Пророк Даниила и три отрока 2022: какого числа по церковному календарю


Житие пророка Даниила

За 600 лет до появления на свет Христа Иерусалим был покорен царем вавилонским. При входе в город был разрушен храм, который был воздвигнут Соломоном, большая часть народа израильского была взята в плен. Среди них были юноши знатных родов – Даниил, Азарий, Ананий и Мисаил. Царь Иерусалима распорядился растить мальчиков среди знати и обучать халдейской премудрости. Несмотря на это, они старались жить просто и придерживались своей вере. Даниил происходил из царского рода, колена Иудина. Этот момент во многом определил будущее друзей.

Одна из первых проверок веры – мальчики отказались от мяса и другой еды. Царь сказал наблюдать за состоянием, и, если оно не ухудшится, позволить им питаться исходя из собственных предпочтений.

Впервые прорицательские способности проявились, когда Навуходоносору приснился необычный сон. Его смысл смог истолковать только юноша Даниил. Пораженный его мудростью, царь сделал его главным над всеми мудрецами Вавилонии. Высокое положение сохранилось и при правлении последующих царей.

Во времена правления Дария провидца хотели дать высокий сан, но из-за интриг при дворе все узнали о вере Даниила. По приказу царя его кинули в яму со львами, которые его не тронули. Царь увидел в этом знак и отпустил святого. По словам самого Даниила, его защитил Ангел, посланный Богом. После этого Дарий приказал верить во всемогущего Иегову. На протяжении всего периода правления друзья почитались.

Последние дни жизни пророка связаны с царствованием Кира. По некоторой информации, все друзья умерли сами, так и не освободившись от плена. По другой информации святые были убиты приспешниками персидского царя Камбиза.

«Пещное действо»

В XVI–XVII веках в последнее воскресенье перед праздником Рождества Христова в Успенском соборе Московского Кремля, в Новгороде и других городах, где были кафедральные соборы, совершался особый церковный чин под названием «Пещное действо» (своего рода литургическая драма с элементами театрализованного представления), пришедший на Русь из Византии, но в греческом оригинале не сохранившийся, зато оставшийся в книге Большой потребник.

В храме снимались большие паникадила, чтобы освободить место для деревянной круглой печи. Три мальчика и двое взрослых изображали отроков и халдеев (так называли семитские племена, отвоевавшие у ассирийцев Вавилон). Прямо во время богослужения ряженые халдеи выводили из алтаря связанных отроков и учиняли им допрос, после чего ввергали их в печь — за отказ выполнить царское повеление преклонить колени перед идолом. Под печью ставили горн с углями, а отроки в это время пели песнь, славящую Господа. В конце пения раздавались звуки грома и из-под сводов церкви спускался посланный Богом ангел. Халдеи падали ниц, затем снимали свои наряды и стояли в молчании с поникшими головами, пока отроки с ангелом трижды обходили печь.

Правда, этот обряд был запрещен еще Петром I. Но увидеть его реконструкцию мы можем и сегодня — сцена «Пещного действа» в Успенском соборе вошла в фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

«Отроцы благочестивые в пещи» — излюбленный сюжет христианской иконографии, известный с VII века. Особенно любили его на Руси. По мнению некоторых историков, все дело в аналогии, проводимой между Вавилонским пленением иудеев и их притеснением от царя Навуходоносора с татаро-монгольским завоеванием Руси и притеснениями от ордынских ханов.

И образцом для русских князей, оказавшихся в «ордынском плену», было поведение пророка Даниила и отроков Анании, Азарии и Мисаила в Вавилонском плену. Ведь согласно Библии, их главными принципами были преданность вере и… добросовестное служение «поганому царю» в качестве советников; мужество и… осторожная уклончивость, хитрость, дальновидность. Накануне смерти, принимая постриг, князь Иван Калита даже взял имя одного из этих отроков — Анания.

«И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом»

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до100 лет) и был похоронен в городе Сузы на юге Ирана. Впрочем, еврейский писатель I века Иосиф сообщил, что тело пророка лежало в башне в Экбатане в Парфии рядом с телами царей. По другим версиям его гробница находится либо в Киркуке, либо в Самарканде — считается, что останки святого привез туда Тамерлан, — а рядом растет 500-летнее фисташковое дерево, которое совсем было засохло, но в 2000-х годах вдруг дало зеленые побеги.


