Пророк Самуил 2022: какого числа по церковному календарю


Житие пророка Самуила

По преданиям, пророк Самуил жил в XI веке до Рождества Христова. Родителями Самуила были Елкан и Анна. Жила семья недалеко от Иерусалима, в городке Рафаим-Цофим. Елкан горячо любил Анну, но она не могла дать ему детей, вторая жена Феннана подарила мужу несколько сыновей и дочерей. Феннана ревновала и постоянно унижала Анну, и даже нежные заверения мужа в любви не могли её успокоить.

В отчаянии Анна пришла в скинию и молилась Господу с просьбой подарить ей сына. Она пообещала, что сделает его назореем, и он посвятит жизнь служению Господу. Спустя время Анна родила сына, которого назвала Самуилом, что в переводе означает «испрошенный».

Когда Самуил подрос, Анна выполнила своё обещание и отдала Самуила на служение Богу к священнику Илие, в Силом. Благочестивое поведение юного Самуила покоряло всех. Самуил стал пророком Божьим ещё в юности. Однажды, после дневной службы, во время отдыха, к Самуилу обратился сам Бог, но мальчик не понял, и решил что его зовет священник. Илия понял, что мальчику было явление и научил ребенка, как понять волю Всевышнего. Бог передал ему грозную весть о семье первосвященника, Бог решил наказать дом Илия, из-за его негодных сыновей.

Илия и его сыновья, Офни и Финеес погибли, а народ узнал, что Бог отметил отрока особым расположением. Война с филистимлянами, на которой погибли 30 000 израильтян, ввела Израиль в смятение, однако Самуил рассказал, что это не случайность, а определение Бога. Пророк потребовал уничтожения всех идолов и преданного служения Богу. , чтобы народ полностью уничтожил идолов и повернулся всем сердцем к преданному служению Яхве.

Иудеи покаялись перед Богом, Самуил ходатайствовал за израильтян перед лицом Господним в Массиве. Тут он начал свою деятельность как судья Божьего народа. В этот период филистимляне пошли войной на израильский народ. Самуил обратился к Богу за помощью и тот ответил на его молитву. После этой победы филистимляне больше не решались нападать на Израиль до наступления эпохи царей. Самуил совершал обходы главных городов Израиля и вершил правосудие. Он был бескорыстным и справедливым судьёй, при его правлении Израиль процветал.

Когда Самуил состарился, он разделил свое правление между детьми Иоилем и Авией. Однако те не подражали отцу в неприязни к неправедному обогащению и благоговении перед Богом.

Однажды к Самуилу пришли старейшины, попросив назначить царя, дабы народ не впал в отступничество. Это опечалило Самуила, когда он понял, что разочарование в одних правителях побудило уповать не на Бога, а на другого человека. Самуил молился, чтобы узнать о решении Бога. Бог уступил желанию народа и назначил царя. Первым царём Израиля стал Саул. Для него это стало большой неожиданностью, ведь он происходил из маленького племени немногочисленного колена Израиля.

Однако Саул разочаровал своим правлением. Он стал высокомерен, властен и жесток. Во время наказания амаликитян Саул ослушался Бога: он пощадил лучших животных и царя жестокого народа. После этого огорчённый Самуил провозгласил волю Бога, согласно которой царская власть должна была перейти к другому человеку. Им стал Давид, младший сын Иессея.

После этого о деятельности Самуила больше ничего не известно. Он продолжал молится Господу и руководить сообществом пророков, занимавшихся духовной просветительской деятельностью. Предание гласит, что Самуил скончался в возрасте 87 лет за 2 года до смерти царя Саула.

Элькана и Хана, родители Шмуэля [↑]

Шмуэль принадлежал к потомкам Кеата, сына Леви (Бемидбар раба

3:11). Среди его предков был Эвъясаф, один из раскаявшихся сыновей Кораха, поднявшего восстание против пророка Моше и в наказание за это заживо поглощенного землей, — но его сыновья, возгласившие «Тора — истина и Моше — истина» были спасены (
Мегила
14а;
I Шмуэль
1:1, Раши).

