«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Сегодня существует достаточно большое количество православных храмов. Одним из самых известных считается храм Косьмы и Диамиана в Шубине. Он находится в России в городе Москва. Ежегодно к этому храму съезжается много туристов и паломников. Ведь это один из старых храмов, который существует на сегодня.
Адрес храма Косьмы и Дамиана в Шубине
Храм Косьмы и Дамиана в Шубине принадлежит благочинию Иверскому, является частью епархии христианской веры города Москвы. Местоположение святого места: Шубино, Столешников переулок, д.2. Здесь работает и воскресная школа, и подростковый кружок по интересам, проводятся семинары для молодежи и более взрослого поколения.
также действуют группы поддержки, где можно получить многостороннюю помощь в борьбе с зависимостью от наркотиков и алкоголем.
Возвращение в лоно Церкви и современное состояние
Начатая в конце 70-х годов 20 столетия реставрация внутренней отделки церкви святых бессребреников Космы и Дамиана была завершена в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил богослужение в обновленном храме, который возглавил отец Александр (Борисов).
Интересно! 14 июля православный мир отмечает день памяти святых Космы и Дамиана. В этот день в 1991 году совершается молебен с освящением воды и крестным ходом при участии благочинного протоиерея Владимира Дивакова, священника Александра и представителей духовенства соседних церквей.
Первая торжественная Литургия была отслужена 19 декабря 1991 года в честь Николая Угодника в небольшой комнатушке, в это время в храме продолжала свою работу типография.
В конце осени 1992 года типография переезжает в другое место, Северный придел освящается заново и начинается постепенное оживление церковной жизни.
Бригадой реставраторов начинается интенсивное восстановление стен, очистка их от краски, свет увидели древние росписи:
- Поклонение кресту;
- Вход в Иерусалим;
- Снятие с Креста.
Были восстановлены картины с изображением святителей и митрополитов, а также обнаружен чудотворный образ «Благовещения», Валентин Коновалов возглавил группу художников по созданию нового иконостаса.
Патриарх Московский Алексий Второй благословил возвращение в Церковь иконы святителей Космы и Дамиана, которая с 1929 года хранилась в церкви Воскресения Словущего.
В 1998 году на Пасху с новой звонницы «запели» колокола, а 14 ноября 2000 года в храме Космы и Дамиана звучала Божественная Литургия, которую совершил Патриарх Алексий Второй.
Богослужение в столичном храме святых Космы и Дамиана в Шубине
Во время богослужения состоялось возведение в сан протоиерея отца Александра и освящение святого образа, хранящего мощи блаженной Матронушки Московской.
Как добраться на машине
Каждый год, с первого месяца осени и по май, раз в неделю, организовывается Катехизация, в процессе чего, каждый желающий может посвятить себя таинству Крещения. Время процедуры: 18.30. Если человек ранее уже был крещен, то можно воцерковиться, пройдя процедуру вновь.
Многие стараются добраться на личном транспорте, но не учитывают факт, что храм расположен в зоне, закрытой для автомобилей.
Только транспорт специального назначения имеет право заезжать со стороны Тверской улицы (поворачивать необходимо за 6-ым домом, перед книжным магазином «Москва»). На тротуаре нельзя парковаться, но имеются частные стоянки на ближайших, от этого места, улицах, где есть возможность оставить свой автомобиль, и пешком добраться до храма.
Как доехать на общественном транспорте
Храм Косьмы и Дамиана в Шубине – популярное место среди верующих. Каждый желающий может посетить православное место, воспользовавшись общественным транспортом: автобусы под номерами 10 и 901 довезут до остановки «Тверская площадь», что расположена вблизи храма.
Этот вариант наиболее удобный, в сравнении с проделанной дорогой на машине, учитывая запрет на парковку автотранспорта и невозможность заезда на территорию церкви. Центральное месторасположение церковного сооружения позволяет добраться до него по средствам метрополитена.
Отправные пункты | Направление |
| необходимо следовать к центру по Большой Димитровке или по Тверской |
| рекомендуется пешком идти аналогичным путем, вдоль выше упомянутых улиц, только в обратную сторону. |
Святыни
В храме, основанном еще в 14 веке, не сохранилось древних ценностей. Основными святынями являются святые образа:
- бессребреников Космы и Дамиана;
- икона блаженной Матроны.
Храмовая икона святых Косьмы и Дамиана в Шубинской церкви
Около них всегда можно встретить людей, молящихся о своих проблемах.
История храма
По приданию, на Руси «шубниками» называли территорию, где жили скорняки, которые занимались торговлей мехами и шубами. По другому историческому объяснению: на данной земле в 14 столетии жил боярин Иакинф Шуба, который поставил свою подпись на документе, подготовленным государем Дмитрием Донским.
Начиная с 18 столетия, улица, протяженностью от Тверской площади до Большой Дмитровки, носила название «Шубная», а позже стала «Космодамиановской», во имя близко расположенного места для верующих. Храм в Шубине отметился на страницах «Софийского временника» в 14 веке.
