Чистый четверг — традиционный славянский праздник. Празднуют Чистый четверг один раз год в апреле месяце, а дата немного смещается каждый год. Но неизменно время очищения приходится на неделю перед Первыми Русалиями.
Предметы, заговорённые в чистый четверг
Посмотреть
Когда бывает чистый четверг
Наши предки точно знали, перед каким праздником наступает чистый четверг. День очищения всегда отмечается на неделе перед первыми Русалиями. Их срок неизменен – с 16 по 21 апреля, поэтому вычислить дату чистого четверга несложно, отталкиваясь от дней недели. Когда Чистый Четверг в 2022 году? Чистый четверг в 2022 году выпадает на 7 апреля. День Чистого Чеверга предназначен для подготовки к непростому периоду Русалий и поминовению Предков.
Выпекание куличей
Считается, что нести куличи в церковь на освещение нужно полностью остывшими. Поэтому нужно заранее подумать, когда их печь.
Подходящее время, когда можно без спешки заняться приготовлением главного пасхального блюда , но только после уборки.
Некоторые нюансы, которые помогут в выпекании куличей:
- вымешивать тесто нужно аккуратно и без спешки;
- нельзя замешивать и держать основу на сквозняке;
- нужна хорошая мука, которую необходимо просеять 2 раза;
- продукты для приготовления теста не должны быть холодными;
- если готовите творожные куличи, творог должен быть однородным, без комочков;
- изюм и цукаты перед добавлением в тесто нужно посыпать мукой для лучшего распределения;
- формочки для куличей рекомендуется застелить пергаментом, смазанным подсолнечным маслом;
- в духовку одновременно нужно ставить формы одинакового объема, чтобы куличи подрумянились в одно время;
- если тесто в формочке сильно поднялось, нужно накрыть ее фольгой или бумагой;
- если подгорают верхушки у куличей, можно накрыть их влажной тканью или вниз духовки поставить емкость с водой;
- готовые куличи нужно полностью остудить и не убирать в пакет.
Чтобы сохранить выпечку свежей до воскресенья, можно поставить куличи в хлебницу. Подойдет кастрюля с крышкой. Главное, чтобы посуда была чистой, без крошек и влаги. Можно завернуть куличи в хлопковую или льняную ткань и поставить в прохладное место.
Чистый Четверг – очищение от прошлых бед!
Период Русалий славяне считали переломным, мистическим и опасным. С приходом весны жизнь всегда начинается сначала — сменяются сезоны, пробуждается природа, души предков возвращаются на Землю. Согласно народным поверьям, именно во время Русалий человек может столкнуться с духами мертвых. Чтобы должным образом почтить предков и не попасть под искушение русалок, непременно нужно быть чистым и телом, и душой. Потому, коли придерживаетесь славянских традиций, Чистый четверг нельзя пропустить! Это время, когда человек не только очищается от прошлых бед, но и защищает себя от возможных несчастий в будущем.
Уборка в доме
Создавать чистоту перед Пасхой нужно обязательно. Согласно традициям, заняться этим нужно сразу после пробуждения. Самое важное – успеть помыть окна и пол до наступления темноты. Можно почистить всю посуду, выстирать белье.
Говорят, что, начиная с пятого дня Страстной седмицы, нельзя убираться. Поэтому избавиться от бардака дома и выкинуть весь хлам нужно как раз в четверг. Заведено помогать с уборкой своим родителям.
Совет! Чистота должна быть не только дома, но и в душе. Не давайте пустых обещаний, не обманывайте родных, делайте только добрые дела.
Еще наши бабушки очень тщательно убирали в доме и во дворе, так как почитали эти традиции чистого четверга, и очень верили в них.
Что нужно сделать в Чистый четверг?
Не совсем верно спрашивать о том, как верно праздновать Чистый четверг. Это не такой праздник, к каким привычен современный человек. В этот день не устраивают шумных гуляний, а время посвящают скорее труду, чем отдыху. Но труд этот непременно радостный! В день Чистого четверга хозяйки не просто делают уборку дома, а соблюдают древний славянский обряд.
Многие деревенские бабушки и нынче сохранили знания о том, что делают в Чистый четверг. От них узнаём вот что:
- Надобно вымыться самому, желательно два раза — утром, до начала всех дел и вечером после уборки.
- Привести в порядок в жилище — избавиться от старых вещей, тщательно вымыть полы, протереть пыль во всех дальних углах, не забыть заглянуть в шкафы. Нигде в доме не должна притаиться грязь! Ведь спутанные обрывки нитей или клубы пыли не просто удручают взгляд, они могут быть признаком того, что в доме нет иной, духовной чистоты. А тогда уж и до болезней да бед недалеко.
