Ксения Петербургская. Чем эта святая так удивляла людей?

Корреспондент «СП» побывала «в гостях» у одной из самых трогательных русских святых — блаженной Ксении Петербургской

Первый раз я здесь оказалась в прошлом году, тогда мне было 26 лет. Приехала из Саратова сюда, на Васильевский остров, не для того, чтобы просить о крепкой любви, семейном счастье или детях. Я хотела поклониться женщине, которая еще при жизни обрела такой необыкновенный дар любви — любви к Богу, а через Него — к своему мужу, и которая взяла на себя ради него такой неудобоносимый (для обычного человека) крест — юродство.

На Смоленском кладбище я оказалась перед самым закрытием часовни, чудом успев на вечернюю службу. Это было именно чудо — еще час назад находилась в Александро-Невской лавре, где мне и указали путь сюда — к могиле Ксении Петербургской.

Для тех, кто знает Питер, понятно, что добраться за час от центра города до Васильевского острова почти не реально. Значит, Ксения мне помогла, помолилась за меня. Наверное, знала, насколько мне к ней нужно…

«Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души», — золотой краской выведены слова на белой мраморной плите, помещенной на уличной стене часовни. Помянуть и поклониться — именно для этого я приехала сюда и первый, и второй раз — в этом году

Неожиданная встреча

По улице Санкт-Петербурга шла дама — небедная, хорошо одетая, прямо барыня. Вдруг перед ней встала странная женщина — высокая, худая, в зелёной кофте и потрёпанной красной юбке, из-под белой косынки выбиваются седые волосы, рваные башмаки на босу ногу. Встала и протянула даме руку.

В первый момент дама испугалась незнакомки, но потом сообразила: это же просто нищенка, милостыню просит! Полезла в кошелёк: «Сейчас, милая, сейчас дам…» — но незнакомка покачала головой: нет, дескать, не то. Смотрит барыня, а у бродяжки у самой в ладони — монета! То есть это она даме денежку хочет дать.

Но — зачем?

— Возьми пятак! — тихо сказала необычная незнакомка чуть хрипловатым голосом. — Тут царь на коне… Потухнет…

Сказала и так быстро ушла, словно растворилась в воздухе.

Дама растерянно разглядывала медную монету. Какой «царь»? Что «потухнет»? Пожала плечами: «Должно быть, сумасшедшая…» Сжала пятачок в руке, двинулась дальше.

Дом той барыни стоял через два квартала. Хороший дом, большой. Вот сейчас придёт она домой, усядется на диванах, велит сделать себе кофию и, наконец, отдохнёт от жары…

Но — что это? Женщина вдруг почувствовала запах дыма. Услышала крики… Завернула за угол — батюшки! Пожар! Дом её полыхал, из окон вырывалось пламя. Люди в военной форме удерживали толпу зевак, пожарные качали насосом воду, но было понятно, что потушить тут уже вряд ли что-нибудь получится.

Женщина закричала, кинулась, путаясь в платье, к дому. Но, не добежав нескольких шагов, вдруг встала как вкопанная. Что происходит? Только что дом был весь охвачен огнём, и внезапно… пожар словно «выключили»! Нет больше языков пламени! Лишь тонкие струйки дыма поднимаются от крыши.

Толпа разом смолкла и замерла. Военные, пожарные — все смотрели на дом, не веря глазам.

К даме тихонько придвинулся дворник:

— Барыня, видел, к вам Ксеньюшка подходила. Чего сказала?..

Женщина медленно разжала кулак и посмотрела на монету: «Возьми пятак! Тут царь на коне… Потухнет…»

Она поняла, что предсказание сбылось. И узнала, что та странная незнакомка с монетой была блаженная Ксения, которую в Петербурге тогда уже многие знали.

Богом помеченная

Со временем Ксения превратилась в живой талисман простого работящего люда, особенно торгового. Стоило блаженной утром зайти в лавку и взять какую-нибудь безделушку, попросить сайку или «царя на коне» (копейку), торговля в этот день в лавке шла на ура. И наоборот, если «бывшая» со временем получил название Сытный: на нём досыта стали кормить нищих, чтобы получить расположение юродивой, отмеченной Божью благодатью. Ксения отказывалась принять подаяние, то лучше было складывать товар и идти домой, поскольку торговли в ближайшее время не предвидится. С петербургскими извозчиками происходило то же самое. Всем было известно: к кому оборванная нищенка сядет и проедет хоть с сажень, тот будет иметь удачливый день. Число извозчиков, гонявшихся за блаженной с Петербургской стороны, доходило до нескольких сот. Но привечала Ксения не всех. Отказ свой юродивая объясняла с присущей ей детской прямолинейностью. — Прими, Андрей Фёдорович, на помин души, — предлагал Ксении кто-нибудь копеечку. — Нет, брат, ты покупателей обвешиваешь! Другому выставляла иную причину: — Нет, не поеду с тобой, ты, мил человек, бедных обижаешь! Разносчики булок, пряников, яблок, пирогов и прочей снеди, издали заметив нищенку-оборванку, раскрывали свои лотки и с нетерпением ждали, чтобы она взяла у них хоть что-нибудь. А рынок

Что за «царь на коне»?

На мелких монетах в те времена был изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея. Этого святого блаженная Ксения и называла «царём на коне». Сама она милостыню никогда не просила — ей давали, а она монетку брала и тут же её какому-нибудь нуждающемуся вручала.

Давали блаженной и тёплую одежду, беспокоясь о том, что бродяжка живёт на улице, мокнет под дождём, терпит ветра и морозы. Только она не брала, отказывалась. Ходила сперва в военном мундире мужа из красной и зеленой ткани, а когда тот совсем истрепался, стала носить красную кофту и зеленую юбку. Или зеленую кофту и красную юбку. А на ноги — когда рваные башмаки надевала, а когда и вовсе ходила босиком.

Иногда её дразнили мальчишки и даже кидали в неё грязью, а она отмахивалась от них своей палкой: «Вот я вам!» Но большинство петербуржцев блаженную не только не трогали, а любили и всеми способами зазывали к себе.

Молитва Ксении для личного прошения

На старославянском языке:

О, на́ша вели́кая небе́сная засту́пница, свята́я блаже́нная ма́ти Ксе́ние! Испроси́ у Великодарови́того Бо́га раба́м Твои́м (имена́), с наде́ждою притека́ющим к тебе́ (содержа́ние проше́ния), и во вся́кой жите́йской нужде́ и потре́бе по́мощь и наставле́ние, от вся́ких бед и скорбе́й избавле́ние. Ами́нь.

На современном русском языке:

О наша великая небесная заступница, святая блаженная мати Ксение! Испроси у Великодаровитого Бога рабам Твоим (имена), с надеждою притекающим к тебе (содержание прошения), и во всякой житейской нужде и потребе помощь и наставление, от всяких бед и скорбей избавление. Аминь.

Нищая, которая приносит удачу

Кто же была эта женщина? Сегодня мы знаем её как Ксению Петербургскую. А в восемнадцатом веке она числилась по документам как Ксения Григорьевна Петрова.