В издании упоминалось, что Иакинф Шуба решил возвести место, где верующие смогут молиться, первоначально оно было наречено его же именем, а позже – в честь Косьмы и Дамиана. Документы 1625 года из духовного архива подтверждают наличие храма из дерева придела Николая Чудотворца.
В 1626 году произошло возгорание, которое уничтожило здание полностью.
На территории, где ранее существовала церковь, стали возводить новое сооружение, посвященное Благовещению Пресвятой Богородицы. Престол Дамиана и Косьмы ранее размещался в обеденной, но после 58 года 19 столетия был перенесен в центральную комнату.
Нельзя точно указать год и месяц окончания строительных работ, где основным материалом стал камень, но кладка показывает, что не ранее середины 17 века. Об этом и свидетельствует найденный кирпич орленого типа. В книге Описной, где располагается информация о церквях Белого города, имеется запись, где описан каменный храм, «мерою 19 сажень в длину и столько же поперечь».
Капитальный ремонт сооружения потребовался уже в первое десятилетие 18 столетия, но работы, спустя 11 лет были приостановлены: вышло распоряжение, который запрещал каменные строительные работы в столице Руси. Только в 1722 году ремонт был продолжен после выхода соответствующего постановления о завершении реставрации.
В 1773 году здание снова было охвачено огнем, разрушительные последствия которого устранили лишь в 1785 году.
В 1812 году возле церкви был произведен расстрел тех, кто был обвинен в «поджигании Москвы», но само здание пламя огня не тронуло. Южный предел Святых Дамиана и Косьмы и новая колокольня северо-западной части здания возвели в конце 50-х годов 19 века.
В начале прошлого столетия многие иконы, в силу обстоятельств, забрали из хранилища, а в конце 20-х годов 20 века здание закрыли для верующих. В непростой период здание служило библиотечным архивом заграничных иноязычных книг, немного позже здесь разместилась книгопечатня управления Минкультуры Советского Союза.
Начало 30-х годов отметилось разрушением звонницы до второго уровня, а также сооружением пристройки в виде жилого дома с трактиром «Арагви». К началу 60-х годов появилось предложение окончательно снести здание и поставить на его месте многоквартирный дом.
Исторически эта задумка не была реализована, в конце 70-х годов провели восстановительные работы, и внешний вид церковного сооружения преобразился. Специалист художественно-прикладного искусства сделал стекломозаику святых покровителей.
Реставрацией занимаются в святом месте до сегодняшнего дня.
Немного истории
Согласно историческим фактам, первый храм в честь Косьмы и Диамиана была построена в 1368 году. Его основал Дмитрий Донский. Существующее ж здание было построено в 1722 году. Но с того времени оно еще не раз реставрировалось и перестраивалось.
Одно время храм был очень популярен среди знатного населения. Его прихожанином был даже князь Гагарин, Тютчевы, Дохтуровы и многие другие представители элиты. В этом храме отпевали великого художника В.Сурикова. Но по не понятным причинам храм был закрыт в 1929 году и в его помещении разместили библиотеку иностранной литературы. Но в конце 70-х годов в здании начали проводить реставрационные работы по восстановлению самого храма и с 1991 года он начал был восстановлен и начал снова принимать прихожан.
Лучшая статья для Вас, переходите: Соборы и храмы Санкт-Петербурга
Также необходимо отметить, что при храме работает психологическая служба, группа молитвенного пения. Эта служба проводит заседания анонимных алкоголиков. В храме находится икона Косьмы и Димиана к которой приходят прихожане, чтобы помолится и попросить о помощи в разных жизненных ситуациях.
Архитектор и внешняя отделка храма
Настоящий облик здания существует с 1722 года, с этого времени в храме были организованы многочисленные восстановительные работы. В 20-е годы 19 века Александр Элькинский (архитектор Комиссии зданий столицы) организовал благотворительный сбор средств во имя Воскресения Словущего, благодаря чему возвели звонницу и апсиды.
Церковная обстановка и интерьер были улучшены немного позже – в 40-е годы, благодаря купцу Борисовскому В.И., тогда же установили иконостас, состоящий из 3-х ярусов с колоннами. В 1979 году Череватая О.В. завершила тонкую работу по реконструкции внешнего вида центрального сооружения.
Одновременно А.Карнаухов сделал уникальную композицию, изображающую лики святых.
Архитектурный ансамбль храма
Храм Косьмы и Дамиана в Шубине возведен с использованием элементов стиля барокко. Его отличительными чертами являются миниатюрность в убранстве, простота и отсутствие пафоса, что создает правильную атмосферу для погружения в молитву. Углы здания выделяются своеобразными лопатками, грани восьмерика –нишами в виде прямоугольных.
Храм Косьмы и Дамиана в Шубине возведен с использованием элементов стиля барокко
Окна украшены пластинами с поврежденными окончаниями, что на передней части стены.