- Заготовить четверговую соль. Каждый член семьи берет щепотку соли и высыпает в общий мешочек. Такую соль нужно хранить весь год, она считается лекарством от многих болезней. Отдельно готовят чёрную соль, которую перепекают с хлебом. Такую соль делают только в этот день. В нашей статье «Четверговая соль: что такое и как приготовить» можно узнать рецепт такой четверговой соли.
- Очистить дом от дурных мыслей. Во время уборки можно настежь открыть окна, пройтись по дому с заговоренной свечой или окурить пространство целебными травами.
История и смысл праздничного дня
Во время всей Страстной седмицы верующие христиане вспоминают о событиях, предваряющих муки Христа на Голгофе и его последующее воскрешение. Чистый или Великий четверг посвящен памяти о Тайной вечери. На эту трапезу Иисус собрал дюжину своих ближайших последователей – апостолов. История событий этого вечера изложена во всех текстах Евангелия.
Во время трапезы Иисус предрек предательство одного из 12 своих учеников. Также он в начале Тайной вечери омыл ноги апостолов, являя им свое смиренность и расположение. Напрямую связана история праздника и с таинством Святого Причастия – Евхаристии. До этого дня, на еврейскую Пасху, такой традиции не существовало. Но во время трапезы Иисус преломил хлеб и разлил вино для учеников, предложив им вкусить пищу со словами: «Примите, ядите, это Тело Мое, за вас предаваемое, и Кровь Моя, за вас изливаемая». Освятив собой таинство вкушения пищи, Христос указал прямой путь единения с Богом, причащения к его дарам, к вечной жизни и спасению.
Народные приметы Чистого четверга:
- Оставить в этот день в доме грязь и беспорядок — к ссорам, болезням и неприятностям на весь будущий год.
- Для привлечения материального достатка, в чистый четверг нужно три раза подряд пересчитать все деньги в доме и переставить мебель.
- Чтобы снять дурной глаз нужно умыться до рассвета, приговаривая: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все чистым четвергом смывается. Вики пувики отыне дувики».
- Чтобы привлечь внимание мужчин, девушкам во время умывания нужно сказать: «Как светел и красен чистый четверг, так и я дева красная (имя) буду для всех прекрасной. Вики пувики отыне дувики».
- В чистый четверг можно увидеть Домового. Для этого нужно ночью подняться со свечой на чердак. Если Домовой покажется мохнатым – хозяева будут жить в достатке. Если же Домовой будет худым и голым, значит, для семьи грядут трудные времена.
- Чтобы Домовой оберегал скот, в день чистого четверга нужно положить угощение под угол дома со словами: «Чужой Домовой, ступай домой, а свой Домовой за скотиной ходи, скотину паси».
История праздника
Согласно библейскому преданию, за три дня до распятия Иисус собрал апостолов на Тайную вечерю. В своих учениях Христос утверждал, что надо вести смиренный образ жизни и любить ближнего. Вот и в тот вечер Спаситель омыл ноги собравшимся и разделил с ними хлеб с вином.
При этом в Библии говорится, что именно на той встрече Иисус сказал ученикам, что кто-то из них в ближайшее время предаст учителя. Господь предвидел грех Иуды, однако предпочел не называть его имени. К сожалению, так и произошло. В ночь с четверга на пятницу Иуда продал Иисуса за 30 сребереников. Никто из исследователей не смог объяснить, из-за чего преданный ученик так поступил со Спасителем. Версий несколько. Одна из самых популярных гласит, что Иуда разочаровался в Иисусе как в учителе. По другой гипотезе, предатель хотел убедиться, сможет ли Христос спастись и продемонстрировать способности. Кроме того, ряд историков считают, что таким образом апостол рассчитывал поднять восстание в Иерусалиме.
Тем не менее, верующие почитают этот день. Читается, что в Чистый четверг происходит обновление, всепрощение перед страшной казнью Иисуса Христа.
Страстная седмица
Как провести последнюю неделю перед Пасхой
Традиции
В Великий четверг православные непременно совершают омовение. Но делать это надо не вечером, как считают многие, а рано утром – до восхода солнца. При этом считается, что умывать лицо нужно из серебряной посуды, подойдет даже ложка. Просто зачерпните ей воду и полейте на лицо. Предки верили, что таким образом можно очиститься от грехов.
После умывания и купания тщательно убирались в домах: вытирали пыль, мыли полы, окна, заглядывая во все уголки жилища. Считалось, что вместе с комнатной пылью уходит из жизни все плохое.
