Неопалимая Купина: история и значение иконы, в чем помогает образ

Большинство образов Богоматери, которые можно увидеть в православных храмах и домашних иконостасах, имеют достаточно лаконичный сюжет: младенец (или отрок) Иисус восседает на коленях Царицы Небесной – разнятся лишь детали.

Однако существуют иконы Божией Матери, имеющие куда более сложный и символичный сюжет. Одна из них называется иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». Этот образ имеет сложную иконографию и множество смысловых слоев, толкование которых невозможно без знания Ветхого Завета и основ богословия. Тем не менее попробуем рассказать вам об этой удивительной иконе, не прибегая к сложным теологическим выкладкам и специфичной терминологии.

Немного предыстории

История неопалимой иконы Божией Матери плотно связана с текстом из Ветхого Завета, касающегося жития и деяний пророка Моисея.

«Неопалимая купина» – самая популярная икона от пожара в доме. Но если присмотреться к ее истории, раскрывается куда более глубокий смысл и значение этого образа.

Моисей родился в египетских землях примерно в VIII столетии до нашей эры. Еврейское население Египта тогда сильно увеличилось, и обеспокоенный этим фараон приказал всех взрослых израильтян обращать в рабство, а новорожденных мальчиков – попросту убивать.

Мать Моисея не желала столь печальной судьбы собственному сыну. Она сначала скрывала новорожденного, а затем положила его в корзину и отправила по течению Нила. И надо же такому случиться, что его нашла египетская принцесса, которая смилостивилась над младенцем!

По иронии судьбы, Моисея решили отдать в еврейскую семью, и вышло так, что его кормилицей стала родная мать. А вот взрослел он уже при дворе фараона, окруженный почестями и богатством, словно родовитый египтянин.

Но однажды Моисей узрел страшное: надсмотрщик беспощадно издевался над работающими евреями. Он разгневался, убил надсмотрщика и вынужден был бежать.

Долго скитался еврейский муж по пустыне, пока его не приютил священник. Моисей стал вести жизнь простого человека, привык к физическому труду и даже женился на одной из дочерей своего спасителя.

Однажды будущий пророк пас овец. Вдруг он увидел на горе Синай пылающий терновый куст (то есть, «купину») и хотел подойти к нему, ведь куст горел, но не сгорал. На этом чудеса не были исчерпаны: из куста раздался Глас Божий, приказавший Моисею снять обувь, ибо он намерен приблизиться к святыне. Также Господь повелел пророку вывести евреев из Египта в Землю Обетованную и наделил умением творить чудеса по Божьей воле.


Хорас Уильям Петерик. Исход

Согласно Ветхому Завету, Моисей вел евреев через пустыню в течение долгих 40 лет. Народ израилев все же достиг ее, но пророк умер, немного не дойдя до цели. Согласно библейским текстам, прожил он аж 120 лет!

Со временем образ неопалимой купины стал ассоциироваться с Божьей Матерью. Точно как не сгорает куст в бушующем пламени, так Приснодева вечно чиста и непорочна.

Икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина. Событие праздника

Название «Неопалимая Купина» указывает на событие Ветхого Завета, когда Господь призвал св. пророка Моисея на служение народу Израиля, обратившись к нему из пламени горящей, но несгораемой купины (т.е. кустарника), которую св. пророк обрел у подножия горы Хорива:

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх. 3, 1-10).


Моисей перед Неопалимой Купиной. Византийская мозаика из монастыря св. Екатерины на Синае, VI в.

По святоотеческому толкованию, здесь явился прообраз Пресвятой Богородицы, от Которой родился Господь наш Исус Христос, не опаливши Ее огнем Своего Божества: горящая, но несгорающая купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого, при котором Она, став Матерью, осталась Девой. Мож­но при­дать еще и дру­гое объяснение про­об­ра­зу: Бо­го­ма­терь, ро­див­шись на греш­ной зем­ле, пре­бы­ла без­услов­но чи­стой, непри­част­ной никакому гре­ху, но всегда жила в совершенстве добродетельной и непорочной жизнью.

История иконы

Первые известные образы типа «Неопалимая купина» появились еще в начале нашей эры. Самое раннее из дошедших до наших дней изображений – иллюстрация к рукописи византийца Козьмы Индикоплова, ныне бережно хранящейся в Ватикане.

Примечательно, что первоначальный образ был более сюжетным и простым для восприятия: Богородица (обычно Оранта), вознесшаяся над пылающим кустом, склонившийся в благоговении Моисей. Но к XVI столетию икона обрела иной, куда более сложный облик, богословскую символику и множество смысловых слоев.

В одном из храмов монастыря Хора, что в Стамбуле, хорошо сохранилась фреска, изображающая Богородицу в горящем кусте. И это при том, что этот храм много столетий был мечетью!

На Русь первая «Неопалимая купина» попала, скорее всего, с Востока, веке этак в XIV. Она быстро обрела популярность из-за своего «противопожарного» эффекта: дома наших предков были деревянными и частенько страдали от пожаров. Порой выгорали целые города!

«Неопалимая купина» обрела популярность, прежде всего, среди простого люда: она присутствовала практически в каждом домашнем иконостасе. В многочисленных смысловых слоях люди не особо разбирались – главное, чтобы образ охранял от пожаров. И он порой являл истинные чудеса!

Еще больше эта икона популяризировалась с изобретением хромолитографии. Красочные жестяные иконки от Якоба Жако стоили недорого, но отличались удивительной долговечностью и «нарядностью» – словом, идеальный вариант для простого обывателя.

И сейчас «Неопалимую купину» можно часто увидеть в деревенских домах. Причем часто ее вешают не в «красном углу», а непосредственно над входной дверью, для защиты жилья от всех бед.


Хромолитография Неопалимая Купина

Неопалимая Купина. Народные традиции праздника

На Руси в праздник Неопалимой Купины по деревенским церквам служили молебны — общие и заказные. Крестьяне верили, что этими молебнами ограждаются не только их хаты и гумна от огня-пожара, но и сами они вместе со всей «скотинкой-животинкой» — от огня-молнии. Помогает, по народному поверью, икона Богородицы Неопалимая Купина и во время самого пожара: если с верою поднимать ее к пылающему зданию, то она отводит огонь от соседних построек.

