Пророк Давид из пророческого чина.Ок. 1654 г. 89 × 68 см. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник
Что «даёт» псалом 50 человеку, который его регулярно читает? Что значат фразы: «по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» и «избави мя от кровей»; что такое иссоп, которым молящийся просит окропить его? Всё духовно важное, любопытное и странное, содержащееся в тексте псалма, протоиерей Георгий Городенцев растолковал построчно и доходчиво.
Кто и когда написал псалом 50
Сей псалом написал пророк и псалмопевец Давид в дни, когда он уже утвердился на престоле Израильского царства. В это время те скорби, которые он имел ранее от царя Саула, отошли в прошлое. И Давид теперь уже сам царь, по-видимому, расслабился в своей духовной жизни. Поэтому, когда он однажды, взойдя на кровлю своего иерусалимского дворца, увидел купающуюся обнаженную женщину, то вместо того, чтобы отвести взгляд и изгнать из сердца блудный помысл, он отправил к ней гонца. И даже узнав, что она замужем за его же военачальником Урией, он все равно не оставил своего блудного замысла, который перерос в прелюбодеяние с Вирсавией (так звали эту женщину).
Давид и Вирсавия. Роспись ц. Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль. 1694-1695 гг.
От этого она зачала ребенка, и Давид, чтобы скрыть свой грех, вызвал в Иерусалим Урию. Который до этого, как военачальник, сражался на границах царства с иноплеменниками. Однако тот, как настоящий воин, не захотел во время войны иметь отношения с женой.
А Давиду не удалось так скрыть свое прелюбодеяние. К которому он присовокупил еще более тяжкий грех, приказав поставить вернувшегося на войну Урию в самом опасном месте, а затем отступить, оставив его одного против целой армии врагов. И так Урия героически погиб на поле боя, а столь праведный ранее Давид присовокупил к тяжкому греху прелюбодейства еще более тяжкий грех убийства!
За это его обличил, посланный Богом, пророк Нафан. Сначала приточно, рассказав о том, что в одном городе жили два человека: богатый и бедный. Первый имел множество стад овец и прочих домашних животных, а второй – лишь одну маленькую овечку, которую очень любил, и она была ему как дочь. Но когда к богачу пришел странник, то на обед он приказал заколоть не овцу из своего стада, а овечку бедняка.
Пророк Нафан обличает Давида. Парижская Псалтырь
И когда возмущённый этой несправедливостью царь воскликнул, что этот богач достоин смерти, Нафан сказал ему:
«Ты – тот человек».
И произнес перед ним страшное пророчество от Господа:
«Вот что говорит Господь, Бог Израиля: «Я помазал тебя царем над Израилем и избавил тебя от руки Саула. Я отдал тебе дом твоего господина и жен твоего господина отдал в твои объятия. Я отдал тебе дом Израиля и Иуды. И если бы всего этого было слишком мало, Я дал бы тебе еще больше. Почему ты пренебрег словом Господа, сделав зло в Его глазах? Ты поразил хетта Урию мечом и взял его жену себе в жены. Ты убил его мечом аммонитян. Поэтому меч никогда не отступит от твоего дома, так как ты пренебрег Мной и взял себе в жены жену хетта Урии»
(2 Цар.12: 7-10).
Псалом Давида № 50
Псалом 50 — текст с ударением и переводом Как был написан 50 псалом Объяснение и краткое толкование псалма
50 ПСАЛОМ — ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ
Псалом № 50 (со Славой) слушать:
КАФИЗМА 7
Псалом 50 | |
1 В коне́ц, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафа́ну проро́ку, | 1 К исполнению. Псалом Давида, когда пришёл к нему Нафан пророк, |
2 егда́ вни́де к Вирсави́и, жене́ Ури́еве, | 2 после того, как тот вошёл к Вирсавии, жене Урии. |
3 Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. | 3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. |
4 Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя. | 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, |
5 Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. | 5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. |
6 Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. | 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. |
7 Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. | 7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. |
8 Се бо и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. | 8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость [Твою]. |
9 Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. | 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. |
10 Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. | 10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. |
11 Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти. | 11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. |
12 Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. | 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. |
13 Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. | 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. |
14 Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. | 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. |
15 Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. | 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. |
16 Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твоей. | 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. |
17 Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. | 17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: |
18 Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши. | 18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. |
19 Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. | 19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. |
20 Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. | 20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: |
21 тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая: тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́. | 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. |
Слава:
КАК БЫЛ НАПИСАН ПСАЛОМ 50 И ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ
50-й псалом – очень известная покаянная молитва. Он был составлен пророком Давидом, создателем псалмов, после того, как к нему пришел пророк Нафан и обличил его в страшном грехе – в том, что он из-за своего влечения к женщине послал на заведомую смерть человека.
События, которые предшествовали написанию этого псалма описаны во 2-й книге Царств (гл. 11 и 12). Однажды Давид увидел красивую женщину, которую звали Вирсавия, и возжелал ее себе в жены. Но на тот момент она была замужем за человеком, которого звали Урия, он находился в воюющей на тот момент армии Давида. В предстоящем сражении с аммонитянами, по приказу Давида, Урия был поставлен в самое опасное место, где и был убит. Об этом знал только Давид и военачальник, которому он отдал такой приказ. После гибели Урия, Давид женился на Вирсавии, этот брак ни для кого не показался странным, вскоре и сам царь забыл о своем грехе. Через год у них родился сын и тут к Давиду явился от Бога пророк Нафан и в разговоре рассказал притчу: В одном городе жил богач, у которого были большие стада и бедняк, имевшего всего одну овцу, которую он любил и даже кормил из своих рук. Однажды к богачу пришел гость и тот решил его угостить, но свою овцу он колоть не захотел и силой отобрал у бедняка овечку и угостил своего гостя. После этого рассказа Нафан спросил:
«Какой суд произнесешь ты, царь, над сим жестоким богачем?»
В ответ Давид сказал, что конечно же смерти, а бедняк должен быть вознагражден.
