Спокойствие и мир души через благословение Божие — псалом 126

В книге Псалтирь каждая глава является уникальной. Это отдельное поэтическое произведение, наполненное глубоким философским и религиозным смыслом. Псалом 126 входит в целую плеяду (со 119 по 133), объединенную общей тематикой — они именуются песнями восхождения. Многие композиторы писали музыку на данный текст, хотя он достаточно короткий и содержит всего пять строк. В каких случаях читают данную библейскую главу, какими мыслями хотел поделиться автор? Узнаете из статьи.


Об авторе О книге

Молитва

  • Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий.
  • Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным своим сон.
  • Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго.
  • Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясенных.
  • Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех.

На русском языке

Правила чтения

Нет каких-либо определенных правил чтения Псалтыря, однако существует несколько рекомендаций, которых желательно придерживаться.

  1. В храме псалом читается на церковнославянском языке, дома можно читать на русском, перед иконой и горящей свечкой. Бог слышит мысли праведников, поэтому не обязательно читать молитву вслух.
  2. Также к 126 псалму не стоит обращаться, если не ясен смысл слов. Он должен быть близким к сердцу и звучать искренне. Только так Господь услышит ее и исполнит.

Если в семье не появляется ребенок, значит, на то воля Божья. Потомки становятся для своих родителей теми, кем им положено быть – отрадой или крестом.

Соломон, несмотря на законы, умножал количество своих жен, но у него был только один сын. Это объясняется тем, что тот, кто желает иметь потомков, как наследие от Бога, должен принять требуемый Господом путь.

А в законе Божьем указывается, что прибавление семейства должно происходить только в законном браке с единственной женой. Дети являются наследием от Спасителя и наградой, к ним нужно относиться соответственно.

Молитва

  • Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
  • Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
  • Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.
  • Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
  • Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.

Когда читать псалом 126?

Псалом 126 актуален всегда. Он считается постоянным и рекомендуется к регулярному прочтению, так как в нем обращается внимание на важный Божий дар – на детей. Читается псалом с благодарением и похвалой. Его также могут использовать тогда, когда нужно попросить Господа про благословение во всяких делах.

Любая молитва способна укрепить веру и исцелить душу, а псалом 126 может еще и способствовать удаче.

Господь – защита во всех ситуациях, но только тогда, когда в него искреннее верят и надеяться. Спаситель никогда не откажет в помощи и не даст праведнику сойти с правильного пути.

История написания

Песнопение относится к числу пятнадцати, именуемых «Песнями степеней» или «Песнями восхождения».

Полезные материалы

Существуют различные мнения о том, были ли они написаны евреями во время Вавилонского плена, либо после него. Многие из этих псалмов могли появиться столетиями ранее, и сохранялись верующими до времен пленения. К числу таковых, видимо, принадлежит также 126-й, который иудейская традиция издавна приписывала царю Соломону, сыну великого Давида. Песнопение посвящено великолепному Иерусалимскому храму, который построен при его правлении.

Иерусалимский храм

Но этот же храм разрушен вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до Рождества Христова, а восстанавливаться стал лишь спустя 70 лет плена иудеев. С горечью, раскаянием, но и надеждой на милость Божию произносили тогда строители: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его…»

Исторические сведения

Если вы не впервые сталкиваетесь с данной темой, то конечно знаете, что автором большинства текстов из Псалтири является царь Давид. Но в данном случае указан его сын, Соломон. Однако, многие исследователи склоняются к мысли, что он был лишь адресатом, к которому обращались мысли псалмопевца. Тем более, во второй части произведения речь идет о том, что отец может гордиться молодыми сыновьями.

Псалом 126 отличается довольно ясным общим смыслом, который вкладывается уже в первые строки:

  • любое дело, которое начинают люди, будет тщетным, если его не благословит Бог;
  • дети, особенно сыновья являются не только предметом гордости, но и наградой от небесного Владыки;
  • когда придет время испытаний, тот, кто был верен Господу, сможет без труда защититься от врагов.

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Греческий перевод, с которого делался церковно-славянский, отличается рядом неточностей. Например, в четвертой строке идет речь о рожденных в молодости сыновьях (а не сынах изгнанных).

