Александра Никомидийская (Римская
) — одна из наиболее почитаемых великомучениц. О жизни святой мало что известно, все подробности жития императрицы можно узнать только из жития Георгия Победоносца, где вскользь упоминается информация о великой мученице. Несмотря на недостаток сведений, Александра Римская считается покровительницей не только женщин, но и мужчин. По словам священника и богослова Павла Флоренского, она стремится в мужском духе больше, нежели носительницы иных имен.
Что известно про житие святой царицы римской
В 284 году римским императором был провозглашен Диокл, нарекший себя Диоклетианом. Смерть императора Кара и его сына Нумериана стала причиной сосредоточения власти в руках бывших военачальников. Диоклетиан разделил империю на 4 провинции, оставив одну под своим управлением, а в 3 назначил цезарей. Для укрепления союза были заключены брачные союзы с дочерями цезарей и императора.
Диоклетиан был противником христиан, так как считал, что это вероучение способствует распаду империи. Он поставил цель возродить язычество, чтобы легитимизовать свою власть. По его приказу во всех провинциях стали разрушать христианские храмы. Последователей учения Христа принуждали публично избавиться от книг и принести жертву в языческом храме.
На территории империи действовал закон, согласно которому христиане не могли занимать государственные должности, не подлежали защите в суде. Особенно жестокие гонения (пытки, казни) применялись на землях, контролируемых Диоклетианом.
Неоправданная жестокость вызывала внутренний протест не только у верующих в Христа, но и воспитанных в языческой вере. Так случилось с любимым военачальником императора Георгием, его женой Александрой и дочерью Валерией.
Георгий родился в городе Бейруте и был воспитан в христианской вере. Распространение новой религии во II столетии от Р. Х. было поддержано римскими правителями. Число приверженцев вероучения росло. Георгий стал военным. Храбрый, умный солдат был замечен командирами и получил повышение.
Георгий отличился в завоевательных войнах и подавлении восстаний на границах империи. По приказу Диоклетиана армия стала инструментом подавления инакомыслия. Отряды входили в селения, где жили христиане. При отказе совершить жертву перед языческими богами люди подвергались пыткам и казни.
Георгий не мог явно нарушить приказ, но способствовал спасению единоверцев. Нашлись предатели, донесшие на Георгия Диоклетиану. Военачальник был отозван в Никомедию (столицу восточной Римской провинции) и подвергнут допросу. Георгий не стал отрицать, что верит в Христа и не будет отказываться от учения. Он выступил с гневным обращением к правителю, призывая его прекратить гонения на христиан.
Разгневанный властитель приказал подвергнуть его жестоким пыткам:
- Святого заключили в темницу, сковав ноги-руки цепями, положив на грудь тяжелый камень, который придавил его к земле и не давал дышать. Господь дал ему силы выдержать испытание.
- После избиения воловьими жилами окровавленного мученика бросили в ров с негашеной известью, чтобы она разъела его плоть до костей. Молитвенные обращения к Богу снова уберегли Георгия от страданий.
Царица Александра выросла в языческой семье. Желание Диоклетиана возродить поклонение языческим богам ее не возмутило. Слухи об истязании одного их военачальников за веру в Христа распространились по Никомедии. Александра была поражена мужеством Георгия, силой его веры и поддержкой Господа. Она стала свидетельницей, как мученик был невредимым извлечен из негашеной извести.
Диоклетиан, увидев, какое впечатление на жену произвело чудесное спасение христианина, повелел отправиться ей во дворец. Мучения Георгия продолжались 8 дней. Царица Александра не выдержала заточения, пришла на место истязания великомученика, припала к его ногам и объявила, что принимает веру Христа, отвергая языческих богов.
Разгневанный император приказал отрубить обоим голову. Казнь должна была состояться за пределами Никомидии. По дороге Александра почувствовала усталость и попросила у стражи небольшую передышку. Она присела у скалы и умерла. Тело никомедийской императрицы стражники оставили лежать на дороге и отправились далее, к месту казни. О кончине царицы 21 апреля 303 года сохранилась запись в акте мученичества святого Георгия.
Господь не дал умереть новообращенной. Смерть была мнимой. Александра, вместе с дочерью Валерией, еще 10 лет проповедовала заветы Бога в Сирии. В 313 году они вернулись в Никомедию, надеясь на изменение отношения к христианам со стороны нового императора Ликиния. Вероломный правитель приказал отрубить матери и дочери головы, останки бросить в море.
О Боге и жизни по вере
Истинная вера проявляется во всем нашем поведении. Это как соки живого дерева, которые доходят до самых дальних веточек.
