Было бы ошибочным считать, что книги так называемых »малых пророков», являются какими-то малозначительными… Не редко то, что может казаться не значительным и не заметным (детали, элементы, фразы), могут делать многое (1 Коринф.12:22,25.). И книга пророка Аввакума, является одним из таких примеров.
Итак: О чём говорят пророчества Аввакума?.. Мы надеемся, что внимательно ознакомившись с ними, вы согласитесь в том, что они и в самом деле важны для нас; особенно для тех, кто будет жить во время последних дней нечестивого мира… Вы спросите, зачем нужно знать это? Не достаточно ли просто быть хорошим христианином? — Да, это важно. Однако, правильное понимание пророчеств о последних днях, поможет стать нам более адекватными христианами. Понимание событий во время бедствий (Иерем.30:6,7,23,24. Дан.7:24-26.), поможет нам иметь более полное утешение и надежду (Рим.15:4.). Так же, читая, понимая и видя истинную картину Слова Бога, мы осознаём, насколько красив и совершенен этот духовный мир. Добро пожаловать в этот мир друзья!..
Житие пророка Аввакума
Пророк Аввакум происходит из колена Симеонова, жил в 650 году до Р.Х. Относится к 12 малым пророкам. О его жизни известно мало, большая часть информации касается его пророчеств. По некоторой информации, он был сыном левита Иисуса.
Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, вавилонское пленение верующих, а также их возвращение на родину. На момент войны с Вавилоном он удалился в Аравию. В этот период произошло чудо, о котором много говорилось после.
В один день пророк шел к жнецам и нес еду. По дороге он встретил Ангела Господня. Практически моментально его перенесли в Вавилон, где в это время в темнице был пророк Даниил. Пища, которая предназначалась жнецам, послужила для утоления голода Даниила. Об этом много говорил и сам Даниил после того, как освободился от плена.
На протяжении своей жизни Аввакум писал книгу, которая во многом описывала жизнь пророка в это время. В ней были предсказания о нашествии халдеев, а также описание духовного состояния индийского общества, которые при царившем беззаконии продолжали храмовое богослужение. Эта информация позволила в некоторой степени оценить время жизни пророка.
Его труд представлен тремя главами. Большая часть содержания книги посвящена его пророчествам. Первая посвящена центральной богословской проблеме, вторая описывает 5 проклятий халдеям, которые были ответственны за беззаконие и слишком сильную жестокость. Этот период характеризуется гонением христиан и большим количеством узников.
Третья часть представлена молитвой. Она описывает пришествие Судии мира, толкует многие традиции христиан.
По завершению войны пророк вернулся домой и умер в глубокой старости. Произошедшее чудо с ним оказало влияние на всю его дальнейшую жизнь. Он придерживался строгих правил и старался жить как можно проще.
На основании самой книги, местом проповеди считается Иудея. Некоторые историки предполагают, что он находился в священном Иерусалиме. На время его жизни указывает сказание о халдеях и описание иудейского общества. Поэтому время служения в некоторых источниках датируется по-разному: царь Езекии, Манасии или Иоаким.
«Праведный верою жив будет»
В ответ на второй его вопрос — почему для отмщения избран народ лукавый? — Господь велит записать: …чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени… и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. …душа надменная не успокоится, а праведный верою жив будет (Авв 2:2–4). Эти слова пророка Аввакума трижды цитирует апостол Павел, считая их основой новозаветной Церкви. Каждый ответит за свои дела: Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы (Авв. 2:8).
Ангел похищает пророка Аввакума
Завершает Книгу пророка Аввакума молитва-псалом, в которой рисуется грозное Богоявление, очистительная буря, сметающая зло с лица земли. Надеждой на эту бурю, верой в небесную правду, за которой — рано или поздно — останется последнее слово, праведник спасается от отчаяния. И если прежде знаком милости Божьей ветхозаветный человек считал земное благоденствие, то для пророка Аввакума жизнь не в этих «знаках», а в самом Боге, Которому он доверяет безраздельно. Вера и любовь поглощают все, преображая дух человека. Пусть, говорит пророк, лозы не дают плодов, пусть засохли маслины и исчезли стада, но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
Вера Аввакума стала исходной точкой для учения апостола Павла о спасающей вере во Христа. Свет, о котором предвозвещает Аввакум, — это свет Воскресения Христова, «просвещающий всех». Именно вера в Спасителя человечества, Мессию, во времена Аввакума еще только ожидаемого ,— то, чем жив будет праведник, чем он спасется от зла и смерти. По мнению христианских богословов, это — самое важное в пророчестве Аввакума.
Аввакум 3 глава толкование
Аввакум 3:1,2
Молитва Аввакума пророка, для пения.
2 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.
- Пророческая молитва о Великом Дне Бога Яхве и пришествии Господа Христа.