После этих слов пророк Нафан сказал, что этот суд Давид произнес для самого себя и передал ему то, что говорил Господь Бог:
Я поставил тебя царем над Израилем, избавил тебя от рук Саула и отдал в твою власть весь дом его и все царство его. И если бы еще чего не доставало тебе, Я все то дал бы тебе, согласно желанию твоему. А ты что сделал? Несмотря на все эти благодеяния Мои, ты презрел слово Божие, попрал Закон Его и совершил величайшее преступление: ты убил Урию Хеттеянина для того, чтобы завладеть его женою. Вот тебе наказание за это: сын твой от Вирсавии умрет
Обличение пророка разбудило Давида от своего греха, он осознал свой проступок и отчаянно раскаялся в нем. Это раскаяние и мольбу Бога о помиловании мы знаем теперь, как покаянный псалом, которым до сих пор ежедневно молятся все христиане.
ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 50 ПСАЛМА
Пс.50:3 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё Давид, после обличения Нафаном, с ужасом осознал свой грех и первые слова покаяния он начинает с мольбы о помиловании. От Господа Давид получил дар пророчества и множество других милостей, он, как праведник и избранник Божий, тем более осознает свою вину перед Богом.
Пс.50:4-5 Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною Наипаче значит здесь: «многократно, много раз». Омый означает: «смой, отмой». Давид просит Бога смыть с него грязь, которой очернена его душа. Грешник уже знает от Нафана, что Господь помиловал и простил его, но ему этого мало- он умоляет Всемилостивого Бога смыть с себя всю скверну. И не раз, а наипаче (многократно) омыл бы его от беззакония и таким образом очистил бы совсем от греха прелюбодеяния и убийства. Поэтому молю Тебя, Всемогущий Боже, омый мя Твоею благодатию: вместо воды у Тебя есть благодать всеочищающая, вместо крови от жертвой приношений, которою мы очищаем дома свои, есть у Тебя всеочищающая кровь Сына Твоего, Которого я ожидаю, в Которого верую, кровь Которого омоет грехи всего мира, у Тебя есть и Дух Святый всеочищающий, Ты Сам, по всемогуществу Своему, можешь меня очистить от греха моего, посему горькими слезами молю Тебя: помилуй меня! Потому, что преступления свои я знаю, и грех мой непрестанно (есть выну) предо мною: вот почему, о Боже, я молю Тебя. Я все время помню о своем грехе, вижу мой беззаконный поступок с Вирсавиею, перед моими газами все время как будто стоит, пронзенный стрелой, несчастный Урий, вижу, как он взывает о мести мне.
Пс.50:6 Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.
Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. В своей исповеди Давид признается, что он понимает против кого он сделал этот грех, говоря: пред Тобою одним, Господи, согрешил я и против Тебя содеял это зло. Каждый грешник, когда забирает у кого-то, например, собственность, его честь, труды или здоровье, грешит не только против этого ближнего, а еще против Бога и против себя. Этими делами он оскверняет свою душу и тело завистью, гневом, блудодеянием, злобою и другими пороками. Так и Давид, согрешив против Господа, согрешил против Урии, его жены и против самого себя, осквернив свою душу. Над Давидом, который был царем, не было человеческого суда, никто на земле не мог требовать от него оправданий, никто, кроме одного Судии. Поэтому Давид говорит: пред одним Тобою я согрешил и на глазах у Тебя я сделал великое зло, которое никто в мире, кроме Тебя, не исправит; но Ты праведен в слове Твоем (оправдишися во словесех Твоих) и чист в суде Твоем. Ты уже произнес на меня суд через Нафана пророка. Я заслужил это наказание и еще большего наказания заслуживаю, поэтому вижу справедливость, правду в твоих словах. Ты победиши, внегда судити Ти, т.е. когда произносишь суд Твой надо мною.
Пс.50:7-8 Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Исповедуясь, Давид продолжает, что он и зачат во чреве матери с беззакониями, рожден был во грехе, т.е. с самого начала своей жизни он был грешен. Он говорит: Ты справедливый и суд Твой справедлив, потому что Ты любишь истину, а я с самого рождения был грешником. Я умоляю тебя о помиловании и не оправдываюсь перед Тобою, но Ты Сам мне открыл тайну о первородном грехе, предназначенного к искуплению кровью Единородного Сына Божия. Зачем Ты открыл ее мне? Затем, что истину возлюбил еси, безвестная (никому не известное) и тайная премудрости Твоея явил ми еси. В последних словах Давид говорит, что ему, как пророку, открыты вечные Божественные тайны, сокрытые для обыкновенных людей (Рим.14:24; Еф.3:9).
Пс.50:9-10 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.
Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости ослабевшие Иссоп — пряное душистое растение, которое растет в горах и на старых стенах. Он служил символом очищения, из-за своих очистительных свойств он употреблялся для окропления кровью пасхального агнца (Исх.12:22), для очищения прокаженных (Лев.14:4, 6, 52), при составлении воды очищения, особенным образом освященной, и для окропления этой водою (Чис.19:6, 9, 18). В ветхозаветном обряде очищения священник с помощью окропления иссопом очищал того, кто признавался нечистым. Кроме этого обряда, Давид говорит еще и об омовении: омыеши мя; и паче снега убелюся, т.е. омой меня так, чтобы я был чище, белее снега. После своих молитв Давид хотел бы узнать, что он действительно прощен, что его грех очищен и совесть его была бы спокойна: я знаю как бы говорит пророк Давид что Ты, Боже мой, можешь очистить и омыть мой грех, но каким образом я узнаю об этом? Это я могу узнать тогда только, когда душа моя почувствует неизъяснимую радость, дай же мне услышать и почувствовать эту радость: слуху моему даси радость и веселие, т.е. обрадуй и возвесели меня вестью о том, что Ты очистил мой грех, и тогда придут в восторг (возрадуются) даже самые кости мои, теперь удрученные (смиренные) грехом: возрадуются кости смиренныя.
Пс.50:11 Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь Грехи порока Давида противны Богу и поэтому он умоляет Господа не взирать на них: отврати лице Твое от грехов моих, чтобы Тебе никогда не видеть их, и вся беззакония моя очисти, изгладь их из Твоей вечной памяти так, как бы их и совсем никогда не было, чтобы ни я, ни кто другой не мог вспоминать о них.
