В Болгарии чтят преподобную Параскеву /Петку/ Тырновскую (Петков день)


Преподобная Параскева Петка Сербская

Октябрь 26th 2015 —

Память 14/27 октября

Параске́ва Се́рбская, Свята́я Параскева, Параскева Пя́тница, Ты́рновская, Болга́рская, Молда́вская (серб. Света Петка; болг. Петка Българска; XI век) — христианская святая, прославившаяся своим аскетизмом. Почитается в лике преподобных.

Родилась в городе Эпиват (Επιβάτες, ныне Селимпаша (англ.)русск. близ Стамбула в Турции) на берегу Мраморного моря неподалёку от Константинополя.

Кроме дочери Параскевы был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме своих благочестивых родителей. Брат Параскевы, когда достаточно научен был священному Писанию, с согласия родителей, принял пострижение под именем Евфимия. Евфимий впоследствии был епископом в Мадите где прославился добродетельною жизнию и при жизни и по смерти сотворил множество преславных чудес.

После смерти родителей Параскева раздала полученное наследство и отправилась в Константинополь, где прожила пять лет. Там она приняла монашеский постриг и отправилась в Святую землю на поклонение святыням. После паломничества она поселилась отшельницей в пустыне в Иорданской долин, стала проводить здесь равноангельскую жизнь. Подражая Боговидцу пророку Илии и Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными злаками, употребляя их притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца.

Постепенно истаивая то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к Единому Богу, могущему спасти смиренных сердцем укрыться от вихря, от бури (Пс 54, 9). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила преподобная? Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто подробно передаст об ее коленопреклонениях непрестанных и различных подвигах телесных? Один Всевидящий Бог взирал на подвиги преподобной. У нее не было там забот о мирской суете: она заботилась только лишь об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с Небесным Женихом. «Тебя, жених мой, ищу!» — говорила преподобная Параскева и постоянно держала в уме изречение книги Песни Песней: «Скажи мне, которого любит душа моя» (Песн 1, 16). Она о том больше всего заботилась, как бы украсить свой светильник и вместе с мудрыми девами выйти навстречу Небесному Жениху, услышать сладкий Его глас и насладиться лицезрением красоты Его. «Когда прийду и явлюсь пред лице Божие?» (Пс 41,3) — непрестанно говорила святая.

Когда, таким образом, преподобная Параскева пребывала в пустыне, лукавый враг позавидовал ее добродетелям и пытался мечтаниями и призраками устрашить ее. Многократно превращаясь в различных зверей, он устремлялся на святую, дабы создать для нее препятствие на пути подвигов. Но добрая Христова невеста Параскева «Всевышнего избрал ты прибежищем твоим» (Пс 90,9) и при Его помощи, — знамением святого креста Его, — отгоняла врагов и разрывала, как бы паутину, все козни диавола, и совершенно низложила его. Святая, при своей женской природе, имела поистине мужской разум и победила диавола, как Давид — Голиафа. Украсив свою душу такими подвигами и добродетелями, Параскева сделалась возлюбленной невестой Христовой, так что на ней исполнилось пророческие слово: «И возжелает Царь доброты твоей» (Пс 44,12). Итак Сей Царь вселился в нее со Отцом и Святым Духом и пребывал в ней как и в святой Своей церкви, ибо святая Параскева, сохранив свою душу от греха и осквернения, соделалась церковию Живого Бога.

Однажды ночью Параскева, после долговременного уже пребывания в пустыне, по обыкновению своему, с умилением простирая руки к небу, стояла на молитве. Внезапно, в образе пресветлого юноши, она увидела ангела Божия, который, подойдя к ней, сказал: «Оставь пустыню и возвратись в свое отечество, ибо там подобает тебе оставить тело на земле, а душою прейти ко Господу».

Преподобная, проникнув в смысл видения, уразумела, что в нем сказывается Божие повеление; она радова лась тому, что близко время разрешения ее от тела, но ей жаль было расставаться с пустынным уединением, — ибо ничто так не очищает души и не приближает ее к Первообразу, как пустыня и безмолвие. За два года до смерти в пожилом возрасте вернулась домой.

Прибыв в царствующий град Константинополь, она вошла там в прекрасный храм Премудрости Божией, равно также побывала и во Влахернской церкви и, поклонившись перед чудотворной иконой Богоматери, пошла на свою родину в Епиват, где прожила некоторое время, не изменяя своего обычного пустынного подвига, — поста и молитв. Когда же наступило время ее отшествия к Богу, Параскева помолилась усердно о самой себе и обо всем мире и во время молитвы предала Богу свою блаженную душу. Тело ее было погребено верующими, по христианскому обычаю, но не на общем кладбище, — как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она.

Бог, восхотевший прославить свою угодницу, по прошествии многих лет, открыл мощи ее.

Проповеди:

Преп. Параскева (Великое значеніе храма Божія для христіанъ). Прот. Григорій Дьяченко

Житие сообщает, что мощи Параскевы были чудесным образом обретены и положены в местном храме, где прославились различными чудесами. В 1238 году по приказу болгарского царя Иоанна Асена их перенесли в город Тырновград. После захвата Болгарии турками мощи Параскевы вывезли в Валахию, а когда и она была захвачена, то по просьбе сербской княгини Милицы их разрешили перенести в Белград.

