День святого Николая (День святителя Николая Чудотворца) 


Николай Чудотворец Мир Ликийских — самый популярный и любимый в христианском мире святой, чьё имя и деяния овеяны множеством прекрасных и поучительных историй. В честь этого Чудотворца названо огромное количество храмов и монастырей, городов и сел. День памяти и почитания святого Николая в этом году отмечают 19 декабря, как и ежегодно, дата эта приходится на период Рождественского поста.

А на Руси его именовали ещё и Угодником. Имя этого святого так легендарно, что есть необходимость рассказать и о нём, и о посвященном ему зимнем христианском празднике, о традициях, с ним связанных, подробнее. Также есть и летний День Святого Николая.

К тому же, оставаясь исторической личностью, святой Николай Чудотворец является в нашей повседневной и праздничной жизни примером не только святости, но и истинной человечности, непоказной доброты и готовности в трудную минуту помочь, вразумить и спасти.

В своем рассказе-легенде «Пегие лошади» Александр Куприн о Николае угоднике написал: «Всегда ему у нас (на Руси -ред.) много дела: умягчить сердце жестокого правителя, обличить судью неправедного, построжить жадного не в меру торговца, вызволить из сырой тюрьмы невинно заключенного, испросить помилование приговоренному к напрасной смерти, подать помощь утопающему, ободрить отчаянного, утешить вдову, пристроить сироту к добрым людям.

А Никола — он свой, скоропоспешный и для всех доступный. Недаром к нему не только православные прибегают с просьбами, но и всякие иные народы…»

История праздника

19 декабря посвящено святому Николаю, который прославился своими поступками и самоотверженным служением Богу. С раннего детства он изучал Писание. В молодые годы получил духовный сан (звание) и стал проповедником. Богатство, которое перешло ему по наследству от состоятельных родителей, он направил на миссионерскую работу.

Николаю приписываются многие чудеса. Во время странствия он воскресил смертельно травмированного моряка и начал считаться заступником путешественников, торговцев и детей. Однажды Николай решил тайно помочь трем девушкам, которые не имели приданного. Он незаметно пробирался в дом и оставлял кошелек, наполненный деньгами.

В один из таких визитов Николай бросил монеты в дымоход, но они не сгорели, так как попали в сушащийся носок одной из барышень. Так появилась легенда о Санта-Клаусе. Дата смерти подвижника стала называться Днем святителя Николая Чудотворца.

Во времена советской власти праздник был предан забвению. Искоренялись обычаи, многие их приверженцы подвергались насмешкам и преследованиям. После распада СССР традиция возродилась и стала приобретать популярность.

Кем был святой Николай и при чем тут Санта-Клаус

Как говорит житие святого, Николай родился в III веке в греческой колонии Ликии в Малой Азии в семье христиан. Мальчик с самого детства посещал храм, а повзрослев, решил посвятить вере всего себя, став священником. Богатое наследство родителей он раздал бедным. Со временем Николай был рукоположен в сан архиепископа в городе Миры (сейчас это территория турецкой Анталии) и прославился как рьяный борец с язычеством и различными ересями, а также как чудотворец и защитник оклеветанных и невинно осужденных. Среди чудес, сотворенных святым при жизни, известно спасении Мир от страшного голода, а также воскресение моряка во время шторма.

Святитель (так называют высоких церковных иерархов) Николай прожил до глубокой старости. Сразу после смерти его тело начало мироточить, и к ним потянулись верующие за избавлением от болезней и печалей. Мощи святого хранились сначала в Мире, где он служил архиепископом, а уже в XI веке были перенесены в город Бари, что в Италии. Часть их находится там до сих пор.

Ну и как забыть о том, что святой Николай — это ведь всем известный Санта-Клаус, личность святителя в сознании людей слилась с фольклорным персонажем. Такая трансформация произошла из-за истории о спасении от нищеты старика с тремя дочерьми. Узнав об ужасном безденежье своего прихожанина, архиепископ решил ему помочь. Только сделал это тайно — ночью подбросил в окно дома, где жила семья, мешочек с золотом. Утром деньги нашли, однако об имени благодетеля не было ничего известно. Обрадованный отец с приданым, полученным таким чудесном образом, смог сыграть свадьбу своей старшей дочери. Через некоторое время Николай повторил свой тайный подарок — так вышла замуж средняя дочь бедняка. Стоит ли говорить, что добрый поступок архиепископ совершил и в третий раз — и уж тут старик наконец смог его подкараулить и поблагодарить.

Так повелась традиция — дарить от имени святого подарки малышам из бедных семей, которая позже распространилась на всех детей, а потом и на взрослых.

Традиции и обряды праздника

В День святого Николая в храмах проходят богослужения. Верующие люди употребляют в пищу постные блюда, поскольку праздник приходится на период Рождественского поста.

