F. п. I. 22); серб.- Шишатовацкий Апостол 1324 г. (Белград. Патриаршая б-ка. № 322). Ркп. А. служебного (Деяния и Послания) сохранились с XIII в.: болг.- Каракальский Апостол 1-й пол. XIII в. (Ath. Karakal. Slav. 1), А. НБКМ. № 882 и Пирдопский Апостол (НБКМ. № 497 и № 90), оба 2-й пол. XIII в., и др.; серб.- Матичин Апостол кон. XIII в. (Нови-Сад. Б-ка Матицы Сербской. № 184), А. Раевского (ЦНБ НАНУ. ДА/53Л) и А. Радича (Загреб. ХАЗУ. IV d 1), оба кон. XIII — нач. XIV в., и др.; древнерус. списки известны не ранее XIV в. (датировка списка РНБ. Q. п. I. 5 кон. XIII — 1-й пол. XIV в. ошибочна, эта рукопись кон. XIV в.). Ранние списки толкового А.- только древнерус. происхождения: Христинопольский (Городищенский, Городисский) Апостол сер. XII в. (ЦНБ НАНУ. VIII. 3 и Львов, Гос. Ист. музей. Ркп. 39) и Ростовский Апостол 1220 г. (ГИМ. Син. № 7 — Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 1. С. 141-154); первый содержит особую редакцию толкований на основе Бесед св. Иоанна Златоуста, неизвестную по др. спискам (текст в наст. время готовится к изданию A. M. Молдованом и А. Ю. Ясиновским).

Апостол. Вильна, 1525. Титульный лист

Апостол. Вильна, 1525. Титульный лист

С XIV в. (в большей мере с XV в.) число списков А., особенно непрерывной разновидности, возрастает. В XVII в. с распространением московских и белорусско-укр. печатных изданий рукописная традиция служебных А. (обоих видов) сокращается и по существу сходит на нет.

Печатная традиция слав. А. начинается в XVI в. в основном в форме четьего текста. Впервые А. издан Ф. Скориной в 1525 г. в Вильне, источником его наряду с рукописными списками 4-й ред. перевода послужила печатная чеш. гуситская Библия 1506 г. Издание предназначалось для правосл. богослужебной практики: подобно рукописным А., оно снабжено месяцесловом, указателями подвижных чтений (синаксарем) и чтений на потребы (этому правилу следует и вся позднейшая традиция изданий А.). В 1547 г. А. был издан в Тырговиште (Валахия) в типографии Димитрия Логофета. Глаголическое (1562-1563) и кириллическое (1563) издания А. в составе НЗ, вышедшие в филиале тюбингенской типографии в Урахе (издатель П. Трубар на средства барона Г. фон Унгнада), представляют собой перевод на хорват. язык (переводчики — Антун Далматин и Степан Истрянин) и связаны с протестант. традицией изданий Библии. Состав А., вышедшего в Москве в 1564 г. при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном и по благословению свт. Макария Московского (печатники — диак. Иван Фёдоров и Петр Мстиславец), определил во многом позднейшую восточнослав. традицию издания А. В 1574 г. А. был издан Иваном Фёдоровым во Львове, в 1591 г.- в типографии Мамоничей в Вильне, в 1597 г.- Андроником Тимофеевым Невежей в Москве; с этого времени издание книги в восточнослав. типографиях становится регулярным. В XVII — нач. XVIII в. неск. раз издавался также А. апракос (вместе с Евангелием апракосом) на Украине: Угорцы (типография Павла Домжива-Лютковича Телицы), 1620; Луцк (типография Братского мон-ря), 1640; Львов (типография братства), 1706. Старообрядческие издания А., во всяком случае до XIX в., неизвестны.

А. А. Турилов

Актуальность древнего Богослужения

Прочтение богослужебного «Апостола» не имеет цены для того, кто желает укрепиться в вере, а также всей душой приобщиться к христианству. В каждой главе и в каждом Деянии можно найти ответы на вопросы, которые актуальны до сих пор.

Трудность восприятия этой службы состоит лишь в том, что читается богослужебный «Апостол» на церковно-славянском языке, который, к сожалению, все больше утрачивает свою актуальность в обиходе. Однако вопрос понимания этого служения состоит не только в понимании самих слов (в настоящее время «Апостол» переведен на современный русский язык), а в том, чтобы все поучения принять сердцем и не выискивать в них разумом непонятное.