Когда Сулейман I в 1521 году захватил Белград, то в числе прочих ценностей он вывез в Константинополь мощи преподобной Параскевы. В 1641 году по просьбе молдавского господаря Василия их разрешили перенести в Яссы, где они находятся по настоящее время.

Святая Параскева считается покровительницей Молдавии, так как место нахождения её мощей — город Яссы, был древней столицей исторической Молдавии.

Образ святой Параскевы на землях восточных славян тесно сросся с древним культом языческой Мокоши, которой женщины посвящали пятничный день. В народе святая получила двойное имя Параскева-Пятница.

Русский народ называл святую Параскеву — Пятницей, Пятиной, Петкой. Популярной была русифицированная форма имени — Прасковья, уменьш. Параша, Пана.

Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, пряжи. С этого дня начинают мять и трепать лён: «мни и толки льны с грязнихи».

Главным содержанием этих праздников является соблюдение запретов на «женские» работы, а также жертвоприношения, хождения к источникам, молебны.

У белорусов-католиков и полещуков в этот день: «нельзя прясть, пахать, выносить золу и делать щёлок для стирки белья».

В Полесье существовала особая пятницкая икона: «Пятница такая икона тёмная. Тмяная, грусная сидить жэншчына да праде куделю».

Параскеву Пятницу считали «бабской святой» — «так как повсюду наши крестьянки считают её своей заступницей». Параскеве, так же, как и Богородице на Покров, девушки молились о замужестве: «Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!» (Архангельская губ.)[2]. А могли сделать наговор на гребёнку: «Стану я раба Божия (имя), гребёнку надевать, женихов к себе зазывать. Как пчёлки на мёд летят, на цветки глядят, так бы и ко мне женихи спешили. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После наговора девушка носила гребёнку семь дней подряд[12].

Если какой стук ночью в бабьем куту слышался, то хозяйка, обходя с куделью или с пряжей углы дома, по-доброму ласково говорила:

Шум-шумок, ты чего спохватился? Аль с радости? Аль с печали? Коль на радости — стучи, Коль на горе — молчи! Приходи вчера!

В христианстве почитается несколько святых, носящих имя Параскева. В русском православии наиболее почитаема великомученица 3-го века Параскева-Пятница (память 28 окт/10 ноя). У православных Болгарии и Сербии популярна другая святая с именем Параскева, называемая в этих странах «Петка». В России святую Петку называют Параскевой Сербской или Болгарской.

Святая Параскева родилась в 11-м веке в селении Епиват (сейчас находится в европейской части Турции). Еще в юности её сердце, как стрела, пронзили слова из Евангелия от Матфея: «Иже хощет по мне ити, да отвержется себе». После смерти родителей Параскева стала проводить жизнь, полную лишений и скорбей. Она скрылась от мира и поселилась в Иорданской пустыне.

Святитель Димитрий Ростовский пишет в житии святой Параскевы: «Подражая Боговидцу пророку Илии и Иоанну Крестителю, она питалась только пустынными злаками, употребляя их притом лишь в малом количестве, и то по закате солнца. Постепенно истаевая, то от жара, то от холода, она обращала свои взоры только к Единому Богу, могущему спасти смиренных «от малодушия и от бури» (Пс. 54:9). Кто в состоянии поведать о том, сколько слез пролила преподобная? Кто расскажет о частых и неумолкаемых стенаниях ее? Кто подробно передаст об ее непрестанных коленопреклонениях и различных подвигах телесных? Один Всевидящий Бог взирал на подвиги преподобной. У нее не было там забот о мирской суете: она заботилась только об очищении души, об ответе на будущем суде и встрече с Небесным Женихом». Однажды ночью, уже после долговременного пребывания в пустыне, Параскева, по обыкновению, стояла на молитве. Внезапно она увидела ангела Божия в образе пресветлого юноши, который, подойдя к ней, сказал: «Оставь пустыню и возвратись в свое отечество». Как ни жаль святой было расставаться с пустынным уединением, она повиновалась воле Божией. Посетив вначале Константинополь и поклонившись его святыням, Петка вернулась на свою родину, в Епиват, где прожила некоторое время, не изменяя своего обычного пустынного подвига – поста и молитв. Когда настало время её кончины, Параскева, усердно помолившись о себе и о мире, предала душу Господу. Тело её было погребено не на общем кладбище, а отдельно.

Мощи святой были открыты позднее при чудесных обстоятельствах. Близ того места, где была погребена преподобная, подвизался некий столпник. Случилось, что туда же было выброшено волнами тело какого-то корабельщика, заболевшего во время плавания тяжкой болезнью и скончавшегося. От его трупа начал исходить удушливый смрад, которого не мог стерпеть даже и столпник. Принужденный сойти со столпа, он повелел выкопать яму и закопать в ней смердящий труп. Когда рабочие копали яму, то, по Божественному смотрению, они обрели лежащее в земле нетленное тело. Но так как рабочие были люди неопытные и несведущие, то не обратили на случившееся никакого внимания. Они рассуждали между собою: «Если бы сие тело было святое, то Бог открыл бы его посредством каких-либо чудес». Они вновь засыпали нетленное тело землей, бросив туда же и смрадный труп, а затем ушли домой.