Также в Чистый четверг принято пересчитывать все деньги. Причем не один раз, а три – до восхода солнца, в полдень и после заката. Эта традиция «приманивала» богатство.
И главная традиция Чистого четверга – это выпечка пасхальных куличей и покраска яиц. Тесто ставили в четверг утром, а к вечеру, прочитав молитву, приступали к делу. Кстати, от качества выпечки зависело, какой будет год. Если кулич получался пышным – ждать счастья и благополучия. Если черствый – к болезням и бедности.
Фото: pixabay.com
Предлагаем 3 способа приготовления четверговой соли
- Смешайте мокрую соль с мякотью черного хлеба. Поставьте смесь в печь и оставьте до затвердения.
- Положите соль на сковороду и помешивайте до обретения темного цвета. Кстати, если соль начнет сильно трещать, то, значит, человека, который поджаривает ее, сглазили.
- Соль с черным мякишем завяжите в ткань и положите в золу. Ожидайте, пока соль почернеет и затвердеет.
Такую соль считают сильным оберегом, ею заправляют всю пасхальную еду. Такая соль является помощником от всех болезней и хранится за иконой.
Перед весенними посевами соль необходимо смешать с семенами, тогда можно ждать хорошего урожая. Больше информации Вы также можете прочесть в статье.
Какие события вспоминаем в Великий (чистый) Четверг
Они описаны всеми авторами Евангелий, хотя с разной степенью подробности:
- последняя трапеза Иисуса Христа с учениками; уже было известно, что Господа ищут иудеи для предания римской власти, поэтому малая община Его учеников собралась скрытно; отсюда название трапезы, Тайная вечеря;
- последняя беседа Господа с Апостолами;
- моление Иисуса в Гефсимании, последние часы пред Его арестом;
- взятие Господа иудеями, суд у первосвященников, затем – у Пилата.
Василий Петрович Верещагин. «Моление о чаше».
Тайная Вечеря
Это – событие, на котором сосредоточено внимание всех четырех Евангелистов, так как здесь установлено главное христианское Таинство – Евхаристия.
Место
Известно, что для подготовки Вечери Господь послал двоих учеников, предупредив, чтобы они обратились к «человеку, несущему кувшин воды». Многие толкователи полагают, что это могло быть условным знаком, а сам владелец дома – принадлежать к числу почитателей Иисуса.
Дом стоял на горе Сион, он сохранился (в перестроенном виде) до наших дней, принадлежит государству и открыт для посещения. За долгие века им владели как христиане (католики), так и мусульмане.
Сионская горница – особое место, где, кроме Вечери, также произошли:
- явления Христа ученикам по Воскресении;
- избрание Апостолом св. Матфия;
- Сошествие Духа на Апостолов;
- есть вероятность, что здесь же был первый Апостольский собор (около 42 г.)
Время последней трапезы
Еще святые отцы обращали внимание, что сведения об этом у Евангелистов разнятся:
- свв. Матфей, Марк, Лука сообщают, что она происходила на «день опресноков, когда надлежало закалать Пасхального агнца» (Лк.2:27), таким образом, речь идет об иудейском Песахе, который Господь совершил, так как «не нарушить… пришел Закон, но исполнить» (Мф.5:17);
- а св. Иоанн Богослов говорит, что вечеря проходила до начала празднования Песаха.
Некоторые видят здесь противоречие между Евангелистами. Однако, оно – кажущееся. Св. Иоанн ясно говорит, что Песах года, когда пострадал Спаситель, приходился на субботу – день покоя, когда категорически была запрещена любая работа. По традиции, «недеяние» начиналось уже вечером пятницы, поэтому заклание агнца возможно было только на день раньше, то есть в четверг, который был «первым днем опресноков». Таким образом, речь действительно идет о том, что Господь и Его Апостолы собрались для праздничной вечери – седера.
Подвиг смирения
Об этом эпизоде упоминает один св. Иоанн: до начала трапезы Господь сделал нечто странное. Сняв верхнюю одежду, Он, подобно слуге, омыл ноги каждому из Апостолов, преклонив перед ним колена. Иоанн Богослов пишет, что Петр, самый ревностный, горячий, не выдержал унижения Учителя:
«Господи! Тебе ли умывать мои ноги?»
(Ин. 13:6).
И получает ответ – что значение события будет понято «после».
Впрочем, одному из двенадцати оно было ясно сразу – Иуде, уже договорившемуся с первосвященниками, когда, где он предаст им Учителя. Равви знал об этом, а уже практически бывший Апостол – понимал, что Иисус знает. Хотя бы потому, что Христос не раз говорил это прямо.