Перенесёмся на два с лишним века в прошлое и понаблюдаем за блаженной Ксенией…

Вот она идёт по берегу канала. Выходит на торговую площадь. Здесь — и магазинчики, и лавочки, в толпе ходят лотошники с перекинутыми через плечо ремнями, на которых закреплены подносы — лотки, наполненные мелким товаром…

Один из лотошников, заметив бродяжку, сразу оживился, закричал: «Ксеньюшка! Ксеньюшка!» Бросился к ней. За ним — и другие. Обступили блаженную, наперебой предлагают свои товары: «У меня возьми!» «Моё попробуй!..»

Тут же — извозчики: «Ксеньюшка!.. Андрей Фёдорович! Садись ко мне, прокачу!»

А вот и лавочники — двери нараспашку: «В мою лавку милости прошу, Андрей Фёдорович! Мой товар посмотри!..» «И ко мне пожалуй!..»

Седая женщина в косынке спокойно берёт с одного из лотков пирожок. Надкусывает. Довольный лотошник сияет, свысока оглядывает своих товарищей. Те счастливчику завидуют.

А Ксения уже в лавочку заходит. На полках там — ткани, платки, кружева… Торговец в длинной рубахе с поясом свой товар перед нищей раскладывает, отрезы материи разворачивает… Ксеньюшка берет в руки кружевную салфетку. Посмотрела — на место положила. Счастливый лавочник ей кланяется. И семья его рядом — все на старую нищенку смотрят с таким почтением, будто какой-нибудь генерал к ним зашел.

А Ксения опять на улицу выходит. К ней подходят две мамочки с младенцами на руках. Одна протягивает Ксении своего ребенка. Бледный малыш хрипло кашляет и слабо плачет. Ксения принимает мальчика бережно, ласково, и… тот сразу затихает! Блаженная что-то шепчет ему на ушко, гладит по голове и возвращает матери: «Ничего, милая, Андрей Фёдорович плохого не сделает. Теперь поправится…» Счастливая мама утирает слёзы.

Что это? Что происходит? Почему такое внимание к странной бедной женщине? Просто все в Петербурге знают, что Ксения, как ангел хранитель, приносит удачу, успех и счастье. Торговцы давно заметили: у кого Ксеньюшка с лотка что-нибудь возьмёт, тот вмиг распродаст весь свой товар. К кому в лавку зайдёт, у того весь день от покупателей не будет отбоя. Извозчики смекнули: у кого Ксения проедет в коляске, к тому потом пассажиры в очередь встанут и деньги рекой потекут. И мамы с радостью своих детей к блаженной несут: посидит малыш у нее на руках, будет здоровым, все хвори от него уйдут.

Но почему Ксению называют мужским именем Андрей Фёдорович? Чтобы это узнать, придётся перенестись с торговой площади Петербурга восемнадцатого века ещё лет на тридцать назад…

Акафисты, тропари, кондаки и канон

День памяти — 6 февраля. Затем читаются кондак и тропарь. Тексты песен Troparion:

«Возлюбив бедность Христа, / теперь наслаждаясь бессмертной трапезой, / обнажая воображаемое безумие мира, / со смирением богов вы обрели силу Божью, / за это вы получили дар чудесной помощи» , / Блаженная Ксения, молю Бога от Бога все // Передать Богу.

Сегодня город Сан-Пьетро слегка радуется, / как многие плачущие находят утешение, / надеясь на твои молитвы, / бенедетта Ксения, // хвастаетесь похвалой и одобрением этого города».

Андрей Фёдорович

Дом полковника Андрея Фёдоровича Петрова стоял на Петербургской стороне — тогдашней окраине Санкт-Петербурга. Жил Петров со своей супругой Ксенией небедно, получал приличное жалование, хозяйство у них было крепкое — куры, козы, свои экипажи…

Андрей Фёдорович пел на церковных службах во дворцах, был певчим придворного хора. Иногда его слушала даже сама императрица Елизавета.

В семье у Петровых царили любовь и согласие. Несколько лет Андрей и Ксения прожили душа в душу.

И вдруг — беда! Андрей Фёдорович внезапно умирает. Ксении на тот момент было всего двадцать шесть лет. Смерть мужа — огромное горе для неё, но ещё страшнее для Ксении то, что Андрей Фёдорович перед смертью не успел ни исповедаться, ни причаститься.

Христиане знают: даже если ты всю жизнь ходил на исповедь, всё равно перед встречей с Господом очень важно ещё раз попросить у Него прощения за свои грехи, чтобы душа предстала перед Богом чистой и ей открыт был путь в Царствие Небесное. Поэтому все верующие стремятся перед кончиной исповедовать свои грехи и причаститься. Супруг Ксении этого не сделал, и молодая женщина не знала, как быть: а вдруг душа мужа не найдет себе покоя?

За одну ночь молодая женщина совсем поседела. Несколько дней после кончины мужа Ксения не спала, не ела, просто сидела на стуле. А потом она приняла решение: она спасёт того, кого так сильно любит. Она сама станет Андреем Фёдоровичем! Сама исповедает его грехи перед Господом и от его имени будет творить добрые дела!

Ксения остригла волосы, надела на себя форму супруга — красно-зёленый военный мундир, — и в таком виде пошла на похороны.

Люди, которые шли за гробом Андрея Петрова, ничего не понимали: почему в толпе идет женщина в мужской одежде? Шептались: «Никак Ксения Григорьевна помешалась…»

Кто-то не выдержал, окликнул вдову:

— Как же ты теперь, матушка?

Женщина обернулась:

— Что вы тревожите ее? Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище. А я, грешный Андрей Фёдорович, весь тут.

С тех пор как похоронили мужа, Ксения требовала называть себя только Андреем Фёдоровичем. Она отказалась от себя, от всего, что ей принадлежало, даже от своего имени ради спасения души супруга.

Дом свой новый Ксения отдала Прасковье Антоновой — вдове, которая раньше снимала у них с мужем комнаты. Попросила её только пускать в дом нищих и бездомных на ночлег. Раздала Ксения и деньги, и имущество. Осталась ни с чем.

Родня мужа заволновалась, что дом и состояние покойного Андрея Фёдоровича разбазариваются. Назначили даже специальную комиссию, чтобы признать, что молодая вдова помешалась с горя. Комиссия с Ксенией Григорьевной поговорила и… убедилась, что она совершенно нормальная!

Да, вдова Андрея Петрова не сошла с ума, как считали многие. Просто она перестала быть госпожой Ксенией Петровой, а стала юродивой.

Реальные примеры помощи блаженной

Православные женщины положительно отмечают только Ксению Петербургскую. Святой помогает тем, кто не может забеременеть, найти достойного мужа. Поскольку она сама справилась с болью и потерей, она будет помогать женщинам, находящимся в тяжелом состоянии. Они обращаются к Ксении и если ребенок болеет, дочь не может выйти замуж, нет уважения на работе. Есть тысячи благодарных ответов о помощи святого, но лучше не читать их, а прямо попросить помощи у святого, чтобы испытать на себе чудодейственное воздействие.

Кто такие юродивые?

