Святой рустик: житие и почитание в православии, икона и тексты молитв

Имя Руслан в православии при крещении отсутствует, в святцах его нет. Это имя не было канонизировано церковью и поэтому его обладатели не отмечают именины. Имя Руслан при крещении меняется на другое, наиболее близкое по звучанию. Или же выбирается имя святого, чья память ближе всего к дате рождения.

Святой мученик Рустик Парижский был убит в Галлийской Лютеции в 96 году

Святой мученик Рустик был убит в Галлийской Лютеции в 96 году вместе со священномучениками Дионисием Ареопагитом, епископом Афинским и диаконом Елевферием. Убиты они были во время гонения еще при императоре Домициане.


Святой Дионисий жил в городе Афины, там же он воспитывался и получал образование. Вместе со своим другом он становится свидетелем солнечного затмения в тот самый момент, когда происходило распятие Иисуса Христа

Святой Дионисий жил в городе Афины, там же он воспитывался и получал образование. Затем он решил отправиться в Египет, где начал изучать астрономию. Вместе со своим другом он становится свидетелем солнечного затмения в тот самый момент, когда происходило распятие Господа Нашего Иисуса Христа.

Тогда Дионисий сказал, что это затмение означает либо Создателя всего мира, или то, что видимый мир кончается. Когда он вернулся в Афины, его избрали членом ареопага.

Святая Эмилия: житие и икона матери Василия Великого, почитание в православии и молитвы

На заре христианства, в 4 столетии, в землях, принадлежавших Римской империи, жила женщина, родившая десятерых детей, пять из которых после смерти были причислены церковью к лику святых. Звали ее Эмилией Кесарийской. Родилась святая предположительно в 305 году в городе Неокесарии.

Родителям девушки принадлежало много земель в Малой Азии. Отец и мать праведницы были приверженцами христианского учения, за что и поплатились жизнью. Оставшись сиротой, девушка хотела стать монахиней.

Однако у Господа были на нее другие планы. Многие мужчины Неокесарии были сражены красотой Эмилии. Кое-кто даже собирался выкрасть девушку из дома и насильно жениться на ней.

Сиротке пришлось согласиться на брак с учителем риторики, адвокатом Василием.

Жених девушки был сыном, внуком благочестивых христиан, стойко защищавших веру в Христа даже во время гонений. Эмилия вышла замуж, когда Римской империей стал править Константин Великий.

При новом императоре гонения на христиан прекратились. Эмилия была мужу верной женой и единомышленницей, разделявшей его религиозные взгляды.

Женщина рожала детей, воспитывала их в духе христианства, с детства приучала каждого своего ребенка к соблюдению заповедей Божьих.

Христиане помнят Эмилию, прежде всего, как мать Василия Великого, благочестивого пастыря Кесарии Каппадокийской, боровшегося за чистоту веры с арианами.

Церковь причислила к лику святых этого сына святейшей женщины, а еще двух других ее детей — Григория, епископа Нисского, и Петра, епископа Севастийского.

Канонизированы и две дочери Эмилии — преподобная Макрина и праведница Феозва. Остальные ее дети создали семьи и жили, прославляя Господа.

Эмилия с Василием вели странную для тех времен жизнь. Они владели огромными земельными участками в Каппадокии, Понте и Малой Армении.

Однако никогда не бывали в театрах, на скачках, наоборот, презирали праздную жизнь своих богатых современников. Все члены благочестивой семьи молились Спасителю и жили, согласно его учению.

Следуя заповедям Божьим, супруги занимались благотворительностью, давали приют нищим, кормили голодных.

После смерти мужа праведница с дочерью Макриной и верными слугами перебралась в свое родовое поместье в Понте, расположенное вблизи реки Ирис. В этом месте женщины основали женский монастырь.

Эмилия с дочерью жили как монахини, молились Богу, носили скромную одежду, ели вместе с остальными обитателями монастыря. Прожив 73 года, Эмилия умерла.

Похоронили праведницу в 375 году в фамильном склепе возле церкви, построенной в честь 40 мучеников.

Поздравления

В Афинах Дионисий познакомился с апостолом Павлом, который нес слово Божие по всему миру

В это время в Афинах начал проповедовать апостол Павел. Дионисий видя его сильную веру, тоже принял его спасительное благовестие, и стал христианином. Ближайшие годы Дионисий был сподвижником апостола Павла. Он также как и он проповедовал слово Божие.


