Библия — кладезь мудрости
Книга книг — Библия — обогатила наш язык множеством крылатых выражений. Большинство из них мы часто используем для образной передачи мысли. Одно из таких выражений — «пути Господни неисповедимы». Мы употребляем его, чтобы ободрить близкого человека в случае нелегких жизненных испытаний. Произносим, когда удивляемся хитросплетению случайных событий, приведших к удачному решению сложного вопроса. Нередко слышим эту фразу с амвона церкви во время проповеди священника. Каков же первоначальный смысл словосочетания «пути Господни неисповедимы» и кто впервые произнёс эти слова?
Дорога к храму — пути Господни неисповедимы
Об авторстве выражения
Наиболее лаконично размышления по поводу неизбежности происходящего выразил апостол Павел. Именно из-под его пера вышло выражение «Пути Господни неисповедимы», которое на латыни звучит как Viae Domini imperceptae sunt или Investigabiles viae Domini. Найти эту фразу можно в новозаветном послании к римлянам, где ученик Христа пишет о непостижимости Божьих замыслов. Он проповедует восхищаться намерениями Создателя, а не пытаться понять их первопричины.
Найти фразу можно в новозаветном послании римлянам
Пути Господни неисповедимы: что это значит
Апостол Павел является автором выражения «пути Господни неисповедимы». В послании к Римлянам он пишет:
«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33).
Так, в первоисточнике звучит слово «неисследимы». Это значит, что исследовать замыслы Бога, то есть узнать и изучить их, невозможно. Человеческом разуму не под силу пройти «по следам» Божественного замысла и понять все его повороты. Толкователь Евангелия блаженный Феофилакт так пишет об этом:
«О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их».
Апостол Павел в своих словах выражает изумление Премудростью Божией. Он поражен величием Его Промысла о мироздании и каждом отдельно взятом человеке.
С течением времени слово «неисследимы» было заменено на привычное нам «неисповедимы». В переводе со славянского это значит то, что нельзя выразить словами. Нечто, что не поддаётся пониманию, непостижимо для ума.
Таким образом, общее значение рассматриваемого популярного выражения следующее: человек не в силах проникнуть в глубины Божественного Промысла и выявить причинно-следственные связи случившегося.
Смысл фразы «пути Господни неисповедимы» заключается в невозможности познать премудрость Божьего Замысла. Словосочетание используется для выражения мысли о том, что даже тяжелые и скорбные события жизни Господь управляет ко спасению бессмертной души человека.
«С Богом никто не поспорит, и Он никому не дает отчета, и одно несомненно, что все, что он творит, есть во благо, есть совершенное добро» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).
Притчи, разъясняющие смысл
Первая притча
Фото: Privolgsk.cerkov.ru
В христианстве эта фраза встречается в двух известных причтах. Первая рассказывает о затонувшем корабле, с которого удалось спастись только одному моряку. Выбравшись на берег, он построил шалаш, начав ждать, когда его спасут. Прошло много времени, в его жилище случился пожар, уничтожив все, чем он успел запастись.
В этот момент юноша отчаялся, начав восклицать, что незаслуженно получил такое наказание. В это мгновение на горизонте появился корабль. Оказалось, что команда рассмотрела высокий костер, решив, что кому-то требуется помощь. Иначе они бы ни за что не прошли по этому маршруту вблизи острова.
Пути Господни неисповедимы
В первой строке Символа Веры христиане исповедуют Господа как Вседержителя. А это значит, что Он все держит в Своей Божественной руке, направляя все к добру. Премудрый Творец, гармонично устроивший Вселенную, поддерживает в ней согласованность и порядок, видя все вне времени и пространства.
«Бог все наперед знает и что было, и что есть, и что будет; все знает Он прежде события, и видит то так, как бы оно было присуще и совершалось пред лицем Его, потому что все от Бога имеет свое бытие и существование и все прежде бытия находится в Его творческом уме» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Божественный Замысел простирается на все Его творение: от Небесных Сил до полевых лилий. Но ограниченному человеческому уму невозможно постигнуть всю глубину Божьего Промысла. Для человека пути неисповедимы, которыми Господь Вседержитель как Источник благ, все события ведёт ко спасению и добру.
«Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду Премудрого и Всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем» (святитель Игнатий Брянчанинов).
В годовалом возрасте для ребёнка его квартира кажется всем миром. По мере взросления он узнаёт о существовании многих стран. Все это происходит постепенно, неподготовленный детский ум не способен воспринять масштабы пространства. Так и взрослым людям, которые всегда остаются детьми Небесного Отца, не стоит пытаться постичь всю глубину и премудрость Божественного Замысла.
Об этом Сам Господь предупредил авву Антония. Об этом повествует следующий рассказ в Отечнике (сборнике жизнеописаний подвижников и монахов).
Антоний Великий, раннехристианский монах-пустынножитель, долгое время размышлял о глубине Божественного Промысла. Почему некоторые живут до глубокой старости, а другие уходят в младенчестве? Почему нередко злые люди благоденствуют и наслаждаются материальными благами, а добропорядочные испытывают бедность и несчастья? После продолжительной молитвы авва Антоний услышал глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».
Сон монаха-отшельника
В одной из пещер долгие годы праведно и в молитвах жил монах-отшельник. Но ему никак не давали покоя замыслы Бога, он мечтал проникнуть в их суть и обладать знанием. Однажды во сне к нему пришел человек и позвал за собой. Монах провел с ним в дороге три дня, и каждый из них приносил ему все большее разочарование в вере. В первую ночь спутник монаха похитил из дома крестьянина золотую чашу, подаренную соседом в честь примирения после долгой ссоры. После второй ночевки он поджог хижину приютившего их бедняка. А на утро третьего дня попросил в проводники сына одного из крестьян, давшего им кров, и сбросил его в бурную реку. Все возмущения монаха он пресекал фразой о замыслах Божьих.
В конце пути человек раскрыл старцу истинный смысл вещей, произошедших во время путешествия. Как оказалось, золотая чаша была отравлена, а на пепелище своего дома нищий найдет богатый клад, спрятанный его предками, и полностью изменит свою жизнь. А погибший малыш по наущению отца должен был стать кровожадным разбойником и погубить несколько тысяч невинных душ. После смерти единственного сына отец будет сильно скорбеть и станет самым набожным человеком в своем селе. Он сумеет помочь многим советом и делом и умрет в преклонном возрасте.
После этого рассказа загадочный человек исчез, а монах проснулся. С тех пор он научился доверять Господу, не спрашивая объяснений.
Да будет воля Твоя!
Самый мудрый царь всех времен и народов Соломон, глядя на величие Премудрости Божьей, восклицал:
«Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу?» (Прем.9:13).
Именно эту мысль и выразил апостол Павел, употребив крылатое сегодня выражение «пути Господни неисповедимы». При этом дальше апостол добавляет славословие Господа, говоря:
«Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36).
Мы призваны доверять Богу как Премудрому Управителю всего существующего. И по словам блаженного Феодорита:
«На Него подобает всем взирать, принося благодарность за то, что уже есть, и прося о попечении в будущем».
Сам Господь Иисус Христос учит христиан совершенному доверию Господу, когда даёт ученикам образец молитвы, в которой звучат слова:
«да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10).
Дальше Христос показывает пример всецелого предания себя в руки Божественного Промысла. Он как человек страшился грядущих мучений и смерти. И молясь до кровавого пота перед Своими крестными страданиями в Гефсиманском саду, Христос повторял:
«впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).
И Божественным Промыслом было устроено так, что позорная казнь Иисуса Христа на кресте, стала дверью в Небесное Царство для всех верующих в спасительную Жертву Христа.
Так в жизни каждого человека даже тупиковые, на первый взгляд, ситуации и скорбные события Господь устраивает ко благу. Христианин должен с молитвой и упованием на Бога принять все происходящее с ним. Именно в этом заключается смысл смирения — во всем видеть управительную Руку Божественного Отца.