Юродивые, которых еще называют блаженными, — это люди, которые вдруг начинают вести себя необычно. Они отказываются от всего, что имеют, терпят невзгоды и поругания, нарушают все правила, говорят правду — в том числе и неприятную — в лицо всем, включая царей. За это их могут ругать, презирать, даже бить, но юродивые на это внимания не обращают. Они живут другой жизнью. Иногда — хуже нищих. Носят лохмотья, ходят босые, мёрзнут и голодают, кто-то надевает на себя тяжёлые вериги — железные цепи и пояса… Их часто принимают за сумасшедших, но они совсем не сумасшедшие.

Ведь как человек сходит с ума? От болезни или от тяжелого горя, потрясения он вдруг перестает понимать, что с ним происходит, не может контролировать, что делает и говорит. У юродивых всё совершенно по-другому. Они свободно, добровольно выбирают свой путь. Если в действиях и словах настоящих сумасшедших нет никакого смысла, то в том, что делают юродивые — в каждом их слове, в каждом поступке, — всегда есть смысл. Юродивые молятся за всех людей, даже самых грешных, спасаются сами и спасают других. Непривычным языком и поступками юродивый доносит до всех, кто его окружает, кто к нему приходит, что-то очень важное. И оно обязательно связано с верой в Бога. Ведь юродивых не зря называют ещё «юродивые ради Христа». Всё, что они делают, направлено на то, чтобы послужить Богу и ближнему.

Способов служения Богу много: кто-то уходит отшельником в пустыню, живёт в пещере или в землянке, молится в дупле или на камне, кто-то выполняет послушания в монастыре или прислуживает в церкви. А кого-то Господь избирает и призывает на особый, очень тяжёлый, подходящий лишь избранным путь юродства. Идти по нему можно только с благословения Божия.

Кто такие блаженные и в чем их святость?

О том, кто такие блаженные, в чем их святость, почему они были столь почитаемы на Руси, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» священник Георгий Кочетков.

«Блаженный» в переводе означает «счастливый». То есть блаженные, или Христа ради юродивые, были счастливы. Удивительно: юродство и счастье у нас обычно не сочетаются, мы эти вещи не соотносим. Мы говорим «блаженный», имея в виду, что человек малость не в себе, а иногда даже и не малость. Но Христа ради юродивый – это не просто некое уродство по представлению мира сего, не просто вывих по отношению к господствующему менталитету. Настоящие юродивые – счастливые именно потому, что они не ориентируются ни на какие штампы и стандарты мира сего, приходящие и часто порочные, объясняет священник.

«Мы часто забываем, что церковь воспевает не вообще юродство, а юродство ради Христа. И все, верующие во Христа, в этом мире как бы тоже отклоняются от нормы, потому что закон мира сего и закон Царства Небесного – совсем не одно и то же. Жизнь в близости и в присутствии Царства Небесного это одно, а жизнь по законам мира сего – другое. И успешность в этих двух измерениях понимается совершенно по-разному, с упором на разные понятия, критерии, реальности», – говорит Георгий Кочетков.

Блаженные, Христа ради юродивые часто были похожи на пророков. «Пророки тоже вели себя очень странно, так что люди удивлялись, иногда действительно считали их за сумасшедших, – говорит священник. – Мы часто забываем, кто такие пророки. Часто немножко по-язычески, суеверно это понимаем, думая, что это такие прорицатели, хотя пророк – это тот, кто возвещает волю Божью, правду Божью, даже когда она многим неудобна и неприятна. Даже некоторые церковные деятели боятся говорить об этом пророческом начале в церкви, о том, что Дух Святой постоянно обновляет церковную жизнь, очищает ее от всякой неправды».

Такими пророками были и юродивые. Они направляли народ, разбивая всякие штампы и стереотипы и в церковном народе, и в светском обществе. Их могли и не любить, но их слушались – даже Иван Грозный не смел тронуть юродивых, которые обличали в лицо его преступления.

Христа ради юродивые блаженны, то есть счастливы, но счастливы особо – не потому, что у них есть все, чего они хотят, не потому, что они удовлетворили все свои потребности, а потому, что в них Дух Святой светил и всех грел через них, потому что часто они говорили от Духа и в Духе Святом, говорит священник.

Как блаженная вдове сына подарила

Итак, схоронив мужа, Ксения Петербургская ушла жить на улицу. И в холод, и в жару, и осенью, и зимой, и в дождь, и в снег её видели в одной и той же красно-зеленой одежде. Она предсказывала встречным важные события, кого-то удивляла, кого-то утешала, и, конечно, постоянно помогала людям.

Как-то заглянула Ксеньюшка в свой бывший дом — тот самый, который вдове Прасковье после смерти мужа подарила. А там — Прасковья, сидит, шьёт. Блаженная знала, что не было у вдовы семьи, замуж заново не собиралась, а вот от того, что не имела детей, она очень страдала.

И вот заходит к ней Ксения и — прямо с порога:

— Ты тут сидишь, чулки штопаешь, и не знаешь, что тебе Бог сына посылает! Иди скорее на Смоленское кладбище!

«Как так?» — удивилась про себя Прасковья, но враз засобиралась и побежала, куда Ксения сказала: знала, блаженная просто так слова не скажет.

А у кладбища — толпа! Извозчик пьяный ехал в повозке, с лошадьми своими не справился, сбил женщину. А та несчастная как раз беременная была… Прасковья сквозь толпу пробилась… И вот уже выходит, а на руках у ней… завёрнутый в платок ребёнок! Женщина, оказывается, родила сына, а сама, к сожалению, скончалась. Отца полиция не нашла, а малыша забрала и усыновила Прасковья. Так и вышло, что опять права была блаженная: подарил Господь ребёнка бездетной женщине.

Ксения исцеляла от тяжёлых болезней, помогала получить новое жильё тем, кто много лет о нем мечтал, по её молитвам оправдывали людей в несправедливом суде, она чудесным образом знакомила одиноких людей, которым без её помощи никогда бы и не встретиться и не пожениться… Ещё при её жизни слух о необыкновенной юродивой, помощнице всем страждущим, разошёлся далеко за пределы Санкт-Петербурга.

Как бы фитнес…

Часто здесь встречаются те, кто выполняет возле часовни свои, только им ведомые, ритуалы. Люди три раза обходят строение, но не заходят внутрь храма. «Это очередь в часовню, а нам туда пока не надо идти, — поучает девушка свою подругу, попытавшуюся занять очередь среди прихожан. — Все не так делается, сначала надо опустить записочку в ящик, потом три раза обойти вокруг часовни, а лишь потом заходить. Я-то знаю».

Удивительно, но этот ритуал, который «необходимо» проделать возле могилки Ксении Блаженной, описан в одной из групп «Православие» в социальной сети «ВКонтакте». Вот и экскурсоводы вместе с группами людей появляются, обходят три раза часовню — и убегают дальше. «Это же что-то языческое, это же не нужно делать, а главное к мощам подойти?», — с трудом выстраивая сложные предложения на русском, спрашивают иностранцы у рядом стоящих людей в очереди в часовню. «Не обращайте на них внимания, пусть ходят кругами», — успокоила старушка иностранцев.

