Храм Косьмы и Дамиана в Шубине. Расписание богослужений, история, фото


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Сегодня существует достаточно большое количество православных храмов. Одним из самых известных считается храм Косьмы и Диамиана в Шубине. Он находится в России в городе Москва. Ежегодно к этому храму съезжается много туристов и паломников. Ведь это один из старых храмов, который существует на сегодня.

Адрес храма Косьмы и Дамиана в Шубине

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине принадлежит благочинию Иверскому, является частью епархии христианской веры города Москвы. Местоположение святого места: Шубино, Столешников переулок, д.2. Здесь работает и воскресная школа, и подростковый кружок по интересам, проводятся семинары для молодежи и более взрослого поколения.

также действуют группы поддержки, где можно получить многостороннюю помощь в борьбе с зависимостью от наркотиков и алкоголем.

Возвращение в лоно Церкви и современное состояние

Начатая в конце 70-х годов 20 столетия реставрация внутренней отделки церкви святых бессребреников Космы и Дамиана была завершена в 1991 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил богослужение в обновленном храме, который возглавил отец Александр (Борисов).

Интересно! 14 июля православный мир отмечает день памяти святых Космы и Дамиана. В этот день в 1991 году совершается молебен с освящением воды и крестным ходом при участии благочинного протоиерея Владимира Дивакова, священника Александра и представителей духовенства соседних церквей.

Первая торжественная Литургия была отслужена 19 декабря 1991 года в честь Николая Угодника в небольшой комнатушке, в это время в храме продолжала свою работу типография.

В конце осени 1992 года типография переезжает в другое место, Северный придел освящается заново и начинается постепенное оживление церковной жизни.

Бригадой реставраторов начинается интенсивное восстановление стен, очистка их от краски, свет увидели древние росписи:

  • Поклонение кресту;
  • Вход в Иерусалим;
  • Снятие с Креста.

Были восстановлены картины с изображением святителей и митрополитов, а также обнаружен чудотворный образ «Благовещения», Валентин Коновалов возглавил группу художников по созданию нового иконостаса.

Патриарх Московский Алексий Второй благословил возвращение в Церковь иконы святителей Космы и Дамиана, которая с 1929 года хранилась в церкви Воскресения Словущего.

В 1998 году на Пасху с новой звонницы «запели» колокола, а 14 ноября 2000 года в храме Космы и Дамиана звучала Божественная Литургия, которую совершил Патриарх Алексий Второй.


Богослужение в столичном храме святых Космы и Дамиана в Шубине

Во время богослужения состоялось возведение в сан протоиерея отца Александра и освящение святого образа, хранящего мощи блаженной Матронушки Московской.

Как добраться на машине

Каждый год, с первого месяца осени и по май, раз в неделю, организовывается Катехизация, в процессе чего, каждый желающий может посвятить себя таинству Крещения. Время процедуры: 18.30. Если человек ранее уже был крещен, то можно воцерковиться, пройдя процедуру вновь.

Многие стараются добраться на личном транспорте, но не учитывают факт, что храм расположен в зоне, закрытой для автомобилей.

Только транспорт специального назначения имеет право заезжать со стороны Тверской улицы (поворачивать необходимо за 6-ым домом, перед книжным магазином «Москва»). На тротуаре нельзя парковаться, но имеются частные стоянки на ближайших, от этого места, улицах, где есть возможность оставить свой автомобиль, и пешком добраться до храма.

Как доехать на общественном транспорте

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине – популярное место среди верующих. Каждый желающий может посетить православное место, воспользовавшись общественным транспортом: автобусы под номерами 10 и 901 довезут до остановки «Тверская площадь», что расположена вблизи храма.

Этот вариант наиболее удобный, в сравнении с проделанной дорогой на машине, учитывая запрет на парковку автотранспорта и невозможность заезда на территорию церкви. Центральное месторасположение церковного сооружения позволяет добраться до него по средствам метрополитена.

Отправные пунктыНаправление
  1. «Тверская».
  2. «Пушкинская».
  3. «Чеховская».
необходимо следовать к центру по Большой Димитровке или по Тверской
  1. «Театральная».
  2. «Охотный ряд».
рекомендуется пешком идти аналогичным путем, вдоль выше упомянутых улиц, только в обратную сторону.

Святыни

В храме, основанном еще в 14 веке, не сохранилось древних ценностей. Основными святынями являются святые образа:

  • бессребреников Космы и Дамиана;
  • икона блаженной Матроны.


Храмовая икона святых Косьмы и Дамиана в Шубинской церкви

Около них всегда можно встретить людей, молящихся о своих проблемах.

История храма

По приданию, на Руси «шубниками» называли территорию, где жили скорняки, которые занимались торговлей мехами и шубами. По другому историческому объяснению: на данной земле в 14 столетии жил боярин Иакинф Шуба, который поставил свою подпись на документе, подготовленным государем Дмитрием Донским.

Начиная с 18 столетия, улица, протяженностью от Тверской площади до Большой Дмитровки, носила название «Шубная», а позже стала «Космодамиановской», во имя близко расположенного места для верующих. Храм в Шубине отметился на страницах «Софийского временника» в 14 веке.

