Марийские заговоры. Марийская магия. Колдовство народа Марий Эл
Сообщений 1 страница 20 из 284
Поделиться12010-04-10 13:06:40
- Автор: VS
- Пользователь
- Откуда: Глухая марийская деревня
- Зарегистрирован : 2010-01-31
- Приглашений: 0
- Сообщений: 279
- Уважение: +94
- Позитив: +50
- Пол: Мужской
- Провел на форуме: 9 дней 0 часов
- Последний визит: 2018-07-08 20:41:04
КОГДА УШЕЛ МУЖ ИЛИ ЖЕНА
Сделать смесь из конопляного семени, крупной соли, пшена. В печи или плите развести огонь. Если нет печи, развести огонь из лучин в тазу или кастрюле. Бросать смесь в огонь и говорить. Бросать и говорить три раза подряд. Делать в течение недели.
В начале призывать Бога и Ангела того дня недели, в который делают заговор, и Бога и Ангела того отрезка суток (утро, полдень, вечер, ночь), когда делается.
Бог Воскресенья, Ангел Воскресенья! Бог Ночи, Ангел Ночи! Мать Огня, огонь твой острый, дым твой длинный, донеси, направь к (имя). Пусть сердце-печень (имя) повернется ко мне! Как эта крупа, соль, сгорая, взрывается, так сердце-печень (имя) пусть, сгорая, взрывается, пусть придет ко мне! Места, где он сидит-посиживает, пусть станут иглами, места, где он стоит-постаивает, пусть станут гвоздями, ни на иглах пусть не сможет сидеть, ни на гвоздях пусть не сможет стоять (имя), сжигая свое сердце-печень, пусть вернется к своей семье, к свoeй жене, к своим детям, в свой дом!
Поделиться22010-04-10 18:23:48
- Автор: VS
- Пользователь
- Откуда: Глухая марийская деревня
- Зарегистрирован : 2010-01-31
- Приглашений: 0
- Сообщений: 279
- Уважение: +94
- Позитив: +50
- Пол: Мужской
- Провел на форуме: 9 дней 0 часов
- Последний визит: 2018-07-08 20:41:04
В марийской магии заговоры считаются главным методом воздействия. Колдуны говорят, что заговор концентрирует энергию, он есть сама энергия. Заговор по-марийски так и называется — Ю ‘энергия’. Иногда заговор называют шÿведыш ‘то, что выплевывают’, шÿведыш ю — ‘выплевываемая энергия’, так как заговаривающий человек в конце фразы резко выдыхает, как будто сплёвывает, воздух; со стороны это похоже на плевание.
Заговор создает психологическую воображаемую связь между человеком и различными объектами его интереса. Заговором люди осознанно или интуитивно меняют сами себя и через себя окружающий мир. Ведущим компонентом заговора является образ, воображение. Наилучшим временем для заговаривания являются утренняя и вечерняя зори.
Лечение (снятие сглаза, порчи) как знахарю, так и пациенту желательно проводить натощак. Заговоренную воду или другой предмет нельзя греть, кипятить, класть в горячую воду, в огонь, иначе энергия испарится. Заговоренную воду или соль или другой предмет нельзя также держать возле открытой воды, так как вода впитывает энергию заговора.
Поэтому, когда заговоренный предмет переносят через реку, озеро, другие водоемы, его нужно ставить на голову или спрятать под левую подмышку, изолируя от открытой воды.
Заговор производится чаще всего в 4 позах:
1. Заговаривающий держит в руке нож или ножницы, которые направляет на заговариваемый объект, обеими ногами наступает на нож или другой предмет с острым лезвием (топор, пила, серп, коса и т. д.)
2. Заговаривающий в одной руке держит нож или ножницы, который направляет на заговариваемый объект, в другой руке — метлу. Метла означает, что ею выметают болезни и порчу.
3. Наступает обеими ногами на метлу, в руке нож или ножницы.
4. В руке нож или ножницы, под ногами ничего нет.
Приняв необходимую позу, перед заговариванием обязательно призывают помощников, которых называют свидетелями (танык). Призыв помощников называется таныктарыме (таныктараш ‘делать свидетелем’). Это делается для того, чтобы наполнить себя силой (энергией). При легких, не энергозатратных ритуалах таныктарыме не проводится.
Колдуны, придерживающиеся марийской религии, призывают на помощь марийских богов, различных зверей, птиц, деревья, облака, звезды и т. д. Сами марийские лечебные заговоры состоят из двух частей: отделение и растворение.