Перед началом вечерней службы протоиерей Игорь смог уделить мне две минуты, чтобы ответить на мои вопросы.

— Что не стоит делать возле могилы Ксении Петербургской, и как себя необходимо вести? — единственное успеваю спросить.

Выслушав меня, батюшка встал по центру, так, чтобы его услышали и другие прихожане, собравшиеся на вечернюю службу:

— Не стоит ходить вокруг часовни Ксении Петербуржской — это как бы фитнес. Приходя сюда, не стоит делать всего того, что связано с язычеством. Русь крещена, но не просвещена… И стоит соблюдать дресс-код, не приходить девушкам в брюках. — После чего протоиерей взял из вазы веточки цветов и протянул мне и еще нескольким прихожанкам:

— Вот вам цветы за то, что пришли к святой в гости. Это вам от Ксении Блаженной, — протягивая веточку с ирисами, сказал батюшка, и добавил, что многие верующие забывают, что на Смоленском кладбище покоятся и другие святые.

Где ночует блаженная?

В какой-то момент Ксенией заинтересовалась питерская полиция. Вроде бы безобидная нищенка, а всё-таки народ-то за ней ходит… Надо бы проследить, выяснить, чем она живёт, а то как бы чего противозаконного не вышло… Где, например, она ночует?

Проследили. Выяснили. Оказалось, ночью Ксения уходила за город и прямо в поле молилась, стоя на коленях. До самого рассвета! Как она выдерживала холод, снег, ветер — непонятно.

А вот что ещё выяснилось. Возле Смоленского кладбища в то время строился каменный храм. Как-то утром рабочие приходят — что такое? На самый верх церкви кто-то натаскал целую гору кирпича! И в следующие дни повторилось то же самое… Оказалось, что блаженная Ксения, слабая на вид, худая, пожилая женщина, и есть тот неутомимый работник, который каждую ночь по досочкам, по ступенькам поднимает наверх тяжёлые кирпичи для каменщиков!

Бессмертие

Точной даты смерти блаженной Ксении тоже, по всей видимости, не знает никто. Согласно различным источникам, она умерла в период с 1777 по 1803 год. А всенародное паломничество к месту её захоронения на Смоленском кладбище началось с 1820 года. Посетители даже растащили могильный холмик: земля с её могилы считалась священной. Каменную плиту, положенную на место холмика, тоже разобрали на кусочки. И следующую, и ещё одну. Но вместо унесённых кусочков плиты паломники начали оставлять пожертвования. И в середине XIX века их набралось достаточно, чтобы воздвигнуть над могилой часовню, которая сразу же превратилась в одно из самых популярных в Петербурге мест паломничества. Со всего города потянулись люди с просьбами о помощи в бедах и в поисках ответов на насущные жизненные вопросы. В советский период городские власти замуровали могилу, а в часовне поместили сапожную мастерскую. Но сапожники не смогли там работать: всё из рук валилось. В часовню въехала скульптурная мастерская — тот же результат. Тогда часовню обнесли забором. Но поток паломников не иссякал и в годы государственного атеизма. Люди начали оставлять на заборе записки с просьбами — как на Стене Плача в Иерусалиме. Просили о разном: избавиться от греха или болезни, поступить в институт или выйти замуж, отвратить от пьянства, вернуть радость жизни… Просили даже спасти мир и прекратить войны. Но праведница Ксения славится не только помощью в невзгодах и жизненных трудностях — за кощунство она может сурово наказать. Ходят слухи об одном из сторожей Смоленского кладбища, который, будучи изрядно пьян, поспорил с друзьями, что «переспит с блаженной Ксенией», и остался ночевать на её могиле. Наутро он обнаружил на одежде и теле странную плесень, а через несколько дней его здоровье начало стремительно портиться. Говорят, что спасли парня с огромным трудом в одном из военных медицинских институтов. Симптомы его болезни были странно похожи на легендарное проклятие фараонов, поражающее тех, кто присутствовал при вскрытии египетских гробниц и саркофагов. Существует также масса современных легенд о появлении Ксении в «живом» обличье. Считается, что в тяжёлые, критические для города и страны времена она спускается с небес и лично помогает нуждающимся. Огромное количество воспоминаний о чудесном спасении, подаренном хрупкой пожилой женщиной в платочке, относится ко времени Великой Отечественной войны и Ленинградской блокады. Жители Петербурга рассказывают, что блаженная Ксения и сейчас бродит по городу, неотличимая от обычной пенсионерки с палочкой. Кого-то утешит, кому-то даст совет, кого-то пристыдит, на кого-то взглянет — и внезапно пропадает тяжёлая тоска, возвращается надежда, просыпается радость… Бережёт Ксения своих. Радеет за благо простых горожан и через века использует свой могучий дар им на благо.

Рассказы очевидцев

Слухи, что Ксения до сих пор ходит по городу на Неве, не имели бы права на жизнь, если бы не повторялись из уст различных людей из разных времён с завидным постоянством. Вот, например, случай из далёкого прошлого. Священник Константин Пархоменко вспоминал, что, когда он учился в Духовной семинарии, одна преподавательница рассказывала такую историю. Во время блокады мать преподавательницы получала хлебные карточки на весь дом и распределяла среди жильцов. Однажды с ужасом обнаружила, что карточки пропали: то ли потеряла, то ли украли. Женщина была в отчаянии: ей грозил расстрел. Тогда она спешно отправилась на могилу к блаженной Ксении попросить у святой помощи. Дома оставалась дочка (та самая преподавательница). Вдруг она услышала, что кто-то скребется в дверь. Открыла и видит: стоит женщина, легко, не по-зимнему одетая, в старой вязаной кофте, в поношенной юбке, в старомодных башмаках. «Это не твоя мама потеряла?» — говорит и протягивает пачку бумаг. Девочка взяла хлебные карточки и положила на стол. Прибегает мать: «Откуда карточки?». Дочка всё рассказала. И поняла мама, что приходила сама святая Ксения. А вот что рассказал батюшка одной из церквей Петербурга уже в наши дни: «Один наш прихожанин очень почитает блаженную Ксению, он недалеко от Смоленского кладбища работает. И когда он едет с работы, то практически каждый день останавливает свою машину, выходит и на несколько минут подходит к часовне Ксении, чтобы помолиться за свою семью. Они долго ждали ребёнка. Боялись, родится ли он здоровым, были кое-какие проблемы. Молились Ксении. Родилась девочка. Назвали её Ксенией в честь святой. Он мне рассказывает: «Однажды, когда молился у часовни, вдруг возникло желание позвонить домой и узнать, все ли в порядке с ребёнком». Звонит жене по мобильному телефону и говорит: «Пойди посмотри, как Ксюша спит, все ли в порядке?» Жена говорит: «Я её только что уложила, Ксюша спит спокойно». — «Нет, всё-таки проверь, все ли в порядке, ты её разбуди, растормоши». Стала мать тормошить девочку, а та глаз не открывает и начинает кашлять и задыхаться. Вызвали срочно скорую помощь. Оказалось, когда девочка засыпала, она начала сосать деталь от игрушки, и та в горле застряла. Ребёнка спасли, и все благодаря святой Ксении».
Журнал: Советы Оракула №02, февраль 2022 года (сотый номер журнала) Рубрика: Сверхспособности Автор: Валентина Рогожина

Метки: биография, кладбище, Петербург, Васильевский остров, молитва, юродство, Советы Оракула, часовня, записка, житиё, Смоленское кладбище, Ксения

  • Назад
  • Вперед

Чудеса не заканчиваются

Скончалась блаженная Ксения в конце XVIII века. О том, как прошли её последние дни, сведений почти не сохранилось. Но мы точно знаем, что до самого конца Ксения трудилась для людей, для Бога, несла свое необычное служение.

