Молитвы перед причастием: каноны, молитвы благодарения


Причащением считается процесс соединения с Господом. Ведь именно через причастие происходит воплощение божественной благодати в наше тело. Когда люди причащаются, то напитывается не только душа силой, а и тело. Для проведения причастия необходимо провести ряд условностей, а самое важное в подготовке к процессу очиститься и читать молитвы перед причастием.

Как к исповеди, так и к причастию обязательно следует подготовиться. Молитвы перед причастием — это ответственное событие. Каждое слово молитвослов необходимо пропускать через свое сердце. Нужно вдумываться в них. Очистка души и тела подразумевает прощение абсолютно всех обидчиков, недругов. Чаще всего таинство причастия свершается по утрам с семи до десяти часов в утреннее время.

Подготовка ко причастию заключается в подготовке телесной, духовной и молитвенной:

Краткая схема подготовки: пост от трех до семи дней – накануне вечером посещение службы в храме – дома молитвы – утром на исповедь – и в конце службы причастие.

Поститься от 3 до 7 дней (судите по своему состоянию: кто-то сможет только три дня, а кто-то все семь). Обычно 7 дней постятся те, кто редко причащается и пропускает посты. 3 дня постятся те, кто причащается регулярно. Под постом подразумевается пост телесный и духовный. Это означает: не есть пищу животного происхождения, не участвовать в пьянках и торжествах, проводить дни более спокойно, без суеты, почаще политься, не иметь отношений с мужем или женой, не курить, больше думать о грехах и Боге. В момент причастия быть в женской чистоте.

Как правильно молиться перед Причастием, чтобы это было настоящей подготовкой к таинству?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Священник Алексей УМИНСКИЙ

Обычно в нашем сознании подготовка ко Причащению Святых Христовых Таин обязательно соединяется с чтением правила ко Святому Причащению. Это, конечно, правильно. Последование, включающее каноны и молитвы, существует именно для того, чтобы молитвенно подготовить человека к Причастию. Но что если, как пишет в своей статье «О значении приготовления к Причастию» отец Александр Шмеман, «в идеале вся жизнь христианина есть и должна быть приготовлением к Причастию — точно так же, как она есть и должна быть духовным плодом Причастия»? Эта же мысль немного иначе была очень ярко высказана святым праведным Иоанном Кронштадтским в его книге «Моя жизнь во Христе»: он пишет, что если человек не готов причащаться каждый день, то он к Причастию и не может быть готов никогда.

В принципе, вся жизнь христианина такова, что он должен быть каждый день готов ко Причащению Святых Христовых Таин. Не вычитывать каждый день правило ко Святому Причащению, нет, речь идет о внутреннем духовном состоянии, о том, задумывается ли человек о Причащении Святых Христовых Таин как о самом главном в своей жизни. И думает об этом постоянно, а не в пятницу, скажем, или в субботу вечером: «Что-то я давно не причащался… Не пора ли мне причаститься? В это воскресенье — или уж на Благовещенье?» Человек начинает готовиться к этому нечастому событию в своей жизни, прикидывает, что и когда он должен выполнить: нужно пойти на всенощное бдение — это необходимое условие для Причащения Святых Христовых Таин, оно вменяется нам в духовную обязанность, — затем прочитать три канона и правило ко Святому Причащению… Но все это относится к внешней форме подготовки; а отец Александр Шмеман говорит, что правильное приготовление состоит прежде всего в осознании самого Причащения. Такая простая, но очень важная мысль.

Мы не осознаем Причащение как то, что дает нам силу для жизни, то, без чего человек оскудевает. Когда христианин вот так, этапно, готовится ко Причащению, складывается впечатление, что он собирается сдавать экзамен, мы настраиваем себя, словно на сдачу кандидатского минимума, чтобы приступить к Чаше. Это совершенно неправильно, осознание Причащения — осознание внутренней необходимости, понимание, что без Причастия жизнь оскудевает и именно Причастие — истинная Пища и Питие. Вот в чем прежде всего заключается подготовка ко Святому Причащению.

Отец Александр Шмеман дает интересный совет: он говорит, что подготовительные молитвы можно читать в любой момент, не обязательно в виде общего правила перед самим Причащением. Скажем, причастился человек и в тот же день он может сказать: «Господи, я хочу и дальше причащаться! Сподоби меня, Господи, причащаться и завтра, и послезавтра…» И может сразу начать читать молитвы ко Причащению. А благодарственные молитвы можно не переставать читать и через несколько дней после Причастия, потому что благодарение и осознание того, что ты соединился со Христом, не заканчивается вычитыванием благодарственных молитв после литургии… Это такая чудная мысль: если человек готовится причаститься и если он по-настоящему благодарен, он может каждый день читать все эти молитвы или какую-то одну. Например, в понедельник сказать: «Господи, я вчера причастился, благодарю Тебя, Христе Боже наш, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти Святынь Твоих сподобил еси». Проходит время, но ты все еще живешь этим причащением и не можешь не благодарить, в таком случае подготовка к Причастию представляет собой не отрывочные эпизоды — вычитал, сдал экзамен, приступил, — а каждодневное, совершенно естественное благодарение или просьбу. И не важно, как часто причащается человек, главное, что он внутренне осознает Причащение как истинную Пищу и Питие.

