Тайна Экклезиаста
Практически каждая Книга, включенная в библейский канон, имеет указание на имя ее автора. Поэтому при знакомстве Книгой Экклезиаста у многих не возникает сомнений, кто ее написал: «Экклезиаст это, вероятно, имя какого-то пророка». Верно ли такое суждение? О чем говорит книга Экклезиаста и почему она важна для христиан?
Библейский царь Соломон (средневековая католическая фреска)
Экклезиаст: это что или кто?
В еврейском оригинале текст называется Кохелет — «говорящий в собрании», «проповедник». Дословный перевод на греческий — Экклезиаст («Εκκλησιαστής»). Таким образом, Экклезиаст это не собственное имя. В Русском Православии по традиции сохранено именно греческое слово. Так что в полном названии книги синодального перевода указано: «Книга Екклесиаста, или Проповедника».
«Проповедник. Это некое новое качество по сравнению с пророком, учителем, царём, судьёй. Библейское пророчество, учение, повествование теперь воспринимается проповедью. Учитель говорит о чём-то, о ком-то, проповедник говорит что-то кому-то» (протоиерей Геннадий Фаст).
Если Екклесиаст это не имя, тогда кто же тогда автор Книги?
Общепринятого мнения об авторстве и времени написания книги до сих пор нет. Хотя Православное Предание считает, что это творение принадлежит еврейскому царю и пророку Соломону (10 век). Предполагают, что он ее написал на исходе своей долгой жизни. На это указывают слова самого автора, который называет себя сыном Давида и царем в Иерусалиме.
Однако в 17 веке голландский богослов Гуго Гроций высказал сомнения по поводу авторства царя Соломона. Это мнение поддержали многие протестантские ученые, сомневающиеся в подлинности Книги. Выдвигалось множество предположений о времени ее написания. В пользу своих суждений приводилось описание бедствий, неизвестных в судьбе Соломона. Использование некоторых слов в Книге Экклезиаста признавались несвойственными Соломоновой эпохе. Так, немецким историком Фридрихом Деличем время составления Книги указывался период с 464 по 332 годы до Рождества Христова. Немецкий же историк Генрих Грец относил ее к 1 веку до Рождества Христова.
Для православных вопрос об авторстве Книги Экклезиаста занимает второстепенное значение. Здесь главным является сам смысл Книги, ее содержание и учение.
Краткое содержание
Основные события в книге включают историю приобретения мудрости, познание глупости и безумия, личную неудовлетворенность и недовольство в жизни автора, превосходство поклонения Богу. Проповедник говорит будущим поколениям о важности и величии мудрости. Любые земные радости и бессмысленные развлечения приводят к пустоте и к неудовлетворению. Люди всех поколений стремятся найти счастье, где угодно, подчас в таких местах, где его никогда не найти. Они испытывают различные разочарования, которые ведут к тупикам и к пустоте жизни. Если жизнь не сосредоточена на служении и почитании Бога, она – бесцельна и бесполезна. Царь Соломон ярко открывает, как он снова учился сам приобретению мудрости и передавал свои объяснения и наблюдения другим поколеньям. Вера учит его, что Бог создал всё прекрасно для Своих целей «Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (3:14). Каждый человек должен принимать всё от Бога, в том числе и свои собственные ограничения, как Божий подарок в жизни. В конце книги, проповедник сделал вывод, что самое главное в жизни – это почитать Бога и благоговеть пред Ним.
О чем Книга Экклезиаста?
Книга Экклезиаста выделяется в контексте ветхозаветного Священного Писания. В ней нет ярких и отчетливых исповеданий веры в Бога. Она лишена пророческих предсказаний и вразумлений.
В Книге Экклезиаста представлены рассуждения проповедника о суетности мира. Лейтмотивом в ней звучат слова «суета сует». По словам Экклезиаста, в мире все повторяется. Одно поколение людей сменяется другим. После каждого дня наступает ночь, после ночи — день. Течет вода в реке, делает оборот и возвращается к своему истоку (Книга Экклезиаста, 1:4-7). Из-за суетности мира у человека нет смысла и пользы ни в чем. Даже что-то новое, привлекающая внимание человека, на самом деле уже когда-то было и встречалось предшествующим поколениям (Книга Экклезиаста, 1:9).