В Афинах начал проповедовать апостол Павел. Дионисий видя его сильную веру, тоже принял его спасительное благовестие, и стал христианином

Чуть позднее апостол Петр стал епископом. В 57 году Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни, когда Дионисий увидел впервые Божию Матерь, он писал апостолу Павлу о том, что нет ничего такого во всей вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати.

Никто не мог постигнуть умом то, что он видел своими собственными глазами.

Когда он был приведен пред лицо Пресвятой Девы, он пережил невыразимые чувства, которые ранее не испытывал никогда.

Перед ним заблистало какое-то Божественное сияние. «…Оно озарило мой дух» — говорил Дионисий. Он также описывал апостолу Павлу, как он чувствовал благоухание каких-то неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни его тело, не дух, просто не могли перенести этих знамений.

Он такой благодати у него изнемогало сердце, изнемогал дух. Также он говорил, что если бы не наставления Апостола, он бы сразу подумал, что это Бог, потому что просто не мог представить большего блаженства, чем то, что он ощутил в те минуты.

Когда апостол Павел умер, Дионисий был намерен продолжить его дела

Когда апостол Павел умер, Дионисий был полностью намерен продолжить его великие дела. Он отправился проповедовать дальше, в западные страны, вместе с пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Именно здесь мы впервые и узнаем о таком человеке в православии, как Рустик Парижский.


Рустик — имя римского или латинского происхождения. Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства

Первый вопрос, который возникает, когда мы слышим это имя, какое же его происхождение? Рустик — имя римского или латинского происхождения. почему можно это предположить? Полное римское мужское имя состоит из трех компонентов: первый компонент — личное имя, второй компонент — родовое имя и третий компонент — наименование ветви рода.

В пример можно привести человека с именем Гай Юлий Цезарь Калигула. Здесь Гай — это личное имя, Юлий — родовое имя Юлиев, Цезарь — из семьи цезарей, а Калигула — это уже личное прозвище. Поэтому можно предположить, что имя Рустик — латинского происхождения, так как личное имя отца обычно переходило к старшему сыну, то для того, чтобы как-то отличить сына от отца, порой употребляли третье имя.

Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства.

В одной римской надписи был дед, сын и внук именовались как Квинт Фульвий Рустик — дед, Квинт Фульвий Аттиан — сын, и Квинт Фульвий Каризиан — внук. Рустик — это довольно древнее имя, которое возникло задолго до появления христианства.

В одном римской истории было упоминание о Рустике Юлиане, начальнике канцелярии рескприптов. Но точно нет, не даты этой надписи, и когда именно появилось это имя.

Какое имя выбрать Руслану при крещении

При крещении нельзя давать ребенку имя Руслан, так как в православии нет святых, носящих это имя. Поэтому, во время таинства крещения, если в святцах отсутствует имя, выбирают созвучное. В случае с Русланом это могут быть имена Роман, Рустик или Ростислав. В дальнейшем, необходимо использовать выбранное имя как свое церковное.

Среди святых, чье имя близко и похоже на имя Руслан, есть великомученик Рустик (ударение ставится на последний слог). В большинстве случаев и по обращению родителей священнослужители предлагают при крещении выбрать именно это имя. Но главное, нужно знать, что во время произнесения молитв за Руслана, нужно говорить то имя, под которым его крестили.

В Галии Рустик, Дионисий и Елевферий были схвачены и казнены за веру во Христа

Многих они обратили ко Христу в Риме, после в Германии, Испании и во многих других городах. В Галии шло время гонения на христиан, в основном было распространено язычество. В этом месте и были схвачены Дионисий и его люди. За свое проповедничество они были брошены в темницу. Но это не помешало мученикам молиться и дальше Богу.


Диакон Елевферий вместе с Дионисием и Святым Рустиком были брошены в темницу и обезглавлены

Ночью Дионисий совершал Божественные литургии в сослужении Ангелов Божиих. На следующее утро все три мученика были обезглавлены. Все дивились такому чуду, когда святой Дионисий взял свою голову и с ней прошел до храма и только там упал замертво. Одна благочестивая женщина нашла останки и погребла их.

