Житие преподобного Оптинского старца Анатолия Старшего (1824 — 1894)


Молитва родителей созидает дома детей

Родился преподобный Анатолий, в миру Алексей Копьёв, в 1824 году в семье дьякона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии, и был в святом крещении назван в честь святого Алексия, человека Божия. Как и многие Оптинские старцы, он воспитывался в строгости и благочестии, оправдывая слова: «Молитва родителей созидает дома детей».

Когда Алексею исполнилось пять лет, отец приступил к обучению сына грамоте. Он рос смышлёным и способным ребёнком и очень скоро выучил азбуку, после чего его стали учить чтению Часослова и Псалтири.

Мальчик любил ходить в Божий храм и чинно стоял подле матери. Отец хотел было, чтобы сын читал на клиросе, но не пришлось этого сделать: мальчик имел очень тихий и слабый голос. Дома же книга была ему постоянным спутником. Будучи любознательным и весёлым, он отличался ещё и добротою к другим. Дадут ли ему гостинцев или игрушек, — он скоро всё раздаст то сёстрам, то другим знакомым детям.

Учёба в духовном училище и семинарии

Родители хотели видеть сына иноком и в восемь лет отправили его на обучение в Боровское духовное училище. После четырёх лет обучения Алексей успешно окончил это училище, а затем учился в семинарии в Калуге. Особенной крепостью здоровья юноша не отличался. В семинарии часто страдал бессонницею. В такие минуты, особенно весною, он садился на окно, и уже тогда не раз его мысль уносилась к тихим иноческим обителям. В свободные часы он часто уходил за Калугу на гору Вырку. Там подолгу сиживал один в думах своих.

В четырнадцать лет из-за болезни пропустил год учёбы, а потом чуть не ушёл к пустынникам в Рославльские леса, среди этих пустынников были и будущие Оптинские преподобные Моисей и Антоний. Он уже отошёл от Калуги за несколько вёрст, но поднялась сильная гроза, и пошёл обильный дождь, и он вернулся обратно, видя в этих проявлениях грозных сил природы обнаружение Божьего несоизволения на свой путь. Курс семинарии он закончил третьим учеником, причём в семинарии ему была дана другая фамилия Зерцалова, и перед ним открывалось широкое поле жизни, столь привлекательное для молодых душ.

Скромен и строг в жизни

После окончания семинарии юноше предлагали несколько священнических мест, но Господь судил ему иной жребий. А пока он жил дома, служил в Казённой Палате, ездил в паломнические путешествия. С сестрой Анной они побывали у преподобного Сергия Радонежского, потом заехали в Хотьково, где им так понравилось, что молодой человек уговорил сестру поступить в эту обитель. Молодая, восемнадцатилетняя девушка послушалась брата, мать радостно её благословила. Впоследствии, отец Анатолий, высоко ценивший такое послушание сестры и всю жизнь заботившийся о ней, перевёл её в Шамордино, где она, через пять лет после смерти брата-наставника, в схиме с именем Августы и скончалась.

А он сам ещё некоторое время служил в Казённой Палате. Получая жалование, он делился с родными, был по-прежнему скромен и строг в жизни, всеми любимый и уважаемый. Красивый собою, аккуратный в одежде, ровный характером, он был утешением для родных, когда приезжал к ним. Мать также часто его навещала и всегда слышала много похвал сыну. Общественных увеселений он избегал, и если бывал в гостях, то с большим выбором, и там вносил доброе веяние.

Однажды он был в гостях у товарища, где в квартире творилось неладное: летали вещи и тому подобное, чему очевидцем стал и гость, который посоветовал отслужить молебен во избавление от этих явлений. Его послушались, и случаи эти прекратились.

Юноша продолжал думать о монашестве. Часто и усердно он ходил молиться Богу в храмы, и мать, когда утром приезжала, всегда его не заставала: он уходил к ранней обедне. Любил ходить в собор, становился, чтобы лучше слышать впереди, но, когда приходили новые богомольцы, он отодвигался и, наконец, всегда оказывался у дверей, давая место другим.

Преподобный Анатолий Оптинский: поучения и пророчества «второго Серафима»

12 августа совершается память преподобного Анатолия (Потапова) – одного из последних Оптинских старцев. Прожив насыщенной духовными подвигами жизнью, святой избежал жестоких мучений от рук безбожников. В своих письмах к духовным чадам он не только давал личные советы, но и пророчествовал о грядущей судьбе Церкви.

«Блажени нищии духом…»

С юности жизнь старца Анатолия проходила в духе смирения, в сокрушении сердца перед всеведущей волей Божией. Когда мать воспротивилась желанию Александра (мирское имя старца) вступить на путь монашества, будущий святой принял это как данное от Господа испытание. Он не отчаивался, не унывал, не роптал, а просто молился и терпеливо ждал, когда перед ним откроется долгожданная стезя.

Его прошения были услышаны и в возрасте 30-ти лет, уже после смерти матери, он поступил насельником в Оптину пустынь.

Познавая науку духовной жизни под руководством преподобного Амвросия Оптинского, святой продолжал воспитывать в себе главные качества истинного монаха – смирение и незлобие. Эти добродетели и помогли ему стойко перенести все испытания, выпавшие на его долю в годы революционного перелома.

После победы революции советская власть намеревалась закрыть обитель, а всю братию подвергнуть аресту. Не миновала эта участь и старца Анатолия. Первый же арест едва не лишил его жизни. Пребывание в ужасных тюремных условиях, постоянные и изнурительные допросы сильно подорвали и без того некрепкое здоровье старца. Он имел настолько болезненный вид, что чекисты приняли его за тифозного больного и обрили наголо. Но кротость и любовь святого к врагам была настолько великой, что всех своих недоброжелателей он ласково называл «хорошими».

«Вы – Божьи, даже если уже успели забыть об этом, даже если и слышать об этом не хотите!» – повторял он. Доброта старца ненадолго умягчила злые сердца богоборцев и вскоре они вернули его обратно в Оптину пустынь.