На это обычно возражают, что вот, если человек напряженно работает, он не может постоянно думать о Боге… Равно как и читая правило, человек не всегда может думать о Боге. Но когда христианин ежедневно понуждает себя к духовной внутренней жизни, он волей-неволей старается хранить память о Боге. Я понимаю, что каждый день думать о смерти очень тяжело. Думать о Причащении Святых Христовых Таин гораздо проще — но только если человек этого желает. О желанном мы помним всегда. Стоит нам замыслить какую-нибудь покупку, как мы неделю будем думать о ней во время утренней и вечерней молитвы…

И почему, чтобы с чем-то в себе справиться, обязательно нужен молитвослов или Псалтирь? Тому, кто напряженно работает, будет трудно молиться по Псалтири. Но можно ведь без всякого молитвослова обратиться к Богу истинно, глубоко и серьезно.

Да, большинство православных заставляет себя прочесть, кроме последования, три канона с акафистом. Я так делаю уже тридцать лет и больше смотреть на них не могу… Они ничего не прибавляют к моим отношениям с Богом. Я читаю пустой текст, не вызывающий во мне отклика, — ради чего? Не важно, сколько я прочел, мне важно подготовиться ко Причащению Святых Христовых Таин. Как я это делаю, каким образом себя готовлю — вот в чем дело, а не в вычитывании положенного. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к Причащению. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в словеси, а в силе. Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумием и, если возможно, могий вместити — продолжительную молитву — да вместит. Но не вси вмещают словесе сего; если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело — живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах».

Опасность жесткого правила еще и в том, что, вычитав его, христианин считает себя приготовившимся и достойным Причащения: он выполнил свою обязанность, и теперь его право — подойти и причаститься. Каждый из нас испытывал это чувство облегчения по окончании правила: «Уф, дочитал…» А если что-то не успел, то появляется какое-то неуютное чувство, уж лучше добубнить до конца. Это же фарисейство чистой воды…

Но если не вычитать правило, во многих храмах тебя просто не причастят. Правило ко Причащению вдруг стало критерием подготовленности: вычитал — ты готов, не вычитал — не готов. Да еще спрашивают, ел ли ты масло в среду и пятницу… Спрашивать можно об одном: готовился или не готовился, а как готовился — это дело твоей совести, твоего духовного уровня и меры. Нельзя всех стричь под одну гребенку, у каждого своя мера. И правило нам дано для того, чтобы оно было для нас костылем, опорой, ступенькой, оно не абсолютно. На первых порах, когда мы только готовимся к вступлению в Церковь, оно действительно является дисциплинирующим фактором и ориентирует человека, который вообще не знает, что такое Церковь. В этом смысле правило — как молоко для младенца, без него невозможно. Как начать день, какие молитвы читать? А вот они уже готовенькие, пожалуйста, молись… И новый христианин благодаря правилу выстраивает свой духовный ритм. Но нельзя же всю жизнь этим удовлетворяться — человек меняется, а слова, которыми он общается с Богом, остаются теми же самыми…

Хочу еще раз напомнить о том, с чего я начал: нужно быть готовым причащаться ежедневно. Жизнь христианина должна быть такой, чтобы препятствий к этому с нашей стороны не было. Препятствий со стороны Бога нет, Он всем говорит: Придите, ядите… Препятствием может быть только наш грех. Осознанный и нераскаянный грех: нелюбовь, ссора, разрушение мира, обида, оскорбление, непрощение… Только это, более ничего.

Если человек причащается не для того, чтобы разделить свою жизнь с Богом, а чтобы что-то от Бога получить, то читай он правило, не читай, все равно приступает к Чаше в ложном духовном состоянии. Но и это еще не значит, что он причащается в осуждение, потому что Бог милостив, человека неразумного, неподготовленного Он милует и постепенно дает ему созреть. Вспомните себя, как вы причащались на первых порах, не понимая, что такое Евхаристия. Но нельзя же сказать, что это было в суд или осуждение, нет, конечно: даже неразумное причащение не может послужить к отвержению человека от Бога. Единственно только горделивое и хамское состояние, и то, когда человек явно несет за это ответственность, отдавая себе отчет. Думаю, надо выйти за рамки понятия «готов — не готов», оно не имеет никакого отношения к Причастию. Если человек мыслит в таких категориях, ему вообще в храм ходить не надо.

Готовиться к Причастию надо, просить о нем, и не один раз в неделю, а каждый день, просить от сердца. И благодарить Бога надо не один раз, а от причащения до причащения, благодарить истинно, глубоко, и словами, и делами, и всем состоянием. И каяться, если этого не случилось. Вот такой должна быть подготовка к Причастию.

Текст — отрывок из книги протоиерея Алексия Уминского «Книга о молитве. Тяжесть правила или разговор с Отцом?»

«Книга о молитве» — глоток свежего воздуха для всех, кто задыхается под тяжестью бесконечных «правил», смысл которых не всегда понятен и далек от нашего личного опыта и переживаний.

Молитва — то, с чего начинается и чем заканчивается день христианина. Но как сделать так, чтобы утреннее и вечернее правила стали настоящим разговором с Небесным Отцом, а не механическим вычитыванием древних текстов? Новая книга отца Алексея Уминского — актуальный разговор о молитве современных христиан. Автор предлагает нам переосмыслить привычные практики и изменить подход к молитве на качественном уровне.