Отец Шмуэля — Элькана, о котором в мидраше сказано, что «в том поколении не было подобного ему» (Бемидбар раба

10:5), учился у пророков, и его жена Хана тоже обладала духом пророчества (
Мегила
14а).

В течение десяти лет Элькана и Хана оставались бездетными, и, следуя закону Торы, он взял себе еще одну жену — Пнину, у которой родилось десять детей (Шмуэль 89

).

Четыре раза в году Элькана со всей семьей совершал паломничество в Шило, где тогда находилась Скиния Завета (I Шмуэль

1:3), своим примером побуждая и других евреев к выполнению этой важной заповеди, — благодаря ему у сынов Израиля заслуги перевешивали над грехами. Тогда Всевышний сказал Элькане: «За то, что ты побуждаешь евреев к выполнению заповедей, у тебя родится сын, который добавит заслуг всему Израилю» (
Тана девей Элияу раба
8).

Посетив Скинию в 2830 году

(930 г. до н.э.), бездетная Хана молилась особенно горячо, взывая к Творцу: «Владыка Вселенной, Б-г воинств! У Тебя есть Воинство вверху и воинство внизу, а я не понимаю, к какому из них я принадлежу. Если я принадлежу к Небесному Воинству, то я не должна ни есть, ни пить, ни рожать детей, ни умирать — а жить вечно! Но если я принадлежу к воинству земли, то должна и есть, и пить, и рожать детей!» (
I Шмуэль 1:11, Раши
). «Владыка Вселенной! — взывала Хана. — Неужели Тебе, сотворившему неисчислимые воинства в Твоем мире, трудно дать мне одного сына?!» (
Брахот
31б). «Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей …и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, — обещала она, — то я отдам его Б-гу на все дни его жизни». В тот день первосвященник Эли благословил ее, сказав: «Иди с миром, и Б-г Израиля да исполнит твое желание, то, о чем ты у Него просила» (
I Шмуэль 1:11,17
).

Это благословение сбылось: в первый день нового 2831 года

Хана зачала (
Брахот
29а), и спустя шесть месяцев и два дня беременности у нее родился сын (
I Шмуэль 1:20, Раши
).

О чем молится пророку Самуилу

Житие пророка Самуила можно назвать примером справедливости и смирения. Имея практически безграничную власть, он оставался смиренным, кротким и справедливым человеком, вершил справедливый суд и не наживался на этом. Тропарь и кондак, читаемые в храмах в честь пророка Самуила, повествуют о жизни и добрых делах святого. Прямое общение с Богом и откровения пророка Самуила пример истинной веры, смирения для всех христиан. Молитвы, обращенные к нему, помогают обрести защиту и предводительство.

В молитвах верующие часто просят пророка Самуила: о душевном и телесном здоровье близких; о помощи в учебе детей; о вразумлении, укреплении в вере; о защите и покровительстве; о справедливом решении в спорах; о примирении сторон.

Молитва пророку Самуилу

Дар благоприятен, от матеерних тя рук возложии рождшая, молитвы достоин, Самуиле, плод тя наследовавши и отдавши Богу Благодетелю, якоже обещася. Темже в тебе упокоися благодать Духа, славне, беззлобием возрастивши и мудростию украсивши. Мастию священною яко священник обложимь и пророк являемь, прозираеши предняя, и повелением Божественным помазуеши царя, и будущая сказуеши, судя праведно израильтеским людем, непрестанно согрешающим и от Бога удаляющимся, Самуиле досточудне, Богоносе пребогате. Ныне не в гаданиих, ниже в сенех, яко первее, к лицу же лицем зриши, Егоже возжелал еси, плотский мрак и тяготу отложив, и, Небеса обходя, радуешися, пророче всечестне, пророком равностоятелю, праведным собеседниче и Ангелом сопричастниче».