Его самоотречение было попыткой достучаться до Иуды, показать – его покаяние может быть принято в любую секунду, ибо Господь любит его – несмотря ни на что.
Не случайно сразу по омовении ног Он «возмутился духом», скорбя об ученике-предателе:
«и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»
(Ин.13:21).
Господь до конца не скажет ученикам, кто предатель – безусловно, они бы тут же остановили Иуду. Но Христос до последней минуты ждал, не изменится ли сердце предателя.
Ныне Церковь скорбно поет:
«Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе».
А каждый христианин пред Причастием повторяет: «… ни лобзания Ти дам, яко Иуда…», свидетельствуя свою искренность.
Тайная вечеря
Что ели во время последней трапезы
На это указывает множество содержащихся в Евангелиях деталей, вполне понятных иудеям того времени:
- «солило», куда Христос обмакивает хлеб – ритуальная чаша с подсоленной водой, непременный атрибут праздничного стола; она символизировала слезы, пролитые еврейским народом в Египте;
- на столе также было блюдо с травами – это чеснок, лук, хрен, цикорий; они также символизировали горечь народа, подвергавшегося гонениям от египетского фараона;
- была также паста из орехов, граната, фиников – ее красноватый цвет напоминал о глине кирпичей, которые в рабстве делали иудеи;
- обязательными атрибутами были пресный (то есть не сделанный на закваске, просто смесь муки с водой) хлеб – ныне он известен как маца – и разведенное водой вино – четыре чаши;
- наконец, было на столе также жертвенное мясо ягненка; его обычно закалали в храмовом дворе после 12 часов дня; при этом кровь агнца принималась священниками, выливалась к подножию жертвенника; затем мясо жарили на огне уже дома.
Ход самой ритуальной трапезы Песаха должен был выглядеть следующим образом:
- после молитвы старший за столом брал первую чашу вина, возносил ее с благодарением Богу, после чего передавал по кругу всем присутствующим;
- затем младший член семьи должен был задать ритуальный вопрос: «Что значит все это?»; следовал рассказ об исходе евреев из Египта, пелись псалмы; все ели горькие травы – до появления на глазах слез, подобных тем, что проливали израильтяне;
- после второй вознесенной с молитвой чаши старший за трапезой благословлял опресноки; разделяя их между всеми;
Именно в этот момент, очевидно, ап. Иоанн просил Учителя, кто Его предатель. Многие недоумевают – почему же Апостолы не узнали его, ведь Господь сказав, что это – принявший хлеб из Его рук, тут же дал кусок Иуде? Меж тем, все просто: потому, что Господь подавал хлеб каждому. Иными словами, на вопрос любимого ученика Он не ответил. А может быть – ответил. Разве не предали Его ученики, бежав после ареста?
- затем семья потребляла агнца, после чего по кругу следовали третья, четвертая чаши, что завершало трапезу; все выходили на улицу, славя Бога песнопениями.
По первому взгляду, описание Тайной Вечери учеников Христовых до некоторой степени действительно похоже на «Седер Песах». Однако ни один из Евангелистов не упоминает главную часть седера, агнца. Ни слова не говорят Апостолы также о том, что кто-либо из них ходил тем днем к Иерусалимскому храму для заклания жертвы.
Тайная вечеря. Фреска 1312 г. Кафоликон Ватопедского монастыря. Афон
Таким образом, очевидно, что главная традиция Песаха, связанная с агнцем, была нарушена. Или все же исполнена?
Евхаристия
Самый краткий, но ёмкий ответ о причине отсутствия на «седере» Апостолов «самого главного» дает св. Павел, кстати, на Тайной Вечере не бывший, ибо его обращение к Господу случилось много позже:
«Пасха наша, Христос, заклан за нас»
(1 Кор.5:7).
Видимо, после второй чаши Иисус, вместо ритуальных слов благословения хлеба (а может быть, после них), произносит совсем другие:
«…сие есть Тело Мое, которое за вас предается»
(Лк.22:19).
А затем совсем иным образом, нежели принято, звучат слова благословения чаши вина:
«Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов»
(Мф. 26, 27-28).
Ныне эти слова произносит священник, совершающий главное Таинство – преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя, впервые свершившееся во время той Тайной Вечери.
«Что значит все это?»
Но тогда Апостолы еще не понимают, что значит «Кровь Нового Завета», почему нарушен обычай. Не осознают, что Пасхальный Агнец – Сам Господь, отдающий жизнь за людей.