В издании упоминалось, что Иакинф Шуба решил возвести место, где верующие смогут молиться, первоначально оно было наречено его же именем, а позже – в честь Косьмы и Дамиана. Документы 1625 года из духовного архива подтверждают наличие храма из дерева придела Николая Чудотворца.

В 1626 году произошло возгорание, которое уничтожило здание полностью.

На территории, где ранее существовала церковь, стали возводить новое сооружение, посвященное Благовещению Пресвятой Богородицы. Престол Дамиана и Косьмы ранее размещался в обеденной, но после 58 года 19 столетия был перенесен в центральную комнату.

Нельзя точно указать год и месяц окончания строительных работ, где основным материалом стал камень, но кладка показывает, что не ранее середины 17 века. Об этом и свидетельствует найденный кирпич орленого типа. В книге Описной, где располагается информация о церквях Белого города, имеется запись, где описан каменный храм, «мерою 19 сажень в длину и столько же поперечь».

Капитальный ремонт сооружения потребовался уже в первое десятилетие 18 столетия, но работы, спустя 11 лет были приостановлены: вышло распоряжение, который запрещал каменные строительные работы в столице Руси. Только в 1722 году ремонт был продолжен после выхода соответствующего постановления о завершении реставрации.

В 1773 году здание снова было охвачено огнем, разрушительные последствия которого устранили лишь в 1785 году.

В 1812 году возле церкви был произведен расстрел тех, кто был обвинен в «поджигании Москвы», но само здание пламя огня не тронуло. Южный предел Святых Дамиана и Косьмы и новая колокольня северо-западной части здания возвели в конце 50-х годов 19 века.

В начале прошлого столетия многие иконы, в силу обстоятельств, забрали из хранилища, а в конце 20-х годов 20 века здание закрыли для верующих. В непростой период здание служило библиотечным архивом заграничных иноязычных книг, немного позже здесь разместилась книгопечатня управления Минкультуры Советского Союза.

Начало 30-х годов отметилось разрушением звонницы до второго уровня, а также сооружением пристройки в виде жилого дома с трактиром «Арагви». К началу 60-х годов появилось предложение окончательно снести здание и поставить на его месте многоквартирный дом.

Исторически эта задумка не была реализована, в конце 70-х годов провели восстановительные работы, и внешний вид церковного сооружения преобразился. Специалист художественно-прикладного искусства сделал стекломозаику святых покровителей.

Реставрацией занимаются в святом месте до сегодняшнего дня.

Немного истории

Согласно историческим фактам, первый храм в честь Косьмы и Диамиана была построена в 1368 году. Его основал Дмитрий Донский. Существующее ж здание было построено в 1722 году. Но с того времени оно еще не раз реставрировалось и перестраивалось.

Одно время храм был очень популярен среди знатного населения. Его прихожанином был даже князь Гагарин, Тютчевы, Дохтуровы и многие другие представители элиты. В этом храме отпевали великого художника В.Сурикова. Но по не понятным причинам храм был закрыт в 1929 году и в его помещении разместили библиотеку иностранной литературы. Но в конце 70-х годов в здании начали проводить реставрационные работы по восстановлению самого храма и с 1991 года он начал был восстановлен и начал снова принимать прихожан.

Лучшая статья для Вас, переходите: Соборы и храмы Санкт-Петербурга

Также необходимо отметить, что при храме работает психологическая служба, группа молитвенного пения. Эта служба проводит заседания анонимных алкоголиков. В храме находится икона Косьмы и Димиана к которой приходят прихожане, чтобы помолится и попросить о помощи в разных жизненных ситуациях.

Архитектор и внешняя отделка храма

Настоящий облик здания существует с 1722 года, с этого времени в храме были организованы многочисленные восстановительные работы. В 20-е годы 19 века Александр Элькинский (архитектор Комиссии зданий столицы) организовал благотворительный сбор средств во имя Воскресения Словущего, благодаря чему возвели звонницу и апсиды.

Церковная обстановка и интерьер были улучшены немного позже – в 40-е годы, благодаря купцу Борисовскому В.И., тогда же установили иконостас, состоящий из 3-х ярусов с колоннами. В 1979 году Череватая О.В. завершила тонкую работу по реконструкции внешнего вида центрального сооружения.

Одновременно А.Карнаухов сделал уникальную композицию, изображающую лики святых.

Архитектурный ансамбль храма

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине возведен с использованием элементов стиля барокко. Его отличительными чертами являются миниатюрность в убранстве, простота и отсутствие пафоса, что создает правильную атмосферу для погружения в молитву. Углы здания выделяются своеобразными лопатками, грани восьмерика –нишами в виде прямоугольных.


Храм Косьмы и Дамиана в Шубине возведен с использованием элементов стиля барокко

Окна украшены пластинами с поврежденными окончаниями, что на передней части стены.

В современности внешняя фактура храма была доработана до желаемого результата, а также вновь поставлена звонница. Новая жизнь внешнего убранства святого места началась в 1992 году, после регистрации общины православной веры. В 93 году прошлого столетия сооружение передали в пользование церкви, а первую литургию отслужили уже через год.

Перекрытия второго уровня были разобраны спустя 2 года, после чего, возведена звонница еще через 3 года, а вскоре, к Пасхе, установили новые колокола. К 2005 храм был расписан художниками полностью. Реставраторы вложили много труда и времени в реставрацию уникальной росписи центральной части моленной.