1. Отделение (шöртыш). Это главная часть заговора, отделяющая от тела и ауры человека злые чары и духов.
2. Растворение (шултыш). Отделившиеся чары и духов растворяют, превращают в ничто. Если этого не сделать, они вновь войдут в больного, ритуал будет бесполезным.
Вместо растворения иногда делают возврат ‘пöртылтыш, пöрыктыш’, если известно, кто сделал чары и порчу или известно, откуда пришли духи.
Закончив заговор, знахарь с размаху втыкает нож в пол или, подняв руку вверх, выпускает нож из руки таким образом, чтобы он острием вонзился в пол. При этом мысленно или вслух произносит: «Пусть воткнется в сердце-печень колдуна» (Локтызын шÿмышкыжö-мокшышкыжо керылтше) или «Вонзаю в злого духа» (Осал мужыш керам).
При заговаривании используются особые дыхательная и мыслительная техники.
Главное здесь — беспрерывная очень быстрая, даже неразборчивая, речь и беспрерывное создание и чередование мысленных образов (картин). Дыхание при заговаривании отлично от обычного дыхания. Если при обычном дыхании человек произносит слова лишь на выдохе, то при заговаривании слова произносятся беспрерывно и слитно как на вдохе, так и на выдохе и в паузах между вдохом и выдохом, а дыхание ведется одновременно через нос и рот. Это возможно лишь при произнесении слов шепотом или мысленно.
Заговоры произносятся очень быстрым шепотом, дыхание ритмичное, без задержек и пауз. Завершив фразу, резко дуют на заговариваемый предмет, чертят над ним крест, как бы закрывая крышкой, чтобы энергия не вышла из предмета.
В заговаривании важен весь ритуал: и слова, и ритм, и дыхание, и создание мысленных образов, и то, какие предметы применяются. Ничего лишнего здесь нет, все необходимо выполнять так, как требует ритуал.
Важны качества того человека, который исполняет заговор. Не у всех людей заговор имеет силу. Прежде всего, он должен иметь дар (талант). Такой дар дается или от бога или от умерших знахарей в тот момент, когда человек находится в бессознательном состоянии, в клинической смерти, а его душа посещает мир умерших. Для приобретения дара человек должен «умереть» и «воскреснуть», что напоминает становление шамана у сибирских народов.
Другие требования к тому, кто заговаривает:
1. человек должен иметь все зубы. Если зубов не хватает то этот недостаток преодолевается тем, что перед заговариванием произносят «Заговариваю стальными зубами», «Грызу болезнь стальными зубами» и т. п., а во время заговаривания нужно обязательно стоять на остром железном предмете;
2. человек молодой, сильный, здоровый обладает большей магической силой, чем старый. У старых знахарей, чем меньше у них физических сил, чем меньше зубов, тем меньше силы в заговоре. К больному же знахарю вообще боятся ходить, т. к. его болезнь может передаваться тому, кого он лечит. У пьяниц тоже нет силы в заговоре;
3. заговор нежелательно произносить члену семьи, родственнику по крови, всем людям, кто совместно с пациентом питается, пользуется с ним общей посудой, общими вещами. Заговоры сильнее, если их произносит посторонний. Знахарь не должен есть-пить с клиентом.
Если будут вопросы, постараюсь ответить, как смогу.
Значение символов магических оберегов
Марийские орнаменты
Символ Шочынава наносился на талисман с целью раскрыть какие-то таланты у человека.
Для создания классического талисмана, в основу которого ложатся предметы одежды, посуда или другой материал, пригодный для росписи, используются символы, представленные в таблице:
Марийский магический знак | Название на языке оригинала | Значения оберегов |
Дерево рода | Еш пушеҥге | Укрепление семьи |
Помощь предков | ||
Великая мать | Шочынава | Обретение смысла жизни |
Раскрытие талантов | ||
Мужская сила | Орма | Увеличение мужского либидо |
Способность к продолжению рода | ||
Дуб | Тумо лышташ | Укрепление здоровья |
Божественная благодать | ||
Охранник жилища | Сурт орол | Отведение злых людей |
Защита от потусторонних сил | ||
Древо | Пушеҥге | Зарождение новой жизни |
Контакт с потусторонним миром | ||
Развитие магических способностей | ||
Бабочка | Лыве | Придание нежности и очарования |
Налаживание контакта с погибшими | ||
Символ грудей | Чызе орол | Охрана беременной |
Придание сил девушке | ||
Обеспечение скорого зачатия | ||
Конь | Имне | Увеличение работоспособности |
Улучшение финансовой ситуации | ||
Помощь в новых начинаниях | ||
Солнце | Кече | Оберег от нечистых сил |
Лебедь | Йÿксö | Укрепление любви |
Символ верности и чистоты |
Обереги из металла и дерева
С помощью спирали, вырезанной на металле, человек может защититься от завистливых людей.