В современности внешняя фактура храма была доработана до желаемого результата, а также вновь поставлена звонница. Новая жизнь внешнего убранства святого места началась в 1992 году, после регистрации общины православной веры. В 93 году прошлого столетия сооружение передали в пользование церкви, а первую литургию отслужили уже через год.
Перекрытия второго уровня были разобраны спустя 2 года, после чего, возведена звонница еще через 3 года, а вскоре, к Пасхе, установили новые колокола. К 2005 храм был расписан художниками полностью. Реставраторы вложили много труда и времени в реставрацию уникальной росписи центральной части моленной.
В процессе, была выявлена под краской икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
Социальные служения
Церковь святых бессребреников Космы и Дамиана стала поистине всенародной, ее двери открыты для каждого, желающего приобщиться к православной вере.
При храме работают:
- группы по чтению святого писания;
- клуб для общения молодежи;
- клуб милосердия, который собирает и раздает одежду для всех нуждающихся;
- воскресная школа;
- подростковый клуб.
На пастырские беседы приходят прихожане семьями. Перед принятием Крещения взрослыми с ними проводятся занятия с ознакомлением основ Катехизации. Служение в Детской клинической больнице было начато отцом Менем, продолжено отцом Чистяковым и группой церковной молодежи.
С 2007 года возведены новые здания трапезной и других зданий для социального служения.
На заметку! Церковное служение несут психологи и люди из трудовой общины «Ной», помогающие тем, кому негде жить, или тем, кто потерял себя в этом мире, зависимым и осужденным.
Святыни и мощи храма
В 1997 году сюда привезли икону бессребреников Ассийских, что долгое время находилась в соборе Воскресения, стоящем в Брюсовом переулке. Другой важной реликвией, к которой стараются прикоснуться верующие – икона святой Матроны Московской. Там же находится частичка ее мощей.
Из дорогих храму вещей здесь хранятся кованые железные двери 18 века, которые напоминают о сложном периоде в истории церкви, а также белокаменная надгробная доска, выполненная в виде барочного картуша (она использовалась в качестве подпорки церковного холма).
Церковь Космы и Дамиана в Шубине
Свое название Столешников переулок получил оттого, что в XVI–XVII веках здесь жили столешники – ткачи, производившие скатерти для царского двора. П.В Сытин о. В Столешниковом переулке жил В.А. Гиляровский, который говорил, что в нем, «как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города». У В.В. Маяковского есть замечательные строчки:
Люблю Кузнецкий (простите грешного!), потом Петровку, потом Столешников; по ним в году раз сто или двести я хожу из «Известий» и в «Известия».
По одной из версий, название местности Шубино дали «шубники» – скорняки, торговавшие шубами и мехами. Об этом пишет И.К Кондратьев в «Седой старине Москвы». По другой, более обоснованной версии, здесь в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы – сподвижника Дмитрия Донского. В 1368 году литовский князь Ольгерд пошел войной на Московское княжество. Об этом упоминает Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Изумленный великий князь отправил гонцов для собрания войска и, желая остановить стремление неприятеля, велел боярину, Димитрию Минину, идти вперед с одними полками московскими, коломенскими и дмитровскими.
Вторым начальником был воевода князя Владимира Андреевича, именем Иакинф Шуба. Уже Ольгерд, как лев, свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жег города. Многие наши князья, бояре легли на месте, и полки московские были истреблены совершенно. Три дня Ольгерд стоял под стенами Кремля, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу». Иакинф Шуба героически погиб в крупном сражении близ Тростенского озера. Известный историк И.М. Снегирев связывал название местности Шубино с гонцом Шубиным-Грязновым, который, возможно, являлся потомком Иакинфа Шубы.
Святые Косма и Дамиан были родными братьями, жившими в III веке в Асии. Асией (или Азией) римляне называли юго-западную часть нынешнего полуострова Малая Азия. С течением времени наименование Азия стали прилагать ко всему полуострову и, наконец, ко всей части света, лежащей на востоке от Европы. В житии Космы и Дамиана, написанном Димитрием Ростовским, говорится: «Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов».
Даже после кончины святые Косма и Дамиан продолжали совершать чудеса. Братьев похоронили в одной гробнице, к которой приходило огромное число больных, получавших исцеление. Уже в IV–V веках их стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже – всех нищих. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных и других заболеваний. На Руси святые братья-врачеватели были покровителями святости и нерасторжимости истинного христианского брака, устроителями счастливого супружества. В народе их считали «рукомесленниками», кузнецами-бессребрениками или Божьими кузнецами.
У кузнечных мастеров в день памяти святых был профессиональный праздник, в который они никогда не работали. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Е.Л Мадлевская в энциклопедии «Русская мифология» отмечает: «Коему и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвамиоб исцелении людей или животных. Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки) и других недугов.
Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли». На Руси к братьям-бессребреникам относились с особым трепетом, любовью и благоговением. Их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы, причем благополучиебрака зависело от качества работы святых кузнецов. Перед свадьбой невеста обращалась к Косме и Дамиану в свадебной песне:
Матушка, Кузьма-Демьян! Скуй нам свадьбу Крепко-накрепко, До седой головушки, До долгой бородушки! Кузьма-Демьян По сеням ходила, Гвозди собирала, Свадьбу ковала!
Первое упоминание о церкви в местности Шубино находим в Софийском временнике под 1368 годом. В нем говорится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй Космодамианский придел». Древнейшим названием церкви было «Космы и Дамиана на Ржищах». Когда-то на этом месте находились широкие ржаные нивы, возле которых происходили народные гуляния. В документах XVIII века встречается и другое название – «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», потому что на Тверской улице с XVII века находилась усадьба знатных князей Гагариных.
В архивных документах Космодомианская церковь впервые упоминается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы святителя Николая и священномученика Поликарпа. В 1626 году в Москве случился сильный пожар. Вместо сгоревшей во время пожара деревянной церкви решили возвести каменную. Судя по всему, строительство храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Главный престол нововыстроенного храма освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако в народе церковь по-прежнему называли Космодамианской.
В 1703 году началась капитальная перестройка сильно обветшавшего храма. Приход церкви Космы и Дамиана в Шубине был беден, поэтому восстановительные работы затянулись на десять лет. А указ 1714 года о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга, прервал строительство на неопределенный срок. Только через восемь лет восстановление храма продолжилось: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».
Каким образом священнику удалось получить разрешение на возобновление строительства храма «противу указу», остается загадкой для исследователей. Церковь Космы и Дамиана приобрела облик, характерный для первой четверти XVIII века, но сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1626 году. Над четвериком был возведен широкий восьмерик, завершенный сводом с главкой на ажурной белокаменной подставке из волют. В результате затянувшегося более чем на двадцать лет строительства Космодемьянская церковь вобрала в себя особенности архитектуры конца XVII – начала XVIII века.
Фигурные наличники на окнах четверика и арочные волюты, приставленные к шейке главы, – такое сочетание можно встретить лишь на разновременных частях одного храма. В это же время была построена двухъярусная колокольня (также восьмерик на четверике), завершенная изящным шпилем. В XVIII веке частым топонимическим уточнением в названии Космодамианской церкви было «за Золотой решеткой». Исследователи точно не знают, где находилась эта решетка. Может быть, она закрывала красивое высокое крыльцо, ведшее в храм Космы и Дамиана в Шубине с переулка. В 1773 году церковь ремонтировалась после очередного пожара.
Во время нашествия на Москву французов в 1812 году произошло настоящее чудо: храм Космы и Дамиана в Шубине уцелел в страшном московском пожаре и даже не был разграблен неприятелем, хотя все соседние строения сильно пострадали. В сентябре 1812 года у стен церкви были расстреляны «зажигальщики Москвы» – случайно схваченные на улицах москвичи. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя. Согласно церковной справке 1813 года, «церковь Космы и Дамиана в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности».
В той же справке сообщается: «Серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно– и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они в отведенном казенном доме главнокомандующего». Во время послепожарной реконструкции Москвы была закрыта и разобрана церковь Воскресения Словущего на Дмитровке. Ее приход перевели в Космодамианский храм, к которому пристроили северный Воскресенский придел.
Восьмерик колокольни был окружен колоннами тосканского ордера. Рядом с церковью по линии переулка выстроили двухэтажный каменный ампирный дом причта. В «Московских церковных ведомостях» за 1889 год приводятся интересные подробности: «В 1840-42 годах храм сей усердием церковного старосты, почетного гражданина первой гильдии купца В.И Борисовского, обновлен. В настоящей церкви Благовещения устроен трехъярусный с колоннами и резьбою иконостас лучшей работы, вызолоченный с написанными вновь иконами. Храм освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1842 году, весною, причем произнесено было и слово».
В 1857 году усилиями сыновей купца Борисовского вместо прежней колокольни была возведена новая. Одновременно построили южный придел, куда из трапезной перенесли Космодамианский престол. Ампирная обработка фасадов была заменена псевдовизантийской. В 1887–1897 годах на средства купца Д.Р. Вострякова, пожертвовавшего церкви более 10 тысяч рублей, расписали масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновили главный иконостас и устроили новый иконостас в приделе Космы и Дамиана. В 1910-х годах регентом храма был композитор П.Г. Чесноков, произведения которого входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.
В 1922 году после появления декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Космодамианскую церковь разграбили. Изъяли более семи пудов серебра, один бриллиант, сорок драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазом. В 1929 году храм Космы и Дамиана закрыли. Через четыре года колокольня церкви была разрушена до второго яруса. Рядом построили жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов вместо Космодамианской церкви хотели возвести многоэтажный дом. К счастью, этот проект не был осуществлен. Долгое время в здании храма находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы.