В процессе, была выявлена под краской икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

Социальные служения

Церковь святых бессребреников Космы и Дамиана стала поистине всенародной, ее двери открыты для каждого, желающего приобщиться к православной вере.

При храме работают:

  • группы по чтению святого писания;
  • клуб для общения молодежи;
  • клуб милосердия, который собирает и раздает одежду для всех нуждающихся;
  • воскресная школа;
  • подростковый клуб.

На пастырские беседы приходят прихожане семьями. Перед принятием Крещения взрослыми с ними проводятся занятия с ознакомлением основ Катехизации. Служение в Детской клинической больнице было начато отцом Менем, продолжено отцом Чистяковым и группой церковной молодежи.

С 2007 года возведены новые здания трапезной и других зданий для социального служения.

На заметку! Церковное служение несут психологи и люди из трудовой общины «Ной», помогающие тем, кому негде жить, или тем, кто потерял себя в этом мире, зависимым и осужденным.

Святыни и мощи храма

В 1997 году сюда привезли икону бессребреников Ассийских, что долгое время находилась в соборе Воскресения, стоящем в Брюсовом переулке. Другой важной реликвией, к которой стараются прикоснуться верующие – икона святой Матроны Московской. Там же находится частичка ее мощей.

Из дорогих храму вещей здесь хранятся кованые железные двери 18 века, которые напоминают о сложном периоде в истории церкви, а также белокаменная надгробная доска, выполненная в виде барочного картуша (она использовалась в качестве подпорки церковного холма).

Церковь Космы и Дамиана в Шубине


Свое название Столешников переулок получил оттого, что в XVI–XVII веках здесь жили столешники – ткачи, производившие скатерти для царского двора. П.В Сытин о. В Столешниковом переулке жил В.А. Гиляровский, который говорил, что в нем, «как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города». У В.В. Маяковского есть замечательные строчки:

Люблю Кузнецкий (простите грешного!), потом Петровку, потом Столешников; по ним в году раз сто или двести я хожу из «Известий» и в «Известия».

По одной из версий, название местности Шубино дали «шубники» – скорняки, торговавшие шубами и мехами. Об этом пишет И.К Кондратьев в «Седой старине Москвы». По другой, более обоснованной версии, здесь в XIV веке находился двор боярина Иакинфа Шубы – сподвижника Дмитрия Донского. В 1368 году литовский князь Ольгерд пошел войной на Московское княжество. Об этом упоминает Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского»: «Изумленный великий князь отправил гонцов для собрания войска и, желая остановить стремление неприятеля, велел боярину, Димитрию Минину, идти вперед с одними полками московскими, коломенскими и дмитровскими.

Вторым начальником был воевода князя Владимира Андреевича, именем Иакинф Шуба. Уже Ольгерд, как лев, свирепствовал в Российских владениях: не уступая монголам в жестокости, хватал безоружных в плен, жег города. Многие наши князья, бояре легли на месте, и полки московские были истреблены совершенно. Три дня Ольгерд стоял под стенами Кремля, грабил церкви, монастыри, не приступая к городу». Иакинф Шуба героически погиб в крупном сражении близ Тростенского озера. Известный историк И.М. Снегирев связывал название местности Шубино с гонцом Шубиным-Грязновым, который, возможно, являлся потомком Иакинфа Шубы.

Святые Косма и Дамиан были родными братьями, жившими в III веке в Асии. Асией (или Азией) римляне называли юго-западную часть нынешнего полуострова Малая Азия. С течением времени наименование Азия стали прилагать ко всему полуострову и, наконец, ко всей части света, лежащей на востоке от Европы. В житии Космы и Дамиана, написанном Димитрием Ростовским, говорится: «Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами. Они получили от Бога дар исцелений и подавали здравие душам и телам, врачуя всякие болезни, исцеляя всякий недуг и всякую язву среди людей и изгоняя злых духов».

Даже после кончины святые Косма и Дамиан продолжали совершать чудеса. Братьев похоронили в одной гробнице, к которой приходило огромное число больных, получавших исцеление. Уже в IV–V веках их стали почитать как покровителей врачей и аптекарей, а позже – всех нищих. К Косме и Дамиану обращались за помощью во время эпидемий и лечения язвенных и других заболеваний. На Руси святые братья-врачеватели были покровителями святости и нерасторжимости истинного христианского брака, устроителями счастливого супружества. В народе их считали «рукомесленниками», кузнецами-бессребрениками или Божьими кузнецами.

У кузнечных мастеров в день памяти святых был профессиональный праздник, в который они никогда не работали. В иконографии святых отражалась их причастность к врачебному мастерству: их изображали держащими в руках коробочки для хранения лекарственных средств. Е.Л Мадлевская в энциклопедии «Русская мифология» отмечает: «Коему и Демьяна почитали как покровителей лекарей и знахарей и обращались к ним с просьбами и молитвамиоб исцелении людей или животных. Имена святых нередко встречаются в заговорных текстах, направленных на избавление от кровотечений, грыжи, трясовицы (лихорадки) и других недугов.