Для использования и изготовления следующих марийских талисманов не нужна определенная этническая принадлежность или особые силы:
- Оберег на везение и силу. На металл наносится изображение оленя, который выступает олицетворением божественных сил, а также, благодаря рогам, что время от времени обновляются, быстротечность времени и поддержание молодости. Дополняется оберег нарисованными лапками гусей или уток, которые даруют везение и богатство.
- Амулет на долгие годы жизни и для защиты от завистников. На металле вырезается спираль, олицетворяющая бессмертие и жизненную силу. В закрученной круговой линии воплощены смены времен года, лунные циклы и жизнь человека от рождения до гибели.
- Оберег от потусторонних сил. Из ракушек ципреи создаются бусы, которые отгоняют любых агрессивно настроенных сущностей. Оберег можно надевать на детей.
- Талисман на поддержание жизненного тонуса. Выгравированный рисунок ели олицетворяет буйство природы, изобилие и процветание. Еще одно значение деревца — бессмертие рода людей.
- Оберег для увеличения привлекательности. Нарисованные лебеди, чаще всего пара, даруют девушке любовь, спокойствие и красоту.
- Амулет для укрепления здоровья. Листочки дуба, выгравированные на круглом обереге, подарят долгие и счастливые годы жизни, которые не омрачат болезни.
- Оберег, заряженный духами предков. Рисунок бабочки обозначает человеческую душу и позволяет обрести мудрость почивших. Носитель талисмана сможет рассчитывать на родовую помощь в сложных ситуациях.
Чтобы усилить действие магических амулетов, следует обратиться к богам марийцев и оставить подношения у деревьев. Чаще всего относятся продукты, куры или монеты.
Для активации магических символов и изображений достаточно крепко сжать оберег и мысленно попросить помощи. Чем чаще человек будет носить талисман, тем сильнее будет его действие. Давать в руки посторонним магический предмет не следует, а также лучше не афишировать его ношение. Если неудобно постоянно носить оберег, то можно надевать его, например, перед сном каждую ночь, а наутро снимать.
Марийские молитвы текст
Полное описание: Марийские молитвы текст специально для наших уважаемых читателей.
Марийские молитвы текст
Марийцы в день молитвы с раннего утра топят баню. После бани одевают чистое белье. Только с чистым телом и со светлыми помыслами можно приступить к молитве. Для этого необходимо с утра пораньше затопить печку, испечь блины, смазать сливочным маслом и сложить стопочкой. Рядом со стопкой блинов (мелна кышыл) ставится горячее молоко в посуде и кладут немного сливочного масла.
Молитву читает глава семьи. Очень редко, допускается чтение молитвы женщиной, в этом случае она обязана одеть мужской головной убор. Семья встает около стола. Молящийся (Кумалше е?) берет в руки белую скатерть, стопку блинов и в направлении восхода приговаривает:
Светлый Великий Бог, сегодня пришла Масленница. Отламывая кусочек из этого цельного блина, всему народу, всем родственникам, добрым соседям, всей своей скотине, выращиваемому урожаю прошу изобилия.
Ош Кугу Юмо, таче Уарня пайрем шуын. Тиде тичмаш мелнам чывыштал пыштен, марий калыкемлан, чыла калыклан, родо-шочшемлан, поро пошкудемлан, кучымо вольыклан, ыштыме киндылан перкем йодам.
Светлый Великий Бог, большое спасибо, что ниспослал нас на землю, что поишь, кормишь, одеваешь, даешь силу и ум.
Поро Ош Кугу Юмо, кугу тау мланде ?мбаке колтыметлан, йуктен-пукшен-чиктен ашныметлан, вийым да уш-акылым пуыметлан.
Светлый Великий Бог, с твоей помощью проходит холодная зима, корова отелилась. Корову сдоили, сделали масло, смазали вкусным маслом блины, полюби вкусные блины.
