В православном мире календарный год начинается с Рождественского поста, продолжающегося до наступления Рождества Христова. 7 января начинается сплошная седмица, именуемая Церковью Святочной, а в народе – просто Святками.
Традиционно многодневные посты предназначены для самоанализа, молитв и духовных подвигов. Во время поста существуют особые правила, которые нельзя нарушать. Как правило, неделя разделяется на понедельник, среду и пятницу, когда можно одни продукты, вторник и четверг, когда можно горячую пищу без масла, и субботу и воскресенье, когда позволительно добавить растительного масла в блюда.
Сплошные недели служат утешением после многодневных постов, помогают запасаться силами перед предстоящим духовным испытанием (постов ведь несколько), не дают мнить себя «вечно ограничивающим себя постником».
Что такое сплошная седмица
Сплошной седмицей называют неделю с понедельника по воскресенье, когда отменяют даже еженедельные посты в среду и пятницу, разрешается питаться любыми продуктами.
Такие недели зачастую являются подготовительными перед 4 основными Постами (Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост) и привязаны к церковным праздникам.
LiveInternetLiveInternet
РУССКИЕ—ДНИ НЕДЕЛИ!
Многие ли знают о том, что неделей у славян называлась вовсе не единица времени в семь дней, а последний день недели, именуемый ныне воскресеньем? Издавна на Руси «неделя» называлась седмицей (семь дней), неделей же (от «не-делающий», «не-дельный») был седьмой, выходной день седмицы. Вероятно также, что древняя славянская «неделя» изначально состояла из пяти дней, а семидневной она стала позже. Откуда произошли названия дней и почему в современной неделе их 7? Известно, что семидневный вариант календаря не был единственным, встречаются упоминания о 3, 5, 8 (римские «восьмидневки», в которых дни «нумеровались» буквами от А до Н, где Н – базарный день), 9 (у кельтов), 10 (древнеегипетские декады), 14 дней (точнее, 14 ночей у древних германцев). Исторические источники датируют первые упоминания о семидневной неделе периодом Древнего Вавилона (около 2 тыс. лет до н.э.), оттуда эта традиция перешла к евреям, грекам, римлянам и арабам. Иудейский историк Иосиф Флавий уже в 1 веке н.э. пишет: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день». Считается, что Индия также переняла 7-дневку из Вавилона. У иудеев и христиан ответы на эти вопросы даёт Ветхий Завет, откуда становится ясным, что семидневная структура времени установлена Богом. Как известно, согласно библейской традиции: в первый день творения был создан свет, во второй – вода и твердь, в третий – суша, моря и растительный мир, в четвёртый – светила и звёзды, в пятый – животный мир, в шестой – создан человек и заповедано было ему размножаться, седьмой же день посвящён для отдыха. Семидневная неделя оказалась весьма жизнеспособной, даже переход с юлианского календаря на григорианский не изменил последовательность дней, ритм нарушен не был. Есть и астрономическое объяснение семидневки. 7 дней – это приблизительно четверть лунного месяца. Наблюдение за фазами Луны было для древних наиболее доступным и удобным способом измерения времени. Более тонкое объяснение можно найти в соответствии семи видимых планет дням недели, и именно этот логический ход проливает свет на происхождение современных календарных названий дней недели. Точно не известно, каким днём начиналась и заканчивалась в Древней Руси неделя. Считают, что в быту началом недели было воскресенье, а концом суббота, в церковной же практике неделя начиналась обычно понедельником и заканчивалась воскресеньем. После принятия христианства в 988-989 гг. на Руси был введён календарь «от сотворения мира» (по византийскому образцу) и Новый год праздновался 1 марта. При Иване III с 1492 года (7000 год от «сотворения мира») Новый год стал праздноваться с 1 сентября. Пётр I в 1700 году ввёл новый (юлианский) календарь «от Рождества Христова» и Новый год стали отмечать с 1 января. При советской власти в 1918 году был введён нынешний григорианский календарь, который идёт ныне впереди юлианского (старый стиль) на 13 суток (новый стиль), поэтому мы празднуем ещё и старый Новый год (14 января). Современной международной эрой является эра от Рождества Христова (в литературе она обозначается: до Р.Х. и после Р.