Шмуэль — судья Израиля [↑]

С годами весь народ узнал о пророческом даре Шмуэля (I Шмуэль

3:19-21). Когда Б-г говорил с Шмуэлем в Шило, люди видели облачный столб, соединяющий землю с небом, — так же, как бывало при пророчествах Моше (
Оцар Ишей аТанах, Шмуэль
).

В книге Зоар указывается, что, хотя Шмуэль был только левитом, он выполнял в Шило также и служение коэна. Ведь по своему духовному уровню он был подобен Моше и первосвященнику Аарону, а Моше тоже нес службу коэна, хотя и был лишь левитом (Зоар 2, 148б

).

Кроме того, еще при жизни Эли Шмуэль начал судить сынов Израиля (Седер адорот

). В Талмуде образно говорится, что еще до того, как угасло солнце Эли, воссияло солнце Шмуэля (
Йома
38б;
Кидушин
72б).

В 2870 году

(
890 г. до н.э
.) сбылось первое пророчество Шмуэля: когда сыны Израиля потерпели сокрушительное поражение от филистимлян, были убиты два сына Эли. В тот же день, узнав о гибели сыновей и пленении ковчега завета, умер и престарелый Эли (
I Шмуэль
4:10-18).

Сменив своего наставника, Шмуэль стал верховным судьей Израиля (Седер адорот

). Он призывал сынов Израиля к раскаянию, убеждая их: «Если вы хотите всем сердцем вернуться к Б-гу, то удалите из среды своей чужих богов и Астарту. Обратите ваше сердце к Б-гу и служите Ему одному — и Он избавит вас от руки филистимлян». А когда народ последовал его призыву, Шмуэль собрал всех сынов Израиля в Мицпе, и молился там об избавлении от иноземных поработителей.

Услышав, что евреи собрались в Мицпе, филистимляне пришли туда, чтобы сразиться с ними. В ходе завязавшейся битвы Всевышний посеял среди филистимлян панику, и они бежали. В последующие дни сыны Израиля отвоевали захваченные филистимлянами города — от Экрона до Гата, и больше филистимляне не нападали на евреев во все дни, пока Шмуэль стоял во главе народа (I Шмуэль

7:3-14).

Из года в год он обходил землю Израиля, останавливаясь, как правило, в Бейт-Эле, Гилгале и Мицпе, а затем возвращался в свой родной город Раму, где был его дом, — и во всех этих местах он судил сынов Израиля, разрешая их тяжбы (I Шмуэль

7:15—17;
Шабат
56а). Во время всех своих странствий он возил с собой шатер и всю необходимую утварь, чтобы не пользоваться по пути услугами других даже за плату — ведь судья должен остерегаться и тени пристрастности или предвзятости (
Брахот 10б, Раши; Недарим 38а
).

В отличие от Моше, Шмуэль удостаивался пророческих откровений не только в Святилище, но и в период своих странствий. В мидраше переданы слова Творца: «Моше, который сидел в одном месте и судил приходящий к нему народ, должен был приходить ко Мне, в Шатер Откровения, чтобы там услышать Мои речения. Но Шмуэль сам переходил из города в город, чтобы людям не пришлось идти к нему, — поэтому Я Сам буду приходить к нему и говорить с ним» (Шмот раба

16:3).

Когда Шмуэль почувствовал приближение старости, он поставил судьями над Израилем двух своих сыновей — Йоэля и Авию, которые избрали местом своего пребывания город Беэр-Шева, расположенный на самом юге страны, и многие евреи были вынуждены совершать к ним дальние путешествия. А, отступив с пути отца в малом, они постепенно опустились до того, что стали брать взятки и искривлять суд (I Шмуэль 8:1-3, Радак

).

Шмуэль быстро состарился и поседел от горя, вызванного прегрешениями сыновей (Таанит 5б, Раши; Агадат Берешит 41

).