В ночь на 19 декабря родители кладут под подушку ребенку подарки: фрукты, сладости, игрушки. Одинокие девушки гадают на суженых, загадывают желания, молятся святому Николаю о счастливом замужестве.

В этот день хозяйки выпекают к праздничному обеду специальное печенье – николайчики. На столах также присутствуют вареники и пироги с картошкой, грибами, капустой, постный борщ, соленья.

В этот день в селах популярны народные гуляния. Молодежь устраивает катания на санях. Местами сохранилась древняя традиция колядований 19 декабря. Парни ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых желают хозяевам крепкого здоровья и хорошего урожая. За это их одаривают сладостями и деньгами.

В этот день принято делать добрые дела. Люди помогают нуждающимся, раздают сладости, деньги, одежду, книги, канцелярские товары сиротам, детям из многодетных семей.

В детских садах, учебных учреждениях устраиваются утренники. Воспитанники читают стихотворения, демонстрируют поделки, исполняют песенные и танцевальные номера.

Со Дня святого Николая начинается подготовка к Новому году и Рождеству. Люди наводят порядки дома, закупают продукты, выбирают подарки для близких и друзей.

Вторая молитва Николаю Чудотворцу

О, великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию! Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашым.

Кондак

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Приметы и поверья

  • 19 декабря идет снег – к урожаю пшеницы, дождь – к урожаю капусты и огурцов.
  • Если в День святого Николая стоит холодная погода, то вся зима будет холодной, а если теплая, то зима будет ясной и без сильных морозов.
  • Если в этот день загадать желание, то святой Николай посодействует в его исполнении.
  • В день святого Николая ничего нельзя делать для себя, а только для нуждающихся.
  • Если до 19 декабря не раздать все долги, то в следующем году придется бедствовать.

День святого Николая – светлый зимний праздник. Согласно народному поверью, в ночь на 19 декабря Николай Чудотворец спускается с небес на землю и помогает всем нуждающимся.

Вещие сны

В народе верят, что на Николу Зимнего можно увидеть вещие сны, именно поэтому, оправляясь в постель, следует загадать желание. После пробуждения важно постараться вспомнить все события сновидения, его эмоциональную окраску, которая подскажет, сбудется ли загаданное или же пока не время для воплощения мечты в жизнь.

Помощь от Чудотворца

На протяжении всей своей жизни Чудотворец совершил много святых деяний:

  • спас от смерти военачальников, которых оклеветал градоначальник, и ожидала казнь;
  • не дал голодать людям из своего города;
  • оказывал помощь людям на суше и воде.

О Святом Николае есть история, что он воскресил человека, который во время шторма, сорвался с корабля в воду и разбился. После этой истории Чудотворца стали считать покровителем тех, кто находится в море.

Помогает он не только мореплавателям, с молитвами к нему обращаются торговцы, военные и, конечно же, обычные люди, оказавшиеся в беде.

К Чудотворцу обращаются с просьбами:

  • уберечь от плохого умысла;
  • наладить гармонию в семье и со второй половинкой;
  • сделать узы брака крепче, внести в супружескую жизнь любовь и сохранить счастье;
  • защитить невинно осужденных;
  • поддержать, когда ситуация кажется безвыходной.

В каких ситуациях еще обращаются к Святому? Ему возносят молитву, когда оказались в сложном материальном положении или просто возникла сложная ситуация. Молодые девушки просят о хорошем муже и крепком браке. Те, кто уже находятся замужем, молятся о взаимопонимании в семье. Те, чья профессия связана с опасностями, обращаются к Чудотворцу с просьбой о защите и удаче.

Бил ли святитель Николай по щеке Ария?

Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в своей книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского собора Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария.

Это опровергает профессор церковной истории В. В. Болотов: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».

Сами факты заушения Николаем Ария и суда над Николаем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещенном в Четьи-Минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещенном в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Описание пощечины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.

Отношение к этому событию у греков, русских и католиков

Этот день 9/22 мая в г.Бари сразу же стал праздничным, а в католической церкви он и ныне считается местным праздником. Очень быстро (не позднее 1098 года) это событие и сей день стало праздничными и в Русской Церкви. Он, как день памяти св.Николая Угодника, празднуется наравне с 6/19 декабря; при этом русские называют первый праздник – «Николаем Вешним или Весенним», а второй – «Николаем Зимним».

Но что интересно, у греков таковой праздник отсутствует. Более того, в греческих церковных кулуарах считают, что мощи святителя, якобы, «украли». Что, однако, как следует из вышеприведенного, явно не соответствует Священному Преданию. Из коего ясно видно, что на перенесение мощей была воля Божия и самого великого святителя; причем очевидно, что без согласия такого величайшего святого никто его мощи «украсть» не смог бы!

