Житие мучеников Сергия и Вакха
Сергий и Вакх были солдатами в римской армии. Царь очень уважал мучеников за их храбрость, верность и мудрость. Император Максимиан не знал,что они христиане и дал им высокие воинские звания. Но вскоре императору донесли, что Сергий и Вакх не поклоняются языческим богам, что в те времена являлось государственным преступлением.
Чтобы удостовериться, правда ли то, что они христиане, Максимиан приказал Сергию и Вакху совершить жертвоприношение в храме Зевса, но они отказались даже войти в капище, ответив, что поклоняются только Единому Богу. Тогда император силой заставил их войти в храм и настаивал на том, чтобы они поклонились идолам и принесли жертву. Но они снова не повиновались ему и стали обличать царя в его бессилии перед Господом.
Император разгневался и приказал снять с мучеников воинские звания, одеть их в женские одежды и провести по городу, надев им на шеи железные обручи, чтобы народ смеялся над ними. После этого их привели к Максимиану и тот по-дружески пытался из вернуть в языческую веру. Однако святые были непоколебимы в своей вере. Тогда правитель приказал отправить их в восточную часть Сирии к Антиоху, который ненавидел христиан. Император надеялся, что Сергий и Вакх испугаются жестокости Антиоха и от страха отрекутся от Христа.
Мучеников заковали в оковы и повели из Рима. Через день пути, охранники, сопровождавшие их, остановились в гостинице на ночлег. В полночь, когда солдаты уснули, Сергий и Вакх стали усердно молиться, чтобы Господь дал им сил мужественно вынести тяжкие страдания.
Во время молитвы к ним явился Ангел Божий и сказал, что своей стойкой верой они победят диавола. Сергий и Вакх возрадовались и стали молится, восхваляя Бога. Весь оставшийся путь мученики молились и пели псалмы, что еще более укрепляло их в вере.
Рекомендации
- الشهيدان سركيس وباخوس، مطرانية حلب للسريان الأرثوذكس ، 30 января 2011 г.
- ^ абcdежграммчас
Вудс, Дэвид (2000). «Происхождение культа СС. Сергия и Вакха». Из Военные мученики. Проверено 25 июня 2009 года. - Пио Франки де Кавальери, Scritti Agiografici
, Том I (1893-1900) - Кристофер Уолтер, Святые-воины в византийском искусстве и традициях
(Routledge, 2003), стр. 149–150. - «Сергий и Вакх». От Католическая энциклопедия
. Проверено 16 июня 2014 года. - Босуэлл, стр. 155
- Мартирологиум Романум
, Libreria Editrice Vaticana, 2001, стр. 528. - Свободно, Джон (2000). Blue Guide Стамбул
. W. W. Norton & Company. п. 137. ISBN 0-393-32014-6 . - Босуэлл, стр. 146. «Безусловно, наиболее влиятельной группой парных святых были Сергий и Вакх».
- Босуэлл, стр. 195. «Упомянутые архетипы, такие как Петр и Павел или Серж и Вакх, на самом деле не были братьями ни биологически, ни юридически. Можно сомневаться, были ли Петр и Павел в каком-либо смысле парой, но Серж и Вакх, наиболее часто цитируемые архетипы, безусловно, находились под влиянием того же культурного пристрастия, которое создало пару из единого Святой Феодор, легко представить, что Петр и Павел были связаны в народном воображении «.
- ^ аб
Босуэлл, стр. 154. - Янг, Робин Дарлинг (ноябрь 1994 г.). «Гей-брак: переосмысление истории церкви». Первые вещи
.
47
: 43–48. Получено 25 июня, 2009. - Шоу, Брент (Июль 1994 г.). «Собственный жених?». Новая Республика
: 43–48. Архивировано из оригинал 7 мая 2006 г.. Получено 25 июня, 2009. - Кристофер Уолтер, отзыв об Элизабет Ки-Фоуден, Варварская равнина: Святой Сергий между Римом и Ираном
в
Revue des études byzantines
,
59-60
:п. 279 - Альбрехт Классет, Мэрилин Сэндидж, Дружба в средние века и раннее современность
, п. 209 - Фоуден, Элизабет Ки (1999). Варварская равнина: Святой Сергий между Римом и Ираном
. Калифорнийский университет Press. п. 9 и примечание. ISBN 0520216857 . - Джордан, Марк Д. (2005). Благословение однополых союзов: опасности квир-романов и заблуждения христианского брака
. Издательство Чикагского университета. п. 134. ISBN 0-226-41033-1 . - Джордан, Марк Д. (2005). Благословение однополых союзов: опасности квир-романов и заблуждения христианского брака
. Издательство Чикагского университета. стр.135–136. ISBN 0-226-41033-1 . - Джестис, Филлис Г. (2004). Святые люди мира: межкультурная энциклопедия, том 3
. ABC-CLIO. п. 781. ISBN 1-57607-355-6 . - О’Нил, Деннис (2010). Страстная святость: маргинальные христианские преданности самобытным народам
. Издательство Trafford. п. 82
ж
. ISBN 978-1426925054 .