М.: Никея, 2021

Вечером перед причастием

Подготовка к исповеди происходит накануне вечером после службы. Важно сосредоточиться, вспомнить, осознать и выписать все свои грехи на листок бумаги. Если с пониманием грехов возникнут сложности, можно почитать соответствующую литературу или ознакомиться с основными грехами и их определениями на нашем сайте. Вспомнить нужно не только те грехи, которые Вы совершаете каждый день, но и те, которые совершали ранее и еще не исповедовали, этим может быть, например, тот факт, что в школе Вы дразнили или обижали кого-то или воровали и так далее.

Молитвы, читаемые перед Причастием

Церковные служители советуют проводить обряд Причащения регулярно. Периодичность может быть различной, но раз в год для этого следует найти время. Таким образом вы духовно будете ощущать связи с Господом. Также Причастие считается повторным крещением, когда крестят ребенка в первый раз, то очищаются от греха (первородного), который пришел от Адама и от Евы. А при Причастиях очищаются христиане от грехов, которые уже содеяли сами при жизни.

Молитвы перед Причастием, которые всегда читают люди, чтобы потом совершить обряд:

  • Канон Праведному Иисусу (покаянный)
  • Канон Святой Богородице, его читают перед самим Причастием
  • Канон своему Ангелу-Хранителю
  • Молитвословы перед сном грядущим

С утра следует прочесть:

  • Утренние молебны
  • Молитвослов – последование к Причастию.

Ниже будут представлены молитвословы, которые произносят на Причастие. Молитвы перед Причастием читают святым, текст их несет глубокий смысл, читая его, необходимо понимать слова, пропускать через сердце. Чтобы легче было, можно распечатать их или записать от руки, если вам трудно выучить длинные тексты.

Первая молитва – это молитвослов-благодарность Всевышнему за то, что он не безразличен ко всем людям, готов осуществить помощь, когда человек раскаивается в своих ошибках.

Читайте далее молитвы перед Причастием на изображениях, предоставленных ниже:


Молитвослов


Три Канона

  • Для человека, который причащается важно покаяться, прочесть молитвословы покаянные. И не просто прочесть, а еще и вдуматься в то, что вы произносите. Ведь в этих словах глубокое значение. Искренность молящихся найдет отклик и у Высших Сил.


Три Канона перед Причастием


Молитвослов перед Причастием


Молитвослов Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю


Молитвы перед Причастием Молитвы перед Причастием


Мольбы перед Причастием

  • Молебн к Пресвятой Богородице произносят искренне, чтобы обрести вечную любовь Бога.

  • Обязательной молитвой перед Причастием является и молебн Ангелу-Хранителю, текст его смотрите далее на изображении:

ВАЖНО: Верующим людям важно соблюдать правильную духовную жизнь. Им необходимо, чтобы душа была в гармонии с телом. Потому надо знать, как причащаться, исповедаться, что для этого следует соблюдать. А еще важней настроить себя на верные мысли.

Перед сном

За полтора часа до привычного ритма отхода ко сну открываем молитвослов (это книга со сборником молитв) и начинаем читать, но не просто читать, а молиться, пытаясь вникнуть в смысл читаемого и произносимого – конечно, сначала может быть тяжело, я Вас прекрасно понимаю. Хорошо, если священник Вам заранее показал, как и в каком ритме читается молитва, а в каком – канон. Когда христианин понимает эти нюансы, ему молиться будет не так тяжело и тоскливо. А позже, когда текст и метод чтения будут известны, каноны будут просто пролетать с великой душевной радостью.

Советы

Правило ко чтению молитв, походы в церковь и другие правила должны быть совмещены с остальными элементами духовного пути:

  • Чтение любых молитв должно идти от чистого сердца и произноситься со светлыми помыслами.
  • Читать желательно на голодный желудок и в полной тишине — важна легкость и сосредоточенность.
  • По любым возникающим вопросам относительно молитвенных практик нужно идти в церковь и задавать вопросы непосредственно священнику.
  • В период между Причастиями нужно стараться соблюдать и другие обязательные посты хотя бы по минимуму, посещать церковь и постепенно избавляться от греховных дел и мыслей.
  • Стоит помнить, что посещение церкви — это не «обязаловка» пару раз в год в период христианских праздников, а ведение души и сердца.

Молитвенные практики, правила подготовки к Причащения и соблюдение всех необходимых канонов — это важно и обязательно. Если человек находится в самом начале духовного пути — данная статья поможет понять базовые требования и тонкости чтения молитв и других важных духовных треб.

Помогла ли вам статья?

После причащения обязательно читаем благодарственные молитвы

После причащения с радостью и искренней благодарностью Богу читаем молитвы «Благодарственные по Святому Причащению». Не плюем и не кушаем семечки или фисташки ближайшие 2 часа, чтобы случайно не выплюнуть частичку вкушенных даров. День стараемся провести без суеты, ругательств, дабы сохранить в себе освящающую силу Божественной Благодати.