С наступлением ночи один из них молился Богу в своем доме. Заснув под утро, он увидал во сне некую царицу, сидящую на престоле, а кругом — множество светлых воинов. Один из них сказал: «Георгий! Зачем вы так презрели тело преподобной Параскевы и вместе с ним похоронили смердящий труп? Немедленно возьмите тело преподобной и положите его в достойном месте, ибо восхотел Бог прославить на земле рабу Свою». Также и та светлая царица сказала ему: «Поспеши вынуть мои мощи и положить их в достойном месте, потому что я не могу больше терпеть того смрада. Ибо я человек, и родина моя Епиват, где ныне и вы живете». Тою же ночью было такое же видение и одной местной благочестивой женщине. Утром они оба рассказали всем о том, что увидели. Услышав это, благочестивые люди отправились к мощам преподобной Параскевы и с благоговением, как некое многоценное сокровище, вынули их из земли. Святые мощи с торжеством были положены в церкви селения Епиват, где по молитвам святой Параскевы от них подавались болящим многие исцеления. В 1238 году мощи святой Параскевы были перенесены в престольный город Болгарской земли — Тернов (ныне Тырново), а 14 веке в Валахию, а затем в Белград. С 1641 года мощи святой Параскевы находятся в румынском городе Яссы.

Действо «само в себе»


день святой петки
Поклонение святой Петке — это действо само в себе»(особенное), потому что несет в себе разносторонние представления болгарской глубинки. Так как напрямую связан с проведением женщинами домашней работы, покровительством браку и семье. Это православное празднество не лишено и жесткого контроля, со стороны церкви, животноводства. Т.к. в этот период ограничивается плодовитость и рождаемость для сельскохозяйственных животных.

День святой Петки символизирует собой начало зимы, одновременно с проведением этого праздника этой самой уважаемой и почитаемой в болгарском народе, святой.

Традиционные блюда — праздника Св. Петки

Не смотря на то, что святая жила в пустыне много молилась и постилась блюда для этого праздника не всегда постные,нет, скорее наоборот! Три блюда включают в себя баранину. Есть также особое блюдо, которое обязательно подается к столу и делится между всеми это Петкова пита. Итак, список из шести блюд, что готовятся на день святой Петки.

1. Суп с бараниной.

Состав: баранина 1 кг, 2 л воды, 2 головки лука, 4 ст ложки томатного сока, 1 морковь, 1 головка сельдерея, корень пертушки, соль, черный перец.

2. Петков хлеб.

Состав: политра молока, 2 ст. ложки сахара, 2 ст. ложки растительного масла, дрожжи, большой орех (20г.), 2 яйца, 1 кг муки.

3. Фаршированные виноградные листья.

Продукты: 300 гр рубленного овечьего мяса, 1 чашка риса, 2-3 головки лука, 200 гр. жира, черный перец, чабер, 30шт. виноградных листов.

4. Рагу из баранины с луком-пореем.

Используемые продукты: 1 кг баранины, 1 кг лука-порея, 2 томата, соль по вкусу, 100 гр. растительного масла, 1 ст. ложка сушенного чабреца и 1 чайная ложка черного перца.

5. Соленый кекс.

Состав: 2 чашки кисело мляко (богарский йогурт), загашенные содой, 100 гр сливочного масла, 250 гр натертого сирене, 300 гр муки.

6. Сладкий кекс на воде.

Состав: 5 шт. яйца, 1 чашка сахара, 2 чашки(неполные) муки, 200 мл воды, 100 мл растительного масла, 1 уп. порошка для выпечки, щепотка ванили.

Как празднуют день святой Петки в Болгарии?

Во время дня Святой Петки в многих местах Болгарии создают так называемые семейные службы, общесельские сборы, на которых все вместе садятся за общей трапезой.

Размещаясь при этом по родам или окрестностям («боговица», «светец», Светая Петка»).


Наши дни, праздник Петковден (День Святой Петки) в село Бистрица

Женщины приносят и раздают большую буханку — Петкова пита (пирог) и вино.

Петкова пита — это специальный пирог или хлеб, батон, сдобная булка

Болгарский народ в этом случае говорит, что «Светая Петка приводит праздник».


Проведение церковной службы вне церкви во время дня Святой Петки

Чудеса с мощами святой Петки Болгарской

Житие Петки Болгарской говорит, что мощи святой были чудесным образом обретены и положены в храм. Где под их воздействием с прихожанами стали творится настоящие чудеса.

Многие чудеса связаны с исцелением от болезней. Тело святой считается нетленным.

После оккупации и захвата войсками Турции болгарской территории останки святой были перевезены в Валахию. А когда захватили и Валахию, по просьбе сербской княгини Милицы их перевезли в Белград.

С 1641 года и по сей день, мощи находятся в Румынии в городе Яссы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]