- Смотри: Иерем.30:6,7,23,24. Михей.7:15,16,18,19. Дан. 12:1.
Аввакум 3:3
Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.
- История исшествия и спасения Израиля из египетского плена, избавление от фараона и шествие среди других народов; было образом избавления в последние дни от нечестивого мира сатаны.
- Смотри: Втор.33:1,2. Судей.5:4.
Аввакум 3:3(б,в),4
Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. 4 Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!
- »От рукируки Его лучи» — Солнце и Луна — два свидетеля на небе (Быт.1:14,16.)…
- »Тайник Его силы» — здесь имеется в виду Царь, Сын Всевышнего Христос,
- »Рождённый» от Царства Бога, т.е. Небесного Иерусалима.
- В видении апостола Иоанна было показано: »И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным…» ( Откр.12:1,5. Дан.7:13,14.).
- Смотри: Быт.1:14,16-18. Марк.4:23-25. Быт.37:3,5,9,10. Откр.12:1,5. Псал.2:6,7,12.
Аввакум 3:12,5
Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.5.Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер.
- О отмщении Всевышнего за свой народ [пророков] казнями (см. Откровение. 16 гл.).
- Например: подчинение Навуходоносору [»зололтой голове», царю- царей — Дан.2:37,38.] — является образом подчинения Христу, во время Его второго пришествия. Всякий, кто отказывался подчиниться, наказывался четырьмя казнями: »если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, — этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его» (Иер.15:3; 27:8. Сравнить: Псал.2:6-12.).
- Смотри: Втор.5:1. Втор.28:15,21,22. Амос.5:15. Амос.4:10. Втор.30:2,3,6,7.
Аввакум 3:6-16
Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. 7 Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. 8 Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? 9 Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю. 10 Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; 11 солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих. 12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. 13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. 14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. 15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод. 16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.
- События, произошедшие с Израилем, во время исшествия из Египта и странствования по пути к обетованной земле, служат примером — прообразом для нас: »все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим.15:4). Понимая суть и значение тех событий, мы можем иметь истинное понимание и обоснованную веру на время конца нечестивого мира.
- Смотри: Псал.134:9-12. Деян.13:19. Псал.134:13,14. — Дан.10:14. Исаия.41:8-12,14. (Галат.3:28,29.). Откр.13:1,2. Откр.17:9,10,15. Откр.19:19. Псал.75:10,11. Михея.7:15,20.
Аввакум 3:6,7
Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. 7 Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.
- О великом бедствии, грядущем на народы мира. О мщении Небесного Бога своим врагам.
- Смотри: Исаия.2:12,14,15,17-21. Откр.6:15-17.
Аввакум 3:8,10,12,14,15
Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? 10 Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; 12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. 14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. 15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод.
- Возмущённое море, это образ народов мира, восставших на народ Бога. Укрощение морских вод и ветров-духов, это пророческое действие, указывающее на спасение от Всевышнего, через Царя-Заступника Христа Иисуса. (Смотри пророческое действие: Луки.8:23-25.).
- Смотри:Матф.8:24-27. (Галат.3:29. Псал.123:1-6.). Исаия.17:12-14. Лук.18:8.
Аввакум 3:8,13-16
Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? 13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. 14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно. 15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод. 16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.
- Уничтожение войска фараона в Красном море, было пророческим действием Бога. Это указывало на уничтожение тех, которые будут во вражде с последователями Христа [с теми, кто будет ведом большим Моисеем -Христом].
- Смотри: Быт.3:14,15. Исход.14:5-7,15,22-28. (Колос.2:17. Псал.26:1,2. Псал.88:20-26,39,45,46,50-52.). Исаия.26:20,21. Исаия.27:1-5. Исаия.10:24-26. Дан.12:1. Михея.5:5,6,9. Откр.17:14. Захар.14:12,13.
Аввакум 3:16
Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.
- Время признака конца нечестивого мира, — будет самым тяжёлым временем для последователей Христа (за всю историю христианства). О проявлении веры в Всевышнего.
- Смотри: Иерем.30:6-9,11,15,16,22-24. Дан.11:35. Луки.21:12,13,16,17,19,25-28.
Аввакум 3:17-19
Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, -18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. 19 Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!
- Забота Всевышнего Яхве о Илии и Иеремии во время голода и бедствий в Израиле, это пророческий образ-утешение в том, что Небесный Отец позаботится о истинных последователях Христа, во время признака конца нечестивого мира.
- Смотри: 3 Царств.17:1-4,6-9. Иерем.37:21. Иерем.40:2-5. Рим.15:4. Евр.13:5,6. Исаия.41:14. Исаия.49:15. Дан.8:23,24. Матф.24:10,11. Лук.21:16-19. Матф.10:28-31. Матф.6:26,33. Михея.7:15-20.