Во многих местностях в этот день совершались крестные ходы вокруг деревень. «Огню не верь», — говорит седая народная мудрость, — «от него только одна матушка Купина Неопалимая спасает!», «Огню Бог волю дал!», «Не топора бойся, а огня!», «Солома да дерево с огнем не дружатся!», «Не с огнем соваться к пожару!», «Огонь — не вода, пожитки не всплывают!».

Где находится икона «Неопалимой Купины»

В России имеется множество чтимых икон «Неопалимой купины», некоторые почитаются как чудотворные.

Самая древняя икона, привезенная на Русь палестинскими монахами с Востока в XIV столетии, пребывает ныне в Благовещенском соборе Москвы. История не сохранила подробностей ее обретения, но православные источники утверждают, что она была написана на том священном месте, где Моисей увидел полыхающий куст. Списки с этого чудотворного образа есть во многих российских храмах.

Помимо вышеупомянутого, в Москве было два особо почитаемых образа описываемого типа – оба в одноименном храме. Первый из них особо прославился в 1812 году. Польский солдат, соблазнившийся богатым окладом образа, похитил его из храма. Но вора начали мучить приступы тоски, и он покаянно вернул украденное в церковь.

В Москве (точнее, в Отрадном) расположен один из немногих храмов «Неопалимой купины». Это новодел 2010 года. Одноименный исторический храм в Хамовниках был снесен в 1930 году.

Второй образ из храма в Хамовниках (небольшой, дополненный изображением молящегося человека) почитался с 1837 года. К нему был приложен рукописный молебен, который читали во время сильных гроз. Считалось, что эта икона способна отводить молнии.

К сожалению, оба этих чудотворных образа сгинули в огне революции и последующих неспокойных лет вместе с храмом. Вот такая ирония судьбы: годы безбожия губительны даже для святынь, призванных защищать и охранять.


Храм иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» в Хамовниках

икона Богородицы «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»

17 сентября (4 сентября по новому стилю)


_____________________________________________________

Описание иконы Божьей Матери «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА»:

В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Икона БогоМатери «Неопалимая Купина» изображается в виде восьмиугольной звезды, состоящей из двух острых четырёхугольников с вогнутыми концами. Один из них – красного цвета, напоминающий собою огонь, объявший виденную Моисеем купину; другой – зелёного цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, объятая огненным пламенем. В середине восьмиугольной звезды, как бы в купине, изображена Пречистая Дева с Предвечным Младенцем. По углам красного четырёхугольника изображены человек, лев, телец и орёл, символизирующие четырёх евангелистов. В руках Пречистой Девы лестница, прислоненная верхним концом к Её плечу. Лестница означает, что через Богородицу на землю сошёл Сын Божий, возводящий на Небо всех верующих в Него.

Наиболее прославилась икона Божьей Матери Неопалимая Купина в помощи при пожарах, особенно после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке по фамилии Бельницкая было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы Неопалимая Купина дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара». Традиция молиться Божией Матери от пожаров перед Её иконой «Неопалимая Купина» сохранилась до сих пор.


__________________________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» молятся об избавлении от пожара и поражения молнией, от лютых бед, об исцелении недугов.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая купина»

Молитва первая

Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Бого­родице, нескверная, неблазная, не­тленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки вся­ческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие мило­сердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чре­ве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе при­бегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озло­бление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да по­стыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Влады­чице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сла­дость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во бла­го; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покровитель­нице всех, к Тебе прибегающих! При­зри с высоты святыя Своея на мя грешнаго, припадающаго к чудотвор­ному лику Твоему: услыши мою смиренную молитву и принеси ю пред возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа: умоли Его, да просветит мрачную мою душу светом Божественныя благодати Своея, да из­бавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да ниспослет мне тихое и мир­ное житие, здравие телесное и душев­ное, да успокоит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да вразумит мя на добрыя дела, очистит ум мой от помышлений суетных, наставит мя ко исполнению заповедей Своих, изба­вит от вечныя муки и не лишит Свое­го Небеснаго Царствия. О, Пресвятая Богородице, Ты— «всех скорбящих Радосте», услыши и мя скорбнаго. Ты,— именуемая— «Утоление печа­ли», утоли и мою печаль. Ты — «Ку­пина неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных, огненных стрел врага. Ты— «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнуть в бездне грехов моих. На Тя по Бозе вся моя надежда и упование! Буди мне Покро­вительницею в жизни временной и вечной и Ходатаицею пред возлюб­ленным Сыном Твоим, Господом на­шим, Иисусом Христом. Научи мя служити Ему с верою и любовию и благоговейно чтити Тебе, Пресвя­тая Мати Божия, Преблагословенная Марие! Твоим святым молитвам вручаю себе до скончания дней моих. Аминь.

Молитва четвертая

О, Пресвятая Дево Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми мно­гоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоня­ющихся пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбями обуреваемии, взирая на Твой об­раз, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощ­ным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, ув­рачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосер­дия заступница, да всегда поем, вели­чаем и славим Тя, яко благую За­ступницу рода христианского, со все­ми угодившими Богу. Аминь. О, Мати Божия Неопалимая Купи­на, заступи мя от людской напасти, от панской карности, от неугасимого ог­ня, от наглой смерти, от вечной муки и скрой ризой Своей Небесной мя. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая Купина»

Тропарь, глас 4

Иже в купине, огнем горящей и несгораемой, показавый Моисеови Пречистую Твою Ма­терь, Христе Боже, огнь Божества неопальне во чреве приимшую, и нетленну по Рожде­стве пребывшую: Тоя молитвами пламене страстей избави нас, и от огненных запалений град Твой сохрани, яко Многомилостив.