Подобные суждения многим кажутся противоречащими самому духу Священного Писания. Но для православных верующих такое противопоставление не актуально. Обличение мирской суеты, удаляющей человека от Создателя, помогает правильно и спокойно смотреть на многие вещи. Именно поэтому эта Книга относится к учительным книгам Библии.
«Во всех других писаниях, исторических и пророческих, цель их клонится и к чему либо другому, не вовсе полезному для Церкви. Ибо какая нужда для Церкви в точности изучать бедственные последствия войн, или кто были князьями у народов, основателями городов, кто от кого выселился, или какие царства впоследствии времени исчезнут, сколько таких браков и чадорождений, о которых тщательно упомянуто, и всему сему подобное, о чем только можно почерпнуть сведение в каждом писании, может ли столько содействовать Церкви в деле благочестия?
А учение сей книги имеет в виду такой только образ жизни, какого требует Церковь, и преподает то, чем можно человеку преуспеть в добродетельной жизни. Ибо цель сказуемого здесь, поставить ум выше чувства, оставив наконец все, что в существах есть кажущегося великим и блистательным, обратиться душею к тому, что недоступно чувственному пониманию, восприять, вожделение того, что недостижимо для чувства» (святитель Григорий Нисский, 4 век).
Веселый пессимизм
«Кто не видит суеты мира, тот суетен сам», — писал Паскаль. Екклесиаст не суетен, он эту суетность осознал и над ней поднялся. Он без жалости лишает человека всех иллюзий в этом мире. Да, мы не можем знать, для чего нам суждено трудиться. Да, наше веселье и наше земное довольство — признак нашей глупости. А приобретенное нами знание и вся человеческая мудрость только умножают скорбь. И даже искание правды и справедливости на этой земле не более чем очередная тщета — автор прямо об этом пишет:
Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета! (8:14).
Все одинаково бессмысленно и ничтожно перед лицом смерти. Однако там, где у Екклесиаста возникают явные противоречия, их напряжение всегда снимается именем Божиим.
Вот лишь несколько примеров:
Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим (9
:7); Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все (
11
:5); Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем (9:9).
Человеку не дано знать судьбу того, что он посеял, не говоря о том, как распорядится его наследием потомство. Но это знает стоящий над всем Бог, и этого достаточно.
«Мы видим, как смыслоотрицание “нет пользы”, — пишет в связи с этим культуролог Михаил Эпштейн, — переходит в жизнеутверждение “нет ничего лучшего, как”. Это вовсе не противоречие, а глубочайшая правда веры как сомнения, как отрицания положительного знания. Человек не знает, для чего ему посланы его труды, но именно поэтому он знает, что ничего другого, ничего лучшего ему не дано. Этим предвосхищается знаменитое “верую, потому что абсурдно”, приписываемое Тертуллиану. Мысль Екклесиаста, как впоследствии мысль Тертуллиана, Дионисия Ареопагита и Сёрена Кьеркегора, движется <�…> от абсурда и отчаяния — к надежде, от суеты и томления духа — к вере».
Когда человек, с такой ясностью сознающий тщетность всех своих усилий, полностью принимает волю Божью, рождается, по выражению того же Михаила Эпштейна, «позиция веселого и деятельного пессимизма». Это жизнь — вопреки ее абсолютной бессмысленности — с абсолютным упованием на Бога. Иного человеку не дано.
В этом, если угодно, вся «каноничность» Книги Екклесиаста. Вера безосновательна, подсказывает нам автор. Она питается не формальным исполнением обрядов «по расписанию», а простотой хождения перед Богом — вот лаконичный и при этом бесконечно глубокий призыв к ветхозаветному человеку. И христианское мировидение — такой же радостный и деятельный пессимизм.
Верующий знает: Царство Небесное на земле неосуществимо — в Церковь никогда не войдут все населяющие ее народы, к ней всегда будет прислушиваться меньшинство, а всеобщая справедливость возможна только в утопических грезах. Христианский пессимизм — это трезвый, очищенный от иллюзий взгляд на мир.