Тематика книги и ее структура

Основная тема книги Самуила — становление Израильского царства: биография Самуила до истории Саула (I Сам. 1–7); Самуил и Саул (I Сам. 8–15); Саул и Давид (I Сам. 16–31); приход Давида к власти (II Сам. 1–8); продолжение истории Давида (II Сам. 9–20); дополнения к рассказу о правлении Давида (II Сам. 21–24; однако продолжение истории Давида, его старости и воцарения Соломона входит уже во II книгу Царей, главы 1–3).

Главная цель книги Самуила — попытка критического осмысления событий, связанных со становлением монархии как института национально-религиозного значения. Этот подход виден в построении повествования, ставящего ряд исторических вопросов, и прежде всего — было ли установление царской власти Божьим даром или богоотступничеством (I Сам. 8).

Книга Самуила не принадлежит перу одного автора, хотя несомненно, что впоследствии текст подвергся редактуре. Она включает разнообразные элементы как с жанровой, так и с содержательной точки зрения. Большая часть текста составлена из повествований, связанных содержательно (единство места и времени) и стилистически (диалоги, повтор формул, рамочное построение и т. п.).

Книга содержит поэтические фрагменты, представляющие собой речь персонажей (I Сам. 2:1–10; 15:22,23; II Сам. 1:17–27; 3:33,34; 20:1; 22:1–51; 23:1–7). Некоторые из этих поэтических фрагментов встречаются и в других книгах Библии (II Сам. 20:1 – в I Ц. 12:16; II Сам. 22 – в Пс. 18 [в русской традиции 17]), поэтому возникает вопрос, принадлежат ли поэтические тексты той же эпохе, что и основное повествование книги.

В книге Самуила часто встречаются пророчества и Божественные наставления (I Сам. 2:27–36; 3:11–14; 6:3–9; 8:7–18; 9:15,16; 10:17–19; 12:6–17, 20–25; 15:10,11; 17:45–47; II Сам. 7:3–16; 12:7–14; 21:1; 24:11–13). В большинстве случаев такие отрывки образуют часть повествования, однако иногда представляют собой самостоятельные литературные композиции (например, II Сам. 7).

В книге содержится материал, источником которого служили царские архивы, — например, списки сановников Давида (II Сам. 20:23–26), имена его жен и сыновей (II Сам. 3:2–5), перечни его войн и завоеваний (II Сам. 8). Обычно этот материал стилистически подчинен повествовательным частям или сам включает повествовательные детали (I Сам. 13:1–3; 30:26–31; II Сам. 2:8–11; 5:4–5,9,17–25; 8:1–14; 12:26–31; 23:8–19; 24:5–9). Реже архивный материал образует самостоятельный текст (I Сам. 7:13–17; 14:47–52; II Сам. 3:2–5; 5:13–16; 8:15–18; 20:23–26; 21:15–22; 23:20–39).

В книге Самуила встречаются и другие жанровые элементы — молитва (II Сам. 7:18–29), мотивы притчи (II Сам. 12:1–6; 14:4–17), пословицы и поговорки (I Сам. 10:12; 18:7; 19:24 и в других местах). Основным методом составителя, очевидно, была компоновка материала в более или менее хронологическом порядке, что часто требовало членения используемых источников и перегруппировки их частей в соответствии с логикой и хронологией.

Большинство исследователей придерживается мнения, что источники, использованные при составлении книги Самуила книги, включали сказания о детстве Самуила, повествование о Ковчеге Завета, о становлении монархии — о событиях в Мицпе, Раме и Гилгале, рассказы о Давиде, историю событий при его дворе, а также дворцовые архивы, пророчества, стихотворные композиции (например, плач Давида о Сауле и Ионатане, II Сам. 1:19–27).

Ошибка царя Шауля [↑]

А когда огромное войско филистимлян вновь вторглось в Землю Израиля, Шмуэль пришел в лагерь, расположенный при Гилгале, и увидел, что царь Шауль, не дождавшись его, уже вознес жертвы — хотя они заранее договорились, что Шмуэль придет в тот день, чтобы принести жертвы самому. Царь оправдывался тем, что народ уже начал разбегаться от него, и он хотел обратиться за поддержкой к Творцу — но Шмуэль предрек ему, что, поскольку он нарушил повеление пророка, посланца Б-га, теперь его царствование не устоит, и Всевышний изберет Себе другого царя (I Шмуэль 13:1-14, Раши и Радак

).