Когда, по послушанию, преподобный Анатолий принялся духовно окормлять многочисленных паломников обители, он учил их главному качеству христианина – смирению.

«Прежде всего, следует сознать себя немощнейшим червяком, ничего не могущим сделать доброго без дара Духа Святаго от Господа нашего Иисуса Христа, подаваемого по молитве нашей и ближних наших и по Своему милосердию», – говорил святой.

Имея за плечами богатый духовный и жизненный опыт, старец до конца своих дней оставался в душе скромным послушником.

Когда спустя время к нему пришла «делегация» из ГПУ с санкцией на повторный арест, который грозил уже стать для монаха последним, он, не сопротивляясь аресту в принципе, попросил отсрочки лишь на одни сутки. Видя плачевное состояние будущего арестанта, конвоиры согласились.

Всю ночь отец Анатолий провел в молитве. Когда на следующее утро чекисты спросили, готов ли старец к отправлению в заключение, его келейник, отец Варнава, сдержанно ответил: «Да, готов!» – и впустил конвоиров в келью. В келье они увидели бездыханное тело старца, мирно почившего в молитве ко Господу накануне своего неминуемого ареста.

Так Господь призвал своего смиренного раба прежде, чем на него обрушится новая лавина пыток и допросов. И главным богатством, которое он унес с собой в Небесную Обитель, стала духовная нищета, которую он положил в основу своего служения Богу.

Предсказания о церковных бедствиях

В одном из писем духовному чаду оптинский старец подробно описывает все этапы трагедии, которая произойдёт с Церковью во время оно. Вот некоторые ключевые моменты из его пророчеств:

1. «Вследствие оскудения благочестия, появятся в Церквах ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали святые отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни».

2. «Будут клеветники, предатели, сеющие повсюду вражду и злобу».

3. «Большое притеснение от еретиков будет монахам, и жизнь монашеская будет тогда в поношении».

Важно отметить причину кризиса веры, о которой пишет преподобный Анатолий – оскудение благочестия. Такое оскудение проявляется, прежде всего – в отсутствии страха Божия перед лицом жизненных испытаний. И действительно, ереси и расколы всегда появлялись в Церкви тогда, когда, превратно толкуя Евангелие или понадеявшись лишь на собственную богословскую грамотность, те или иные религиозные лидеры отсекали себя от единого церковного организма.

«Не бойся же скорби, а бойся пагубной ереси, ибо она обнажает от благодати и разлучает со Христом», – увещает старец адресата своего письма.

Святой духовник учит нас тому, что любое отступление от веры изначально выглядит незаметным для человеческого взора. Тонкую ложь, сопряженную с лукавством и приправленную правильными словами, действительно, очень сложно отличить от подлинной евангельской проповеди. Но если мы пропускаем в душу эти льстящие слуху слова, мы отравляем ее, все более удаляясь от Бога.

* * *

Оптинский старец Анатолий за свое добродушие, отзывчивость и душевную чистоту именовался в среде православного народа «утешителем» и «вторым Серафимом». Беседовавшие с ним люди свидетельствовали о том, что побывали «под благодатным золотым дождем», купаясь в потоках его любви и сострадания. Ради общения с ищущими утешения, старец забывал о сне, лишь изредка впадая в дрему на утрени во время чтения кафизм. Он принимал долгие исповеди у всех «труждающихся и обремененных», несмотря на усталость и мучительные боли в больной спине. До последних дней жизни святой оставался монахом, для которого любовь и послушание были превыше всяких иных добродетелей.

Вместе с его кончиной подошел к концу «золотой век» оптинского старчества. Теперь, благодаря чтению писем и духовных наставлений оптинских подвижников, мы имеем уникальную возможность прикоснуться к их опыту богообщения и богопознания, к опыту смирения, послушания и живой любви к Богу, и Его творению. Припадая к чистому источнику их, милостию Божиею сохранившихся, творений, мы учимся доверять Спасителю, дабы найти верный путь ко спасению души.

Преподобный отче наш Анатолие, моли Бога о нас!

Ими же веси судьбами

Возможно, путь Алексея в Оптину был бы более длинным, но Господь «ими же веси судьбами» этот путь сделал более прямым и быстрым. Юноша искал вразумления в молитве и ждал более ясного указания воли Божией, что и случилось. И случилось, как и всегда, незаметно и естественно: как Илии Господь явился не в грозе и буре, а в тихом веянии ветерка, так и здесь воля Божия о поступлении его в обитель приблизилась в обычных обстоятельствах его жизни.

Алексей заболевает туберкулёзом, в те времена, болезнь эта считалась смертельной. С ним вместе заболели два товарища-чиновника. И юноша дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. Товарищи его скоро оба умерли, а будущий Оптинский старец поправился. По выздоровлении он отказался от службы. «Любящему Бога всё поспешествует ко благу», и вот уже Алексея с любовью принимает в 1853 году настоятель и старец Оптиной, преподобный Моисей.

Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!

Родители благословили молодого человека на иноческий путь, было ему в то время двадцать девять лет. Образованный, благонравный, кроткий и старательный, он был принят с любовью отцом архимандритом Моисеем. Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника. Он полюбил его и сам обучал Иисусовой молитве. Молодой послушник уходил далеко в лес и молился там в уединении.

АНАТОЛИЙ ОПТИНСКИЙ (СТАРШИЙ)

Преподобный.
Канонизирован Русской Православной Церковью.
Дни памяти:

*
25 января
(07 февраля). *
11 октября
(24 октября). В Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших.

Латинское написание

: Anatolios.

Имя в переводе с греческого

: Восточный.

Главные даты в земной жизни святого:

* Время рождение: 24 марта (06 апреля) 1824 года. * Место рождение: село Бобыли Калужской губернии. * Отшествие ко Господу: 25 января (07 февраля) 1894 года. * Место упокоения: монастырь Оптина пустынь Калужской губернии.

(К началу страницы)
ЖИТИЕ
С сайта Московского Сретенского монастыря.

Преподобный Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 24 марта 1824 года в семье диакона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу.