Мы знаем, что, когда Он отказывает нам в нашей просьбе, то выполнение ее было бы нам во зло; когда Он ведет нас не по той дороге, которую мы наметили, Он прав; когда Он наказывает или исправляет нас, то делает это с любовью. Мы знаем, что Он все делает ради нашего высшего блага.
Пусть на примере вашей жизни ближние увидят, что вера — это нечто большее, чем учение или соблюдение обрядов.
Воспоминание о прошлых милостях поддержит веру в Бога в испытаниях грядущих.
Не падайте духом, а спокойно доверяйтесь воле Божией, и, что бы вам ни выпало, переносите все во славу Господа, так как после зимы следует лето, после ночи — день, а после бури — тишина.
Мессию в Ветхом Завете много раз называют Слугой Божиим. Служение — это не что-то низменное, это Божественное.
Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса.
Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.
Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, — солнечная и радостная.
Радость — это отличие христианина. Христианину никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло.
Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим.
Почитание великомученицы
День памяти Александры Римской – 6 мая (23 апреля по старому стилю). О дне смерти (21 апреля) царицы имелось упоминание в Богослужебном Уставе X века. В Минологие византийского императора Василия II (сборнике важнейших христианских событий с иллюстрациями) имеется миниатюра с изображением казни вмч. Георгия и смерти Александры Римской и краткое описание ее жизни.
Феофан Начертанный, византийский монах, причисленный православной церковью к лику преподобных, был автором канона в честь Александры Никомедийской. В практику православных богослужений он не был включен. Тропарь о римской мученице читается во время службы в честь святого Георгия.
Римская царица была признана небесной покровительницей российских императриц, принявших при крещении в православие имя Александра:
- Александра Федоровна, жена Николая I. Годы жизни – 1798-1860. До вступления в брак принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская.
- Александра Федоровна, жена Николая II. Годы жизни – 1872-1918. Немецкая принцесса Гессен-Дармштадтская.
В Армении, на территории русской военной базы «Александрополь» (по имени императрицы Александры Федоровны) в 1837 году было начато строительство храма. В 1842 году он был освящен в честь небесной покровительницы – святой мученицы Александры. В 1918 году церковь сожгли турецкие солдаты. В 2008-2009 году храм был восстановлен и освящен.
В 1840 году при восстановлении церкви Иоасафа в Измайлово в честь Александры Римской был переосвящен один из Престолов. В 1936 году храм был разрушен.
Взаимоотношения людей. Любовь, семья
Жизнь человечества — это большая общая жизнь отдельных человеческих созданий. Нужно понять, что существование одного человека отдельно от всех других людей — это то же самое, как если бы человек существовал отдельно от клеток своего собственного организма.
Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.
Мы должны стараться, чтобы все, что мы делаем, вся наша жизнь, были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других.
Потщиться сделать счастливыми своих ближних — это путь и к собственному счастью.
Большинство споров между людьми никчемны. Они вызваны или вмешательством посторонних, или легкомысленными словами, или действием нераскаянных грехов.
Людям рядом с нами больше всего нужна просто доброта.
Слова добрые всегда соединяют.
Никто не заслуживает большей награды, чем миротворцы.
Почти беспредельны возможности помогать людям, просто беседуя с ними. Тот, кто умеет говорить убежденно, умеет говорить языком любви, может вдохновить других на добрые и прекрасные дела, утешить их горе, подбодрить упавших духом, просветить тех, кто неопытен, — тысячею способов может помочь ближним.
Невзгоды — это то время, когда нужно поддержать ближнего.
В мире много людей, впавших в отчаяние, и мы должны уметь сказать им слово надежды или сделать доброе дело, которое выведет их из безысходности и даст силы вернуться к радостной, полной жизни.
Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя.
Каждый новый друг, входящий в нашу жизнь, доверяется нам. Самое правильное понятие о дружбе — это то, что она дает нам возможность служить, помогать, защищать другого. Момент, когда у нас появляется новый друг — это священный момент. Это еще одна жизнь, порученная нам, чтобы мы могли быть для нее благом, внести в нее красоту, быть ей убежищем и защитой.
Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас… Если сердце жаждет слов ободрения, благодарности, поддержки скажите эти слова сегодня.
Одно слово охватывает все — это слово «любовь». В слове «любовь» целый том мыслей о жизни и долге, и когда мы пристально и внимательно изучаем его, каждая из них выступает ясно и отчетливо.
Как сладки слова Правды, несомые дыханием любви.
Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь.
Иисус требует любви не только как прекрасного чувства, а любви, пронизывающей всю повседневную жизнь, влияющей на отношения со всеми людьми.
Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение.
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.
Пока любишь, прощаешь.
Брак — это Божественный обряд. Он был частью замысла Божия, когда Тот создавал человека. Это самая тесная и самая святая связь на земле.
Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения.
В любви нужна особая деликатность. Можно быть искренним и преданным, и все же в речах и поступках может не хватить той нежности, которая так покоряет сердца… Чем ближе отношения, тем больнее сердцу от взгляда, тона, жеста или слова, которые говорят о раздражительности или просто необдуманны.
Без чистоты невозможно представить истинную женственность. Даже среди этого мира, погрязшего в грехах и пороках, возможно сохранить эту святую чистоту.
Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает.
Женщина наделена даром сочувствия, деликатности, умением вдохновлять. Это делает ее похожей на посланца Христа с миссией облегчить человеческие страдания и горести.
Отношение к женщинам — вот лучший способ проверить благородство мужчины.
Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей — не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни.
Никогда не забываются песни детства. Воспоминания о них лежат под грузом заполненных заботами лет, как зимой под снегом нежные цветы.
Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви — это наш дом — самое родное место для нас в мире.
Иконография
Святую Александру Римскую иконописцы изображают отдельно, в сюжете с великомучеником Георгием и ангелом, императором Диоклетианом. На иконе мученица написана в царском наряде, с крестом в правой руке. Левая рука поднята в благословляющем жесте.
В справочнике иконописцев «Ерминии» содержится описание Александры во время казни великомученика Георгия: мертвая царица сидит на камне, ангел принимает ее душу. В сюжете с признанием вероисповедания римский император грозит стоящей перед ним Александрой.
Молитва Александре Никомидийской
О, священная жено, мужественнейшая исповеднице и преславная людей защитнице славная царице Александро! Милостиво призри на нас, подданных верных твоих, от земного жития сего, скверного, прелюбодейного и грешного, его преславно в житии твоем отреклася еси, малое сие моление тебе приносящих! Не возгнушайся греховных язв, а наипаче малодушия нас, грешных раб твоих, к падшему миру сему привлаченных! Умоли Господа нашего Иисуса Христа, просветити разум наш светом истины и любви Христовой и Тому Одному служити. Сподвигни на молитву о нас, недостойных и грешных, славного великомученика Георгия Победоносца, с нимже ты Царю всех предстоиши, и буди вкупе с ним славной защитницей нашей, да славной вашей помощью охраняемы, сподобимся избежати всех бед и напастей лукавого жития сего и тако, сетей его избежав, достигнути тихой гавани спасения нашего и вкупе с вами вовеки славити неизреченной милосердие Царя и Создателя нашего во веки веков. Аминь.
Жизнь. Умиротворение
Каждый день — это жизнь в миниатюре.
Мы часто теряем то дорогое, что у нас есть, гоняясь за недостижимым.
Сколько возможностей сделать хорошее мы упускаем, даже не сознавая ценности того, что упустили!
Из-за постоянных хлопот и забот мы не раскрываем и половину хорошего, что есть в нас.
Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен.
Иди вперед, ошибайся, падай и снова вставай, только продолжай идти.
Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.
Нет человека настолько бедного, чтобы он мог считать себя таким. Мудрость в том, чтобы человек позволил Господу решать все за него.
У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.
Никогда не падайте духом и не давайте падать духом другим.
Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.
Мы должны оставаться на своем месте, выполнять свой долг, нести свою ношу, выполнять Божию волю. Это тропа к душевному покою.
Покой, который дает нам Господь, — это покой души — не внешней покой, не безделье. Можно наслаждаться им со всей полнотой, и в то же время непрерывно работать и переносить страдания и боль. Некоторые из лучших христиан, которых когда-либо знал мир, были величайшими страдальцами, но в то же время, ничто не могло нарушить их душевный покой.
Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу. Беспокойный ум не годится для хорошей работы.
Беспокойство делает нас слабыми.
Раздраженный ум не может ясно мыслить.
Покой — это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться. Учиться, взяв на себя иго Христово.
Самое доброе дело, которое учитель может сделать своим ученикам — это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, — жизнь победителей.
Александра Римская могла быть Приской — женой Диоклетиана
Если Александра Римская действительно — супруга Диоклетиана, то её римское имя — Приска. Других жён император не имел.
Расхождение в именах легко объяснить: женщина могла креститься, либо после смерти авторы жития дали ей христианское имя.
255-315
примерно в эти годы жила Приска (Александра Римская)
Она исповедовала христианство, как и её дочь, Галерия Валерия. Но обеим пришлось отречься от веры, чтобы сохранить жизнь.
Когда её супруг отрёкся от власти, Прииску стали преследовать его преемники — Максимин Даза и Лициний. Максимин хотел жениться на Валерии и получил отказ. Он оскорбился и отправил мать с дочерью в изгнание.
В 315 году мать и дочь обезглавили, после чего выбросили в море.