Но в то же время он радостный, более того, деятельный, потому что все, что дано человеку в этой жизни, — от Бога, а Его благодать изливается на верующего просто так, помимо его мнимых или действительных заслуг. И значит, христианин не имеет права опускать руки. Он знает, что в суете и мимолетности земного существования всегда присутствует перспектива вечности и подняться над усталостью и рутиной быта, подобно Екклесиасту, можно — если помнить о том, что только в Боге обретаются покой и счастье. Такая вот нехитрая формула.
Вспоминаются слова блаженного Августина, сказанные им уже после Боговоплощения: «Не знает покоя сердце наше, пока не упокоится в Тебе».
Экклезиаст — это мудрец или пессимист?
Что же побуждает Экклезиаста назвать все мирские дела — праведность, мудрость, богатство, престиж, веселье и даже саму жизнь — суетой? Неужели Экклезиаст это беспросветный пессимист?
«Да, наша жизнь наполнена делами и событиями, постоянной тревогой, страхом перед будущим. Но Книга Екклесиаста напоминает нам, что все наши проблемы и тревоги на самом деле не имеют никакой ценности: в тот день, когда мы умрем, в мире все останется прежним. Что же тогда вечно и незыблемо, на что человек может по-настоящему опереться? Тот, кто нашел ответ на этот вопрос, следует истинным путем мудрости, говорит Екклесиаст. И путь этот — в Богочеловеке» (протоиерей Стивен Фриман).
Все в жизни – «хавель»
Книга Екклезиаста погружает читателя в мрачный, беспросветный мир человека, который всю жизнь был «успешным», но на склоне лет прозрел, что в жизни все суета и в нем нет ничего, ради чего стоило бы прилагать усилия. Слово, которое встречается в Екклесиасте больше 30 раз – это слово «хавель», которое переводится как «суета», но более точный перевод – это «пар», вздох», то есть практически – «ничего», «пустота», «воздух».
Для героя книги вся человеческая жизнь, все его труды, все, что происходит, происходило и будет происходить вокруг – это все только «хавель». И даже мудрость человеческая тоже ничего не значит перед лицом смерти, ибо «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Еккл. 1:18). То есть, говоря языком современности, – «от многих знаний многия печали».
Действительно ли “нет ничего нового под солнцем”?
Всем хорошо знакома крылатая фраза: «Все новое — хорошо забытое старое». Неизвестно, кто именно произнес эту мысль в данном конкретном виде. Но тот же самый смысл выражен еще Экклезиастом: «…нет ничего нового под солнцем» (Книга Экклезиаста, 1:9).
То, что нам кажется новым, уже неоднократно приходило в мир. По закону бесконечного круговорота все повторяется. Поэтому ничего по-настоящему нового человеку увидеть просто не дано.
«Что может произойти впоследствии, что уже не было бы совершено или сделано со стороны людей? Что есть нового, что ещё никогда не было бы известно по опыту, о чём достойно было бы и помнить? Я же думаю, что нет ничего, о чём можно было бы сказать что-нибудь свежее, или же, сравнивши, найти новое, совершенно неизвестное древним» (святитель Григорий Чудотворец, Неокесарийский, 3 век).
Многие христианские богословы пытались объяснить такое суждение Экклезиаста. Например, у знаменитого христианского философа Оригена (185-254) можно найти даже теорию о существовании нескольких миров, которые сменяются со временем. Однако такое учение Церковью было отвергнуто.
Ключевые стихи
Екклесиаста 2:12, 14 «Затем я стал размышлять о мудрости, о безумии и глупости…И увидел я, что мудрость лучше глупости, как и свет лучше тьмы. Мудрый ясно видит куда идет, а глупый блуждает во тьме.»
Екклесиаста 3:1 «Всему есть свое время, и для каждого дела под небом есть свой час»
Екклесиаста (12:1) «Помни своего Создателя в дни юности своей, пока не настали тяжелые дни и не приблизились годы, о которых ты скажешь: «Я не нахожу в них удовольствия!»»
Екклесиаста (12:13-14) «Теперь, когда все было услышано, вот заключение: бойся Бога и соблюдай Его повеления, ведь это все, что важно для человека, потому что Бог приведет каждое дело на суд, включая и то, что сокрыто, будь оно хорошим или плохим.»