Пещное действо. Н. Рерих, 1905

А вот иудейская традиция не причисляет Даниила к пророкам, поскольку тот разговаривал не напрямую с Богом, а с «ангелами Господними».

Зато для христиан Даниил — пророк, на которого ссылался сам Иисус Христос, а благодарственная песнь отроков («Молитва святых трех отроков») входит в состав христианской гимнографии с IV–V веков.

В искусстве

«Отроцы благочестивые в пещи» — излюбленный сюжет христианской иконографии, известный с VII века. Этот мотив был частой темой фресковой живописи, см. например, роспись московского Благовещенского и Успенского соборов, а также иконописи. Знаменитым является белокаменный рельеф Успенском соборе во Владимире.

В живописи Нового Времени

  • Картина Дж. Тёрнера
  • Картина Н. П. Ломтева, ГТГ
  • Картина Симеона Соломона в стиле прерафаэлитизм, 1863.

В литературе

  • «О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» (1673—1674 гг.) — комедия Симеона Полоцкого, написанная для царя Алексея Михайловича и полностью посвящённая истории трёх отроков;
  • Shadrach in the furnace («Седрах в огне») — фантастический роман Роберта Сильверберга.

В музыке

  • The Burning Fiery Furnace — опера Бенджамина Бриттена
  • Песня Shadrach группы Beastie Boys, одноименная у Луи Прима
  • Песня The Fourth Man in the Fire Джонни Кэша
  • Одна из сквозных тем музыки регги: песня Viceroys «Shadrach, Meshach and Abednigo», песня Twinkle Brothers «Never Get Burn», песня Abyssinians «Abendigo», Bob Marley & the Wailers «Survival» и песня Steel Pulse «Blazing Fire» на альбоме «African Holocaust».

Анализ библейского текста

Молитвы отроков с исповедью в грехах народа иудеев и их благодарственная песнь после явления ангела (3, 24-90) появляются только в Септуагинте, в изначальном тексте Ветхого Завета их нет.

О сложности сложения данного сюжета свидетельствует то, что вавилонские имена, данные иудеям, изначально принадлежали местным богам или же жителям, то есть, существует возможность, что тема с неудавшимся сожжением трех персонажей в огне была иудейской мифологией заимствована, как и некоторые другие, из вавилонской, с сохранением имен первоначальных героев, приложенных к Анании, Мишаэлю и Азарии с объяснением обрядом переименования.

Фольклористы отмечают родство сюжета огненной пещи с распространенным среди многих народов мифологическим сюжетом «огненного закаливания» (закаливание Деметрой-служанкой младенца Демофонта в очаге, один из вариантов закаливания Фетидой Ахилла — в огне, печь Бабы-Яги, которая позволяет Иванушке и прочим не умереть, а набраться сил, чтобы сокрушить старуху, и проч.). Исследователи предполагают, что корнем этих мотивов является древний (недошедший) обряд инициации огнем — испытание, закаливание, наделяющее подростка качествами мужчины.

Перемена имени отроков

Богословское толкование

Рассмотрение истории трёх отроков встречается уже у ранехристианских богослов. Так Киприан Карфагенский (первая половина III века) в своём сочинении о мученичестве ставит отроков в пример, считая, что они «несмотря на свою молодость и стесненное положение в плену, силою веры победили царя в самом царстве его… Они верили, что могут избегнуть смерти по вере своей…».

Иоанн Златоуст в своём сочинении «Слово о трех отроках и о печи вавилонской» подчёркивает, что отроки идя в печь не искушали Бога, надеясь на непременное избавление, но в доказательство что они не за плату служат Богу, но чистосердечно исповедуют истину. Также святитель отмечает, что отсутствие в печи Даниила было особым промыслом Божьим:

Василий Великий в своём Слове о Святом Духе в главе о современном ему состоянии церкви ставит вавилонским отрокам в заслугу, что они будучи одни среди иноверцев не рассуждали о своей малочисленности, но «они и среди пламени песнословили Бога, не рассуждая о множестве отметающих истину, но довольствуясь друг другом, когда их было трое».