Поро Ош Кугу Юмо, тыйын полшымет дене йушто теле эрта, ушкалем презым кондыш. Шорым луштен, уйым ыштышна, тамле уйым мелнаш йыгышна, тамле мелнанам йоратен нал
Светлый Великий Бог впредь мне, моим детям, семье, добрым соседям, предкам, всему народу счастливую жизнь прошу. Когда я сплю, бодрствую, моим конечностям, телу, голове дай здоровья, прибавляй ум; научи принимать верное по жизни решение; молю тебя, жить любя тебя и марийский народ, понимая другой народ. Светлый Великий Бог помоги растить детей, выходить скотину, вырастить урожай, защитить Родину, дай марийскому народу, солдатам, мне силу воли и терпимость.
Поро Ош Кугу Юмо, ончыкыжо шкаланемат, икшывемланат, ешемланат, поро пошкудемланат, родо-шочшемланат, кугезе калыкемлан, тунямбал калыклан пиалан илышым йодам. Возын малымем годымат, кечывалым кынел коштмем годымат кид-йолемлан, кап-кылемлан, вуем шинчавылышемлан тазалыкым пу, уш-акылым устарен шого; шонаш-кутыраш, Тыйын йулам шуктен илаш туныкто; Тыланет кумалын, Тыйым да марий калыкым йоратен илаш, моло калыкым жаплен илаш пуйыро.Поро Ош Кугу Юмо, икшывем-шамычем кушташ, кайык-ютым, вольыкым ончаш, кинде шурным кукташ, элнам аралаш полшо, марий калыклан, салтак-влаклан, мыланем чон вийым, кугу чытышым пу.
Кумалмем кавыл лийже.
Каждый член семьи в это время может произнести эту молитву в уме.
Семья усаживается вокруг стола. Самым первым блины пробует Глава семьи, затем по старшинству.
Марийские молитвы текст
Марийский праздник Кугече (Великий день) — главный праздник весеннего календарного цикла, он отмечается в четверг, через семь недель после праздника Уярня (Масленицы), как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства — благосостоянием, семьи — здоровьем. Кугече сопровождается многочисленными обрядами и поверьями. К празднику начинают готовиться дня за четыре, а то и раньше: моют все стены дома, потолок, стирают белье. Накрывают нарядно-вышитыми платками подушки на кроватях, стулья, развешивают скатерти с узорами на печках, телевизорах, кроватях, стелют нарядные самодельные дорожки. Наводят порядок дома и во дворе, варят квас.
В этот день стараются встать до восхода солнца. Бытует поверье, что от этого «человек становится легким, будет преуспевать во всех делах».
В четверг рано утром топят баню, молятся.
Поминальный стол. С восходом солнца можно накрыть поминальный стол. Поминальный стол представляет собой поверхность (журнальный столик, кровать, кресло, стул), накрытый скатертью. На скатерть ставится все то, что должны «попробовать» умершие: понемногу разные кушанья (суп, блины, хлеб, мясо), рюмка с водкой, свечи.
В Кугече и Семык на поминальный стол ставят приготовленные 3 самых первых блина, отдельно сваренные вкрутую 5, 7 или 9 яиц, суп из круп, мясо. Готовят несколько (непарное количество) свеч. Свечи готовят сами, закручивают льняную веревку (марлю) в топленной вощине и закрепляют на поленищах. В последнее время свечи устанавливают на тарелку с зерном. Свечи ставятся в последовательности Киямат-тора, Киямат-савуш, недавно умершие родственники (поименно) и прочие умершие. После установки поминовального стола отламывая несколько кусочков с блина поминают умерших, приговаривая «шужо»- чтоб «дошло» (до умерших).
Ближе к полудню накрывают стол с ритуальными кушаньями – крашенные яйца, блины, квас, суп из круп, обязательно со свежей курицей, либо с соленного гуся. (В деревнях все мясо заготавливается по осени, для долгосрочного хранения мясо птиц солится).
Для празднования Кугече и Семык марийцы Шаранского района Башкортостана объединяются в родственные группы сорта рад, досл. свечной род. Сорта рад объединяет одну или несколько родственных по мужской линии семей одной деревни.
Праздник Кугече начинают отмечать в той семье, которая выше всех находится по течению реки. Для этого один из членов этой семьи должен пройтись по Сорта рӓд и пригласить к себе на праздничное угощение. Все, кто принимает приглашение и участвует в обряде, в свою очередь, тоже должны позвать гостей. Таким образом, праздничные гулянья переходят из одной семьи в другую, при этом направление мероприятия от одного хозяина к другому хозяину – строго вниз по направлению течения реки.