Вот как, например, выглядит обращение в тобольском заговоре от зубной боли, где святые братья превращаются в единый персонаж: «Батюшка Козьма Демьян лежит в пещере, его белые зубы не болят, и у меня раба Божия (имярек) не боли». На Руси к братьям-бессребреникам относились с особым трепетом, любовью и благоговением. Их воспринимали как кузнецов, которые выковывают свадебные венцы и сами свадьбы, причем благополучиебрака зависело от качества работы святых кузнецов. Перед свадьбой невеста обращалась к Косме и Дамиану в свадебной песне:

Матушка, Кузьма-Демьян! Скуй нам свадьбу Крепко-накрепко, До седой головушки, До долгой бородушки! Кузьма-Демьян По сеням ходила, Гвозди собирала, Свадьбу ковала!

Первое упоминание о церкви в местности Шубино находим в Софийском временнике под 1368 годом. В нем говорится, что воевода Дмитрия Донского «Иакинф Шуба имел двор около Тверской, основал церковь своего имени Иакинфа, в ней затем явился второй Космодамианский придел». Древнейшим названием церкви было «Космы и Дамиана на Ржищах». Когда-то на этом месте находились широкие ржаные нивы, возле которых происходили народные гуляния. В документах XVIII века встречается и другое название – «Космы и Дамиана, что за Гагариным двором», потому что на Тверской улице с XVII века находилась усадьба знатных князей Гагариных.

В архивных документах Космодомианская церковь впервые упоминается в 1625 году. Тогда храм был деревянным и имел приделы святителя Николая и священномученика Поликарпа. В 1626 году в Москве случился сильный пожар. Вместо сгоревшей во время пожара деревянной церкви решили возвести каменную. Судя по всему, строительство храма затянулось, так как обнаруженный реставраторами орленый кирпич в кладке здания обычно датируется серединой XVII века. Главный престол нововыстроенного храма освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако в народе церковь по-прежнему называли Космодамианской.

В 1703 году началась капитальная перестройка сильно обветшавшего храма. Приход церкви Космы и Дамиана в Шубине был беден, поэтому восстановительные работы затянулись на десять лет. А указ 1714 года о запрете каменного строительства во всей России, кроме Петербурга, прервал строительство на неопределенный срок. Только через восемь лет восстановление храма продолжилось: «1722 года октября 6-го дня запечатан указ о строении церкви по челобитью церкви Космы и Дамиана, что в Шубине, попа Дмитрия Иванова с прихожаны, велено им недостроенную тоя каменную Космодемьянскую церковь противу указу достроить».

Каким образом священнику удалось получить разрешение на возобновление строительства храма «противу указу», остается загадкой для исследователей. Церковь Космы и Дамиана приобрела облик, характерный для первой четверти XVIII века, но сохранила плановую композицию и части кладки храма, заложенного в 1626 году. Над четвериком был возведен широкий восьмерик, завершенный сводом с главкой на ажурной белокаменной подставке из волют. В результате затянувшегося более чем на двадцать лет строительства Космодемьянская церковь вобрала в себя особенности архитектуры конца XVII – начала XVIII века.

Фигурные наличники на окнах четверика и арочные волюты, приставленные к шейке главы, – такое сочетание можно встретить лишь на разновременных частях одного храма. В это же время была построена двухъярусная колокольня (также восьмерик на четверике), завершенная изящным шпилем. В XVIII веке частым топонимическим уточнением в названии Космодамианской церкви было «за Золотой решеткой». Исследователи точно не знают, где находилась эта решетка. Может быть, она закрывала красивое высокое крыльцо, ведшее в храм Космы и Дамиана в Шубине с переулка. В 1773 году церковь ремонтировалась после очередного пожара.

Во время нашествия на Москву французов в 1812 году произошло настоящее чудо: храм Космы и Дамиана в Шубине уцелел в страшном московском пожаре и даже не был разграблен неприятелем, хотя все соседние строения сильно пострадали. В сентябре 1812 года у стен церкви были расстреляны «зажигальщики Москвы» – случайно схваченные на улицах москвичи. По свидетельству современников, «безвинные жертвы смерть претерпели» перед изображенной снаружи на церковной стене иконой Спасителя. Согласно церковной справке 1813 года, «церковь Космы и Дамиана в хорошем состоянии, не горела, и ничем не повреждена ни по наружности, ни по внутренности».

В той же справке сообщается: «Серебряные вещи как то: три Евангелия, двои сосуды, три креста, два кадила и оклады с образов, сколько их было, соблюдены, риз шелковых материй пар по десяти и книги, потребные для священнослужения, имеются, приходских дворов не горелыми остались три, из обгорелых отстраиваются два, у священно– и церковнослужителей домов собственных нет, а живут они в отведенном казенном доме главнокомандующего». Во время послепожарной реконструкции Москвы была закрыта и разобрана церковь Воскресения Словущего на Дмитровке. Ее приход перевели в Космодамианский храм, к которому пристроили северный Воскресенский придел.

Восьмерик колокольни был окружен колоннами тосканского ордера. Рядом с церковью по линии переулка выстроили двухэтажный каменный ампирный дом причта. В «Московских церковных ведомостях» за 1889 год приводятся интересные подробности: «В 1840-42 годах храм сей усердием церковного старосты, почетного гражданина первой гильдии купца В.И Борисовского, обновлен. В настоящей церкви Благовещения устроен трехъярусный с колоннами и резьбою иконостас лучшей работы, вызолоченный с написанными вновь иконами. Храм освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом в 1842 году, весною, причем произнесено было и слово».