Григорий Богослов приводит отроков как образец должного состояния священников: «Дерзновенно подойдя под иго Священства, право твори пути свои и право правь слово истины, со страхом и трепетом творя этим свое спасение. Ибо Бог наш есть Огонь поядающий, и если ты коснешься Его как золото или серебро, то не бойся сожжения, подобно вавилонским отрокам в печи. Если же ты из травы и тростника — из горючего вещества, как мудрствующий о земном, то бойся, чтобы не сжег тебя Небесный Огонь».

Даниил, Анания, Мисаил и Азария

В книге пророка Даниила усматривается тема верный остаток, который не участвует в мерзостях земных. Даниил, Анания, Мисаил и Азария следуют вернейшему пророческому слову. Язычники и царь Навуходоносор свидетельствует, чем отличается Даниил и его друзья от других Иудеев

Дорогие друзья, слава Господу за эту прекрасную возможность в начале субботнего покоя встретиться и прославить Господа в молитве, в благодарение и обратиться к вернейшему пророческому слову! Мы говорили с вами в последний раз о мерзости запустения, которая приводит к опустошительному нечестию. Конечно, этот библейский вопрос требует серьезного исследования. Но исследуя Священное Писание, мы находим, что не нужно строить в своем уме какие-то непонятные иллюзии и рисовать себе абстракцию о мерзости запустения и наблюдать, что происходит в мире, где же эта мерзость запустения себя проявит. Мы обнаружили, что мерзость запустения это изобретение сатаны. Лучше сказать, идолопоклонство, которое приводит к опустошительному нечестию. Поэтому слава Господу за настоящую истину, которая делает нас свободными от человеческих идей!

И чтобы поставить точку на этом вопросе, давайте посмотрим, как это выражено в псалме. «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! (Псалтирь 136:8,9)». Хотелось бы обратить ваше внимание. Для библейского мышления Вавилон это опустошение, опустошительница. Дочь Вавилона опустошительница. Поэтому Вавилон сам по себе в глазах неба это мерзость. Но именно этот Вавилон приводит к опустошению. Псалмопевец говорит: блажен тот, кто разобьет детей твоих о камень. Помните, во второй главе нашему вниманию представлен истукан. Это Вавилон. И чем заканчивает он свое шествие? Камень отрывается от горы без содействия рук. Возьмем еще семнадцатую главу книги Откровения. Прежде чем мы прочитаем, как это пророчество исполняется над опустошительным нечестием, как Бог совершит суд над опустошительным нечестием.

«И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя, тайна: Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим. (Откровение 17:4-6)». Связан Вавилон с мерзостью или нет? И над ней совершается суд. Об этом уже говорится далее. «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его. (Откровение 18:21)». Мы сделали краткий обзор и увидели, как пророчество 136 псалма описывается в книге Откровения. «Дочь Вавилона опустошительница. Блажен, кто возьмет детей твоих и разобьёт их о камень».

Замечаете или нет? Поэтому все те, кто участвует в этом нечестивом альянсе, они будут остановлены камнем без содействия рук. Камень подобно большому жернову отрывается от горы без содействия рук, разрушает Вавилон, мерзость, которая приводит к опустошительному нечестию и становится великою горою. Поэтому рисовать себе какую-то абстракцию, я не думаю, что это разумно. Библия нам четко повествует, в чем суть этого выражения. В начале мерзость запустения, это искусственная религия в любом ее проявлении. Не важно, будь это идолопоклонство или искусственная ваалинизированная религия. То есть, что такое ваалинизированная религия? Это синкретизм, объединение. Христианство берет языческие обычаи и адаптирует их в свою христианскую практическую повседневную жизнь. Поэтому все эти мерзости ведут народ к опустошению.