Сразу после смерти Ксении к её могиле на Смоленское кладбище стали стекаться люди, просить помощи. Чудеса, связанные с её именем, продолжались — помощь по молитвам к блаженной приходила к самым разным людям и почитание её возрастало с каждым годом.

Ксения Петербургская — одна из самых любимых святых не только в России, но и во всем православном мире. 6 февраля, в день памяти блаженной, принято навещать больных, особенно усердно помогать старикам и нищим, утешать страждущих в память о том, с какой верой и милостью сама Ксения служила людям.

Рисунки Ксении Вязовой

Молитва Ксении Петербургской: оригинальный текст

На старославянском языке:

О, пресла́вная свята́я блаже́нная ма́ти на́ша Ксе́ние, те́плая о нас пред Бо́гом моли́твеннице! Я́коже пре́жде к надгро́бию твоему́ припа́давшии, си́це ны́не и мы по прославле́нии твое́м к моще́м твои́м прибега́юще, про́сим: помоли́ся Го́споду, да освяти́т на́ши ду́ши и телеса́, да просвети́т ум, очи́стит со́весть от вся́кия скве́рны, нечи́стых помысло́в, лука́вых и ху́льных умышле́ний и от вся́каго превозноше́ния, го́рдости же и киче́ния, высокоу́мия же и де́рзости, от вся́каго фарисе́йскаго лицеме́рия, и от вся́каго сту́днаго и лука́ваго обы́чия на́шего; да да́рует нам и́скреннее покая́ние, сокруше́ние серде́ц на́ших, смиренному́дрие, кро́тость же и ти́хость, благогове́ние, ра́зум же духо́вный со вся́ким благоразу́мием и благодаре́нием.

Утаи́вшая себе́ от му́дрых ве́ка сего́, но Бо́гу зна́емая, испроси́ же стране́ на́шей Росси́йстей от бед лю́тых избавле́ние, всего́ на́шего жития́ обновле́ние и исправле́ние, соблюди́ нас во вся́ком благочести́вом правосла́вном испове́дании ве́ры христиа́нския, я́ко да ублажа́юще тя сподо́бимся во вся дни воспева́ти, благодари́ти и сла́вити Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Тро́ицу Единосу́щную, Животворя́щую и Неразде́льную во ве́ки веко́в. Ами́нь

На современном русском языке:

О, преславная святая блаженная матерь наша Ксения, горячая о нас пред Богом молитвенница! Как прежде к надгробию твоему припадавшие, так ныне и мы по прославлении твоем к мощам твоим прибегая, просим: помолись Господу, да освятит Он наши души и тела, да просветит ум, очистит совесть от всякой скверны, нечистых помышлений, лукавых и хульных замыслов и от всякого превозношения, гордости и кичливости, высокоумия и дерзости, от всякого фарисейского лицемерия, и от всякого постыдного и лукавого обычая нашего; да дарует нам искреннее покаяние, сокрушение сердец наших, смиренномудрие, кротость и спокойствие, благоговение, разум духовный со всякой рассудительностью и благодарением.

Утаившая себя от мудрых века сего, но Богу известная! Испроси стране нашей Российской от бед тяжких избавление, всей нашей жизни обновление и исправление, соблюди нас во всяком благочестивом православном исповедании веры христианской, чтобы мы, прославляя тебя сподобились во все дни воспевать, благодарить и славить Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную, Животворящую и Нераздельную во веки веков. Аминь.

Приход храма Ксении Блаженной

Блаженная Ксения Петербургская Главная » О Храмах » Святые покровители » Блаженная Ксения Петербургская

День празднования 24 января с.с. 6 февраля н.с.

К числу лиц, истинно юродивых Христа ради, прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования и всецело посвятивших себя на служение Господу Богу, бесспорно, принадлежит и столь всем известная и глубокочтимая святая XVIII века — Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище, в Петербурге.

К великому прискорбию всех почитателей рабы Божией блаженной Ксении, память народная не сохранила нам решительно никаких известий о том, кто была Ксения по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. Можно лишь с вероятностью предполагать, что по происхождению своему Ксения была рода не простого, ибо была замужем за Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в ранге полковника и служившим придворным певчим.

Вот краткая история ее жизни. Родилась она, насколько возможно установить, в 1732-м году (по мнению других исследователей — в 1731 году), от благочестивых и благородных родителей; отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно. По достижении совершеннолетия, Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Федоровичем Петровым, и жила с супругом в Санкт-Петербурге в небольшом домике на Петербургской стороне, купленном Андреем Федоровичем на приданое своей жены. Дом этот стоял на улице, которая так и называлась — улица Андрея Петрова, по имени домовладельца. Нынешнее название улицы — Лахтинская. Дом же придворного певчего, полковника Петрова, стоял на пересечении улицы Лахтинской и Большого проспекта (сейчас на месте дома — пустырь).

Не долго судил Господь молодой чете идти вместе по жизненному пути — смерть разлучила их: Андрей Федорович заболел «жаром», «горел» (вероятно, у него был тиф) и скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовой на 26-м году ее жизни. Перед смертью муж завещал ей: «Служи Господу Богу нашему, славь Всеблагое Имя Его…». С мужем Ксения прожила всего 3,5 года, детей у них не было.

Совершенно неожиданная, внезапная смерть горячо любимого, цветущего здоровьем мужа так сильно поразила Ксению Григорьевну, так повлияла на молодую 26-летнюю бездетную вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась сумасшедшей, лишившейся рассудка. Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, дом подарила своей хорошей знакомой Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но из разговоров с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распоряжаться своим имуществом, как ей угодно.

Так смотрели плотские люди на рабу Божию Ксению, не понимая того, что в душе ее со времени смерти мужа совершался великий переворот, происходило полное перерождение плотского в духовное. Слабоумие и истинное юродство не имеют между собой ничего общего. Наоборот, чтобы решиться на юродство, необходимо величайшее мужество, то есть наличие в человеке сильно развитой воли, и ясное сознание как о жизни вообще, так и об избираемом пути.

И действительно, неожиданная смерть горячо любимого мужа, в котором сосредоточивалась вся цель и весь интерес ее к жизни, ясно показала Ксении, сколь непрочно и сколь суетно земное. Она сразу поняла, что истинного счастья на земле быть не может, что все земное служит лишь помехой, препятствием для достижения истинного счастья на небе, в Боге.