P.S. Не рекомендую новичкам впервые готовиться ко Причастию в большие Церковные праздники, так как Вам нужно уделить много времени. Поэтому приходите, пожалуйста, мои дорогие, в будни или обычные дни, когда народу не так много.

Молитвы перед причастием – подготовительный этап

Перед проведением обряда христиане соблюдают пост около трех-четырех суток. Из меню исключают такую еду, как рыба, мясо, отказываются от всяческих развлечений, просмотра развлекательных программ по телевизору. Еще в обязательном порядке следует читать молебны дома или в церкви.


Причастие в церкви

Молитвы перед Причастием обычно читаются разным покровителям. Среди них такие, как молитвослов Ангелу-Хранителю, Пресвятой Богородице, покаяния Иисусу Христу. Каноны читаются независимо от времени суток, а молитвы только в утреннее время. Исповеди же проводятся чаще всего в вечернее время или утреннее.

ВАЖНО: Во время подготовки к Причастию, молитвы и каноны желательно читать дома полностью. Также можно посещать церковные службы. Достаточно прочесть каноны, молитвословы один раз в сутки.

Основные правила подготовки к Причастию:

  1. Провести пост (трое-четверо суток).
  2. Посетите богослужение в вечернее время суток перед таинством.
  3. Читайте Каноны, а накануне Причащения с 24.00 не пейте, не употребляйте пищу.
  4. Исповедайтесь у священника и посетите литургию.

ВАЖНО: Причащение без исповеди разрешают проводить только младенцам и детям до семилетнего возраста. Детям можно не соблюдать диету. Нельзя женщинам находиться в церкви во время месячных. А роженицы причащаются лишь через сорок суток после родов. И им священники читают особую молитву перед процессом.

Что такое Таинство Причастия?

Перед тем как разобрать, с чего начинается подготовка к причастию (для начинающих это особенно важно), следует знать, что это за таинство вообще. Впервые его принял Христос и заповедал повторять это своим последователям. Первое причастие случилось на Тайной Вечере накануне его распятия.

Перед таинством обязательно совершается богослужение, которое называется Божественной Литургией, или Евхаристией, которое переводится с греческого как «благодарение». Именно это действо и совершил Христос в далеком прошлом перед тем, как причастить своих учеников.

Таким образом, подготовка к причастию должна включать в себя и воспоминания об этих далеких древних событиях. Все это позволяет настроиться на правильный лад, что, несомненно, приведет к более глубокому принятию Таинства.

Соблюдение поста перед причащением

Не менее важно перед причастием соблюдать пост. Это обязательное условие. Ведь Святое Причастие, подготовка к которому должна происходить осознанно, — это очень важный обряд, и он не должен быть механическим, иначе пользы от него не будет никакой.

Итак, тем верующим, которые регулярно соблюдают многодневные и однодневные посты, полагается только так называемый литургический пост. Его смысл заключается в том, чтобы не вкушать пищу и питье с двенадцати часов ночи перед принятием Таинства. Этот пост продолжается и утром (т.е. причастие происходит натощак).

Для тех прихожан, которые не соблюдают никакие посты, а также тех, кто только присоединился к православию, священник может установить семидневный или трехдневный пост перед причастием. Все подобные нюансы следует согласовывать дополнительно в церкви и не бояться спрашивать о них.

День причастия. Что делать?

В день причастия нужно соблюдать некоторые правила. Как было сказано выше, в храм нужно идти натощак. Если вы курите, то нужно воздержаться от сигарет до того, пока не примите Дары Христовы. В церкви, когда наступит момент их вынесения, нужно приблизиться к алтарю, но вперед пропустить детей, если они пришли, так как они причащаются первыми.

Креститься возле Чаши не нужно, следует лишь сделать заранее поклон, скрестив руки на груди. Перед тем как принимать дары, нужно произнести свое христианское имя, а после их сразу съесть.

Причастие в Великий пост

Великий пост является временем, которое предшествует распятию и Воскресению Иисуса Христа. Православные христиане в память о великой жертве, которую принес Спаситель, постятся в течение 48 дней (с 11 марта по 27 апреля в 2022 году), а затем с радостью празднуют Пасху. Во время поста, воздерживаясь от скоромной пищи, пребывая в смирении и молитве, человек укрощает своё тело и очищается. Исповедь и причастие в Великий пост имеют большое значение, но также важно причастие перед Великим постом, а также на протяжении всего года.

Очень часто люди причащаются перед Пасхой, отдавая дань традиции, не осознавая своей греховности на самом деле. Но причастие без понимания грехов не приносит пользы. Свои грехи необходимо осознать, желая от них избавиться, и постараться не повторять в будущем.

О при­ча­ще­нии на Пасху. Вси насла­ди­теся. Пред­пас­халь­ное слово

иеро­мо­нах Анто­ний

Закан­чи­вая Вели­кий пост, всмот­римся в его конеч­ную цель, в свя­щен­ную, в све­то­нос­ную ночь Пасхи. Эта ночь, в кото­рую Цер­ковь укра­ша­ется в свои лучшие одежды, и поет свои вдох­но­вен­ней­шия песни, встре­чая вос­крес­шаго Жениха — Христа. Бодр­ствуют хри­сти­ане пра­во­слав­ные! В древ­но­сти особо строго наблю­да­лось, чтобы никто не спал в эту ночь… Одним словом, гото­вимся к чему-то вели­кому.