Поэтому в книге пророка Даниила усматривается тема верный остаток, который не участвует в мерзостях земных. Они следуют вернейшему пророческому слову и нам они представлены, как верный остаток. Прежде чем говорить об этом остатке, следует сказать, что сегодня в христианстве, которое претендует на верный остаток, придумана бесовская доктрина, остаток в остатке. Я вам скажу, что это означает или лучше сказать, для чего это сделано. Это сделано для того, чтобы оправдать свое нечестие. Ведь удобно сидеть на лавке Вавилона и сказать: да, если все отступили, но здесь же есть еще семь тысяч имен человеческих, то есть, как бы остаток в остатке. Но эта тема только на первый взгляд кажется библейской, но это антибиблейская тема. Но представьте картину. Израиль находится в Египте. Выходит из Египта. Он разве был назван остатком?

Израиль, целый Израиль, когда-нибудь был назван на страницах Священного Писания остатком или нет? Никогда он не был назван остатком. Друзья, если мы остаток, можем ли мы сидеть на лавках, представителями которого являются те люди, которые официально пожимают руку от имени всемирной корпорации адвентистов седьмого дня человеку греха сыну погибели? Можно ли этот народ, которые сидит молча на лавках, назвать остатком в остатке? Поэтому посмотрите, как они искусственно придумывают доктрины, чтобы оправдать свое нечестие. Но при этом-то народ идет к опустошительному нечестию. Потому что руководители изобрели искусственную религию, что в глазах неба мерзость пред Богом. Сатана уничтожил Иерусалимский храм, и он на этом не успокаивается. Ему теперь нужно осквернить храм Святого Духа. Поэтому всем кого он вывел из Иерусалима, он назначает пищу с царского стола и вино, какое пьет сам.

Появляется Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Для пользы дела прочитаем свидетельство. «И переименовал их начальник евнухов — Даниила Валтасаром, Ананию Седрахом, Мисаила Мисахом и Азарию Авденаго. Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов (Даниил 1:7-9)». Очевидно, что речь идет о четырех друзьях, которые в отличие от других Иудеев, которые были выведены из Иерусалима. Только четыре человека представлены нашему вниманию. Если предположить, что те Иудеи, которых вывел Навуходоносор, являются остатком в целом, то, как этот остаток может назвать себя остатком, если они попали в Вавилон по причине всеобщего отступления?

И в этом остатке появляется еще остаток, в количестве четыре человека, которых нам представляют Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Не сильно ли это замудрено дорогие друзья, как вы думаете? Их вывели. Они не сами вышли. Их вывели насильно. Если представить их остатком, то за что же Бог Свой остаток насильно переселил в Вавилон? Это же проблема. Исаия говорит: ели бы Израиля было, как песку морского, только остаток спасется. Израиль никогда в целом не представлял остаток. Он представлял Израиль. В нем было двенадцать колен, и Бог говорит не обо всем народе, а только об остатке. Об Израиле он говорит, как об Израиле, а об остатке говорят, как об остатке. В целом Библия нигде нас не учит такой доктрине дорогие друзья. Надо это себе отметить. Остаток в остатке это доктрина, придуманная большей частью не теологами, а христианскими психологами, чтобы оправдывать отступление той или иной религиозной организации.

Или же они приводят притчу о пшенице и плевелах. Это единственная притча, которую сейчас комментируют. Они говорят: вот видите, в церкви до второго пришествия будут и пшеница и плевела. Но Иисус-то говорит: поле есть мир. Эта притча не говорит о церкви. Эта притча в целом говорит о мире. В этом мире есть и пшеница и плевелы. И это будет происходить вплоть до второго пришествия Иисуса Христа. Поэтому если внимательно читать Священное Писание, то остаток это не остаток в остатке. Остаток среди общего христианства, а не в какой-то отдельной деноминации. Они уже сами, эта деноминация назвала себя остатком. Но если они остаток, так мы по плодам должны узнавать, является ли они остатком. Если мы находим антибиблейское учение, какой же это может быть остаток? Поэтому я специально с разных сторон постарался объяснить, что эта доктрина она придумана специально. Она не является библейской доктриной.

Мы находим, что в книге пророка Даниила остаток, это как бы контрудар против сатаны, который ведет отступивший протестантизм, который занимается мерзостями Вавилона, он ведёт их к опустошению. Но есть верный остаток. Верный остаток находится под влиянием не искусственной религии, которую создали люди, а так говорит Писание, так говорит Господь. Вот чем отличается верный остаток. Он не сам себя называет верный остаток. Во второй главе мы видим проявление верного остатка, который в отличие от Вавилонян, которые были в замешательстве после того, как царь Навуходоносор издал указ убивать всех мудрецов Вавилонских, Даниил, Анания, Мисаил и Азария, давайте посмотрим их действия. Что они делают в это смутное время. «Даниил пришел в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим, чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими. (Даниил 2:17,18)».