Следует сказать и о том, что большое значение для всех церкви были творения святого Дионисия. До нашего времени дошли лишь четыре его книги. В одной из них излагается христианское учение о мире Ангельском. Цель данной книги — восхождение к Богоподобию через очищение, просвещение и совершенствование.


Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии Купить на OZON.ru

Еще одна его книга «О мистическом богословии» излагает учение о Богопознании. Чтобы познать Господа Бога — нужно к нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Все это можно достичь только молитвой — писал Дионисий в своей книге. Именно чистая молитва, идущая от самого сердца, поможет приблизить как можно ближе Бога.

Все книги хранились почти четыре века в тайном предании богословами Александрийской Церкви. Они были известны лишь немногих, среди них был святой Григорий Богослов. Дионисий писал Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики».

Происхождение

Племена вятичей обосновались в лесах близ верховья реки Оки. Местный народ, погрязший в язычестве и жертвоприношении, вел дикий образ жизни. Нестор Летописец, описывая вятичей, сообщает об их телесной нечистоте, неразборчивости в еде и многоженстве. Идолопоклонники вели примитивный быт и отличались агрессивным нравом.

Территории, заселенные вятичами, присоединил к Киевской Руси князь Владимир в 981 году. Племена оказывали сопротивление и поднимали восстание против князя, который усмирял непокорный народ. Через 7 лет Владимир начал отбирать мужчин из вятских племен для переселения в южные города Руси. По одной из версий, Кукша оказался в числе избранных мужей.

По другим данным, святой был сыном побежденного правителя вятичей Ходоты. Наследника захватил в плен Владимир Мономах и обратил его в христианство, определив на монашеское служение в Киевский Печерский монастырь. Инок был наречен Иоанном, но языческое имя Кукша сохранилось за праведником.

Акафист святой мученице Людмиле, княгине Чешской

Житие и служение Богу

Около 15 лет жизни инок Кукша провел в стенах Киево-Печерской лавры, где посвятил себя служению Господу, изучению Евангелия и богословия, смирению и молитве. Здесь он стал мантийным монахом и получил сан священника православной церкви. Искоренение язычества было приоритетным направлением деятельности монашеской обители, напрямую связанной с Черниговской кафедрой.

По решению Черниговского архипастыря Иоанна была организована группа монахов во главе с Кукшей и направлена с апостольской миссией в земли язычников. Монах не противился возложенной на него ответственности и отправился проповедовать учение Христа своим сородичам.

Преодолев долгий путь по реке Десне, лесные чащи и болотные топи, Кукша, его ученик Никон и соратники прибыли к Мценску, неподалеку от которого проповедник соорудил для чтения молитв скитский дом.

Около строения собственноручно выкопал колодец, получивший название «Богомольный».

По пути движения миссии Кукша проповедовал учение Христа в поселениях, расположенных на территории современной Брянской, Тульской, Орловской, Калужской областей.

Преподобный Кукша читал вятичам Евангелие, на доступном им языке объяснял православные каноны и заповеди. Проповеди святого сопровождались сотворенными им с Божьей помощью чудесными явлениями.

Согласно обнаруженным свидетельствам от современников, печерский священник, достигший высочайшего уровня просвещенности, веры, духовного и нравственного совершенства, творил истинные чудеса:

  • исцелял беснующихся людей;
  • очищал жилища местных жителей от демонического влияния;
  • вызывал дождь, спасающий урожай от засухи;
  • иссушил озеро, развеяв языческие поверья о водяных.

Долгожданный дождь, вызванный проповедником, спас народ от голода и бедствия. Кукша, наделенный Господом удивительной силой, доказал вятичам несостоятельность их мнимых богов, которым они приносили кровавые жертвы. Осушив озеро, святой показал народу, что на его дне нет водяных, которым вятичи в жертву приносили живых людей, утапливая несчастных с привязанными к шее камнями, в воде.

Видя чудеса Кукши, люди слушали монаха, дивились его чудотворным деяниям и, все больше доверяя святому, постепенно переходили в христианскую веру, принимали святое крещение.

Переход от язычества к православию не был массовым. Крещение шло постепенно, но верными шагами, развеивая облако непросвещенности над землями, населенными племенами. Но некоторые поселения оказывали сопротивление миссии. В особенности недовольство исходило от языческих жрецов и шаманов.