И спра­вед­ливо: если Вла­дыка Анто­ний [веро­ятно, Хра­по­виц­кий — ред.] про­ник­но­венно объ­яс­нял, что каждый празд­ник есть таин­ство, то празд­ник празд­ни­ков — Пасха, есть таин­ство таинств, о кото­ром я не смею и не умею любо­мудр­ство­вать.

Впро­чем, оста­но­вив­шись над глу­би­ною Пасхи, уловим хотя бы ту истину, что в ту ночь Чело­ве­ко­лю­бец к нам как бы сугубо мило­стив. Мно­же­ство без­за­ко­ний наших, в иное время столь тягост­ных для сове­сти, если только она не усып­лена, и если мы сокру­ша­лись о них, здесь облег­ча­ются одним вздо­хом уми­ле­ния. Пове­рим в это «богат­ство бла­го­сти», о кото­ром воз­гла­шает боже­ствен­ный Иоанн, насла­димся «пиром веры», на кото­рый его зла­тыми устами зовет Цер­ковь. Слово Зла­то­уста, на кото­рое я ссы­ла­юсь, так совер­шенно гово­рит о Пасхе, что в свет­лую ночь никто не заме­няет его и не допол­няет своею про­по­ве­дью. В рус­ских храмах оно чита­ется неиз­менно… Впро­чем, о рус­ском народе и вообще известно, что ни один другой народ так не празд­нует Пасху. За это бла­го­да­ре­ние Гос­поду!

Но минуя наш доро­гой и любез­ный рус­скому сердцу пас­халь­ный быт, минуя неска­зан­ную кра­соту рус­ского пат­ри­ар­халь­наго бого­слу­же­ния, заду­ма­емся о глав­ном, о высо­чай­шем моменте празд­ника Пасхи. И заду­ма­емся, и сми­римся, и при­знаем, что многие и многие из нас еще не научи­лись истинно цер­ков­ному празд­но­ва­нию Пасхи.

Что за пир веры, на кото­рый зовет нас Зла­то­уст?

В вос­кре­се­ние, в кото­рое чита­ется Еван­ге­лие о блуд­ном сыне, когда мы еще при­го­тов­ля­емся к Вели­кому посту, цер­ков­ное тол­ко­ва­ние этой притчи, пояс­няя, что Блуд­ный это мы, а Отец его — Отец наш Небес­ный, гово­рит: «И тельца упи­тан­ного его ради (т. е. нас ради!) зака­лает, Сына Своего Еди­но­род­наго Отец, и Плоти Его дает при­ча­сти­тися и Крови» (Синак­са­рий в Hеделю блуд­наго сына). Чудная притча, а испол­не­ние ее — Пасха.

Только мы вспом­ним об Отце нашем Hебес­ном, только дви­немся к Hему, Он отвер­зает объ­я­тия Отча и дает нам при­ча­ститься Сына Своего Еди­но­род­наго. Если так бывает при каждом обра­ще­нии греш­ника, то пас­халь­ная ночь, как бы пре­дельно сокра­щает грань вре­мени между реше­нием пойти к Отцу и объ­я­ти­ями Отчими, в кото­рые падают души наши, чтобы насла­диться совер­шенно неза­слу­жен­ной тра­пе­зой Тела и Крови Хри­сто­вых. Вот почему Зла­то­уст все в том же зна­ме­ни­том слове гово­рит: «Тра­пеза испол­нена, насла­ди­теся вси, Телец упи­тан­ный, никто же да изыдет алчай: вси насла­ди­теся пира веры…»

Слы­шите: «Вси насла­ди­теся!»

Вот почему в древ­но­сти именно в пас­халь­ную ночь при­ча­ща­лись все — и старцы, и дети, и мужи, и жены, и здо­ро­вые, и боль­ные (послед­ним Св. Тайны носи­лись на дом). Даже в вечер Вели­каго чет­верга, когда и уста­нов­лено таин­ство, при­ча­ща­лись пре­иму­ще­ственно свя­щен­ники, как слу­жи­тели алтаря, ибо алтарь есть гор­ница Тайной вечери. А на Пасху при­ча­ща­лись все.

Читаем в 66 пра­виле VI-го Все­лен­скаго собора: «От свя­таго дня Вос­кре­се­ния Христа Бога нашего до недели новыя, во всю сед­мицу верные должны во святых церк­вах непре­станно упраж­няться во псал­мех и пениях духов­ных, раду­яся и тор­же­ствуя во Христе, и чтению Боже­ствен­ных писа­ний внимая и свя­тыми Тай­нами насла­жда­яся… Ибо таким обра­зом (читаем мы дальше) со Хри­стом купно вос­крес­нем и воз­не­семся».

Если так рас­су­дили отцы даже о целой свет­лой сед­мице, как нам не вспом­нить об этом в первый ее и свет­лей­ший день.

Ведь от забве­ния насла­жде­ния Св. Тай­нами, увы, многие пере­шли к тому, что стали пре­не­бре­гать пас­халь­ной литур­гией и, выстояв свет­лую заут­реню, кото­рая служит к ней лишь при­уго­тов­ле­нием, уходят раз­гов­ляться.