Значит, молиться дома, прославлять Бога, изучать Его святое слово, я не нахожу в Библии, чтобы Библия говорила, что где-то вот на определенном месте нужно собраться и просить милости у Бога. Где двое и трое там Иисус. То есть, Вавилоняне в страхе. Все переживают, чем кончится дело. А остаток, в отличие от них, приходят в дом и просят своего Бога. В третьей главе мы видим мерзкое поклонение золотому истукану. В чем проявляет себя на поле Деир верный остаток? «Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. (Даниил 3:15-17)».

Это остаток или нет? Мне хотелось бы напомнить дорогие друзья, что в книге Даниила ни Даниил, ни Анания, ни Мисаил и ни Азария никогда никому не доказывали, что они являются верным остатком. Никогда такого не было. Но следует заметить, что все языческие цари свидетельствуют о верном остатке. В четвертой главе царь Навуходоносор свидетельствует о Данииле, чем отличается Даниил и его друзья от других Иудеев. «Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святого Бога; ему рассказал я сон. Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе дух святого Бога и никакая тайна не затрудняет тебя; объясни мне видения сна моего, который я видел, и значение его. (Даниил 4:5,6)». Даниил убедил Навуходоносора, что в нем дух святого Бога или все-таки сам Навуходоносор свидетельствует об остатке? Посмотрите, как он продолжает эту мысль.

«Такой сон видел я, царь Навуходоносор; а ты, Валтасар, скажи значение его, так как никто из мудрецов в моем царстве не мог объяснить его значения, а ты можешь, потому что дух святого Бога в тебе. (Даниил 4:15)». То есть, сам Навуходоносор свидетельствует о Данииле, как об остатке. Никто, говорит, не может, а ты можешь, и объясняет причину. Почему? Потому что в тебе дух святого Бога. Вот именно Даниил, Анания, Мисаил и Азария становятся храмом Святого Духа, и в них пребывает дух святого Бога. Сегодня как стоит вопрос относительно остатка? В религиозных организациях приписывают дар Святого Духа только одному человеку, как пророку. Есть какой-то человек особый и вот в нём дух святого Бога. Он им толкует сны. Свидетельство дает. А разве в Библии так стоит вопрос? А как быть с пророчеством Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. (Иоиль 2:28)».

Как можно приписать это дар какому-то одному человеку? Помните в книге Числа, Святой Дух излился на двух молодых людей. Иисус Навин пришел к Моисею и говорит: знаешь, вот там два человека пророчествуют, надо им запретить. Моисей говорит: ты, что за меня так ревнуешь; если бы Дух Святой излился на весь народ и все бы стали пророчествовать, как бы это было хорошо. Помните такие моменты друзья? Поэтому посмотрите как в пятой главе языческие цари и царицы свидетельствуют о верном остатке. Когда Валтасару Бог написал приговор «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН», то никто не может понять, что написал Бог на стене. Что говорит царица.

«Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак, пусть призовут Даниила, и он объяснит значение. (Даниил 5:11,12)». Доказывал Даниил, что в нем святой дух или нет? И как свидетельство языческой царицы воспринимает богохульный царь Валтасар? «Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе. (Даниил 5:14)». То есть, если внимательно читать книгу пророка Даниила, мы находим, Даниил, Анания, Мисаил и Азария находясь на территории богопротивного Вавилона, пожелали сохранить свои тела неоскверненными от яств Вавилона, чтобы быть храмом Святого Духа.