Кончина

Священномученик Кукша Печерский был жестоко убит группой местных жителей, противившихся принятию христианства. Августовской ночью убийцы ворвались в пристанище монахов и после жестокого истязания варварски в рассветные часы убили праведников. Тело Кукши нашли обезглавленным неподалеку от его колодца, который также стали называть «Страдальнический».

В некоторых источниках указано, что святого убили в городе Серенске Калужской области. Основанием для этого послужили найденные православные нательные кресты и другие следы пребывания апостольской миссии, но это может свидетельствовать о присутствии здесь монахов ранее.

В час кончины святого его страшную участь прозрел блаженный Пимен Постник. Посреди Великой Печерской церкви он вскрикнул братии о том, что Кукша убит на рассвете, и в ту же минуту преставился.

Значение и почитание в православии

Святой Кукша почитается церковью, как просветитель вятичей и священномученик, принявший мученическую смерть во имя Господа Бога и становления православной веры в центральной части современной России. Благодаря проповедям и чудесам преподобного удалось привнести слово Божие в языческие дебри.

Почитают память святого Кукши Печерского в следующие даты:

Почему татары стали мусульманами, а монголы — буддистами

  • 9 сентября (27 августа по старому стилю), в день кончины преподобного Кукши и Пимена Постника;
  • 23 июня в Соборе Рязанских святых;
  • 5 октября в Соборе Тульских святых;
  • 11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных в ближних пещерах.

На месте колодца Кукши расположен святой источник, к которому приходят люди помолиться и набрать святой воды. Мощи святого Кукши, по его завещанию, находятся в Антиниевых пещерах в Киеве. Часть мощей представлена в Покровском храме Свято-Успенской мужской монашеской обители в городе Новомосковск.

Житие святого Кукшы и преподобного Пимена

9 сентября Церковь празднует память священномученика Кушки Киево-Печерского и преподобного Пимена Великого, краткие жизнеописания которых читайте ниже.

Священномученик Кукша был одним из иноков Киево-Печерской Лавры. Жил в конце 11 и в начале 12 веков. В его время поселения народа вятичей – Мценск, Брянск и Козельск ─ еще держались язычества. Святой Кукша явился туда проповедником Евангелия и крестил многих из вятичей.

Во время проповеди он творил чудеса, чем и привлек к вере грубых язычников; так, он испросил дождь во время засухи, иссушил воды озера, затопившего нивы и творил другие знамения.

За Христа он был убит вместе с учеником своим Никоном после многих истязаний. Думают, что и сам святой Кукша был вятич.

В один день со святым Кукшей скончался преподобный Пимен Постник, за свою постническую жизнь удостоенный дара исцеления и прозорливости. Он многих исцелил и многим прорекал будущее. За два года предузнал он свою кончину. В день убиения Кукши, происшедшего на далеком расстоянии от Печерской обители, святой Пимен воскликнул среди церкви: ─ Брат наш Кукша убит, ─ и сам скончался.

Скончался он около 1113 года. Мощи святых Кукши и Пимена почивают в Антониевских пещерах в Киево-Печерской обители.

Преподобный Пимен называется Великим за свои великие подвиги. Происходил он из Египта. С двумя братьями он ушел в один из египетских монастырей, где все трое и постриглись.

Однажды мать пришла в монастырь и желала повидать своих детей, но они скрылись от матери в своей келье. Мать долго стояла у дверей и плакала, но Пимен послал сказать ей: где она предпочитает видеть их, здесь или в будущей жизни?

─ Если увижу я вас там, то не хочу видеть здесь, ─ сказала мать и возвратилась домой.

Святой Пимен проводил жизнь в великих подвигах и добродетелях. Однажды начальник страны пожелал видеть святого Пимена. Но он подумал:

«Если вельможи станут приходить ко мне и почитать меня, тогда многие из народа будут мешать моему безмолвию, и я лишусь благодати смирения, которую с большим трудом приобрел при помощи Божией», ─ и сказал посланному, чтобы князь не приходил к нему.

К святому Пимену приходили многие из иноков, не только неопытные в иноческой жизни, но и состарившиеся в подвигах, просили душеполезных советов. Святой Пимен давал ответы по вдохновению от Бога, так что их даже записывали в отеческих книгах.

«Злоба никогда не уничтожит злобы. Но если кто сделает тебе зло, сделай ты ему добро, и это твое добро победит его злобу», – это одно из мудрых изречений Пимена.