Праздник Семык, в отличие от Кугече, начинают отмечать в той семье, которая ниже всех по течению реки.
По прибытии всех гостей, их рассаживают за стол. Зажигают свечи, поминают умерших. Начинаются праздничные кушанья. После праздничных кушаний и после того, как погаснут все свечи – начинают провожать умерших. Для этого несколько женщин берут с поминовального стола яйца (сорта йӱмал муно) и идут на улицу. На улице чистят яйца и символически «провожают» умерших из этого дома к следующему хозяину, принимающему гостей. (Последний принимающий хозяин провожает в сторону кладбища). Женщины заносят яйца домой, ополаскивают в воде, надрезают вдоль на две части, солят и ставят на стол. После этого они еще раз должны подкрепиться. Сорта йӱ мал муно нельзя кушать детям. Все обрядовые действия сопровождаются пением народных песен. Затем все гости идут угощаться в следующий дом.
В 2013 году Куэче/Кугече/Пасха отмечают 5 мая.
Чтение утренних и вечерних молитв на марийском языке 1040
Молитва — это беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою.
Есть дыхание в теле — и тело живет; прекращается дыхание — прекращается и жизнь. Так и в духе: есть молитва — живет дух; нет молитвы — нет и жизни в духе.
Кажется, чего бы проще и естественнее для нас, как молитва, или устремление сердца к Богу? А между тем оно не у всех и не всегда бывает. Его надо возбудить и потом укрепить в себе дух молитвенный.
Утренние и вечерние молитвы переведены на марийский язык еще в 19 веке. В 2005 году издан сборник «Марла молитва-влак», тираж был большой, должен сохраниться в храмах. Предлагаем аудиозаписи утренних и вечерних молитв. Слушайте их как следует, и в сердцах ваших укрепится восхождение к Богу, и войдете в дух молитвенный.
Скачать или прослушать утренние и вечерние молитвы на марийском языке можно по ссылке.
Пока звучит марийская молитва (ВИДЕО)
Этот фильм посвящен умирающему языку марийского народа. Но народ не живет без языка, поэтому сами авторы заявили тему шире: «Наш фильм — о мировосприятии, поэзии и философии марийцев, живущих в Пермской области», — говорят создатели картины.
Поэзии в «Марийской молитве» предостаточно. Лирические пейзажи берегов Сылвы, песни и молитвы под шум грозы и дождя… Сквозь лирику проступают архаичные опоры культурной традиции, один из ключевых символов — древо жизни. Один из первых кадров фильма — вертикальная панорама могучего дерева. Поднимаясь взглядом все выше к его раскидистой кроне, мы все отчетливее слышим загадочные голоса марийцев. Лента, повязанная на дереве, которая при любом порыве ветра на экране превращается в цифру «7» — тоже символ – «знак ангела», символ удачи, в котором зашифрована сакральная связь земного и небесного, человеческого труда и Божьего благословения.
Все живет в единстве – и не случайно герои фильма – марийцы — читают языческие молитвы солнцу, воде, деревьям, предкам. Молитва выступает в фильме как нечто недоступное, сакральное, связующее эпохи и миры в непостижимое равновесие. Символичен в фильме эпизод, в котором по телевизору один за другим передают репортажи о стихийных бедствиях, катастрофах, а марийская семья молча занимается своим делом, полагая, что жизненную дисгармонию уравновесит молебная сила.
Честно говоря, в это верится не очень. Возникает впечатление, что увлекшись философско-поэтическими обобщениями, авторы забыли, что на экране все же живые люди. И все же частичку их повседневности нам показали — сцена, где пожилая женщина обучает маленькую девчушку мастерству изготовления пряжи, приговаривая: «Вертошку-то крутить надо!», — кажется совсем инородной, оторванной от фильма. А как хочется, чтобы таких моментов было больше! Как легка порхающая над тяжеловесностью всего фильма сцена, где из уст уже давно не- молодой женщины звучат яркие, дарящие надежду, песни-частушки на родном марийском и на русском языках!
В заключительных титрах фильма вмонтированы фотографии главных героев. С их помощью еще раз подчеркивется связь поколений. Но ответа на вопрос: что будет, если марийская молитва перестанет звучать? — увы, не прозвучало. Может еще не время…
Видеорепортаж ГТРК «Пермь»:
Фото: кадр из фильма «Марийская молитва»