Х., до или после нашей, или новой эры). Она была создана в 525 году римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым – скифом по происхождению. При составлении пасхалий Дионисий высчитал год рождения Христа – 754 год от основания Рима или 284 год до начала эры Диоклетиана. В VI веке эта эра распространяется в Западной Европе, а к XIX веку во всех христианских странах. В России же она была введена императором Петром I с 1 января 1700 года. Таблица 1. Названия дней седмицы и недели на разных славянских языках. Русский понедельник вторник среда четверг пятница суббота воскресенье неделя Белорусский панядзедак аўторак серада чацвер пятнiца субота нядзеля тыдзень Украинский понедiлок вiвторок середа четвер п’ятниця субота недiля тиждень Болгарский понеделник вторник сряда четвъртък петък събота неделя седмица Сербско-хорватский (кир.) понедељак уторак среда четвртак петак субота недеља недеља седмица Сербско-хорватский (лат.) ponedjeljak utorak srijeda cetvrtak petak subota nedjelja tjedan Словенский ponedeljek torek sreda cetrtek petek sobota nedelja teden Македонский понеделник вторник среда четврток петок сабота недела недела Словацкий pondelok utorok streda štvrtok piatok sobota nedel’a týždeň Чешский pondělí úterý středa čtvrtek pátek sobota neděle týden Верхнелужицкий póndźela wutora srjeda štwórtk pjatk sobota njedźela tydźeń Польский poniedziałek wtorek środa czwartek piątek sobota niedziela tydzień В Древней Руси был известен счёт времени неделями, по семь суток в каждой. Отсюда и происходит древнерусское название недели «седмица». В отличии от многих древних календарей, в которых дни недели назывались по именам планет, посвящённых античным богам, древнерусские названия дней седмицы отражали их порядковое положение относительно «воскресенья», называвшегося «неделя» (от «не делать» – не работать, так как это был день отдыха). Понедельник или понеделок («после недели», «после неделок»). Неделя – исконное славянское название седьмого дня недели (ныне воскресенья), когда никто ничего не делает. Понедельник – день, как известно, тяжёлый. И название длинное, и приметы суровые: не начинать никакого нового дела — провалится, не отправляться в дорогу – не дойдёшь, не приглашать гостей – всю неделю ходить будут. В этот день тако же не следует делать кваса (традиционного старинного русского напитка), ибо в таком квасе русалки купают утопленников; нельзя разговаривать ни с какими ведьмами и ворожеями, а не то превратятся в собаку и пугать по ночам будут. Два занятия, которыми смело можно заниматься в понедельник, согласно народным приметам, это чихать и рвать зубы. Чихать в этот день – к подаркам, а зубы рвутся безо всяких осложнений. Понедельник на английском – Monday, прямо перекликается с Луной – Moon, ещё нагляднее Dies Lunae (лат.), Lundi (фр.), el Lunes (исп.), Lundei (итал.). Названия понедельник из северных языков, например Mandag (шв.), Maanantai (фин.), Mandag (дат.) связаны с древнегерманским Manadagr – день Луны. На хинди понедельник – День Луны. Вторник («второй после недели»). Название этого дня происходит от числительного «второй». В названии вторника Dies Martis (лат.), Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы без труда узнаём планету Марс. В Tiistai (фин.), Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) и в других языках этой группы скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу (Tiu, Ziu) – аналога древнегреческого Марса. На хинди вторник – День Марса. Среда или середа (середина недели) происходит от прилагательного «средний». Посреди этот день стоит лишь в том случае, если считать с недели (воскресенья). Согласно народным поверьям, в среду не следовало переезжать на новое место – долго там жить не будешь, нанимать работников – сбегут и обкрадут, не начинать никаких новых дел и не поминать ведьм и нечистую силу. В славянских названиях «среда», «середа», а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели. Редко встречается древнерусское название среды «третийник». Италийский бог Меркурий легко угадывается в следующих названиях среды: Dies Mercury (лат.), le Mercredi (фр.), Mercoledi (итал.) и el Miercoles (исп.). Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана). Этот же персонаж скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.). Воден – необычный германский бог, изображаемый высоким, худым стариком в чёрном плаще. Этот бог прославился изобретением рунического алфавита, что проводит прямую параллель с богом-покровителем письменной и устной речи – Меркурием. По легенде Воден (Вотан) ради знаний пожертвовал одним глазом. Заметим тако же, что астрологически Меркурий считается средней, бесполой планетой – ни мужской, ни женской. На хинди среда – день Меркурия. Четверг (четвёртый день седмицы). В славянских языках название этого дня происходит от числительного «четвёртый». В четверг тако же не следовало делать кваса, чтобы «ворона не искупала в нём своих детей». Латинское название четверга Dies Jovis, День Юпитера, дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал), а вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв. и дат.), Donnerstag (нем.) и прочие похожие названия имеют прямую связь со скандинавским богом-громовержцем Тором, аналогом римского Юпитера. На хинди четверг – день Юпитера. Пятница (пятый день после «недели»). Пятница, согласно народным приметам, хуже понедельника и среды вместе взятых. Замужним женщинам нельзя мыть голову, птицеводам – сажать куриц на яйца, мужчинам – выполнять женскую работу (ибо каждая пятница почиталась «женским днём»), иначе их ждут либо ногтоеды, либо неизлечимые заусенцы. Ну и, конечно же, нельзя начинать новое дело: кто в пятницу новое дело начинает, у того оно будет пятиться. Римская богиня Венера хорошо видна в названиях пятницы: Vendredi (фр.), Venerdi (итал.), чуть приглушённее в Viernes (исп.), английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) имеет параллель со скандинавской богиней плодородия и любви Фрейей (Фригге), аналогом греческой Афродиты и римской Венеры. На хинди пятница – День Венеры. Суббота (по-славянски «шестерка» «шестерик») получила своё название от еврейского слова «саббат» (шаббат, шабаш), в иудаизме – седьмому дню (еврейской «не-деле»), в который следует воздерживаться от работы. С этим же днём недели связано и современное русское выражение «шестерка» в значении «неверный», «неопределённый», «двуличный», так как исконное название дня недели не сохранилось не в одном из славянских языков, а было, фактически, насильно применено нам известное слово «суббота». Вместе с христианством это название этого дня распространилось по всей Европе, дошло до Руси и уже тут приобрело своё современное звучание. Суббота – день светлый, хороший, лёгкий. В отличии от иудейских законов, русские приметы напротив советуют начинать в этот день новые дела, отправляться в дорогу, переезжать на новое место жительства. И не забыть переменить бельё на воскресенье. Название римского бога Сатурна однозначно проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.). Еврейское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «шаббат», означающему отдых и покой. В этом смысле с Шаббатом удачно перекликается одно из астрологических значений Сатурна – неподвижность и концентрация. Интересно, что славянские языки, в этом отношении едины с латинскими, и их «суббота» тоже родом от «Шаббата». Lauantai (фин.), Lordag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают «день омовения», откуда мы узнаём, что раз в неделю древние мылись обязательно. На хинди суббота – День Сатурна. Воскресенье (воскресение) – еженедельный христианский праздник, ставший на Руси названием дня недели, установленный в честь воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия. Русские народные приметы советуют посвящать этот день Богу. Это День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова «Sun/Son» (Солнце). Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают «День Господень» и наверняка являются «наслоением» принесённым в Европу вместе с христианством. Русское «воскресенье» появилось таким же способом, заменив собой старое название этого дня «неделя», успешно сохранившиеся в других славянских языках (что видно из таблицы 1). Таблица 2. Сопоставление названий дней седмицы, богов и планет им соответствующих. День Бог Планета Описание (астролог.) Примеры Понедельник Род? Луна Хранитель ритмов и традиций. Современные Родоница (Радуница), Духов день. Вторник Морена Марс Энергия, со-бытие и собрание. Навий день, Усопшие Родоницы, Задушные поминки. Среда Ярила? Меркурий Общение, перемены и обновления. В среду в канун Благовещенья сжигаются старые, слежавшиеся за зиму соломенные постели. Проводы русалок. Четверг Перун Юпитер, Небо Развитие, организация (чего-либо), миропорядок. Четверг накануне Благовещенья называется чистым, то есть светлым; крестьяне ходят в чистый четверг на проруби и закликают Весну. Современные Семик и Русальный великдень. Пятница Лада, Макошь? Венера Понимание, лад, красота. День Макоши, Параскева-Пятница – женский и девичий праздник. Суббота Стрибог? Сатурн Порядок и ответственность, связь с прошлым и будущим. Родительская суббота перед Масленицей, Дмитриевские деды, Клечальная родительская суббота. Воскресенье Даждьбог Солнце Сияние, яркость, авторитетность. Красная горка. Дни, когда «не-делают», не работают – старое название воскресенья. Понятие «воскресенье» появилось на Руси лишь после принятия христианства и, поначалу, воскресеньем называли