В 1857 году усилиями сыновей купца Борисовского вместо прежней колокольни была возведена новая. Одновременно построили южный придел, куда из трапезной перенесли Космодамианский престол. Ампирная обработка фасадов была заменена псевдовизантийской. В 1887–1897 годах на средства купца Д.Р. Вострякова, пожертвовавшего церкви более 10 тысяч рублей, расписали масляной живописью купол, стены храма и алтаря, обновили главный иконостас и устроили новый иконостас в приделе Космы и Дамиана. В 1910-х годах регентом храма был композитор П.Г. Чесноков, произведения которого входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

В 1922 году после появления декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Космодамианскую церковь разграбили. Изъяли более семи пудов серебра, один бриллиант, сорок драгоценных камней, ризу с драгоценными камнями и крест с алмазом. В 1929 году храм Космы и Дамиана закрыли. Через четыре года колокольня церкви была разрушена до второго яруса. Рядом построили жилой дом с рестораном «Арагви». В конце 1950-х годов вместо Космодамианской церкви хотели возвести многоэтажный дом. К счастью, этот проект не был осуществлен. Долгое время в здании храма находилось книгохранилище Библиотеки иностранной литературы.

В 1958 году в церкви разместилась типография хозуправления Министерства культуры. Главный инженер типографии В.А Светлов распорядился замазать фрески краской, но так, чтобы их можно было легко восстановить. Хоть Космодамианскую церковь и удалось спасти от сноса, некоторых разрушений избежать не удалось. Помещение храма приспособили под нужды типографии, к зданию сделали пристройку. У алтарей устроили площадку для выгула собак. В 1970-х годах снесли двухэтажный дом причта XIX века. В 1977 году началась реставрация: были восстановлены главка с золотым ажурным крестом, верхний ряд окон четверика и некоторые украшения восьмерика.

Летом 1991 года по благословению патриарха Алексия II в Космодамианском храме возобновились богослужения. Правда, совершались они в небольшой комнатке в нижнем ярусе колокольни, потому что здание храма продолжала занимать типография. На Пасху 1992 года, после шестидесятилетнего перерыва, в церкви Космы и Дамиана вновь совершилась Божественная литургия. Только в 1995 году были разобраны конструкции второго этажа типографии и начались работы по восстановлению внутреннего убранства храма. Благодаря реставраторам во главе с В.Г. Ветошновым удалось раскрыть и восстановить росписи XIX века в центральной части храма.

Реставраторам пришлось выполнить колоссальную работу: порой приходилось удалять в одном месте до десяти красочных слоев. В ходе восстановительных работ в центральном алтаре под слоем штукатурки была найдена икона Благовещения Пресвятой Богородицы. 13 ноября 1997 года в Космодамианскую церковь возвратили храмовую икону святых бессребреников Космы и Дамиана Ассийских, которая в течение долгого времени хранилась в церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. В 1998 году возле Космодамианского храма, наконец, возвели звонницу. Новые колокола отлили на заводе ЗИЛ и установили как раз накануне Пасхи.

Почти незаметная с многолюдной Тверской улицы, церковь Космы и Дамиана в Шубине, несомненно, достойна внимания каждого, кто прогуливается в районе Тверской площади. Незатейливый восьмерик на четверике обладает рядом характерных черт. Углы объемов храма выделены лопатками, грани восьмерика украшены широкими прямоугольными арочными нишами. Окна четверика обрамлены наличниками с разорванными фронтонами в духе московского барокко. В северном портале церкви сохранились кованые железные двери, относящиеся, по мнению исследователей, к первой четверти XVIII века – времени строительства храма.

К востоку от южного портала в наружной стене уцелела белокаменная надгробная закладная доска в виде барочного картуша. Нижняя белокаменная часть ограды, появившейся в XVIII веке, служила подпорной стенкой церковного холма. Разновременные элементы Космодамианской церкви на удивление гармонично сочетаются друг с другом. В 2105 году у этого самобытного московского храма, наконец, вновь появилась настоящая колокольня, и он вновь обрел свой голос. Сегодня при церкви Космы и Дамиана в Шубине действуют приходская воскресная школа, молодежный православный семинар и семинар библейского общества.

Наставники

Петр Ильин, который известен, как епископ Иларий, служил здесь с 14 года XX столетия и до очередного приостановления деятельности моленной. В то время старостой был Илья Комов. Чтение молитв продолжилось в 1991 году, настоятелем выбрали Александра Борисова, позже его в 2000 году возвели в сан протоиерея.

Последующие 4 года службы и литургии проводил Лапшин Владимир. На сегодняшний день он настоятель в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Одновременно, с 1993 года, литургию проводил Георгий Чистяков. Он скончался в 2007. Каждый, кто являлся настоятелем в храме, окончил Духовную семинарию в Москве или Смоленске.