Вот почему раба Божия Ксения тотчас же по смерти мужа решилась освободиться от всего земного, от всех мирских привязанностей: имущество свое раздала бедным, дом подарила г-же Антоновой, а сама осталась решительно ни с чем, дабы ничто уже не служило ей препятствием к достижению истинного счастья на небе, в Боге. Для достижения же этого счастья она избрала тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, то есть, надев на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна, и уже, никогда потом, не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Федоровичем.

Существует мнение, что блаженная несколько лет находилась в Алексеевской женской обители близ Арзамаса, основанной преподобным Феодором Санаксарским (Ушаковым).

Проживая в Петербурге, какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне в районе прихода Церкви святого Апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имеющей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться, смеяться над блаженной. Но перед блаженной всегда стоял образ Страдальца — Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплевания, и заушения, и распятие, и смерть. Вот почему и блаженная так же безропотно сносила всякого рода глумления над собою.

Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в страшном гневе. Уличные мальчишки, завидев юродивую, по обычаю стали над ней смеяться, дразнить ее. Блаженная безропотно сносила это. Но злые дети не ограничились одними издевательствами. Видя безропотность и беззащитность блаженной, они наряду с издевательствами стали бросать в нее грязью, камнями. Тогда, по-видимому, и у блаженной не хватило терпения. Как вихрь бросилась она за злыми мальчишками, грозя им своею палкой, которую всегда с собою носила. Жители Петербургской стороны, увидев блаженную в страшном гневе, пришли в ужас от поступка беспризорных, злых детей и тотчас же приняли все меры к тому, чтобы никто не обижал блаженную.

Мало-помалу к странностям блаженной привыкли, поняли, что она не простая побирушка-нищая, а какая-то особенная. Многие поэтому стали жалеть ее, старались чем-либо помочь ей. Эта жалость особенно стала проявляться с того времени, как камзол и кафтан мужа на блаженной совершенно истлели, и она стала одеваться зимой и летом в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших и красных от мороза, носила рваные башмаки. Видя едва одетую, измокшую или зазябшую юродивую, многие давали ей теплую одежду, обувь, милостыню, но Ксения ни за что не соглашалась надеть на себя теплую одежду и всю жизнь проходила в жалких лохмотьях — красной кофточке и зеленой юбке, или, наоборот, — в зеленой кофточке и красной юбке. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника), и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как и сама она.

Странствуя целыми днями по грязным, не мощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась на улицу. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой неизвестность местопребывания блаженной по ночам казалась даже подозрительной. Решено было, во что бы то ни стало разузнать, где проводит ночи эта странная женщина, и что она тогда делает.

И жители Петербургской стороны, и местная полиция сумели удовлетворить свое любопытство и успокоиться.

Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года, несмотря ни на какую погоду, уходит на ночь в поле, коленопреклоненно становится здесь на молитву и не встает уже до самого восхода солнца, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны света.

В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия на стройке, кто-то таскает наверх целые горы кирпича.

Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали. Наконец решились разузнать, кто бы мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич? Оказалось, что это была раба Божия, блаженная Ксения.

— Когда ты спишь, Андрей Федорович? — спрашивали блаженную.

— Успеем выспаться в земле, — отвечала она. Блаженная Ксения очень заботилась, чтобы фундамент церкви укладывали особенно прочно.

— Много ей придется вынести, — говорила она, — но устоит… Ничего…

Действительно, в наводнение 1824 года, когда было разрушено кладбище, снесено множество крестов и могил, уничтожены кладбищенские книги, храм подвергся большой опасности, но все же устоял.

Может быть, много и других, неведомых миру, подвигов совершила блаженная. К сожалению, при ней не было никого, кто мог бы быть их свидетелем.

В одиночестве совершала она жизненный путь свой. Между тем путь этот был длинный: целых 45 лет жила она после смерти своего мужа, целых 45 лет вела она неустанную борьбу с врагом человечества — диаволом и с гордостью житейской!

Где давала почти необутая и еле одетая блаженная Ксения во все время своего странствования отдых, покой своему телу — осталось известным одному только Господу Богу. Мы можем лишь удивляться тому, как могла она, старенькая и слабенькая, выдерживать наши проливные, пронизывающие до костей, осенние дожди, наши страшные, трескучие морозы, когда на лету мерзнут птицы, и легко застывают хорошо одетые, молодые, здоровые люди! Нужно было обладать организмом сверхчеловеческим или носить в себе такой сильный, внутренний, духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным.

Но припоминая великих угодников Божиих, которые силою своей веры творили дивные, непосильные и непонятные для человеческого ума чудеса, не будем и подвиги блаженной считать небывалыми, невозможными для человека во плоти. Ксения блаженная действительно имела такую веру, при которой все возможно, а великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любви к ближним и молитвою стяжала она благодатный дар прозорливости. Этим своим даром многим помогала Ксения в деле жизненного устройства и душевного спасения, о чем свидетельствуют известные случаи, сохранившиеся в памяти жителей Петербургской стороны:

1) Однажды блаженная, зайдя в гости к купчихе Крапивиной, беседовала с хозяйкой и принимала от нее угощения. Жалея молодую купчиху, столь радушно ее принимавшую, и предвидя близкую смерть последней, Ксения пожелала сказать ей о необходимости должного христианского приготовления к смерти. Посему, входя, она во всеуслышание сказала между прочим: «Вот зелена крапива, а скоро-скоро завянет». Все слышавшие это гости Крапивиной не придали словам Ксении должного внимания, однако позднее, после внезапной скоропостижной смерти молодой купчихи, вспомнили эти слова и весьма были поражены, и потрясены.

2) В другой раз приходит Ксения к своей хорошей знакомой г. Параскеве Антоновой, которой она раньше подарила дом свой, и говорит ей: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь и не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!».

Антонова, с молодых годов хорошо знакомая с блаженной, отлично знала, что с уст Ксении никогда не сходит слово неправды, а потому и теперь, несмотря на странность ее слов, тотчас же поверила, что должно быть действительно что-нибудь случилось особенное, и поспешно побежала на Смоленское кладбище.

На одной из улиц Васильевского острова вблизи Смоленского кладбища Антонова увидела большую толпу народа. Влекомая любопытством, Антонова подошла к толпе и постаралась разузнать, что тут случилось.

Оказалось, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину, которая тут же на улице разрешилась от бремени мальчиком, а сама немедленно скончалась. Сжалившись над ребенком, Параскева Антонова тотчас же взяла ребенка к себе. Узнать, кто была его умершая мать, кто был его отец, несмотря на усиленные старания, как Петербургской полиции, так и самой Антоновой, не удалось. Она дала ему прекрасное образование и воспитание. Впоследствии он сделался видным чиновником и до самой смерти берег и покоил свою приемную мать, будучи для нее самым почитающим и горячо любящим сыном. С глубоким благоговением относился он также к памяти рабы Божией блаженной Ксении, которая так много добра оказала его приемной матери и такое участие приняла в судьбе его, едва родившегося и уже оставшегося полным сиротой.