_____________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неопалимая Купина»

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Пречистой и Богообрадованней Деве Бого­родице, огнезрачныя иконы Своея явлением обрадовавшей Церковь Христову и ею от огненнаго запаления защищающей верныя, похвальное возглашаем пение, Ты же о, Богомати Купина нео­палимая нами именуемая, яко имущая державу непобедимую и милосердие многое, ускори на помощь к нам, требующим Тво­его заступления, и от всяких бед свободи зовущих Ти: Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Икос 1

Ангелов Царице и всея твари Владычице Госпоже Богородице, от Ангельских ликов горе приемлющая хвалебное пение, сподоби и нас земных и перстных возносити к Тебе гласы хвалы благодарения за премногую милость Твою к роду человеческо­му. И аще недостойны есьми пети Тя по достоянию, обаче Ты, яко Благая, не возгнушайся на­ших недовлеющих похвал: и яко Сын Твой две лепте вдовицы милостивно прият, тако любо благоутробно услыши нас, со умилением Тебе вопиющих: Радуйся, Огнь Божества во чреве Твоем неопально носив­шая; Радуйся, Спасителя падшему человечеству рождшая. Радуйся, силу адову пречи­стым рождеством Твоим упразднившая; Радуйся, Адама и Еву древняго проклятия свободившая. Радуйся, вочеловечению Единаго от Троицы непорочно по­служившая; Радуйся, Творца Небесе и земли безсеменно воплотившая. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 2

Видя Моисей на Синаи купину огнем горевшую и не сго­равшую ужасеся, и се бысть Глас к нему Божественный от купи­ны: иззуй сапог от ногу твоею: место бе, на нем же ты стоиши, земля Свята есть. Сего послушая и мы смиреннии таинство воп­лощения Бога Слова от Пречи-стыя Девы, чудом неопалимыя Купины прообразованное, исповедуем и со страхом поклоняем­ся месту явления Божия, зовуще Зиждителю всяческих: Аллилуиа.

Икос 2

Разум человеческий не может постигнуть таинство смотрения Божия, от сложения мира, искупления падшаго человечества пред-определившаго в Совете Пред­вечном Триипостаснаго Божества: обаче Духом Святым вдохнове­нии, святии Божии Пророци издалече предзряще чудо чудес, яко Творец рабий зрак восприимет, спасти хотя дело рук Своих от погибели вечныя, возвещаху прообразы и пророчествы неложными, имущее совершитеся искупление рода человеча обето­ванным Искупителем. Ему же Ты, Всечистая, плоть взаимодавши, сподобилася еси быти Материю Господа Твоего, внушающаго нам вопити к Тебе: Радуйся, огнезрачная Палато на Херувимах Седящаго; Радуйся, светоносная ложнице Серафимы Повелевающаго. Радуйся, одре Царя Великаго верху горы небесныя; Радуйся, Престоле одушевлен­ный обладающаго горними и дольними. Радуйся, киоте освященный Божества, Святая святых Боль­ший; Радуйся, стамно всезлатая, в ней же манна спасительная уготовася, плоть и кровь Божественнаго Агнца. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 3

Силою Всевышняго действуя, Владычице Преблагая, силу есте­ства огненнаго укрощаеши свя­тою иконою Твоею, и многая чудеса ею соделываеши во вселенной. Темже род христианский ублажает Тя гласы хвалебными и в бедах внезапных, наипаче же во время огненнаго запаления к Тебе молитвенно притекает, приемля помощь от Тебе благовременну. Сего ради благодарствен­но вопием прославльшему Тя Царю Славы Христу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея любовь велию к людям искупленным честною Кровию Сына Твоего и Бога, Богомати Пречистая, прияла еси от Него власть строити и покрывати род христианский: Ты бо грешником еси Споручница покаяния их пред Творцем, ненадежным Надеждо спасения, бедствующим Помоще скорая, погибшим Взыскание державное, и всякому ми­ру Покров. Тебе милосердой и благолюбивой Заступнице нашей за любовь любовию воздающе, смиренномудренно глаголем: Радуйся, Радосте всемирная, еюже слезы отъемлются от очес страждущих и скорбящих; Радуйся, прибежище благоотишное, в немже спасаются обуреваемии бурею страстей житейскаго моря. Радуйся, умолительнице все­могущая праведно движимаго на нас гнева Божия; Радуйся, пламень огня угаша­ющая росою молитв Твоих у Престола Вседержителя. Радуйся, от грома и молнии соблюдающая предстательством Твоим небесным; Радуйся, помощь Твою святую благовременно подающая всякой душе, верно Тебе молящейся. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 4

Буря огненная егда найдет на нас внезапно и пламень грады и веси наша обымет, тогда, Госпо­же Всемилостивая, ускори на по­мощь к нам безпомощным и иконою Твоею честною защити и избави нас от огненнаго наказания, егоже сотворихомся достойни грех ради наших, Тебе бо грешнии и имамы Заступницу непостыдную, на Тя упование наше возлагаем и прославляюще силу молитв Твоих рождшемуся от Тебе Силу мира зовем: Аллилуиа.

Икос 4

Слышим и видим чудеса велия от иконы Твоея бываемыя, Царица наша Всеблагая, юже да­ровала еси нам во утешение и защиту в несчастиях: се бо и всепоядающий огнь изнемогает в силе своей, пред силою благо­датною Твоего Пречистаго обра­за якоже многажды видехом и испытахом, неопалимою Купи­ною Тя именующе в изображении сего Твоего образа, и пред ним Тебе воспевающе гласы хва­лебными сице: Радуйся, Молитвенница неусы­пающая ко Христу Богу, на ми­лость к нам Его преклоняющая; Радуйся, кару Божию за безза­кония наша от глав наших от­водящая. Радуйся, ризою Твоею чест­ною от всяких несчастий нас сохраняющая; Радуйся, Матерним покровом щедрот Твоих жилища наша от огня и грома соблюдающая. Радуйся, Всемилостивая Услышательница гласов наших молебных в скорби и обстоянии; Радуйся, державная Скоропомощнице наша во дни тяжких испытаний. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 5

Боготечная звезда, икона Твоя всечестная: Богородице Дево, во всем мире чудес множеством благодатно сияет и просвещает души и сердца человеческия к познанию велия Твоего милосер­дия, имже род христианский покрываеши и заступаеши, яко Мати благосердная. О сем радую­щиеся благодарим Христа Бога, Тебе Матерь Свою по плоти и нам в Матерь по духу даровавшаго, и зовем Ему во умилении глубоцем: Аллилуиа.