Толкование молитвы

Традиционно святые отцы, другие толкователи понимают псалом как исторически, так и во многом, духовно, даже пророчески.

С Богом и без Бога

Первые стихи песнопения толкуют чаще всего исторически. Здесь идет речь:

  1. о строительстве храма при Соломоне, его восстановлении при священнике Зоровавеле, о том, что столь великое дело невозможно без Божия благословения;
  2. слова «аще не Господь сохранит град…» означают также трудности иудеев, заново строивших не храм только, но весь разоренный Иерусалим: немало встречали они препятствий, нападений врагов, недовольных их возвращением, так что вместе со строительством приходилось еще обороняться; однако это тоже невозможно без Божьего благословения.

Интересный факт

Многие толкователи (прпп. Феодор Студит, Амвросий Оптинский) говорят также, что первые два стиха псалма изображают не один храм Иерусалима, но также «дом души человеческой», добродетели которой не могут быть приобретены своими усилиями.

А протоиерей Сергий Терновский, богослов XIX в. (1800-1868 гг.) говорит, что эти два стиха показывают вообще состояние человека, пытающегося собственными силами «устроиться» в этом мире:

«В таком состоянии находятся люди, одержимые корыстью и честолюбием: они не дают себе покоя; весьма рано встают, трудятся над своим делом и, едва только присядут для отдыха, как опять скоро подымаются потому, что, по их корыстным и честолюбивым видам, им нужно одному дать ответ, другому приказание, иному наставление или оказать приветствие. Обремененные бесчисленными заботами, они не вкушают и хлеба в сладость, а сие или оттого, что от непомерной скупости лишают себя хорошей и здоровой пищи, или оттого, что и добрая пища делается для них горькою от снедающих забот, которыми мучится душа их».

Этот «хлеб болезни» противоположен покою, который псалмопевец описывает словами «егда даст возлюбленным Своим сон». По прп. Амвросию Оптинскому, здесь речь идет именно о успокоении, возможном лишь при уверенности, что дело имеет Божие благословение. Тогда, по слову, прп. Амвросия, Господь даст возможность не только отстроить храм, город, но здесь родятся у вернувшихся иудеев сыновья, пройдет их жизнь под кровом Творца.

«Сынове оттрясенных»

Не всегда прост для понимания четвертый стих псалма, где упоминаются «сынове оттрясенных», уподобленные оружию, стрелам сильного воина. Под «оттрясенными» понимаются:

  1. исторически – изгнанные с родины иудеи, которым обещано не только возвращение, но восстановление прежней чести в глазах Бога и людей; такой была великая надежда вернувшихся из плена;
  2. речь может идти также о временах пришествия Мессии, когда «оттрясенными» назовут иудеев, отвергших Господа, а «сынами» их – учеников Христовых, которые, несмотря на ненависть соплеменников привели к вере множество народов; именно так понимают это место свт. Афанасий Великий, а вслед за ним прп. Амвросий Оптинский.
  3. есть и современное толкование этих слов:
    протоиерей Олег Стеняев в беседе на псалом на портале «Экзегет» 30 января 2022 г. говорит, что эти слова псалма могут быть применены к российской действительности: наградой пострадавших за веру во время безбожных гонений, которых ныне именуют новомучениками и исповедниками, «будет сильное потомство именно в духовном смысле».

Последний стих псалма говорит о том, что победившие не постыдятся, будут торжествовать над врагами. Это может пониматься, как надежда для строителей храма и города, а также – как пророчество о будущем торжестве Христа.

Слова надежды на Бога, уверенности, что только при Его благословении возможны истинный успех, а главное – спокойствие, мир души – таково содержание песнопения, которое учит нас не пытаться строить свою жизнь без помощи свыше, довериться Творцу.

Автор Наталья Сазонова

Псалом 134

Сборник Псалтырь имеет несколько частей. Часть малый галлел заканчивается как раз молитвой псалом 134. Это религиозные гимны, которые заканчиваются словом «аллилуйя». Текст псалма 134 является связующей частью молитв 133 и 135. Хвалебные песни направлены на хвалу Господу, чтобы быть благодарным ему из-за дня в день.