В тот раз войско царя Шауля одержало внушительную победу (I Шмуэль 14:15-31

). Но некоторое время спустя Шмуэль повелел царю Шаулю от имени Б-га вступить в войну с амалекитянами и, не щадя, истребить их всех до одного и даже их скот. А когда Шмуэль узнал, что, одержав победу, евреи оставили в живых царя амалекитян Агага, а также отборный скот, чтобы принести его в жертву Б-гу, он спросил у Шауля: «Неужели всесожжения и жертвы столь же желанны Б-гу, как и послушание Его голосу?! Нет, послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука баранов! Ведь непослушание — это как колдовство, а неповиновение — как поклонение идолам. За то, что ты отверг слово Б-га, Он отверг тебя от царствования». А когда Шмуэль повернулся, чтобы отойти от царя, тот, пытаясь удержать пророка, схватился за полу его плаща и оторвал ее. «Сегодня, — сказал ему Шмуэль, — Б-г “оторвал” от тебя царскую власть над Израилем и отдал ее тому, кто лучше тебя». Перед тем, как окончательно уйти, Шмуэль велел подвести к себе царя амалекитян и, сказав: «Как твой меч лишал матерей их детей, так и твоя мать останется без своего сына!», рассек его пополам (
там же 15:1-33
).

Помазание на царство первого царя [↑]

В 2881 году

(879 г. до н.э) все старейшины Израиля пришли к Шмуэлю в Раму и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не идут твоим путем. Теперь поставь над нами царя, чтобы судить нас, как у всех народов!»

Шмуэль, которому не понравилась эта просьба, обратился с молитвой к Б-гу, и Творец ответил: «Послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо они отвергли не тебя, а Меня отстранили от царствования над ним. Как они поступали во всем с того дня, когда Я вывел их из Египта и до сего дня, отвергая Меня и служа иным божествам, так поступают они и с тобой».

Следуя велению Творца, Шмуэль все же предостерег народ, рассказав ему, с какими притеснениями и поборами может быть связана власть царя. Но сыны Израиля не вняли его голосу, вновь потребовав: «Пусть над нами будет лишь царь! Тогда мы станем как все народы — царь будет судить нас, и он будет выводить нас (в военный поход) и вести наши войны» (I Шмуэль 8:5-22

).

В 2882 году

(878 г. до н.э.) Шмуэль помазал на царство Шауля из колена Биньямина, на которого указал ему Б-г (
I Шмуэль 9:15-10:25
). Но затем, собрав всех евреев в Гилгале, Шмуэль вновь обвинил их в отступлении от воли Б-га, воззвав: «А теперь станьте и посмотрите на великое дело, которое Б-г совершит на ваших глазах! Ведь сейчас пора жатвы пшеницы (т.е. время, когда в Земле Израиля дождей вообще не бывает), а я воззову к Б-гу, и Он даст гром и дождь, и вы узнаете и увидите, насколько велико ваше зло, которое вы сотворили перед Б-гом, испросив себе царя». И когда по призыву Шмуэля внезапно прогремел гром и хлынул дождь, сыны Израиля затрепетали (
I Шмуэль 11:15-12:18
). А Шмуэль сказал им: «Как с помощью молитвы я могу менять времена года, так в час войны я могу с помощью молитвы остановить врага, хотя я уже и стар, — и не нужно вам было просить царя при моей жизни!» (
I Шмуэль 12:16, Раши
).

Сыны Израиля стали умолять Шмуэля о молитвенном заступничестве, а он призвал их: «Только бойтесь Б-га и служите Ему истинно, всем вашим сердцем! …Но если вы будете творить зло, то и вы, и ваш царь погибнете» (I Шмуэль 12:19, 25

).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]