Пс.50:12 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. До тех пор, пока сердце очернено грехами – жизнь будет тяжелой, а все усилия по ее исправлению – тщетны, возможны лишь незначительные изменения. Без помощи Божией невозможно исцелить больную душу и склеить разбитое грехами сердце до первозданной чистоты. И поэтому Давид молится не об обновлении сердца, а о даровании чистоты сердечной и возрождении в душе его (во утробе) духа правды, который был у него раньше, — молится о том, чтобы Господь соделал полное и совершенное исправление поврежденных грехом способностей души его, разума, воли и сердца.
Пс.50:13-14 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя.
Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Предшественник Давида на троне, царь Саул, был отвергнут Богом и лишен Его поддержки. И Давид понимает, что своим поступком он сам достоин такой же печальной участи, его грех также может повлечь за собой это отвержение, поэтому пророк умоляет: Господи Боже мой! Не отвержи, не отрини меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отнимай у меня, как отнял Его у других, прогневавших Тебя беззакониями. Не отрини меня и не отнимай Духа Святаго, без Которого человек мертв. Господь всегда через Святого Духа помогал Давиду во всех его делах, без этой помощи – Давид никто и он четко знает об этом. Если Ты, Господи, возвратишь мне этого Духа, Который оставил меня с минуты моего беззакония, то вместе с этим возвратишь мне и радость моего спасения, прошу — утверди во мне сего Духа, чтобы он, как и раньше, руководил бы мной, моим сердцем, волей и словом, царствовал бы в моей душе. Самая главная награда сейчас для Давида – это продолжение общения с Духом Святым.
Пс.50:15 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к тебе обратятся.
Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся Своим грехом Давид подал дурной пример своим подданным, он понимал, что об этом проступке уже все знают и только своим примером праведной жизни он может поменять у них греховный образ мыслей о себе. Он как бы берет грешников на поруки перед Богом и просит помиловать не только себя, но и их за их грешные мысли. Ведь они были соблазнены примером Давида, он же сам и просит помиловать их и обязуется содействовать возвращению грешников на путь правды: Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивые (грешники) к Тебе обратятся. Т.е. когда Ты, по очищении моем от греха, дашь мне снова возможность жить на праведном пути, тогда я сам научу всех таких же грешников, как и я, и покажу праведный путь. И тогда эти нечестивые последуют моему примеру и тоже обратятся к Тебе с раскаянием.
Пс.50:16-17 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. И снова Давид вспоминает свой грех, и опять молится о прощении греха невинно пролитой крови Урии. Любой, кто знает об этом, может указывать Давиду на эту кровь, ему обязательно надо освободиться от тяжкого груза: Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, т.е. Боже, Спаситель мой, смой с меня это преступление (кровопролитие), и тогда: возрадуется язык мой правде Твоей, т.е. язык мой будет выражать радость от оправдания меня Тобою в этом тяжком преступлении. Ведь без Божиего оправдания, Давид не сможет восхвалять Господа: похвала из уст грешника- оскорбление Бога, а потому я не дерзаю превозносить Тебя до тех пор, пока освобождением меня от крови (греха) не развяжешь язык мой. Тогда отверзеши устны мои, и уста мои радостно возвестят хвалу Твою.
Пс.50:18-19 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит В ветхозаветной Церкви были приняты жертвоприношения из «чистых» животных — быков, коров, овец и т.д. Животное подводилось к жертвеннику храма, а жрецы, с помощью левитов, закалали животное и проливали кровь около жертвенника и на полу пред святилищем. Потом жертву сжигали в огне. Если жертва была очистительная – тушу сжигали полностью, это называлось всесожжением. А если сжигались некоторые части, например сердце или печень, то это называлось благодарственной жертвой, при этом некоторые части животного отдавались жрецу. Об этом и говорит Давид: Если бы Тебе, Господи, угодны и нужны были жертвы (яко аще бы восхотел еси жертвы), я принес бы Тебе их (дал бых убо), но Ты их не хочешь (всесожжения не благоволиши). Ведь речь здесь идет о жертвах в виде животных. А на самом деле Богу, в первую очередь, нужно сердечное раскаяние и смирение: жертва (угодная) Богу — дух сокрушен, т.е. душевное сокрушение о содеянных грехах, потому что только человека смиренного и искренно сокрушающегося о грехах своих Бог не отвергает: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Пророк Давид говорит, что только одни материальные жертвы, без человеческой души того, кто их приносит, Богу не нужны. Ничего не изменилось и сегодня, даже самая большая и дорогая свечка, поставленная без настоящей любви и веры не принесет никакой пользы.
Пс.50:20-21 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, –тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Ублажи — значит: «будь добр, облагодетельствуй»; благоволением значит то же, что милостью. Дальше Давид молится за святую гору Сион и за святой Иерусалим. Ему, как пророку, известно, что когда-то возле этой горы будет совершена величайшая жертва, за наши грехи пострадает Сын Божий, а сам Иерусалим станет главным городом, из которого начнет распространяться вера, где родится Церковь. Благоволиши — «окажешь благорасположение, проявишь внимание или примешь с удовольствием»; жертву правды значит то же, что жертву оправдания (жертву о грехе); возношение и всесожигаемая— это разные типы жертв (подробнее в ст.18). Олтарем в ветхозаветной Церкви назывался жертвенник, на котором приносились жертвы Богу. Когда Ты облагодетельствуешь Своею милостью гору Сион, ублажиши благоволением Твоим Сиона, и когда окажешь покровительство Иерусалиму, тогда благоугодны будут Тебе (благоволиши жертву правды) приносимые в храме его жертвы и всесожжения, тогда будут приносить на жертвенник, посвященный Тебе, не мелких малоценных животных, но крупных быков и тельцов (тогда возложат на олтарь Твой тельцы), и все эти жертвы, как прообразовательные, будут приятны Тебе ради той великой жертвы, на которую отдаст Себя здесь же, в Иерусалиме, Агнец Божий, Единородный Сын Твой, за грехи всех людей.
Эту великую покаянную, сильнейшую молитву из всех псалмов, Церковь рекомендует к ежедневному прочтению. Ставя в пример царя Давида, как согрешившего и позже раскаявшегося в своем грехе, этот псалом показывает, какой должна быть любовь к Богу и к правде. Даже совершив тяжкий грех, нельзя отчаиваться, самое главное в этом случае – это раскаяние.