«Мы должны быть убеждены только в одном, что Бог все посылает для нашей пользы, а самого способа не исследовать, и не роптать, и не унывать, когда не знаем его. В том то, главным образом, и состоит Промысл, что причины для нас непостижимы» (святитель Иоанн Златоуст).
Суть фразы
Священники подчеркивают, что смысл этого предложения можно понять только сердцем, а не умом. Эти слова можно интерпретировать следующим образом:
- У Бога на все есть свои планы, понять которые обычному человеку просто невозможно.
- Невозможно узнать, какой путь избрал Бог для человека.
- Не следует пытаться заглянуть в будущее — это считается грехом.
- Опасно думать, что вы можете сделать что-то самостоятельно, без Божьей помощи. Это признак гордости.
Православный человек должен верить в Господа и благодарить за каждое событие, происходящее в его жизни. Церковь учит переносить даже самые тяжелые испытания, быть терпеливым и ждать милости Божьей.
В раннем христианстве отношение к Богу было иным, Господа уважали гораздо больше. Люди верили, что Он ведет их по единственно возможному пути, которого они заслуживают. Только этот путь мог привести их души к очищению, к единению со Всевышним.
Мы должны защищаться от высокомерия в наше время, когда многие считают, что могут управлять своей судьбой. Когда случаются ситуации, которые в один миг меняют все, например, смерть близкого человека или болезнь, люди вспоминают эти слова и начинают понимать их смысл.
Для христианина нет случайностей
Человеку нередко может казаться, что жизнь — это набор случайных событий. Но православный верующий знает, что каждое явление — звено Божественного Провидения в единой цепи устроения мира. Когда мы стоим на месте, нам может казаться, что лес вокруг нас дремуч и страшен. И только пройдя вперёд, мы увидим, что за раскидистыми ветвями притаилось спокойное живописное озеро. Так, тяжелые события нашей жизни могут быть началом положительных перемен. Нужно только доверять и благодарить Бога.
Наглядно это иллюстрирует следующая притча.
У одного крестьянина пропала лошадь. В ответ на переживания соседей он спокойно отвечал: «У меня просто пропала лошадь. На все воля Божья». Через некоторое время пропавшее животное само пришло в стойло, да ещё привело с собой молодого жеребца. Соседи с завистью в голосе охали и поздравляли счастливого обладателя двух отличных лошадей. На это крестьянин лишь тихо улыбался и благодарил Бога.
Сын крестьянина решил опробовать нового скакуна. Во время катания он упал с лошади и сломал ногу. На горестные причитания соседей крестьянин славил Бога и говорил, что так угодно Господу. Знакомые махнули рукой на причудливого старика: его сын болен, а он радуется. Но внезапно пришла война, и всех здоровых ребят забрали воевать. В деревне остался лишь сын старого крестьянина со своей сломанной ногой.
Так, у человека, который доверяет Господу и Его Божественному Промыслу, нет случайностей. Каждое событие словно очередной стежок, который делает Премудрый Господь на ткани человеческой жизни и всей мировой истории.
«Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели – для познания Бога» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).
Фатализм и вера
Описывая, что значит рассматриваемая фраза, нужно отметить еще один смысловой акцент, который тоже является весьма существенным. Этот акцент следует выразить в словах: «Никому не известна его судьба, только Господу». Только Господь на самом деле знает о судьбах этого мира и каждого человека в отдельности.
Поэтому отдельному человеку не следует ни сетовать на судьбу, ни пытаться угадать нечто существенное и иметь 100-ную уверенность в чем-то. В конечном итоге определяющим фактором является божественное начало, которое приводит в порядок весь мир.
Стоит ли верующему тогда полностью отдаться фатализму (концепция, в которой любое событие считается предопределенным, а человеческий выбор не имеет значения) и не предпринимать ничего? Конечно, для православного вопрос является банальным и риторическим и ответ на него однозначно отрицательный. Ведь каждый знает о свободе воли и что это значит потребность в личном выборе каждого.
В частности, каждый в отдельности выбирает, идти ли к спасению собственной души или поддаваться страстям и грехам. Конечно, пути Господа неисповедимы, но людям предоставляется выбор между снисканием Царства Небесного и бездействием на этом пути.