И Бог действовал в этих людях. Урок же очень простой. Даниил, Анания, Мисаил и Азария никому не доказывают, что они верный остаток и никому они не доказывают, что в них Святой Дух. Язычники свидетельствуют, что в Данииле, Анании, Мисаиле и Азарии Святой Дух. Теперь посмотрим, как это выглядит в шестой главе. Все цари свидетельствуют об остатке. «Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством. (Даниил 6:3)». То есть, исторические главы с 1 по 6 главу представляют нам иллюстрацию, показывая, какой должен быть остаток, который будет встречать Иисуса на территории духовного богопротивного Вавилона. Мы подобно Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии живем на территории духовного богопротивного Вавилона. Они жили в буквальном Вавилоне, а мы живем на территории духовно Вавилона.

Тот Вавилон был осужден, и духовный Вавилон осужден. Камень, подобно большому мельничному жернову. Поэтому придумывать какие-то идеи, чтобы оправдать свою значимость в этом мире, называя себя остатком, это серьезная проблема. Бог должен назвать Свой остаток. Остаток должен быть подобно героям веры прошлых веков, которые оставлены нам как образы. И в пророчестве представлен верный остаток. «И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. (Даниил 7:25)». Остаток предан в руки малого рога. Ведь это иллюстрация. Для пользы дела откроем вновь первую главу. Нам нужно понять, что история Даниила, Анании, Мисаила и Азарии, легли в основу для пророчеств народа последнего времени.

«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внес эти сосуды в сокровищницу бога своего. (Даниил 1:1,2)». По причине нечестия Бог предал Израиль в руки царя Навуходоносора. Мог ли добрый и любящий Бог предать Свой остаток в руки нечестивого царя Вавилонского или нет? Но мы видим, за нечестие Бог предал и там есть остаток. Как и во время пророка Илии. Он думал он один остался, а Бог говорит, нет. Сегодня адвентисты говорят мы остаток. А Бог говорит, нет, у Меня еще есть люди, о которых вы не знаете. В первой главе Бог предает весь Израиль в руки царя Навуходоносора, а здесь малый рог. Здесь не Бог их предает в руку малого рога. Они преданны будут в руку его до времени времен и полувремени.

Не Бог их предает. Они будут преданы. Потому что сатана претендует. Ну, чтобы понятно было. Вот иллюстрации книги Иова. Иов тоже представляет верный остаток, который молится Богу, который боится согрешить против Бога. А сатана говорит: разве даром богобоязнен Иов? Ведь не Бог предал его в руки сатаны. Бог допустил. Он говорит: вот он в руке твоей. Замечайте ключевое выражение? Только душу его сбереги. Бог не предавал его. Бог допустил. Это абсолютно разные вещи, когда Бог предает в руку царя Навуходоносора и когда верный остаток предан в руки малого рога. Это абсолютно разное учение. Поэтому когда мы работаем с текстом Библии, мы должны стремиться к тому, чтобы вынести из Библии только то, что вложил в Священное Писание Бог, а не человек. Поэтому мы видим, что действия верного остатка описываются языком прошлого. Так было и с Даниилом, Ананией, Мисаилом и Азарией. Только есть разница.

Бог предал всего Израиля в руки царя Навуходоносора и там проявился Бог в лице верного остатка. Поэтому давайте посмотрим дальше в отношении верного остатка. «И укрепится сила его (То есть, малого рода, который получит смертельную рану, но эта смертельная рана должна воскреснуть по пророчеству 13 главы книги Откровения), хотя и не его силою, и он будет производить удивительные опустошения и успевать и действовать и губить сильных и народ святых (Даниил 8:24)». Он будет губить народ святых. Заметьте, так было всегда. Сатана желает покончить с верным остатком, для которых Бог совершает служение в небесном святилище посредством небесного первосвященника Иисуса Христа, Который желает оправдывать Свой народ. Сатана желает уничтожить народ святых.

Мы должны понять из книги пророка Даниила, что если мы, подобно пророку Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии решим в сердце своем отстаивать настоящую истину, то даже если в этом мире что-то с нами произойдет, то это не говорит о том, что сатана добился успехов. Бог говорит: даже волос с вашей головы не упадет без ведома небесного Отца. Мы должны всегда это помнить. Учение о верном остатке оставлено нам со страниц Священного Писания, чтобы мы утешением из Священного Писания сохраняли надежду. В 9 главе Даниил молится об Израиле. Он не говорит, что кто-то согрешил или кто-то не согрешил. Он не говорит Господу, вот они согрешили, а Я, Анания, Мисаил и Азария мы верный остаток. Он говорит, весь Израиль согрешил. Весь Израиль согрешил. Поэтому дальше Гавриил выставляет Божественный ультиматум или условие, чтобы народ перестал грешить, делать беззакония и совершать нечестие.