Где находятся мощи святых
Антиох когда-то стал правителем благодаря Сергию и Вакху и не хотел предавать их мучениям. Святые мученики ответили, что нет для них жизни без Христа, а если они погибнут за него, то это будет приобретение. Антиох разгневался и приказал избить Вакха бичами. Его били до тех пор, пока он не умер. Тело мученика приказали выбросить на съедение зверям. Но христиане тайно взяли тело святого и спрятали его в пещерах.
Сергию надели на ноги железные сапоги, в которых были набиты гвозди, и отвели в соседний город на суд, где его приговорили к казни и отрубили голову мечом. Это случилось примерно в 300 г. его тело христиане погребли в этом же месте.
После казни каждый год в день гибели мученика, из окрестных пустынь выходили звери и собирались на месте, где он был похоронен. Они обходили святое место и возвращались в пустыни.
На месте, где мученику Сергию отсекли голову, был построен храм. Теперь мощи мучеников покоятся в церкви Святого Петра в Венеции.
В катакомбы
Слева — священник Сергий Мечёв у митрополита Макария (Невского) в Николо-Угрешском монастыре, 1924 г. Справа — Сергий Мечёв во время исповеди, конец 1920-х. Фото: wikipedia.org
13 декабря 1931 года указом Синода весь причт маросейского храма был отлучён от Православной Церкви, а клир — запрещён в священнослужении. Поводом послужил публичный отказ отца Сергия исполнять указ Патриархии № 549 от 8/21 октября 1927 года о поминовении властей за богослужением.
Отец Сергий никогда не был ярым антисоветчиком. Он даже успел послужить в Красной армии и поработать в советских учреждениях. «Мой муж всегда принимал советскую власть», — подтверждала, если верить протоколам следствия, его супруга Евфросиния Николаевна.
При этом он не смог принять печально известную «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского), опубликованную в газете «Известия» в августе 1927 года. В ней тогдашнее официальное церковное руководство (Сергий, заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Нижегородский, и Временный Патриарший Священный Синод) сообщало, что Патриархия «решительно и бесповоротно становится на путь лояльности» и выражает благодарность Советскому правительству «за внимание к духовным нуждам православного населения». Согласиться с этими словами Мечёв не мог. «Церкви как в Москве, так и в провинции закрывались, все приходило в запустение. И митрополит Сергий утверждая обратное, действовал в угоду Советской власти, своим авторитетом руководителя Церкви прикрывал проводимую Советской властью политику притеснения Церкви, — вспоминал отец Сергий Мечёв. — Я отъединился от него, замкнулся в своем храме, не исполнял тех его распоряжений, которые противоречили церковному уставу и моей совести».
Отец Сергий почти два года пытался определиться со своим отношением к происходящему. В то время, как многие священники его круга решительно порвали с митрополитом Сергием и прекратили его поминовение за богослужением, иерей Сергий Мечёв искал компромисс. Он продолжал поминать митрополита Сергия на солее, вне алтаря, прекратив поминовение лишь в алтаре.
«Он старался, чтобы мы его поняли, но никого не принуждал следовать ему, — вспоминала прихожанка кленниковского храма Елена Апушкина, — „Если вы не разделяете моего пути, идите своим, но я не могу идти по другому”, — говорил он. Душа его не принимала того, что казалось ему противоречащим его взглядам на существо Церкви, он ссылался на свою „немощную совесть”».
Увы, такая линия поведения только внесла смуту в жизнь прихода. Многие прихожане стали обвинять отца Сергия в двуличии, а некоторые даже покинули общину. Видимо, это и подтолкнуло настоятеля к принятию решения: он отказался подчиняться митрополиту Сергию и молиться за безбожную власть, объяснив прихожанам, что «молиться можно только за власть верующую».
Результат последовал незамедлительно: 29 октября 1929 года отец Сергий, вместе с двумя священниками и девятью прихожанами был арестован, обвинён в «антисоветской деятельности» и сослан на три года «в Северный край».
Домой он уже не вернулся. Оставшиеся двенадцать лет жизни — чередование тюрем, лагерей, ссылок, съёмных квартир. Жену и четырёх детей видел эпизодически. Все священники клённиковского храма и многие из прихожан отца Сергия были арестованы и сосланы, храм в 1932 году был закрыт, разорён и обезглавлен.