Настоятели и служителиСанГоды службыПолезная информация
Петр ИльинотецС 1914 г – до закрытия храма в 1929 гИмел сан архиепископа Чувашии и Чебоксар.
Александр БорисовпротоиерейС 1991 гЗакончил пединститут имени Ленина, кандидат биологических наук, кандидат богословия
Георгий ЧистяковсвященникС 1992 гНекоторое время проводил службы в моленной Покрова Пресвятой Богородицы при отделении детской больницы. Кандидат исторических наук, окончил МГУ.
Александр КузинпротоиерейС 15.02.2000 гЗакончил авиационный институт Москвы.
Иоанн ВласовпротоиерейОкончил Духовную Семинарию.
Петр КоломейцевсвященникС 1.02.2012Получил диплом столичного архитектурного института.
ИоанниеромонахС 2014Уроженец Италии, закончил ВУЗ в Женеве, итальянский университет лингвистического направления, Международный институт во Флоренции, общецерковную аспирантуру и докторантуру имени Кирилла и Мифодия.
Сергий БулычевдиаконДуховная Семинария
Александр КонстантиновдиаконДуховная Семинария Смоленска

Расписание служб, режим работы

Каждый день в церкви проводят вечерние («вечерня», «пастырская беседа» в 6 вечера) и утренние («утреня» в 8:30) службы. Исключением являются первые два дня недели. В воскресное утро можно попасть на две Литургии (7 и 10 утра), а в субботний вечер – на Всенощное Бдение.

Также в этот же день в 11 по полудню проводятся Водосвятные молебны. На исповедь настоятель ждет всех желающих в пятницу в 18.00. Панихиды проводятся ежедневно после службы. Тем, кто хочет поучаствовать в Акафисте Дамиану и Косьме, необходимо запланировать поездку в воскресенье, чтобы успеть к 6 вечера.

Расписание храма Косьмы и Димиана в Шубине

В храме проводятся ежедневные утренние, Литургийные и вечерние службы кроме понедельника и вторника. В субботу вечером здесь совершают Всенощное Бдение, а воскресенье утром происходит сразу две Литургии.

В пятницу вечером проводят исповедь в 18:00. Панахиды служат ежедневно после каждой службы. А вот Акафист Косьме и Дамиану читают только по воскресеньям в вечернее время с 18:00-18:30 вечера.

Господь всегда с Вами!

Правила посещения храма

Церковь открывает свои двери верующим, вне зависимости от летнего или зимнего времени, с 8 или 10 утра до 8 вечера. Рядом предлагает широкий выбор соответствующей специальной литературы книжный киоск, где можно приобрести всю необходимую атрибутику. При храме можно посетить занятия по подготовке к воцерковлению и крещению.

Храм Косьмы и Дамиана в Шубине – это святое место, посещение которого предполагает соблюдение негласных правил, которые нельзя нарушать.

Общие нормы поведения включают в себя запрет на распитие спиртного, курение, громкие разговоры. Алтарь размещен на небольшой платформе, что именуется «солея». На амвон, и его, так называемую центральную часть, и на саму солею без разрешения священника ступать неприемлемо.

Что надевать и как вести себя в церкви, можно узнать из этого видео:

Перед тем, как вступить на божью территорию, верующий должен перекреститься и поклониться, затем, пройдя за двери, сделать это снова, скрестив вместе 3 пальца правой руки, последовательно прикоснувшись ими ко лбу, животу, плечу правому и левому.

Рекомендуется при посещении церкви соблюдать пунктуальность: приходить заранее намеченного богослужения, чтобы успеть купить свечи, а также оставить пожертвования. В случае, если на службу получилось попасть во время ее проведения, не стоит шуметь и мешать молиться другим, а тихо присоединиться к молебне.

Молитву произносят только стоя, садиться разрешается прихожанам больным или сильно утомленным. В случае, если решено посетить храм с ребенком, необходимо следить за тем, чтобы он не кричал и не бегал, если он заплакал, матери следует вывести его на улицу, чтобы не мешать другим.

Телефоны следует выключать или ставить на беззвучный режим.

Соответствующая одежда – важный компонент посещения храма. Закрыть рекомендуется большую часть тела, исключать вещи спортивного назначения, недлинные юбки и шорты, рубашки с короткими рукавами. Женщинам необходимо прикрыть голову, а также отказаться от косметики.

При встрече наставников, следует произносить: «Батюшка благословите!». Во время благословления, после скрещивания ладоней, целуют батюшке правую руку.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана в Шубине известен с 1625 года.
Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1857 году. Архитектор неизвестен.

Престолы: главный – Благовещения Пресвятой Богородицы, приделы – Воскресения Словущего и святых бессребреников Космы и Дамиана.

Освящение престолов было совершено только иерейским чином в 1991, 1992 и 1995 гг.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году.

В 1991 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в храме Божественные литургии в дни престольных праздников 14 ноября 2001 и 2006 года.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Храмовая икона святых бессребреников Космы и Дамиана, икона блаженной Матроны Московской с мощами.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

По средам, четвергам, пятницам и субботам — утреня и Литургия в 8.30 час., по воскресеньям — две Литургии в 7 и в 10 час. (от Троицы до Преображения по воскресеньям служится одна Литургия в 10 ч.), накануне — всенощное бдение в 18 час., в воскресенье в 18 час. — вечерня с акафистом и пастырской беседой.

Богослужение (летнее расписание): Храм открыт ежедневно с 8 (10) до 20 час., работает книжный киоск. При храме проводятся занятия по подготовке к крещению и воцерковлению.