Но ведь не к роз­го­ве­нам же нас звал цер­ков­ный коло­кол! Не для того были и свечи и мно­го­крат­ное «Хри­стос вос­кресе!»

«Да будет известно, — гово­рит цер­ков­ный устав об освя­щен­ных пас­халь­ных яствах (мясе, куличе, яйцах, сырной пасхе), — что это не Пасха и не Агнец, как неко­то­рые гово­рят и пони­мают, и осо­бенно бла­го­го­вейно вку­шают, как бы некую свя­тыню, но про­стое при­но­ше­ние, ибо его надо при­но­сить не как жертву Богу, а лишь для того, чтобы свя­щен­ник молит­вою бла­го­сло­вил сие начи­на­ю­щым после поста вку­шать мясо и сыр (вообще ско­ром­ное)… Ибо Пасха и Агнец — это Сам Хри­стос, взяв­ший на себя грех мiра, при­но­си­мый свя­щен­ни­ком на Пре­столе Богу и Отцу в пре­чи­стых Тайнах Чест­наго Тела и Живо­тво­ря­щей Крови. И тому (Христу) при­ча­ща­ю­щи­еся, истин­ную ядят Пасху.»

Об этом поется и в анти­фо­нах Вели­кой Пят­ницы: «Не якоже иудее празд­нуем: ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Хри­стос» (анти­фон 15).

Но, скажут мне, мы при­об­ща­емся Христу и тогда, когда при­об­ща­емся Св. Тайнам, на 1‑й или на 4‑й неделе поста, в Вели­кий Чет­верг, Вели­кую суб­боту и другие дни…

Воис­тину так, и более того! «Пасха вожде­ленна, — как об этом гово­рит преп. Феодор Студит, — есть очи­ще­ние грехов, сокру­ше­ние и сми­ре­ние сердца, слезы уми­ле­ния, чистота сове­сти, устра­не­ние плот­ских стра­стей… Кто спо­до­бился достиг­нуть в тако­вые дела доб­ро­де­те­лей, тот празд­нует Пасху Гос­поду и совер­шает свет­лый и мно­го­во­жде­лен­ный празд­ник, не одна­жды в год, но во всю свою жизнь» (преп. Феодор Студит, поуч. огл.).

Явле­ние чаши народу всегда озна­чает Вос­кре­се­ние, и за каждой полной литур­гией свя­щен­ник, при­ча­стив­шись, тайно читает пас­халь­ные песни «Све­тися, све­тися, новый Иеру­са­лиме» и «О, Пасха велия».

Но почему эти же пес­но­пе­ния все в ту же вели­кую ночь впер­вые звучат явственно? Почему стих: «Тело Хри­стово при­и­мите, Источ­ника без­смерт­наго вку­сите», кото­рый обычно сопро­вож­дает при­част­ни­ков к чаше, когда тако­вые име­ются, в пас­халь­ную ночь поется непре­менно еще до явле­ния чаши, как бы всем пове­ле­вая при­сту­пить? И как можно, имея в иные дни спа­си­тель­ную жажду при­ча­ще­ния, не гореть этой жаждой бого­об­ще­ния в Его день — Хри­стов день?

Вот и цар­ские врата от пас­халь­ной ночи семь дней не закры­ва­ются. В Вели­кий чет­вер­ток, в дивный вечер Таин­ства, их откроют для при­ча­ще­ния верных мiрян, как всегда, после Тайной вечери свя­щен­ни­ков. Но на Пасху всем дано видети и самую Тайную вечерю.

«Не сердце ли наше горело в нас?» (Лк.24:31), гово­рит Лука и Клеопа, когда Он открылся им в пре­лом­ле­нии хлеба. Как же не заго­римся мы, знающе, Кто этот Хлеб, и что Он вос­крес?!

И 7 дней перед алта­рем будет стоять хлеб-артос в напо­ми­на­ние о хлебе жизни — Вос­крес­шем Христе.

Зачем пас­халь­ную литур­гию ука­зано совер­шать «по рану»? Куда это Цер­ковь нас торо­пит, вернее, куда нас так стре­ми­тельно влечет в эту спа­си­тель­ную ночь Сам Хри­стос Бог наш?!

«Питие новое… во Цар­ствии Моем… пию, якоже бо Бог с вами, боги (т. е. богами), буду», — обе­щает Хри­стос апо­сто­лам (канон Вели­каго чет­вертка, песнь 4). А в свет­лую ночь мы все услы­шим: «При­и­дите, пиво пием новое… Нетле­ния источ­ник» (ирмос 3 Пас­халь­ного канона).

Еще с вечерни Вели­кой Суб­боты про­ро­че­ским чте­нием (Исх.12:1-11) о поспеш­ном ядении про­об­ра­зо­ва­тель­ного агнца Моисей под­го­то­вил нас к этой стре­ми­тель­но­сти.

Пре­кра­сен рус­ский обычай начи­нать пас­халь­ное бого­слу­же­ние в пол­ночь, и не пре­ры­вая, совер­шать вечерю Гос­подню до утра.

Немощ­ные есте­ством, но пре­по­я­сан­ные силою свыше, кре­сто­об­разно сложив руки, и с жезлом молитвы, все поспе­шим к чаше. Сия Пасха есть Гос­подня! (Исх.12:11).