После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казённую палату, но вскоре тяжело заболел. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если исцелит его Господь, то примет он монашеский постриг.

Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853 года, испросив родительского благословения, пришёл он в Оптину пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший путь отпустила сына!» С этого дня преподобный старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника. Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, благословил обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию.

17 ноября 1862 года брат Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолий. К этому времени он был уже в послушании у преподобного Амвросия.

С самых первых лет пребывания в обители жизнь будущего преподобного старца Анатолия была посвящена трудам на пользу ближних. Когда он работал на кухне, то не оставалось времени даже на сон, да и спать приходилось на дровах. А чтобы помолиться, побыть в редкие свободные минуты наедине с Богом и своей совестью, приходилось уходить далеко в лес… Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих. А когда увидел прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника.

В 1870 году преподобный Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, а уже в следующем году получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные скита. А с 1874 года за послушание старцу, преподобному Амвросию, принял преподобный Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Преподобный Амвросий не раз говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».

Преподобный Анатолий имел необыкновенно милостивый, сострадательный характер. Если он узнавал о чьём-нибудь горе, то так волновался, что у него начиналась ужасная головная боль. А потом начинало болеть и сердце…

Взяв на себя заботы о Шамордине, он входил во все стороны жизни сестёр, сам учил их уставу Богослужения, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Но всё-таки первый вопрос к духовным дочерям у него был: «У тебя все есть?» Двадцать один год был он для инокинь Шамордина преданным, бесконечно любящим отцом и наставником.

О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный старец Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи даётся». С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой, говорил о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу.

Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти.

Кончина старца Амвросия 10 октября 1891 года подорвала здоровье его любимого ученика: так глубоко и тяжело переживал он своё сиротство, что овладел им смертельный недуг.

Преподобный Анатолий начал угасать. Кротко и смиренно переносил он болезнь. 15 декабря 1893 года он тайно принял схиму.

25 января (7 февраля) 1894 года преподобный старец Анатолий тихо почил во время чтения отходной. Он был погребён у стен Введенского собора, рядом с любимыми своими учителями и наставниками.

Святый преподобный отче Анатолие, моли Бога о нас.

(К началу страницы)

МОЩИ:

* Мощи преподобного Анатолия (Старшего) находятся во Владимирской церкви Оптиной пустыни. * Частица мощей хранится в Иоанно-Предтеческом Соборе Вашингтона. * Частица мощей хранится в церкви Рождества Христова села Старая Жуковка Саратовской области. * Частица мощей хранится в Преображенско-Спиридоновской церкви Баден-Бадена, Германия.

Если у Вас есть дополнительные сведения по этому вопросу, прошу сообщить (a[@]palomnik.org).

(К началу страницы)

ВИДЕО:

* Будь кротким и молчаливым. Анатолий Оптинский (Старший).

(К началу страницы)

СЛАВОСЛОВИЯ:

Тропарь, глас 8:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу:/ приим бо Крест, последовал еси Христу,/ и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней,// Темже и со ангелы срадуется, преподобие Анатолие, дух твой.

Кондак, глас 2:

Чистотою душевною божественне вооружився,/ и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко,/ пробол еси бесовская ополчения,/ Анатолие, отче наш,// моли непрестанно о всех нас.

Величание:

Ублажаем тя,/ преподобне отче Анатолие,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче Ангелов.

(К началу страницы)

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

* Сайт Оптиной пустыни: Анатолий Оптинский (Старший).

(К началу страницы)

Тесный путь испытаний и тягот

Духовное созревание происходит по-разному, и Господь сам промышляет о своих избранниках. Только через десять лет, в 1862 году послушник Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолия. Со временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, отец Макарий благословил его обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию. Так что к этому времени он был уже на послушании у преподобного Амвросия. И был одним из самых первых его учеников.

Эти десять лет были очень трудны для молодого послушника. Старец Макарий прозревал дары будущего старца и вёл его тесным путём испытаний и тягот, чтобы закалить подвижника и создать в нём доброе иноческое устроение.

Алексей был очень аккуратным и любил чистоту, а его, дабы не привязывался к суетному и материальному, постоянно переводили из кельи в келью, воспитывая странническое устроение. Старец Амвросий говаривал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем». Поселят Алексея в келию, он там приберётся, наведёт чистоту и порядок, расставит свои любимые духовные книги. И его тут же переведут в новую келию, и нужно начинать всё с начала. Он смирялся, не возражал. Брал свои скромные пожитки: иконочки, войлок, книги и переходил на новое место жительство.

Но и это послужило к приобретению опыта. Позднее, в письме к одной из своих духовных воспитанниц, о. Анатолий сможет найти для монахини, искушаемой теми же неудобствами слова утешения: для того посылается это, чтобы помнила душа о том, где дом ее настоящий, вечный, и стремилась к Отечеству небесному. А «наградой» за терпение иноку стало окормление у великих оптинских старцев.

Все трудности терпеливо переносил инок и всемерно старался исполнять все наставления старцев. Согласно их наставлениям он не только не ходил по чужим кельям, но и к себе никого не принимал. Один новый обитатель скита, из военных, как-то очень расположился к отцу Анатолию и хотел побывать у него в келии. Приносил ему варенья, уговаривал, но тот, однако, никак не согласился нарушить старческую заповедь не ходить по кельям и не принимать гостей.

Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что он видел послушников, которые целый день проводили на послушании, в работе, а потом, став на молитву, исполнялись Божественного света. Эти слова сбывались на молодом послушнике. При его слабом здоровье ему пришлось выполнять тяжёлое послушание на кухне. Эти физические труды были непривычны, а для отдыха оставалось совсем мало времени. Спал он мало, да и то на кухне, прямо на дровах.

Анатолий Оптинский (Зерцалов), преподобный

Дни памяти:

25.01. ст.ст./07.02 н.ст.;

11.10 ст.ст./24.10 н.ст.

Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) – оптинский старец, ученик преподобных Макария и Амвросия, современник старцев Антония, Моисея, Илариона, Иосифа. Входит в Собор 14-ти преподобных старцев Оптиной пустыни.