Мы будем это подробно изучать. И что произошло по пророчеству Даниила с Израилем? «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. (Даниил 9:26)». Что произойдет с Иерусалимом, о котором молится Даниил? Он будет разрушен народом вождя. То есть, Израиль, Иерусалим будет разрушен. «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». (Даниил 9:27)». Даниил говорит, что первый завет, который Бог заключил с Израилем, подойдет к логическому концу.

Предан будет смерти Христос и не будет, а город и святилище приходят к логическому концу, и заключается новый завет на новых условиях. Где же здесь мы находим доктрину остаток в остатке? Есть здесь доктрина остаток в остатке или нет? То есть, мы, как народ нового завета, должны быть внимательными к действию Бога, Который всегда сохранял Себе верный остаток. Не остаток в остатке. Не может такого быть. Ну, вот остаток в остатке, как эта пагубная идея может влиять на людей. У нас есть мешок картошки. Мы понимаем, что в этом мешке картошки одна треть плохая картошка. Мы, несмотря на это, храним эту картошку в одном мешке. Как вы считаете, то, что было хорошей, если оставить эту картошку с плохой картошкой, она пропадёт в конечном итоге или нет? Ну как может быть остаток в остатке? Ведь грех это как раковая опухоль. Бог всегда отделяет Себе остаток. Будьте святы.

Не может быть такого, о чем сегодня учит корпорация, обманывая народ, остаток в остатке. Грех не может быть среди остатка. Остаток всегда открыто исповедует грех. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Но исповедуем мы грехи не для того, чтобы вновь их совершать, а чтобы больше так не делать. Потому что Иисус говорит: иди и впредь не греши. Я как-то понятно говорю друзья? В десятой главе описывается видение великого первосвященника. «И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться. И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. (Даниил 10:7,8)». Посмотрите картина. Даниил видит видение.

Остальные в великом страхе и остается только один Даниил. Разве это не учение об остатке? Даниил находится с людьми. Он видит видение. Они не видят. Но при этом на них нападает сильный страх, а пророк становится как мертвый. Но на него небожитель возлагает руку и говорит: не бойся, ибо ты муж желаний. Разве это не описывает историю о верном остатке? В одиннадцатой главе, что говориться о верном остатке. Мы говорим кратко, чтобы было понятно. «Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа. (Даниил 11:32,33)». Нам представлены две группы людей. Одни поступают нечестиво против Завета. Это не атеисты. Что они делают? Они поступают нечестиво против Завета. Значит, они в завете, но люди нечестивые.

Они ведут себя нечестно. Нечестивый народ. А другие отстаивают настоящую истину и при этом некоторое время страдают от плена, огня и грабежа. Это же напоминает нам первую главу. Даниил, Анания, Мисаил и Азария были в плену. Навуходоносор изрубил весь Израиль мечом. Даже во второй главе он пугал: если не расскажите мне сон, то в куски будете изрублены. А Иерусалим он сжег огнем. Но при этом, несмотря на эти злодеяния царя Навуходоносора, Даниил, Анания, Мисаил и Азария отстаивают истину на территории богопротивного Вавилона и вразумляют многих. Вот сценарий для людей Нового Завета. Смотрим, чем заканчивается книга пророка Даниила. «Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. (Даниил 12:10)». Описывается здесь остаток?

Поэтому тема верный остаток, она как бы противопоставлена мерзости запустения, которая приводит отступивший протестантизм к опустошительному нечестию. Разве вы когда общаетесь с этими людьми, не видите эту пустоту? Даже порой не о чем говорить. Вроде все верим в единого Бога. Мы говорим о Библии. Они на нас смотрят, как не понятно о чем мы говорим. Они нам что-то начинают рассказывать не библейское. Мы тоже не понимаем, о чем они хотят нам рассказать. Мы вроде люди говорящие на одном языке, но не понимаем друг друга. А люди Библии они всегда понимают друг друга. А Вавилоняне, как в 11 главе книги Бытие, вроде строят одну башню, а понимать друг друга не понимают. А тем, кто основывает свое вероисповедание на краеугольном камне, Иисус дает понимание друг друга. Во второй главе книги Деяний помните, Бог дал разные языки. Их понимали все, о чем они говорят. Поэтому слава нашему Господу!