3) Недалеко от часовни рабы Божией Ксении находится могила Евдокии Денисьевны Гайдуковой, скончавшейся в 1827 году. Эта Гайдукова принадлежала к числу тех лиц, которых любила и иногда посещала раба Божия Ксения. Однажды зашла к ней раба Божия Ксения в предобеденное время. Обрадованная ее приходом, Евдокия Денисьевна тотчас же поспешила накрыть на стол, усадила за стол Ксению и стала угощать ее, чем Бог послал. Кончился обед. Евдокия Денисьевна стала благодарить Ксению за ее посещение и извиняться за плохое угощение.

«Не взыщи, — говорила она, — голубчик, Андрей Федорович, больше мне угостить тебя нечем, ничего сегодня не готовила».

«Спасибо, матушка, спасибо за твое угощение, — ответила Ксения, — только лукавить-то зачем? Ведь побоялась же ты дать мне уточки!»

Сильно сконфузилась Евдокия Денисьевна; в печи у нее действительно была жареная утка, которую она приберегла для отсутствующего мужа. Тотчас же бросилась Евдокия Денисьевна к печке и стала вынимать оттуда утку. Но Ксения остановила ее: «Нет, нет, что ты! Не надо, не надо, я не хочу утки. Ведь я знаю, что радехонька меня всем угостить, да боишься своей кобыльей головы. Зачем же его сердить?»

Кобыльей головой Ксения называла мужа Евдокии Денисьевны, которого очень не любила за его пьянство, грубый характер и за скверную ругань в пьяном виде.

4) В числе знакомых рабы Божией Ксении, к которым она иногда наведывалась, принадлежало также семейство Голубевых, состоявшее из матери — вдовы и 17-летней красавицы — дочки. Ксения очень любила эту девушку за ее кроткий, тихий нрав и доброе сердце. Однажды заходит к ним в гости Ксения. Мать и дочь сидели за столом и готовили кофе. «Эх, красавица, — сказала Ксения, обращаясь к девушке, — ты вот тут кофе варишь, а муж твой жену хоронит на Охте. Беги скорее туда!» «Как так?! — отвечала девушка. — У меня не только мужа, но и жениха-то нет. А тут какой-то мой муж да еще жену хоронит?» «Иди», — сердито отвечала Ксения, не любившая каких-либо возражений.

Голубевы, хорошо знавшие, что Ксения никогда не говорит чего-либо напрасно, и, почитая ее за угодницу Божию, тотчас же послушались приказания блаженной и отправились на Охту. Здесь они увидели, что к кладбищу направляется похоронная процессия.

Голубевы замешались в толпу провожавших и пошли вместе с процессией на кладбище. Хоронили молодую женщину, жену доктора, скончавшуюся от неблагополучных родов. Началась и кончилась литургия, затем и отпевание. Покойную понесли на место ее последнего упокоения. Вслед за гробом шли и Голубевы.

Кончалось и погребение. Народ стал расходиться по домам. Пошли и Голубевы.

Но тут они неожиданно наткнулись на горько рыдавшего молодого вдовца, который при виде могильного холма над прахом любимой супруги потерял сознание и бесчувственно свалился на руки подбежавшим к нему Голубевым. Последние постарались привести его в чувство, познакомились с ним, и через год юная Голубева стала женой доктора. Счастливо и безмятежно прожила она со своим мужем до глубокой старости, при смерти строго завещая своим детям хранить могилу и чтить память рабы Божией блаженной Ксении.

5) Однажды встретила блаженная Ксения на улице одну благочестивую женщину, свою знакомую, остановила ее и, подавая медный пятак с изображением всадника, сказала: «Возьми пятак, тут царь на коне; потухнет!» Женщина взяла пятак, попрощалась с Ксенией и, недоумевая, что бы значили странные слова ее, пошла домой. Но едва она вошла в ту улицу, где жила, как увидела, что загорелся дом ее. Не успела, однако, она добежать до своего дома, как пламя было потушено. Тут только поняла она, что означали слова блаженной Ксении: «Возьми пятак; потухнет!»

6) Всем известно, что Императрица Анна Иоанновна, желая упрочить русский престол за потомством отца своего, царя Иоанна Алексеевича (брата Петра Великого), вызвала к себе племянницу свою Анну Леопольдовну, выдала ее замуж за принца Антона Ульриха и, когда от этого брака родился сын Иоанн (1740), то назначила его своим наследником. По смерти Анны Иоанновны Иоанн I Антонович действительно был провозглашен Императором (1740). Спустя год после этого, а именно — с 24 на 25 ноября 1741 года, в России произошел государственный переворот. Императрицей была провозглашена дочь Петра Великого, Елизавета Петровна.

Иоанна Антоновича заключили в Шлиссельбургскую крепость, а родителей его сослали в ссылку в Холмогоры, где они и скончались. Несчастный Иоанн Антонович протомился под строгим надзором в Шлиссельбургской крепости около 23 лет. В 1764 году, уже в царствование Императрицы Екатерины Великой, один из караульных офицеров — Мирович задумал освободить Иоанна Антоновича из заточения и провозгласить Императором. Но попытка Мировича не удалась; другие офицеры остались верными Императрице. Во время происшедшего столкновения Иоанн Антонович был убит.

За три недели до этого печального события блаженная Ксения стала ежедневно и целыми днями горько плакать. Все, встречавшиеся с ней, видя ее в слезах, жалели ее, думая, что кто-нибудь ее обидел, и спрашивали ее: «Что ты, Андрей Федорович, плачешь? Не обидел ли тебя кто-нибудь?» Блаженная отвечала: «Там кровь, кровь, кровь! Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь», — и еще сильнее начинала плакать. Никто не понимал, что сталось со всегда спокойной и благодушной блаженной. Никто не понимал и странных слов ее. Лишь три недели спустя, когда по Петербургу разнеслась молва о страдальческой кончине Иоанна Антоновича, все поняли, что своим плачем и словами: «Там реки налились кровью, там каналы кровавые, там кровь, кровь», — блаженная предсказывала страдальческую кончину некогда Императора Иоанна I Антоновича.

7) Накануне праздника Рождества Христова 24 декабря 1761 года блаженная Ксения целый день бегала по улицам Петербургской стороны и всюду громко кричала: «Пеките блины, пеките блины; скоро вся Россия будет печь блины!»

Все, видевшие блаженную, недоумевали, что бы означала ее заботливость и суетливость, что означают слова ее? Так никто и не понял странных слов и поведения блаженной. На другой день, то есть 25 декабря 1761 года по Петербургу вдруг разнеслась страшная весть: Императрица Елизавета Петровна неожиданно скончалась. Тут только всем стало понятно, что блаженная предсказывала смерть Императрицы.

Несомненно, много и других случаев прозорливости обнаруживалось в рабе Божией Ксении; к сожалению, известий об этих случаях до нас не сохранилось. Но и приведенных уже вполне достаточно, чтобы видеть, что блаженная действительно обладала чудесным даром знания будущего.

Молва о строгой подвижнической жизни блаженной Ксении, о ее доброте, кротости, смирении, полном нестяжании, о ее чудном даре прозорливости — широко разнеслась по Петербургу. Все стали смотреть на нее как на угодницу Божию, как на великую подвижницу; стали не только жалеть ее, но и глубоко уважать, и почитать, стали дивиться и умиляться ее строгой, подвижнической жизни.