Саркофаг с мощами свт. Николая

Более того, и сейчас, находясь в уже католическом г.Бари, они источают целебное миро и творят чудеса, между прочим, и перед православными русскими паломниками. Очевидно, если бы они действительно были «похищены», и если бы все это было неугодно Богу и Его Угоднику, то такое было бы невозможно.

Однако вопрос все же остается. Помню, когда я учился в Московской духовной академии, то один мой сокурсник – очень хороший и православный батюшка, настроенный резко анти католически, сильно интересовался этим вопросом. Он одно время никак не мог понять, почему же такой величайший святой Православия отдал свои мощи католикам?! Позднее он разобрался в этом вопросе, его аргументация была следующей:

Во-первых, как уже было сказано выше, г.Бари долгое время (до 1071 г.) принадлежал Византии. Но и после этого в нем была церковная юрисдикция Константинопольского Патриарха. Да, правда, греки затем все это утратили. Но мы знаем, что такие территориальные и церковные потери Византия несла по причине грехов ее правителей, церковнослужителей и народа. Так что грешить надо было меньше, тогда бы и мощи святителя не потеряли бы.

Во-вторых, есть еще и такой аргумент. Св.Николай Чудотворец, провидя будущее отступление католиков от Православия и раскол 1054 года, считал, что такая величайшая святыня, как его мощи, возможно, удержит Западную Церковь от сего раскола. К сожалению, эта возможность не была осуществлена. Но вина за это уже ложится на католиков.

Перенесение мощей свт. Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари.

Наконец, в-третьих, если бы, как, очевидно. хотели греки, святые мощи были бы перенесены в один из греческих анклавов, то со временем они все равно, как и Миры Ликийские, оказались бы под властью магометан. Ибо, как известно из истории, весь греческий мир к 1453 году был оккупирован турками. А это, по-видимому, не было угодно Богу и Его Угоднику. А вот г.Бари под властью нехристей никогда не был.

А теперь посмотрим еще:

Как это выглядит в свете нынешнего дня?!

А сегодня, по моему мнению, вырисовывается еще одна, очень важная причина, по которой св. Николай не захотел отдать свои мощи грекам. Как мы знаем, последние годы Православный мир потрясен расколом, который своими, прямо скажем, разбойничьими действиями учинил грек — Вселенский патриарх Варфоломей. Причем, этот раскол, в-основном, поддержан греками и греческими Церквями.

Основное лжеучение этого патриарха состоит в том, что он, по примеру папы римского, хочет усвоить себе власть не только над своим патриархатом, но и над другими Церквями. Хотя 2-е правило Второе Вселенского собора, да и вся тысячелетняя церковная практика Православия запрещает это делать.

Правда, Варфоломей ссылается на 3-е правило этого же собора, которым Константинопольский патриарх имеет преимущество чести. Хотя, очевидно, здесь речь идет совсем не о власти, а лишь о чести. Это значит, что Вселенский Патриарх, если ему придется служить Божественную литургию вместе с Патриархами других Церквей, по праву чести будет возглавлять такое служение. Но отнюдь не значит, что он при этом может давать какие-то свои повеления или распоряжения этим Патриархам, касающиеся жизни их Церквей, поскольку не имеет права власти на это.

Более того, 3-е правило Второго Вселенского собора указывает и причину, по которой Константинопольский Патриарх имеет и сие право чести. Эта причина состоит в том, что тогда Константинополь был новым Римом, т.е. столицей православного Царя. Но с 1453 года, т.е. почти 600 лет это уже не так. А держаться за букву предания, забывая о его духе, — это типичное жидовство. Ибо, как сказал апостол Павел, «буква убивает, а дух животворит» (2 Кор.3: 6).

А из духа, а не буквы, сего 3-го правила следует, что, таким образом, Вселенский Патриарх должен быть при Православном Царе. После того же 1453 года такими белыми, т.е. свободными от власти магометан, были лишь Русские Цари. Поэтому с основания Русского Царства были идеи и даже некоторые практические действия с целью: либо перевести Вселенского Патриарха из Константинополя в Москву, либо провозгласить Вселенским Московского Патриарха.

Но от этих планов отказались по причине нашего обычного русского братолюбия. Дело в том, что Патриарх, находясь в турецком Константинополе, мог удобно поддерживать и благотворить (особенно с российской материальной помощью) прочим Православным Церквям, находящимся под властью турок. Если же его местопребывание было бы в столице России, постоянно воюющей с турками и их вассалами, то это автоматически превращало бы сего Патриарха в «персону нон грата» для Турецкой империи. И оказывать вышеозначенную помощь другим Церквям он бы не смог.