Икос 5

Видим икону Твою, Владычи­це, яко воистину Купину нео­палимую, во огни несгорающую, и присутствием Своим жилища человеческия в пламени несгора­емыми соделывающую: Тебе бо дадеся благодать свыше, силу ес­тества во чреве Твоем неопально вместившей, сея же благодати и пречистый образ Твой причастен показася, тем же от верных нео­палимою Купиною наименовася, его же мы чествуем благолепно, и Тебе хвалебно вопием: Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах за нас у Престола Господня присногорящая; Радуйся, огнем любве Божия и наша хладная сердца воспламеняющая. Радуйся, сению молитв Твоих зной страстей наших прохлаж­дающая; Радуйся, в час скорби и недо­умения помыслы душеполезныя нам ниспосылающая. Радуйся, во время безпомощия нашего, егда бедствуем и не имамы помогающаго, на помощь к нам ускоряющая; Радуйся, в годину несчастий внезапных державною рукою Твоею от погибели нас исхищающая. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 6

Проповедует Церковь христи­ан чудеса Твоя, Богородительнице, иже песка морскаго и звезд небесных многая суть: от востока бо и до запада хвально имя Твое чудесы и несть града или страны идеже не совершися Тобою действо силы Божия во избавление и спасение, просвещение и исце­ление людей христоименитых, наипаче же чрез иконы Твоя Святыя обыкла еси чудотворити, изливающи от них струи мило­сти и щедрот бедствующему и болящему человечеству. Сего ра­ди славословим Тя гласы песний духовных, и вопием Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси в светолитии божественныя славы, Дево Богоотроковице, Младенца и Предвечнаго Господа Иисуса Христа на руку Твоею держащи, и ликом силы Ангельских окружаема, якоже Тя видим на иконе изобра­женную, Моисейскую неопали­мую Купину таинственно пронареченную, от нея же дары благодатныя верным даруеши, от огня и грома спасаеши, недуж­ные врачуеши, скорбящии утешаеши, и всем вся благая и душе­полезная ниспосылаеши, во еже пети Тебе гласы немолчными сице: Радуйся, о Ней же радуется и торжествует Ангельский собор и человеческий род; Радуйся, Еяже слава превосхо­дит похвалы земныя и небесныя. Радуйся, от горних высот всю вселенную Матернею любовию Твоею надзирающая; Радуйся, юдоль земную много­скорбную благодеянии Твоими посещающая. Радуйся, неисчетною благостынею Твоею не оставляющая презренныя и отверженныя; Радуйся, сердоболием Твоим от рова погибельнаго исхищающая безнадежных. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 7

Хотя Господь явити любовь Свою к людям искупленным Его Кровию, дарова нам в покров и защиту Матерь Свою Пренепорочную и сию сотвори прибежи­ще благоотишное всякой душе христианской, скорбящей и оз­лобленней, помощи и милости требующей. Ведуще убо о таком милосердом служении Твоему роду человеческому, Владычице Всеблагая, к Тебе очи наша в скорбех возводим, и руце молебно простираем, утешения от Те­бя единыя просяще, да спасеши нас предстательством Твоим от скорбей временных и вечных, и сподобиши на земле живых в радости святых пети Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно прославила еси чудесы икону Твою святую Купиною не­опалимую именуемую, Богородительнице Дево, еюже грады и веси от запаления огненнаго и молниеноснаго грому соблюдаеши и домы верных благословляеши, в них же чествуется благо­говейно Пречистаго лика Твоего подобие. Сего ради яко дар многоценен, образ Твой благодатный радостно приемлем, достодолж­ным поклонением почитаем, и Тя по долгу ублажаем благохвалении сими: Радуйся, алавастре врачевания на всяк недуг врачевство со­держащий; Радуйся, мироположнице бла­гоухания Христова облагоухавшая падшее человечество. Радуйся, узы греховныя разре­шающая кающимся грешникам; Радуйся, пленницы страстей сокрушающая подви-зающимся о чистоте. Радуйся, дев Младопитательнице и матерей тихое веселие; Радуйся, вдов Заступнице и сирот благосердное призрение. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избаляющая.

Кондак 8

Странно есть видети, яко ико­на Твоя, Владычице, на досце написанная и по естеству Своему огненному действу подверженная, силу паче естественную являет и присутствием Своим силу огня укрощает, все познавая силу Божию и Твоих молитв действо, величаем возвеличившаго Тя Зиждителя всяческих Бога, во отраду и утешение нам даровавшаго образ Твой чудотворный и им спасающаго нас от огненнаго запаления, да присно зовем Ему благодарственно и хвалебно: Ал­лилуиа.

Икос 8

Весь мир христианский славит имя Твое, Преблагословенная Марие Богородице, и всякому верному сладостно и утешитель­но взирати на Пречистаго лика Твоего подобие, имже обыкла еси являти многая и преславная чудеса. Се и мы смиреннии Твою святую икону видяще боголепно ей поклоняемся и с любовию ю лобызаем, чающе от нея помощи и заступления Твоего державнаго, наипаче во время безпомощия нашего, егда грех ради наших, огненное запаление на ны найдет внезапно, да спасаеми Тобою от погибельнаго пламени благодарными усты Те­бе вопием: Радуйся, нерукотворенная ски­ния Бога Слова, Херувимы пре­вышающая и Серафимы превос­ходящая святынею и чистотою; Радуйся, облаче легкий Солн­ца Правды, имже Небесный к темным прииде, да на Небо с Собою нас возведет. Радуйся, райския двери отверзшая падшему человечеству рождеством Твоим святым; Радуйся, Небо и землю во едино совокупльшая пети Тебе и Рождшемуся от Тебя немолчныя хвалы. Радуйся, Божественный Источниче, воду жизни источивший, от неяже пиющии к тому не умирают; Радуйся, Гроздь спасения воз­растившая благословенная лоза, вино безсмертия искапающая че­ловеком. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 9