Совершив тяжкий грех и быв за него наказан Богом, Давид глубоко смирился и смирением этим возвратил к себе любовь Божию. Падший, но восставший Давид стал любезнее Богу, еще более привязался к Нему верою и любовью, на опыте познав, что без ограждения и защиты Божией и величайший праведник может глубоко пасть. Мы люди грешные, и каждый великий грех наш, соделанный нами, скорее ведет нас к отчаянию, чем к покаянию. Кто редко согрешает, тот глубоко и скоро раскаивается, а человек, погрязший во грехах, с течением времени от увеличения грехов делается бесчувственнее, нераскаяннее, отчаяннее. Первое мы видим в лице Давида. Лишь только пророк обличил его в преступлении, Давид тотчас предался самому глубокому, горькому, чрезвычайному покаянию. Второе мы видим вообще на людях. Сколько люди грешат, сколько совершают ужаснейших преступлений, но стараются скрыть свои пороки в душе своей, не стыдятся своего безобразия, не считают нужным каяться, каяться чистосердечно, искренно. Мы тяжко оскорбляем Бога и огорчаем Его, но признаем достаточным для покаяния одни слова, временное посещение церкви, холодное и бесчувственное признание во грехах. А у иных и такого вида покаяния не бывает. Нас даже самая смерть не страшит, не заставит принести истинное покаяние — такое покаяние, какое принес Давид. Воспользуемся же примером Давида, образом его покаяния, чтобы и нам получить прощение в грехах наших, чтобы и наши души убелены были, как снег, чтобы и нам получить Царствие Небесное со всеми святыми.
Поделиться:
Почему называется покаянным
И в ответ на сие обличение и грозное пророчество святой царь Давид явил столь свойственное ему благочестие. Ведь вспомним из Священного Писания и Священного Предания, как поступали с такими обличителями нечестивые цари?! В лучшем случае грозивших им пророков они подвергали тяжким телесным наказаниям и сажали в темницы, а в худшем – казнили их.
Но не так поступил благочестивый царь Давид. Смиренно принял он это страшное пророчество. После него он в слезах, пепле и вретище раскаялся пред Богом. Плодом такого умиленного стихотворного раскаяния и был 50 псалом, именно тогда составленный псалмопевцем Давидом.
За это Бог умалил его наказание. Так он избежал того, что сам же невольно преднарёк себе, т.е. смерти. Но полностью это наказание его не избежало. Так умер его первый сын от Вирсавии, затем началась вражда между другими его сыновьями, причем один убил другого. Когда же Давид простил убийцу, то этот составил заговор против него и временно сверг его с престола. Впрочем, и этого мятежного сына вскорости постигла насильственная смерть.
Смерть Авессалома (немецкая миниатюра, 14 век)
Из этого мы, православные христиане можем научиться тому, что при искреннем покаянии пред Богом за наши даже тяжкие грехи, они нам прощаются и наказания за них в загробной жизни не будет. Как и у псалмопевца Давида, который ведь в свое время (в Воскресение Христово) вместе с другими ветхозаветными праведниками вошел в Царство Небесное.
Но наказание за эти тяжкие грехи на земле и после нашего покаяния полностью не отменяется, но лишь умаляется. Как это было и у царя Давида в его земной жизни
.
Еще один назидательный вывод мы можем сделать, наблюдая во всей этой библейской истории действие Промысла Божия, который всякому добру вспомоществует, а зло, бываемое чрез уклонение от добра, пресекает или направляет к благим последствиям. Господь не пресек грех Давида, например, поразив его болезнью или еще как. Но Он направил это грехопадение к благим последствиям уже хотя бы потому, что покаявшимся царем был составлен этот покаянный псалом в помощь всем кающимся. Да и премудрый Соломон родился Давиду от Вирсавии (ср.Мф.1: 6).
Лука Джордано. Суд царя Соломона, 17 в.
Основная тема
Искренне покаяние тяжко согрешившего, но осознавшего свой грех и раскаявшегося в нем, человека – это и есть основная тема данного псалма. Так Давид в свое некоторое оправдание ссылается на нашу общую, перешедшую от прародителей греховность, т.е. на первородный грех. Хотя и понимает, что на суде Божием ему оправдаться невозможно. Но основное свое упование и надежду согрешивший царь видит в милости Божией. Единственно чрез которую он и надеется получить прощение.
Особенности
Основная духовная особенность 50 псалма в том, что, будучи покаянным, он являет собой ту добродетель, которая в православной аскетике называется плачем. Это плачь об утерянной из-за греха благодати и возникшей из-за сего стены между грешным человеком и Богом…
Интересный факт
Поэтому духовно этот псалом навевает печаль, в отличие от подавляющего большинства псалмов, которые, наоборот, помогают победить печаль и уныние. Святые отцы и советуют читать Псалтирь при именно нападении сих последних страстей.
Только та печаль, которая таится в 50 псалме, коренным образом отличится от той, которая является страстью и с коей нам следует бороться. Ибо последняя есть печаль о мире, а первая — печаль о Боге. А как говорит апостол Павел:
«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть»
(2 Кор.7: 10).
Соответственно это духовное отличие 50 псалма от остальных внешне выглядит так, что, если использовать музыкальные понятия, он как бы звучит «в миноре», когда остальные псалмы – «в мажоре».
Псалом 50 в православном и католическом богослужении
В православном богослужении – это самый часто употребляемый псалом. Он читается:
- перед рядом канонов;
- в чинопоследовании исповеди;
- на утрени;
- это один из трех псалмов третьего часа;
- в качестве тайной молитвы читается священнослужителями на литургии перед Великим входом
Два стиха этого псалма также произносятся священником на Евхаристическом каноне.
В католическом богослужении латинского обряда первые стихи псалма 50 (Пс. 50:1–4) читаются или поются:
- во время воскресной литургии в ходе начальных обрядов мессы;
- часто они совмещаются с окроплением прихожан освящённой водой;
- поётся между первым и вторым библейским чтением;
- отдельные стихи псалма используются в качестве антифонов во время богослужения Пепельной среды
- в Литургии часов псалом входит в состав утрени, где читается каждую пятницу
Псалом часто используется в индивидуальной молитвенной практике, особенно в период Великого поста.
Построчное толкование 50-го псалма
Надписание 50-го псалма:
«В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве»
Смысл этого надписания понятен из вышесказанного. Обличенный пророков Нафаном в свои грехе, Давид и написал сей покаянный псалом.