только один день – день начала празднования Пасхи. Только в XVI веке появилось воскресенье как отдельный день «седмицы». О происхождении самого слова «седмица» судить чуть труднее. Было ли оно исконно русским или пришло вместе с азбукой Кирилла и Мефодия? Если это слово было частью языческого древнеславянского календаря, то почему оно вошло в христианский церковный язык? Нынешний православный христианский календарь сплошь состоит из седмиц. Если же принять во внимание, что до сих пор седмицей называется «неделя» в Болгарии и что древнейшие славянские письмена на кириллице (IX-X вв.) были обнаружены также на болгарской территории, то клубок начинает постепенно распутываться. А когда становится известным, что братья-греки Кирилл и Мефодий с детства владели, помимо греческого, древнеболгарским языком, то мы можем сделать предположение, что «неделя», скорее всего, из Болгарии. По одной из популярных версий старое русское «неделя» (как день) называлось так потому, что в этот день ничего «не делали», отдыхали. А понедельник означает, что он следует после «недели» (нынешнего воскресенья), вторник – второй день после «недели»… Среда, будучи по неоспоримому смыслу серединой недели, указывает на то, что начало недели попадает на воскресенье. Любопытно также, что само слово «неделя» калька с греческого apracos, т.е. не-делающий, не-дельный, праздный. Другими словами, вероятно, что само слово «неделя» было привнесено в русскую культуру оттуда же, откуда и воскресенье. Таблица 3. Реконструкция исконных славянских названий дней седмицы. Современная неделя Славянская седмица Понедельник Понедельник, Понеделок Вторник Вторник, Второк Среда Среда, Середа. Третейник Четверг Четверк, Четвер Пятница Пятница, Пятник, Пятак Суббота Шестерка, Шестерик, Шестица Воскресенье Неделя Возможно ли существование другой, более древней недели у славян? Совершенно очевидно, что вторник, четверг и пятница содержат порядковый смысл числительного во всех славянских языках. Даже среда, как известно из старинных источников, имело порядковое название – третийник. Если считать понедельник первым днём, вторник – вторым и так далее, то возникает проблема со средой, которая не оказывается в середине недели. Серединой недели становится четверг, что не логично по всем пунктам. Как же сделать так, чтобы среда была посередине, вторник вторым, четверг четвёртым, пятница пятым днём недели? Сделать это можно лишь одним способом. Следует принять к сведению, что древняя неделя у славян, и на Руси в частности, вполне могла быть 5-ти дневной. В этом случае и среда будет посередине и порядковые названия дней недели будут соответствовать их очерёдности. Гипотеза заключается в том, что древняя неделя была пятидневной, а два других дня (week-end) – субботу (Шаббат) и неделю-воскресенье пристегнули к русскому языку позже. Источники: Славянская Библиотека, Славянская седмица
Виды седмиц
В течение года в православном календаре Церковью установлено пять сплошных седмиц перед тем или иным постом.
Святочная седмица
Завершение Рождественского поста ознаменует начало Святочной седмицы. Строго говоря, она длится не семь дней, а 11. Седмицей охватывается период со Дня рождения Христа, во имя спасения человечества явившегося в наш мир, до Крещения Господня – с 7 по 18 января.
«Святые дни» или «Святые вечера» с древних времён почитались в Церкви. В эти дни Уставом Пр. Саввы Освященного запрещалось поститься, совершать коленопреклонения и заключать браки.
Святость сплошной седмицы нарушалась пережитками языческих праздников: к примеру, гаданиями.
Неделя Мытаря и Фарисея
Неделя Мытаря и Фарисея получила название благодаря одноимённой притче из Евангелия от Луки, рассказывающей о необходимости смирения, а не гордости и возвышения своих достоинств.
Мытарь и Фарисей – герои притчи, пришедшие на покаяние. Второй убедил себя в собственной возвышенности и приближённости к Богу настолько, что перестал замечать собственную гордыню, а первый искренне признал свои грехи и попросил о прощении.
Эта Неделя является одной из череды подготовительных седмиц накануне Великого Поста.
Церковный Устав не устанавливает точной даты сплошной седмицы, потому что она привязана к дате Пасхи. Такая неделя должна обязательно состояться за 14 дней до начала поста.
Неделя о блудном сыне
Перед Великим Постом существует ещё одна подготовительная седмица – Неделя о блудном сыне. Евангелие от Луки содержит притчу, повествующую об истории отца и сына. Блуждающий по миру сын, прогулявший все, что было за душой и было дано отцом, возвращается домой, чтобы искренне молить о прощении, и получает его.