Ты гово­ришь: не смею, не под­го­тов­лен… — Но ты дерзал в иные дни. А в эту ночь Гос­подь всё про­щает. К Петру отрек­ше­муся Он на рас­свете этого дня через ангела посы­лает миро­но­сиц с бла­го­ве­стием (Мк.16:7).

Ска­жешь: как я буду празд­но­вать, есть и пить? — Но в этот день Цер­ковь не только не спра­ши­вает с нас поста, а прямо запре­щает его (Ап. пост. пр. 64 и Гангр. соб. 18).

— Буду в обще­стве, не смогу удер­жать ум собран­ным… — Что же, вспомни, что сила и вели­чие Его отра­жа­ется в каждой капле.

Слышал я об иерее Божием, кото­рый в пас­халь­ную ночь пред­ло­жил всем остав­шимся у литур­гии при­ча­ститься, даже не испо­ве­ды­вав­шимся. Если бы он ввел это как все­гдаш­нее пра­вило, было бы крайне соблаз­ни­тельно. Но если он лишь одна­жды возрев­но­вал, и дерз­нул взять на свою совесть непод­го­тов­лен­ность паствы, чтобы раз­бу­дить ее и пока­зать, что для нея Гос­подь даро­вал эту св. ночь, я не дерзну под­нять на него камень.

Встре­тил я и дру­гого иерея, кото­рый хва­лился, что отучил при­хо­жан при­ча­щаться на Пасху. «Ведь у нас, гово­рят, в России этого не было…» Что ска­зать на это?!

Весь Вели­кий пост есть под­го­товка к тому, чтобы на Пасху при­сту­пить к чаше. Вот за неделю до его начала Цер­ковь поет: «Воз­ве­демся к пока­я­нию, и чув­ства очи­стим, к ним же брань, вход поста тво­ряще, надеж­дою бла­го­дати сердца извест­ву­юще… И снестся нами Агнец Божий во свя­щен­ной и све­то­нос­ной нощи Вос­кре­се­ния; нас ради при­ве­ден­ное зако­ле­ние, уче­ни­ком при­об­щен­ное в вечер таин­ства, и тьму раз­го­ня­ю­щее неве­де­ния, светом его Вос­кре­се­ния» (неделя мясо­пуст­ная, сти­хира на сти­ховне вечера).

Через два дня слышим: «Помо­лимся видети образ­ныя зде Пасхи совер­ше­ние и истин­ныя явле­ние» (Втор­ник сырн. на стих. веч).

Еще через неделю молимся: «Да достойни будем при­ча­стия Агнца, за мiр заклан­наго волею Сына Божия и духовно празд­нуем из мерт­вых Спа­сово Вос­кре­се­ние» (Втор­ник 1 седм. на стих. веч.).

Про­хо­дит два дня, снова поем: «Жела­юще Боже­ствен­ныя Пасхи при­ча­сти­тися, не из Египта, но из Сиона гря­ду­щия, гре­хов­ный квас отымем пока­я­нием» (Чет­верг 1 седм. стих. на стих. веч.).

На другой день: «Назна­ме­на­имся Кровию о нас Веден­наго на смерть волею, и не кос­нется нас губи­тель: и снемы Пасху Хри­стову свя­щен­ней­шую» (Пят­ница 1 седм. стих. на утр.)

В среду чет­вер­той сед­мицы: «Спо­доби при­ча­сти­тися и боже­ствен­ныя Пасхи Твоея» (стих. на Гос­поди воз­звах).

Чем ближе Пасха, тем неудер­жи­мее наше стрем­ле­ние: «Радо­стию поте­цем пред­ва­рити и страш­ное и святое Вос­кре­се­ние» (неделя 4‑ая, вечер­няя сти­хира на Гос­поди воз­звах).

Нельзя, чтобы такая напря­жен­ная под­го­товка завер­ши­лась только сим­во­ли­че­ским, хотя и вдох­но­вен­ным празд­но­ва­нием Вос­кре­се­ния Хри­стова!

В этот день, «сотво­рен­ный Гос­по­дом», когда бла­го­вест­ву­ется, что «Слово Плоть бысть и все­лися в ны» (Ин.1:14), рас­про­стра­ним сердца наши, вме­стим в себя и мы Бога Слово в пре­чи­стых таинах Его Тела и Крови, чтобы Он обитал с нами и в нас.

Послу­шайте: как хри­сти­а­нин вообще гото­вится к при­ча­ще­нию? Молит­вой, испо­ве­дью… А еще? Скажем: постом, чте­нием духов­ных книг, при­ми­ре­нием с ближ­ними…

А как нас всех Цер­ковь гото­вит к Пасхе?

Постом… Здесь вели­кая Четы­ре­де­сят­ница, и перед самой Пасхой един­ствен­ная в году строго пост­ная Суб­бота, Вели­кая Суб­бота.

Чте­нием… В посту уси­ленно пере­чи­ты­ва­ется в Церкви Псал­тырь, чита­ются книги Бытия, Прит­чей, св. про­рока Исаии… Перед самой свет­лой заут­ре­ней про­чи­ты­ва­ется вся книга деяний апо­столь­ских.