Так что вопрос: «Что значит все это?», причем не ритуальный, мог последовать по окончании самой трапезы. Потому что далее, вместо того, чтобы повествовать о том, как Апостолы вышли из дома с песнопениями, как было принято, Евангелисты приводят слова беседы Христа с ними. Согласно свв. Марку, Матфею, Луке, Он говорит им:
- о Своем грядущем страдании;
- предупреждает о грядущих тяжелых искушениях – испытаниях их веры («Поражу пастыря, и рассеются овцы»), которых им не выдержать без Божией помощи.
Три из четырех авторов Евангелий пишут о том, с какой ревностью отвергали ученики саму возможность отречься от Него, особенно Петр (с ним это случится уже через несколько часов!), как были готовы защищать Его оружием, как удручало Христа их непонимание совершающегося. Скорбью о немощи мыслящих лишь о земном людей наполнены Его слова: «Довольно есть»,«Встаньте, идем отсюда». То есть как бы что-либо объяснять бесполезно…
Лишь любимый ученик Христов, св. Иоанн Богослов сохранил куда больше слов Иисуса, сказанных Им в эти последние часы перед взятием на мучения. Кстати, Иоанн был самым юным из учеников. То, что именно его Евангелие содержит самый подробный ответ на вопрос «Что значит все это?» — может считаться символичным.
Новая заповедь
Слова Господа, дошедшие до нас благодаря Евангелию св. Иоанна Богослова, говорят:
- о грядущей славе Сына Человеческого;
- о будущем Сошествии Духа Святого;
- но самое главное, о чем говорит Спаситель Апостолам, напуганным Его словами о грядущем унижении, казни – что Он идет на смерть по любви к людям.
Подражание Ему в любви – к Богу, людям – есть кратчайший путь к Царству Небесному. Иисус повторяет раз за разом:
«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви…Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих…Сие заповедаю вам, да любите друг друга…» (Ин. 15).
В тот момент они не поймут – через несколько часов ревностный Петр выхватит меч, защищая Равви. Совершенно потеряется – когда Господь исцелит раненого им раба, Сам отдастся мучителям.
Художник Фра Беато Анжелико
Уже позже, по Воскресении, Вознесении, когда Дух Святой осенит учеников, они поймут Божию любовь, станут Ее избранными сосудами, своим примером, молитвой будут стараться помочь достичь этой меры другим. А многим из нас, чтобы дойти до сути слов Господа, мало целой жизни.
Грядущая жертва
Исполнение предначертанного приближалось. Следуя иудейской традиции, Христос с учениками «воспевши пошли на гору Елеонскую» (Мк. 14:26). Это, как единодушно указывают Евангелисты, было любимое место собраний общины учеников Иисуса. Вот и сейчас Господь, взяв с собой избранных Апостолов, видевших Его Преображение, отошел от остальных для уединенной молитвы.
В наше время на месте, где звучали слова Господа, обращенные к Отцу – базилика, принадлежащая католикам. А недалеко – «Пещера учеников», по западной христианской традиции называемая «Пещерой предательства».
Пещера предательства
Ведь верные последователи Иисуса, недавно клявшиеся умереть за Него… заснули. Сквозь дрему до них долетало:
«О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня… Да будет воля Твоя…».
А потом сон разом слетел: рядом стоял Учитель, собранный, спокойный:
«Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников» (Мк.14:41).
К Гефсимании уже подходила возбужденная толпа, ведомая одним из Апостолов…
Предание Христа
Это последнее событие, вспоминаемое Великим Четвергом. Люди, вышедшие «как на разбойника» на безоружного Учителя, Его спокойные слова:
— Это Я,
от которых иудеи почему-то пали на землю – разом вспомнив, что перед ними Чудотворец, пророк. Он еще мог уйти, но не ушел.
Осмелев, они взяли Его, связав, доставили первосвященникам. Лживые обвинения, чья неправда очевидна, нервничающие Анна и Каиафа, понимающие, что сейчас обвинение развалится – а потом вопрос:
— Ты ли Христос?
И единственный ответ Его, до сих пор молчавшего – утвердительный. Теперь Его, объявившего Себя Богом, по Закону можно казнить – но состоящие под властью Рима иудеи не имеют на это права. Так Христос оказывается перед «Пилатом игемоном», правителем. Начинается Его путь к Кресту.
Н. Н. Ге «Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890 Холст, масло. 233 × 171 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вечером Великого Четверга верующие, пережившие с Господом Тайную Вечерю, приходят на чтение 12 Евангелий Страстей – чтобы быть с Ним эти последние на земле часы.