Мы сегодня кратко посмотрели основную тему. Но она не основная тема. Основная тема откровение об Иисусе Христе. Верный остаток это те, которые проповедуют истину об Иисусе Христе и она поставлена, как бы контур аргумент против мерзости запустения, которая ведет отступивший протестантизм к опустошительному нечестию. Верный остаток сам себя не пиарит. Не доказывает, что они верный остаток. Они не говорят, что в них дух святого Бога. Они никогда не участвовали в синкретизме на поле Деир, подстраивая свое вероисповедание под поклонение золотому истукану. Что вообще там делали Иудеи? Я не понимаю, как верующий человек может, молча находиться на поле Деир? А сейчас вместо истукана мир и безопасность. Сегодня им папа римский вместо Навуходоносора. Он объявляет собрание и все без исключения приезжают на эти советы и оправдывают себя, обманывая свою аудиторию, говоря, что они находятся там как наблюдатели.

Вы понимаете вот это наблюдатели они там. Но как это понять, я наблюдатель? Но если ты наблюдаешь, что они изменяют библейские уставы, значит, ты как наблюдатель должен конкретно сказать: вы что делаете? В Библии так написано. А почему они молча наблюдают? И сидящие на лавках очень рады, говоря: как наше представительство от церкви находится и там, и там, и там. Не нужно путать. Даниил, Анания, Мисаил и Азария не добровольно служили в чертогах царских. Их туда насильно привели как пленных. А сегодня посмотрите, христиане, называющие себя верным остатком, находятся в чертогах царских. Их что насильно туда пленили? Насильно труда привели? И аудитория восхищается: слава Богу, наш представитель при президенте России! Я не говорю плохо это или хорошо. Да будь ты где угодно, хоть самим президентом. Но причем тут церковь и работа у президента. Это абсолютно разные вещи.

Поэтому библейски верный остаток ничего общего не имеет с тем остатком, который представляет нам сегодня религиозная организация. Поэтому все эти темы они должны лежать в основе для исследования отдельных пророчеств. Потому что сегодня, как изучаются пророчества? Взяли пророчество из книги пророка Даниила и начинают толковать. А мы должны посмотреть, а к какой теме привязано то или иное пророчество. Если речь идет об остатке, значит, мы должны видеть общую картину в книге пророка Даниила об остатке и тогда мы можем понимать это пророчество, о чем же говорит пророк Даниил. Когда изучаем пророчество о мерзости запустения, мы рассматриваем это пророчество во всей книге, а не методом тыка. Даниил, Анания, Мисаил и Азария ничем не отличаются от нас. Посмотрите их первый шаг. Они пожелали в сердце своем и сделали по слову Божьему, и только потом Бог даровал четырем сим отрокам милость.

Даниил, Анания, Мисаил и Азария доверили слову Божьему и Бог счел нужным благословить Свой остаток. Хотя те Иудеи, которые осквернялись яствами со стола царского, я не думаю, что они считали себя отступниками. Поэтому слава Господу за все эти простые уроки, которые помогают простому человеку, живя на территории богопротивного Вавилона, отстаивать настоящую истину, подобно Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии. Теперь посмотрим заключение. «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь. (Первое послание Петра 5:13,14)». Приветствует избранная церковь подобно вам, находящаяся в Вавилоне. Во время апостолов Вавилона уже не было. Он был разрушен и все христиане свято верят, что Петр пишет это послание из Рима. То есть, Рим они считали Вавилоном.

А мы сегодня живем в мире, который тоже является духовным Вавилоном. Поэтому мы призваны подобно Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии отстаивать настоящую истину. Вот чем будет отличаться верный остаток. Если мы не сами себя пиарим, а если мы живем по слову Божьему. Не подгоняя слово Божье под свою веру, а верим в слово Божье. Поэтому слава нашему Господу!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]