В 1958 году в церкви разместилась типография хозуправления Министерства культуры. Главный инженер типографии В.А Светлов распорядился замазать фрески краской, но так, чтобы их можно было легко восстановить. Хоть Космодамианскую церковь и удалось спасти от сноса, некоторых разрушений избежать не удалось. Помещение храма приспособили под нужды типографии, к зданию сделали пристройку. У алтарей устроили площадку для выгула собак. В 1970-х годах снесли двухэтажный дом причта XIX века. В 1977 году началась реставрация: были восстановлены главка с золотым ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и некоторые украшения восьмерика.
Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в Космодамианском храме возобновились богослужения. Правда, совершались они в небольшой комнатке в нижнем ярусе колокольни, потому что здание храма продолжала занимать типография. На Пасху 1992 года, после шестидесятилетнего перерыва, в церкви Космы и Дамиана вновь совершилась Божественная литургия. Только в 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии и начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. Благодаря реставраторам во главе с В.Г. Ветошновым удалось раскрыть и восстановить росписи XIX века в центральной части храма.
Реставраторам пришлось выполнить колоссальную работу: порой приходилось удалять в одном месте до десяти красочных слоев. В ходе восстановительных работ в центральном алтаре под слоем штукатурки была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородицы. 13 ноября 1997 года в Космодамианскую церковь возвратили храмовую икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, которая в течение долгого времени хранилась в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1998 году возле Космодамианского храма, наконец, возвели звонницу. Новые колокола отлили на заводе ЗИЛ и установили как раз накануне Пасхи.
Почти незаметная с многолюдной Тверской улицы, церковь Космы и Дамиана в Шубине, несомненно, достойна внимания каждого, кто прогуливается в районе Тверской площади. Незатейливый восьмерик на четверике обладает рядом характерных черт. Углы объемов храма выделены лопатками, грани восьмерика украшены широкими прямоугольными арочными нишами. Окна четверика обрамлены наличниками с разорванными фронтонами в духе московского барокко. В северном портале церкви сохранились кованые железные двери, относящиеся, по мнению исследователей, к первой четверти XVIII века – времени строительства храма.
К востоку от южного портала в наружной стене уцелела белокаменная надгробная закладная доска в виде барочного картуша. Нижняя белокаменная часть ограды, появившейся в XVIII веке, служила подпорной стенкой церковного холма. Разновременные элементы Космодамианской церкви на удивление гармонично сочетаются друг с другом. В 2105 году у этого самобытного московского храма, наконец, вновь появилась настоящая колокольня, и он вновь обрел свой голос. Сегодня при церкви Космы и Дамиана в Шубине действуют приходская воскресная школа, молодежный православный семинар и семинар библейского общества.
Наставники
Петр Ильин, который известен, как епископ Иларий, служил здесь с 14 года XX столетия и до очередного приостановления деятельности моленной. В то время старостой был Илья Комов. Чтение молитв продолжилось в 1991 году, настоятелем выбрали Александра Борисова, позже его в 2000 году возвели в сан протоиерея.
Последующие 4 года службы и литургии проводил Лапшин Владимир. На сегодняшний день он настоятель в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Одновременно, с 1993 года, литургию проводил Георгий Чистяков. Он скончался в 2007. Каждый, кто являлся настоятелем в храме, окончил Духовную семинарию в Москве или Смоленске.
Настоятели и служители | Сан | Годы службы | Полезная информация |
Петр Ильин | отец | С 1914 г – до закрытия храма в 1929 г | Имел сан архиепископа Чувашии и Чебоксар. |
Александр Борисов | протоиерей | С 1991 г | Закончил пединститут имени Ленина, кандидат биологических наук, кандидат богословия |
Георгий Чистяков | священник | С 1992 г | Некоторое время проводил службы в моленной Покрова Пресвятой Богородицы при отделении детской больницы. Кандидат исторических наук, окончил МГУ. |
Александр Кузин | протоиерей | С 15.02.2000 г | Закончил авиационный институт Москвы. |
Иоанн Власов | протоиерей | — | Окончил Духовную Семинарию. |
Петр Коломейцев | священник | С 1.02.2012 | Получил диплом столичного архитектурного института. |
Иоанн | иеромонах | С 2014 | Уроженец Италии, закончил ВУЗ в Женеве, итальянский университет лингвистического направления, Международный институт во Флоренции, общецерковную аспирантуру и докторантуру имени Кирилла и Мифодия. |
Сергий Булычев | диакон | — | Духовная Семинария |
Александр Константинов | диакон | — | Духовная Семинария Смоленска |
Расписание служб, режим работы
Каждый день в церкви проводят вечерние («вечерня», «пастырская беседа» в 6 вечера) и утренние («утреня» в 8:30) службы. Исключением являются первые два дня недели. В воскресное утро можно попасть на две Литургии (7 и 10 утра), а в субботний вечер – на Всенощное Бдение.