Преподобный Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 24 марта 1824 года в семье диакона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии и воспитывался в строгости и благочестии.

После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную палату, но вскоре тяжело заболел и дал обет в случае выздоровления поступить в монашескую обитель.

Господь даровал ему жизнь и в 1853 году, по благословению родителей, он пришел в Оптину пустынь. При его слабом здоровье ему пришлось выполнять тяжелое послушание на кухне. Эти физические труды были непривычны, а для отдыха оставалось совсем мало времени. Спал он мало, да и то на кухне, прямо на дровах.

7 лет Алексей был в послушании у старца Макария, а после его смерти стал одним из первых учеников преподобного Амвросия, который был старше отца Анатолия на 12 лет. В 1862 году Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолий.

Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих. А когда увидел прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника. В 1870 году, когда преподобному Анатолию исполнилось сорок шесть лет, он был рукоположен в сан иеромонаха. А с 1874 года за послушание старцу Амвросию принял преподобный Анатолий должность скитоначальника. Он внимательно заботился не только о духовном преуспеянии насельников скита, но и об их повседневных нуждах.

Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Двадцать один год служил преподобный Анатолий насельницам Шамординской обители. К преподобному Амвросию сестры обращались как к старцу, а к преподобному Анатолию как к отцу, который знал все их нужды, все скорби и искушения. По благословению отца Амвросия преподобный Анатолий духовно окормлял также монахинь целого ряда епархий: Калужской, Московской, Смоленской, Тульской, Орловской, Курской. Будучи сам пламенным молитвенником, делателем молитвы Иисусовой, этому он учил и духовных чад.

С особой любовью говорил преподобный Анатолий о молитве Иисусовой и о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом великого труда, дерзновения и любви к Богу. О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».

Старец Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Мудрое духовное руководство, советы преподобного Анатолия были духовным бисером для жаждущих старческого окормления

Кончина старца Амвросия в 1891 году подорвала здоровье его любимого ученика, после чего преподобный Анатолий прожил только три года.

В декабре 1893 года он тайно принял схиму и 7 февраля 1894 года, на семьдесят первом году жизни, во время чтения отходной, старец Анатолий тихо почил смертью праведника.

Он был погребен у стен Введенского собора, рядом с любимыми своими учителями и наставниками.

В 1996 году преподобный Анатолий старший (Зерцалов) был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года – Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Анатолия покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.

Уроки терпения

Потом Алексею пришлось жить в башне. Сначала он жил с иноком отцом Макарием (Стручковым), а потом с другим сорокалетним иноком, который не признавал старчества. От непривычки мало спать, от неудобных помещений и непривычных трудов, у молодого послушника стала очень болеть голова. Иногда целыми днями лежал он с больной головою, и некому было подать ему воды; часто оставался и без пищи, когда на трапезу ходить не мог. А внизу в башне было место, где кололи дрова. Этот стук ещё более отягощал положение больного.

Нередко приходил он к отцу Амвросию; тот занят и его не принимает, и уходить не велит. Урок терпения выдерживал инок, но часто за то возвращался к себе уже за полночь; а не успеет лечь, как уже будят к утренней службе. После чёрных послушаний ему дали было послушание клиросное, но недолго был он тут. Когда он стал петь на клиросе, его как высокого, чтобы не закрывал нот, выгонял регент за клирос. Велел оттуда смотреть и петь, и Алексей слушался. Затем регент-простец осердился на нового певчего, что тот порою, как знаток пения, делал ему деловые указания, и пожаловался на него отцу настоятелю.

Алексея и отправили на кузницу. Тяжело было ему на этом послушании; скамеечка была маленькая, узкая и короткая, а он был высокого роста. Ляжет, закроет голову свиткою, ногам холодно; ноги накроет, голове холодно. Путём этих мелких по-видимому, но очень тяжёлых огорчений вырабатывался в молодом послушнике дух смирения и терпения, кротости и твёрдости духа.

Преподобный Анатолий (Зерцалов; 1824–1894)

25 января / 7 февраля мы празднуем память преподобного Оптинского старца Анатолия (Зерцалова). Он подвизался в Оптиной Пустыни в пору ее расцвета, был учеником преподобного Макария и великого Оптинского старца преподобного Амвросия, современником преподобных Моисея, Антония и Илариона. Но даже среди этих великих подвижников имя преподобного Анатолия (Зерцалова) не тускнеет, не теряется. Именно о нем сказал преподобный Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается».

Явное действие Промысла Божия

Преподобный Анатолий (Зерцалов)

В жизни отца Анатолия (в миру Алексея) явственно действовал Промысл Божий: еще в юности он заболел туберкулезом – неизлечимой в те времена болезнью. С ним вместе заболели два товарища-чиновника. Юноша дал обет: в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. Товарищи его скоро оба умерли, а будущий Оптинский старец поправился.

Тесным путем

Поступив в обитель в 1853 году, Алексей долго был послушником. Его духоносные наставники прозорливо видели в молодом послушнике будущего старца, но не торопили его духовное созревание и вели тесным путем испытаний и тягот, чтобы закалить его и создать в нем доброе иноческое устроение. Лишь через десять лет Алексея постригли в мантию, а в сан иеромонаха рукоположили только в 1870 году.

Алексей был очень аккуратным и любил чистоту, а его, дабы не привязывался к суетному и материальному, постоянно переводили из кельи в келью, воспитывая странническое устроение. Старец Амвросий говаривал: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится: чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы, как заляжем, так и встать не можем».

Поселят Алексея в келью, он там приберется, наведет чистоту и порядок, расставит свои любимые духовные книги. И его тут же переведут в новую келью, и нужно начинать всё с начала.

Потом ему пришлось жить в башне. От непривычки мало спать, от неудобных помещений и непривычных трудов у Алексея стала очень болеть голова. Иногда целыми днями лежал он с больной головою, и некому было подать ему воды; часто оставался и без пищи, когда на трапезу ходить не мог. А внизу в башне кололи дрова, и этот стук еще более отягощал положение больного.