Что каса­ется при­ми­ре­ния с ближ­ними, то вспомни, как в пер­вен­ству­ю­щей Церкви каждый раз перед воз­но­ше­нием Св. Даров, после слов «воз­лю­бим друг друга», веру­ю­щие (а все они гото­вилсь при­ча­щаться) цело­вали друг друга. Это, как объ­яс­няет Симеон Солун­ский: «в знак того, что людям должно любить друг друга… что жела­ю­щий при­ча­ститься Его (Христа) должен пред­стать без вражды, и что в буду­щем веке все будут дру­зьями». Впо­след­ствии этот обычай цело­ва­ния должен был быть уни­что­жен, может быть, потому же, почему был уни­что­жен и непре­мен­ный обычай при­ча­щаться за каждой боже­ствен­ной литур­гией или в каждый празд­ник, потому что те, древ­ние, были духов­нее, потому что ослабли мы. Но в пас­халь­ную ночь, кото­рая есть образ буду­щаго века, и мы, все, все при­гла­ша­емся к свя­щен­ной тра­пезе и поем: «Про­стим вся Вос­кре­се­нием», и даем друг другу трой­ное лоб­за­ние мира.

Один иерей рас­ска­зы­вал мне, как маль­чи­ком забе­гал он в пас­халь­ное утро в уже опу­стев­ший после тор­же­ствен­наго бого­слу­же­ния храм. Светло, нарядно, но без­молвно и без­людно… И маль­чику ста­но­ви­лось грустно: Хри­стос один!

Братие! В день Вос­кре­се­ния не подо­бает остав­лять Христа оди­но­ким. Все стран­но­при­и­мем Его, Еди­наго, не имев­шаго где пре­кло­нить главу, в сердца наши. Все при­и­мем в себя Тело и Кровь Его. Аминь.

сбор­ник «Вос­кре­се­ние Хри­стово» 1947 г. Источ­ник пуб­ли­ка­ции — «Пра­во­слав­ная Русь», №7, 1992 г.

***

Как готовятся к причастию

Прежде чем причаститься и принять Святые Дары в православной церкви, христианину следует провести глубокий самоанализ. Он должен затрагивать всю сущность человека (тело, помыслы и душу).

Если мирянин не совершил большого количества прегрешений, подготовка к причащению занимает несколько дней. При наличии тяжких проступков для этого может потребоваться более длительный период времени.

Чтобы правильно подготовиться к священному действию, необходимо неуклонно соблюдать все Божьи заповеди, быть смиренным, милосердным. Важно уделять основное внимание не физическому телу и земным вещам, а духовным ценностям и своему внутреннему миру. В период подготовки следует избегать конфликтов с окружающими, не допускать ссор и обид, оказывать посильную помощь нуждающимся.

Обязательные ограничения перед принятием Святых Даров

Перед обрядом причастия обязательно постятся. Это помогает обуздать греховные желания, победить страсти и противостоять различным искушениям. В прошлом пост занимал немалый период времени, однако сейчас представители православной церкви разрешают мирянам поститься на протяжении трех дней. Исключением становятся случаи, требующие более длительного очищения.

Пост, проводимый перед обрядом причастия, затрагивает обе стороны человека – телесную и духовную. Многие святые отцы учат, что временный отказ от животной и другой пищи имеет большое значение, однако гораздо важнее воздерживаться от дурных поступков и мыслей. Кроме соблюдения диетического режима питания, человек, готовящийся причащаться, должен сдерживать себя в плане развлечений, удовольствий, общения с окружающими, посещения друзей и знакомых.

В день, на который назначено проведение обряда, с самой полуночи запрещается есть или пить. Пока не состоится таинство, нельзя употреблять даже святую воду.

Молитвы перед причащением

В период подготовки к ритуалу христианин должен неуклонно следовать правилу, установленному для утра и вечера, а также как можно больше времени посвящать чтению молитвенных текстов. Вечером накануне причащения следует прочесть покаянные каноны, которые также необходимы и перед исповедью.

Непосредственно перед обрядом причащения читают несколько молитв:

  • молитву Святого Иоанна Златоуста;
  • молитву Святого Василия Великого;
  • молитву Симеона Метафраста;
  • молитву Святого Иоанна Дамаскина;
  • покаянную молитву преподобному Исааку Сириянину;
  • молитву Ангелу-Хранителю.

Произносить священные тексты разрешается не только вслух, но и мысленно. Делать это можно как дома, так и непосредственно в храме.

Церковь не устанавливает строгих требований относительно того, на каком языке должны читаться молитвы и покаянные каноны перед причастием. Такие тексты звучат с одинаковой силой как на современном русском языке, так и на церковнославянском.

Что нужно делать после того, как человек причастился?

В правила подготовки к причастию также входит знание о том, что нужно делать после того, как Таинство свершилось. Поцелуйте край Чаши и идите к столику с просфорами, чтобы скушать кусочек. Не уходите из церкви до тех пор, пока не поцелуете напрестольный крест, который будет держать священник.

Также в храме читаются благодарственные молитвы, которые нужно выслушать. На крайний случай вы их можете прочесть дома самостоятельно. Сохраняйте чистоту, которую получили, внутри своей души. С каждым разом это будет происходить все легче и легче.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]