Также в этот же день в 11 по полудню проводятся Водосвятные молебны. На исповедь настоятель ждет всех желающих в пятницу в 18.00. Панихиды проводятся ежедневно после службы. Тем, кто хочет поучаствовать в Акафисте Дамиану и Косьме, необходимо запланировать поездку в воскресенье, чтобы успеть к 6 вечера.
Расписание храма Косьмы и Димиана в Шубине
В храме проводятся ежедневные утренние, Литургийные и вечерние службы кроме понедельника и вторника. В субботу вечером здесь совершают Всенощное Бдение, а воскресенье утром происходит сразу две Литургии.
В пятницу вечером проводят исповедь в 18:00. Панахиды служат ежедневно после каждой службы. А вот Акафист Косьме и Дамиану читают только по воскресеньям в вечернее время с 18:00-18:30 вечера.
Господь всегда с Вами!
Правила посещения храма
Церковь открывает свои двери верующим, вне зависимости от летнего или зимнего времени, с 8 или 10 утра до 8 вечера. Рядом предлагает широкий выбор соответствующей специальной литературы книжный киоск, где можно приобрести всю необходимую атрибутику. При храме можно посетить занятия по подготовке к воцерковлению и крещению.
Храм Косьмы и Дамиана в Шубине – это святое место, посещение которого предполагает соблюдение негласных правил, которые нельзя нарушать.
Общие нормы поведения включают в себя запрет на распитие спиртного, курение, громкие разговоры. Алтарь размещен на небольшой платформе, что именуется «солея». На амвон, и его, так называемую центральную часть, и на саму солею без разрешения священника ступать неприемлемо.
Что надевать и как вести себя в церкви, можно узнать из этого видео:
Перед тем, как вступить на божью территорию, верующий должен перекреститься и поклониться, затем, пройдя за двери, сделать это снова, скрестив вместе 3 пальца правой руки, последовательно прикоснувшись ими ко лбу, животу, плечу правому и левому.
Рекомендуется при посещении церкви соблюдать пунктуальность: приходить заранее намеченного богослужения, чтобы успеть купить свечи, а также оставить пожертвования. В случае, если на службу получилось попасть во время ее проведения, не стоит шуметь и мешать молиться другим, а тихо присоединиться к молебне.
Молитву произносят только стоя, садиться разрешается прихожанам больным или сильно утомленным. В случае, если решено посетить храм с ребенком, необходимо следить за тем, чтобы он не кричал и не бегал, если он заплакал, матери следует вывести его на улицу, чтобы не мешать другим.
Телефоны следует выключать или ставить на беззвучный режим.
Соответствующая одежда – важный компонент посещения храма. Закрыть рекомендуется большую часть тела, исключать вещи спортивного назначения, недлинные юбки и шорты, рубашки с короткими рукавами. Женщинам необходимо прикрыть голову, а также отказаться от косметики.
При встрече наставников, следует произносить: «Батюшка благословите!». Во время благословления, после скрещивания ладоней, целуют батюшке правую руку.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Приход храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине известен с 1625 года. Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1857 году. Архитектор неизвестен. Престолы: главный – Благовещения Пресвятой Богородицы, приделы – Воскресения Словущего и святых бессребреников Космы и Дамиана. Освящение престолов было совершено только иерейским чином в 1991, 1992 и 1995 гг. В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году. В 1991 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в храме Божественные литургии в дни престольных праздников 14 ноября 2001 и 2006 года. |
СВЯТЫНИ ХРАМА
Храмовая икона святых бессребреников Космы и Дамиана, икона блаженной Матроны Московской с мощами.
БОГОСЛУЖЕНИЕ
По средам, четвергам, пятницам и субботам — утреня и Литургия в 8.30 час., по воскресеньям — две Литургии в 7 и в 10 час. (от Троицы до Преображения по воскресеньям служится одна Литургия в 10 ч.), накануне — всенощное бдение в 18 час., в воскресенье в 18 час. — вечерня с акафистом и пастырской беседой.
Богослужение (летнее расписание): Храм открыт ежедневно с 8 (10) до 20 час., работает книжный киоск. При храме проводятся занятия по подготовке к крещению и воцерковлению.
Богослужение (зимнее расписание): Храм открыт ежедневно с 8 (10) до 20 час., работает книжный киоск. При храме проводятся занятия по подготовке к крещению и воцерковлению.