Всяку похвалу превосходит слава Твоя, Преблагословенная и Препрославленная Матерь Госпо­да нашего: недоумевают бо и умы безплотнии пети Тя по достоянию, тем паче нам зем­ным и перстным сие неудобно есть, но любовию к Тебе побеждаемии, дерзаем приносити Тебе посильное пение, хвалы и благо­дарения за премногую милость Твою к роду человеческому, егоже возлюбила еси и ему же благотворити не престаеши, подвизая всяк возраст верных взывати Рождшемуся от Тебя Спасу Христу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии человеческия изнемо­гают постигнути велию тайну Твоего Приснодевства, Богородительнице, юже утаи Господь от премудрых века сего, верою откры смиренным и благоговей­ным, пытливаго испытания чуждым, от них же православно и несомненно до рождества и в рождестве, и по рождестве Дева проповедуешися. Приими убо, о, Мати и Дево, и наше о сем исповедание вседушевное и укрепи нас последовати Тебе житием непорочным и сердечною чистотою, да возможем благоугодно воспевати к Тебе песни сицевыя: Радуйся, крине белоснежный девства и чистоты, неувядаемо цветущий горе; Радуйся, к девству и чистоте, невидимо руководствующая жи­вущих доле. Радуйся, Материнство и девство в Себе чудно сочетавшая; Радуйся, во обою непорочно и свято Себя соблюдшая; Радуйся, иноческих ликов пред­водительнице в чистоте души и тела; Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 10

Спасение человеческое устрояя Един от Троицы воплотитися от Тебе изволи, Богоневесто Владычице естество человеческое про­славив сидением одесную Отца на Престоле Божества, яко Сын Единородный, Тойже и Сын Твой по плоти бысть и Тебе с Собою прослави славою превышшею всякия славы, еяже добро­тою осеняема, не забываеши милостивно род человеческий, но молитвенно предстательствуеши пред Творцем в Троице Единым, о всех верно поющих Ему славословия песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси девственным ликам и иноческим соборам, Богороди­це Дево, всем усердно к Тебе в молитвах притекающим, икону же Твою святую благоговейно чествующим: Тебе бо единей даровася от Господа благодать всемирнаго заступления, и верных в девстве и чистоте утверждения. Темже непорочнаго жития рачителие под Матерний покров Твой от бури страстей прибега­ют, и благоотишие душевное на­ходят, согласно Тебе взывающе: Радуйся, иноков и инокинь благочестивых изрядная Покро­вительнице и теплая к Богу о них Ходатаице; Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих всегдашняя По­мощнице, и в подвизех духовных Руководительнице. Радуйся, юных Наставнице целомудрия и воздержания; Радуйся, старцев благоговей­ных Упоение и Отрадо. Радуйся, домы и семейства христианския осеняющая благим Твоим покровом; Радуйся, всяк возраст верных сподобляющая Твоего благосерднаго попечения. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 11

Пение хвалебное приносит Тебе немолчно святая Христова Церковь, Всепетая Владычице, возвещающи милости Твои и чу­деса, имиже обогатися вся все­ленная. Воистину, кто бо яко Ты скоропослушлива есть к молит­венным прошениям нашим, но и самыя прошения обыкла еси предваряти, милующи и ущедряющи требующих помощи Твоея святыя, сяже не лиши и нас смиренных, в час сей поющих во славу имени Твоего, и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная Твоя икона, Богомати Пречистая, просвещает потемненныя грехами души наша сиянием Божественных чудес, в них же познаем Божия всемогущества силу и Твое милосердие неисчетное, присно готовое спо­собствовати нам в покаянии и обращении от злых дел на путь спасения. Молим убо Тебя, Все­благая, не остави нас заблуждати в дебрях грехов и страстей, но приведи к тихому пристанищу благочестнаго и Богоугодного жития, да возможем достойно приносити Тебе сия песнопенныя дары: Радуйся, не попускающая обладати им над нами насилием смертнаго сего телесе; Радуйся, яко бесы имени Тво­его Святаго боятся и трепещут. Радуйся, яко икона Твоя чест­ная всяку силу диаволю присут­ствием своим прогонит; Радуйся, подвижников благочестия укрепляющая в бранях духовных со врагами спасения человеческаго. Радуйся, в час кончины помогая любовь и веру к Тебе имущим: Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 12

Благодати Божия причастну исповедуем Твою святую икону, Богоблагодатная Дево, и светло торжествуем праздник ея явле­ния во образе со неопалимыя купины сея явльшися, тоежде и действо показует Своими чудесы, от огненнаго пламени сохраняющи и соблюдающи жилища наша Своим присутствием. Сию убо, яко щит и забрало, имуще Тебе, Помощницу нашу державную хвалами песненными ублажаем и Рождшемуся от Тебя Спасителю нашему вопием: Аллилуиа.

Икос 12

Поем Тя, Богородительнице, едину надежду и упование наше, проповедуем милости Твоя и не таим чудес Твоих, прославляем неисчетную благость Твою к ро­ду христианскому, благословляем имя Твое святое, еже воистинну миро излиянное есть любящим Тя, благоуханием духовным ис­полняющее благочестивыя души. Облагоухай убо и нас, Владычи­це, смердящих страстьми духов­ными и сподоби чистым сердцем и нескверными усты взывати к Тебе: Радуйся, миро источающая в сладостное и душеспасительное, имже умащаются сердца Боголюбивые; Радуйся, недуги душевныя и телесныя врачующая единым прикосновением к иконе Твоей святей. Радуйся, Водительнице Благая на путь Богоугождения и спасе­ния направляющая кающихся грешников; Радуйся, лествицею добродете­лей возводящая подвижников Христовых ко вратам Царствия Небеснаго. Радуйся, смиренных и тер­пеливых страдальцев венчающая утешением благодатным; Радуйся, изгнанных и гонимых безвинно услаждающая пред­вкушением блаженства райскаго. Радуйся, Благодатная, Купина неопалимая, огненнаго запаления нас избавляющая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, и неопалимая Купина от нас недо­стойных именуемая: вонми гласу молений и пений наших, пред святою иконою Твоею усердно Тебе возносимому, и теплою мо­литвою Твоею ко Господу огня временнаго и вечнаго избави нас, хвалящих имя Твое и про­славляющих чудеса Твоя, Сыну же Твоему и Богу нашему во­пиющих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

__

Православный интернет курс дистанционного обучения (бесплатный)

Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

_____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы — Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы — О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери — Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице — Основные молитвы.

Жития Святых — Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину — Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи — Сборник небольших притч (историй)

Литература — Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм — Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные «духовные» практики.

Суеверия — Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

https://pravkurs.ru/ — Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Значение образа в православии

Значение иконы «Неопалимая Купина» в доме истинного приверженца православной религии сложно переоценить. Собственно лик Богоматери в сочетании с многозначной религиозной символикой олицетворяет образ Защитницы всех православных. А если вспомнить, что Приснодеву чтят как защитницу Всея Руси и ее жителей, становится понятной всенародная любовь к этому образу.