Богослужение (зимнее расписание): Храм открыт ежедневно с 8 (10) до 20 час., работает книжный киоск. При храме проводятся занятия по подготовке к крещению и воцерковлению.

Богослужение (Великий пост): По средам и пятницам, а также в дни, предусмотренные православным календарем – Литургия Преждеосвященных Даров в 8-30. В понедельник или во вторник 3-ей, 4-й и 6-й седмиц совершается соборование. На Страстной неделе проводятся ежедневные богослужения. На Пасху совершается три Божественных Литургии: в 0.ч., в 7 ч. и в 10 ч

ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Александр Ильич БОРИСОВ, настоятель. Родился 13 октября 1939 года. Образование:
Московский Государственный Педагогический Институт (МГПИ им. Ленина), Московская Духовная Академия, кандидат богословия. В 1991 году назначен настоятелем храма.
Протоиерей Александр Иосифович КУЗИН. Родился 29 августа 1946 года. Образование:
Московский Авиационно-Технологический Институт, Московская Духовная Семинария.
Протоиерей Иоанн (Иван) Викторович ВЛАСОВ. Родился 26 июня 1966 года. Образование:
Московская Духовная Семинария.
Иеромонах ИОАНН (Гуайта), штатный клирик прихода храма. Родился 26 ноября 1962 года. Образование:
Университет города Женевы, Богословский Институт города Флоренция. 28 марта 2010 года рукоположен в сан диакона. 11 сентября 2010 года рукоположен в сан пресвитера. 31 октября 2010 года пострижен в монашество.
Священник Петр Леонидович КОЛОМЕЙЦЕВ. Родился 18 июня 1959 года. Образование:
Московский Архитектурный институт, Московская Духовная Семинария.
Диакон Сергий Михайлович БУЛЫЧЕВ. Родился 14 мая 1959 года. Образование:
Всесоюзный заочный институт текстильной и легкой промышленности, Смоленская Духовная семинария.
Диакон Александр Викторович КОНСТАНТИНОВ. Родился 12 мая 1977 года. Образование:
Московский Государственный Агроинженерный университет им. В.П. Горячкина, Смоленская Духовная семинария.

СХЕМА ПРОЕЗДА

При храме действуют приходская воскресная школа, подростковый клуб, молодежный православный семинар, православный семинар для взрослых, группы психологической поддержки. Оказывается помощь лицам страдающим алкоголизмом и наркотической зависимостью. Ежегодно с конца сентября до конца мая по четвергам в 18-30 проводится Катехизация, т.е. занятия для всех желающих принять таинство Святого Крещения, а также для тех, кто принял ранее Святое Крещение и желает воцерковиться

Как проехать общественным транспортом: м. «Охотный Ряд», «Театральная», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская». Далее пешком до Тверской площади.

Как проехать на машине: храм находится в пешеходной зоне. Спецтранспорт может заезжать с Тверской улицы, поворот за д. 6 (перед книжным магазином «Москва»). Парковка машин в пешеходной зоне не предусмотрена и возможна только на платных парковках близлежащих улиц.

Престольные праздники

В церкви принято проводить приходские встречи в честь грядущих православных праздников. В январе – в честь Рождества Христова, в марте – в честь Великого Поста, а в мае планируется весенняя выездная конференция. Занятия по Катехизации (получение знаний об основах христианской веры) проводятся с октября в 18.30 по четвергам, в формате лекционных встреч и групповых занятий.

На такие мероприятия приглашаются все, кто хочет в будущем принять Таинство Крещения, а также те, кто уже крещен, но душой не проникся верой. Курс лекций помогает осознать свою духовную цель и предопределение христианского человека. Обучающий материал предоставляет протоиерей Александр, а групповые занятия проходят под руководством прихожан.

Такие встречи проводятся абсолютно бесплатно.

Интересные факты про храм

Примечательно, что прихожанами храма являлись знаменитые представители:

  • княжеского рода Урусовы ногайского происхождения;
  • болховского княжества Солнцево-Засекины;
  • происходящих от князей Черниговских – рода Одоевских;
  • ветви Рюрика и князей Голибесовских — Гагарины.

Нередкими гостями были представители дворянского рода:

  • Тютчевы – потомки из Угличско-Мышкинского Верхневолжья;
  • Дохтуровы – потомки героя Бородинской битвы;
  • Чертковы из Ярославской и Владимирской губерний;
  • Кожины – поколение вышедшего из королевства Шведского «мужа честна» Юрия Бахты-Франца;
  • относившиеся к разным сословиям, Мещеряковы.

В начале прошлого века здесь играл свою музыку композитор Павел Чесноков. В 16 году 20 века проводили панихиду по знаменитому художнику Сурикова Василия.

Информация для паломников

Приход не занимается организацией паломнических поездок, но на своем сайте периодически публикует объявления о планируемых выездах.

Например:

  • в Германию;
  • Израиль;
  • Португалию;
  • Алтай;
  • Грузию;
  • Марокко;
  • Великобританию;
  • Италию.

Каждая паломническая поездка включает увлекательную программу посещения святых мест, исторически-культурного наследия, памятников архитектуры. Храм, возведенный и названный в честь святых Косьмы и Дамиана, старается помочь каждому, кто нуждается в психологической и духовной поддержке.