Текст молитвы псалом 134

Песнь исполняется в храмах на церковнославянском, но можно читать Псалом 134 на русском языке.

На церковнославянском языке с ударениями

1 Хвали́те и́мя Госпо́дне, хвали́те, раби́ Го́спода,

2 стоя́щии во хра́ме Госпо́дни, во дво́рех до́му Бо́га на́шего.

3 Хвали́те Го́спода, я́ко Благ Госпо́дь, по́йте и́мени Его, я́ко добро́:

4 я́ко Иа́кова избра́ Себе́ Госпо́дь, Изра́иля в достоя́ние Себе́.

5 Яко аз позна́х, я́ко Ве́лий Госпо́дь, и Госпо́дь наш над все́ми бо́ги.

6 Вся ели́ка восхоте́ Госпо́дь, сотвори́ на небеси́ и на земли́, в моря́х и во всех бе́зднах.

7 Возводя́ о́блаки от после́дних земли́, мо́лнии в дождь сотвори́, изводя́й ве́тры от сокро́вищ Свои́х.

8 И́же порази́ пе́рвенцы Еги́петския, от челове́ка до скота́.

9 Посла́ зна́мения и чудеса́ посреде́ Тебе́, Еги́пте, на фарао́на и на вся рабы́ его́.

10 И́же порази́ язы́ки мно́ги и изби́ цари́ кре́пки:

11 Сио́на, царя́ Аморре́йска, и Ога, царя́ Васа́нска, и вся ца́рствия Ханаа́нска,

12 и даде́ зе́млю их достоя́ние, достоя́ние Изра́илю, лю́дем Свои́м.

13 Го́споди, и́мя Твое́ в век и па́мять Твоя́ в род и род:

Советуем изучить Вечерние молитвы

14 я́ко суди́ти и́мать Госпо́дь лю́дем Свои́м, и о рабе́х Свои́х умо́лится.

15 И́доли язы́к, сребро́ и зла́то, дела́ рук челове́ческих.

16 Уста́ и́мут, и не возлаго́лют, о́чи и́мут, и не у́зрят,

17 у́ши и́мут, и не услы́шат, ниже́ бо есть дух во усте́х их.

18 Подо́бни им да бу́дут творя́щии я́, и вси наде́ющиися на ня.

19 До́ме Изра́илев, благослови́те Го́спода, до́ме Ааро́нь, благослови́те Го́спода, до́ме Леви́ин, благослови́те Го́спода.

20 Боя́щиися Го́спода, благослови́те Го́спода.

21 Благослове́н Госпо́дь от Сио́на, живы́й во Иерусали́ме.

На русском языке

1 Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни,

2 стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего.

3 Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно,

4 ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою.

5 Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов.

6 Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах;

7 возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих.

8 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота,

9 послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его,

10 поразил народы многие и истребил царей сильных:

11 Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские;

12 и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему.

3 Господи! имя Твое вовек; Господи! память о Тебе в род и род.

14 Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится.

15 Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих:

16 есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; Твоей.

17 есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.

18 Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.

19 Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа.

20 Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа.

21 Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуия!

История написания

Считается, что хвалебная песнь написана во время возрождения Второго Иерусалимского храма

Это важное событие для всего еврейского народа

  • Стихи 1-4: Хвалите Господа при любой возможности. Автор побуждает всех к псалмопению. Народ Израиля призван восхвалять Всевышнего.
  • Стихи 5-8: Господь велик на море и на суше. Божья сила велика, может смешивать огонь и воду. Если веры нет или она слаба, то Господь может не слышать молитв, не реагировать на страдания. Он превыше всех евреев.
  • Стихи 9-12: Звучит история создания Израиля, все его взлеты и падения, войны и радости.
  • Стихи 13-14: Пророчества звучат, которые рассказывают о могуществе Всевышнего.
  • Стихи 15-18: Автор описывает бесполезность других богов. Ведь они созданы по человеческому подобию.
  • Стихи 19-21: Певец еще раз призывает жителей Израиля и остальных людей восхвалять дела Господни.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]