Богослужение (Великий пост): По средам и пятницам, а также в дни, предусмотренные православным календарем – Литургия Преждеосвященных Даров в 8-30. В понедельник или во вторник 3-ей, 4-й и 6-й седмиц совершается соборование. На Страстной неделе проводятся ежедневные богослужения. На Пасху совершается три Божественных Литургии: в 0.ч., в 7 ч. и в 10 ч
ДУХОВЕНСТВО
Протоиерей Александр Ильич БОРИСОВ, настоятель. Родился 13 октября 1939 года. Образование: Московский Государственный Педагогический Институт (МГПИ им. Ленина), Московская Духовная Академия, кандидат богословия. В 1991 году назначен настоятелем храма. |
Протоиерей Александр Иосифович КУЗИН. Родился 29 августа 1946 года. Образование: Московский Авиационно-Технологический Институт, Московская Духовная Семинария. |
Протоиерей Иоанн (Иван) Викторович ВЛАСОВ. Родился 26 июня 1966 года. Образование: Московская Духовная Семинария. |
Иеромонах ИОАНН (Гуайта), штатный клирик прихода храма. Родился 26 ноября 1962 года. Образование: Университет города Женевы, Богословский Институт города Флоренция. 28 марта 2010 года рукоположен в сан диакона. 11 сентября 2010 года рукоположен в сан пресвитера. 31 октября 2010 года пострижен в монашество. |
Священник Петр Леонидович КОЛОМЕЙЦЕВ. Родился 18 июня 1959 года. Образование: Московский Архитектурный институт, Московская Духовная Семинария. |
Диакон Сергий Михайлович БУЛЫЧЕВ. Родился 14 мая 1959 года. Образование: Всесоюзный заочный институт текстильной и легкой промышленности, Смоленская Духовная семинария. |
Диакон Александр Викторович КОНСТАНТИНОВ. Родился 12 мая 1977 года. Образование: Московский Государственный Агроинженерный университет им. В.П. Горячкина, Смоленская Духовная семинария. |
СХЕМА ПРОЕЗДА
При храме действуют приходская воскресная школа, подростковый клуб, молодежный православный семинар, православный семинар для взрослых, группы психологической поддержки. Оказывается помощь лицам страдающим алкоголизмом и наркотической зависимостью. Ежегодно с конца сентября до конца мая по четвергам в 18-30 проводится Катехизация, т.е. занятия для всех желающих принять таинство Святого Крещения, а также для тех, кто принял ранее Святое Крещение и желает воцерковиться
Как проехать общественным транспортом: м. «Охотный Ряд», «Театральная», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская». Далее пешком до Тверской площади.
Как проехать на машине: храм находится в пешеходной зоне. Спецтранспорт может заезжать с Тверской улицы, поворот за д. 6 (перед книжным магазином «Москва»). Парковка машин в пешеходной зоне не предусмотрена и возможна только на платных парковках близлежащих улиц.
Престольные праздники
В церкви принято проводить приходские встречи в честь грядущих православных праздников. В январе – в честь Рождества Христова, в марте – в честь Великого Поста, а в мае планируется весенняя выездная конференция. Занятия по Катехизации (получение знаний об основах христианской веры) проводятся с октября в 18.30 по четвергам, в формате лекционных встреч и групповых занятий.
На такие мероприятия приглашаются все, кто хочет в будущем принять Таинство Крещения, а также те, кто уже крещен, но душой не проникся верой. Курс лекций помогает осознать свою духовную цель и предопределение христианского человека. Обучающий материал предоставляет протоиерей Александр, а групповые занятия проходят под руководством прихожан.
Такие встречи проводятся абсолютно бесплатно.
Интересные факты про храм
Примечательно, что прихожанами храма являлись знаменитые представители:
- княжеского рода Урусовы ногайского происхождения;
- болховского княжества Солнцево-Засекины;
- происходящих от князей Черниговских – рода Одоевских;
- ветви Рюрика и князей Голибесовских — Гагарины.
Нередкими гостями были представители дворянского рода:
- Тютчевы – потомки из Угличско-Мышкинского Верхневолжья;
- Дохтуровы – потомки героя Бородинской битвы;
- Чертковы из Ярославской и Владимирской губерний;
- Кожины – поколение вышедшего из королевства Шведского «мужа честна» Юрия Бахты-Франца;
- относившиеся к разным сословиям, Мещеряковы.
В начале прошлого века здесь играл свою музыку композитор Павел Чесноков. В 16 году 20 века проводили панихиду по знаменитому художнику Сурикова Василия.
Информация для паломников
Приход не занимается организацией паломнических поездок, но на своем сайте периодически публикует объявления о планируемых выездах.
Например:
- в Германию;
- Израиль;
- Португалию;
- Алтай;
- Грузию;
- Марокко;
- Великобританию;
- Италию.
Каждая паломническая поездка включает увлекательную программу посещения святых мест, исторически-культурного наследия, памятников архитектуры. Храм, возведенный и названный в честь святых Косьмы и Дамиана, старается помочь каждому, кто нуждается в психологической и духовной поддержке.
Чтобы помолиться, принять крещение или вживую прикоснуться к святому месту, необходимо ехать в Шубино, что находится в центре Москвы. Также с историей и жизнью храма в режиме онлайн можно ознакомиться в социальных сетях «Интаграмм» и «Фейсбук», где представители церкви публикуют расписание предстоящих приходских встреч.