Пришел к Пимену один инок издалека, чтобы послушать его наставлений, и начал говорить о предметах возвышенных и непостижимых для человеческого разума. Старец отвернулся от него и молчал. Потом инок начал спрашивать его о душевных страстях и телесных немощах, тогда старец с радостным лицом отвечал:

  • ─ Вот теперь хорошо сказал, теперь я стану отвечать, ─ и долго говорил о том, как бороться со страстями и побеждать их.
  • Святой Пимен скончался около 450 года.
  • Жития святых – полное собрание >>

Икона Рустика была передана обители Свято — Данилова монастыря от посольства Франции

Икона Рустика Парижского — дар, который был передан обители Свято — Данилова монастыря от посольства Франции в Россию. 26 августа 2008 года была проведена выставка, посвященная 25-летию возрождения монастыря. Центральным событием и стало передача первого образа парижского святого Рустика.


26 августа 2008 года была проведена выставка, посвященная 25-летию возрождения Свято-Данилова монастыря. Центральным событием и стало передача первого образа парижского святого Рустика

На церемонии открытия выставки присутствовал епископ Дмитровский — Александр Агриков. Советник посольства Франции — Александр Жиоржини от имени посла Франции вручил монастырю икону святого Рустика Парижского — образ, которого почитается как православными, так и католиками.

«…«В нашей традиции считается, что св. Рустик вместе со святым Дионисием и диаконом Елевферием принес христианство в нашу древнюю столицу, а Данилов монастырь играл и играет важную роль в истории столицы вашего государства…»

— так отметил важность связи времен и народов Александр.

Это большой шаг для духовного единения народов Франции и России. После вручения иконы Святого Рустика Парижского в Москве могут поклониться его святому образу, а также воздать свои молитвы. Те люди, которые носят имя Руслан — святой Рустик считается их покровителем.

Член Союза антикваров Российской Федерации Зоя Цветкова отметила, что по экспертным заключениям музея имени Андрея Рублева — в православной традиции иконографии святого Рустика не существует.

Иконописец, который писал данный образ, основывался только на небольшом житии святого Рустика. По словам множества экспертов, икона может стать образцом для дальнейшего развития в России иконографии Святого Рустика.

Пресвитер Рустик вместе с двумя мучениками были похоронены на горе, которая впоследствии получила название Горы Мучеников. В средние века эта гора была местом для огромного количества верующих паломников, которые хотели побывать в этом святом месте. Во Франции Святой Рустик — покровитель государственной власти.

Значение имени Руслан

Существует несколько вариантов значения имени Руслан. Согласно версии из Скандинавии имя означает – «пришедший с русских земель». По версии тюрков имя Руслан образовано от тюркских имен Арслан или Рустам, что значит «лев». Есть версия и о старославянском происхождении имени, что означает «русый».

В народном эпосе существует сказание о Еруслане Лазаревиче. Это был богатырь, герой множества древнерусских сказаний и легенд, который совершил многочисленные славные подвиги. В России это имя приобрело известность, когда Александра Пушкин написал свое произведение «Руслан и Людмила».

После совершения революции, когда стало разрешено называть детей любыми именами, имя Руслан распространилось сначала среди жителей городов, а затем и сел, и деревень. В настоящее время имя Руслан встречается нечасто, но одно-два десятилетия назад, оно было очень популярным у новоиспеченных родителей.

Молиться Рустику можно читая тропарь и кондак общий ко всем священномученикам

Молиться святому Рустику Парижскому можно читая тропарь и кондак общий ко всем священномученикам.

Тропарь:

Церкве Русския столпе непоколебимый, благочестия правило, жития евангельскаго образе, священномучениче (имярек), Христа ради пострадавый даже до крове, Его же моли усердно, яко Начальника и Совершителя спасения, Русь Святую утвердити в Православии до скончания века.

Кондак:

Восхвалим, вернии, изряднаго во святителех (или священницех) и славнаго в мученицех (имярек), Православия поборника и благочестия ревнителя, земли Русския красное прозябение, иже страданием Небесе достиже и тамо тепле молит Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва:

О избранниче и угодниче Христов, священномучениче (имярек), Церкве Русския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя. Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя.

Буди пастырем нашим — правило веры, воином — вождь духовный, болящим — врач изрядный, печальным — утешитель, гонимым — заступник, юным — наставник, всем же благосердый отец и теплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]