Когда стал петь на клиросе, его, как высокого ростом, чтобы не закрывал нот, выгонял регент за клирос. Затем регент-простец рассердился на нового певчего, так как тот, будучи знатоком пения, делал ему иногда деловые указания, и пожаловался на него отцу настоятелю.

Отправили Алексея на кузницу. Тяжело пришлось ему и на этом послушании. Для отдыха и сна предназначалась одна скамеечка, маленькая, узкая и короткая. Ляжет, укроет голову – ногам холодно; ноги накроет – голове холодно. Путем этих мелких по видимости, но очень тяжелых огорчений вырабатывались в молодом послушнике смирение и терпение, кротость и твердость духа.


В скиту Оптиной Пустыни

Рекомендую: мой начальник

Став скитоначальником в 1874 году, смиренный подвижник не изменился и по-прежнему вставал на исповеди на колени перед преподобным Амвросием. Однажды отец Амвросий, побеседовав с отцом Анатолием, стоящим перед ним, как всегда, из почтения на коленях, подозвал к себе одну особу и, показывая на преподобного Анатолия, сказал: «Рекомендую: мой начальник», – преподав этим урок смирения и послушания.

Особый дар

Преподобному Анатолию поручил старец Амвросий окормление новосозданной Шамординской женской обители, нередко отмечая, что отцу Анатолию дан особый дар утешать молодых.

Мать София, незабвенная первоначальница Шамординской обители, не раз говаривала, что хороший монах ничем не отличается в приемах обращения от самого благовоспитанного аристократа. Но разница между ними есть, и большая: аристократ держит себя с тактом из приличия, а примерный монах – из убеждения и любви к ближним. И как на образец для подражания указывала в этом случае на отца Анатолия.

Природа возвышает человека к Богу

Когда старец Анатолий приезжал в Шамордино, прогулки с ним были для всех сестер незабвенным утешением, которое скрашивало трудную жизнь первых насельниц обители. Среди сестер сохранилась память об одной из таких прогулок и тот разговор, который они вели. Мать София спросила: «А что бы нам сказала мать Сарра, которая 30 лет не выходила из пещеры, чтобы посмотреть на природу?»

На это отец Анатолий ответил так: «Всякий спасается своим путем. Я более сочувствую тем святым, которые любили природу, как то: преподобный Сергий Радонежский, Савва Звенигородский, преподобные Антоний и Феодосий; они выбирали самые красивые места для своих обителей потому, что природа возвышает человека к Богу».

Видел бы Бог правду

Преподобный Анатолий был очень доверчив и сам, относясь ко всем просто, никогда не подозревал в ком-нибудь лжи или обмана. Никогда не боялся, что про него скажут дурное, и говорил только: «Видел бы Бог правду».

Терпеть не мог лицемерия и лести, любил прямоту и откровенность и сам был очень прямой. В обращении своем простотою он очень напоминал старца Льва, которому он, верно, и подражал. Преподобный Амвросий отзывался о нем словами Евангелия: «Это израильтянин, в нем же лести нет».


Шамордино

Два ангела

В 1892 году, во время своей поездки в Петербург и Кронштадт, преподобный Анатолий встретился там со святым праведным Иоанном Кронштадтским, которого весьма почитал. 10 октября они вместе отслужили Литургию в память преподобного Амвросия Оптинского.

Как вспоминал старец Варсонофий, когда началась Литургия, отец Иоанн увидел, что с батюшкой Анатолием сослужат два Ангела; неизвестно, видел ли их сам батюшка Анатолий, но отец Иоанн ясно видел их.

Руководство для духовной жизни

Старец Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Он предузнавал о смерти близких его духовных детей, их болезнях и невзгодах, и осторожно предупреждал тех, к кому приближалось испытание.

Советы преподобного Анатолия не потеряли своего значения и в наше время и могут служить нам руководством в духовной жизни.

А спасет тебя только один врач

Пройдя опытом уроки терпения и смирения, став старцем, он мог научить этому и других. Предупреждал духовных чад, что если Господь попустит испытания, чтобы смирить человека, то не только чужие люди, но и свои, даже, по слову Исаака Сирина, вся тварь восстанут на такого человека. Одна духовная дочь жаловалась на временную свою начальницу Пелагею, что та невзлюбила ее. Батюшка отвечал: «Думаю, не Пелагея, так Акулина или Арина, а мозолить тебя будут. И ни матушки, ни батюшки тебя не спасут. А спасет тебя только один врач, сто раз тебе рекомендованный, – терпение».


Соборный храм Шамординской обители с восточной стороны

А когда одна из сестер стала просить отца Анатолия научить ее терпению, он ответил: «Ты, матушка, просишь научить тебя терпению… Чудная ты какая! Ее учит Бог! Ее учат люди – сестры! Ее учат обстояния всей жизни! И все они учат тебя терпению, учат делом, самою вещию, самим естеством способности терпеть – ты просишь у меня урока теоретического терпения… Терпи всё находящее – и спасешься!»

Лучшее средство приобрести смирение

О стяжании смирения старец говорил так: «Сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть… Начни так – и увидишь… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия».

Сила молитвы духовного отца

Преподобный Анатолий советовал постоянно приносить сердечное покаяние Господу, а от отца духовного ничего не скрывать. Старец говорил: «Люблю тех, кто всё откровенно говорит о себе. Враг не может ничего посеять там, где всё открывается духовному отцу».

О силе молитвы духовного отца за свое чадо старец Анатолий приводил своей духовной дочери пример из Патерика:

«Один брат, погрязший в грехах, стал умирать. Игумен с братией стал молиться за него. И видит видение: громадный змей всасывает этого брата, но не может всосать потому, что отец за него молится.

Но брату этому так томно от этого душевного и телесного томления, что он сам уже умоляет отца своего, чтобы он не молился: пусть, говорит, уж лучше поглотит меня змий, только не томи меня. Не есть ли безумие: будто в утробе змия лучше, чем наполовину втянутому в пасть! Но старец не внял его мольбе, а продолжал молиться и высвободил брата от пасти змия».