Проводя аналогию, перед Великим Постом необходимо покаяться в грехах и вернуться в лоно церкви, надеясь на милость Его.
Неделя о Страшном Суде
Последние 7 дней перед Великим Постом в православии на литургиях читается Притча о страшном Суде, а вся неделя посвящена памяти об усопших, отпетых и не отпетых церковью. В эти дни следует вспомнить о том, что Бог есть справедливый судья, а не только милостив.
Масленица
Языческая Масленица фактически слилась с последней подготовительной перед постом сплошной Сырной седмицей, которую почитают Православные церкви. В христианском смысле во время Сырной недели необходимо посвятить себя общению с ближними, примирению с ними.
Возникновение такой церковной традиции связано с обетом византийского императора Ираклия І, ведшего изнурительную войну с персами. Он дал обет не употреблять мясной пищи за неделю до старта Великого Поста, и, когда была одержана победа, Церковь включила такое правило в Устав.
Отличительной особенностью Сырной седмицы являются ограничения в еде, связанные с близостью поста. На этой неделе есть можно рыбу, молочные продукты, сыр и яйца, а мясные блюда уже нельзя.
Рекомендуется частичное соблюдение поста в среду и пятницу – отказ от рыбы.
Светлая седмица
В течение пасхальной недели Иисус несколько раз встречался со своими учениками, пока они окончательно не поверили в произошедшее. Последняя встреча Спасителя была с апостолом Фомой, который дольше всех отказывался верить в воскресение Господне и хотел увидеть раны и убедиться в чуде.
Христос подарил ему такой шанс, лично посетив Фому, возвратив ученика на истинный путь. Пример апостола показывает, что Церковь не закрывает дверь перед человеком, который хочет поверить, но не имеет внутренних сил для этого.
Светлой неделей называют первую седмицу после Пасхи — время радости, счастья, великого чуда.
В это время все богослужения будут подобны пасхальному.
Категорически запрещается соблюдать пост, аскезу и даже совершать коленопреклонения. Сплошной седмицей люди отмечают Воскресение Господне: радуются и веселятся. Есть во все дни можно любую пищу.
(см. «Число 7»)
«Седмица» — это символ полноты Откровений Воли Божьей, возвещаемой праведниками для каждого периода истории жизни народов.
- «И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в конце года;…» Исх.34:22
«Седмицей» назван «праздник начатков жатвы», т.е. начатков и завершения нравственного и духовного совершенствования человека его исполнением Воли Божьей, следованием Божьим Заповедям. Это «праздник собирания» благочестивым человеком его духовных «плодов», результата его усилий над собой в конце его жизни. Это благословенный «праздник» завершения земной жизни человека и его перехода к Жизни Вечной, жизни вне плоти. (см. «Жатва», «Праздник»)
- «И в день первых плодов, когда приносите Господу новое приношение хлебное в седмицы ваши, да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте…» Чис.28:26
«Седмицы» — это определенные духовные этапы в познании и осуществлении человеком Воли Бога, его «плоды» и победы в изменении своего нравственного и духовного состояния на определенных этапах его жизни.
(«…тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой…» Втор.16:10)
- «Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве…» Втор.16:9
Когда в Слове Священного Писания человек признает Откровение полноты Воли Божьей («семь седмиц»), и человек начнет исполнять ее, с этого времени начинается духовное совершенствование его жизни, «появится серп на жатве», т.е. станут очевидными благие последствия его жизни. (см. «Жатва»)
- «…тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой;…» Втор.16:10
Повеление Божье, переданное через Моисея, совершать «праздник седмиц, смотря по тому, чем благословит» человека Бог означает, что человек должен осуществлять следование Божьим Заповедям – это свое освобождение от греха по мере данных Богом человеку сил и разумения. (см. «Праздник»)
- «А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; 24 и не сказали в сердце своем: «убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы». 25 Беззакония ваши отвратили это, и грехи ваши удалили от вас это доброе.» Иер.5:23-25
Слова «…хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы» означают, что Бог «хранит седмицы», т.е. оберегает духовную чистоту Своих Законов, которые предназначены для духовного очищения, роста и «плода» жизни человека – для достижения праведности и Жизни Вечной.
- «Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней.» Дан.10:3
Образное выражение «исполнение трех седмиц дней» означает познание человеком Единого Бога, Его Заветов; познание Иисуса Христа, Его Учения; познание Святого Духа Воли Божьей. (см. «Число 3», «День»)