Чтобы помолиться, принять крещение или вживую прикоснуться к святому месту, необходимо ехать в Шубино, что находится в центре Москвы. Также с историей и жизнью храма в режиме онлайн можно ознакомиться в социальных сетях «Интаграмм» и «Фейсбук», где представители церкви публикуют расписание предстоящих приходских встреч.

Оформление статьи: Е.Чайкина

Психолог Петр Дмитриевский

Подростковый лагерь храма свв. Космы и Дамиана в Шубине (Москва)

В этом лагере я являюсь директором. Вместе с командой единомышленников мы проводим лагерь уже 16 лет. Ниже привожу описание целей и задач проекта.
1) Мы уделяем внимание физической и психологической безопасности.

Дети большинство времени находятся под присмотром. С одной стороны, это потому, что программа достаточно насыщенная. С другой стороны, и в свободное время кто-то из вожатых тоже присматривает, все ли в порядке. Кто-то общается с ребятами, кто-то играет с ними. После дождя ведущие смотрят, все ли переоделись. В случае похолодания мы смотрим, все ли адекватно одеты.

О психологической безопасности заботится команда, в которой много психологов и педагогов. Программа придумана с учетом возраста участников. Например, с вечерних мероприятий ребята помладше (11-12 летние) уходят спать раньше. Мы не «грузим» долго серьезной информацией и не затягиваем «буйство».

2) А вот наши представления о полезности. Родитель вправе заранее их узнать.

Психологическая безопасность предполагает, что детям не будут прививать идеи и ценности, которые им будут мешать в жизни. Тут нам важно согласовать позиции с родителями — ведь то, что одному взрослому кажется полезным, другой может счесть вредным. Вот почему мы описываем здесь, какое мировоззрение стоит за программой.

Мы представляем, что подросток: (а) стремится к тому, чтобы жить интересной, счастливой жизнью (в христианской терминологии: «радоваться»

) и (б) нуждается в навыках совладания с болью и кризисами (в христианской терминологии:
«находить утешение в скорбях»
).

Мы полагаем, что ключом к радости и утешению является развитие у подростка трех навыков: 1) Навык осознавания себя, своих переживаний, потребностей и мотивов (что соотносится с понятиями «бодрствования»

и
«наблюдения за собой»
в Библии). 2) Навык выстраивания искренних и взаимообогащающих отношений с людьми (
«любовь»
в христианской терминологии). 3) Навык взаимодействия с Иисусом Христом в молитве, в соприкосновении со Словом и в таинствах, навык
«хождения пред Богом»
.

Эта мировоззрение транслируется в ходе программы, включающей в себя: — самораскрытие ведущих, — упражнения и игры в малых группах с постоянным составом, — совместное обсуждение текстов Евангелия, молитвенные встречи, ответы священника на анонимные вопросы, — яркие, запоминающиеся развлекательные мероприятия, дающие подросткам опыт получения радостных эмоций без привлечения алкоголя и наркотиков, — организацию площадок для проявления подростками активности, пробования себя, — организацию дискуссионных площадок по актуальным для данного возраста темам, — спорт, творческие кружки, купание, кино, танцы.

3) В лагере интересная, разнообразная программа.

Про это мы немного написали выше, когда описывали программу. В программе чередуются веселые мероприятия со спокойными, «медитативными». Каждый день проводятся спортивные мероприятия, творческие кружки. В хорошую погоду мы ходим купаться. Иногда смотрим доброе кино. Традиционно в лагере проходит большая игра типа «Зарницы» и карнавал, где мы воспроизводим какую-либо эпоху или атмосферу какой-то книги.
Религиозные мероприятия
предлагаются подросткам с учетом их особенностей восприятия. На утренней молитве, помимо каноничных молитв мы поем христианские песни под гитару. Часто это — переложенные музыкантами на современные спокойные мелодии Псалмы. В песенник также включены песни разных групп (Аквариум, Машина Времени, ДДТ), в которых, не напрямую религиозными словами, но поется о вечном и серьезном. Обсуждение отрывка из Евангелие означает, что ведущие будут задавать подросткам вопросы, относящиеся к Евангельскому тексту: какие слова неясны, с чем они согласны, а с чем — нет, что мог хотеть сказать людям Бог через эти слова, бывали ли они в похожих ситуациях. Иными словами, подростки имеют возможность откликнуться на священный текст. Говорить подростки будут по желанию. Задача таких групп — ближе познакомиться друг с другом через разговор о Писании, душевно откликнуться на священный текст и вместе разобраться, что хотел сказать людям Иисус из Назарета. Размышления подростков (в том числе из нецерковных семей) часто чрезвычайно обогащают взрослых, участвующих в дискуссии. В лагере будет организована встреча со священником, который будет отвечать на анонимные записки. Те священники, которые к нам приезжают, относятся к ребятам с симпатией и уважением, отвечают неформально и тоже с учетом возраста и контекста подростков. В целом, наша задача — предложить подросткам христианские практики и способы взгляда на происходящие в жизни события, которые бы помогли им жить полной, радостной жизнью и находить утешение в трудностях.

Наш опыт показывает, что программа лагеря с интересом воспринимается и воцерковленными ребятами и обычными «общечеловеческими» подростками, специально не интересующимися религией.

Страница Приходского лагеря.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]