Читай молитву Иисусову и спасешься

Будучи сам пламенным молитвенником, делателем молитвы Иисусовой, преподобный Анатолий этому учил и духовных чад. Он всем и часто напоминал о необходимости постоянной Иисусовой молитвы и соблюдении чистоты сердца.

Когда одна инокиня сказала, что у нее плохое зрение, читать трудно, он ответил: «Читай молитву Иисусову и спасешься». Занятым на трудных послушаниях он особенно советовал вместо правил читать Иисусову молитву.

Другая инокиня свидетельствовала: «Я по поступлении в монастырь заболела. Мне было пятнадцать лет, доктора нашли у меня порок сердца и горловую чахотку и сказали, что я скоро умру, но мне не хотелось умирать. Батюшка сказал мне: “Читай, как можешь, и сидя, и лежа молитву Иисусову, и всё пройдет”. Так я и сделала и за святыми его молитвами выздоровела. И с тех пор прошло 23 года, и я живу и послушание несу по силам и по келье делаю всё для себя, хотя и не имею большого здоровья, но прежде не могла и по келье ходить».

Только Бог и душа

О молитве отец Анатолий говорил еще и так: «Надо молиться Богу, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого. Только Бог и душа. Чтобы молящийся не чувствовал ни неба, ни земли и ничего, кроме Бога, а то молитва будет несовершенная. Когда молишься под впечатлением хорошего пения или чтения, эта молитва еще не есть истинная молитва. Вот истинная молитва: пророк Илия положил голову на колени, молясь, и в несколько минут умолил Господа изменить гнев Свой на милость».

Церковь есть земное Небо

Строго требовал отец Анатолий от своих духовных детей благоговейного внимания в церкви. «В церкви стой как Ангел, – говорил он, – не разговаривай и не оглядывайся, потому что церковь есть земное Небо. Идя из церкви, читай “Богородице, Дево, радуйся…” – и ни с кем не заговаривай, а то будешь подобна сосуду, который был полон, да дорогой расплескался. Когда говеешь, тогда особенно прилежно читай молитву Иисусову. Когда идешь приобщаться, то в эту обедню особенно смотри за собой, ни с кем не говори и никуда не обращай своих помыслов. Иди к Чаше со спокойной душой, призывая молитвы своего духовного отца. Бойся в храме смутить чью-нибудь душу; ты идешь просить милости у Бога и в Его же храме оскорбляешь своего ближнего».

Покоряйся воле Божией – вот тебе и подвиг

Насколько заботился отец Анатолий о духовном преуспеянии своих чад, настолько же мудро охранял от всякого повода к тщеславию и самомнению вследствие взятых на себя подвигов.

Одна монахиня была так больна, что не могла нести послушания. И когда отец Анатолий навестил ее, она сказала: «Я послушания никакого не несу: благословите мне взять на себя подвиг жить одной, чтобы поститься, молиться и спать на голых досках».

Старец ответил: «Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а всё в бездне живет, потому что у него нет смирения. Это враг искушает. Какие тебе подвиги? С тебя довольно и болезни. Терпи, что Господь тебе дал. А ты покоряйся воле Божией – вот тебе и подвиг. Читай Иисусову молитву. Подвиги есть листья, а Иисусова молитва есть корень и плод всего. Смиряйся, во всём себя укоряй, с благодарением неси болезни и скорби – это превыше поста и подвигов и всех послушаний».

В норе и змея сидит тихо, а тронь ее – она и зашипит

Преподобный Анатолий на общежитие смотрел как на прекрасную школу для выработки смирения и терпения. Он говаривал, что общежитие умерщвляет страсти. «В норе и змея сидит тихо, а тронь ее – она и зашипит. Так и в общине. Возьми разных камней, положи в мешок и долго тряси, они станут круглыми – так и в общине. В потолке гвозди темные. На полу светлые – потому что по ним ходят, и они становятся блестящими. Так и монах, очищенный скорбями, бывает светел».

Духовный бисер

Советы преподобного Анатолия – духовный бисер для жаждущих старческого окормления.

«Учись быть кроткой и молчаливой, и будешь любима всеми. А раскрытые чувства то же, что ворота растворенные: туда бежит и собака, и кошка… и гадят».

«Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать».

«Без зимы не было бы весны, без весны не было бы и лета. Так и в жизни духовной: немножко утешения, а затем немножко поскорбеть, и составляется так помалу путь спасения».

«Будем принимать всё от руки Божией. Утешит – поблагодарим. И не утешит – поблагодарим».

Преподобне отче Анатолие, моли Бога о нас!

Успехи в молитве

Молодой инок при каждой возможности пользовался свободной минутой, чтобы побыть одному в молитве и чтении где-либо вдали, в лесу, или поздним вечерком или ранним утром.

В молитве он делал успехи, так, что когда обитель посетил преосвященный Игнатий Брянчанинов, пожелавший беседовать с тем из иноков, кто опытным путём проходит святоотеческое учение о молитве Иисусовой, ему указали на Алексея. За послушание Старцу и только после двукратного приглашения инок осмелился беседовать со святителем.

Преосвященный долго беседовал с Алексеем. Беседа ему очень понравилась. Святитель Игнатий не мог не выразить своего удивления и уважения и говорил, что рад был встретить такого инока, образованного и опытного в духовных предметах, знакомого также и со светскими науками. Почетный этот гость очень расхваливал его, называя Иосифом Прекрасным и приписывая ему большие достоинства.

По выходе от святителя Игнатия, на полпути к Скиту, молодого инока встретил преподобный старец Макарий, окруженный людьми, и, едва услышал о похвале из уст святителя Игнатия, тотчас принял грозный вид и при всех начал укорять его. Закончил Батюшка словом, увещающим его не возноситься: „А ты что вообразил о себе, что ты такой умный? Ведь Преосвященный из любезности сказал тебе так, а ты и уши развесил, думая, что это правда».