Вот почему и купцы, и мещане, и чиновники, и другие обыватели Петербургской стороны душевно рады были принять у себя блаженную в доме, тем более что все стали замечать, в каком бы доме или семье не побывала блаженная, там всегда водворяется благодатный мир и счастье.

Торговцы заметили, что если блаженная заходила в лавку, где до того времени не было торговли, и брала себе какую-либо ничтожную из продающихся вещей — орешек, пряничек, то лавка начинала отлично торговать, потому что народ спешил купить что-нибудь именно в той лавке, куда заглянула блаженная.

Извозчики заметили, если кому-либо из них удавалось хоть несколько шагов провезти блаженную, то у того целый день езда шла отлично, и он делал хорошую выручку. Вот почему извозчики, еще издали увидев блаженную, наперегонки мчались к ней на своих пролетках и умоляли, хотя бы только присесть в их коляску, в полном убеждении, что это даст им хороший заработок. И чрезвычайно счастлив был тот возница, которому удавалось провезти в своей коляске блаженную.

Матери замечали, что если блаженная приласкает или покачает в люльке больного ребенка, тот непременно выздоровеет. Вот почему все они, завидев блаженную, спешили к ней со своими детьми и просили ее благословить или приласкать их, в уверенности, что тот ребенок, который удостоился ласки или благословения от блаженной, или которого она просто погладит по головке, непременно будет и здоров и счастлив.

И прожила, таким образом, в постоянном стремлении к истинному счастью в Боге, в постоянной борьбе с врагом рода человеческого и в постоянной готовности оказать добро всем и каждому, эта подвижница после смерти своего мужа целых 45 лет. За все это время она не только не имела места, где главу приклонить, но не имела даже одежды, обуви, которыми можно было бы прикрыть и согреть озябшее тело. Несмотря на это она была вполне счастлива. Как птица небесная летала она по Петербургской стороне днем, желая всем и каждому оказать какую-нибудь услугу, а ночью вступала в беседу с Самим Господом Богом, предаваясь молитвенным и другим подвигам. Кротость, смирение, доброта постоянно сияли на изможденном трудами лице ее: видно было, что душа блаженной далека от мира, что хотя тело ее находится еще на земле, но дух ее находится на небе, куда она неустанно стремилась.

И вот не стало этой подвижницы на земле. Настал час, когда Господу угодно было разрешить ее от борьбы с миром и взять ее к Себе на небо.

Гробница блаженной Ксении Петербургской в часовне ее имени на Смоленском кладбище.

Время смерти и погребения святой Ксении Блаженной. Почитание ее памяти

К великому прискорбию всех почитателей блаженной Ксении, до нашего времени не сохранилось решительно никаких известий о времени и обстоятельствах смерти и погребении рабы Божией Ксении. Лишь на основании некоторых данных можно с большей или меньшей вероятностью сделать некоторые предположения.

Исследователям ее жития, несмотря на самые тщательные, неоднократные розыски записей дня смерти и погребения Ксении Григорьевны Петровой или Андрея Федоровича Петрова в Росписях о погребенных, хранящихся в архиве Смоленского кладбища, начиная с 1777 года, найти не удалось.

Часовня Блаженной Ксении Петербургской. Современный вид

Можно таким образом предполагать, что Ксения скончалась ранее 1777 года. Но этому противоречит сохранившееся известие о том, что Ксения носила по ночам кирпич на вновь строящуюся церковь на Смоленском кладбище, а такою церковью могла быть только существующая и теперь церковь Смоленской Божией Матери. А эта церковь начата постройкою в 1794 году и освящена в 1796 году. Стало быть, в эти годы блаженная Ксения была еще жива.

Если же предположить, что Ксения носила кирпич на постройку какой-либо из ранее существовавших на Смоленском кладбище церквей, то этому предположению противоречит то обстоятельство, что все, ранее существовавшие на кладбище церкви, были деревянные, холодные, без печей.

Вернее всего думать, что Ксения, действительно, носила кирпич на постройку церкви Смоленской Божией Матери. Что же касается отсутствия записей о ее смерти и погребении в кладбищенских Росписях, то это легко объясняется, с одной стороны, небрежностью, с какой велась в то время запись погребаемых; именно по этому многие лица, о которых достоверно известно, что они погребены на Смоленском кладбище, в Росписях не значатся (например, рыцари Мальтийского ордена, масса лиц, умерших от холеры 1848 года и другие), а с другой — весьма вероятно предположение, что все умершие, отпетые не на кладбище, вовсе не заносились в кладбищенские ведомости о погребаемых. Если это так, то Ксения была отпета не на кладбище, а где-либо в приходской церкви; это предположение можно считать вполне вероятным.

На конец же XVIII-гo или даже на начало XIX-го века, как приблизительное время смерти Ксении, указывают и некоторые другие данные:

1) день смерти Императрицы Елизаветы Петровны, 25 декабря 1761 года, предсказанный Ксенией;

2) даты на могильной плите Ксении: «Осталась после мужа 26-ти лет, странствовала 45 лет, а всего жития 71 год»;

3) год смерти современницы Ксении — Евд. Ден. Гайдуковой — 1827.

Сопоставляя все эти данные, а также и год постройки Смоленской церкви, можно думать, что Ксения умерла не ранее 1794 года (время постройки церкви) и не позже 1806 года (1761 год — время смерти Императрицы Елизаветы Петровны — прибавить 45 лет странствования Ксении — 1806 год).

Вот именно эти года и можно считать временем смерти Ксении; следовательно, день рождения ее падает на 1719 — 1730 годы. Некоторые исследователи считают годом кончины блаженной 1802 год, а годом рождения ее — 1731 год. Во всяком случае, точно определить год рождения и год смерти блаженной пока невозможно.

Что же касается обстоятельств смерти и погребения рабы Божией Ксении, опять-таки за неимением данных, сказать об этом что-либо определенное трудно. Но, принимая во внимание то глубокое уважение и ту любовь, какими пользовалась блаженная у всех жителей Петербургской стороны, принимая во внимание, что еще при жизни, блаженную почитали за угодницу Божию, можно думать, что погребение ее было необычайно торжественно. С уверенностью можно думать, что все жители Петербургской стороны, где жила блаженная, и вообще, все, знавшие ее при жизни, считали своей обязанностью дать последнее целование усопшей, проститься с ней и проводить ее до последнего места ее упокоения.

Были ли при этом какие-либо особенные, знаменательные проявления помощи от блаженной, неизвестно. Во всяком случае, если бы даже и не было подобных проявлений, чего мы отнюдь не сможем утверждать, тем не менее все почитатели усопшей, все получившие от нее какую-нибудь помощь, какую-нибудь ласку при жизни, старались молитвами своими отблагодарить ее по кончине за все то добро, какое было им оказано, старались не прерывать с ней духовного общения и по ее смерти. Вот почему, наверное, можно думать, что с первого же дня погребения блаженной могила ее посещалась многими и многими лицами, приходившими помолиться о ее упокоении.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]