«Неопалимая купина» – признанная икона пожарных и всех, чья профессиональная деятельность и образ жизни связаны с огнем. Но, согласно богословским канонам, ее значение гораздо шире. Она призвана защищать каждого из нас не только от внешних врагов и стихийных бедствий, но и от самих себя, то есть от собственных греховных помыслов и деяний.

«Неопалимая купина» – отсылка к непогрешимости Марии, оставшейся девственной после зачатия Христа от Святого Духа. Она напоминает нам о том, что нужно стремиться к сохранению нравственной чистоты в этом грешном мире, но ни один человек не в силах сравниться с Богоматерью по святости.

Иконография

Существует два иконографических типа «Неопалимой купины», почитаемых православными христианами.

Первый тип можно отнести к архаичным, напрямую отсылающим к ветхозаветным событиям. Сейчас его редко где увидишь: многие иконы этого извода были уничтожены во времена борьбы со старообрядчеством, к которой приложил тяжелую длань патриарх Никон.

В центре композиции таких икон – объятый пламенем куст и воспаряющая над ним Богородица. Внизу изображен Моисей (либо пасущий овец, либо снимающий обувь перед вступлением на святую землю). Могут присутствовать ангелы и духи, но это не обязательно.

Более поздний образ куда символичнее и многозначнее: правильно трактовать многочисленные смысловые слои могут лишь богословы. В нем зачастую отсутствует даже пресловутый горящий куст – его изображение заменено символикой.

В центре композиции – Богородица с маленьким Спасителем на коленях (в одном из канонических изводов, обычно Оранта или Панахранта). Она изображена на фоне восьмиугольника (восьмиконечной звезды), образованного двумя стилизованными ромбами.

Первый ромб, синий или темно-зеленый, символизирует непорочность Богородицы. Второй, ярко-красный, означает пламя горящего куста. В руках Божьей Матери часто изображают лестницу, ведущую человечество в Царствие Небесное.

Слева — архаичный тип иконы, справа — более поздний образ.
Наложение ромбов образует восьмиконечную фигуру. Помимо всего прочего, это отсылка к Вифлеемской звезде, воссиявшей в небесах с рождением Христа. Благодаря ей, волхвы нашли дорогу к Сыну Божьему.

Богородица окружена массой иных образов, каждый из которых несет определенную смысловую нагрузку. Их состав и расположение могут варьироваться.

Как правило на иконе изображают трех духов, апостолов-евангелистов (часто в символическом отображении), а также архангелов с канонической атрибутикой. Иногда на иконе присутствуют и сцены из Ветхого Завета, в том числе, и уже описанная историческая встреча Моисея с пылающим кустом.

Дни празднования

Основной день празднования иконы приходится на 17 сентября (4 сентября по старому стилю). Он отмечается в день памяти пророка Моисея, благодаря которому и возникла соответствующая ветхозаветная история.

Есть и еще один праздник, правда, переходящий. Он отмечается в шестую неделю после пасхи. Согласно некоторым источникам, именно в этот день икона была перенесена из Грановитой палаты в Хамовники, в одноименный храм.

Значение иконы

«Неопалимая Купина» – икона Божией Матери, которая имеет первостепенное значение для верующих. Самым любимым образом считается тот, где изображена Богоматерь в кругу различных событий, имевших место быть в христианской истории. Богородица в этом смысле становится защитницей всего рода человеческого.

Как говорилось выше, центральный мотив посвящен Деве Марии, которая держит в левой руке Младенца, а в правой лестницу, как символ Его нисхождения на землю. В непосредственной близости расположена гора. Она наоборот означает восхождение, долгий путь в искуплении первородного греха.

Не последнее значение в композиции имеют ромбы. Они означают пережитый пожар и в единстве краев образуют восьмиконечную звезду. Если приглядеться к иконе, то можно обнаружить самое растение – купину – в честь которого назван святой образ. Купина не сгорела в пожаре, а значит, имеет связь с божественным.

Не стоит забывать о трех изображенных фигурах: Господь с Иисусом и два духа: один с вратами, другой с мечом. Их сущность заключается в покровительстве и защите. Вокруг Богородицы множество ангелов, которые несут в себе уникальное значение. Кто-то искусен в мудрости, кто-то в даровании, а кто-то в учительстве.

В чем помогает «Неопалимая Купина»

Как уже было сказано выше, икона защищает, прежде всего от пожаров и молний. Но на этом ее сила не исчерпывается, ведь перед нами образ Пречистой Девы, то есть, вечной Заступницы всего человечества.

На эмблеме МЧС России присутствует белая восьмиконечная звезда. Это отсылка не только к Вифлеемской звезде, но и к узнаваемой символике «Неопалимой Купины».

«Неопалимой Купине» молятся о:

  • спасении от стихийных бедствий;
  • смирении гнева (как собственного, так и направленного на молящегося);
  • исцелении от телесных и душевных недугов;
  • избавлении от «любовной горячки» и возвращении супругов в семьи;
  • спасении души и избавлении от греховных помыслов.

Чудеса, связанные с иконой

В России наиболее известно чудо, приведшее к учреждению храма иконы «Неопалимой купины» в Хамовниках в XVII столетии.

Боярин Дмитрий Колошин, стременной царя Федора, любил молиться иконе «Неопалимая Купина», вывешенной в те годы в Грановитой палате Кремля. Как-то завистники оклеветали боярина, и на стременного пал царский гнев. В страхе Дмитрий Колошин обратился за помощью к любимому образу. Заступница Небесная явилась монарху во сне, и он помиловал невинно оклеветанного стременного.

В благодарность и в память о явленном чуде Колошиным был основан храм иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» в Хамовниках. Туда же была перенесена икона, признанная чудотворной.

Еще одна чудотворная икона находится в небольшом храме, что в поселке Суксун Пермского края. Там она появилась в XVII столетии абсолютно необъяснимым образом. Она была обнаружена местным рыболовом: он увидел икону, плывущую по реке.

Рыбак был мусульманином, посему он решил не прикасаться к христианскому образу, однако на следующий день икона приплыла к нему снова. Человек увидел в этом помысел Божий и отнес образ в храм. Там икону повесили на подобающее место, отслужили молебен и она начала творить чудеса.