1 «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое».
Любой грешник, в том числе и царь Давид, не имеет в себе никакого оправдания. Но ему остается только надеяться на милость и щедроты Божии.
2 «Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя».
Ибо только Бог может омыть наши беззакония и очистить наши грехи чрез наше покаяние.
3 «Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну.
4 Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти».
Давид осознает свой грех и знает, что виноват в нем только он сам. Поэтому он не собирается оправдываться и судиться с Богом, как это делают многие нераскаянные грешники, не зная, что на таком суде их всегда победит Господь!
5 «Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя».
Давид был рожден не от блуда, а от целомудренных родителей, состоящих в законном браке. Поэтому то беззаконие и грех, в котором он рожден, есть первородный грех, переданный от прародителей всем людям.
6 «Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси».
Но несмотря на исконную греховность человека, в нем осталась любовь к истине. А Давид, как псалмопевец, тем более удостоился знать многие тайны Божии.
7 «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся».
Иссоп – это некое растение (какое именно – сейчас неизвестно), употребляемое в ветхозаветном богослужении. Обычно пучками сего растения, обмакнутыми в кровь жертвенных животных, в обряде освящения кропили или помазывали людей, а также священные предметы. Этого же в переносном смысле и просит Давид, прося Господа очистить его от греха и убелить этим более снега.
8 «Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя».
Здесь речь идет о духовном слухе, т.е. чувстве освобождения от греха, которое дается всякому искренне покаявшемуся грешнику.
9 «Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти».
Повторение предыдущих прошений. Повторять полезное всегда само по себе полезно.
10 «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».
Наши страсти гнездятся в сердце. Поэтому Давид просит Господа очистить его сердце от этих страстей, ибо это может сделать только Он. И этим человек может оправдать пред Богом, т.е. стяжать в себе «дух прав».
11 «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».
Отвержение человека за грехи от лица Божия лишает такового отверженного благодати Духа Святого. Почему Давид и просит Господа не отнимать у него сию благодать. Учитывая, что он при этом написал сей благодатный псалом, можно понять, что Господь на лишил Его Своей благодати.
12 «Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя».
Благодать Божия, пребывающая в человеке, — это залог его спасения. Она-то и делает его владыкой над страстями. Почему Давид и называет Святой Дух «Духом Владычным».
13 «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся».
Как псалмопевцу и царю, т.е. пастырю множества людей, сия благодать Святого Духа необходима Давиду не только для личного спасения, но и для приведения ко спасению и других, даже беззаконных и нечестивых.
14 «Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей».
В буквальном смысле Давид просит Господа простить ему самый тяжкий его грех – беззаконное убийство (пролитие крови) Урии. В переносном смысле мы, христиане, все согрешаем пред Кровью Христовой, когда, причастившись свв.Таин, опять идем грешить. Поэтому, читая сей псалом, просим избавить нас от этого и наказания за это.
15 «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою».
Приносящий покаяние Давид ощущает прощение Божие. Поэтому Его Самого и просит вложить в уста псалмопевца достойную хвалу.
16 «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши». 17 Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Давид понимает, что жертвы тельцов и козлив сами по себе не могут быть приятными Богу. Но, как говорит по этому поводу преподобный Симеон Новый Богослов, есть только две жертвы, угодные Ему: крестная Жертва Сына Божия и сокрушенное и смиренное сердце кающегося человека.
18 «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. 19 тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы».
В буквальном смысле это означало действительное архитектурное и фортификационное созидание Иерусалима, который именно Давидом и отстраивался. А также будущее строительство Иерусалимского храма, где Богу приносилась ветхозаветная жертва.
Иерусалимский храм
В переносном смысле речь идет о будущем пребывании христианина в духовном Иерусалиме. И его вышеупомянутой жертве в виде духа сокрушенного и смиренного.
Читаем Псалтирь. Псалом 50
Аудио |
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. – Дорогие братья и сестры, мы с вами будем разбирать один из самых известных и любимых всеми псалмов – 50-й, где псалмопевец Давид приносит покаяние Богу и каждого из нас учит правильному покаянию, правильной молитве и правильному общению с Богом.
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Псалмопевец Давид обращается к Богу после совершенного греха и после того, как пророк Нафан обличил его. Давид стремится исправиться, грех томит его, и он обращается с глубокими словами к Богу, чтобы Господь помиловал его, чтобы простил его по своей великой, неизреченной милости, осознавая, что невозможно просто так получить прощение за то беззаконие, что он совершил.
«Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя». Несколько раз псалмопевец обращается к Богу со словами о беззаконии и грехе. Что такое беззаконие? Это та неправда, которую он совершил, это нарушение Закона, и этот поступок он называет и беззаконием, и грехом. Именно от этого он просит Господа избавить его, чтобы Он помиловал его и не помянул ему греха.
«Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну». Псалмопевец Давид держит грех перед глазами, он его томит, и просит, чтобы Господь избавил его от греха, так как это не дает ему покоя, не дает возможности чисто общаться с Богом.
«Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти». Псалмопевец Давид осознает, что совершил грех перед Богом. Как царь он ни перед кем не отвечает за свои поступки, не отчитывается перед своим народом за свои действия, но перед Богом он, конечно, ответственен. Бог дал ему Духа Святого, особый дар пророчества и, невзирая на то, что он согрешил, не отнял у него этот дар. Но если он не принесет покаяние, то в дальнейшем с ним произойдет что-то такое, что не только отнимет от него благодать Святого Духа, но и вообще оставит его без всякой заботы и попечения со стороны Самого Бога. Давид хочет оправдаться перед Богом, потому что не исполнил слов Божиих, и Бог вправе его судить, ведь Он дал ему большие дарования. И за эти дарования он должен быть образцом и примером, должен исполнить слово. А что такое слово Божие? Конечно, Закон Бога. А Давид его не исполнил.
«Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя». Псалмопевец как бы хочет немножечко оправдаться перед Богом в том, что совершил грех не потому, что нехороший или злой, не потому, что стремился направить волю свою ко злу, а потому что он – слабый человек. И слабость не от того, что он не тренировал себя в подвиге поста, молитвы и добрых дел, а потому что слаба человеческая природа, которую мы унаследовали после грехопадения от согрешившего Адама, познавшего женщину. Давид совершает этот грех не потому, что он неестественен, а потому, что это некое влечение ради продолжения рода человеческого, но понимает, что пошел совершенно неправедным путем и поэтому согрешил. Он унаследовал грех, передающийся человеку со времени грехопадения Адама.
«Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Конечно же, псалмопевец Давид переживает и говорит, что правду, Богом данную ему, он возлюбил, но не пошел за Ним, и в этом заключается вся сложность. И ту премудрость, которую Господь ему открыл, и тот дар, который дал, он не оценил, он впал в грех, но Бог не отнимает от него эту премудрость и этот дар, но они могут быть отъяты, ведь он пал в скверну греха, и это мешает ему жить.
И дальше псалмопевец Давид просит Бога избавить его от скверны:
«Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся». Иссоп – это трава, из которой делали настойку, чтобы омыть скверну прокаженного человека, чтобы от него не исходила зараза. И псалмопевец Давид сравнивает себя с прокаженным. То есть человек, исполненный греха, исполнен духовной проказы. И он просит Господа исцелить его, окропить иссопом, то есть отнять от него этот грех, полностью зарубцевать его греховные раны, чтобы его душа стала светлой, чистой. И только тогда он может быть исполнен радости и веселья.
«Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя». Сейчас он не может радоваться, находясь в грехе, и радостью наполнится только тогда, когда Господь его избавит от греха. Какова же тяжесть греха? Псалмопевец говорит, что тяжесть эта настолько сильна, что «возрадуются кости смиренныя» (после освобождения от греха). Какие это кости смиренныя? Которые не имеют возможности сделать что-то свободно. Святые отцы говорят, что под «костями» здесь нужно понимать все тело, все существо псалмопевца Давида, он действительно находится под тяжестью этого греха, не может разогнуться, кости находятся в постоянном напряжении. А тяжесть греха – как тяжесть физическая: если на человека взвалить огромный груз, то он согнется, он еле двигается… Когда у нас есть тяжесть греха, мы действительно испытываем состояние тяжести не только духовной, но и физической. И когда человек исповедуется, насколько сильное он получает облегчение! Он получает радость внутреннюю, не только успокоенность, но и физическую легкость.
Мне один человек рассказывал, что пришел к старцу на исповедь и думал, как ему раскаяться в грехах, ждал сильного порицания старца. И когда старец принял исповедь и с любовью уврачевал все его раны, то он вышел из храма и почувствовал в себе такую физическую легкость, что как будто не по земле шел, а над землей. То есть тело его настолько облегчилось, что оно стало приподниматься над землей. Действительно, грех приковывает человека к земле. И порой мы, живя на этой земле, чувствуем себя такими удрученными, тяжелыми и думаем, что у нас плохое физическое состояние, что немощь настолько нас одолевает. На самом деле, это физическое состояние берет начало от тяжести духовной, грех нас так приковывает к земле, что мы не чувствуем легкости нашей земной жизни, легкости восприятия этого мира.
«Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти». Псалмопевец Давид просит Господа очистить его от греха, чтобы Господь не отворачивался от него.
«Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». Какой сердечной чистоты просит псалмопевец Давид? Святые отцы очень четко говорят, что такое сердце. В Священном Писании под сердцем понимается сердце не только как орган человеческого тела, но и сердце как душа человеческая. И здесь Давид, по толкованию святых отцов, просит о том, чтобы Господь сделал душу его чистой: «… и дух прав обнови во утробе моей». Обнови – вдохни в меня дух новый, чтобы я соделался новой тварью, новым человеком, чтобы совершать дальнейшее свое служение. Здесь можно говорить и о том пророчестве, где говорит псалмопевец, что человек получает такое состояние в таинстве Крещения – совершенно новое чувство человек испытывает, когда приступает к таинству Крещения: он становится новым творением, чадом Божиим. И Господь дает новую душу и обновляет дух человека, дав ему Дух Божий.
«Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Давид просит, чтобы Бог не отвратил лица Своего от него, чтобы избавил от лукавства и суеты, чтобы ум его возвратился снова к Богу.
«Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя» – дай мне, Господи, спасение, дай мне благодать Святого Духа и дай мне возможность победить страсти, одолевающие меня.
«Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся». Здесь, как отмечают святые отцы, в полной мере говорится о новом времени, когда Господь «беззаконныя научил путем Твоим». Кого называют беззаконными? Тех, кто не познал Закона. Это множество языческого народа, уже просвещенного святыми апостолами светом Христовой истины, они познали Бога, Закон и стали жить по Закону Божьему. Они затем показали пример всем остальным людям. И «нечестивии обратятся к Тебе». Нечестивые – те, кто никогда не знали Бога, жили не по Закону Божьему, а по своей греховной правде. И вот тогда Господь и привел их к себе, когда они узнали Его, узнали Закон, были просвещены светом Христовой истины, услышав проповедь апостолов.
«Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей». Псалмопевец говорит, чтобы Господь избавил его от кровей… Господь его избавил от греха и очистил от неповинной крови, которую он пролил. И здесь также святые отцы говорят, что «избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего» – это просьба: избавь от действий врага рода человеческого, от дьявола. Господь помогает избавиться своей благодатью всем, кто приходит в Его Церковь. Вне Церкви нет спасения, но кто познал Бога, кто познал истину, кто обратил путь свой к исполнению закона Божьего, тому Господь дает победить и врага рода человеческого.
«Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Здесь говорится, что Господь отверзает уста сердечные и внешне человек может вознести хвалу Самому Богу. Когда человек может отверзать уста? Когда он чувствует за собой чистоту, правду. А если он чувствует за собой грех, он не может прославлять Бога, обращаться к Нему, благодарить Бога. И псалмопевец говорит, что только если Господь его очистит от этого греха, он сможет прославлять Его и говорить о Его великом промысле и великой милости.
«Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши». Опять псалмопевец Давид говорит, что не угодны жертвы Богу – Он не ищет приношения животных в жертву. Ему это не нужно, Бог оставил это человеку только чтобы тот не забыл Бога, чтобы какими-то внешними действиями у него подогревалось и внутреннее богопочитание и через внешнее он приходил к внутреннему служению. Давид понимает, что жертва Богу – это внешнее, и оно никак не может удовлетворить Бога. Давид никогда не пренебрегал жертвой, но не придавал ей такого значения, как впоследствии книжники и фарисеи: принес жертву, значит, ты уже спасен, значит, все делаешь правильно, по Закону, и поэтому можешь претендовать на многое и на саму милость Божию. От этого Давид ограждает человека и предупреждает его: не это самое главное, Богу нужно другое. А что нужно Богу?
«Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Вот что нужно Богу – наше сокрушение, смирение, покаяние, это Ему приятно. А если мы совершаем внешнее служение Богу через жертвоприношения, а над собой не работаем, такой человек не угоден Богу. Угоден Ему только тот, кто приносит Ему покаяние, просит прощения у Него своих грехов, смиряется перед десницей Божией, ставит смирение во главу угла и в общении со своими близкими, готов со смирением принимать то, что Господь ему дает, и с благодарностью довольствуется данным. Все остальное – гордыня, она не только не приносит пользы, но ввергает человека в большие страдания.
«Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы». Здесь пророчествуется, что будут восстановлены стены Иерусалима, и псалмопевец просит, чтобы Господь благословил их восстановление и восстановление Иерусалимского храма после Вавилонского пленения. И говорит, что здесь будут приноситься истинные жертвы, ведь иудеи могли принести жертву Богу только в Иерусалимском храме. Нигде больше невозможно было принести жертву Богу за людские грехи. И по сей день иудейский народ не может принести жертву Богу, у них нет истинного священства, нет истинного покаяния, поскольку нет храма.
Но здесь пророчествуется не только о строительстве стен и возведении Иерусалимского храма. Здесь Давид пророчествует, чтобы Господь дал возможность прийти новому времени, когда Сам Бог придет на землю и примет плоть человеческую и совершит дело спасения. И тогда созиждутся стены Иерусалимские, тогда Он даст благословение Сиону, тогда будут построены многие и многие храмы. А уже этими Иерусалимскими стенами станут столпы Церкви, учители Церкви – святители, пастыри Христовы, святые апостолы, которые по всей земле не только будут распространять Божественное учение, но и будут заботиться о чистоте проповеди, о чистоте веры. И в этих храмах будет приноситься Единая Бескровная Жертва за спасение мира и всего человечества.
Псалмопевец дает нам очень красивый псалом, это самый любимый многими псалом, мы его читаем в Церкви Христовой с самых древних времен. Он стал близок и язычникам, и иудеям, и каждому христианину, живущему в сегодняшнее время, ибо по слабости своей мы очень часто впадаем в грехи и творим неправду. Псалмопевец через этот псалом дает нам путь исправления, очищения, покаяния, примирения с Богом. И это очень важно для нас: он указывает, что для Бога приемлемы все, Бог всякого человека принимает из любого народа.
И мы должны понимать удивительные слова: «Научу беззаконныя путем Твоим». То есть Бог дает возможность познать Его и тем людям, которые не знали пути Божьего, которые жили вне Закона Божьего – это языческие народы. Но ведь мы сегодня можем говорить, что вне Закона Божия живут сотни и тысячи людей, даже принявших Крещение в детстве. Они тоже беззаконные до тех пор, пока не познают жизнь во Христе, не примут все заповеди, данные Господом. И когда они примут, будут понимать и осознавать, с одной стороны, свою греховную скверну, но, с другой стороны, уже будут иметь путь, по которому нужно идти. Да, они жили не в правде, уподоблялись язычникам, были беззаконными, нечистыми. «И нечестивии к Тебе обратятся»: они были нечестивые, но они познали Бога и теперь имеют возможность принести Ему покаяние. И это будет жертвой Богу. А какая жертва чистая? Через что нужно принести Богу покаяние? Богу нужно принести покаяние через сокрушение и смирение своего сердца, через внутреннее исправление, через то, что Богу приятно.
Ведущий Алексей Ладыгин, протоиерей
Записала Елена Кузоро
Как правильно читать
Читать надобно, как и любой псалом, не спеша, размеренно, внимая умом и сердцем читаемому. Особенностью 50-го псалма является то, что чтущий его должен при этом стараться испытывать сугубое покаянное чувство. Мы все грешники, только надобно эти свои грехи видеть и помнить. Тогда при данном чтении и будет раскаяние в них да покаяние!
О силе молитвы
При чтении 50-го псалма отгоняются бесы и на время утихают страсти. Но и, конечно, он весьма располагает нас грешных к покаянию, что само по себе очень ценно!
В каких случаях его читают
Когда он читается за богослужением, это было указано выше. Кроме этого, он есть в утренних молитвах на каждый день. Если же одолевают грехи, то можно его читать и гораздо чаще, чем один раз в день утром. Например, можно читать сорок раз.
Зачем читают 40 раз подряд
Потому что сорок считается в аскетике священным числом. Именно столько дней Господь, научая нас христианской аскезе, постился в пустыне. После чего это число, означающее полноту аскетического подвига, и вошло в наш молитвенный обиход.
В чем помогает чтение 50-го псалма
В аскетической брани с плотью, миром и диаволом, а также содействует нашему покаянию.
Примеры обращения и помощи
Любой приносящий истинное покаяние христианин приносит его так, как это написано в 50 псалме. Так и преподобная Мария Египетская, хотя была и неграмотная, но покаялась и спаслась, несомненно принеся в благоприятную жертву Богу свой «дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно». Ну, а затем она, просвещенная Святым Духом в пустыне, знала Священное Писание наизусть и цитировала его, как заметил это старец Зосима. Очевидно, чтотак она знала и 50-й псалом, молясь с его помощью.
Святая преподобная Мария Египетская
Это же самое можно сказать и о всех православных подвижниках. Которые не только приносили покаяние по канонам 50-го псалма, но знали его наизусть и с помощью его молились.
Молитвенный опыт мирян, изменивший их жизнь
Таковыми были все святые, особенно те, кто от великих грехов перешел к еще более величайшей святости. Это не только преподобная Мария Египетская, но и покаявшиеся древние гонители христиан, сами затем ставшие христианами и мучениками. А первый из них Савл, ставший потом апостолом Павлом. Это и разбойники да блудницы, ставшие затем преподобными. И конечно же в их молитвенном обиходе на первом месте всегда стоял 50-й покаянный псалом!