Главная » Страница настоятеля » Беседы » О Литургии » Чтение апостола

Чтение апостола

После Трисвятого в храме происходит чтение апостола. Эта часть Литургии Слова очень древняя. Когда в первые века христианства община собиралась для воспоминания о Тайной вечери, прежде всего ей возвещалась благая весть. Приходил апостол и начинал по Писаниям доказывать, что Иисус есть Христос, приводил отрывки из пророчеств Ветхого Завета о мессии, тем самым показывая, что то, что говорится в Ветхом Завете, то, что говорится в Священном Писании, сбылось именно на Иисусе, который был распят и воскрес. Это была самая главная часть апостольского благовестия. Отрывки этой проповеди зафиксированы в прокимнах, которые возглашаются после Трисвятого перед чтением Деяний или Посланий святых апостолов. Это отрывки ветхозаветных пророчеств, прежде всего, конечно же, отрывки Псалтири царя и пророка Давида, в которых наиболее очевидно и часто встречаются пророчества о пришествии Христа. Раньше они зачитывались и пропевались полностью, но со временем сократились до двух строчек, одна из которых обычно является начальной строчкой псалма, а другая взята из середины. В западной римской евхаристии, мессе, псалом до сих пор перед чтением Евангелия прочитывается полностью и как бы является настоящим прокимном, предвозвестником следующего чтения Нового Завета. В православной Церкви ветхозаветное пророчество полностью читается на вечерне при службе Великим праздникам, — это так называемые Паремии, то есть отрывки из Ветхого Завета, посвященные памяти Пресвятой Богородицы, Великим праздникам Господским или памяти святых. Выбираются отрывки из Священного Писания соответствующие по духу и по смыслу празднуемому событию. Так называемые избранные псалмы также пропеваются нами во время величания на утрене, — хор провозглашает строчку из избранного псалма, посвященного празднику, и потом, как рефрен, поет величание. Все это отголоски той древней Литургии, на которой чтение Священного писания и особенно Ветхого Завета занимало очень большое место. Затем, после чтения ветхозаветных текстов, пришедший в общину апостол говорил о самом Христе. Он возвещал учение Христово, которое потом стало Евангелием (ведь Евангелие сначала было Священным Преданием Церкви, и только спустя несколько десятилетий апостолы зафиксировали свою устную проповедь письменно). Каждый апостол нес Евангелие, которое было либо его личным опытом общения со Христом, либо пережитым им рассказом, услышанным от тех людей, которые видели и слышали Христа. Как пишет Иоанн Богослов в одном из своих соборных послании, — то, что видели наши глаза, то что слышали наши уши, то, что мы осязали своими руками, это мы и возвещаем вам. Поэтому место Евангелия — это место самого апостола, прочитывающего это Евангелие. Апостольская Церковь живет апостольской проповедью, и сейчас, когда мы слышим чтение апостольского послания, — это присутствие самого апостола в Церкви. Апостолы писали Церквам. То, что мы знаем как послания апостолов, это их письма, самые обыкновенные письма своим близким людям, знакомым им общинам из ссылки, из путешествий, с места своей проповеди. Эти письма от своего учителя, с которым не было возможности общаться лицом к лицу, община прочитывала по сыновнему, очень внимательно и с большой любовью, а потом передавала соседнему храму, соседней общине. Так эти письма становились доступными всем христианам. И сейчас мы их читаем и слышим. Они как бы встали перед Евангелием, между пророчеством Ветхого Завета о Христе и исполнением этих пророчеств в самом Евангелии. Чтец, который читает эти послания, стоит посередине храма, как сам апостол, пришедший в общину христиан и возвещающий людям спасение, которое Господь принес в мир, а дьякон совершает каждение алтаря, того, кто читает апостол, а потом всех молящихся. Священник во время чтения апостола сидит, как равноапостольный, как тот, кто теперь в общине знаменует собой присутствие апостольства, является продолжателем апостольского служения, — ведет людей ко Христу, и возвещает людям правду Божию. Вот смысл чтения апостольского и потом евангельского. После того, как Апостол прочитан, чтец возглашает — Аллилуия, это относится уже не к Апостолу, а к чтению Евангелия, о котором мы будем говорить позднее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]