В Ульяновске тоже есть храм иконы «Неопалимая Купина». Образ Божьей матери привезли туда из Афона чуть более века тому назад, причем он практически сразу начал совершать чудеса исцеления. Говорят, что от него получали помощь даже люди, далекие от христианства.


Икона «Неопалимая купина» в Ульяновске

Еще один известный чудесами образ находится в городе Славянске, что в Донецкой области, на Украине. Его появление связано с чередой пожаров, постепенно уничтожавших город в 1822 году. Так бы и сгореть ему, но преодолеть несчастье помогло видение, явленное прихожанке Бельницкой.

Приснодева посетила горожанку во сне и повелела создать образ «Неопалимая купина». Бельницкая поделилась этим с протоиереем, икона была написана, перед ней отслужили молебен. А вскоре обнаружилась и поджигательница, оказавшаяся девицей Маврой, местной сумасшедшей.

Вопросы священнику

Сколько раз в неделю нужно ходить в храм? Моя подруга говорит, что достаточно и двух походов, а моя мама утверждает, что не менее пяти. Хотелось бы узнать авторитетное мнение святого отца.
На самом деле, не суть важно, сколько раз нужно ходить в церковь. Здесь даже слово «нужно» не уместно. Церковь посещают не «для галочки», а по зову души. Все мы нуждаемся в Господе, поэтому идем в Его Дом за поддержкой. Там мы обретаем все, что необходимо нашей душе. Поэтому ходите ровно столько, сколько считаете нужным. Ваш поход должен быть искренним, душевным. Помните об этом.

Могу ли я молиться по фото? Сейчас нахожусь в таком месте, где нет возможности молиться освященному образу. Не будет ли мое решение расцениваться как богохульство?

И все-таки молитва любит освященные образы. Так связь с Небесным царством становится крепче, а молитвы надежнее. Иконы в первую очередь помогают визуализировать образ святого или Всевышнего. Впрочем, вспомним древние времена, когда молитвы возносили без икон. Иными словами, вам никто не запрещает молиться по фотографии, если вы действительно верите в Творца.

Хочу крестить своего ребенка. Ему полтора года. Подскажите, когда следует обращаться в церковь?

Если вы желаете приобщить свое дитя к православию, то время уже настало. Вы можете обратиться к священнику ближайшей церкви и попросить его провести таинство крещения. Он не откажет в вашей просьбе, но будет нужно внести пожертвование. Его размер определяется самостоятельно. Так как ребенок еще не может нести ответственность за свои поступки, то крещение проходит без исповеди.

Стоит ли крестить ребенка самостоятельно?

Определенно нет! Обряд крещения может проводить только святой отец. Во-первых, он знает, как правильно провести обряд. А во вторых, он приближен к Всевышнему. Вы лишь сделаете хуже или же навлечете на себя кару за святотатство. Не стоит заниматься подобным, даже если есть уверенность, что все пройдет гладко. Обратитесь в церковь, попросите священнослужителя об этой услуге и только в этом случае будет проведено крещение по правилам церкви.

Как молиться образу, где вешать икону

Икону лучше всего повесить на восточной стене дома, в семейном иконостасе либо обособленно. Там ей можно возносить молитвы и просить о заступничестве. Желательно предварительно зажечь свечу или лампаду, минимизировать отвлекающие факторы и настроиться на серьезный лад.

Иногда эту икону вешают над входом в жилище. Это не совсем верно: скорее всего, мы имеем дело с наследием язычества. В этом месте наши далекие предки размещали различные обереги для дома, например, подковы и колокольчики.

Текст молитвы Неопалимой Купине

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вны и пресла́вны чудеса́ содева́еши, от о́гненнаго запале́ния и молниено́снаго гро́ма жили́ща на́ша спаса́вши, неду́жныя исцеля́еши и вся́кое благо́е проше́ние на́ше во бла́го исполня́еши. Смире́нно мо́лим Тя, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, сподо́би ны немощны́я и гре́шныя Твоего́ Ма́терняго уча́стия и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, оби́тель сию́, всю страну́ на́шу правосла́вную, и вся ны припа́дающия к Тебе́ с ве́рою и любо́вию, и умиле́нно прося́щия со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая, умилосе́рдися на нас, обурева́емых греха́ми мно́гими и не иму́щих дерзнове́ния ко Христу́ Го́споду, проси́ти Его о поми́ловании и проще́нии, но Тебе́ предлага́ем к Нему́ на умоле́ние Ма́терь Его́ по пло́ти: Ты же, Всеблага́я, простри́ к Нему́ Богоприи́мнии ру́це Твои́ и предста́тельствуй за нас пред Бла́гостию Его́, прося́ще нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны, и до́браго отве́та на стра́шнем Суде́ Его́. В час же гро́знаго посеще́ния Бо́жия, егда́ огне́м возгоря́тся до́мы на́ша, или молниено́сным гро́мом устраша́еми бу́дем, яви́ нам ми́лостивное Твое́ заступле́ние и держа́вное вспоможе́ние: да спаса́еми всеси́льными Твои́ми ко Го́споду моли́твами вре́меннаго наказа́ния Бо́жия зде избе́гнем и ве́чное блаже́нство ра́йское та́мо унасле́дуем: и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пное и́мя поклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Заступница услышит любую искреннюю молитву, обращенную к ней. Она поможет и тому, кто не знает канонического текста и молит о защите своими словами!

06.09.21

Икона Матери Божьей Неопалимая Купина — куда вешать икону

Этот образ можно повесить и над дверью, в прихожей, и просто в красный угол.

• Подаренная или приобретенная икона ставится в вашем домашнем иконостасе. Он может находиться в любой комнате дома. • Место, где стоят в комнате образа, называется «красный угол» — обычно он находится напротив двери, у окна, в любом чистом и светлом месте. Нужно, чтобы вам было удобно снять перед иконами во время молитвы, было удобно читать молитвослов и не было отвлекающих факторов рядом. • На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого. Иконы можно ставить и на полку с книгами, лучше духовного содержания.

Купина Неопалимая — чудесная икона

На иконе Богородицы «Неопалимая купина» Ее изображение с Сыном вписано в восьмиконечную звезду. Это достаточно поздний иконографический тип, он несет в себе тот же символизм, что и икона Спаса в Силах.