Сам же Старец потом сказал бывшим с ним: „Ведь как вот не пробрать? Он монах внимательный, умный, образованный и уважаемый вот такими людьми. Долго ли загордиться?..» – чем подтвердил оценку, данную будущему старцу Анатолию богомудрым Игнатием. Не зря преподобный Макарий иногда называл отца Анатолия высочайшим, – с одной стороны, обращая как бы внимание на его высокий рост, с другой же – указывая на высоту его духовного устроения.

Позднее, возможно, вспоминая и этот случай, преподобный Анатолий напишет о приобретении смирения: «Сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть… Начни так и увидишь… Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть самый настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них–то сокровенна есть милость Божия».

Ближайший сотрудник и помощник

После смерти старца Макария в 1860 году, преподобные Амвросий и Анатолий, потеряв любимого старца и наставника, очень сблизились между собой. В 1860-ые годы по благословению старца Амвросия отец Анатолий принимал участие в подготовке оптинских изданий творений аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, преподобного Феодора Студита.

Позже старец Амвросий стал посылать преподобного Анатолия в монастырскую гостиницу утешать скорбящих. А когда увидел прозорливый старец, что ученик созрел для того, чтобы наставлять других в духовном делании, то стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника. В 1870 году преподобный Анатолий был рукоположен в сан иеромонаха, ему было сорок шесть лет.

А уже в следующем году он получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные скита.

Житие преподобного Оптинского старца Анатолия Старшего (1824 — 1894)

Преподобный отец наш Анатолий (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов) родился 6 марта 1824 года в семье диакона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии. Родители воспитывали сына в строгости и благочестии. Он рос тихим, кротким и любознательным. Отличался особенной добротой, очень любил ходить в храм Божий и там всегда чинно стоял возле матери.

После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную Палату, но вскоре заболел чахоткой. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если выздоровеет, то поступит в монастырь. Господь даровал ему жизнь. В июле 1853 года, испросив родительского благословения, пришел он в Оптину Пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: «Благословенна ты, добрая женщина, на какой хороший путь ты отпустила сына!“ Преподобный старец Макарий духовным взором видел во вновь пришедшем из суетного мира юноше особую ревность о спасении и потому с большой любовью стал руководить его духовной жизнью.

17 ноября 1862 года Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолий.

Много скорбей и тягот пришлось перенести молодому монаху. Мудрый наставник его, преподобный Макарий, не отнимал этих скорбей от ученика своего, дабы создать в нем доброе иноческое устроение и закалить его дух в терпении.

Видя в нем особое расположение к молитвенному подвигу, Старец сам начал обучать его Иисусовой молитве. Когда преподобный Макарий уезжал из обители, то благословлял о. Анатолия относиться к старцу Амвросию. Так будущий великий молитвенник и старец проходил Иисусову молитву под руководством обоих старцев: Макария и Амвросия, находясь в полном их послушании. Поэтому духовный рост о. Анатолия был быстрым и значительным.

В 1866 году он был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1870 году – в сан иеромонаха. Старец Амвросий, увидев, что о. Анатолий уже достиг меры высокого духовного устроения, стал вводить его в старческие труды.

В 1871 году преподобный Анатолий получил назначение настоятеля Спасо-Орловского монастыря с возведением в сан архимандрита. Но любовь к родной Оптиной и старцу Амвросию заставила его отказаться от почетного назначения. Преподобный Амвросий выпросил его себе сначала в помощники, потом в благочинные Скита. С 1874 года, за послушание Старцу, принял преподобный Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и окормление новосозданной Шамординской женской обители. Преподобный часто говорил сестрам: «Я редко беру вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием».

Взяв на себя заботы о Шамордине, он входил во все стороны жизни сестер, сам учил их уставу богослужения, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Двадцать один год был он для инокинь Шамордина преданным, бесконечно любящим отцом и наставником.

Всю силу своей любви и молитвы вкладывал старец Анатолий в свой нелегкий духовный труд. Он был для чад своих чутким отцом, взыскательным учителем, сокровищем мудрости, веры и особой пасхальной радости.

О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам преподобный Амвросий; «Ему такая дана молитва и благодать, что единому от тысячи дается». При этом он был не только делателем молитвы, но и ее учителем и наставником для многих и многих иноков и инокинь.

Преподобный Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости, духовного рассуждения, исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, сказать человеку самое важное, укрепить и поддержать.

Его отеческое, любвеобильное и в то же время твердое пастырское окормление взрастило таких великих старцев Оптиной Пустыни последних времен, как схиархимандрит Варсонофий и иеросхимонах Нектарий. Особенно заботился он о стяжании таких добродетелей для иночествующих, как терпение, даже лучше сказать – долготерпение без ропота всех прискорбностей, смирение и откровение помыслов. Своих монашествующих чад он наставлял: «Держитесь отеческих преданий; «Монашество выше всяких наук, оно учит небесному ангельскому жительству; «Образ истинного монашества есть искреннее смирение, а смирение святой Исаак Сирин называет одеянием Божества.

О молитве он говорил: «Надо так молиться, чтобы между душой молящегося и Богом ничего не было и никого, только Бог и душа.

В обращении преподобный Анатолий был очень прост: весело, шутливо что-нибудь рассказывал, но в этих рассказах метко обличал чьи-нибудь греховные мысли или недостатки. Ко всем он имел искреннюю любовь, был очень доверчив и, относясь ко всем просто, не подозревал ни в ком обмана. Старец Амвросий говорил о нем: «Это израильтянин, в нем же льсти несть.

Тяжело заболев, старец Анатолий 15 декабря 1893 года тайно принял схиму и до последнего дня жизни приобщался Святых Таин.

25 января/7 февраля 1894 года преподобный старец Анатолий тихо почил во время чтения отходной.

Вся жизнь преподобного Анатолия, великого и благодатного молитвенника, духовника и старца, наставника многих душ, всегда была озарена светом веры, истинного послушания и смирения. Так и ныне, по отшествии своем от жизни земной, великий молитвенник, присный делатель умносердечной молитвы Иисусовой, преподобный Анатолий остается для нас незаменимым наставником и учителем молитвенного делания, продолжает ходатайствовать о спасении душ наших пред Престолом Божиим.