О чем молятся Сергию и Вакху
Молясь у мощей святых мучеников Сергия и Вакха, люди получают исцеление от болезней. Верующие молились святым, прося защитить себя и своих близких от болезней телесных и духовных. Взывали с просьбами защитить от искушений, указать правильный путь и помочь в беде.
Молитва Сергию и Вакху о защите
Удобрение Христовых страстотерпец/ и очи Христовы Церкве,/ очи просветите душ наших,/ Сергие многострадальне и Вакше преславне:/ молитеся ко Господу,/ яко да убежим тьмы греховныя/ и Света явимся общницы невечерняго// молитвами вашими, святии. Разум на враги мужески вооруживше,/ всю тех лесть разрушисте,/ и победу свыше приимше, мученицы всехвальнии,/ единомысленно вопиюще:// добро и красно еже быти с Богом. Величаем вас, / страстотерпцы святии, / и чтим честная страдания ваша, / яже за Христа / претерпели есте.
«Отец Сергий — крупная величина»
Слева — Сергей Мечёв во время прохождения военной службы, 1915 год. Фото: https://st-tatiana.ru/. Справа — о. Сергий с женой и детьми. Фото: vjataja-troica.cerkov.ru
После первого ареста отца Сергия отправили в город Кадников Вологодской области. Там он снял две комнаты в частном доме, в одной из них обустроил храм. Переписывался с прихожанами, каждый день совершал богослужение. Вскоре его супруга Евфросиния Николаевна также получила три года ссылки и переехала к мужу с младшей дочерью Аней. Старшие дети остались в Москве под опекой дяди, Глеба Николаевича, и приезжали к родителям на каникулы. Срок ссылки уже почти истёк, но 7 марта 1933 года последовал новый арест.
Формально отца Сергия арестовали за «антиколхозную агитацию». Собственно, в тот день в городе арестовали всех, кто имел какое-либо отношение к Церкви, так как церковники априори считались врагами коллективизации. В ходе следствия выяснилось, что никакой агитации отец Сергий не вёл, да и с местным населением почти не общался. Однако следователь зацепился за слова, сказанные на допросе местным священником Петром Чельцовым. «Мечёв — крупная величина в церковном мире, пожалуй, не только Москвы, но и России», — упомянул отец Пётр. Эти слова в протоколе были подчёркнуты. И отца Сергия решили не отпускать.
Еще пять лет лагерей. Заключённых часто переводили с места на место. Особенно над ним издевались в Свирьлаге. Сохранились воспоминания врача-психиатра, который обследовал отца Сергия в 1935 году в Главном управлении Свирских лагерей. «Первым был мною освидетельствован известный всей Москве профессор-протоиерей о[тец] Сергий Мечёв. У него оказалось реактивное состояние после допросов, на которых ему сообщили о расстреле его жены и детей. Мне удалось содействовать его отправке в тюремную больницу им. Гааза на испытание к гуманному профессору Оршанскому, который, как я надеялся, смог бы устроить отцу Сергию свидание с его родными. Я был убежден, что его родные не расстреляны, а ложным сообщением об их смерти только мучили священника». Забегая вперед заметим, что врач оказался прав.
В 1937 отец Сергий освободился. Жить в Москве ему, естественно, запретили. Он поехал в Тверь (тогда — Калинин), где устроился работать фельдшером в местную поликлинику.
Предательство епископа
Храм святителя Николая, где служил о. Сергий, 20-е годы ХХ века. Фото: https://pastvu.com/
Отец Сергий активно переписывался с прихожанами, которые теперь были рассеяны по всему пространству СССР. Видимо, он хотел разбить свой разбросанный по стране приход на десятки и сделать так, чтобы каждую десятку окормлял подходящий священник. Соответственно, нужен был епископ, который рукоположит в священники нескольких людей из верных отцу Сергию прихожан.
Осенью 1938-го отец Сергий открыл свой замысел епископу Мануилу (Лемешевскому), который проживал тогда неподалёку — в селе Завидово Калининской области. Владыка Мануил — отсидевший пять лет на Соловках и четыре года в Мариинских лагерях, вызывал доверие у отца Сергия. Однако это был надломленный человек, советский осведомитель. Он сотрудничал со спецслужбами с конца двадцатых годов, несмотря на то, что сам был узником советских лагерей.
1 мая 1939 года епископа Мануила арестовали, и он дал подробные показания об отце Сергии (в дальнейшем эти показания легли в основу расстрельного дела Мечёва).
Узнав о предательстве епископа, отец Сергий пережил страшное потрясение. Через одну «доверенную особу» он передал местой прозорливице, блаженной монахине Ксении вопрос: „Что делать священнику, которого предал епископ?” Формулировка смутила женщину, она исполнила поручение нехотя. „Кому ты отказала?! — сурово упрекнула ее блаженная. — Он — священномученик! Его ждет схима, затвор”».