Главной узнаваемой особенностью иконографии являются сложные символические фигуры, которых нет ни на одном другом образе: образы ангелов, животных и геометрические фигуры, заполняющие все пространство иконы. Все они имеют особенный богословский смысл и обозначают разные силы и явления на материальном и духовном уровнях. Цвета фигур взяты из библейских текстов. В общем смысле их символику можно описать как Всесилие, Всеведение, Благость и Милость, природную Непостижимость и Таинственность Бога.

• Фигура Матери Божией и Христа (как на образе Спас в Силах) вписана в красный ромб или в растянутый вдоль за престолом красный овал с заостренными краями. Далее идет синяя овальная или круглая сфера, помещенная в красный квадрат, обычно создающий некий фон всей композиции. • Красный ромб вокруг Христа — это сияние Божественного огня, отсвет Божественной природы Господа. • В синем поле круга видны абрисы или силуэты Небесных Ангельских чинов, то есть воинств Небесного Царя. Видно, что они находятся в движении, создавая динамику иконной композиции. Ангелы изображаются бесполыми крылатыми существами, похожими на юношей, или просто символически — ликами в крыльях. Овал или круг как бесконечная всеобъемлющая фигура означает духовную, небесную сферу, мир бесплотных духов, небесный свод. То, что мы видим как небо, икона показывает видимым духовным зрением как наполненное Ангелами пространство. Зачастую на иконе присутствуют ангельские крылья с глазами, крылатые колеса на подножии престола и полупрозрачные изображения на престоле — все это также символы Небесных Сил, чинов Ангелов, окружающих Бога и помогающих Ему. • Красный квадрат с вытянутыми концами означает землю, имеющую четыре стихии. На его концах — описанные в Апокалипсисе символы четырех евангелистов: ангел (Матфей), телец (Лука), лев (Марк) и орел (Иоанн) — несущие Слово Божие на все четыре стороны света.

Само цветовое решение иконы, построенное на сочетании красного и синего цвета означает объединение Божественной и человеческой, земной природы Спасителя в Нем Одном, огня Духа Святого и воды Живой учения Христова, единство Небесного царства и мира земного под Божией властью. Иногда красно-синими изображаются также одежды Спасителя.

Напоминаем Вам, дорогие Братья и Сестры, что только у нас самый большой каталог икон и фото и Вы можете купить икону Неопалимая Купина по самой низкой цене!

Значение образа

После пришествия в мир Спасителя, этот ветхозаветный образ получил новое богословское истолкование. Такой «Неопалимой Купиной» для всех нас стала Пречистая Дева Богородица, зачиншая от Духа Святаго самого Господа, который и является для нас Светом Огненным. Такой же Неземной Свет осветил Её Божественного Сына на святой горе Фавор, как когда-то несгораемый терновый куст был явлен Моисею на Синайской горе. Ведь не зря монастырь Святой Екатерины был также освящен и в честь Преображения Господня.

Богородица прожила долгую, исполненную непорочной чистоты, жизнь. Она была неопалима тем Божественным Огнём, о котором когда-то сказал митрополит Антоний Сурожский: «Бог сообщает горение, но не питается веществом». Приняв себя Духа Святаго, Она не была тронута Его пламенем, которое отжигает все нечистое, ведь в Ней был Сам Господь.

Советуем изучить Что такое Святая Троица?

Помощь и молитва перед святым образом «Неопалимая Купина»

Святой образ считается защитником от огненной стихии и грабителей. Основное предназначение – очищение грехов с помощью огня.

Перед иконой молятся за исцеления души и тела, для помощи в излечении психических болезней, обращаются люди, которые находятся на войне, пожарники и милиционеры. Также молят о защите от разного рода варварства, нападений и грабежа.


Священно

Главное — искренняя молитва и вера, тогда ваша просьба будет услышана и протянута рука помощи и поддержки.


Текст

Люди задаются вопросом, где в доме поместить эту Святыню. Определенного места не установлено. Многие ее вещают над входной дверью, как святой покров над очагом.

Библейский сюжет


Рис. 1. Образ Богородицы на данной иконе представлен нам в виде горящего куста«Неопалимой Купины», который был явлен пророку Моисею.
Из ветхозаветной книги «Исход» нам известно, что чудо это свершилось в те времена, когда израильский народ был в египетском рабстве. Моисей, пасший своих овец, привёл их в пустынное место к горе Хорив (сейчас Синай). Моисею был явлен Ангел Божий, который был в терновом кусту. Куст же этот горел, но не сгорал. Когда Моисей приблизился к нему, он вдруг услышал голос Господа, повелевавший ему не подходить близко и снять обувь, потому что это место было Святым. В этой беседе с Моисеем, Господь открыл ему его предназначение освободить израильский народ от египетского гнета. Моисей был награждён от Господа даром пророчества и чудотворения.


Рис. 2. Монастырь Святой Екатерины является одним из самых древних христианских монастырей, который за все время своего существования ни разу не закрывался. Был построен он в IV веке на острове Синай у подножья горы Синай (в Библии Хорив).

Место явления Господа Моисею — удивительно. Сейчас там находится Монастырь Святой Екатерины, основанный в IV веке. Там несут свой иноческий подвиг греческие православные монахи.


Рис. 3. На территории обители произрастает та самая Неопалимая Купина, явившаяся Моисею. Этот куст единственный в своём роде, от него пытались рассадить отростки, но это не получилось сделать.

В 324 году на этом месте святая Елена, мать Константина Великого, велела возвести капеллу. Алтарная часть собора монастыря находится на месте произростания Купины. А за ним — Часовня «Неопалимой Купины». Сам же куст пересадили на другое место, недалеко от Часовни, где он растёт и сейчас. Часовня была устроена без иконостаса специально для того, чтобы верующие могли видеть место, где росла Купина. Посетители часовни всегда снимают обувь, следуя словам Господа, адресованных Моисею:

«Сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть Земля Святая»

Исход, 3:5

Часовня была освящена в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.


Рис. 4. Днем особого почитания иконы «Неопалимая Купина» считается 17 сентября по новому стилю. В этот день также вспоминается чудо явления Моисею Неопалимой Купины.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]