Скромность и смирение

Смиренный отец Анатолий все назначения принимал из послушания любимому старцу, никогда не тщеславился властью. Сам он впоследствии рассказывал, что по его назначении благочинным об этом многие и не знали долгое время. Однажды он шёл и увидел, что братия делают что-то неладное. Отец Анатолий сделал выговор, ему же в ответ задали вопрос: а вам какое дело? И очень смутились, когда кто-то подошедший сказал им, что это благочинный. Стали просить прощения, и чтобы он не говорил архимандриту.

Отец Анатолий отцу архимандриту не сказал, да и вообще он прежде, чем доложить начальнику что-либо из проступков братии, спрашивал совета у отца Амвросия. Вообще он не любил ни выставляться, и не требовал себе почёта. И очень долгое время, будучи уже иеромонахом, продолжал получать долю чайную иеродьякона.

А что сказал отец Анатолий?

По должности духовника, скитоначальника, преподобный Анатолий с любовью заботился о братии, причём, не только об их духовном преуспеянии, но и об их повседневных нуждах. Когда к отцу Амвросию обращались по делам скита, он отсылал всех к отцу Анатолию, к своему начальнику, как он его называл. А отец Анатолий своих духовных чад по всем важным вопросам отправлял за советом к отцу Амвросию. Старец Амвросий в таких случаях всегда спрашивал: «А что сказал отец Анатолий?» И всегда учитывал его мнение. Таким образом, между двумя старцами царило единодушие и любовь.

следующая>>

Прп. Анатолий младший Оптинский

День памяти: 30 июля ст. ст./ 12 августа н. ст.


С юных лет преподобный Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь, и только после ее смерти, 15 февраля 1885 года, когда ему было уже тридцать лет, пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у преподобного старца Амвросия. Уже в эту пору открылся у преподобного Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости.

Приняв монашеский постриг 3 июня 1895 года, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев преподобного Иосифа и преподобного Варсонофия вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преподобному Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преподобному Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями.

Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок… А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем».

На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Из братского корпуса старцу Анатолию пришлось перейти в притвор Владимирского храма. И часто приходилось видеть такую картину: в монастыре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народу. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточивших ногах. Одно время он вообще не ложился спать, позволяя себе вздремнуть лишь на утрени, во время чтения кафизм. Преподобный был всегда приветливым, постоянно ласковым, сердечным, готовым всегда отдать себя тому, кто приходил к нему с той или иной нуждой или скорбью.

Однажды пришел к преподобному попавший в затруднительное положение крестьянин, оставшийся с семьей без крыши над головой, имея за душой лишь 50 рублей денег. Ему неоткуда было получить помощь. От горя он впал в отчаяние, по-деревенски закручинился и первым делом решил пропить эти деньги, оставить жену с ребятишками, а самому идти в Москву в работники. Но недаром говорят: утро вечера мудренее. Наутро первая мысль в голову: «Сходи к старцу Анатолию», да и только. И пошел. Подходит под благословение, старец благословляет, как будто в лоб два раза ударяет, и кладет благословение медленно, чинно, а крестьянин и говорит: «Погибаю я, батюшка, хоть совсем умирай». — «Что так?» — «Да вот, так и так…» — и все рассказал крестьянин старцу. Старец Анатолий еще раз благословил его и сказал: «Не падай духом, через три недели в свой дом войдешь». Так оно и случилось, помог ему Господь и дом построить, и другим человеком стать.

Преподобный Анатолий любил Россию, русский народ и предсказывал: «Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и на обломках люди спасаются. Не все погибнут… А потом будет явлено великое чудо Божие, и все щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем, Богом предназначенным!»

Но сначала Оптиной и ее последним старцам предстояло вместе с Россией взойти на свою Голгофу. Преподобный Анатолий писал одному из духовных чад, готовя к предстоящему: «Бойся Господа, сын мой, бойся потерять уготованный тебе венец, стой в вере и, если нужно, терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобой будет Господь».

После закрытия Оптиной пришли с обыском и к преподобному Анатолию, вытащили из келии то немногое, что он не успел еще раздать чадам. За обыском последовал арест. Больного старца повезли в тюрьму, но по дороге его состояние ухудшилось, и он оказался в больнице, где ему, как тифозному, тут же остригли волосы и бороду. Когда же выяснилось, что его по ошибке приняли за тифозного больного, врач отпустил его. Вернулся он обитель измученный, еле живой, но со светлой улыбкой благодарением Господу на устах.

29 июля 1922 года в монастырь нагрянула комиссия ГПУ. Начались допросы. Готовились к аресту умирающего старца. Он не противился, только попросил себе отсрочки на сутки, чтобы приготовиться. Келейнику отцу Варнаве грубо приказали к завтрашнему утру приготовить старца к отъезду. Воцарилась тишина, старец стал готовиться в путь.

Ночью ему стало худо. Позвали доктора, но тот не нашел ничего, угрожающего жизни. Под утро келейник нашел старца стоящим на коленях. Войдя в келию через несколько минут, отец Варнава понял, что старец Анатолий тихо отошел ко Господу.

Наутро приехала комиссия. Вышли из машины: «Старец готов?» — «Да, готов», — ответил отец Варнава. И впустил их в келию. Там, на столе, в гробу лежал «приготовившийся» почивший старец. Господь принял готового Своего раба в ночь на 30 июля/12 августа 1922 года. «Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115, 6).

Его погребли возле могилки преподобного Амвросия, на том самом месте, где он долго стоял за две недели до смерти, повторял: «А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да, да, как раз…»

«Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя… Пред кончиною своею будешь благодарить Бога не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет душа твоя возноситься к Богу» — так учил своих чад преподобный Анатолий и жизнью своей, и блаженной кончиной.

Прп. Шио Мгвимский Прп. Нектарий Оптинский

Полный список мощей святых в мощевике Иверского Храма на Всполье

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]