Оформление статьи: Е.Чайкина
Психолог Петр Дмитриевский
Подростковый лагерь храма свв. Космы и Дамиана в Шубине (Москва)
В этом лагере я являюсь директором. Вместе с командой единомышленников мы проводим лагерь уже 16 лет. Ниже привожу описание целей и задач проекта.
1) Мы уделяем внимание физической и психологической безопасности.
Дети большинство времени находятся под присмотром. С одной стороны, это потому, что программа достаточно насыщенная. С другой стороны, и в свободное время кто-то из вожатых тоже присматривает, все ли в порядке. Кто-то общается с ребятами, кто-то играет с ними. После дождя ведущие смотрят, все ли переоделись. В случае похолодания мы смотрим, все ли адекватно одеты.
О психологической безопасности заботится команда, в которой много психологов и педагогов. Программа придумана с учетом возраста участников. Например, с вечерних мероприятий ребята помладше (11-12 летние) уходят спать раньше. Мы не «грузим» долго серьезной информацией и не затягиваем «буйство».
2) А вот наши представления о полезности. Родитель вправе заранее их узнать.
Психологическая безопасность предполагает, что детям не будут прививать идеи и ценности, которые им будут мешать в жизни. Тут нам важно согласовать позиции с родителями — ведь то, что одному взрослому кажется полезным, другой может счесть вредным. Вот почему мы описываем здесь, какое мировоззрение стоит за программой.
Мы представляем, что подросток: (а) стремится к тому, чтобы жить интересной, счастливой жизнью (в христианской терминологии: «радоваться»
) и (б) нуждается в навыках совладания с болью и кризисами (в христианской терминологии:
«находить утешение в скорбях»
).
Мы полагаем, что ключом к радости и утешению является развитие у подростка трех навыков: 1) Навык осознавания себя, своих переживаний, потребностей и мотивов (что соотносится с понятиями «бодрствования»
и
«наблюдения за собой»
в Библии). 2) Навык выстраивания искренних и взаимообогащающих отношений с людьми (
«любовь»
в христианской терминологии). 3) Навык взаимодействия с Иисусом Христом в молитве, в соприкосновении со Словом и в таинствах, навык
«хождения пред Богом»
.
Эта мировоззрение транслируется в ходе программы, включающей в себя: — самораскрытие ведущих, — упражнения и игры в малых группах с постоянным составом, — совместное обсуждение текстов Евангелия, молитвенные встречи, ответы священника на анонимные вопросы, — яркие, запоминающиеся развлекательные мероприятия, дающие подросткам опыт получения радостных эмоций без привлечения алкоголя и наркотиков, — организацию площадок для проявления подростками активности, пробования себя, — организацию дискуссионных площадок по актуальным для данного возраста темам, — спорт, творческие кружки, купание, кино, танцы.
3) В лагере интересная, разнообразная программа.
Про это мы немного написали выше, когда описывали программу. В программе чередуются веселые мероприятия со спокойными, «медитативными». Каждый день проводятся спортивные мероприятия, творческие кружки. В хорошую погоду мы ходим купаться. Иногда смотрим доброе кино. Традиционно в лагере проходит большая игра типа «Зарницы» и карнавал, где мы воспроизводим какую-либо эпоху или атмосферу какой-то книги.
Религиозные мероприятия
предлагаются подросткам с учетом их особенностей восприятия. На утренней молитве, помимо каноничных молитв мы поем христианские песни под гитару. Часто это — переложенные музыкантами на современные спокойные мелодии Псалмы. В песенник также включены песни разных групп (Аквариум, Машина Времени, ДДТ), в которых, не напрямую религиозными словами, но поется о вечном и серьезном. Обсуждение отрывка из Евангелие означает, что ведущие будут задавать подросткам вопросы, относящиеся к Евангельскому тексту: какие слова неясны, с чем они согласны, а с чем — нет, что мог хотеть сказать людям Бог через эти слова, бывали ли они в похожих ситуациях. Иными словами, подростки имеют возможность откликнуться на священный текст. Говорить подростки будут по желанию. Задача таких групп — ближе познакомиться друг с другом через разговор о Писании, душевно откликнуться на священный текст и вместе разобраться, что хотел сказать людям Иисус из Назарета. Размышления подростков (в том числе из нецерковных семей) часто чрезвычайно обогащают взрослых, участвующих в дискуссии. В лагере будет организована встреча со священником, который будет отвечать на анонимные записки. Те священники, которые к нам приезжают, относятся к ребятам с симпатией и уважением, отвечают неформально и тоже с учетом возраста и контекста подростков. В целом, наша задача — предложить подросткам христианские практики и способы взгляда на происходящие в жизни события, которые бы помогли им жить полной, радостной жизнью и находить утешение в трудностях.
Наш опыт показывает, что программа лагеря с интересом воспринимается и воцерковленными ребятами и обычными «общечеловеческими» подростками, специально не интересующимися религией.
Страница Приходского лагеря.