Протоиерей Георгий Городенцев
Толкование псалма Давида
Псалом Давида, вдохновенный и искренний дан Духом Святым верующему человеку, как образец покаяния за свершенные прегрешения. Просьба о помиловании звучит вначале молитвенного обращения. Многие произносят эти слова очень часто, но они являются бесполезными, потому что в них не вкладывается искреннее раскаяние. Прощения получит только тот, кто душой прочувствовал собственные прегрешения и осознал, что сам не может освободиться от тягостных и мучащих страстей. Именно в этот момент можно прибегнуть к этой молитве, с целью получить милость Божью.
Когда человек просит о спасении души, то он должен понимать, что, хотя милость Бога безграничная, она требует и непосредственного участия молящегося. То есть нужно принести, что-то в жертву для своего спасения. Раскаявшись в грехах, нужно наполнить искренней верой свою душу.
Осознание собственных прегрешений важное условие для их прощения Господом. Память о свершенных грехах всегда является предупреждением и напоминанием, предотвращая тем самым их повторение. Важным является исповедь в прегрешениях, это подтверждает их осознание и раскаяние в них.
В покаянной молитве человек говорит о том, что человек знает, что он рождается через грех. Это связано с тем, что изначально Бог не предусматривал рождение человека через брак. Но поступок Адама и Евы перечеркнул его намерения и с тех пор все люди рождаются в грехах. Но Бог не обвиняет человека в этом грехе, он просто подтверждает беззаконие его прародителей. За то, что они согрешили, то лишились вечной жизни и подпал тлению. Как следствие дети стали также рождаться тленными, а грех стал для них естественным и природным. Поэтому мы склонны грешить, хотя наш рассудок и стремиться бороться со злом и при искренней вере побеждает его.
В молитве многократно акцентируется внимание на просьбе к Господу очистить душу от грехов, чтобы иметь надежду на спасение души после смерти. После очищения должно наполнить душу радость и веселье. Человеку станет легко жить, так как он будет безгрешен и станет творить добро. Именно поэтому так важно, чтобы Господь отвернулся от всех прегрешений, совершенных человеком и осознанных им.
В покаянной молитве утверждается желание человека приблизиться к Господу Богу, а это возможно, когда придет благая весть о помиловании и благословлении. В такой момент сердце человека наполняется искренней любовью и верой. Добиться чистоты сердца можно только через всепрощение свершенных грехов Всевышним. Чистое сердце отображает чистоту души. В этой молитвенной фразе подчеркивается стремление человека обрести кротость, смиренность, доверчивость, простоту и бескорыстие.
Произнося молитву, молящийся человек просит Бога не отвернуть от него своего лица, то есть, услышать произносимые слова и поверить в их искренность. Верующий ожидает благодати Святого Духа и утверждения своего Именем Бога.
Слушать 50 псалом:
Скачать в МР3:
Psalom_50.mp3 [1,59 Mb] (cкачиваний: 86)
Молитва
«Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною eсть выну. Тебе eдиному согреших и лукавое пред тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех твоих и победиши, внегда судити ти. Се бо, в беззакониих зачат eсмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил eси, безвестная и тайная премудрости твоея явил ми eси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смирeнныя.
Отврати лице твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи менe от лица твоего и Духа твоего Святаго не отими от менe. Воздаждь ми радость спасения твоего и духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путeм твоим, и нечестивии к тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде твоей.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Яко аще бы восхотел eси жертвы, дал бых убо; всесожжeния не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския; тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаeмая; тогда возложат на алтарь твой телцы».
Современный перевод на русский (синодальный)
Псалом 50
В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве | К исполнению. Псалом Давида. Когда пришёл к нему Нафан пророк, после того, как тот вошёл к Вирсавии, жене Урии. |
1 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. | 1 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; |
2 Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. | 2 совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. |
3 Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. | 3 Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. |
4 Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. | 4 Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. |
5 Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. | 5 Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. |
6 Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. | 6 Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. |
7 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. | 7 Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, |
8 Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. | 8 дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. |
9 Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. | 9 Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. |
10 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. | 10 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. |
11 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. | 11 Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. |
12 Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. | 12 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. |
13 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. | 13 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. |
14 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. | 14 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. |
15 Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. | 15 Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. |
16 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. | 16 Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. |
17 Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. | 17 Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. |
18 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. | 18 Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – |
19 тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь Твой тельцы. | 19 тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов. |
Слава: | Слава: |
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Слава:
Молитва
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисть меня. Ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты будешь праведен в приговорах Твоих и победишь, когда будешь судить. Ибо вот, я в беззакониях зачат и во грехах родила меня мать моя. Ты же истину возлюбил: неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне. Окропишь меня иссопом, и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега. Слуху моему доставишь радость и веселие: возрадуются кости смиренные.
Отврати лице Твое от грехов моих, и все беззакония мои очисть. Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во утробе моей. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Воздай мне радость спасения Твоего, и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконников путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от (пролития) кровей, Боже, Боже спасения моего! Возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи! Открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы, (но) ко всесожжению Ты не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сион, и да построятся стены Иерусалимские. Тогда будешь благоволить к жертве правды, возношению и всесожжениям; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Псалом 50: текст молитвы на русском языке
Как известно очень важно понимать произносимый молитвенный текст. Поэтому во время утренней молитвы псалом 50 рекомендуется читать на русском языке.
Звучит он так:
«Помилуй меня, Господи Всевышний, по великой мудрости и милости Твоей, помилуй меня грешного и недостойного по множеству милостей и щедрот Твоих. Прости свершенные прегрешения мои. Многократно прошу очистить душу мою от грехов, ибо беззакония, свершенные мной, я осознаю и искренне раскаиваюсь в них. Господи, и даруй прощение великое свое. Наполни мое сердце чистотой и обнови дух внутри меня. Не отверни лица своего от меня, услышав просьбу мою дерзновенную. Даруй мне надежду на спасение души моей и своим духом владыческим утверди меня. Научи меня идти по пути праведному и избавь меня от мук, чтоб я в молитвах своих мог прославлять во веки веков Имя Твое Святое. Ибо я знаю, что не жертвы ты желаешь, которую я смиренно готов отдать, а благоволишь ко мне. Облагодетельствуй меня раба Твоего, Господи. Аминь».