Так что исторически получилось, что наши в свое время отказались от высшей церковной власти, которая сама плыла в их руки. Отказались ради помощи своим православным братьям, в значительной степени благодаря чему те и выжили под гнетом мусульман.

А сейчас патриарх Варфоломей хочет сделать свой властолюбивый гешефт на чужом благородстве. Вот ведь как некрасиво! Но особенно от этого патриаршего безобразия страдает Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Которую одним росчерком пера своей «левой» руки Варфоломей фактически объявил вне закона; объявил, как бы, несуществующей, создав при этом из групп украинских раскольников свою ПЦУ.

Хотя прекрасно знает, что по канонам на одной и той же канонической территории не могут быть одновременно две Православные Церкви! Поэтому и объявляет, что УПЦ МП, якобы, не существует! Это наша-то Украинская Церковь, объединяющая миллионы верующих и имеющая более 12 тысяч приходов, — не существует?! Зато в Константинопольском патриархате есть епархии, не имеющие ни одного прихода, так что, скорее, он сам не существует, а живет лишь за счет диаспоры!

Эти антиканонические действия патриарха Варфоломея, который, как вор и разбойник не дверями православных канонов входит в украинский двор овчий, а перелазит через его каноническую ограду (ср.Ин.10: 1), привели, хотя и к деструктивным, но пока, слава Богу, не к самым тяжелым последствиям. Пока лишь ПЦУ и ее руководитель Епифаний (Думенко), вовсю на словах распинающийся и болтающий об «агрессивности русских и их Церкви, т.е. УПЦ МП», на самом деле уже более двух лет проводит агрессивную политику фактически насильственного захвата наших приходов. Но пока, слава Богу, с достаточно ограниченными результатами.

Это «пока» связано с тем, что украинские власти боятся этому полностью потакать, не без оснований полагая, что сие может вызвать религиозную войну практически по всей Украине.

Причем в этой войне власть предержащие не смогут полностью опереться ни на полицию, ни на армию, поскольку многие их служащие сами являются нашими православными, прихожанами нашей Церкви. И как они поведут себя при попытке ее уничтожения – это только Богу известно! Не говоря уже о том, что, думаю, на Украине и сейчас найдутся тысячи, десятки или даже сотни тысяч активных православных, которые не пожалеют отдать свои жизни за Христа и Церковь. Да, возможно некоторые из них станут мучениками. Ну что же, как Господь показал еще первомученику Стефану (Деян.7: 56-57), таковым открыты врата Царствия Небесного, куда они входят, даже не проходя мытарства!

Вот к каким ужасающим последствиям для Православия (раскол и притеснения УПЦ) привели и к каким могут привести (уничтожение нашей Украинской Православной Церкви и религиозной войне на Украине) не просто неканонические, а разбойничьи (ср.Ин.10: 1) действия патриарха-грека Варфоломея и подыгрывающих ему греческих Церквей. Которые одна за другой признали варфоломеевское ПЦУ. Недаром наши предки говорили, что «греки лукави суть».

Вот потому-то я и думаю, что одна из основных причин, а, возможно, и самая основная, по которой великий Угодник Божий святитель Николай не захотел оставить свои мощи греках, состоит в том, что он провидел это их нынешнее лукавство! Поэтому, в конечном счете, предпочел оному даже католиков!

В заключение замечу: Священное Предание содержит указания, что в последние времена в России будет Православный Царь. Думаю, если это действительно произойдет, то он-то и решит проблему вышеуказанного нынешнего раскола в Православии. Указав константинопольскому патриарху и константинопольскому патриархата на его действительное место в диптихе Церквей. И что-то мне подсказывает, что это место будет отнюдь не первым и даже не первенствующим!

Как прикладываться к святым мощам

Православие не диктует верующим жестких правил почитания святынь, ведь как приложиться к мощам, каждая душа понимает самостоятельно. Поклоняясь святому, люди по велению сердца делают поясные или земные поклоны, осеняют себя крестными знамениями, молятся. Главное – чистота сердечная, искренность, вера в помощь. Обычно при поклонении соблюдаются такие особенности:

  • верующие не толпятся, не толкаются у раки;
  • женщины не приходят к святыням с макияжем;
  • сумки оставляют в другом месте, чтобы руки были свободными;
  • прикладываться к лику мощей или икон – дерзость.

Нужно понимать, что рака или мощевик – это не просто «шкатулка». Приходя к мощам, человек приближается к самому святому, общается с ним.

Молясь, следует избегать многословия и мудрования. Лучше отбросить все наносное и быть простым, искренним, как ребенок.

Совет автора


Мощи Николая Чудотворца

Православие дает верующим для спасения абсолютно все. Во многих городах и церквях России в настоящее время находятся мощи Николая Чудотворца. Православные могут прибегать за помощью к любимому святому и поклоняться его мощам в любое время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]